Научная статья на тему 'Исследование феноменов маргинальности и экстремизма в молодежной среде'

Исследование феноменов маргинальности и экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
602
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / СУБКУЛЬТУРА / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / EXTREMISM / MARGINALITY / SUBCULTURE / IN-PERSONAL CONFLICT / YOUTH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнилова Ольга Алексеевна

Описывается проблема экстремизма в молодежной среде. Представлены результаты исследования социально-психологических особенностей феномена маргинальности, экстремистских настроений и поведенческих практик в молодежной среде г. Самары

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is described the issue of extremism in youth environment. There are suggested the results of investigation of social and psychological peculiarities of the phenomenon of marginality, extremism and behavioral experiences in the youth environment of Samara.

Текст научной работы на тему «Исследование феноменов маргинальности и экстремизма в молодежной среде»

О.А. КОРНИЛОВА (Самара)

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНОВ МАРГИНАЛЬНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕдЕ

Описывается проблема экстремизма в молодежной среде. Представлены результаты исследования социально-психологических особенностей феномена маргинальности, экстремистских настроений и поведенческих практик в молодежной среде г. Самары.

Ключевые слова: экстремизм, маргинальность, субкультура, внутриличностный конфликт, молодежная среда.

Сущностные свойства молодежи связаны с ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Становление субъектности молодежи в процессе реализации ее основных социальных функций - воспроизводственной и инновационной - сопряжено с преодолением совокупности внутренних (психологических) и внешних (социальных) противоречий. Актуальность проблемы молодежного экстремизма обусловлена не только его широким распространением в современном российском обществе, но и преимущественно групповым характером и непредсказуемостью.

Молодежь - самая активная часть населения, болезненно воспринимающая социальноэкономические проблемы и часто неадекватно реагирующая на них, что проявляется в агрессивных и экстремистских формах поведения. Информационная компетентность молодежи резко повышает взаимосвязь и координацию действий молодежных групп и субкультур.

По мнению С.И. Левиковой, для любой молодежной субкультуры характерна оппозиция к обществу, поскольку на данном этапе их развития молодые люди не могут получить от общества желаемого [3]. Н.Б. Бааль полагает, что «проявления экстремизма в субкультурной активности молодежи обусловлены интергенерационными и интрагенерационны-ми конфликтами конкурирующих поколений, представляющих спектр политических ориентаций лево- и правоэкстремистского толка, выступающих с интенсивными требованиями социальных изменений» [1, с. 7].

Мы выдвинули гипотезу, заключающуюся в том, что молодежный групповой экстремизм

является следствием маргинальности молодежи и проявляется в экстремистских настроениях и поведенческих практиках. С целью подтверждения данной гипотезы была разработана программа комплексного социальнопсихологического исследования, направленного на изучение феномена молодежной маргинальности, отношения молодежи к экстремизму, выявление экстремистских настроений и поведенческих практик в молодежной среде, а также системы факторов, влияющих на усиление экстремизма. Реализация данной программы обеспечила проведение исследований социальнопсихологических особенностей феномена мар-гинальности, экстремистских настроений и поведенческих практик в молодежной среде для выявления группы «риска экстремизма». Лон-гитюдное исследование, проведенное нами в 2008 - 2011 гг., представляет собой констатирующий эксперимент, включающий три этапа. Выборка исследования представлена студенческой молодежью вузов и ссузов Самары в количестве 680 чел. в возрасте от 18 до 20 лет, из которых 245 - девушек и 435 - юношей (как из числа постоянно проживающих в Самаре, так и из других регионов России и выходцев из стран ближнего зарубежья).

Основной задачей первого этапа экспериментального исследования явилось выделение групп студентов с различным уровнем социально-психологической адаптации. В рамках этого этапа исследования было установлено следующее. На момент начала обучения нет статистических различий между основными показателями маргинальности у студентов-самарцев и студентов - выходцев из других регионов России и стран ближнего зарубежья (далее - иногородние студенты). Следовательно, последние еще не осознают, что их собственная жизнь охвачена конфликтом ценностей, норм, моделей поведения и др. Однако уже во втором полугодии первого курса обучения результаты исследования показателей социально-психологической адаптации свидетельствуют, что средне- и высокоадаптированных студентов значительно больше среди самарцев, студентов с низким уровнем адаптации - среди иногородних студентов. Изучение особенностей маргинальности иногородних студентов позволило установить следующее:

- у иногородних студентов интегральный показатель эмоциональной комфортности отражает тенденцию к большему переживанию дискомфорта;

© Корнилова О.А., 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- проявление эскапизма у иногородних студентов отмечается в 2,3 раза чаще, чем у студентов из Самары; у самарских студентов преобладает более активная позиция в отношении решения проблем, иногородние студенты избегают решения проблем;

- позитивное отношение к окружающим у самарцев выражено сильнее, чем у приезжих студентов;

- ощущение одиночества в большей степени свойственно иногородним студентам;

- последние также подвержены высокой степени дезинтеграции в мотивационноличностной сфере.

Анализ результатов исследования ценностей, по которым обнаружено наибольшее рассогласование между значимостью и доступностью, обнаружил наиболее выраженное рассогласование у студентов по параметру «материально обеспеченная жизнь». Данная ценность для иногородних студентов является наиболее актуальной. Для них также характерны потребность в интересной работе и ощущение ее недостижимости, кроме того, им присуща неудовлетворенность, выраженная в недостатке друзей, отрыве от близких и родных. По ценности «активная деятельностная жизнь» у иногородних студентов наблюдается внутренний вакуум, что можно объяснить потерей прежних социальных позиций и отсутствием ориентиров проявления своей активности. В свободе нуждаются больше студенты-самарцы, страдающие от контроля и опеки родителей.

Установлены различия между самарскими и иногородними студентами через полгода, полтора и два с половиной года обучения. У студентов, постоянно проживающих в Самаре, ниже, чем у иногородних студентов, показатели эмоционального дискомфорта, дезадаптации, эскапизма и одиночества. Во внутрилич-ностном конфликте установлены различия по следующим ценностям: активная деятельностная жизнь, интересная работа, наличие хороших друзей. Уровень дезинтеграции в мотивационноличностной сфере у иногородних студентов выше, чем у студентов - жителей Самары. Показатель ценности свободы у самарских студентов выше, чем у иногородних студентов.

Анализ полученных результатов позволил установить, что спустя полгода с начала обучения в вузах и ссузах у иногородних студентов отмечается общая негативная тенденция в динамике показателей феномена мар-гинальности: снижение адаптивности, снижение показателей эскапизма, эмоционального комфорта, положительная динамика по показателям неприятия других в группе, ощу-

щение чувства одиночества, рост показателя внутреннего конфликта, что можно объяснить отрывом от семьи, отсутствием постоянной эмоциональной поддержки близких и друзей, утратой чувства принадлежности к определенной социальной группе.

На втором этапе в исследовании принимали участие те же 680 человек. Задачами этого этапа явились выделение групп студентов с ярко выраженными показателями маргиналь-ности и описание их содержательных составляющих. Обнаружены достоверно значимые различия в уровнях значений маргинальности через полгода, полтора и два с половиной года обучения (адаптивность, дезадаптивность, эмоциональная комфортность и дискомфорт-ность, эскапизм, одиночество, уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере), что свидетельствует о социальнопсихологической адаптации и позитивных изменениях в основных характеристиках марги-нальности у иногородних студентов. Данным позитивным изменениям способствовали обучение в образовательном учреждении и социальная среда, позволившие студенту восполнить утрату чувства принадлежности к местному сообществу. Исследования позволили выявить 272 студентов, имеющих трудности в социально-психологической адаптации, у которых характеристики феномена маргиналь-ности остаются стабильными.

На третьем этапе в исследовании принимали участие 272 человека из общей выборки, выделенные в результате второго этапа. Это студенты, переживающие высокий уровень субъективного одиночества, имеющие трудности в социально-психологической адаптации, так называемые маргинальные личности, а также 300 студентов социальнопсихологически адаптированных. Задачей данного этапа было выявление экстремистских настроений и поведенческих практик в молодежной среде маргиналов и социальнопсихологически адаптированных студентов [2]. Данный этап позволил установить следующее: для студентов-маргиналов характерны ценности молодежных субкультур, склонных к проявлению экстремистских настроений, а студенты-немаргиналы разделяют ценности молодежных субкультур, связанных со спортом, здоровым образом жизни, личностным развитием и самоактуализацией.

Проведенное исследование показало, что студенты обеих групп хорошо информированы о пространстве современных молодежных субкультур. Большая их часть разделяет ценности различных молодежных субкуль-

til

тур, хотя практически для четверти опрошенных характерны проблематизация субкультурных групп и, как следствие, противопоставление себя субкультурному движению. Оценка пространства досуга современной молодежи с точки зрения формирования в нем экстремистских настроений позволяет сделать вывод о том, что каждый пятый опрошенный студент-маргинал разделяет ценности молодежных субкультур, культивирующих агрессию и насилие, в то время как среди социально адаптированных студентов данный показатель ниже и составляет лишь 8,0%.

Экстремистские настроения исследуемых групп студентов проявляются:

- у студентов-маргиналов - в неприязненном отношении к мигрантам с юга (народы Кавказа, Средней Азии) - 81,6%; одобрении деятельности различных националистических объединений - 17,0% (у 7,5% отмечен высокий уровень экстремистских настроений); 33,5% респондентов признались, что проявляют агрессию к людям другой национальности время от времени, 5,5% достаточно часто бывают агрессивными по отношению к представителям другой национальности, а 43,2% считают, что негативные качества человека связаны с его национальной принадлежностью;

- у студентов-немаргиналов - в неприязненном отношении к мигрантам с юга (народы Кавказа, Средней Азии) - 55,6%; одобрении деятельности различных националистических объединений - 7,0% (высокий уровень экстремистских настроений не выявлен); 15,5% респондентов проявляют агрессию к людям другой национальности время от времени; 12% считают, что негативные качества человека связаны с его национальной принадлежностью.

Экстремистские настроения проявляются в гипертрофированном представлении о собственной роли в обществе:

- так считают 63,0% опрошенных студентов-маргиналов; из них о собственном превосходстве над другими заявили 49,8; о необходимости изменить мир - 25,0%;

- о своей особой «миссии» заявили 52% студентов-немаргиналов; о своем превосходстве над другими - 25, о необходимости изменить мир - 18%.

В качестве причин, затрудняющих взаимопонимание при общении с представителями других национальностей, назвали:

- студенты-маргиналы - поведение, затрудняющее взаимопонимание, - 42,5%; языковые сложности - 28,9; чувства неприязни к ним - 14,0%;

- студенты-немаргиналы - затрудняющее взаимопонимание - 29%; языковые сложности - 22; незнание культуры представителей данных национальностей - 25%.

В вопросах выбора жизненных стратегий экстремальные варианты выбора сделали:

- 38,0% студентов-маргиналов; экстремальность, граничащая с фанатизмом, в личностном самоопределении исследуемой выборки свойственна 15% опрошенных;

- 28,0% студентов-немаргиналов; экстремальность, граничащая с фанатизмом, в личностном самоопределении исследуемой выборки присуща 12% опрошенных.

В результате проведенного комплексного исследования получены данные, подтверждающие динамику развития личностных характеристик студентов - выходцев из других регионов России и стран ближнего зарубежья за годы обучения в учреждении профессионального образования, а также личностные характеристики, не позволяющие студентам-маргиналам успешно адаптироваться в социуме, способствующие формированию экстремистских настроений и поведенческих практик. Кроме того, выявлены существенные различия в ценностях молодежных субкультур, экстремистских настроениях, выборе жизненных стратегий у представителей маргинальной и немаргинальной студенческой молодежи.

литература

1. Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права. 2007. № 11. С. 7-9.

2. Корнилова О.А. Исследование экстремистских настроений в молодежной среде маргиналов// Социально-гуманитарные технологии личностного развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб. - Самара, 2011.

3. Левикова С.И. О готах, готике и больном российском обществе // Общественные науки и современность. 2006. № 4. С. 155-165.

Investigation of the phenomena of marginality and extremism in youth environment

There is described the issue of extremism in youth environment. There are suggested the results of investigation of social and psychological peculiarities of the phenomenon of marginality, extremism and behavioral experiences in the youth environment of Samara.

Key words: extremism, marginality, subculture, in-personal conflict, youth environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.