Научная статья на тему 'Роль неформальных молодежных организаций в жизни общества'

Роль неформальных молодежных организаций в жизни общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6260
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брылев А.Ю.

В время при неформальных молодежных используются различные взятые из области культурологии, социологии и психологии или из средств информации. В такой одни и те термины нередко разное значение, если отсутствует юридическое определение. "Неформальные это неюридическое пришедшее из в 80-е годы противовес "формальным", есть официально (зарегистрированным) организациям. В объединениях отсутствует членство и их рассматривать как объединяющие в себе по признаку субкультуры. "Неформальные (социол.) вид объединений различных людей, отличительной которого является сложившаяся система социальных связей, действий, являющаяся неинституциональной (т.е. не в государственных, общественных сложившихся институтах) которая основана принципах самодеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль неформальных молодежных организаций в жизни общества»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 316.4

Брылев А. Ю.

студент

Московский городской психолого-педагогический университет

РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

В настоящее время при описании неформальных молодежных объединений используются различные термины, взятые из области права, культурологии, социологии и социальной психологии или просто из средств массовой информации. В такой ситуации одни и те же термины нередко имеют разное значение, особенно если отсутствует их юридическое определение.

"Неформальные объединения" - это неюридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес "формальным", то есть официально определенным (зарегистрированным) организациям. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры.

"Неформальные объединения" (социол.) - вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом неинституциональной (т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихся институтах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности.

Ключевые слова: неформальные объединения, неформальные движения, молодежная субкультура, неформальные молодежные группы.

Все неформальные движения, по сути, называются движениями только условно, так как в общепринятом юридическом понимании ни движениями, ни объединениями они не являются. Единственным признаком, объединяющим входящих туда подростков является субкультура - то есть, прежде всего, специфическая внешняя символика и атрибутика, во вторую очередь - нормы поведения, и только в третьих - какая-либо идеология и мораль. Всем этим неформальные движения отличаются от незарегистрированных политических и религиозных радикальных формирований, которые, хотя и могут принадлежать к какой-либо субкультуре, однако имеют свое объединение, нередко даже с персональным членством.

Современная российская молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей; призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений; наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования.

Круг российских субкультур разнообразен и включает дифференциацию по досуговым занятиям, этническими особенностями, по стилю поведения и образу жизни. В этом смысле особого внимания заслуживают процессы, которые происходят в молодежной среде. Ведь именно молодые люди являются более подверженными внешнему влиянию. Они, как правило, не обременены противоречивым опытом прошлого с присущими ему ценностными и поведенческими установками. Молодежь, которая определяет будущее любого общества, уже сегодня существенно влияет на его содержательные характеристики.

В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей.

Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу. Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении.

Для понимая подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.

В настоящее время неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность. Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.

Под неформальными объединениями обычно понимают социальные объединения различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.

Неформальное молодежное движение существует как стихийный, не поддающийся управлению государством процесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.

Неформальные молодежные движения дискретны и могут состоять из нескольких неформальных групп молодежи, часть групп может объединяться в группировки, крылья, течения, движения.

Некоторые неформальные группы, активно взаимодействуя друг с другом, объединиются в группировку, которая может стать центром неформального молодежного движения.

Условия жизни в целом создают предпосылки для организации молодежи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально-культурных ценностей.

Мною был проведен контент анализ 5 выпусков из журналов, в которых затрагивалась тематика моего доклада.( будет в отдельном файле или презентации )

Выводом данного контент анализа является то , что неформальные молодежные имеют широкое распространение в российском обществе. Неформальные молодежные организации играют значительную роль в процессе социализации индивида вступившего в ту или иную неформальную организацию. Журнал «Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского» выпуск № 28, является самым заинтересованным в упомянутой теме. Он предоставляет своим читателям наиболее полную, распространённую, полноценную информацию для ознакомления по данному вопросу.

Основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп - процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что

адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный соответственно асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности.

В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения.

Присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое способ выживания и самоорганизации большого числа людей.

Каждая субкультура явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.

По социально-правовому признаку выделяют следующие неформальные объединения:

1) социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды, исторические реконструктры.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

Лично я считаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:

- связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

- отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

- связанные со спортом: спортивные фанаты, футбольные хулиганы, роллеры, скейтеры, байкеры.

- с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

- связанные с компьютерными технологиями: хакеры, геймеры.

- враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, анархисты, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

- религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

- группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, современные художники, скульпторы, музыкальные группы.

- элита: мажоры, завсегдатаи дорогих ночных клубов .

Приведем короткий обзор основных неформальных молодежных движений.

Панки-появились в конце 60-х годов ХХ века в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Самостоятельность, прямые действия по смене политического уклада и непринятие общественной культуры широкого потребления. Этика этого движения признает великую роль личного выбора в развитии или просто поисках свободы, радикально отрицая любой конформизм. Характерные черты: любовь к музыке панк-рок, открытое критическое отношение к обществу и политике.

Внешность типичного представителя: неестественно яркий цвет волос, косуха, стиль "dead" - "мертвый стиль", протертые джинсы.

Готы-появились в конце 70-х годов XX века в Великобритании на фоне популярности готик-рока. "Жизнь по принципу необычной романтики и абсолютного индивидуализма". Характерные черты: любовь к готической музыке (готик-року, готик-металу, дарквейву), мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор (англ. Horror - ужас, сильный страх, отвращение) -литературе и фильмам.

Металлисты-появились в 80-е годы XX века. Субкультура широко распространена в Европе, Америке, Японии. Лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки в стиле метал. Подростки-металлисты могут устраивать массовые драки и

беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Эмо-появились в 80-х годах ХХ века в США. Идеология: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Эмо-кид — часто ранимый и депрессивный человек. Одежда, волосы, макияж и украшения очень темных цветов или оттенков черного. От готов эмо отличает сочетание в одежде черного и розового цветов. В прическе челка скошена на один бок. Фишкой внешнего вида являются разнообразные значки и браслеты. По своему внешнему виду первые эмо своей показной неряшливостью напоминали панков,.

Толкиенисты- тесно связаны с субкульутрой ролевиков. Появились в середине 60-х годов ХХ века в Европе, в США. Идеология: верование в реальность существования мира фэнтези. Погружение в историю и культуру раннего средневековья. Юмористичное мировосприятие. Характерные черты: наличие достаточно закрытого сообщества. Внешний вид: яркие экзотические наряды, хайратники, мечи и доспехи (при игровом воссоздании мира фэнтези).

Хип-хоп (hip-hop). Появились в конце 70-х ХХ века в среде афроамериканцев. Идеология современного афроамериканизма - противостояние американской и англосаксонской культур. Создают собственную музыку - хип-хоп, рэп, свой сленг, своя хип-хоп мода (спортивная одежда или широкие джинсы со множеством карманов и слегка приспущенные по талии, кеды, круглая вязаная шапочка, капюшоны, массивные украшения), танцевальные стили (брейк-данс и др.); графическое искусство (граффити) и свой кинематограф.

Байкеры - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Скинхеды - представители молодежной субкультуры, придерживающиеся неонацистской идеологии.

В идеологии присутствует крайняя форма расизма, проявляющаяся в открытом выражении неприязни, агресии и ненависти по расово-национальному признаку, как путём лозунгов, призывов, надписей, рисунков, символики, так и путём прямых действий, стычек, столкновений, массовых драк, акций устрашения. Все эти действия направлены (без особой конкретизации) в отношении негроидных и азиатских рас. Но в принципе от рук бритоголовых может пострадать любой "нерусский" человек, "не славянской" внешности, с более или менее тёмным цветом кожи. Объекты воздействия определяются на глазок, преимущественно по визуальному признаку: цвет кожи, черты лица, разрез глаз, волосы. У определённой части скинхедов господствуют антисемитские и антикавказские настроения, присутствует желание применения крайних форм геноцида, особенно сильно выраженные в отношении лиц "кавказской национальности" . Иногда могут произноситься угрозы в адрес жителей Средней Азии. Имеет место агрессивная ксенофобия (неприязнь к иностранцам), главным образом по расовому признаку, особенно к иностранцам-иммигрантам (беженцам, вынужденным переселенцам из стран ближнего зарубежья).

Главное в их идеологии -это национализм, национал-расизм, превозношение своей (в данном случае - русской) нации как нации, принадлежащей к "белокожим", стоящей выше всех других рас (в основном по сравнению с негроидными и азиатскими расами).

Футбольные хулиганы - в официальной трактовке лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков. В некоторых молодёжных группах существует культ футбольного хулиганства.

Паркурист, трейсер (франц. Parcours, parcours du combattant - дистанция, полоса препятствий)Появились в 90-х годах ХХ века. Идеология: умение владеть своим телом, это физическая и координационная готовность к любым жизненным ситуациям.Подростки увлечены постоянным совершенствованием себя физически (легкая атлетика, акробатика, спортивная гимнастика, скалолазание). Характерные черты: спортивная свободная одежда и обувь.

Геймер (англ. Gamer - игрок). Появились в 60-х годах ХХ века. (В России - с середины 90-х годов ХХ века). Идеология: стремление к победе любыми способами, невозможность ошибок, поражения. Любовь к компьютерным играм. Отсутствие различий между виртуальным миром и реальностью. Внешне мало чем отличаются от большинства людей.

Гопник (Гопота, Гоп) (с XIX в., в уголовном жаргоне- «оборванец», «грабитель»). Сами гопники называют себя не «пацанами», и не отделяют себя от населения, то есть не осознают себя как субкультуру. Отсутствует четко обозначенное время появления, возможно даже раньше 20-х г.г. ХХ века в России. Агрессивные молодые люди с бандитской идеологией и "лагерным" лексиконом нацеленные на добычу денег..., алкоголь и сигареты. Ярко выраженный криминальный и групповой характер данной субкультуры: драки, грабежи, наезды; существование уличных общин с примитивной иерархической системой. Внешний вид: спортивная одежда, кепка, туфли с длинным носом или кроссовки, короткая стрижка; развязная, "борцовская" походка. Любовь к блатной музыке, шансону, попсе. Активное использование ненормативной лексики.

Разговор о неформальных движениях молодежи будет не подробен, если не рассмотреть вопрос о том, какую роль выполняют самодеятельные объединения в становлении общества.

Поэтому в пространстве неформального общения молодые люди могут самостоятельно выбирать своего социального круга людей и партнёра. А привитие культуры этого выбора лишь в толерантности взрослых. Склонность, нетерпимость к разоблачениям примитивизируют молодёжную среду, подстрекатеству подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Важная функция молодёжных групп - "стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма" . Молодёжные группы являются проводником общественной энергии между региональными, поколенческими, местными и т.п. зонами общественной жизни и её центром - основными политическими и социально-экономическими структурами.

Многие из неформалов - люди весьма своеобразные, талантливые. Они находятся на улице ночи и дни напролет, не зная, зачем. Эту молодежь никто не заставляет и не организовывает приезжать сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Можно отметить, что не все виды молодежной субкультуры положительно влияют на молодежь - некоторые типы молодежной субкультуры в России несут в себе элементы криминализации общества, менталитет западных стран, способствуют формированию ценности развлечений, вместо реализации себя как творческой личности. Эти воздействия в разной мере присущи тем или иным субкультурным феноменам. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде.

По данным правоохранительных органов в России сейчас действует около 150 молодежных объединений экстремистского направления более 10 тысяч человек, а 8 из этих объединений представляют реальную проблему.

Такие объединения экстремистского направления включают в себя группы футбольных фанатов, так и структурированные, хорошо организованные формирования ультралевого

направления, имеющие «идеологические секторы, боевые отряды и информационные группы».

Основной состав этих групп - молодежь до 30 лет. Наибольшее количество участников проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях.

Так же в моем исследовании я проводил опрос на тему «Неформальные молодежные организации». Результат следующий:

19. Каково ваше отношение к неформальным молодежным организациям?

A) Положительное ( Ответило 5 человек из 20) Б) Отрицательное ( Ответило 3 человека из 20)

B) Нейтральное. ( Ответило 12 человек из 20)

20. Состояли ли вы когда-нибудь, в какой либо неформальной молодежной организации?

A) Да, в нескольких ( Ответило 5 человек из 20) Б) Да, в одной ( Ответило 7 человек из 20)

B) Раньше состоял, но теперь нет ( Ответило 7 человек из 20) Г) Нет, но подумываю об этом ( Ответило 0 человека из 20) Д) Нет, мне это не интересно ( Ответил 1 человек из 20)

21. Как вы считаете, представляют ли неформальные молодежные организации опасность для общества?

A) Да, все такие организации опасны ( Ответило 0 человек из 20)

Б) Только некоторые, например _( Ответило 8 (футбольные

фанаты (4)скинхэды и националисты(З), религиозные секты(1) человек из 20)

B) Нет ( Ответило 10 человек из 20)

Г) Затрудняюсь ответить ( Ответило 2 человека из 20)

22. С представителями каких неформальных молодежных организаций вы знакомы лично? (возможно несколько вариантов ответа)

A) Музыкальные ( Ответило 3 человека из 20) Б) Спортивные ( Ответило 11 человек из 20)

B) Политические ( Ответил 1 человек из 20)

Г) Неофашисты (скинхэды) ( Ответило 5 человек из 20) Д) Другие_( Ответило 0 человек из 20)

23. Как бы вы могли охарактеризовать ваше отношение к знакомым вам представителям неформальных молодежных организаций?

A) дружеские, мы тесно общаемся ( Ответило 7 человек из 20) Б) приятельские, иногда общаемся ( Ответило 7 человек из 20)

B) поверхностно знакомы, просто здороваемся ( Ответило 3 человека из 20)

Г) напряженные, стараюсь избегать общения с ними ( Ответило 2 человека из 20 Д) враждебные, мы часто конфликтуем ( Ответил 1 человек из 20)

24. Какую роль, по вашему мнению, играют неформальные молодежные организации в жизни общества?

A) Положительно влияют на процесс социализации молодежи, расширяя кругозор молодежи ( Ответило 8 человек из 20)

Б) Негативно влияют на процесс социализации молодежи, формируют неправильные представления о жизни ( Ответило 12 человек из 20)

B) Никак не влияют ( Ответило 0 человек из 20)

Подводя итог, хотим отметить, что молодежь — это движущая сила любого общества и его будущее. Молодежная субкультура, безусловно, важна для социума, играя немаловажную роль в социализации и становлении личности молодого человека. Она с одной стороны влияет положительно, когда дает толчок к саморазвитию и реализацию творческих способностей молодежи, а с другой, в некоторых случаях, может культивировать приоритет

потребления готовой продукции над креативом, а так же стимулировать девиантное поведение, в зависимости от своей направленности и идеологии.

К сожалению, в российском обществе не уделяется должного внимания развитию и поощрению просоциальных субкультур и отсутствует усиленный контроль субкультур асоциального и антисоциального типов. Проблематика молодёжной субкультуры и молодежных объединений достаточно нова для нашего общества, поэтому она еще носит более теоретический характер и требует глубокого осмысления сквозь призму не только культурологической науки, но и других сфер жизнедеятельности общества и социальных институтов.

Литература

1. Адорно, Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно. — М.: Серебряные нити, 2001. 416 с.

2. Айзенкоп Б. М. Молодежная политика в РФ (поиск оптимальных решений) / Б. М. Айзенкоп. - М.:МАКС Пресс, 2003. - 26 с.

3. Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры / Ю.К. Александров. - М.: Права человека., 2007 - 125 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Аминов Д. И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм / Под ред. Адель-ханяна Р. А. М.: Триада, Лтд, 2008. - 340 с.

5. Амирокова P. А. Политический экстремизм в современном политическом процессе России / Р. А. Амирокова. Черкесск, 2006. - 150 с.

6. Андреева Г. М. Социальная психология учебник. / Г. М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 368 с.

7. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. - М.: Изд-во «Текст», 1993. - 303 с.

8. Арухов З. С. Экстремизм в современном исламе / З.С. Арухов. Махачкала, 1999. -

396 с.

9. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. М. : Изд-во «Информпечать»., 2007. - 336 с.

10. Бро Ф. Политология/Ф. Бро - М.: Б.и., 1992. - 86с.

11. Бурковская В. А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия / В.А. Бурковская. М: Издатель «Пресс», 2006. -206 с.

12. Верховский А. Цена ненависти. Национализм в России и противодействие расистским преступлениям / А. Верховский. - М.: «Эксмо», 2009. - 584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.