Перспективным для музея-заповедника «Казанский Кремль» может стать нетрадиционное комплектование - выявление предметов с сохранением их в среде бытования.
Текущее комплектование должно быть активным. В этом плане необходима популяризация фондовой работы музея-заповедника, активное PR-продвижение постоянного процесса комплектования. Это позволит позиционировать музей-заповедник в качестве единственного в своем роде центра сбора, серьезной научной обработки и представления тематических музейных предметов.
Таким образом, концепция научного комплектования музейных коллекций содержит обобщенное системное представление о задачах, формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определены критерии отбора материалов в фонды музея, а также круг и объем информации фиксируемой в документах комплектования.
Концепция научного комплектования фондов создается музеем-заповедником как проект, рассчитанный на экспериментирование, поиск «своего лица», обоснование необходимости новых подходов в понимании его роли и места. Кроме того, основные позиции концепции будут использованы при разработке как Программы развития, так и Плана управления Государственным историко-архитек-турным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль».
Исходя из концепции комплектования музейного собрания и учитывая конкретные задачи, которые возникают в процессе источниковедческих исследований, работы с коллекциями, создания экспозиций и выставок, составляются планы комплектования музейного фонда - перспективные и годовые, реализация которых позволит пересматривать и корректировать Концепцию научного комплектования.
На данном этапе развития музея-заповедника «Казанский Кремль» особое внимание будет обращено на проблему изученности музейного фонда, последовательного выявления, сбора, научной обработки, включения музейных предметов в музейное собрание, введение информации об источниках в научно-информационную систему.
При формировании коллекций предпочтение будет отдано не отдельным категориям вещей, а их комплексам, связанным не материалом и функцией, а единством бытования. Осуществление средо-вого комплектования позволит сконцентрировать в музейном собрании представительные комплексы. Важнейшейзадачей становится координация работы по научному комплектованию фондов в системе музеев музея-заповедника.
УДК 351.858
Д.Д.Калимуллин МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК КАПИТАЛ ЗНАНИЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассмотрены виды субкультур в зависимости от духовных и интеллектуальных потребностей личности. Делается вывод о самореализации личности в молодежных субкультурах В условиях кризисного состояния общества молодежь ищет ниши по реализации своих инициатив. Данный тренд представляет собой формирование и воздействие проективного мышления молодежи. Увеличение значимости ряда постидустри-альных, постмодернистских и глобализационных факторов ставит задачу переосмысления феномена потребностей. Молодежные субкультуры определили код индустриальной и постиндустриальной эпох.
Ключевые слова: молодежь, потребности, генезис, эволюция, кризис, субкультуры.
D.D. Kalimullin YOUTH SUBCULTURES AS CAPITAL OF SCIENCE CULTURE
In article types of subcultures depending on spiritual and intellectual needs of the personality are considered. The conclusion about self-realization of the personality in youth subcultures is drawn. In the conditions of crisis state of society the youth looks for niches on realization of the initiatives. This trend represents formation and influence of projective thinking of youth. Increase in the importance of a row the post-industrials, postmodern and globalization factors sets a task of reconsideration of a phenomenon of requirements. Youth subcultures have defined a code of industrial and post-industrial eras.
Keywords: Youth, requirements, genesis, evolution, crisis, subcultures.
Известно, что воспитание как социальный институт включает в себя совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания; набор социальный ролей; воспитательные организации различных типов и видов; системы воспитания и органы управления ими; набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных; ресурсы - личностные, духовные, информационные, финансовые, материальные.
Ученые при этом отмечают, что для возрастного развития, определяющего формирование мышления подростка, характерно чрезвычайное усложнение всей системы мышления, готовой к восприятию сложной информации и ищущей источники этой информации. Так, например, Л. Выготский, говоря о роли знаковых операций в организации высших психических функций, выделяет «естествен-
ную и культурную историю» в развитии мышления. Нас интересует «культурная история», которая определяется как переход от социальной формы сотрудничества к индивидуальному способу поведения, когда от человека требуется принятие самостоятельных решений и осуществление практической деятельности, которые основываются на развитой знаково-символической системе мышления, позволяющей ориентироваться в окружающей среде (навигация).
Все духовное, надкультурное возникает как результат внутренней духовной и мыслительной деятельности человека «в-себе» и «во-вне» себя в процессе жизнедеятельности. Личность как единство и целостность проявления человеческой сущности рассматривается в трех измерениях: идеальное, социальное, индивидуальное. Данные измерения взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.
К.Маркс одним из первых обратил внимание на кризисы. Вместе с тем, в современной культуре зарождаются многочисленные элементы того будущего проекта, который обязательно последует за современным этапом.
Последние годы стала активно разрабатываться в различных аспектах и непосредственно проблема самореализации личности (анализ источников, движение сил, противоречий, потребностей и управления этим процессом).
Формирование и развитие личности в рамках досуговой деятельности происходит наиболее эффективно именно в молодежном возрасте. Это связано с характерными особенностями возраста: свобода, мобильность, открытость молодежи. Одним из авторов, в частности Л.М.Эррера предлагается классифицировать молодежные неформальные движения следующим образом:
1. Молодежная субкультура. В эту группу входит:
- музыкально ориентированные - готы, эмо, альтернатива, транскультура, панки, металлисты и др.
Необходимо отметить, что ритмические субкультуры ставят цель - приблизить академическую
музыку к массовой аудитории. Как правило, в периферийных отделах культуры накапливаются новые элементы, которые впоследствии становятся все более значимыми и значительными. Следующую группу представляют:
- художественно-имиджевые - граффити, фрики, фурри, ролевики, толкиенисты и др.
Завершают, условно назовем, первый класс представители философско-мировоззренческой направленности. Такие как стрит-эйдж, хиппи, растаманы.
Второй класс представляют представители молодежной контркультуры. Автор их подразделяет на следующие группы:
- криминогенные к ним относятся гопники, скинхеды и др.
- замыкают этот класс сектантские группы - сатанисты, моды и др.
Таким образом, одной из детерминант появления молодежных субкультур мы можем назвать общественные изменения, социально обусловленные. С психологической точки зрения Э.Эриксон приходит к выводу о необходимости включения в теорию З. Фрейда понятия «исторический момент» для междисциплинарного (психоисторического) средства социального познания.
Психоисторическая методология социального познания Э.Эриксона создавалась под влиянием идей как эгопсихологии (Г.Гартман), так и культурной антропологии (М.Мид).
Внешнее экспрессивное «Я» в молодежных субкультурах - это синтез личностных индивидуальных особенностей и групповых привнесенных качеств. Оно может рассматриваться:
1. в качестве средства, информирующего о свойствах и качествах личности, как показатель актуальных психических состояний.
2. как средство отождествления личности с группой, культурой.
Основной же предпосылкой принадлежности молодого человека к субкультуре мы считаем наличие у него определенного набора индивидуально-личностных качеств. Эти качества выделены в результате обобщения эмпирического материала при обследовании субкультурной молодежи:
1. творческая направленность личности
2. уравновешенный характер
3. преобладание развития интеллектуальной сферы над эмоциональной
4. склонность к баловству и забавам (инфантилизм)
5. склонность к мечтам и фантазированию, жизнь в выдуманном мире
6. большая гибкость и умение приспосабливаться
7. часто - дар наблюдательности.
Почему эта детерминанта, по-нашему мнению, является основной? Потому, что ни социально-культурная среда, ни возрастной фактор и ни выраженные социальные потребности сами по себе не приводят молодежь в субкультуру.
Анализ литературы по заявленной теме статьи позволяет нас констатировать, что «общество потребления», которому в ХХ в. объявили войну битники, хиппи продолжает не без успеха функциони-
ровать и в настоящее время, порабощая человека и делая его «одномерным» [1]. Вслед за Г.Маркузе можно сказать что «одномерное общество» - это «общество всеобщего благоденствия» и тотального отчуждения, образовавшееся в результате «сговора» крупнейших торговых корпораций, военно-промышленного комплекса и государственного аппарата развитых постиндустриальных стран. Благодаря научно-техническому прогрессу создается мнение, что наше общество очень динамично. Реальность демонстрирует что оно статично, т.к. отвергло все альтернативы исторического развития. Доказательством этого служит: подавление индивидуальности, поглощение диалектики и производит бессмысленной любую оппозицию, объединяет все классы и слои населения в один - «потребительский», навязывая людям одинаковые ложные потребности по принципу «предложение порождает спрос». Более того, массовая, «конвейерная» культура, которая имеет прочные позиции в современной жизни заметно потеснила культуру элитарную, об этом еще говорил Х.Ортега-и-Гассет [2]. В частности, цитируемый нами автор подчеркивает, что она является одной из систем манипулирования людьми. Отмечает, что такая культура способствует созданию определенных типов личностей, безусловно приспособленных для функционирования в современном обществе (именно поэтому Г. Маркузе назвал господствующий в настоящее время тип социальности тоталитарным). Мы полагаем, названная культура, активно внедряемая в повседневную жизнь через СМИ, не только обедняет язык и речь, отучая человека думать самостоятельно и подходить критически к своему социальному бытию, но и обесценивает в массовом сознании достижения науки и культурный запас человечества.
Отнюдь не отрицая утилитарную пользу научно-технического прогресса, современный человек подходит к получению знаний преимущественно с прагматических и утилитарных позиций. Диплом независимо высшее или средне-специальное образование в информационную эпоху рассматривается молодежью как средство или гарант для успешного трудоустройства, следовательно - получения материальных благ все того же «общества потребления». В свое время Э. Фромм писал об этом. В частности, в работе «Иметь или быть»: «Наша система образования повсеместно направлена на то, чтобы напичкать человека знаниями как имуществом пропорционально его собственности и социальному статусу. Минимум знаний они получают как сумму информации, необходимую для выполнения своих служебных функций. И, кроме того, каждый получает еще некоторый пакет "дополнительных знаний" (как предмет роскоши и опций) для возвышения в своих собственных глазах и в глазах окружающих». Далее он продолжает: «Школы - это фабрики, на которых производятся пакеты готовых знаний, хотя учителя искренне думают, что знакомят учеников с высокими достижениями человеческого духа» [7].
Несколько иной подход к знаниям в среде молодежных субкультур, создатели которых, вопреки обществу, живущему по «модусу обладания», провозгласили главной ценностью жизнь по «модусу бытия». Именно о них писал Э. Фромм в своей работе «"Иметь" или "быть"»: «Я не могу оставить без внимания тенденции совершенно противоположного характера, которые наблюдаются в молодом поколении; я имею в виду такие формы поведения, при которых потребление не является способом умножения собственности, а сопряжено с проявлением подлинной активной радости бытия. Я говорю о людях, которые могут совершить утомительное путешествие ради того, чтобы послушать любимую музыку, посмотреть какие-нибудь достопримечательности или встретиться с интересным человеком. Даже если им не хватает серьезности, основательности и целеустремленности, все равно эти молодые люди проявляют смелость "быть" в высшем смысле слова, не задаваясь вопросом, что они от этого будут "иметь". Они производят впечатление более искренних людей, чем старшее поколение; их политические и философские взгляды часто бывают очень наивны. Но как бы там ни было, они не занимаются постоянной лакировкой своего "я", чтобы подороже продать себя на рынке бытия (выделено нами -К.Д.). Нередко они поражают взрослых своей честностью, способностью видеть и говорить правду. В политическом и религиозном плане эти юноши и девушки относятся к самым разношерстным группам, многие из них вообще не придерживаются никакой определенной идеологической концепции или доктрины и сами себя причисляют к "ищущим". Автор прав, завершая тезис следующими словами: «Может быть, они и не нашли еще жизненной цели, но каждый из них стремится "быть самим собой", а не довольствоваться тем, чтобы покупать и потреблять» [7].
Мы считаем, такая широкая трактовка связана со следующим. В плане рассматриваемой проблемы ряд авторов [5] фиксируют критерии выбора образа героя/ антигероя, включающие идеалы-образы по отношению к нравственным понятиям: нравственные ценности; нравственные чувства; становление воли; нравственное поведение. Они востребованы у молодежи и их субкультурах. В то же время обнаруживается полное отсутствие у современной молодежи представлений о знаках и символах коллективизма и утрату понятия термина как явления. Однако молодежь имеют представление что такое коллектив, испытывают потребность в коллективной жизнедеятельности. Вместе с тем знаки и символы их коллективного бытия лишены сегодня идеологической направленности, изменилось и внутреннее содержание этих знаков и символов. Заметим, что форма и психологическое воздей-
ствие этих знаков и символов на молодежь не изменились. Следовательно, субкультура современной молодежи включает в себя знаки и символы, обозначающие их потребность в совместной жизнедеятельности, взаимоподдержке, проявлении самостоятельности, личной социальной ответственности.
Наши многолетние наблюдения и имеющийся практический опыт показывают, что последователи названных субкультур формально выполняют некоторый минимум социальных функций [3, 4, 5]. Здесь можно перечислить некоторые. В частности, провозглашенный «неформалами» принцип «ценностной аномии» т.е. неприятие декларируемых «обществом потребления» ценностей, целей и средств их достижения. Анализ многих сайтов субкультурной тематики подтверждает сказанное нами ранее. Можно утверждать: современные молодежные субкультуры созданы индивидуалистами, имеющими потребность творить, выражая и утверждая свое собственное жизненное кредо всеми доступными способами. На основе этого в центр мировоззрения этих персоналий поставлен поиск себя и своего места в этом мире, а также переустройство и улучшение последнего в соответствии со своими идеальными представлениями о том, каким ему следовало бы быть. По сути дела, на первый план выдвигается идеал прогрессивно и гармонично развивающейся личности (что приветствуется), выходящей за рамки «одномерности» и не участвующей в «крысиных бегах» современного мира с его темпом жизни, все более ускоряющимся ради самого ускорения. Очевидно, такую неординарную личность, помимо творческого подхода ко всему, что вписывается в область его интересов, отличает постоянное стремление к познанию как окружающего мира, так и самого себя. Иными словами - желание приобщиться к богатому культурному пласту человеческой цивилизации. Сказанное выше позволяет сделать вывод, что это ведет по отношению к знаниям как к определенной ценности, особенно - выходящего за рамки научного (в том числе и эзотерического). Чаще всего представителей анализируемых субкультур интересует гуманитарные и общественные науки - философия, психология, история человечества, история культуры и религий и т.д. Заслуживает внимания, что они самостоятельно изучают иностранные языки и фольклор; многие интересуются политической ситуацией в современном мире, знают и любят художественную литературу.
Необходимо заметить, что ценность формального (официального) образования и образования неформального (самообразования) в молодежной среде варьируется в зависимости от того, к какой субкультуре принадлежит человек. И хотя представители многих субкультур обращают внимание, в общем, на одни и те же области знания, направленность субкультуры, ее специфика в целом задает основное направление личностных интересов, расставляет акценты, определяет приоритеты личностного развития, «обязательные» и «факультативные» области знаний и искусств для освоения. Например, психологией и философией живо интересуются практически во всех молодежных субкультурах.
Все это говорит о том, что досуг для молодого поколения - это сфера жизни, где происходит удовлетворение потребностей в активном общении со своими сверстниками. Решение проблемы активного досуга в субкультурах следует искать в следующем: формирование специальных сообществ, объединяющих молодых людей по интересам, способствующих развитию жизненных установок и ценностных ориентаций, будет способствовать воспитательному процессу молодого поколения; создание специальных групп в социальных сетях, посвященных агитации спортивного образа жизни, посещению спортивных центров, приведет к активному общению вне системы Интернет; активная реклама, посвященная деятельности и разнообразию традиционных направлений досуговых центров, должна преобладать в сети «мировой паутины»; создание новой молодежной социальной сети, особенностью которой будет не только виртуальное общение, но и регулярные встречи пользователей (на концертах, мастер-классах, походах и сплавах).
Педагогический потенциал художественной деятельности в формировании стартового капитала знаний и опыта молодежи состоит в мотивировании к активной исследовательской деятельности и любознательности, приобретению нового творческого, коммуникационного и художественного опыта с целью реализации своих жизненных стратегий и поиска национальной, профессиональной и иной идентичностей. Обеспечение духовного самоопределения молодежи и комфортное включение в неформальную образовательную среду «значимых других» представляет важную социокультурную проблему. Дело в том, что в субкультурах происходит воспитание самостоятельности, ответственного отношения к своей идентичности и результатам своей досуговой деятельности молодежи.
Литература
1.Махлина, С.Т. Семиотика кризиса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ агй-с1е/п/ semiotika-krizisa
2.Мудрик, ВА. Социальная педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/ Мех^р/Ыте/2009-12-28-13-47-51/40-2010-08-30-12-17-02/835-20И-01-11-14
3.Карманова, А.В. Отношение к образованию в современных молодежных субкультурах //Вестник Томского гос. ун-та. -2007.-№302.-С.65-68.
4.Каташинских, С.Н. Особенности и ценности молодежной субкультуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/421/1004
5.Крапотина, Т.Г. Основные функции, принципы и ценности молодежных субкультуры в современном обществе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2015/04/30/1098224284Крапотина.pdf
6.Теряева, О.А Воспитание молодёжи: образы героев, псевдогероев, антигероев / / Социальная педагогика. -2012.-№4.-С.107-120.
7. Трифонова, Ж.Н. Использование знаков и символов в подростковой и молодежной среде / / Социальная педагогика. -2012.-№4.-С.121- 125.
8. Фромм, Э. Иметь или быть [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe.txt (дата обращения: 30.01.14 г.).
9.Эрерра, Л.М. Общественные механизмы детерминации субкультурных образований молодежи // Известия Тульского гос. ун-та. Гуманитарные науки. -2011.-№2.-С.251-258.
УДК 008:1- 027.21
АНЯныкина
ФАМИЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЭПОХИВОЗРОЖДЕНИЯ
В статье предпринята попытка исследования семейной проблематики в художественной культуре эпохи Возрождения. Актуальность обращения к данному культурно-историческому периоду обосновывается современным состоянием семейно-брачных отношений в обществе, когда проблема наличия детей в семье, отношение между полами приобретает самые причудливые очертания. Автор рассматривает семью не столько как «ячейку общества», а как особую онтологическую форму, в котором знаменитые художники, гуманисты эпохи Ренессанса видели источник стабильности, самоактуализации личности, «устремленность в будущее» и которые воплотили фамилистическиеидеи в своем творчестве.
Ключевыеслова: футурологический проект, Святое семейство, онтологическая форма, Вечная Женственность, фамилистический поворот, аннигиляция личности
AllaYanykina FAMILISTIC TRENDS IN ART CULTURE OF THE RENAISSANCE
The article attempts to study family issues in the artistic culture of the Renaissance. The urgency of this appeal to the cultural and historical period justified the current state of family relations in society, when the problem is the presence of children in the family, the relationship between the sexes becomes the most bizarre shape. The author considers the family is not so much as a "cell of society", as well as a special form of the ontological, in which famous artists, humanists of the Renaissance saw a source of stability, self-actualization, "focus on the future" and that embodied familistic ideas in his work.
Keywords: futurist project, the Holy Family, the ontological form, Eternal Feminine, familistic turn, the annihilation of the individual
Современное состояние культуры характеризуется тем, что семья, несмотря на сложности материального и духовного её измерения, продолжает оставаться одной из доминирующих ценностей. Данная, по сути своей философская, установка помогает человечеству, в условиях неопределенности, сохранить ориентиры в своей жизнедеятельности. Однако новое мироощущение и мировосприятиена метафизическом уровне преобразует в общественном сознаниитрадиционные представления о семье, используя идею разрушения как основной способ познания действительности. Так, Р.Тарнас утверждает, что подобные явления отражают «эпистемологическую одержимость разрывами и разломами, а также соответствующую идеологическую приверженность различным меньшинствам - политическим, сексуальным и языковым» [4, с.52]. Онтологический нигилизм, выступающий в форме потери смыслов, инициирует появление в социуме поколения молодых людей, которые утратили своё подлинное бытие и жизнь которых можно представить в виде потока развлечений, наслаждений, аффектов. Добровольный отказ от семейных ценностей лишает индивида «устремленности в будущее» (Ж.П. Сартр), возможности понимания истинного смысла своего настоящего и прошлого. Данные тенденции реализуются в художественной культуре через создание произведений искусства, атрибутивным свойством которых становится краткосрочное, на уровне мгновений, существование во времени.
Актуальность обращения к теме семьи в художественной культуре Ренессанса обусловлена тем, что впервые, со времен Средневековья, происходит переоценка значения семейных отношений, их значимости не только для каждого отдельного субъекта, но и для общества в целом. Аскетизм, жизнь холостяка и старой девы теперь уже не рассматриваются как эталон образа жизни, к которому необходимо стремиться. Пространство художественной культуры эпохи Возрождения постоянно расширяется из-за активной позиции человека, из-за смены старых парадигм мышления и формирования нового, гуманистического мировоззрения.
В эпоху Возрождения, в этот переходный и противоречивый в развитии художественной культуры период, утверждается принцип антропоцентризма, который раскрывает отношение к человеку