Научная статья на тему 'Формы проявления экстремизма в молодежной среде в современных условиях'

Формы проявления экстремизма в молодежной среде в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2887
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / МОЛОДЕЖЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демидова-Петрова Е.В.

В статье рассматриваются проблемы в национальных республиках, где социально-экономические проблемы молодежи тесно переплетаются с кризисом идентичности, который находит свое отражение в распространении радикальных политических и религиозных взглядов, что в итоге превращается в одну из угроз национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Демидова-Петрова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы проявления экстремизма в молодежной среде в современных условиях»

УДК 343.985.7

Е.В. Демидова-Петрова

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются проблемы в национальных республиках, где социально-экономические проблемы молодежи тесно переплетаются с кризисом идентичности, который находит свое отражение в распространении радикальных политических и религиозных взглядов, что в итоге превращается в одну из угроз национальной безопасности России.

Ключевые слова: экстремизм, экстремизм в молодежной среде, молодежь, национальная безопасность, идеология.

Сегодня российское общество лицом к лицу столкнулось с проблемой экстремизма, который представляет собой реальную угрозу не только внутренней и внешней безопасности, целостности государства, но и, прежде всего, правам и свободам человека и гражданина, которые являются, в соответствии с Конституцией России [1], наивысшей ценностью (ст. 2) и защита которых - обязанность государства [2, с. 3; 3].

Экономические трудности, а также кризис прежних ценностей и норм создают благоприятную почву для распространения экстремизма в молодежной среде. Особую тревогу вызывает ситуация в национальных республиках, где социально-экономические проблемы молодежи тесно переплетаются с кризисом идентичности, который находит свое отражение в распространении радикальных политических и религиозных взглядов.

Проявление религиозного и других видов экстремизма в молодежной среде на современном этапе, приобретая очень большие масштабы, имеющие опасные последствия для будущего страны, превращается в одну из угроз национальной безопасности России. Эта проблема все чаще становится главной темой на заседаниях органов государственной власти различного уровня.

Особую тревогу вызывают преступления насильственного характера со стороны молодежи и подростков в отношении иностранных граждан на почве национальной, расовой и религиозной вражды [4, с.211-212].

Активизация молодежного экстремизма в

настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена как явление, требующее общественного, социально-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

Ряд авторов в своих научных трудах полагают, что существуют все основания выделять при изучении экстремизма и его проявлений в молодежной среде следующие возрастные группы: 1) малолетние субъекты поведения, действий, поступков в возрасте до 12 лет, не несущие юридической ответственности за свои деяния в связи с неполной осознанностью вины, непониманием последствий, отсутствием законодательно установленных норм ответственности, способов наказания; 2) лица подросткового возраста от 12 до 16 лет, которые обладают способностью осознавать допустимость или недопустимость форм своего поведения, осуществляемых действий и частично, в определенной степени несут юридическую ответственность за противоправные собственные деяния при личном участии или в составе группы; 3) юноши и девушки, молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, которые, будучи гражданами, в полной мере отвечают за свое поведение, действия, поступки и наказуемые за провинности, последствия осуществленных ими деяний [5, с.58]. Надо сказать, что, исходя из данных официальной статистики, самая крупная часть преступлений, признанных судом экстремистскими проявлениями, совершается именно этой категорией лиц.

Демидова-Петрова Елизавета Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России e-mail: demidova.liza@gmail.com © Демидова-Петрова Е.В., 2016 Статья получена: 05.11.2016

Важно отметить, что молодежный экстремизм присутствует, прежде всего, там, где существует, живет, трудится молодое поколение.

Несовершеннолетние, находясь на этапе становления социальных позиций и лишь на пути к собственной зрелости, обладают определенной спецификой, выражающейся, в основном, в нес-формированности мировоззрения, противоречивости характера и повышенной подверженности влиянию извне. Основываясь на опыте и убеждениях, как своих личных, так сверстников и наставников, руководствуясь либо игнорируя уже усвоенные ими нормы, принятые в обществе, они делают выбор между правопослушным и девиантным поведением. В таком возрасте только учатся разрешать неизбежно возникающие на пути их развития конфликты не только с окружающей их средой, сверстниками и взрослыми, но и с самими собой [6, с.52].

С конца 80-х годов ХХ века в нашей стране стали появляться новые молодежные течения, движения, группировки, часть которых постепенно из субкультурных неформальных объединений, сформировавшихся на почве интересов в сферах, например, музыки, спорта и т.п., трансформировались в относительно организованные агрессивные группировки, среди которых самые массовые - рокеров, панков, скинхедов [6, с.52].

Скинхеды — это участники неформального стилистического контркультурного молодежного движения, возникшего в Великобритании в 19601970-х годах ХХ века, широко распространившегося сначала в Западной, а затем и Восточной Европе. Надо отметить, что одним из первых названий данного движения было «Hard Mods». Слово «скинхед» происходит от слияния двух английских слов: «skin» (кожа) и «head» (голова) — буквально «кожаная голова». Однако в России, где движение проявилось только в начале 1990-х годов, скинхеды предпочитают называть себя «бритоголовыми», так как, по их мнению, это название звучит более патриотично. Большинство наиболее активных участников движения выбривают головы до блеска и носят специальную атрибутику, резко выделяющую их из общей массы молодежи: грубые и тяжелые ботинки военного стиля, черные или синие джинсы, белый или зеленый камуфляж (куртки, жилетки, кепки). Носят в качестве эмблем на рукавах и футболках так называемый «кельтский крест». В драках используют ремни с утяжеленной пряжкой, намотанные на руку, заранее подготовленную арматуру. У «бритоголовых» существуют свои обычаи и традиции, своя музыкальная культура нескольких музыкальных направлений. По сравнению с другими молодежными неформальными группами российские «бритоголовые», помимо элементов неформальной

субкультуры, обладают достаточно сложной и развитой политической идеологией, наиболее популярным (но не общепризнанным) вариантом которой является «Азбука славянских бритоголовых». В основе этой идеологии лежит комплекс общих расистских принципов и представлений.

В России движение с самого начала приобрело резко политизированные формы. Большинство российских скинхедов исповедуют крайне расистские взгляды со значительным уклоном в сторону национал-социалистических теорий времен Третьего рейха. Тем не менее, существуют и небольшие группы скинов (2-3% от общей численности), придерживающихся коммунистической и даже антифашистской идеологии [8, с.68].

Деятельность скинов обычно направлена на претворение в жизнь их примитивных расист-ско-нацистских представлений. При этом основная часть деятельности «бритоголовых» характеризуется эпатажными расистскими и ксе-нофобными выходками, переходящими в акты прямого физического насилия. Осуществляя акции, «бритоголовые» обычно объединяются в небольшие группы (5- 10 человек), организованные по территориальному признаку. В группы «бритоголовых» входит масса малообразованной маргинальной молодежи, владеющей единственным движущим мотивом участия в скин-движении, — желанием выплеснуть агрессивные эмоции. При этом участие в скин-движении рассматривается и как способ объединения для совершения противоправных действий, а также повод для агрессии. Такие группы молодежи особенно сильно активизировались в период максимальной популярности скин-движения (1998-2003 гг.) [8].

Необходимо отметить наличие фактов тесных связей «бритоголовых» с преступным миром и следует признать, что они имеют достаточно веские основания. В силу основного направления своей деятельности участники этой группы наиболее криминализированы. Заметим, идеология «бритоголовых» требует от своих адептов обязательного и систематического совершения актов прямого насилия, от степени участия в которых прямо зависит личная репутация каждого из них. В связи с этим практически каждый год несколько десятков российских скинхедов получают значительные тюремные сроки. В отличие от своих зарубежных коллег, близких к традиционным анархистам, русские скинхеды исповедуют расово-националисти-ческую идеологию, которую в литературе уже определяют как «русизм». Если зарубежные скинхеды громят витрины крупных западных банков и ресторанов (символов «ненавистного капитализма»), то их русские тезки предпочитают убивать. На счету

русских скинхедов, например, зверские убийства девочек цыганской (6 лет) и таджикской (9 лет) национальностей в Санкт-Петербурге.

После войны в Чечне, повлиявшей на всплеск молодежного экстремизма, прежде всего, праворадикального толка, и последовавшей за ней нестабильной и угрожающей ситуации жители Кавказа начинают восприниматься в образе опасного врага — врага с кавказским лицом, причем врага русских, православных [8].

Усиление активности мусульманских и иных экстремистов также явилось причиной роста молодежного экстремизма.

Жертвой экстремистов может быть любой человек, не принадлежащий к белой расе или к русской нации. Поэтому среди лиц, пострадавших от скинхедов, есть выходцы из самых разных государств — от США до Японии. Но наибольшее число пострадавших приходится на граждан бывшего СССР (в основном уроженцев государств Закавказья и Средней Азии) и Российской Федерации (жителей преимущественно Северного Кавказа) [11]. В настоящее время особую обеспокоенность вызывает увеличение случаев физического насилия в отношении иностранных студентов — выходцев из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, обучающихся в российских вузах. Наибольшее их количество зафиксировано в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже.

В ходе расследования уголовных дел установлено, что умысел на совершение данных преступлений у указанных лиц возникал спонтанно, под воздействием алкоголя. Основным источником получения информации об идеологии экстремизма явились телевидение, печатные СМИ и Интернет [8]. На специально созданных сайтах Интернета можно обнаружить подробную инструкцию для «бритоголовых», в которой описываются различные способы убийств и нападений на «врагов белой расы», советы, не только как устроить акции, но и как избежать контактов с полицией.

Необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не относят сеть Интернет к средствам массовой информации, поэтому данный правовой пробел вызывает достаточное количество вопросов в применительной практике по материалам и уголовным делам экстремистской направленности. Однако в соответствии со ст. 4 Концепции противодействия терроризму одним из основных внешних факторов, способствующих возникновению терроризма и экстремизма на территории Российской Федерации, является «распространение идей терроризма и экстремизма через инфор-

мационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации» [10, с.231].

На сегодняшний день имеется несколько групп молодежи, которые называют себя «скинхедами», а именно: 1) традиционные скинхеды (англ. traditional skinheads). Их возникновение является своеобразной реакцией на появление геополитических ответвлений от первоначального течения. Представители указанной группы следуют образу первых скинхедов, демонстрируя глубокую преданность субкультуре, память о корнях, а также аполитичность. Их неофициальным лозунгом является - «Remember the spirit of 69». Считается, что именно в 1969 году движение скинхедов было на пике своего развития. Музыкальными предпочтениями представителей данной группы являются ска, регги, а также современная музыка Oi!; 2) хардкор-скинхеды - данная разновидность скинхедов, как правило, ассоциируется с хардкор-панк-сценой, а не Oi! и ска. Настоящая группа скинхедов особенно стала распространенной в конце первой волны хардко-ра. В основном они сохранили идеи своих предшественников, не имеют расовых предрассудков; 3) НС-скинхеды (англ. white power skinheads или англ. national socialist skinhead). Впервые они появились в Англии в начале 70-х годов ХХ века. Относящиеся к данной группе лица, как правило, придерживаются идеологии правого толка, националисты либо расисты, также некоторые из них выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы. Следует отметить тот факт, что, исходя из того, что расистские взгляды противоречат первоначальному духу движения, иные представители течения называют НС-скинхедов - бонхе-дами (англ. bonehead - костеголовые); 4) S.H.A.R.P. (англ. Skinheads Against Racial Prejudices) - «Скинхеды против расовых предрассудков»). Данное ответвление скинхедов берет свои истоки в Америке в 1980-х годах ХХ века. Принято считать их возникновение, как определенную реакцию на появившийся в СМИ стереотип того, что все скинхеды - нацисты. Были отмечены случаи, когда приверженцы данного течения давали теле- и радиоинтервью, в которых подробно рассказывали об истинных ценностях, идеях скинхед-движения. Также имели место применения силовых акций в отношении НС-скинхедов; 5) R.A.S.H. (англ. Red & Anarchist Skinheads) - «Красные» и анархо-скинхе-ды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма. Данное движение является прополитическим.

Говоря о скинхедах, нельзя оставить без внимания тот факт, что их представители весьма часто украшают себя татуировками. Тематика подобных татуировок имеет следующее деление: нацист-

ская, национал-патриотическая направленность. Основным сюжетом таких татуировок является изображение кельтского креста, различные модификации свастики. Наибольшее количество татуировок имеют так называемые «олдовые» бритоголовые - ветераны движения скинхедов.

Следует отметить, что со временем большая часть бритоголовых осознала, что достаточно ярко выраженные фашистские, нацистские символы мешают им в повседневной жизни. Татуировки быстрее, чем бритые головы, выдают их групповую принадлежность к бритоголовым. На сегодняшний день основное количество бритоголовых предпочитает делать себе татуировки на нейтральные темы. Среди татуировок данного вида преобладают изображения различного рода узоров, фигуры воинов, зверей, оружия, кораблей, богов или целые языческие сюжеты.

Нанесение татуировок имеет серьезное значение для течения бритоголовых. Татуировка служит самоидентифицирующим признаком, она четко определяет принадлежность ее носителя к определенной группе людей. Большинство скин-татуировок носит декоративно-эстетическую функцию.

Неонацисты — второе по численности и известности радикальное молодежное направление, активно сотрудничающее с объединениями, в той или иной мере исповедующими ультраправую, праворадикальную и правоэкстремистскую идеологию. Наиболее крупными из объединений неонацистского толка являются «Русское национальное единство», «Движение против нелегальной иммиграции», «Славянский союз», «Народная национальная партия». Нередко их члены еще «вчера» были скинами, что существенно влияет на уровень радикальности объединения, в которое они входят [11]. Однако есть и очевидные отличия от «бритоголовых». Наиболее значимые из них следующие: сознательное обособление от ультраправых «бритоголовых», в том числе от свойственных им внешних атрибутов (прическа, обувь, одежда, музыка и т.д.), неонацисты вовсе не стремятся выглядеть единообразно; наличие у организаций четких идеологических и программных документов; длительность периода существования; более высокий уровень идеологической грамотности членов движения, основанный на сознательном изучении основ политической идеологии, часто являющийся обязательным условием для участия в его деятельности; более высокий уровень организованности и управляемости, основанный на подчинении приказам более авторитетных участников объединения. Наличие внутригрупповой иерархии — лидера, активистов; деятельность объединения носит разноо-

бразный характер — охрана, пропаганда, финансово-хозяйственная деятельность; значительно меньший уровень внешней агрессии и готовности к применению демонстративных актов прямого физического насилия по отношению к идеологическим противникам [7, с.69]. При этом более агрессивные участники подобных объединений активно участвуют в акциях «бритоголовых».

Главное место в идеологии неонацистов занимают агрессивный национализм и прямые нацистские положения, в основе которых лежат представления о праве на особое положение для одной национальной (русские) или этнической (славяне) группы [11, с.69]. Это также отличает их от «бритоголовых», действующих на основе принципов «всемирного белого братства» вне зависимости от национальности и места проживания его представителей (Россия, Германия, Америка), а в качестве идеала провозглашается «Великий арийский рейх белых людей». Именно неонацисты составляют актив большинства ультраправых объединений и наиболее заметны на всех политических мероприятиях, проводимых ультраправыми радикалами.

Правые неформалы. Расистские, нацистские и ксенофобные настроения существуют среди различных групп молодежи, в том числе и среди неформальных групп.

Термин «правые неформалы» — это общее обозначение относительно неустойчивой группы молодежи, состоящей из поклонников тех или иных неформальных субкультур, обычно основанных на увлечении конкретным типом современной молодежной музыки («панки», «металлисты», «рокеры»). К числу правых неформалов можно отнести и футбольных болельщиков (фанатов), несмотря на идеологическую и стилистическую близость к скинхедам, представляющим собой отдельную самостоятельную молодежную субкультуру, базирующуюся, прежде всего, на любви к футболу как виду спорта и всей совокупности сопутствующих явлений и мероприятий.

Традиционно термин «субкультура» определяется как «специфический вид культуры, ценности и образцы поведения которой отличаются от общепринятых. Культура той или иной социальной группы в среде молодежи, интеллигенции, предпринимателей, рабочих и т.д. Их субкультура, или частичная культура, отражает социальное положение, род деятельности, образование, их специфические потребности, интересы и ценностные ориентации» [12, с. 434]. Наиболее крупными и известными молодежными группами, основанными на принципе общности, как музыкальных вкусов, так и ультраправых идей, являются «панки», «металлисты» и другие субкультурные моло-

дежные группировки. Их особенность состоит в том, что усвоение ультраправых идей их членами изначально происходит, как правило, в процессе прослушивания музыкальных произведений.

Следует отметить, что панк-культура возникла в начале 60-х годов в США. Первоначально она называлась «гаражным роком», оттого что начинающим группам некуда было податься, кроме гаражей. Панки появились как движение вечно протестующих нигилистов, и протест их выражался не только в музыке, но и во внешнем виде. Главной их задачей было пойти против всех. Панки появились в России еще в начале 80-х. Их легко отличить на улице от простых людей. Стандартное место учебы панка — профессиональное училище. Обычно они не вступают ни в какие политические партии. Рэперы появились в США в середине 70-х годов как способ самовыражения малообеспеченных рабочих слоев населения. На улицах черных кварталов Нью-Йорка впервые зазвучала новая музыка. Рэп появился изначально как танцевальная музыка и был очень хорошо принят новым поколением молодых жителей сначала американских городов, а затем и всего мира. Рэперы в России появились в 1997-1998 годах в Москве и Санкт-Петербурге.

Внешний вид, манера поведения, отношение к окружающей действительности членов неформальных правоэкстремистских группировок зависят от традиций конкретной группы, к которой они принадлежат. У этих групп не существует общепринятых официально признанных правил поведения, общих обычаев и традиций. Возраст членов также может различаться и варьируется от подросткового (12-16 лет) до среднего (35-40 лет), хотя до настоящего времени основную часть неформалов составляет именно молодежь. Практически ни у одной из подобных групп не существует четкой политической идеологии. В итоге представления каждого конкретного неформала

достаточно индивидуальны и могут включать различные варианты смеси элементов расистских, нацистских и патриотических представлений. В качестве же общей идеологической основы выступает сам факт положительного восприятия элементов ультраправых идей. Кроме того, членов группировок объединяют и совместное посещение музыкальных концертов групп ультраправого толка, регулярное прослушивание записей их песен, наличие каких-либо элементов общей символики. Иные факторы сплочения (более или менее четкая организационная структура и т.п.), по существу, отсутствуют.

Общей же основой, объединяющей все три охарактеризованных молодежных течения, является общее положительное отношение к ультраправым идеям [13]. Важным фактором объединения становится участие в различного рода массовых мероприятиях национально-патриотического и более радикального (расистского, ксенофобского) толка, во время которых представители этих молодежных группировок выступают совместно как единое целое, временно объединенное конкретными лозунгами и действиями. Кроме того, представители рассматриваемых групп могут объединяться и для реализации агрессивных практик — погромов, массовых избиений, а также для защиты своих интересов в случае угрозы со стороны чуждых по организационным принципам и идеологии молодежных групп [7, с.71].

Для всех направлений праворадикальной молодежи характерно наличие определенного личностного психологического типа (который условно можно назвать психотипом), в соответствии с которым и определяются его основная роль и степень участия в ультраправом спектре. Эти психотипы могут быть весьма различными, как различен возрастной, социальный и идеологический тип самих праворадикалов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря; СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

2. Залиханова Л.И. Преступления экстремистской направленности: уголовно-правовые и криминологические аспекты: учеб. пособие. М., 2014.

3. Чесноков А.А., Акимышев Е.С. Роль органов внутренних дел в механизме обеспечения информационной безопасности ребенка // Алтайский юридический вестник. 2015. № 3. С. 139-142.

4. Демидов Ю.Н. Проблемы совершенствования борьбы с терроризмом и экстремизмом. Преступность и проблемы борьбы с ней. М., 2007.

5. Райзберг Б.А., Лысенко А.А. Экстремизм: истоки проявления и способы противодействия: монография. М., 2015.

6. Маркова Ю.В. Предупреждение преступлений, совершаемых группами несовершеннолетних экстремистской направленности: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008.

7. Беликов С.В. К типологии праворадикальной молодёжи // Свободная мысль. 2008. № 4.

8. Информационно-аналитические материалы ДООП МВД России о состоянии профилактики экстремизма в молодежной среде и тенденциях развития оперативной обстановки по данному направлению. М., 2010.

9. Информационные материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде. М., 2011.

10. Борисов С.В. Защита граждан от проявлений экстремизма в сетях Интернет // Здоровье нации и национальная безопасность. М., 2013.

11. Информационно-аналитические материалы ДООП МВД России о состоянии профилактики экстремизма в молодежной среде и тенденциях развития оперативной обстановки по данному направлению. М., 2010.

13. Лавриненко В.Н. Социология. М., 2007.

14. Информационные материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде. М., 2011.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Усманов И.М.

Противодействие преступной деятельности организованных преступных групп, связанных с бесконтактным сбытом наркотических средств: учебно-практическое пособие / И.М. Усманов. - Казань. КЮИ МВД России, 2016. - 81 с.

В учебно-практическом пособии на основе системного и комплексного подхода анализируется практика противодействия бесконтактному сбыту наркотических средств и психоактивных веществ подразделений МВД России по Республике Татарстан. Деятельность правоохранителей исследована с учетом использования наркопреступниками новых, так называемых «бесконтактных» способов передачи наркотиков через системы тайников, где расчеты за сделку происходят посредством различных электронных платежных систем, сети Интернет и сотовой связи. Показан алгоритм действий сотрудников ОВД по получению первичной информации и документированию преступной деятельности организованных групп, связанных с бесконтактным сбытом наркотических средств.

Пособие предназначено для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов и слушателей юридических вузов МВД России, а также практических сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.