Научная статья на тему 'Социально-психологические детерминанты образования молодежных субкультур'

Социально-психологические детерминанты образования молодежных субкультур Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
493
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / КОНТРКУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / НЕФОРМАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖЬ / NON-FORMAL YOUTH / CONTRA-CULTURE / INDIVIDUAL-PERSONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эррера Лариса Михайловна

Цель исследования выявить основные детерминанты образования молодежных субкультур в современном обществе. Дана типология неформальных молодежных движений с целью выявления молодежной субкультуры и контркультуры, а затем применительно к субкультурной молодежи выявлены основные детерминанты ее появления и определена основная детерминанта наличие у индивида определенного набора личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-psychological determinants of youths subcultures formation

The study`s goal to reveal basic determinants of youth`s subcultures formation in modern society. The typology of non-formal youth movements is given, to reveal youth subculture and contra-culture. Also the basic determinants of youths subculture formation is stated and the main determinant is defined the presence of specific set of personal features.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические детерминанты образования молодежных субкультур»

Психология и культура

Л.М. Эррера

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Цель исследования - выявить основные детерминанты образования молодежных субкультур в современном обществе. Дана типология неформальных молодежных движений с целью выявления молодежной субкультуры и контркультуры, а затем применительно к субкультурной молодежи выявлены основные детерминанты ее появления и определена основная детерминанта - наличие у индивида определенного набора личностных качеств.

Ключевые слова: молодежь, субкультура, контркультура, индивидуально-личностные качества, неформальная молодежь.

Молодежная политика в настоящее время приобретает характер приоритетных направлений политики государства.

В последние годы стала активно разрабатываться в различных аспектах и непосредственно сама проблема самореализации личности (анализ источников, движение сил, противоречий, потребностей и управления этим процессом). В социально-психологических и педагогических планах следует отметить исследования И.С. Кона, А.А. Лысько, С.И. Левиковой, М.А. Недашковской, Б.Д. Парыгина, Л.В. Сохань, В.А. Тихоновича, В.А. Ядова, социально-философские разработки Л.И. Антроповой, Ю.А. Богуславского, Р.Р Загирова, Т. Ветюшкиной, Э.К. Дорошевича, О.А. Киселевой, Л.Н. Когана, В.Ю. Кобинского, Т.Б. Нечепуренко, А.К. Чаплыгина, Л.В. Шабанова и другой ценный материал интересующей нас проблематики отношений молодежи, фундаментальные разработки теории и методологии проблем общества.

Мы должны разграничить понятия «молодежная субкультура» и «молодежная контркультура», так как это два течения совершенно

© Эррера Л.М., 2010

разной направленности и по отношению к основной культуре, и по социально-психологическим признакам ее представителей, и по групповым признакам. Более структурированно отобразить взаимосвязи молодежных неформальных движений мы предлагаем в таблице.

Таблица

Неформальные молодежные движения

Молодежная субкультура Молодежная контркультура

Музыкально-ориентированные Художественно-имиджевые Философско-мировоззренческие Криминогенные Сектантские

готы эмо альтернатив-щики транскультура панки металлисты рейверы и др. граффити фрики фурри ролевики толкиенисты и др. стрит-эйдж хиппи растаманы и др. гопники скинхеды РНЕ и др. сатанисты моды и др.

Появление молодежных субкультур не вписывалось в концепцию социализации. Их было трудно соотнести с традиционными социальными характеристиками - возрастной группой, социальной прослойкой. Их основными особенностями стали социальная среда, круг общения, образ жизни, символика, традиция, внешний облик, сленг, манеры поведения. Это сообщества с самоназванием и самосознанием. Сам факт появления субкультуры не укладывается в традиционные социальные схемы. В. Тэрнер, пытаясь преодолеть данное противоречие, при исследовании общин хиппи отнес их к «лиминальным сообществам», возникающим и существующим, по его мнению, в промежуточных областях социальных структур. Лиминальность у исследователя выступала как характеристика переходной фазы, связанной с переменой статуса1.

Согласно концепции Э. Эриксона, социальная обусловленность появления субкультур осуществляется индивидуальными задатками и устремлениями молодежи в целом, что объясняет феномен коллективной идентичности и взаимосвязь жизненного цикла индивида и общественных изменений2. На этом основывается идея

психоистории, способной, по Э. Эриксону, объяснить механизм исторических процессов. События 1960-х гг. Э. Эриксон объясняет как кризис коллективной идентичности. По его мнению, кризис коллективной идентичности создает условия для появления харизматических личностей, идеи которых, выраженные в разных формах - провидения, политических программ и т. д., отражают потребности общественного развития. Э. Эриксон приходит к выводу о необходимости включения в теорию З. Фрейда понятия «исторический момент» как междисциплинарного (психоисторического) средства социального познания.

Таким образом, одной из детерминант появления молодежных субкультур мы можем назвать общественные изменения, социально обусловленные.

Психоисторическая методология социального познания Э. Эриксона создавалась под влиянием идей как эгопсихологии (Г. Гартман), так и культурной антропологии (М. Мид).

В культурной антропологии молодежь рассматривается как переходная фаза между детством и взрослостью. В американской культурной антропологии психоаналитическое направление предоставлено школой «Культура и личность», которая изучает связь личности, символического окружения и процесса социализации. К важнейшим выводам, сделанным в ходе исследований школы антропологов «Культура и личность», следует отнести следующие: культура играет доминирующую роль в воспитательных процессах; не всегда период взросления сопровождается традиционным конфликтом старших и младших; многообразие культур, их неповторимость свидетельствуют о многообразии психологических типов, национальных и индивидуальных характеров.

Следует особо отметить работы М. Мид - известного американского этнографа, антрополога и культуролога. Исследовательница рассматривает проблему отношений между поколениями в рамках конкретной историко-культурной традиции. В основе концепции М. Мид - принцип культурной дифференциации, позволяющий выделить в истории человечества три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. М. Мид определяет их как постфигуративные (дети учатся у старших), конфигуративные (дети учатся у сверстников), префигуративные (взрослые учатся также и у своих детей).

Эти отношения определяются темпами научно-технического и социального развития. Первый тип отношений преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое главным образом ориентировано на опыт старших поколений, основанный на знании социальной реальности.

По мере ускорения технического и социального развития, усложнения культурной жизни происходит ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту товарищей по играм, коллег по учебе и труду. Этот процесс совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи», которая представляла собой единое производное целое, в нуклеарную. В малой (нуклеарной) семье происходит дифференциация трудовой и семейной жизни, изменяется статус детства, возрастает роль юношеских групп, появляется особая молодежная культура и возникают всякого рода конфликты между поколениями. Идеи М. Мид получили неоднократное подтверждение в ходе современных социологических исследований, в частности немецкого социолога Д. Коумэ-на и других.

Префигуративные формы взаимоотношения поколений ориентированы на будущее. Эта форма преемственности складывается в условиях общества новых средств связи и информации, когда подрастающее поколение получает значительно большой объем знаний, чем их родители. Префигуративная форма взаимоотношений поколений при достаточном уважении молодежного возраста со стороны старших дает возможность избежать многочисленных «конфликтов поколений».

Таким образом, следующей детерминантой является префигу-ративная форма взаимоотношений поколений.

Философское осмысление проблем молодежи XX столетия впервые было принято К. Манхеймом. Генерационный подход К. Манхейма основан на акцентировании значения социальных изменений в формировании у молодежи отличного от предыдущих поколений опыта, а также способов его рефлексии. Ученый одним из первых акцентирует внимание на актуализации молодежных проблем, неоднократно подчеркивая то обстоятельство, что «молодежь не занимает должного места в общественной жизни»3, хотя именно ей, по мнению ученого, отводится ведущая роль в видении новой общественной модели и типа человека. «Выживание общества, - подчеркивает ученый, - зависит от того, смогут ли начать сначала те возрастные группы, которые не связаны закрепленными законом интересами в сохранении старого образа жизни и системы ценностей и свободны в выборе новых форм реагирования на новые жизненные проблемы»4.

Основные методологические положения в концепции К. Манхейма можно изложить следующим образом:

- положение молодежи отличается в разных формах социокультурного устройства;

- каждое поколение находится в определенной зависимости от характера и социальной структуры общества;

- статичные общества ориентированы на опыт старших поколений, не используют потенциал молодого поколения, вытесняя его на периферию общественной жизни;

- в традиционных обществах отсутствовал интеллектуальный конфликт, так как не было существенных расхождений между нормами поведения в семье и в обществе в целом;

- актуализация молодежных проблем возникает в XX в. и связана, прежде всего, с проблемами мировоззренческого порядка;

- современная молодежь воплощает в жизнь те ценности, которые создаются старшим поколением, но признаются лишь на теоретическом уровне;

- жизнеспособность современного общества зависит от мобилизации его ресурса молодого поколения;

- мир жаждет новой модели общественного устройства, молодежь в этом плане представляет собой один из важнейших скрытых духовных ресурсов обновления общества;

- для реализации потенциальных возможностей молодого поколения необходима национальная молодежная политика.

Основные положения К. Манхейма были систематизированы и терминологически уточнены в работах С. Эйхенштада, Н. Райде-ра, В. Бенгстоуна, Дж. Старра5.

В юности начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении молодые люди все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Так самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.

Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.

Как считает В.Э. Чудновский, молодой человек, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Он ищет четкие, определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового возраста, но и для юношеского6.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст харак-

теризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширением умственного кругозора юноши, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы.

Третья детерминанта появления молодежных субкультур - появление мировоззренческих установок.

Следующей детерминантой появления молодежных субкультур является возраст. В основном это молодежь от 14 до 21 года.

Юношеский возраст - период индивидуальной жизни, когда становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т. п.)7.

Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Если у животных наступление взрослости достаточно тесно связано с возможностью самостоятельного существования и произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда8.

В этот период происходит становление Я-концепции. Прежде всего дадим определение Я-концепции. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие: «"Я-концепция" - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом "Я" или картиной "Я". Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».

Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и диффе-ренцированность элементов образа «Я» последовательно возрастают от младших возрастов к старшим без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети. По данным исследований Бернштейна (1980), способность стар-

ших подростков реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности - абстрагирования. Далее следует отметить становление идентичности.

Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. По Эриксону, идентичность - совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности. Под личностной идентичностью Эриксон понимает субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самоотождествленности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека.

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Э. Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.

Канадский психолог Марше (1966) выделил следующие стадии развития идентичности:

1) неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности;

2) предварительная идентификация. Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими;

3) мораторий. Стадия кризиса. Индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим;

4) достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию;

5) формирование выраженных социальных потребностей.

Юность характеризуется как период выраженных социальных

потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует, это узнавание близости этого человека к себе, своему Я, раскрывается собственное реальное Я. Юность считается привилегированным возрастом дружбы.

Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. В молодежной субкультуре нередко происходит слияние границ между игрой и деятельностью. Это проявляется в театрализации, артизации, «карнавальности», импровизационности жизни. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов субкультурных групп. Как в театральном искусстве, так и в деятельности молодежных групп существует некоторая драматургия. Отдельные исследователи считают, что эта драматургия складывается из различных письменных источников, близких по идеологии молодежным субкультурным группам.

Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субгрупп (хиппи, панки, рокеры, металлисты) находит свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, включающем не только особенности поведенческих норм, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах, т. е. в имидже.

У каждой из субкультур помимо элементов чисто внутреннего самовыражения, недоступного и непонятного внешнему миру, было и свое культурное внешнее Я, описательная отчетность, выраженная в символах. Роль внешнего Я для дальнейшего развития субкультур становится очень важной. Фактически это ключ к пониманию феномена «массовая культура» современного цивилизованного общества. Черпая сведения из этого внешнего Я, средства массовой информации, мультимедиа, препарируя их, сглаживая все непонятные черты, создают мифы общественного восприятия субкультур. Поскольку они альтернативны общепринятым ценностям, то и общество, в свою очередь, альтернативно настроено по отношению к ним. Мифы восприятия настолько плотно укоре-

няются в подсознании масс, что те же самые мифы закладываются в основу и научного понимания этих субкультур, поэтому от самого предмета остается лишь бледное, искаженное подобие.

Внешнее экспрессивное Я в молодежных субкультурах - это синтез личностных индивидуальных особенностей и групповых привнесенных качеств. Оно может рассматриваться в качестве средства, информирующего о свойствах и качествах личности, как показатель актуальных психических состояний; как средство отождествления личности с группой, культурой.

Цель создания имиджа неформального молодежного движения (да и любого неформала) - в большей степени самоактуализация. Это даже не цель, а способ самоактуализации. Самоактуализация - это устойчивое состояние личности, которое наступает при условии удовлетворения потребности в самоактуа-лизации9.

Согласно Маслоу, для самоактуализированных личностей характерны следующие особенности:

- более эффективное восприятие реальности;

- приятие себя, других и природы;

- непосредственность, простота и естественность;

- центрированность на проблеме;

- независимость (потребность в уединении, неприкосновенность внутренней жизни).

Другие качества самоактуализированных личностей, по Мас-лоу, - это автономия (независимость от культуры и окружения), свежесть восприятия (не гонят от себя переживания), вершинные переживания (мистические или экстатические) и пр. Практически все эти особенности можно применить к неформальным молодежным движениям субкультурной направленности (или просоциаль-ной). Конечно, имидж молодежных субкультур не всегда воспринимается положительно окружающими, но как раз такое качество, как независимость, позволяет им не обращать внимания на мнение окружающих.

Основной же предпосылкой принадлежности молодого человека к субкультуре мы считаем наличие у него определенного набора индивидуально-личностных качеств. Эти качества выделены в результате обобщения эмпирического материала при обследовании субкультурной молодежи:

- творческая направленность личности;

- уравновешенный характер;

- преобладание развития интеллектуальной сферы над эмоциональной;

- склонность к баловству и забавам (инфантилизм);

- склонность к мечтам и фантазированию, жизнь в выдуманном мире;

- большая гибкость и умение приспосабливаться;

- часто - дар наблюдательности.

Почему эта детерминанта, по-нашему мнению, является основной?

Потому, что ни социально-культурная среда, ни возрастной фактор и ни выраженные социальные потребности сами по себе не приводят молодежь в субкультуру. Для этого обязательным условием является наличие таких индивидуально-личностных качеств, которые помогут ему самоактуализировать себя, свой творческий потенциал (который должен быть в наличии тоже). Ведь не каждый подросток и юноша (девушка), находясь в той же социально-культурной среде и имея те же возрастные проблемы, примыкает к той или иной молодежной субкультуре. Уход в контркультуру, видимо, тоже должен предполагать наличие определенного набора индивидуально-личностных характеристик, но уже совсем другой направленности.

Таким образом, мы выделили следующие детерминанты появления молодежных субкультур:

- индивидуально-личностные особенности;

- социально-культурная среда;

- проблемы мировоззренческого характера;

- возрастной фактор;

- выраженные социальные потребности;

- самоактуализация при помощи имиджа.

Молодежная субкультура мозаична и недолговечна, зачастую трансформируется и сменяется с приходом нового поколения. Смена поколений характеризуется преимущественно изменением идейно-созидательных характеристик молодежных субкультур; что касается форм проявления, то им свойственна повторяемость. Описанные выше признаки, как правило, мало подвержены кардинальным изменениям.

Примечания

1 Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

2 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

3 Манейм К. Диагноз нашего времени. М., 1983. С. 453.

4 Там же. С. 453.

5 Bengston V, Starr J. Contrast and Consensus: A Generational analisis of Youth in the 1970-s. // Youth. Chicago, 1975. Pt 1.

6 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. М.: Академия. 2004. С. 295.

7 Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

8 Там же. С. 225.

9 Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М., 2002. С. 137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.