Научная статья на тему 'Особенности социологического исследования неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе'

Особенности социологического исследования неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
963
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ВОЛГОГРАДСКИЙ РЕГИОН / СПЕЦИФИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ / ДОСУГ МОЛОДЕЖИ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS / VOLGOGRAD REGION / SPECIFICITY OF SOCIALIZATION / LEISURE OF THE YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковальчук Сергей Юрьевич, Линченко Сергей Анатольевич

В статье рассмотрены различные методы социологического анализа неформальных молодежных объединений, в числе которых экспертный опрос, включенное и невключенное наблюдение, свободное интервью, контент-анализ материалов в газетах «Молодой. Свежее решение» и «Волгоградская правда». На основании использованных методов социологического исследования выделена специфика некоторых неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIOLOGIC RESEARCH OF INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS IN VOLGOGRAD REGION

The article deals with different methods of sociological analysis of informal youth unions, including the survey of experts, participant observation and nonparticipant observation, the free interview, content analysis of the materials in the newspapers «Molodoy. Svezhee Reshenie» and «Volgogradskaya Pravda». The above mentioned methods of sociological research give the possibility to specify some informal youth associations in the Volgograd region.

Текст научной работы на тему «Особенности социологического исследования неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе»

© Ковальчук С.Ю., Линченко С.А., 2011

УДК 303.1 ББК 60.504

ОCОБEННОCТИ CGЦИGЛGГИЧECKGГG И^ЛЕДОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ВОЛГОГРАД^ОМ РЕГИОНЕ

С.Ю. Ковальчук, С.А. Линченко

В статье рассмотрены различные методы социологического анализа неформальных молодежных объединений, в числе которых экспертный опрос, включенное и невключенное наблюдение, свободное интервью, контент-анализ материалов в газетах «Молодой. Свежее решение» и «Волгоградская правда». На основании использованных методов социологического исследования выделена специфика некоторых неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе.

Ключевые слова: социологическое исследование, неформальные молодежные объединения, Волгоградский регион, специфика социализации, досуг молодежи.

Одной из существенных особенностей, отличающих российские неформальные молодежные объединения от западноевропейских, является большое влияние региональных факторов на формирование и функционирование неформальных молодежных групп. Однако в исследованиях молодежной субкультуры и неформальных молодежных объединений до последнего времени наибольшее внимание уделяется субкультурам и неформальным молодежным группам из Москвы и Санкт-Петербурга. Исследований, посвященных неформальным молодежным объединениям в российских регионах, гораздо меньше. Это можно объяснить тем, что неформальные молодежные объединения имеют наибольшее распространение в этих двух городах. Тем не менее изучение неформальных молодежных объединений в регионах является важной задачей российских социологов. Как отмечает О.Ю. Казурова, «молодые люди участвуют в процессе одного из важнейших этапов социализации и адаптации к новым условиям российской действительности: уничтожения старых и зарождения совер-

шенно иных культурных, духовных и материальных ценностей» [5, с. 99].

В качестве эмпирических методов социологического исследования использовались включенное и невключенное наблюдение, свободное интервью, контент-анализ материалов в газетах «Молодой. Свежее решение» и «Волгоградская правда», посвященных проблемам неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе, экспертный опрос. Выборка - случайная, гнездовая. Объем выборки - 870 человек (2 включенных наблюдения - 720 человек, невключенное наблюдение - 100 человек, свободное интервью - 30 человек, экспертный опрос - 20 человек).

Как показывают результаты использования методов социологического анализа, наибольшее распространение в Волгоградском регионе получили такие неформальные объединения молодежи, как:

1. Реконструкторы-ролевики - любители ролевых игр. К ним также можно отнести толкиенистов, поклонников творчества Дж.Р.Р. Толкиена и прочих авторов произведений жанра фэнтези.

2. Готы - молодежная субкультура, использующая мрачно-романтическую символику. Проявляют интерес к готической му-

зыке, хоррор-литературе, фильмам ужасов и мистике.

3. Байкеры - участников данных неформальных объединений характеризует специфический стиль жизни, связанный с мотоциклом.

4. «Металлисты» - любители музыки в стиле «тяжелый рок».

5. Панки - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. Образ жизни и смысл жизни панков - разрушение того, что им не нравится. Панки привлекают внешней атрибутикой, стилем жизни.

6. Рэпперы - представители данного движения любой музыке предпочитают рэп - чтение рифм под ритмованную музыку, так называемые речитативы, мелодекламация.

7. «Кислотники» - молодые люди, которые слушают клубную музыку и являются завсегдатаями ночных клубов.

8. Гопники - молодежные субкультурные группы экстремистского толка.

Что касается причин объединения волгоградской молодежи в неформальные группы, то они, на наш взгляд, те же самые, что и для молодежи из других регионов России. Это желание выделиться, не быть как все; мировоззренческие установки; желание утвердиться в новой среде; привлечь к себе внимание; копирование западных структур, течений, культурных образцов; религиозные убеждения; следование моде; отсутствие цели в жизни; увлечения, связанные с возрастом; влияние криминальных структур, хулиганство; неразвитая сфера организации досуга для молодежи в стране; вызов обществу, протест; вызов семье, отсутствие взаимопонимания в семье. Если говорить об особенностях неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе, то они заключаются в следующем.

Согласно результатам наших социологических исследований в последние годы значительным явлением в молодежной субкультуре Волгоградской области стало объединение реконструкторов-ролевиков. На основании анкетного опроса экспертов, а также интервью, взятых у представителей данного движения, нам удалось более подробно узнать о нем и выделить его специфику. Количество

участников данных неформальных молодежных объединений достигает приблизительно 600-700 человек. Средний возраст участников неформального движения ролевиков -25 лет. По половой принадлежности в этих неформальных молодежных группах приблизительно одинаковое количество лиц мужского и женского пола. В это движение входят представители разных профессий, имеющих стабильный достаток. Среди досуговых предпочтений ролевиков - чтение книг (в основном по истории), встречи с друзьями, игры, пошив костюмов. Основные представители движения ролевиков уже давно отошли от такого узкого названия, как толкиенисты. Они стали называть себя реконструкторами, так как сейчас устраивают ролевые игры не только по произведениям фэнтези, но и по другим темам, круг которых включает также исторические, техногенные сюжеты.

Среди неформальных молодежных объединений, использующих мрачно-романтическую символику, выделим неформальные молодежные объединения готов. На основании использования вышеуказанных эмпирических методов социологического исследования нам удалось выявить их некоторые особенности. Численность неформальных объединений готов у нас в городе составляет приблизительно 150-200 человек. По гендерному составу преобладает женский пол (70 % участников данных неформальных объединений - лица женского пола, 30 % - мужского пола). Основные мотивы пребывания в данной неформальной группе - это возможность самовыражения, мировоззренческие установки, возможность найти взаимопонимание, поддержку. Среди ценностных предпочтений для готов являются наиболее значимыми дружба, любовь, творчество.

Среди неформальных экстремистских молодежных объединений выделим гопников. Они используют противозаконные насильственные методы, но отличаются от скинхэдов тем, что они не оправдывают свою деятельность с помощью национал-шовинистской идеологии. Гопники являются врагами многих неформальных молодежных объединений.

Еще одно неформальное объединение молодежи, на которое следует обратить наше внимание, - это движение байкеров. Количе-

ство участников данного движения в городе и области насчитывает приблизительно 70100 человек. Разнороден их социальный состав. Несмотря на относительно грозный вид, многие из участников этого движения занимаются благотворительностью, в частности помогают детским домам, сотрудничают с представителями Русской православной церкви. В Волгограде открыты различные клубы для байкеров, в них собирается как неформальная молодежь, так и молодежь, не причисляющая себя ни к каким неформальным объединениям.

В Волгоградском регионе также представлены поклонники различных направлений рока: около 800 человек. Особенно выделяются в данном движении «металлисты» и панки. Внешний вид волгоградских «металлистов» практически не отличается от того, как они выглядят в других городах: кожаные куртки с косой молнией (косухи), значки и заклепки на одежде и рюкзаках. Возраст варьируется от 14 до 25 лет. Конфликтуют они в основном при столкновении с представителями неформальных молодежных объединений скинхэдов, гопников.

Неформальные молодежные объединения панков отрицают законы общества. Главное в их движении - это протест. Представители панковского движения часто употребляют наркотики и алкоголь (в то же самое время следует отметить, что не для всех панков свойственно девиантное поведение). Они самовыражаются как могут, начиная с одежды и вызывающих причесок и заканчивая поведением. Девиз панков: «разрушай то, что не нравится». Количество панков в Волгоградском регионе приблизительно 250-300 человек. В социальном составе волгоградских панков преобладают школьники, встречаются также учащиеся ссузов и студенты.

Результаты проведенного свободного интервью с представителями музыкальных неформальных молодежных объединений рокеров (поклонников различных направлений рока) выявили следующие особенности. Больше всего в данных неформальных группах молодежь привлекает возможность самовыражения, мировоззренческие установки, а также возможность найти взаимопонимание, поддержку. В целом те же самые причины вхожде-

ния в данные субкультурные молодежные объединения характерны и для «неформалов» данного типа в других регионах России. Наиболее значимыми для поклонников различных направлений рок-музыки являются такие важные общечеловеческие ценности, как творчество, любовь и дружба. Отношения с другими неформальными группами в основном нейтральные (это касается контактов с представителями рейверов и рэпперов); дружеские отношения сложились с некоторыми представителями движения байкеров, готов, графферов, роллеров, реконструкторов-ролевиков; со скин-хэдами отношения варьируются от нейтральных до враждебных; больше всего конфликтуют с гопниками, что вполне естественно, так как данные субкультуры очень разные (нормы, ценности, стиль жизни). Взаимодействие с формальными организациями связано прежде всего с проведением различных мероприятий. Относительно своих планов на будущее представители данных неформальных объединений отметили, что главное для них - это творчество, а также учеба, работа, любовь, создание семьи. По словам В.Н. Гуляихина, Н.В. Серовой, «необходимо культивировать и гармонизировать не только приобретаемые позитивные ценности, но и те, которые традиционно присущи российскому народу» [3, с. 182].

Ряд рок-фестивалей в Волгоградском регионе имеет социальную направленность. Например, в мае 2009 года проводился рок-фестиваль с актуальным названием «Рок против наркотиков». Цель подобных мероприятий -показать, что среди ряда рок-музыкантов уже не популярна философия саморазрушения. Они пропагандируют здоровый образ жизни. Кроме того, ряд волгоградских рок-музыкантов устраивают благотворительные концерты (например, в помощь детям из детского дома в Нижнем Чире).

Среди неформальных молодежных объединений с музыкально-художественным уклоном следует также выделить представителей хип-хоп культуры: рэпперов, брейкеров, граф-феров. Число поклонников данной культуры в Волгограде растет и насчитывает уже около 700 человек. По своему социальному составу участники этого неформального движения являются учащимися школ, ссузов, студентами. По половой структуре большинство - молодые

люди (80 %), девушки - 20 %. Средний возраст волгоградских поклонников хип-хопа - 1320 лет. Самому старшему участнику данного неформального движения 23 года. Что касается внешнего вида, отметим то, что подавляющее большинство представителей волгоградского хип-хоп движения не отличается от общероссийского стиля одежды рэпперов и брейкеров. В то же время некоторые представители данного движения имеют ряд отличительных особенностей. Одной из них является патриотическая направленность их песен. Другой отличительной чертой части волгоградских рэпперов является их отход от своего традиционного стиля. Это выражается в том, что они носят галстуки, играют на гитарах и скрипках. Это в большей степени свойственно для рэпперов среднего молодежного возраста.

В Волгоградском регионе регулярно проводятся фестивали хип-хоп культуры (SNIKERS URBANIYA, Art-street фестивали). Появление хип-хоп культуры в Волгограде связано с возросшей модой на западный образ жизни и культуру. Движение поклонников хип-хоп культуры - одно из самых спокойных и организованных молодежных объединений в нашем городе. Представители хип-хоп движения раскрывают проблемы общества: курение, наркомания, безразличие, межнациональные конфликты, расизм. Они критически относятся к современной поп-музыке. Вырученные средства от хип-хоп фестиваля «Только TRUE», проводившегося в декабре 2009 года, пошли на помощь детям-сиротам.

Среди неформальных объединений «кис-лотников» (представители данных неформальных молодежных объединений слушают клубную музыку и являются завсегдатаями ночных клубов) встречаются люди, которые различаются по своему социальному составу и статусу. Но большинство представителей данных неформальных объединений являются студентами и школьниками из обеспеченных семей или из семей со средним достатком, а также лицами, имеющими высшее образование, но предпочитающими такую музыку и стиль жизни. Численность «кислотников» в Волгоградском регионе составляет приблизительно 400 человек. По гендерному составу в данных неформальных объединениях преобладают лица женского пола (70 %).

Наше социологическое исследование показало, что неформальные молодежные объединения скинхэдов у нас в последние годы немногочисленны и разрозненны, активность скинхэдов снизилась в отличие от начала 2000-х годов. Мода на них в нашем городе прошла. День 20 апреля (день рождения Гитлера) проходит спокойно, без происшествий, столкновений на межнациональной почве нет. Футбольные хулиганы, изначально состоявшие из «правых бритоголовых», разделились на фашистов и антифашистов.

Вместе с тем в ряде газетных публикаций отмечено, что, по данным МВД, количество участников различных радикальных движений в России, от националистических организаций до фанатских группировок, достигло 200 тысяч человек. Общественный Совет при ГУВД Волгоградской области осуществляет комплекс мероприятий антиэкстремистской направленности.

Итак, проведенное социологическое исследование неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе позволяет сделать выводы о том, что такое большое количество неформальных течений возникло в нашем городе по ряду причин. Одна из них свидетельствует об открытости города к развитию общих демократических тенденций в России, при которых молодые люди получили право объединяться по любым привлекательным для них интересам и возможность самовыражаться без контроля над ними со стороны членов семьи и муниципальных административных соответствующих структур в сфере культуры и молодежной политики. Другой причиной стало желание молодых людей заявить о себе в обществе, добиться признания своей самостоятельности и суверенности от официальной (взрослой) культуры. По словам

Н.А. Скобелиной, «объединяясь, индивиды решают свои насущные проблемы и тем самым показывают отношение к окружающему миру» [14, с. 184]. Это качество молодого поколения нашего города избавиться от опеки взрослых также не отличает его от других молодых людей других регионов России.

Также необходимо сказать о том, что среди разнообразных неформальных молодежных объединений в Волгоградском области особенно выделяются подростково-юно-

шеские группы, функционирующие в сфере досуга, что также характерно и для неформальных молодежных объединений в других регионах.

Наряду с этим можно отметить, что молодежь г. Волгограда имеет в своем поведении некоторую специфику. Она проявляется в силу того, что в нашем муниципальном образовании еще очень сильны прежние традиции патриотического воспитания, а также что наш город находится в казачьем крае, где не утрачены высоконравственные, христианские нормы поведения в условиях патриархальной семьи. В таких семьях с детства закладывают в менталитет молодого человека любовь к большой и малой Родине, уважение к военным и трудовым подвигам отцов и дедов. Мальчикам в таких семьях прививают восприятие самого себя как будущего защитника своей страны и семьи, как отца и кормильца. Девочки формируются в подобных патриархальных семьях как будущие заботливые жены и матери своих детей. По словам О.Ю. Казуровой, «духовный потенциал молодежи может быть оценен как позитивный и перспективный» [5, с. 103].

Эта ярко выраженная специфика нашего региона является тормозящим фактором в развитии неформального движения, в частности в г. Волгограде. Замечено, что несмотря на большое количество неформальных объединений в городе, каждое из них имеет незначительный количественный состав. Кроме того, в подобных объединениях значительная часть неформалов не являются аборигенами муниципалитета, то есть они не родились в г. Волгограде и приехали сюда из других регионов России и западных стран либо учиться, либо на постоянное место жительство, либо то и другое вместе. С собой, естественно, они привезли и свою культуру общения, не прекращая связи со своими родными местами.

Тем не менее местные органы власти должны обращать внимание на воспитание молодежи независимо от их причастности к местной культуре общения и традициям. Поэтому молодых людей, помимо их участия в неформальных молодежных объединениях, необходимо заинтересовать более формальными досуговыми программами и обеспечить им интересную организацию свободного времени, дать возможность самовыра-

жаться и действовать исходя из их потребностей, но под контролем опытных и профессиональных педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блохина, М. В. Молодежные субкультуры в современном обществе / М. В. Блохина, Л. Г. Григорьев. - Тверь : ТГТУ, 2004. - 127 с.

2. Громов, А. В. Неформалы: кто есть кто? / А. В. Громов, О. С. Кузин. - М. : Мысль, 1990. -269 с.

3. Гуляихин, В. Н. Агональные паттерны в системе политико-правовых ценностей российского общества / В. Н. Гуляихин, Н. В. Серова // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - № 2. -С. 180-183.

4. Добреньков, Д. В. Педагогический подход к феномену молодежных субкультур в современном обществе / Д. В. Добреньков // Молодежь и общество. - 2006. - № 3. - С. 64-69.

5. Казурова, О. Ю. Адаптация и социализация довузовской молодежи / О. Ю. Казурова // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2005. - № 4. -С. 99-103.

6. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клей-берг. - М. : Сфера, 2003. - 160 с.

7. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синя-гина. - М. : Владос, 2004. - 159 с.

8. Кофырин, Н. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи / Н. В. Кофырин // Социс. - 1991. - № 1. - С. 82-85.

9. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социс. - 2002. -№ 10. - С. 79-87.

11. Лукс, Г. А. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий / Г. А. Лукс, А. А. Куть-ина, А. А. Матвеева ; общ. ред. Г. А. Лукс, О. Б. Фурсова. - Самара : Сам. ун-т, 2002. - 223 с.

12. Омельченко, Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Л. Омельченко. - М. : Ин-т социологии РАН, 2000. - 261 с.

13. Салагаев, А. Л. Молодежные группировки - опыт пилотного исследования / А. Л. Салага-ев, А. В. Шашкин // Социс. - 2004. - № 9. - С. 50-58.

14. Скобелина, Н. А. Условия развития общественных движений в современном российском обществе / Н. А. Скобелина // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - № 2. - С. 184-187.

PECULIARITIES OF SOCIOLOGIC RESEARCH OF INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS IN VOLGOGRAD REGION

S.Yu. Kovalchuk, S.A. Linchenko

The article deals with different methods of sociological analysis of informal youth unions, including the survey of experts, participant observation and non- participant observation, the free interview, content analysis of the materials in the newspapers «Molodoy. Svezhee Reshenie» and «Volgogradskaya Pravda». The above mentioned methods of sociological research give the possibility to specify some informal youth associations in the Volgograd region.

Key words: sociological research, informal youth associations, Volgograd region, specificity of socialization, leisure of the youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.