О.А. Музыка, К.А. Беляева
ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА*
В статье рассматривается сущность понятия «молодежная субкультура», получившего актуализацию в период общественных трансформаций и социальных противоречий современного российского общества. Выделяются различные трактовки термина, причины и факторы его появления, виды и сущностные характеристики.
Ключевые слова: молодежные субкультуры, противоречия, кризис, переоценка ценностей, факторы, причины появления, виды.
В период социальных противоречий, возникших в современном российском обществе, происходит переосмысление многих проблем, в том числе исследование специфики молодежной субкультуры, получившее особую актуальность во время перехода от одних традиционных ценностных установок молодежи к другим. Активное изучение субкультур началось в 60-х годах ХХ века в таких областях научного знания, как философия, социология, психология, педагогика, культурология, история и др. Исследователи выявляют различную этиологию возникновения субкультур, а также их особенности. Так, Д. Даунс различает субкультуры, возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные), и субкультуры, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквентные и некоторые молодежные субкультуры) [3]. Поскольку молодежь является неотъемлемой частью общества, все процессы, происходящие в нем, в том числе различные противоречия, непосредственно влияют на сущность и специфику молодежной субкультуры.
В научной литературе под молодежной субкультурой понимают культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Что является сущностью понятия «молодежная субкультура»? Каковы причины и факторы появления и функционирования субкультур? Каковы основные признаки и виды молодежных субкультур? Различные ответы на поставленные вопросы, мнения ученых и исследователей, занимающихся изучением данной проблематикой, будут представлены в данной статье.
Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Под субкультурой понимают также: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкультура); особую форму организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер); трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску [2]. Для современного общества, которое основано на социальной стратификации и разделении труда, характерно наличие многообразных субкультур, находящихся в различных, в том числе противоречивых, отношениях друг с другом.
Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Представители данной груп-
пы считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества [2]. Выделим некоторые причины, детерминирующие возникновение субкультуры: 1) нездоровый психологический, идейно-нравственный климат в семьях, который нередко выталкивает молодых людей «на улицу» в поисках работы, сочувствия, взаимопонимания. Часто в семьях в силу занятости родителей на работе все общение, необходимое детям и подросткам, сводится к запискам-приказам или телефонным разговорам. Подлинные человеческие ценности (нравственные, эстетические, социальные) при таких отношениях трудно привить, а во многих учебных заведениях нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется формально; 2) состояние общественного сознания, способы его формирования. В первую очередь сюда следует отнести многочисленные публикации, авторы которых фактически стоят на позициях сплошного отрицания, а не объективного анализа, конструктивной критики.
Особенности появления молодежных субкультур в России определяются тремя основными факторами:
1. Социальная и экономическая неустойчивость и внутренние противоречия российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России, молодежь (16-30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2 %, а в своей возрастной группе доля бедных - 27,9 %. Среди безработных 37,7 % - это молодежь в возрасте до 29 лет [4, с. 189]. Следующие два года отмечался некоторый экономический подъем, но существенных изменений не наблюдалось. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.
2. Особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижного социального положения в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь получение образования стало гарантом личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии. Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто связанная с криминалом, является тем не менее основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом объясняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, которая в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.
3. Аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утрата тех нормативноценностных оснований, необходимых для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений [6].
На уровне досуговой самореализации субкультуру в молодежной среде отличают следующие черты: 1) преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры; 2) вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение
ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении; 3) приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.), потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Эта тенденция характерна и для культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах; 4) слабая индивидуализи-рованность и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (несогласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).
Суть ценностей молодежи одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения; 5) внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и обусловлена воздействием наиболее влиятельного институционального источника - телевидения. Однако большая часть молодежных и подростковых телевизионных передач отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, формирует те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы - наиболее эффективного культурного коммуникатора; 6) отсутствие этнокультурной самоидентификации. Эта тенденция, в большей степени отличающая, прежде всего, русскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной моделях воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует.
Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем народные традиции включают в себя не только религиозные ценности. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т.е. того, что принято называть любовью к Отечеству, а не в знакомстве и приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии [1].
По мнению В.Я. Суртаева, состояние молодежной субкультуры обусловлено следующими факторами: системным кризисом, затронувшим социальную структуру российского общества с началом перестройки и переходом к рыночной экономике, способствовавшим смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Возникшая на уровне массового сознания конкуренция советских, либерально-демократических и так называемых «западных» ценностей стала одной из причин специфического характера культурной самореализации молодых россиян; коммерциализацией культурного процесса, более заметным переходом от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющимся в электронных средствах массовой информа-
ции, отразившимся на специфике формирования системы установок, ориентации и культурных идеалах российской молодежи; сокращением программы гуманитарной социализации молодого поколения, подготовкой узкоспециализированных профессиональных работников по западному образцу, в немалой степени способствовавшими формированию специфической молодежной субкультуры в различных профессиональных группах российского молодого поколения; преодолением социального отчуждения среди сверстников. В подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом, влиянием особенностей поколения на молодежную субкультуру, при этом отчетливо выделяется проявление молодежных форм сознания и поведения [5].
Среди современных молодежных субкультур выделяют следующие:
а) по социально-правовому признаку: просоциальные, или социально активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды); социально пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты); асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т. п.;
б) по направленности интересов (согласно классификации М. Топалова): увлечение современной молодежной музыкой; стремление к правопорядковой деятельности; увлечение определенными видами спорта; околоспортивные - различные фанаты; философско-мистические; защитники окружающей среды.
С.А. Сергеев предлагает следующую типологию молодежных субкультур: романтикоэскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками -байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.); криминальные («гопники», «люберы»); анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка) или радикально-деструктивные.
З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана: со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, «лю-беры» и даже нацисты; с социальной позицией - экокультурные; с образом жизни - «системники» и их многочисленные ответвления; с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и др.
Кроме того, субкультуры можно классифицировать следующим образом: связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей (рокеры, металлисты, панки, готы, рэпперы, транскультура); отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни (готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы); связанные со спортом (спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры); связанные с играми, уходом в другую реальность (ролевики, толкиенисты, геймеры); связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзеры, те же геймеры; враждебно или асоциально настроенные группы (панки, скинхэды, РНЕ, «гопники», «люберы», нацисты, а также футбольные фанаты и металлисты); религиозные объединения (сатанисты, сектанты, кришнаиты, индианисты); группы современного искусства (графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы); элита (мажоры, рейверы); антикварные субкультуры (битники, рокка-бильшики); субкультура масс, или контркультура (гопники, реднеки); социально активные (общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты).
Таким образом, молодежную субкультуру следует рассматривать, с одной стороны, как результат социально-культурной деятельности молодежи с целью реализации своего творческого потенциала, с другой - как выражение протеста против существующего социального порядка, что приводит к формированию особых групп сверстников, объединенных нормами и ценностями, правилами поведения, стилем одежды и музыки и т. д. Социальные противоречия
общества непосредственно отражаются и в молодежной среде. Главной причиной возникновения разнообразных молодежных субкультур является системный кризис, способствующий смене социальных установок и ориентиров, переоценке ценностей, потере нормативноценностных оснований. Среди факторов, влияющих на развитие, расширение и функционирование субкультур, выделяются следующие: социальная и экономическая неустойчивость, аномия российского общества, которые привели к парадоксальному сочетанию традиционных ценностных предпочтений и их современных интерпретаций и оценок.
Литература
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
2. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М.: Мысль, 1990.
3. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998.
4. Российский статистический ежегодник - 2001: Стат. сб. М., 2001.
5. Суртаев В.Я. Молодежная культура. СПб.: Питер, 1999.
6. http://psyfactor.org/lib/зиЬкик. Мт
* Исследование, в рамках которого написана данная статья, выполнено при финансовой поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП. 2.1.3.4842 «Методологические и логико-семантические основы исследования социального противоречия и переходных периодов развития современного российского общества». Научный руководитель проекта - доктор философских наук, профессор В.В. Попов.