Научная статья на тему 'Неформальное молодежное объединение как институт гражданского общества'

Неформальное молодежное объединение как институт гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1623
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОТЕСТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS / INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY / YOUNG GENERATION / PATRIOTISM / PUBLIC RELATIONS / SOCIALIZATION / PROTEST / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковальчук Сергей Юрьевич

Статья посвящена специфике влияния неформальных молодежных объединений на формирование гражданского общества в современной России. Как показало проведенное эмпирическое исследование, такие неформальные молодежные объединения, как байкеры, часть поклонников рок-музыки, рэпперы, поисковики, движения социальной инициативы, ролевики-реконструкторы обладают высоким уровнем гражданской активности. Их институционализация проявляется в мероприятиях социальной направленности (помощь детским домам, пропаганда здорового образа жизни, выступление против социального неравенства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS AS AN INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY

The article is devoted to the specific influence of informal youth associations in the development of a civil society in contemporary Russia. As shown by empirical studies such informal youth associations as bikers, fans of rock music, rappers, voluntary searching groups, social initiatives movement, role-players reconstructing history have a high level of civil engagement. Their institualization is manifested in all sorts of social activities, and namely, assisting children’s homes, spreading healthy lifestyle, demonstrating against social inequality.

Текст научной работы на тему «Неформальное молодежное объединение как институт гражданского общества»

© Ковальчук С.Ю., 2013

®

УДК 316.354.4 ББК 60.548

НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Ковальчук Сергей Юрьевич

Старший преподаватель кафедры социальной работы и педагогики Волгоградского государственного университета serkov1975@mail.ru, srm@volsu.ru

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена специфике влияния неформальных молодежных объединений на формирование гражданского общества в современной России. Как показало проведенное эмпирическое исследование, такие неформальные молодежные объединения, как байкеры, часть поклонников рок-музыки, рэпперы, поисковики, движения социальной инициативы, ролевики-реконструкторы обладают высоким уровнем гражданской активности. Их институционализация проявляется в мероприятиях социальной направленности (помощь детским домам, пропаганда здорового образа жизни, выступление против социального неравенства).

Ключевые слова: неформальные молодежные объединения, институт гражданского общества, молодое поколение, патриотизм, общественные отношения, социализация, протест, модернизация.

Актуальность исследования теоретических и практических аспектов участия молодежи в процессе формирования гражданского общества обусловлена объективным ходом исторического прогресса. Ведь в современных обществах возрастает роль молодых граждан и их добровольных объединений в основных сферах жизнедеятельности социума - экономической, политической, социальной и духовной. В основе успеха деятельности молодежных общественных организаций и движений - развитие и активизация институтов гражданского общества, пассионарность молодежи и наличие соответствующих социально-экономических механизмов.

Гражданское общество представляет собой совокупность негосударственных отношений в обществе. В нем свободно развивается сфера массовых движений, партий, групп по интересам, взглядам, любым другим признакам. Будучи сферой автономной творческой самореализации индивидов, гражданское

общество в своих взаимоотношениях с государством способно к использованию различных стратегий - от жесткой конфронтации до прагматичного партнерства. Однако во всех случаях оно стремится заставить государство быть максимально полезным своим гражданам, ответственно служить их интересам. Чем более зрелым становится гражданское общество, тем успешнее оно решает эту непростую задачу. Именно в этом смысле принято говорить о гражданском обществе как фундаменте демократического правового государства.

Представляется наиболее перспективной и важной в деятельности институтов государственной власти поддержка молодежных инициатив, направленных на созидательную деятельность и построение современного гражданского общества, основанного на принципах демократии и социальной справедливости. Вовлечение молодежи в целом и неформальных молодежных объединений в частности в

формирование гражданского общества, проявление ее активной жизненной позиции должно учитывать исторические традиции, а также богатое культурное и национальное многообразие народов России. Именно патриотизм, национальная гордость и самосознание россиян могут дать новый импульс духовному оздоровлению, возрождению былого величия и формированию в России единого сплоченного гражданского общества. Достижение этой цели на современном этапе развития страны должно осуществляться через решение следующих задач:

- утверждение в обществе в целом и культивирование в сознании и чувствах молодого поколения граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России;

- создание и обеспечение реальных возможностей для более активного включения молодых граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых и иных проблем;

- воспитание молодых граждан в духе уважения законности, норм общественной жизни, семейных ценностей.

Современная молодежь мотивирует свою вовлеченность в общественную деятельность возможностью улучшить свое материальное положение, расширить социальные сети, сделать карьеру и получить профессиональные навыки. Для молодежи важна уверенность в эффективности общественной работы, она отличается большим рационализмом и избирательностью. Тем не менее она часто проявляет равнодушие, индивидуализм, неверие в возможность оказать влияние на решение социальных проблем.

Как показывают социологические опросы, среди различных видов включенности в общественную жизнь для молодежи одной из привлекательных является благотворительная деятельность [3]. Во многом это связано с тем, что для представителей молодого поколения важна высокая эмоциональная отдача, которая обеспечивается участием в благотворительных акциях (например, поездки в социальные учреждения, помощь детям, инвалидам, сбор и передача вещей, продуктов нуждающимся). Значительная часть неформаль-

ных молодежных объединений (байкеры, поклонники рок-музыки, рэпперы, ролевики-ре-конструкторы) участвуют в подобных акциях [4]. Наряду с благотворительностью из всего разнообразия гражданских инициатив, к которым молодежь активно подключается, следует выделить, прежде всего, мероприятия экологической и культурной направленности.

Неформальные молодежные объединения, различные самодеятельные группы и организации выступают важнейшим специфическим институтом социализации молодого поколения. Здесь для молодежи часто открываются возможности для «проигрывания» многих будущих социальных «сценариев», происходит формирование необходимых навыков и способностей. Но, помимо этого, в неформальных группах они также сталкиваются с агрессией, обманом, употреблением наркотиков, алкоголизмом и другими негативными проявлениями социального характера. Поэтому с позиций общественных интересов проблема состоит не в том, что молодежь объединяется в некие группы, а в направленности их социальной деятельности.

Общие причины возникновения и массовости неформальных молодежных групп, функционирующих в сфере досуга, а также неформальных молодежных объединений других типов в значительной степени связаны с усложнением всей социальной структуры современного общества, расширением реального многообразия интересов различных социальных групп. Возникновение новых средств массовой коммуникации, значительные преобразования в материальной и духовной сферах, коренное изменение образа жизни многих людей - все это стимулирует появление у молодежи новых потребностей, которые не удовлетворяются не только формальными общественными структурами, но и принятыми в среде взрослых людей образцами поведения. Важнейшими среди таких потребностей являются потребность в суверенитете личности, самовыражении, признании права на собственный выбор жизненного пути [8].

Любые попытки выделения из социальной реальности динамично формирующихся объектов и последующая их типологизация должны основываться на характере связей и отношений людей, их образующих. Кроме

того, «особенно важен способ, каким социальный статус общественной или возрастной группы (слоя, профессии) и ее интересы отражены в усвоенных психологических чертах, чувствах, психическом укладе и преобладающих умонастроениях, а также понимание механизмов, которые приводят интересы и идеи в движение или, наоборот, тормозят их развитие» [12, с. 45]. С точки зрения современной ювенологии в процессе проводимых исследований становится также важным определить тип общественного взаимодействия, который реализуется в таком социальном объекте, как «неформальное молодежное объединение». Кроме того, возникает ряд других вопросов. Каким образом складывается в нем «технология» общественных отношений? Каковы механизмы их развертывания? Нуждается ли деятельность такого объединения в коррекции со стороны институтов государства и гражданского общества?

Неформальные объединения молодежи в основном возникают на границах различных видов общественных отношений. Многие из них ищут экономические, социальные, политические и культурные формы обеспечения своих интересов и зачастую не довольствуются каким-то узким направлением своей деятельности. Именно поэтому они часто не вписываются в существующие организационные структуры. Социальные отношение, на которых формируются неформальные объединения, носят неспециализированный характер, поэтому они позволяют молодежи включиться в действие целостно, на основе единства его личностных качеств: психологической восприимчивости, эмоциональной причастности, нравственного долга, интеллектуальных особенностей и т. п. Важными особенностями содержания идеологии неформальных молодежных объединений является их инако-вость, непохожесть и оригинальность в развитии ценностных предпочтений.

В неформальной группе молодой человек прежде всего ищет понимания и признания своих личных интересов. В ней осуществляется постоянный обмен информацией, обсуждаются вопросы, волнующие ее членов, здесь молодые люди могут найти ответы, поддержку и, конечно, развлечения. По мнению исследователей, «ценность неформальных

объединений заключается в том, что в них находит выход незапланированная и недекре-тированная самодеятельность и инициатива населения, формируется демократический тип личности» [7, с. 161]. Поле возможностей и свобода выбора - это обязательные условия для вхождения молодого человека в неформальное объединение. Общество с развитыми демократическими принципами должно предоставить молодежи возможность выбора различных образцов социального поведения, контролируя лишь конечный результат их участия в неформальных ассоциациях. Являясь членом того или иного молодежного объединения, молодой человек решает для себя множество психосоциальных задач и проблем. Получая возможность самореализации в той или иной сфере, он реализует свой творческий и личностный потенциал, удовлетворяет экзистенциальную потребность в общении. Неформальные объединения участвуют в формировании системы ценностей молодого поколения и как агенты осуществляют его политическую и правовую социализацию [2].

Деятельность общественных объединений создает условия для выбора молодежью сферы деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, стимулирует у них готовность к выполнению разнообразных социальных функций. Члены общественного объединения приобретают необходимый жизненный опыт самоопределения, самоутверждения и самоорганизации. Все это дает возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений, позволяет молодому человеку практически осваивать действия, ведущие к формированию опыта социальных взаимоотношений.

Для полноценного развития и более эффективной деятельности просоциальных неформальных молодежных объединений (рэпперы, поисковики, движения социальной инициативы, ролевики-реконструкторы, представители молодежных экологических объединений, часть поклонников рок-культуры и байкеров) необходима государственная поддержка. Данные неформальные молодежные объединения готовы сотрудничать с государственными структурами, привлекать общественное внимание к социально полезной деятельности, создавать условия для продуктив-

ного развития молодежи, расширять сферу и содержание взаимодействия с властными органами. Поэтому региональные комитеты по делам молодежи уделяют значительное внимание деятельности просоциальных неформальных молодежных объединений и оказывают им организационную поддержку. Это необходимо для формирования институтов гражданского общества в Волгоградском регионе [10].

Деятельность неформальных молодежных объединений, пользующихся государственной поддержкой, предусматривает социализацию молодежи посредством реализации позитивных и социально значимых интересов и потребностей молодых людей (пропаганда здорового образа жизни, патриотизм, духовно-интеллектуально развитие, поддержка в трудной жизненной ситуации, дружба, толерантность, помощь детским домам, создание семьи, рождение детей, выступление против социального неравенства) и направлена на усиление коммуникативных связей между различными слоями общества. В то же время усиливаются негативные явления - рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование антисоциальных субкультур и контркультур (гопники, скинхэды, сатанисты). Это свидетельствует о недостаточной действенности существующих механизмов социализации, об их системном кризисе, который сопровождается такими негативными тенденциями, как отсутствие четких духовно-нравственных ориентиров, ухудшение физического и психического здоровья молодого поколения, значительное социальное расслоение, разрушение позитивной трудовой мотивации. Хотя молодежи как особой социально-демографической группе характерен поиск смысла жизни и социальной справедливости в обществе, но им мешает недостаток жизненного опыта, максимализм при принятии ответственных решений и стихийность процессов социализации [5].

Революционная настроенность, характерная для определенной части молодежи, выливается как в практические действия (протесты, демонстрации), так и в духовную деятельность (создание собственных форм и стиля в музыке, поэзии и театре). В совре-

менном российском обществе существует многообразие молодежных движений, пытающихся осмыслить свою идентичность через различные формы проявления индивидуальности, в частности и через протест [11]. Молодежные движения протестной активности - это тоже необходимая часть гражданского общества, но данное явление мы рассматриваем как неоднозначное. Необходимо помнить, что современная молодежь - это ресурс обновления и дальнейшего развития общества, которая представляет собой главную движущую силу социальных преобразований. Протест является преобразовательной силой как для индивида, так и для социальных групп, которые осознанно используют культуру протеста для организации собственной деятельности и самоидентификации в изменяющихся условиях существования. Молодежные движения протестной направленности неоднородны, дробятся на множество течений, групп по самым разным критериям, в том числе политическим, религиозным, социальным, контркультурным и субкультурным [9].

К политическим движениям протестной направленности относятся антиправительственные, террористические, антивоенные, диссидентские группы, которые представляют собой разновидность воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, при этом протест может выражаться в конвенциональных (в виде разрешенных властями демонстрациях, пикетах и прочих акциях) и неконвенциональных формах (деятельность подпольных политических партий, запрещенные шествия и т. д.).

В современной России среди существующих политических молодежных движений протестной направленности можно выделить левоэкстремистские («Союз коммунистической молодежи», «Авангард коммунистической молодежи», НБП) и правоэкстремистские («Евразийский союз молодежи», ДПНИ, «Лига объединенной молодежи», «Оборона»). К религиозным движениям экстремистской направленности относят: группу Душенова -Назарова, «Русский общенациональный союз», «Союз православных хоругвеносцев», «Союз Христианского Возрождения», «Георгиевский

православный союз». К социальным молодежным движениям протестной направленности можно отнести движение антиглобалистов, экологические движения против загрязнения воды и воздуха, вырубки лесов, точечной застройки крупных городов, а также такое актуальное молодежное движение, как дауншиф-тинг, выражающее социальный протест путем намеренной изоляции от общества.

Исследование современных молодежных движений протестной направленности показывает, что в российском обществе все более востребованным становится обращение к национал-патриотическим идеям, способствующим возрождению радикальных православных вероучений. Молодежь становится не только катализатором социальных и политических преобразований, но и культурной трансформации [1, с. 127]. В то же время, по мнению М. Жаковска, на сегодняшний момент значительную роль играют внешние признаки принадлежности к субкультуре: элементы одежды, нашивки, бижутерия и другие украшения, использование определенного сленга. Таким образом, молодежная культура протеста в России, полагает ученый, приобрела во многом потребительский и вестернизированный характер и превратилась в кормилицу рынка, как это имело место на Западе много лет назад. И одним из самых ярких символов этого являются футболки с изображением Че Гевары [6, с. 197].

Демократическое государство призвано максимально учитывать интересы и потребности своих граждан. Для достижения этой цели возникает необходимость информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно силами и средствами самого государства. Это эффективно лишь при использовании институтов гражданского общества. В то же время удовлетворение конкретных интересов и потребностей индивидами зачастую возможно и без вмешательства государства, силами самих индивидов, объединившихся на основе реализации этих интересов. Это важнейшая функция объединений в рамках гражданского общества.

В каждой демократической стране насчитывается множество организаций гражданского общества. Они появляются в связи с конкретными проблемами региона и даже

отдельного города либо района, а также обусловлены профессиональными, культурными и духовными интересами.

Молодые российские граждане должны стать активными партнерами в диалоге государства и общества. Поэтому молодежные общественные объединения как важнейшие институты гражданского общества должны:

- содействовать обеспечению прозрачности и открытости деятельности государственных структур, прежде всего правоохранительных органов;

- активно отстаивать права и законные интересы граждан;

- продвигать молодежные инициативы по защите общественных интересов при формировании и реализации государственной политики;

- применять все формы широкого публичного обсуждения общественно значимых проблем;

- выявлять негативные тенденции и расследовать факты нарушения законных прав граждан, установленных нормами;

- пытаться собственную деятельность осуществлять через заключение публичноправовых соглашений с государственными органами и иными структурами.

Гражданское общество - это сфера, необходимая для развития и поддержки индивидуальных и коллективных инициатив молодежи. Ставка на интеллектуальный и духовный потенциал и творческую инициативу граждан во всех областях социально-экономической жизни - основа модернизации российского социума, без которой Россия останется за пределами глобального мира. Зарождение и упрочение институтов гражданского общества оказывается одним из решающих факторов поиска нашей страной достойного места в процессе глобализации.

Привлечение молодежи к общественной деятельности не может быть успешным без активной информационной поддержки различных общественных инициатив. Вместе с тем важным источником информации об общественных инициативах НКО на сегодняшний день являются неформальные связи с другими людьми, в то время как СМИ применяются для этих целей недостаточно активно. Слабо используется и потенциал Интернета, осо-

бенно для целевого обращения к молодежной аудитории, которая значительно чаще, чем старшее поколение, обращается к этому источнику информации. С помощью Интернета молодежь может регулярно узнавать об общественных и социальных событиях, акциях, мероприятиях и т. п. Перспективным каналом коммуникации между молодежью и структурами гражданского общества является социальная реклама. Для представителей молодого поколения этот канал более привычен, чем для представителей старших возрастных групп, и может оказать достаточно действенным для вовлечения молодежи в различные формы социальной работы.

Таким образом, неформальные молодежные объединения являются важным институтом гражданского общества. Представители таких неформальных молодежных групп, как байкеры, часть поклонников рок-музыки, рэпперы, поисковики, движения социальной инициативы, ролевики-реконструкторы, обладают большим потенциалом гражданской активности. Их институционализация выражается в мероприятиях социальной направленности (помощь детским домам, пропаганда здорового образа жизни, выступление против социального неравенства). Неформальные молодежные объединения должны выполнять роль центростремительных сил, укрепляя социальные связи между гражданами.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Акунина, Ю. А. Молодежные движения современной России: протест и созидание / Ю. А. Акунина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - №2 3. -С. 127-132.

2. Галкин, А. П. Политико-правовые ценности российских граждан: социологический анализ (на примере жителей Волгоградской области) / А. П. Галкин, В. Н. Гуляихин, Н. А. Тельнова // Вестник Волгоградского государственного уни-

верситета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2010. - Т. 2, № 2 (12). -С. 84-90.

3. Гуляихин, В. Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования / В. Н. Гуляихин, А. П. Г алкин, Е. Н. Васильева // Социологические исследования. - 2012. - №2 6. - С. 127-132.

4. Гуляихин, В. Н. Решение проблемы правовой социализации воспитанников интернатных учреждений на основе компетентностного подхода / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. -

2011. - № 3 (15). - С. 110-114.

5. Гуляихин, В. Н. Субъекты ранней правовой социализации человека / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Право и образование. - 2012. - № 3. - С. 90-99.

6. Жаковска, М. Эволюция российской молодежной культуры / М. Жаковска // История и современность. - 2011. - № 2. - С. 194-206.

7. Здравомыслова, О. Н. Диалог поколений / О. Н. Здравомыслова, О. Н. Кутукова. - М. : Русский язык, 1990. - 176 с.

8. Ковальчук, С. Ю. Источники и функции неформальных молодежных объединений / С. Ю. Ковальчук // Вестник Чувашского университета. -2007.- № 3. - С. 337-339.

9. Ковальчук, С. Ю. Особенности социологического исследования неформальных молодежных объединений в Волгоградском регионе / С. Ю. Ковальчук, С. А. Линченко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2011.-№ 3 (15). - С. 159-164.

10. Место ценностных представлений о политике и праве в системе общественных ориентаций волгоградских студентов / В. Н. Гуляи-хин [и др.] // Философия социальных коммуникаций. - 2009. - №2 9. - С. 46-56.

11. Тельнова, Н. А. Социальная идентичность в условиях модернизации современного российского общества / Н. А. Тельнова, Н. А. Калашникова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2011. - №2 2 (14). - С. 75-80.

12. Токарева, С. Б. Коллективная и личная ответственность в обществе / С. Б. Токарева // Власть. -

2012. - № 3. - С. 44-48.

INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS AS AN INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY

Kovalchuk Sergey Yurievich

Senior Lecturer, Department of Social Work and Pedagogics,

Volgograd State University serkov1975@mail.ru, srm@volsu.ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the specific influence of informal youth associations in the development of a civil society in contemporary Russia. As shown by empirical studies such informal youth associations as bikers, fans of rock music, rappers, voluntary searching groups, social initiatives movement, role-players reconstructing history have a high level of civil engagement. Their institualization is manifested in all sorts of social activities, and namely, assisting children’s homes, spreading healthy lifestyle, demonstrating against social inequality.

Key words: informal youth associations, institute of civil society, young generation, patriotism, public relations, socialization, protest, modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.