4. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologija. - M.: SINTEG, 2007. - 668 p.
5. Arutjunova G.Z. Bazhenova N.G. Problema ocenki kachestva obrazovanija v aspekte vospitatel'nogo processa/Vospitanie uchawejsja molodezhi: problemy, issledovanija, perspektivy: Sb. mat-lov shestoj region. nauch.-prakt. konf.14 aprelja 2005g./Vladivostok: MGU, 2005. - P. 34-40.
6. Chernjak A.Z. Konstruktivizm i antirealizm. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index/ php?id=2138&p=12567.html, svobodnyj. - Zagl. s titul. jekrana. (20.10.2011).
7. Orlov P.I. Osnovy konstruirovanija. Spravochno-metodicheskoe posobie. kn. 1. - M.: Mashinostroenie, 1977. - 625 p.
8. Magura M.I., Kurbatova M.B. Ocenka raboty personala: podgotovka i povedenie attestacii. - M., 2002.
9. Vostroknutov I.E. Metodologija ocenki kachestva programmnyh sredstv uchebnogo naznachenija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://ito.edu.ru/1999/II/6/6143.html, svobodnyj. - Zagl. s titul. jekrana. (21.10.2011).
10. Vikent'ev I.L. Metodika ocenki metodik: kontrol'nye voprosy dlja ocenki ietodik v oblasti menedzhmenta, marketinga, reklamy i PR.[Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa http://www.triz-chance.ru/estimation_techniques.html, svobodnyj. - Zagl. s titul. jekrana. (27.09.2011).
Статья поступила в редакцию 18.11.11
УДК 159.9.075
Kornilova O.A. RESULTS OF SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF VALUES OF YOUTH GROUPS AND
PREFERABLE CHOICE OF VITAL STRATEGY The results of the research conducted within the collective grant of SI VSPB "students attitude to extremism: conceptions, extremist moods and factors that influences their reinforcement" are presented in the article.
Key words: student's youth, marginality, extremist on-structure, behavioural experts, youth subculture, values, a choice of vital strategy.
О.А. Корнилова, канд. психол. наук, доц. каф. межкультурной коммуникации и регионоведения негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский институт - высшая школа приватизации и предпринимательства», E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ
В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках коллективного гранта НОУ ВПО «СИ ВШПП» «Отношение студентов к экстремизму: представления, экстремистские настроения и факторы, влияющие на их усиление».
Ключевые слова: студенческая молодежь, маргинальность, экстремистские настроения, поведенческие практики, молодежная субкультура, ценности, выбор жизненных стратегий.
Одним из маргинальных слоев общества является студенческая молодежь. В историографии студенчества можно выделить четыре основных периода: 1) конец XIX - начало ХХ вв. (исследования дореволюционного студенчества, зарождение отечественной социологии студенчества); 2) 20-40-е годы XX в. (идеологизация научных исследований, противопоставление «старого» и «нового» студенчества, разработка методов воспитания молодого поколения советских граждан); 3) 50-е - середина 80-х годов XX в. (исследования советского студенчества, противопоставление студентов социалистических и капиталистических стран); 4) середина 80-х XX в. - начало XXI в. (исследование современного студенчества в условиях трансформационного общества).
Проблема маргинальности молодежи и студенчества появилась в отечественной науке в 60-е годы прошлого столетия в связи с известной ситуацией в Западных странах. Сначала это понятие употребляли при описании зарубежных реалий. Во второй половине 80-х годов его стали активно использовать для характеристики российской молодежи и студенчества, оказавшихся «на распутье», потерявших те сущностные характеристики, которые были присущи им в советское время. Несмотря на то, что разные науки изучают различные аспекты современного студенчества, целостной, интегральной, философской картины его онтологии и аксиологии пока не сложилось. Нам представляется, что именно маргинальность является одной из сущностных характеристик современного студенчества. Поэтому продуктивным представляется использование концепции маргинальности в качестве методологического принципа анализа студенческой среды.
В анализе студенчества можно выделить три основных подхода, каждый их которых имеет свое предметное поле: социологический (рассматривает студенчество как часть молодежи, особую социально-трудовую группу и т.д.), психологический (анализирует психологические черты студенческого возраста), социально-философский (являясь методологически обобщающим, описывает онтологические и аксиологические основания студенчества). Студенчество инициативно, организованно, пространственно локализовано, приближено к исследователям, изоморфно, выполняет особую социокультурную роль в обществе. Источником инициативности студенчества и открытости новому является
маргинальность и личностные, возрастные особенности студенческого возраста. Маргинальный статус студентов определяется вынужденной сменой образа жизни - поступлением в ВУЗ, стремлением изменить и повысить собственный статус, добиться успеха в обществе, финансового благосостояния, а для многих -сменой и места жительства. По сути, студенты - это иммигранты взрослого мира, путь в который переживается как отдельная, индивидуально переживаемая история личности по годами подтверждаемому всеобщему сценарию. Студент - отчужденный человек, стремящийся в будущее.
Студенты являются одной из самых мобильных и социально активных групп населения, мгновенно реагирующих и приспосабливающихся к новым веяниям. История практически не знает примеров, когда студенческое сообщество выходило на улицы с требованиями вернуться к прежнему строю, но неизменно требовало от государства развития общественно-политических, социальных условий. XXI век - время развития политических технологий - диктует новые основания и для политической активности. В связи со стремлением студентов высказать собственную позицию, проявить социальную активность и мобильность, именно в это время наиболее часто рождаются новые формальные и неформальные общественные объединения. Такое стремление поддерживается и активно используется современными полит-технологами. Условия, создаваемые революционной ситуацией, идеальны для реализации потенциала маргинальной личности, адекватная среда для молодого человека - творца, дают возможность молодежи реализовать потребность в созидании «нового», «иного», отличного от предыдущего общественного строя, удовлетворения потребности в изменении, собственному позиционированию, проявлению чувства приобщенности к большему, глобальному. Молодой человек подвержен желанию накопления личного опыта при неприятии, даже отрицании мудрости и опыта старших, самоопределения.
Многие современные зарубежные и отечественные исследователи говорят о появлении своеобразного социально-психологического феномена - молодежной субкультуры, существующей внутри традиционной социальной культуры, так или иначе принятой в каждом конкретном обществе. Изучение молодежных
(студенческих) субкультур позволяет понять образ мышления молодого поколения, прогнозировать социально-философский облик человека будущего. Общей причиной образования молодёжных субкультур является недовольство своим социальным положением, кризисное состояние общества, неспособного удовлетворить основные потребности молодёжи в процессе её социализации и самореализации. Выделяют пять основных групп неформальных молодежных объединений (неформалы, отверженные социумом; неформалы прямого политического толка; неформалы креативного характера; неформалы непрямого политического толка; неформалы неполитического толка; неформалы-конформисты) существование которых говорит о необходимости усиления воспитательной работы среди студенчества и развитии студенческого самоуправления для воспитания лидерских качеств.
В студенческой среде в определенных ситуациях и условиях происходит формирование и становление лидерского габитуса студента, на основе приобретенного опыта формируются психологические черты и особенности молодого человека. Молодежное студенческое лидерство можно классифицировать по разным признакам, но мы особенно выделяем три основные типа лидерства в вузовской среде: формальное лидерство, неформальное лидерство и смешанный тип лидерства. Большое влияние на формирование различных лидерских типов в студенческой среде оказывают внешние факторы (политические партии, общественные движения, религиозные организации, НКО и т.д.) и внутренние факторы (учебная и внеучебная деятельность, развитие студенческого самоуправления). Студенческое лидерство маргинально по своей природе и несет в себе огромный потенциал социального развития. В результате изучения природы ценностных ориентации студентов-лидеров, появляется возможность осмысливать, прогнозировать и содействовать формированию и развитию ценностных ориентации, как самих лидеров, так и студенчества в целом.
Сущностные свойства молодежи связаны с ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Становление субъектности молодежи в процессе реализации ее основных социальных функций - воспроизводственной и инновационной, сопряжено с преодолением совокупности внутренних (психологических) и внешних (социальных) противоречий.
Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма. Развитие политического экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что детская, подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, влияющие на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии.
Значимой, с точки зрения изучения тенденций развития современного молодежного экстремизма, сохраняется концепция «молодежной субкультуры». Современный и постсоветский мир стал полем деятельности новой разновидности антисистемной и внепарламентской политической оппозиции - молодежной субкультуры или контркультуры. Отдельные молодежные субкультуры определяются как экстремистские, если их агенты используют любые формы и средства политического насилия в целях реализации собственной политической субъектности в отношении государственных институтов или других субъектов политической власти.
Основным каналом кадрового пополнения молодежного экстремизма являются формирования неформальных молодежных движений «контркультурной оппозиции» левого и правого спектра. Контркультура связана с молодежными движениями протеста и экстремистскими молодежными движениями. Н.Б. Бааль полагает, что «проявления экстремизма в субкультурной активности молодежи обусловлены интергенерационными и интрагенераци-онными конфликтами конкурирующих поколений, представляющих спектр политических ориентаций лево - и правоэкстремистс-кого толка, выступающих с интенсивными требованиями социальных изменений» [1]. В рамках данной концептуальной установки С.Н. Фридинский, отмечает, что парадоксальность социального бытия и сознания современной молодежи сформировала в молодежной субкультуре разветвленную сеть как ультралевых, так и крайне правых движений [2].
В рамках реализации программы комплексного социологического и социально-психологического исследования, направлен-
ного на изучение отношения молодежи к экстремизму, выявление экстремистских настроений и поведенческих практик в молодежной среде, а также системы факторов, влияющих на усиление экстремизма, было проведено исследование экстремистских настроений и поведенческих практик в молодежной среде с целью выявления группы «риска экстремизма» [3].
Данному исследованию предшествовало лонгитюдное исследование, в рамках первого этапа которого были выделены группы студентов с различным уровнем социально-психологической адаптации, а в рамках второго этапа - выделена группа студентов с ярко выраженными показателями маргинальности и описаны их содержательные составляющие.
Наше исследование проходило в 2010 - 2011 гг., выборка исследования была представлена студенческой молодежью вузов и ссузов г. Самара в количестве 680 человек в возрасте от 18 до 20 лет, из которых 245 - девушек и 435 - юношей, как из числа постоянно проживающих в г. Самара, так и из других регионов России и выходцев из стран ближнего зарубежья, а также в исследовании приняли участие 350 старшеклассников и 284 молодых человека из числа работающей молодежи, постоянно проживающих в г. Самара [4]. Метод исследования - анкетирование. (Анкета для студент ов, направленная на изучение интересов и настроений студенческой молодёжи, а также их отношения к проблеме экстремизма (авторы: Корнилова О.А., Петрушкина Е.В.).
Выявление ценностей современной молодежи позволило установить, что у студентов-маргиналов наиболее популярные ценности молодежных субкультур представлены реперами -24,2%; скинхедами - 19,5%; футбольными фанатами - 15,0% (х2=27,7; рd< 0,01).
Общая картина ценностей представлена в таблице 1.
Таблица 1
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТЫ-МАРГИНАЛЫ
РЭПЕРЫ 24,20%
СКИНХЕДЫ 19,50%
ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ 15%
РОКЕРЫ 9,40%
ПАНКИ 8,50%
МЕТАЛЛИСТЫ 7,80%
ЭМО 5,40%
ГОТЫ 4,30%
ДРУГИХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП 5,90%
У студентов-немаргиналов на первом месте ценности пар-курщиков - 19%, затем идут реперы - 15% и толкиенисты - 12% (х2=27,2; рd< 0,01).
Общая картина ценностей представлена в таблице 2.
Таблица 2
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТЫ-НЕМАРГИНАЛЫ
ПАРКУРЩИКИ 19%
РЕПЕРЫ 15%
ТОЛКИЕНИСТЫ 12%
СТРИТРЕИСЕРЫ 7,60%
СКЕЙТЕРЫ 7%
ГЛАМУР 4,50%
ЗЕЛЕНЫЕ 4%
НЕТ ВЫБОРА 31%
Старшеклассники на первое место поставили ценности реперов - 32%; скинхедов - 24%; эмо - 13% (х2=28,1; рd< 0,01).
Общая картина ценностей представлена в таблице 3.
У работающей молодежи наиболее популярные ценности молодежных субкультур футбольных фанатов - 24%; реперов -9%; рокеров - 7%; гламур - 4% (х2=15,5; рd< 0,01). Для указанных субкультур характерны спортивные, музыкальные увлечения, организованное проведение досуга, отдыха.
Общая картина ценностей представлена в таблице 4.
Таблица 3
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКИ
РЕПЕРЫ 32%
СКИНХЕДЫ 24%
ЭМО 13%
ГОТЫ 9%
ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ 9%
СКЕЙТЕРЫ 5%
ГЛАМУР 5%
ДРУГИХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП 3%
Таблица 4
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ
ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ 24%
РЕПЕРЫ 9%
РОКЕРЫ 7%
ГЛАМУР 4%
НЕТ ВЫБОРА 56%
Оценка пространства досуга современной молодежи
Проведенное исследование показало, что студенты обеих групп хорошо информированы о пространстве современных молодежных субкультур. Большая часть из них разделяют ценности различных молодежных субкультур, хотя практически для четверти опрошенных характерна проблематизация субкультурных групп, и, как следствие, противопоставление себя субкультурному движению.
Оценка пространства досуга современной молодежи в предыдущем исследовании показала, что каждый пятый опрошенный студент-маргинал разделяет ценности молодежных субкультур, культивирующих агрессию и насилие, в то время как среди социально-адаптированных студентов данный показатель ниже и составляет лишь 8%. Для школьников данный показатель составляет наибольший - 33%, для представителей работающей молодежи - лишь 4% (х2=13,1; рd< 0,01).
Характер экстремистских настроений исследуемых групп молодежи проявляется следующим образом: самый высокий процент по всем параметрам отмечается у студентов-маргиналов (х2=11,9; рd< 0,01).
Общая картина экстремистских настроений представлена в таблице 5.
Итак, наиболее сильно выражено неприязненное отношение к мигрантам (народы Кавказа и Средней Азии) у студентов - маргиналов, в меньшей степени у рабочей молодежи (х2=12,7; рd< 0,01).
Таблица 5
Неприязненное отношение к мигрантам (народы Кавказа и Средней Азии) Одобрение деятельности националистич еских объединений Проявляют агрессию к людям другой национальности время от времени Достаточно часто бывают агрессивными по отношению к людям другой национальности Негативные качества человека связаны с его национальной принадлежностью
СТУДЕНТЫ-МАРГИНАЛЫ 81,60% 17,00% 33,50% 5,50% 43,20%
СТУДЕНТЫ-НЕМАРГИНАЛЫ 55,60% 7% 15,50% 12%
ШКОЛЬНИКИ 74% 9%
РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ 28% 4%
Таблица 6
Своя особая "миссия" Собственное превосходство над другими Необходимость изменить мир
СТУДЕНТЫ-МАРГИНАЛЫ 63% 49,80% 25%
СТУДЕНТЫ-НЕМАРГИНАЛЫ 52% 25% 18%
ШКОЛЬНИКИ 38% 35% 47%
РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ 18% 25% 30%
Исследование экстремистских настроений, проявляющихся в гипертрофированном представлении о собственной роли в обществе и в различных группах молодежи. Самый высокий процент гипертрофированного представления о собственной роли в обществе и в различных группах молодежи демонстрируют студенты-маргиналы: 63%(х2=11,9; рd< 0,01). Из них о собственном превосходстве над другими заявили 49,8%,т.е. больше чем во всех других группах (х2=10,2; рd"0,05); о необходимости изменить мир
- 25,0% .
Наиболее низкие показатели отмечены у работающей молодежи (см. Табл. 6). В параметре «Необходимость изменить мир» самый высокий показатель отмечен у старшеклассников - 47% (х2=9,2; рd< 0,05).
Экстремистские настроения, проявляющиеся в гипертрофированном представлении о собственной роли в обществе и в различных группах молодежи
Изучение причин, затрудняющих взаимопонимание при общении с представителями других национальностей. В качестве ведущей причины, затрудняющей взаимопонимание при общении с представителями других национальностей, студенты-маргиналы назвали поведение, затрудняющее взаимопонимание
- 42,5% (х2=11,8; рd< 0,01).
В качестве ведущей причины, затрудняющей взаимопонимание при общении с представителями других национальностей, студенты-немаргиналы также назвали поведение, затрудняющее взаимопонимание - 29%, однако значение каждой из причин в процентном соотношении примерно одинаково. Таким образом, для студентов-маргиналов причина, затрудняющая взаимопонимание при общении с представителями других национальностей, является ярко выраженной.
Распределение голосов студентов-немаргиналов по ячейкам причин, затрудняющих взаимопонимание не отличается от равномерного.
Старшеклассники также поставили этот параметр на первое место, но, в отличие от студентов-немаргиналов, второй причиной является параметр «Языковые сложности».
Распределение по причинам у школьников также не отличается от равномерного.
Характерно, что у представителей работающей молодежи одинаковое процентное соотношение заняли параметры «Незнание культуры представителей данных национальностей» и «Языковые сложности» - по 30%, чем данная молодежная группа отличается от всех остальных. При том, ведущая причина предыдущих молодежных групп «Поведение, затрудняющее вза-
имопонимание», для представителей работающей молодежи является не актуальной. Статистических закономерностей не установлено.
В вопросах выбора жизненных стратегий экстремальные варианты выбора сделали:
> 38% студентов-маргиналов, экстремальность, граничащая с фанатизмом в личностном самоопределении исследуемой выборки присуща 15% опрошенных;
> 28% студентов-немаргиналов, экстремальность, граничащая с фанатизмом в личностном самоопределении исследуемой выборки присуща 12% опрошенных;
> 46% школьников, экстремальность, граничащая с фанатизмом в личностном самоопределении данной выборки присуща 30% опрошенных школьников;
> 13% представителей работающей молодежи, экстремальность, граничащая с фанатизмом в личностном самоопределении исследуемой выборки присуща 9% опрошенных.
Библиографический список
В вопросах выбора жизненных стратегий экстремальные варианты ответов в большей степени присущи школьникам (х2=11,2; рd< 0,05), в меньшей - работающей молодежи.
Таким образом, проведенное комплексное исследование позволило выявить существенные различия в ценностях исследуемых молодежных групп, выборе жизненных стратегий у представителей маргинальной, немаргинальной студенческой молодежи, старшеклассников и представителей работающей молодежи.
Анализируя сущность и содержание, общее и особенное маргинального сообщества студентов в данном конкретном обществе в конкретно-исторической ситуации, его роль в изменении государственных систем и проведении демократических реформ, особенности молодежных нонконформистских объединений, систему ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи, как одной из наиболее социально активных частей общества, можно представить психологический портрет общества будущего. В этом видится дальнейшая проблематика исследований студенчества в психологической теории и практике.
1. Бааль, Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права. - 2007. - № 11.
2. Фридинский, С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. - 2008. - № 6.
3. Корнилова, О.А. Экстремистские настроения в молодежной среде и маргинальные группы как пространство формирования экстремизма // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2 011. - №2(17).
4. Корнилова, О.А. Исследование экстремистских настроений в молодежной среде маргиналов // Социально-гуманитарные технологии личностного развития: материалы Всероссийской научно-практической конф. с международным участием. - Спб.; Самара, 2011.
Bibliography
1. Baalj, N.B. Molodezhnihe ehkstremistskie organizacii v postsovetskoyj Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. - 2007. - № 11.
2. Fridinskiyj, S.N. Molodezhnihyj ehkstremizm kak osobo opasnaya forma proyavleniya ehkstremistskoyj deyateljnosti // Yuridicheskiyj mir. -2008. - № 6.
3. Kornilova, O.A. Ehkstremistskie nastroeniya v molodezhnoyj srede i marginaljnihe gruppih kak prostranstvo formirovaniya ehkstremizma // Vestnik Samarskogo municipaljnogo instituta upravleniya. - 2 011. - №2(17).
4. Kornilova, O.A. Issledovanie ehkstremistskikh nastroeniyj v molodezhnoyj srede marginalov // Socialjno-gumanitarnihe tekhnologii lichnostnogo razvitiya: materialih Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konf. s mezhdunarodnihm uchastiem. - Spb.; Samara, 2011.
Статья поступила в редакцию 18.11.11
УДК 371
Legenchuk D.V. PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF STUDIES OF THE PROCESS OF CONTINUITY IN EDUCATION.
This article discusses the methodological basis of continuity in the learning process of multi-level vocational education in the modernization of Russian education. The author makes an attempt to analyze methodological foundations of the concept of continuity of multi-level vocational education in terms of philosophy.
Key words: activity, concept, method, methodology, education, and continuity, the principle of learning activities.
Д.В. Легенчук, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Курганского гос. ун-та, г. Курган, E-mail: [email protected];
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается методологическая основа преемственности в образовательном процессе многоуровнего профессионального образования в условиях модернизации российского образования. Автор делает попытку анализа методологических оснований концепции преемственности многоуровнего профессионального образования с точки зрения философии.
Ключевые слова: деятельность, концепция, метод, методология, образование, преемственность, принцип,
учебная деятельность.
Элементом методологической основы нашего исследования процесса преемственности будут являться законы диалектики как всеобщие законы развития, движения, присущие природе, обществу, человеческому мышлению, - перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей.
Выбранная нами проблема исследования, являясь частью объективной реальности, подчиняется этим законам. "Законы внешнего мира, природы, суть основы целесообразной деятельности человека" [1, с. 169]. В нашем исследовании, закон перехода количественных изменений в качественные означает постоянное, систематическое, глубокое и разностороннее изучение наличного уровня состояния системы профессионального образования, т. е. необходима многоаспектная диагностика.
Для нас важны в методологическом плане следующие положения теории познания:
1) сущность противоречий раскрывается через борьбу противоположностей;
2) взаимодействие, конфликт, борьба противоположностей не статичны, а динамичны, развивающиеся;
3) борьба противоположностей выступает источником всякого развития;
4) разрешение одних противоречий, осуществляемое в борьбе противоположностей, порождает новое объективное противоречие.
Противоречие становится движущей силой только тогда, когда есть целенаправленная деятельность по его решению. В процессе разрешения каждого противоречия в деятельности происхо-