УДК 159.9.075
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
© 2011 О.А.Корнилова
Самарский институт - Высшая школа приватизации и предпринимательства
Статья поступила в редакцию 31.10.2011
В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках коллективного гранта НОУ ВПО «СИ ВШПП» «Отношение студентов к экстремизму: представления, экстремистские настроения и факторы, влияющие на их усиление»
Ключевые слова: экстремистские настроения, поведенческие практики, молодежная субкультура, ценности, выбор жизненных стратегий.
Апатия, безразличие к политической жизни общества, отчуждение от основных нормативных ценностей привели к созданию в России различных форм «субкультуры». Молодёжная субкультура - это кривое зеркало взрослого мира вещей, ценностей, отношений, которые в последнее время также постоянно снижается. Отдельные молодёжные субкультуры определяются как экстремистские, если их агенты используют любые формы и средства политического насилия в целях реализации собственной политической субъектности в отношении государственных институтов или любых субъектов политической власти. Важным каналом кадрового пополнения молодёжного экстремизма можно считать формирование среди неформальных молодёжных движений «контркультурной оппозиции» левого и правого спектра. Контркультура связана с молодёжными движениями протеста и экстремистскими молодёжными движениями. Н.Б.Бааль полагает, что «проявления экстремизма в субкультурной активности молодёжи обусловлены интергенерационными и интрагенерационными конфликтами конкурирующих поколений, представляющих спектр политических ориентаций лево - и правоэкстре-мистского толка, выступающих с интенсивными требованиями социальных изменений»1.
Необходимость определения глубинных причин, лежащих в основе молодежного экстремизма, требует применения целостного подхода к пониманию его сущности, обобщающего имеющиеся теоретические разработки. Реализация такого подхода возможна на базе фундаментальных представительных исследований, позволяющих анализировать процессы, проис-
Корнилова Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации и регионоведения. E-mail: quality@samin. ru
1 Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организа-
ции в постсоветской России // История государства и права. - 2007. - № 11.
ходящие в молодежной среде во всем их многообразии. Целостный взгляд на рассматриваемую проблему основывается на социально-воспроизводственном теоретико-методологическом подходе к социологическому определению молодежи, в соответствии с которым становление субъектности молодежи в процессе выполнения ею своих социальных функций - воспроизводственной и инновационной - сопряжено с преодолением как внутренних (психологических), так и внешних (социальных) противоречий. Это способствует формированию экстремальных типов ее сознания и поведения как социально-групповых сущностностных характеристик. Проявление экстремальности в качестве имманентного свойство в разных формах экстремизма обусловлено конкретными условиями. Наиболее распространенной формой являются экстремистские настроения. В условиях стабильного общества экстремальность на групповом и индивидуальном уровнях выражается, как правило, в общественно значимых институционально-регулируемых формах. В условиях социальных потрясений, неопределенности она приобретает крайний, преимущественно спонтанный характер, рискуя перерасти в экстремистские настроения. При этом нельзя не учитывать влияния различных объективных и субъективных факторов, усиливающих или ослабляющих этот процесс, а также эффективность механизма его социального регулирования2.
Учитывая актуальность проблемы молодежного группового экстремизма в 2010 - 2011 учебном году в рамках коллективного гранта НОУ ВПО «СИ ВШПП» было проведено исследование «Отношение студентов к экстремизму: представления, экстремистские настроения
2 Корнилова О.А. Модель концепции группового экстремизма и механизм его формирования // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №5(30).
и факторы, влияющие на их усиление»3. Данное исследование опирается на идею о том, что потенциал экстремизма в молодежной среде коренится в экстремальной сущности сознания молодежи, которое приобретает крайние формы под влиянием социальной неопределенности, характерной для современного российского общества и присущей маргинальным личностям. В экспериментальном исследования принимали участие 272 человека - студенты, переживающие высокий уровень субъективного одиночества, имеющие трудности в социально-психологической адаптации, что характерно для маргинальных личностей, а также 300 психологически адаптированных студентов, 350 старшеклассников средних общеобразовательных школ г.о. Самары и 284 представителя работающей молодежи4.
Целью данного этапа исследования было выявление особенностей экстремистских настроений и поведенческих практик в молодежной среде. Задачами исследования явились: 1) выявление ценностей молодежных субкультур в молодежной среде, представленной маргиналами, психологически адаптированными студентами, школьниками и работающей молодежью; 2) оценка пространства досуга современной молодежи с точки зрения формирования в нем экстремистских настроений; 3) изучение ценностей молодежных субкультур; 4) изучение проявления экстремистских настроений; 5) исследование гипертрофированного представления о собственной роли в обществе как проявление экстремистских настроений; 6) изучение причин, затрудняющих взаимопонимание при общении с представителями других национальностей; 7) выявление особенностей выбора жизненных стратегий.
Остановимся подробнее на каждом параметре исследования. Выявление ценностей современной молодежи позволило установить, что у студентов-маргиналов наиболее популярные ценности молодежных субкультур представлены реперами - 24,2%; скинхедами - 19,5%; футбольными фанатами - 15,0% (%2=27,7; р<0,01). Общая картина ценностей представлена в таб. 1. У студентов-немаргиналов на первом месте ценности паркурщиков - 19%, затем
3 Корнилова О.А. Экстремистские настроения в молодежной среде и маргинальные группы как пространство формирования экстремизма // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2011. -№2(17).
4 Она же. Исследование экстремистских настроений в молодежной среде маргиналов // Социально -гуманитарные технологии личностного развития.- Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб.; Самара: 2011.
идут реперы - 15% и толкиенисты - 12% (х2=27,2; р<0,01). Общая картина ценностей представлена в таб. 2. Старшеклассники на первое место поставили ценности реперов -32%; скинхедов - 24%; эмо - 13% (х2=28,1; р<0,01). Общая картина ценностей представлена в таб. 3.
У работающей молодежи наиболее популярные ценности молодежных субкультур футбольных фанатов - 24%; реперов - 9%; рокеров- 7%; гламур - 4% (х2=15,5; р<0,01). Для указанных субкультур характерны спортивные, музыкальные увлечения, организованное проведение досуга, отдыха. Общая картина ценностей представлена в таб. 4.
Оценка пространства досуга современной молодежи. Проведенное исследование показало, что участники проведенного обследования хорошо информированы о пространстве современных молодежных субкультур. Большая часть из них разделяют ценности различных молодежных субкультур, хотя практически для четверти опрошенных характерна проблемати-зация субкультурных групп, и, как следствие, противопоставление себя субкультурному движению. Оценка пространства досуга современной молодежи в предыдущем исследовании показала, что каждый пятый опрошенный студент-маргинал разделяет ценности молодежных субкультур, культивирующих агрессию и насилие, в то время как среди социально-адаптированных студентов данный показатель ниже и составляет лишь 8%. Для школьников данный показатель составляет наибольший -33%, для представителей работающей молодежи - лишь 4% (х2=13,1; р<0,01).
Характер экстремистских настроений исследуемых групп молодежи проявляется следующим образом: самый высокий процент по всем параметрам отмечается у студентов-маргиналов (%2=11,9; р<0,01). Общая картина экстремистских настроений представлена в таб. 5. Итак, наиболее сильно выражено неприязненное отношение к мигрантам (народы Кавказа и Средней Азии) у студентов-маргиналов, в меньшей степени у рабочей молодежи (х2=12,7; р<0,01).
Исследование экстремистских настроений, проявляющихся в гипертрофированном представлении о собственной роли в обществе и в различных группах молодежи. Самый высокий процент гипертрофированного представления о собственной роли в обществе и в различных группах молодежи демонстрируют студенты-маргиналы: 63% (%2=11,9; р<0,01). Из них о собственном превосходстве над другими заявили 49,8%,т.е. больше чем во всех других группах (%2=10,2; р<0,05); о необходимости изменить мир - 25,0%. Наиболее низкие показатели
отмечены у работающей молодежи (таб. 6). В мый высокий показатель отмечен у старше-параметре «Необходимость изменить мир» са- классников - 47% (%2=9,2; р<0,05).
Таб.1. Ценности молодежных субкультур у студентов-маргиналов
Молодежные субкультуры Студенты-маргиналы
рэперы 24,20%
скинхеды 19,50%
футбольные фанаты 15%
рокеры 9,40%
панки 8,50%
металлисты 7,80%
эмо 5,40%
готы 4,30%
других неформальных групп 5,90%
Таб. 2. Ценности молодежных субкультур у студентов-немаргиналов
Молодежные субкультуры Студенты-немаргиналы
паркурщики 19%
реперы 15%
толкиенисты 12%
стритрейсеры 7,60%
скейтеры 7%
гламур 4,50%
зеленые 4%
нет выбора 31%
Таб. 3. Ценности молодежных субкультур у старшеклассников
Молодежные субкультуры Школьники
реперы 32%
скинхеды 24%
эмо 13%
готы 9%
футбольные фанаты 9%
скейтеры 5%
гламур 5%
других неформальных групп 3%
Таб. 4. Ценности молодежных субкультур у работающей молодежи
Молодежные субкультуры Представители работающей молодежи
футбольные фанаты 24%
реперы 9%
рокеры 7%
гламур 4%
нет выбора 56%
Таб. 5 Характер экстремистских настроений исследуемых групп молодежи
Неприязненное отношение к мигрантам (народы Кавказа и Средней Азии) Одобрение деятельности националистических объединений Проявляют агрессию к людям другой национальности время от времени Достаточно часто бывают агрессивными по отношению к людям другой национальности Негативные качества человека связаны с его национальной принадлежностью
Студенты-маргиналы 81,60% 17,00% 33,50% 5,50% 43,20%
Студенты-немаргиналы 55,60% 7% 15,50% 12%
Школьники 74% 9%
Рабочая молодежь 28% 4%
Изучение причин, затрудняющих взаимопонимание при общении с представителями других национальностей. В качестве ведущей причины, затрудняющей взаимопонимание при общении с представителями других национальностей, студенты-маргиналы назвали поведение, затрудняющее взаимопонимание - 42,5% (х2=11,8; р<0,01).
В качестве ведущей причины, затрудняющей взаимопонимание при общении с представителями других национальностей, студенты-немаргиналы также назвали поведение, затрудняющее взаимопонимание - 29%, однако значение каждой из причин в процентном соотношении
примерно одинаково. Таким образом, для студентов-маргиналов причина, затрудняющая взаимопонимание при общении с представителями других национальностей, является ярко выраженной. Распределение голосов студентов-немаргиналов по ячейкам причин, затрудняющих взаимопонимание не отличается от равномерного. Старшеклассники также поставили этот параметр на первое место, но, в отличие от студентов-немаргиналов, второй причиной является параметр «Языковые сложности». Распределение по причинам у школьников также не отличается от равномерного.
Таб. 6 Экстремистские настроения, проявляющиеся в гипертрофированном представлении о собственной роли в обществе и в различных группах молодежи.
Своя особая Собственное превосходство Необходимость
«миссия» над другими изменить мир
Студенты-маргиналы 63% 49,80% 25%
Студенты-немаргиналы 52% 25% 18%
Школьники 38% 35% 47%
Рабочая молодежь 18% 25% 30%
Характерно, что у представителей работающей молодежи одинаковое процентное соотношение заняли параметры «Незнание культуры представителей данных национальностей» и «Языковые сложности» - по 30%, чем данная молодежная группа отличается от всех остальных. Притом, ведущая причина предыдущих молодежных групп «Поведение, затрудняющее взаимопонимание», для представителей работающей молодежи является не актуальной. Статистических закономерностей не установлено.
В вопросах выбора жизненных стратегий экстремальные варианты выбора сделали: 1) 38% студентов-маргиналов, экстремальность, граничащая с фанатизмом в личностном самоопределении исследуемой выборки присуща 15% опрошенных; 2) 28% студентов-немаргиналов, экстремальность, граничащая с фанатизмом в личностном самоопределении исследуемой выборки присуща 12% опрошенных; 3) 46% школьников, экстремальность, граничащая с фанатизмом в личностном самоопределении данной выборки присуща 30% опрошенных школьников; 4) 13% представителей работающей молодежи, экстремальность, граничащая с фанатизмом в личностном самоопределении исследуемой выборки присуща 9% опрошенных.
В вопросах выбора жизненных стратегий экстремальные варианты ответов в большей степени присущи школьникам (%2=11,2; р<0,05), в меньшей - работающей молодежи. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить существенные различия в ценностях
исследуемых молодежных групп, выборе жизненных стратегий у представителей маргинальной, немаргинальной студенческой молодежи, старшеклассников и представителей работающей молодежи и подтвердить выдвигаемую нами гипотезу: формированию экстремистских настроений в молодежной среде способствуют характеристики личности студентов, не позволяющие им успешно адаптироваться в социуме и экстремальность сознания школьников.
Концепция социально-психологической и педагогической деятельности с подростками и молодежью экстремистского (девиантного) поведения представляет собой взаимосвязанную систему целей, задач, методов и средств, основных направлений и сфер психолого-педагогического влияния на личность, основополагающих принципов психолого-педагогической деятельности.
Основной целью социально-психолого-педагогической деятельности по коррекции экстремистского (девиантного) поведения обучающейся молодежи в учреждениях высшего профессионального образования является деятельность, направленная на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений личности обучаемого со средой. Основными задачами выступают:
1) Всестороннее социально-психолого-педагогическое изучение личности обучающегося, особенностей его эмоционального реагирования, уровня учебной мотивации, социальной зрелости, структуры и функционирования системы отношений, отклонений в психической среде, в формировании отдельных свойств и функций.
2) Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных, дидактогенных) факторов социальной среды (семья, референтная группа, учебное заведение), травмирующих ребенка, нарушающих его социопсихическое развитие, формирование характера и личности, социальную адаптацию и способствующих сокращению изменений реактивности. Эта задача определяется как диагностика среды и коллектива.
3) Преодоление микросоциально-педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания (непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных особенностей) и отрицательных воздействий социальной среды, неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки - «терапия среды».
4) Помощь в разрешении психотравмирую-щих ситуаций, в формировании продуктивных взаимоотношений с окружающими, в повышении социального статуса (за счет проявления сильных и социально одобряемых качеств), в развитии компетентности в вопросах нормативного поведения. Это обеспечивается индивидуальной психотерапией и психокоррекцией молодых людей из групп риска (маргинальная группа)
5) Воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, этических, трудовых, эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции, стимуляция созревания и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер и отдельных психических функций, уровней общения, самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего развития5. Эта задача решается на уровне общепедагогической психокоррекции и коррекционной педагогики.
6) Создание в ученическом коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, плодотворной творческой самореализации, доверия, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания - «терапия средой».
7) Составление рекомендаций для педагогов по индивидуализации общепедагогического подхода к молодым людям, находящимся в состоянии актуальной маргинальности - методический аспект психокоррекции.
Основным средством достижения главной цели социально-психологической и педагогической деятельности с молодежью, проявляющей экстремистское (девиантное) поведение - является создание и соблюдение условий, обеспечивающих их полноценное психическое и социальное развитие, что и будет главным условием их полноценной социальной адаптации.
5 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: 1991.
COMPARATIVE RESEARCH OF PECULIARITIES OF EXTREMIST MOODS AND BEHAVIORAL PRACTICES AMONG YOUNG PEOPLE
© 2011 O.A.Kornilova°
Samara Institute - Higher School of Privatization and Business
The results of the research conducted within the collective grant of SI- HSPB «Students' attitude to extremism: conceptions, extremist moods and factors that influences their reinforcement» are presented in the article. Key words: extremist moods, behavioral practices, youth's subculture, values, choice of life strategies.
Olga Alekseevna Kornilova, associate professor of cross cultural communication and regional studies department. E-mail: quality@samin. ru