УДК 37.013.42-054.875
ББК 4448.00 ГСНТИ 14.35.05 Код ВАК 13.00.01
Криницына Екатерина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, руководитель отдела по социально-воспитательной работе, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г.Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а; e-mail: ekrinitsyna@chgaki.ru.
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экстремизм; профилактика экстремизма; воспитательная работа в вузе.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема профилактики экстремизма в молодежной среде в вузе, представлены виды и характеристики экстремизма, выявляются причины его проявления в молодежной среде, определены пути реализации профилактики экстремизма в молодежной среде вуза.
Krinitsyna Ekaterina Vladimirovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Head of Section of Socio -educational Activity, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.
THE PROBLEMS OF PREVENTION OF EXTREMISM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN HIGHER SCHOOL
KEY WORDS: extremism; prevention of extremism; educational work.
ABSTRACT. The article deals with the problem of prevention of extremism among young people at a modern higher school, describes various types and characteristics of extremism, brings out the reasons of its existence among young people and defines the ways of realization of prevention of extremism among young people at a modern higher educational establishment.
Выбор в современной педагогике ключевых проблем, решаемых в научно-теоретическом и методико-практи-ческом аспекте исследователями и практиками, обусловлен несколькими факторами: особой структурой современной личности (ориентированной на акмеологические процессы и социальное позиционирование); политическими механизмами (законы, программы, задающие требования государства к личности); общим развитием педагогической науки (теории, концепции, технологии, методики); мультикультурными и информационными стратегиями развития мира в целом.
Одной из таких проблем, связанных как с глобальной безопасностью человечества, так и с развитием особого типа личности молодого человека, выступает проблема профилактики экстремизма в молодежной среде вуза.
В последнее время возросло количество научных и практических работ в области профилактики экстремизма, которые выполнены в рамках как юридических и психологических наук, так и педагогических.
Особое значение в педагогических концепциях при этом приобретает не столько криминологический путь профилактики экстремизма в молодежной среде, сколько аспект социально-культурной профилактики и ее научного исследования.
Появление молодежного экстремизма -это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, интолерант-
© Криницына Е. В., 2014
ности, вызывающих следование противоправным образцам поведения.
В исследованиях Е. Н. Некрасовой выделены следующие виды экстремизма: политический, религиозный, этнический (националистический), расовый, половой, социальный, экологический [7].
Следует отметить, что религиозный экстремизм признается сегодня одним из наиболее опасных видов экстремизма, тесно переплетенным с другими его разновидностями. Его идеологической базой выступает фундаментализм, а спектр методов достижения целей очень широк, вплоть до террористических актов и массовых убийств.
При этом система профилактики экстремизма в вузе выстраивается исходя из определения причин проявления экстремизма в молодежной среде. Исследователи данной проблемы чаще всего связывают основные причины с общими социально-культурными проблемами общества. Д. Э. Федоров выделяет следующие: отсутствие государственной идеологии; кризис социально-политической и экономической системы; социокультурный дефицит и криминализация массовой культуры; кризис семейного и школьного воспитания; отсутствие альтернативных форм проведения досуга и др. [9]. В. В. Киришев акцентирует внимание на пропаганде ксенофобии в СМИ; недостаточной информированности о других культурах; отсутствии четкой политики государства; культурных особенностях; проблемах в семье и бедности; утрате системы ценностей и идеалов [4]. А. С. Сиби-
ряев, Д. А. Филимонов выстраивают проблемы в таком порядке: обострение социальной напряженности в молодежной среде, криминализация ряда сфер общественной жизни, изменение ценностных ориен-таций, проявление так называемого исламского фактора, использование сети Интернет в противоправных целях [8]. М. А. Яров-ский выделяет иные причины: социально-экономический кризис; ослабление государственной власти и отсутствие опыта цивилизованной политической борьбы; террористическую активность отдельных групп и организаций; обострение национальных проблем; неоднородность конфессиональной структуры населения России; несовершенство законодательства; нарушение прав религиозных и этнических меньшинств; рост псевдорелигиозных течений; отсутствие контроля со стороны государственных структур за деятельностью неорелигиозных течений; неопределенность места и роли правоохранительных органов в системе мер по противодействию религиозному экстремизму; конфессиональные противоречия, политическую амбициозность отдельных религиозных лидеров и отсутствие межрелигиозного (межконфессионального) диалога [п]. По мнению X. Ш. Килясханова, российскую специфику экстремистских образований в молодежной среде определяют три основных фактора: социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних 15 лет и социальная незащищенность значительной части молодежи; особенности социальной мобильности в обществе; утрата нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения социальной идентичности [3].
Эти проблемы указаны вполне справедливо, но их невозможно разрешить только средствами теории и методики педагогики.
Одной из основных причин возникновения религиозного экстремизма А. А. Хо-ровинников называет религиозную неграмотность населения. Для устранения данной причины и развития толерантности (терпимости) к религии предполагается введение в учебную программу образовательных учреждений нового предмета - духовно-нравственное воспитание [ю], что сегодня вызывает немало споров как среди специалистов, так и среди родителей. Ю. Н. Зеленов предполагает, что необходимо учить подрастающее поколение жить в поликультурном обществе, владеть общечеловеческими ценностями, приобщаться к культуре других народов, осознавать культурное многообразие России и мирового со-
общества [1]. Д. 3. Зиядова утверждает, что полноценное использование традиций и обычаев народов послужит серьезным позитивным фактором противодействия молодежному экстремизму [2]. Мы согласны с данными рассуждениями, однако следует акцентировать внимание не только на поликультурной составляющей в воспитании молодого человека в вузе, но и уделить внимание такому аспекту, как соотношение профессиональной деятельности и ценностей будущего специалиста.
При этом А. А. Козлов отмечает, что типичные экстремисты отличаются набором следующих характеристик: предпочтением силовых вариантов при решении жизненных задач; неспособностью к консенсусу; стремлением идти к цели кратчайшим путем; нечувствительностью к боли и потерям других людей; склонностью в своих действиях руководствоваться принципом «цель оправдывает средства». К этому следует добавить генетическую, психологическую и психиатрическую характеристики, а также специфику биологических реакций [6, с. 15].
Основными содержательными чертами молодежного экстремизма, по мнению А. И. Кирсанова, Д. Г. Давыдова, А. В. За-вальского, Н. А. Скрибцовой, являются агрессия (физическая, вербальная, психологическое давление и травля); отсутствие толерантности и негативное отношение к каким-либо социальным группам (обычно к другим национальностям); пропаганда своих идей, демонстрация символики, своего превосходства; неприятие социальных норм и ценностей окружающих людей, игнорирование законов; массовость, групповой характер экстремистских проявлений [5].
Исследователями предлагаются различные пути реализации профилактики экстремизма в молодежной среде вуза. Некоторые надеются на разрешение ситуации путем создания молодежной организации в системе общегосударственной воспитательной системы. Иные ориентируются на массовые и досуговые мероприятия: неделя национальностей в вузах; тренинги по толерантности; открытая социальная реклама; парады и шествия; флешмобы. Внимание исследователей направлено и на развитие компетентностной составляющей воспитания, развитие социальной активности и гражданской культуры молодежи.
Представленные пути профилактики связаны с первичной профилактикой молодежного экстремизма, т. е. работой по предотвращению притока новых членов в экстремистские формирования.
А. С. Сибиряев, Д. А. Филимонов при организации системной работы по профи-
лактике молодежного экстремизма предлагают использовать несколько моделей, оптимизирующих данный вид деятельности:
- модель, основанную на усилении роли традиционных институтов социализации. В основе данной модели лежит идея сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека;
- модель, ориентированную на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур. В основе данной модели лежит деятельность государства по разработке механизмов, направленных на оптимизацию деятельности разнообразных молодежных субкультур, существующих в современной России [8].
В Челябинской государственной академии культуры и искусств осуществляется работа по программе «Профилактика экстремизма в молодежной среде (2013-2016 годы)», что позволяет не допустить совершения студентами Академии поступков, которые относятся к экстремистским проявлениям, создать систему профилактических мер антиэкстремистской направленности в социокультурном пространстве вуза. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В соответствии с целью программы определены следующие задачи:
• оптимизация социальной среды вуза, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем студентов;
• формирование толерантной, ответственной, успешной личности студента, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
• разработка системы психокоррек-ционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур;
• укрепление дружеских отношений между студентами разных национальностей;
• развитие социального партнерства по профилактике экстремизма — и др.
Работа по программе осуществляется в рамках различных направлений деятельности.
В рамках социально-мониторингового направления осуществлялись анкетирование, экспресс-опросы и иные социологические исследования ценностного отношения
к людям различной национальности и верованиям, аналитика рисков проявления нетерпимости и др.
Данные анкетирования студентов первого курса (213 человек в 2013 г. и 216 человек в 2014 г.) свидетельствуют о наличии необходимого уровня толерантности у 96% студентов; 98% студентов в качестве наивысшей ценности выбрали жизнь и здоровье человека, 99% указали на высокую значимость творчества и досуга в их профессиональной деятельности.
Психолого-педагогические особенности абитуриентов и студентов Академии связаны с изначальным гуманистическим мировоззрением, высоким уровнем межкультурной толерантности, заинтересованностью в творчестве и досуге. При этом у студентов толерантность и эмпатия сочетаются с повышенной сенситивностью (тревожностью, высоким уровнем отстранения при анализе реакций в этническом общении), которая затрудняет процессы профилактики.
Анкетирование позволило выявить определенные трудности и ошибки студентов при осуществлении межкультурного общения:
• ошибочно полагают, что национальное проявляется лишь в языке, деталях костюма и бытовых аспектах;
• не владеют основной терминологией, не разделяют понятия «народ» и «нация», «национальный характер» и «национальный темперамент» и др.;
• не готовы определить национальное своеобразие;
• не имеют положительного образа чужой культуры, сформированного посредством знакомства с ней через национально-культурную традицию.
В рамках информационно-правового направления программы по заявке преподавателей кафедр на учебных занятиях были подготовлены и представлены тематические обзоры и изучена литература по темам «История отечественной культуры», «Народно-художественное творчество», «История традиционных промыслов и производств Урала - камнерезное производство, чугунное литье», «Образы народного искусства в традиционной культуре России: игрушка», «Живая планета», «Здоровье нации - приоритет государства» (к Всемирному дню здоровья) и др.
Направление адаптивного включения предполагает специальные программы адаптации студентов - иностранных граждан в социокультурном пространстве Академии. В 2013/14 уч. г. в Академии обучалось 127 граждан Казахстана, 4 гражданина Таджикистана, 2 - Колумбии, по 1 гражданину Гватемалы, Азербайджана, Туркмении, Киргизии, Украины.
Эти студенты (кроме учащихся из Казахстана) первый месяц проживают в гостинице, посещают курсы русского языка, проводимые по адаптивной программе, далее размещаются в комнатах со студентами своего факультета. Адаптация строится с учетом системы кураторства, воспитательной и концертно-творческой работы.
Аналитико-учебное направление связано с анализом учебных программ. При этом общеакадемические мероприятия соотносились с семинарскими занятиями по дисциплинам кафедр: истории России, истории культурологи, философии и другим, которые расширяют кругозор студента и помогают ему стать причастным к событиям отечественной истории и жизни страны.
Организационно-деятелъностное направление включает систему мероприятий, связанных с народным календарем, прямой коммуникацией и научно-исследовательской деятельностью. При этом в Академии существует данное направление профилактики осуществляется раздельно, по группам. К одной группе относятся студенты направлений «Народное художественное творчество» (хореография, фольклористика, декоративно-прикладное творчество), «Режиссура театрализованных праздников и представлений», «Музееведение и архивоведение», «Туризм», «Культурология», «Социология». Ко второй группе относятся студенты всех остальных направлений обучения. В первой группе профилактика экс-
тремизма соотносится с прямой системой профессионального воспитания. Осуществляемая деятельность обязательно носит профильный характер. К ней, например, относятся деятельность объединения «Музей танца», этнографические экспедиции, участие в выставках и фестивалях народно-художественного творчества, организация народных праздников (Кузьминки, пускание стрелы и др.), актуализация участия студентов в национальных конкурсах красоты («Татарочка» и др.), в молодежных патриотических объединениях и др.
Работа со второй группой студентов осуществляется в общественных объединениях Академии и посредством системы мономероприятий .
Направление социального партнерства предполагает взаимодействие с руководством г. Челябинска и Челябинской области, с администрацией Советского района, Челябинской епархией Русской православной церкви, Советом проректоров по воспитательной работе Челябинской области, центрами национальных культур, межрегиональным благотворительным общественным фондом «Новые имена» и др.
Таким образом, социокультурная концепция профилактики экстремизма в студенческой среде Академии соотносится как с профессиональным воспитанием, так и с общим становлением студента как специалиста в области культуры и искусства, что невозможно без принятия поликультурной картины мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеленов Ю. Н. Педагогические аспекты предупреждения экстремистских проявлений в студенческой среде // Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. 143-148.
2. Зиядова Д. 3. К вопросу о противодействии молодежному экстремизму // Юридический вестник ДГУ. 2011. №1. С. 54-58.
3. Килясханов X. Ш. Социальные факторы и предпосылки развития политического экстремизма // Труды Акад. управления МВД России. 2008. № 3.
4. Киришев В. В. Феномен экстремизма: поиски путей преодоления // Академический вестник. № 3
(17). 2011. С. 79.
5. Кирсанов А. П., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Характеристика экстремизма в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование = psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/ Journal/ 20l4/l/Kirsanov_Davydov_Zavalskij_Skrib.phtml.
6. Козлов A.A. Проблемы исследования и профилактики экстремизма // Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (11-13 окт- 2004 г.). СПб., 2004. С. 11-17.
7. Некрасова Е. В. Экстремизм и его особенности в молодежной среде // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 4. С. 432-438.
8. Сибиряев А. С., Филимонов Д. А. Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде // Вестн. ун-та (ГУУ). 2014. № 7. С. 79-84.
9. Федоров Д. Э. Профилактика молодежного экстремизма // Вестн. ДВЮИ МВД России. 2010. № 1
(18). С. 33-36.
10. Хоровинников А. А. Экстремизм как социальное явление (философский анализ) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2007. С. 20-21.
11. Яровский М. А. Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 13.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.