Научная статья на тему 'Новые подходы к изучению рок-культуры'

Новые подходы к изучению рок-культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1917
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рок / рок-культура / рок-музыка / рок-поэзия / контркультура / субкультура / молодежная культура / молодежная контркультура / молодежная субкультура / маргинальность / концепция маргинальности / молодежные движения / rock / rock culture / rock music / rock poetry / counterculture / subculture / youth culture / youth counterculture / youth subculture / marginality / concept of marginality / youth movements

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Невская Татьяна Николаевна

В статье представлены основные контркультурные явления, порожденные рок-музыкой на заре существования рока рассмотрены различные молодежные неформальные течения и группы, берущие свои истоки в рок-культуре даны характеристики молодежным и другим локальным субкультурам с позиций концепции маргинальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the basic countercultural phenomena of the 20th century generated by rock music. Various youth informal currents and groups taking roots in rock culture are considered. Youth and other local subcultures are characterised from the positions of the marginality concept.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к изучению рок-культуры»

Т. Н. Невская

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОК-КУЛЬТУРЫ

Работа представлена кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Научный руководитель - доктор культурологии, профессор Е. Л. Рыбакова

В статье представлены основные контркультурные явления, порожденные рок-музыкой на заре существования рока; рассмотрены различные молодежные неформальные течения и группы, берущие свои истоки в рок-культуре; даны характеристики молодежным и другим локальным субкультурам с позиций концепции маргинальности.

Ключевые слова: рок, рок-культура, рок-музыка, рок-поэзия, культура, контркультура, субкультура, молодежная культура, молодежная контркультура, молодежная субкультура, маргинальность, концепция маргинальности, молодежные движения.

T. Nevskaya

NEW APPROACHES TO THE ROCK CULTURE STUDY

The article covers the basic countercultural phenomena of the 20th century generated by rock music. Various youth informal currents and groups taking roots in rock culture are considered. Youth and other local subcultures are characterised from the positions of the marginality concept.

Key words: rock, rock culture, rock music, rock poetry, culture, counterculture, subculture, youth culture, youth counterculture, youth subculture, marginality, concept of marginality, youth movements.

Феномен рок-культуры давно привлекает к себе внимание культурологов и социологов. Это касается как зарубежных, так и отечественных исследователей. Возникнув около полувека назад как контркультура, рок вошел сегодня в мировое музыкальное искусство как его неотъемлемая часть.

Для того, чтобы понять место рока в современной культуре, необходимо определить основные понятия, которыми мы будем оперировать в данной статье.

Контркультура - это субкультура, которая не просто отличается от принятой в обществе традиционной культуры, но и

противоречит ее ценностям, находится с ней в конфликте (см. об этом подробнее [6]). С исторической точки зрения контркультуру можно определить как специфический вид субкультуры, порожденный западным молодежным бунтом 1960 - начала 1970-х гг. и направленным против ценностей традиционной культуры. Самым первым контркультурным образованием на Западе было движение хиппи, явившееся частью «молодежной революции» 1960-х гг. Молодежный бунт включал в себя выступления против буржуазного образа жизни, массовой культуры, конформизма, а также стремление к индивидуальной свободе и раскрепощению личности. Контркультурные молодежные группы не только бросали вызов принятым в обществе взглядам; они противопоставляли себя доминирующей культуре, ставя под сомнение господствующие ценности, нормы и моральные устои, создавая свою собственную систему норм и ценностей.

Сам термин контркультура, к которому мы относим ряд молодежных субкультур, означает противостояние общепринятой и общепризнанной культуре, протест против нее. Одним из эффективных инструментов для изучения рок-культуры может служить и концепция маргинальности. Изучение рок-культуры с позиций идеи маргинальности позволяет найти новые ракурсы в понимании данного социального феномена, расширить возможности его социокультурного анализа.

Сегодня понятие «маргинальность» приобретает совершенно иной смысл и иное наполнение. В наши дни «маргинальное» не означает плохое, негативное, это скорее позитивное, сродни «истинному», «настоящему», «искреннему». Концепция маргиналь-ности разрабатывалась в различных областях гуманитарного знания, начиная с конца 1920 -начала 1930-х гг. В 1928 г. один из основателей Чикагской социологической школы Р. Э. Парк ввел в научный оборот понятие «маргинальная личность», «маргинальный человек». К условиям, вызывающим феномен маргинальности, исследователь относил движение и миграцию народов, развитие рынка, торговли, но особенно - возникнове-

ние городов-метрополисов. Р. Э. Парк особенно подчеркивал связь маргинальности и урбанизма. Нестабильность социальной организации и ослабленность социального контроля в больших городах, по мнению исследователя, приводят к возникновению маргинальных групп, состоящих из этнических меньшинств и иммигрантов. Р. Э. Парк в своем исследовании выделяет характерные для маргинала черты: моральную раздвоенность и конфликт [19].

Исследования феномена маргинальности на Западе неслучайны, они обусловлены рядом исторических и социальных факторов развития западного общества. В ХХ в. многочисленные маргинальные группы в западной цивилизации возникали по двум причинам: первая причина носит внутренний характер и заключалась в протесте ряда маргинальных контркультурных молодежных групп против сложившихся ценностей буржуазной культуры (к примеру, движение хиппи включало в себя в основном выходцев из богатых и благополучных европейских и американских семей); вторая причина - большой приток представителей иных культур в развитые буржуазные страны, появление в этих странах мультикультурных регионов. В ХХ в. США и Канада пополнились большим количеством эмигрантов из других стран, в том числе из стран третьего мира. Европу же заполонили представители ранее колонизированных народов, которым в условиях развития демократии был открыт доступ в европейские страны.

В последние десятилетия в силу вышеуказанных аналогичных причин проблема маргинальности стала актуальной и для нашей страны. Одной из таких причин в советское время (1970-е - первая половина 1980-х гг.) явился протест маргинальных контркультурных групп против коммунистической идеологии и навязываемых социалистических ценностей. Всплеск этого протеста особенно прояаился в молодежной рок-культуре конца 1980-х и в 1990-е гг. Одновременно 1990-е гг. принесли множество социальных проблем населению нашей страны, многие люди в этот период оказались без работы, без

средств к существованию. И даже в результате частичного преодоления этих трудностей проблема маргинализма не утрачивает своего значения в наше время, так как Россия сейчас столкнулась с теми же социальными проблемами, что и Запад в свое время. К такого рода явлениям следует отнести большой приток эмигрантов в крупные мегаполисы (гастарбайтеров, дешевой рабочей силы из стран бывшего СССР). Мегаполисы, подобные Москве и Санкт-Петербургу, одновременно являются и центрами развития культуры, а также молодежной контркультуры, которая остро реагирует на подобные социальные, а следовательно, и ментальные изменения.

Первые отечественные публикации, посвященные маргинальности, стали появляться в России к концу 1980-х гг. Е. Рашковский в словарной статье о маргинальности находит тот ракурс проблемы, который больше всего волновал советское общество в первые годы перестройки, а именно - становление «неформальных» общественных движений. Исследователь предположил, что эти группировки были призваны выразить интересы маргинализированных групп [14].

В современной отечественной социологии, философии, культурологии концепция маргинальности стала достаточно популярной. К ней обращаются такие исследователи, как известный петербургский философ А. К. Секацкий, а также Е. С. Балабанова, М. Г. Бурлуцкая, А. Н. Демин, А. В. Качкин, И. А. Климов, Л. Е. Петрова, И. П. Попова и многие другие (см., например, [1; 2; 3; 5; 6; 8; 10; 11; 12; 15; 18].

В научном дискурсе маргинальность выступает как «понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни» [17]. По мнению С. П. Гурина, маргинальность «подчеркивает особый социальный статус (обычно - низкий), принадлежность к меньшинству, которое находится на границе или вне социальной структуры,

ведет образ жизни и исповедует ценности, отличающиеся от общепринятой нормы (например - контркультура)» [4, с. 7]. Марги-нальность обычно сопоставляется с нормой и в основном понимается как нечто негативное, второстепенное, нарушающее норму вплоть до преступления.

В свою очередь маргинальная культура выступает как «совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Социокультурный статус маргинальных культур определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны... маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична» [6].

Изучая новые маргинальные группы, отечественный социолог И. П. Попова, отмечает, что «маргинальность - одна из характеристик состояния социальной структуры любого общества» [13, с. 62]. Исследователь считает, что «это понятие служит обычно для обозначения относительно устойчивых социальных явлений, возникающих на границе взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего определенная часть социальных субъектов оказывается за их пределами» [13, с. 62].

Таким образом, большинство исследователей сходятся в том, что маргинальные группы находятся на границе или за гранью доминирующей культуры. Маргинальную группу можно определить как находящуюся на границе двух культур или субкультур и имеющую некоторую идентификацию с каждой из них, либо группу, отвергающую ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающую свою собственную систему норм и ценностей.

Молодежные движения, возникшие под влиянием рок-музыки: хиппи, панки, металлисты, байкеры за свою многолетнюю историю неоднократно меняли свой статус. Возникая как радикальные, контркультурные образования, они, безусловно, имели черты

маргинальности, присущие любым протест-ным явлениям. Экстремальным направлениям рок-музыки - панк-року, металлу, тяжелому року - всегда были присущи черты маргинальности. Несдержанное поведение на сцене, свобода словоупотребления в текстах и брутальность вокала отличают зарубежные и отечественные панк-группы 1980-1990-х гг.

Сегодня рок-культура в целом и рок-музыка в частности в нашей стране представляет собой сложившееся социальное явление. Отстаивая свой особый социальный статус, существуя в пограничном состоянии, занимая собственную нишу на фоне вокально-инструментальных ансамблей, действовавших в рамках городских и областных филармоний, рок-музыка в 1970-1980-е годы была вызовом официальной музыкальной культуре.

За почти полувековую историю рок-музыка испытывала взлеты и падения, огромный всплеск интереса публики и равнодушие зрителей. Ее истоки лежат, как уже говорилось, в протесте против социалистического режима и ценностей советской культуры. Используя выражение легендарного представителя отечественного рока Б. Б. Гребенщикова, среди российских рок-музыкантов можно выделить целое «поколение дворников и сторожей»*, оказавшихся на «социальной периферии», где никто не мог запретить человеку оставаться «свободным художником». Работа дворником, сторожем, лифтером, оператором котельной решала основные социальные проблемы: независимости, свободного времени и материального существования. Такая работа спасала творческую личность от различных обвинений. На наш взгляд, именно этот сложный для музыкантов период истории отечественной рок-культуры был самым плодотворным с художественной точки зрения и самым социально неадаптированным. На протяжении своей полувековой истории рок-культура неоднократно меняла статус своего существования в социуме. В советский период истории России существование рок-музыки и рок-поэзии носило в основном характер подпольный, нелегальный, полулегальный. Базисные принципы рок-движения в СССР оценивались с точки зрения

господствующего культурного канона как чуждые и враждебные. Идеология рок-движения в СССР определялась непримиримым отношением к господствующим духовным, культурным и материальным ценностям общества развитого социализма. Именно поэтому рок-культура оказалась на «обочине» официальной культуры, что и дает нам основание судить о ее маргинальном статусе.

Отечественная рок-культура всегда оставалась социальным явлением, откликающимся на изменения в жизни страны. Рок-культура, возникшая в СССР, претерпела значительные изменения в постсоветской России 1990-х гг. и продолжает развиваться и по сей день. Рок-музыка в силу своей природы про-тестна. Творчество современных рок-музыкантов наполнено патриотическими чувствами. Все это позволяет оценивать рок-культуру как явление социальное, влияющее на процессы, происходящие в обществе.

Рок уже давно вышел из подполья, превратился, по мнению В. Н. Сырова, «из культуры маргинальной, психоделической, чисто молодежной - в культуру общечеловеческую», расширяющую «границы духовного мира и открывающему путь к внутреннему самопознанию человека» [16].

Современная рок-культура России включает огромное количество локальных молодежных субкультур, среди которых готы - поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва, джанглисты - поклонники джангла, драм энд бейса и его разновидностей, инди - поклонники инди-рока, металлисты - поклонники хэви-метал и его разновидностей, панки - поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии, риветхеды -поклонники музыки в жанре индастриал, растаманы - поклонники регги и др. Все эти группы являют собой форму протестности по отношению к официальной культуре и несут в себе черты маргинальности. Некоторые из них существуют на стыке ставшей уже почти классической рок-культуры и новых веяний в современных молодежных субкультурах. Тенденция синтеза, взаимопроникновения различных молодежных субкультур также очевидна в наше время.

ПРИМЕЧАНИЕ

* «Поколение дворников и сторожей» - название песни Б. Б. Гребенщикова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухаева Р. В. Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации: на примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Иркутск, 2003.

2. Вергун Т. В. Этнокультурная маргинальность: философские аспекты анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Ставрополь, 2001.

3. Галсанамжилова О. Н. Структурная маргинальность в российском обществе: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2007.

4. Гурин С. П. Маргинальная антропология. Саратов, 2000.

5. Ефремова Е. И. Маргинальность как фактор социокультурной динамики: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Иркутск, 2006.

6. Жбанков М. Р. Контркультура // Социология: энцикл. / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. 1312 с. (Мир энциклопедий).

7. Жбанков М. Р. Маргинальная культура // Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. (Мир энциклопедий).

8. Зайцев И. В. Маргинальность как социально-философская проблема: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Омск, 2002.

9. Иванова Н. В. Маргинальность в политическом пространстве: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Саратов, 2005.

10. Маргинальность в современной России. М.: МОНФ, 2000. 208 с. (Сер. «Научные доклады» Вып. 121).

11. Покасова Е. В. Этническая маргинальность в изменяющемся мире: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Новосибирск, 2005.

12. Попова И. П. Маргинальность: социол. анализ. М.: Союз, 1996.

13. Попова И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. 1999. № 7.

14. Рашковский Е. Маргиналы // 50/50: опыт словаря нового мышления / под общ. ред. Ю. Афанасьева. М.: Ферро, 1989.

15. Секацкий А. К. Соблазн и воля. СПб.: Борей-арт, 1999.

16. Сыров В. Н. Об одной антиномии рок-культуры // Гармония и дисгармония в искусстве. Нижний Новгород, 2007.

17. Усманова А. Р. Маргинальность // Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. Минск: Книжный Дом. 2003. (Мир энциклопедий).

18. Федосеенков А. В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Ростов н/Д, 1998.

19. ParkR. E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33. № 6. P. 881-893.

REFERENCES

1. Bukhayeva R. V. Etnokul'turnaya marginal'nost' v usloviyakh modernizatsii: na primere buryat Ust'-Ordynskogo Buryatskogo avtonomnogo okruga: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.04. Irkutsk, 2003.

2. Vergun T. V. Etnokul'turnaya marginal'nost': filosofskiye aspekty analiza: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.13. Stavropol', 2001.

3. Galsanamzhilova O. N. Strukturnaya marginal'nost' v rossiyskom obshchestve: sotsiologicheskiy analiz: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. SPb., 2007.

4. Gurin S. P. Marginal'naya antropologiya. Saratov, 2000.

5. Yefremova E. I. Marginal'nost' kak faktor sotsiokul'turnoy dinamiki: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. Irkutsk, 2006.

6. Zhbankov M. R. Kontrkul'tura // Sotsiologiya: entsikl. / sost. A. A. Gritsanov, V. L. Abushenko, G. M. Evel'kin, G. N. Sokolova, O. V. Tereshchenko. Minsk: Knizhny Dom, 2003. 1312 s. (Mir entsik-lopediy).

7. Zhbankov M. R. Marginal'naya kul'tura // Sotsiologiya: entsiklopediya / sost. A. A. Gritsanov, V. L. Abushenko, G. M. Evel'kin, G. N. Sokolova, O. V. Tereshchenko. Minsk: Knizhny Dom, 2003. (Mir entsiklopediy).

8. ZaytsevI. V. Marginal'nost' kak sotsial'no-filosofskaya problema: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. Omsk, 2002.

9. Ivanova N. V. Marginal'nost' v politicheskom prostranstve: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk: 23.00.02. Saratov, 2005.

10. Marginal'nost' v sovremennoy Rossii. M.: MONF, 2000. 208 s. (Ser. «Nauchnye doklady» Vyp.

121).

11. Pokasova E. V. Etnicheskaya marginal'nost' v izmenyayushchemsya mire: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. Novosibirsk, 2005.

12. Popova I. P. Marginal'nost': sotsiol. analiz. M.: Soyuz, 1996.

13. Popova I. P. Novye marginal'nye gruppy v rossiyskom obshchestve (teoreticheskiye aspekty issledovaniya) // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 1999. N 7.

14. Rashkovsky E. Marginaly // 50/50: opyt slovarya novogo myshleniya / pod obshch. red. Yu. Afa-nas'yeva. M.: Ferro, 1989.

15. Sekatsky A. K. Soblazn i volya. SPb.: Borey-art, 1999.

16. Syrov V. N. Ob odnoy antinomii rok-kul'tury // Garmoniya i disgarmoniya v iskusstve. Nizhniy Novgorod, 2007.

17. Usmanova A. R. Marginal'nost' // Noveyshiy filosofskiy slovar'. 3-e izd., ispravl. Minsk: Knizhny Dom. 2003. (Mir entsiklopediy).

18. Fedoseyenkov A. V. Sotsial'naya marginal'nost': ekzistentsial'ny aspekt: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. Rostov n/D, 1998.

19. Park R. E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33. N 6. P. 881-893.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.