Научная статья на тему 'ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ И РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ И РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФОНД / ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобачев А.П., Кайль Я.Я.

В статье рассматриваются специфика разновидностей предпринимательской деятельности, которая осуществляется в современных социально-экономических условиях рыночной экономики России. Учитывается зарубежный опыт реализации предпринимательских инициатив в сфере оказания услуг образования. Выявляются основные направления развития системы образования в связи с осуществлением частной предпринимательской деятельности в условиях оказания поддержки со стороны органов государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лобачев А.П., Кайль Я.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES AND TRENDS BUSINESS ABROAD AND RUSSIA IN EDUCATION

The article deals with the specifics of varieties of entrepreneurial activity, which is carried out in modern socio-economic conditions of the market economy in Russia. Taken into account foreign experience implementing business initiatives in the provision of education services. Identify key areas of education system development in connection with the private business in the conditions of support on the part of state and municipal government.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ И РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

условиях мирового финансового и экономического кризиса. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2015. - С. 16-17.

5. Россия: путь к социальному государству: материалы Всероссийской научной конференции. — М.: Научный эксперт, 2016. —С. 108.

УДК: 371:4

Лобачев А.П. магистрант

факультет управления и экономико-технологического образования

Кайль Я.Я., доктор экономических наук

профессор

кафедра Управления персоналом и экономики в сфере образования факультет управления и экономико-технологического образования

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ И РОССИИ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются специфика разновидностей предпринимательской деятельности, которая осуществляется в современных социально-экономических условиях рыночной экономики России. Учитывается зарубежный опыт реализации предпринимательских инициатив в сфере оказания услуг образования. Выявляются основные направления развития системы образования в связи с осуществлением частной предпринимательской деятельности в условиях оказания поддержки со стороны органов государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: образование, предпринимательская деятельность, производственный фонд, финансовое предпринимательство, функция.

Lobachev A.P., undergraduate Faculty of Management and Economics and Technology Education

Volgograd State Pedagogical University Kayl Y. Y, Doctor of Economics, professor, Department of Human Resource Management and the economy in the field of education Volgograd State Pedagogical University

Russia, Volgograd TYPES AND TRENDS BUSINESS ABROAD AND RUSSIA IN

EDUCATION

The article deals with the specifics of varieties of entrepreneurial activity, which is carried out in modern socio-economic conditions of the market economy in Russia. Taken into account foreign experience implementing business

initiatives in the provision of education services. Identify key areas of education system development in connection with the private business in the conditions of support on the part of state and municipal government.

Keywords: education, entrepreneurship, production assets, financial business, function.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

На современном этапе развития рыночных отношений и процессов оказания услуг в сфере образования не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство в качестве процесса создания чего-либо нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя -как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым результатом.

Социально-экономическая сущность предпринимательства хорошо выражается в его принципах: ориентации на человека, беззаветное служение покупателю, создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, постоянное стремление вырваться вперед.

Развитие бизнеса за рубежом идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 23 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70% , дают 57% общего оборота и 53% добавленной стоимости. Свыше 20 миллионов фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). Примерно 5 миллионов фирм - в государствах не входящих в Европейский союз - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке, в Китае насчитывается более 4,3 млн. малых и средних предприятий и 27,9 млн. индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99% от общего количества предприятий в стране, на которые приходится почти 60% ВВП.

Уровень развития бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000

казахстанских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В Казахстане доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и другим.

Предпринимательскую деятельность можно разделить на следующие виды: а) производственная; б) коммерческая; в) финансовая; г) производство конкретной продукции, товаров, работ; д) оказание услуг по созданию духовных и интеллектуальных ценностей.

В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др.

Этот вид предпринимательской деятельности считается наиболее сложным и затратным, поскольку для его осуществления необходимы основные и оборотные средства, наемные работники. Могут понадобиться работы или услуги сторонних организаций.

Основные производственные фонды (средства производства) представляют собой различные виды недвижимости (например, здания, сооружения, машины и оборудование, станки, передаточные устройства, транспортные средства, измерительные приспособления, измерительные и регулирующие приборы и устройства, производственный инвентарь, лабораторное оборудование, вычислительную технику и т. д.).[2, с. 217]

Важнейший элемент - это функционирующие машины и оборудование. К ним относится все технологическое оборудование, машины и оборудование вспомогательных цехов.

Коммерческое предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг. В современном мире оно является едва ли не самым распространенным видом предпринимательства. В этой сфере заняты многочисленные малые предприятия и подавляющее большинство частных предпринимателей. Данная деятельность очень мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, поскольку связана с конкретными запросами населения. Предприниматель занимается не производством товара, а только его реализацией. Прибыль образуется за счет разницы между выручкой и затратами на реализацию и часто составляет от 20 до 30% рентабельности и выше. При этом в производственной деятельности уровень 10-12% уже считается нормальным и достаточным. [4, с. 42]

Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-

продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получение прибыли.

Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.

Консультативное предпринимательство (консалтинг) - это экономическая деятельность, сущность которой составляет консультирование или обучение производителей, продавцов, покупателей по обширному кругу юридических и экономических вопросов (финансы, создание и регистрация фирм, внешнеэкономические связи, исследование и прогнозирование товаров, ценных бумаг, инноваций), а также подготовка документов, необходимых при создании новых организаций и фирм.

В советский период общественное мнение не поощряло предпринимательскую деятельность, но предприимчивость как качество личности приветствовалась. В настоящее время воздействие системы государственных органов управления происходит на основе действующего законодательства РФ. Общественная оценка уровня социально-экономической эффективности современного частного предпринимательства формируется при непосредственном взаимодействии граждан с представителями частных организаций, а также через ресурсы средств массовой информации.

К сожалению, информация в этом плане достаточно противоречива, и данное обстоятельство затрудняет процесс вхождения системы образования в процесс предпринимательства. [6, с. 17]

Налоговое законодательство внесло препятствие в развитие предпринимательской деятельности образовательных учреждений -автоматически ликвидировало данное условие, введя новые требования к оформлению документов, регистрирующих доходы и расходы, а также заменило термин «предпринимательская» на термин «коммерческая» деятельность. В документе отсутствует ссылка на возможность «реинвестирования». Это нововведение существенно ограничивает право образовательного учреждения на самостоятельность в увеличении доходов, и, соответственно, возрастает зависимость от «доноров», учредителей.

Новое форма рассмотрения предпринимательской деятельности дает возможность налоговым органам любую деятельность трактовать как предпринимательскую.

Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Получение дохода от использования имущества, широко распространённое с 90-х гг. в системе образования, также относится к предпринимательству, если соответствует другим признакам, таким, как целевая направленность.

[1, с. 98]

С 60-х гг. XX века предпринимательство понимается как реакция предпринимателя на потенциальные источники выгоды (то есть внимание уделяется не способу деятельности и цели, а качеству личности, способности человека).

Сущность предпринимательства в настоящее время рассматривается с разных позиций.

В экономике акцентируется внимание на следующих функциях:

1. Ресурсная - организация снабжения различными средства ми ресурсами деятельности образовательные учреждения. Специалисты обратили особое внимание на способности к предпринимательству как основной вид ресурсов.

2. Организаторская - реализация подразумевает такое сочетание вышеперечисленных ресурсов, которое наилучшим образом приводит к достижению цели деятельности.

3. Творческая - осуществление различных инновационных преобразований. В связи с развитием четвёртого этапа НТР - научного бизнеса - растёт рынок интеллектуальных товаров (в том числе информационных продуктов, идей).[3, с. 599]

В развитых странах мира особое внимание оказывается следующим основам развития частного предпринимательства:

1. Оказание информационных услуг (Япония).

2. Разработка и реализация современных эффективных технологий производства и торговли(Германия, Франция).

3. Формирование и развитие компонентов интеллектуального потенциала как основы проявления инновационных предпринимательских иницатив (США).

На мировом рынке наукоёмкой продукции доля США составляет около 40%, Японии - около 30%, Германии - 16%, России - 0,3%. Все рынки находятся под контролем транснациональных корпораций (далее - ТНК).

Проявляется вопрос о том, каким образом может осуществляться та или иная разновидность бизнеса в сфере образования. В связи с этим можно привести следующий пример. Рациональное использование бюджетных средств через оптимизацию бюджетных учреждений; налаживание учёта за расходованием тепловой, электрической энергии, воды; ликвидацию потерь тепла; расширение платных услуг, получение повышенного дохода за счёт подсобного хозяйства.

Опыт других стран убеждает, что сотрудничество науки и современного бизнеса для образовательных учреждений и обучаемых возможно и в области модернизации видов программ учебных заведений, способов обучения. За последние 20 лет ТНК начали активно действовать в сфере высшего образования в двух направлениях: использование государственных вузов разных стран для реализации корпоративных образовательных программ и создание собственных корпоративных

университетов. По первому направлению число вузов США за последние 10 лет увеличилось с 400 до 1200, а по второму - за 15 лет количество вузов увеличилось с 400 до 2000. Престижными университетами стали корпоративные вузы таких компаний, как «Макдональдс», «Норд», «Моторола», «Майкрософт». Бюджеты таких вузов в три-четыре раза превосходят средства крупнейших вузов, однако корпоративные университеты дифференцируют свои источники финансирования и постепенно переходят на самофинансирование. Бизнес способствует не только формированию первоначального капитала нового вуза, но и заинтересован в двухсторонней предпринимательской деятельности: разработка новых технологий студентами, преподавателями приводит к появлению новых отраслей в ТНК. Эта тенденция более характерна для воспроизводства промышленной элиты нового типа, то есть профессионального, а не классического образования.

В то же время оба типа вузов достаточно оперативно развивают новые инфраструктуры, необходимые для инновации собственных разработок и дальнейшего совершенствования технологических решений.

Такой принцип предпринимательства, как нахождение и формирование спроса на произведенную продукцию, выполненную работу, оказанные услуги и удовлетворение потребности населения и общества в них. Следующим принципом предпринимательства является активность хозяйствующего субъекта, предпринимателя, поскольку собственник на рынке - фигура пассивная. Образовательное предпринимательство в системе дополнительного профессионального образования - это процесс, обеспечивающий как создание нового товара - знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся для качественного выполнения ими трудовых функций путем вкладывания в этот процесс определенных ресурсов, использования новых возможностей для научной и учебно-методической активности преподавателей, освоения новых рынков образовательных услуг, поиска новых образовательных технологий, так и получения прибыли, одновременно неся на себе риск за процесс и результат образовательной деятельности в системе среднего и высшего образования.[5, с. 197] В широком смысле товар - сложная социально-экономическая категория; внешний предмет, вещь, которые, благодаря их свойствам, удовлетворяют какие-либо человеческие потребности; они предназначены для обмена, для реализации на рынке. Создается товар в результате взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства) и получает материальную или нематериальную форму.

Образовательная услуга - это товар, имеющий нематериальную форму и представляющий собой процесс приобретения обучающимися соответствующих знаний, умений, навыков, культуры, компетенций. Как товар, образовательная услуга имеет своего производителя и своего потребителя, где производителем этого товара являются образовательные учреждения различных видов и форм, а также и отдельные преподаватели, а

потребителем товара являются люди, которые приобретают этот товар и используют его в дальнейшей производственной деятельности. Образовательная услуга, как и любой товар, имеет свою потребительную и меновую стоимость.

Указанный тип сотрудничества решает и другую насущную задачу экономики, в том числе и нашей страны - обеспечение производства высокотехническими кадрами, адаптированными к специфике предприятий конкретной области экономики.

Использованные источники:

1. Бюджетная политика и качество жизни населения России / Под ред. д.э.н., профессора А.Н. Ващенко, д.э.н., профессора С.П. Сазонова - Волгоград: Изд-во ПринТерра-Дизайн, 2012. - 350 с.

2. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Совершенствование системы государственного управления и его влияние на состояние социально-экономического развития субъектов рф (на примере субъектов РФ ЮФО) // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса, 2013, № 4 (25). - С. 216224.

3. Кайль Я.Я., Епинина В.С., Ламзин Р.М. GR-менеджмент: реалии и перспективы развития / Фундаментальные исследования. - 2016. - № 9-3. - С. 597-600.

4. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Инновационные информационные технологии государственного регулирования малого предпринимательства // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 4(47). Октябрь 2016. - С. 40-44.

5. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Система Информационного обеспечения как фактор повышения результативности публичного управления // Материалы международной научно-технической конференции «Перспективы применения инновационных технологий в сфере архитектуры и строительства» (посвященной 50-летию Самаркандского государственного архитектурно-строительного института) КНИГА II. - 2016. - С. 196-199.

6. Ламзин Р.М., Александрова В.В. Инновационные способы повышения эффективности деятельности персонала // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - С. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.