Научная статья на тему 'СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / EDUCATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колюка Марина Александровна, Кайль Яков Яковлевич

В статье доказывается актуальность развития предпринимательской деятельности образовательных организаций высшего образования в качестве приоритетного направления в контексте модернизации политики в области образования. Авторы приходят к выводу, что целесообразность развития предпринимательской деятельности образовательных организаций высшего образования может быть охарактеризована трансформацией организационной структуры управления предпринимательством, что и выдвигает во главу угла предпринимательский подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колюка Марина Александровна, Кайль Яков Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES IN EDUCATION

The article proves the relevance of the development of entrepreneurial activity of educational institutions of higher education as a priority direction in the context of modernization of education policy. The authors come to the conclusion that the feasibility of the development of entrepreneurial activity of educational institutions of higher education can be characterized by the transformation of the organizational structure of entrepreneurship management, which puts the entrepreneurial approach at the forefront.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.013 Колюка Марина Александровна, магистрант (e-mail: lider_78@mail.ru) Кайль Яков Яковлевич, д.э.н., профессор (e-mail: kailjakow@mail.ru) Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г.Волгоград, Россия

В статье доказывается актуальность развития предпринимательской деятельности образовательных организаций высшего образования в качестве приоритетного направления в контексте модернизации политики в области образования. Авторы приходят к выводу, что целесообразность развития предпринимательской деятельности образовательных организаций высшего образования может быть охарактеризована трансформацией организационной структуры управления предпринимательством, что и выдвигает во главу угла предпринимательский подход.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, сфера образования, образовательная организация высшего образования, развитие

В настоящее время образование рассматривается как обязательная компонента формирования эффективного человеческого капитала. В свою очередь человеческий капитал играет значительную роль в тенденциях экономического развития, что доказывает важность педагогической деятельности как одного из приоритетов развития современного общества.

В последние годы активно происходят изменения, как в системе образования, так и в сфере предпринимательства. Трансформация экономической системы страны в вектор рыночных условий хозяйствования инициировала возникновение в системе российского образования факторов для осуществления предпринимательства. Обеспечение взаимных интересов всех участников данного процесса является одним из условий осуществления в системе образования предпринимательской деятельности для поддержания высокого качества образовательного потенциала общества.

Актуальность и целесообразность развития предпринимательской деятельности в сфере образования также доказывается трансформацией современных социально-экономических условий, побуждающей образовательные организации высшего образования (далее ОО ВО) осуществлять предпринимательскую деятельность для успешного поддержания своей жизнеспособности. В этом контексте самым главным приоритетом предпринимательства в сфере образовании может быть детерминировано формирование у обучающихся компетенций по созданию и развитию собственного бизнеса.

Несомненно, отсутствие единой трактовки ряда понятий, например, «образование», «образовательная деятельность», «образовательная услуга», обусловливается как спецификой, так и многовариантностью их сущности. Так, в соответствии со ст. 2 ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» образование может рассматриваться как целостная система, которая сочетает в себе процессы воспитания и обучения и функционирует в интересах человека, семьи, общества и государства. Следует отметить, что такое мнение имеет место быть, поскольку образование получают в учебных заведениях непосредственно под руководством грамотных педагогов.

Данную трактовку образования как процесса воспитания и обучения также поддерживают различные исследователи [1; 4, с.103; 7, с.10-12; 12, с.129-130; 13, с.89], уточняя при этом, что одна из функций образования состоит в обеспечении культурной преемственности поколений, а также в создании условий для выполнения человеком его социальных и профессиональных ролей. Структура образования в данном контексте нацелена на всестороннее развитие человека (профессиональное, интеллектуальное, физическое, творческое и др.).

Образовательная деятельность может быть охарактеризована как логично выстроенный поэтапный процесс взаимодействия субъектов образования по решению поставленных задач в аспекте воспитания, обучения и развития личности. Отдельные авторы [5, с.144; 6, с.57; 8, с.70; 10, с.30] используют системный подход к трактовке понятия «образования» и выделяют следующие его аспекты:

1. Процесс и результат.

2. Воспитание и обучение.

3. Процесс влияния на личность и ее развитие.

4. Совокупность образовательных структур.

Поэтому основной характеристикой образовательной деятельности является ее нацеленность на процессы обучения и воспитания, что подчеркивает необходимость осуществлять в процессе образовательной деятельности как предоставление образовательных услуг, так и услуг по воспитанию и развитию личности. По мнению некоторых исследователей [2, с.14; 3, с.327; 9, с.40; 11, с.100], научно-педагогический труд выступает одним из видов научного труда и его результатом является интеллектуальный продукт в виде образовательного продукта.

Активизация и расширение предпринимательской деятельности способствовало развитию экономической, социальной, политической сфер стран Европы и Центральной Азии. Источником экономического роста и благополучия является инициативность предприимчивых людей. Поэтому современную концепцию образования следует ориентировать на разрешение существующих проблем и активизацию гражданской ответственности.

В современном, технологически развивающемся мире происходит перенасыщение рынка предлагаемыми товарами и услугами, постоянно растут

запросы населения. С развитием производства и современной рыночной экономики человечество перестало испытывать дефицит товаров и услуг, что в конечном итоге привело к изобилию предложений на рынке, потребитель, имея широкое разнообразие и выбор, стал более требовательным [15]. Управленческим командам организаций, предприятий, компаний необходимо приложить большие усилия для повышения своей конкурентоспособности. Трудно переоценить значение качества. Все, что в повседневной жизни окружает нас, имеет качественные характеристики. Конкуренция, самым тесным образом зависящая от качества продукции, заставила искать пути к удовлетворению требований потребителя. Только обеспечение стабильно высокого качества может гарантировать выход предприятия на уровень мировых стандартов [14, с.11]. Поэтому для соответствия деятельности ОО ВО современным потребностям обучающихся, необходимо предоставлять максимально качественные образовательные услуги.

Высокое качество предлагаемой продукции не только залог процветания предприятия, обеспечение конкурентоспособности, но и важный фактор, будущих позитивных процессов в обществе. В этой связи, качество образования является одной из важнейших составляющих, определяющее будущее развитие любого государства. Российское образование не исключение. Тем более что, не смотря на экономические трудности начала XXI в., специалисты самых разных направлений экономики остаются, востребованы не только на передовых позициях различных отраслей отечественного производства, но и за рубежом.

Несомненно, сегодня в российском обществе активно требуется эффективная организация процесса подготовки специалистов в области осуществления предпринимательства в образовании. В соответствии с данным подходом актуальное понимание миссии ОО ВО заключается в реализации ею предпринимательской функции и ориентации на нее всех сотрудников в процессе осуществления ими профессиональной деятельности (научной и образовательной). Открытие на базе учебных и научных учреждений малых предприятий (в том числе малых инновационных предприятий) создает благоприятные условия для эффективной теоретической подготовки обучающихся и результативного формирования компетенций по вопросам осуществления предпринимательской деятельности.

В условиях цифровой экономики решение актуальных проблем развития системы образования возможно, в том числе благодаря эффективному применению инструментов рынка. Это обстоятельство обусловливает укрепление важности и актуальности предпринимательской составляющей деятельности ОО ВО.

В действительности преобладающее большинство ОО ВО как субъекты гражданско-правовых отношений получают прибыль от своей деятельности. Поэтому интересно мнение некоторых исследователей по поводу перманентного характера прибыли по отношению к образовательной деятельности ОО ВО. В соответствии с данным мнением, ОО ВО, полностью на-

ходящаяся на бюджетном финансировании, также будет являться субъектом предпринимательства и стремиться к повышению своего финансового потенциала доступными методами (преимущественно не финансовыми, например, повышение качество образовательных услуг).

В современных условиях происходит увеличение зависимости темпов роста развития общества, от качественного уровня образования. Развитие технологических, информационных технологий в геометрической прогрессии накапливает потоки информации, научные данные, которые так же быстро устаревают, сменяясь новыми, инновационными данными. Качество образования - величина физически неизмеримая и неосязаема. Критерием оценки качества образования является тот накапливаемый потенциал знаний и умений, который можно охарактеризовать в результате практического применения своей компетенции.

В целом, предпринимательство в образовании сосредоточено на целенаправленном профессиональном обучении, реализуемом в подготовке востребованных на рынке труда специалистов способных организовать предпринимательскую деятельность в сфере образования. Цель такого образования - дать специальные знания и навыки управления предпринимателям и менеджерам осуществляющих образовательную деятельность на всех уровнях. Вопрос о развитии предпринимательской деятельности ОО ВО является приоритетным в контексте модернизации политики в области образования. В отличие от профессионального образования, в его традиционном понимании концентрирующемся на функциональных компетенциях, предпринимательство в образовании фокусирует свое внимание на личных способностях, экспериментальной деятельности и максимальный уход от рутины.

Таким образом, в ходе исследования были проанализированы имеющиеся подходы к феномену предпринимательства в образовательной сфере. В результате исследования выявлено, что сущностными характеристиками предпринимательства в образовательной сфере выступают направленность на компетентное преобразование и предпринимательский подход, основанный на наличии у предпринимателя бизнес-стратегии и ориентации на систематическое получение прибыли.

Список литературы

1. Галушкин А.А. Возможности и перспективы предпринимательства применительно к структурам сферы образования и науки // Экономика, педагогика и право. - 2016. -№1. - URL: http://ecoedulaw.ru/ru/2016/1/10.

2. Гисина О.Г., Захарова Е.Н. Предпринимательский потенциал вуза. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2014. - 142 с.

3. Громова Н.М., Михалкина Т.К. Принципы предпринимательства в системе дополнительного профессионального образования // Фундаментальные исследования. - 2014. - №3. - С. 326-329.

4. Иванова В.В., Кортунова В.С. Человеческий потенциал в инновационном развитии экономики России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. - 2010. - №8-1. - С.102-105.

5. Кайль Я.Я., Зудина Е.В., Плиев Г.А., Епинина В.С., Ламзин Р.М., Великанов В.В. Практика публичного управления социально-экономическими процессами на уровне муниципалитета: результативность и эффективность: коллективная монография. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. - 244 с.

6. Майсаков Д.Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза: дисс. ... к.э.н. - Тюмень, 2002. - 163 с.

7. Матлак Ю.Л. Стратегия развития предпринимательской деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в условиях недостаточного бюджетного финансирования: автореферат дис. . канд. эк. наук. - М., 2007. - 22 с.

8. Набиуллин Т.Р. Особенности развития вуза как субъекта предпринимательской деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №4-2. - С. 68-73.

9. Нюхаев Д.В. Особенности предпринимательской деятельности на рынке образовательных услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2010. - №4. - С. 36-42.

10. Степкина Е. Что такое «предпринимательская деятельность» вуза? // Высшее образование в России. - 2017. - №2. - С. 30-36.

11. Тиль Г.В. Предпринимательская деятельность вуза в сфере образования // Вестник Академии. - 2010. - №2. - С. 100-102.

12. Хамидуллина Ф.Р. Учет затрат, калькулирование себестоимости и финансирование образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования: дис. ... канд. эк. наук. - Казань, 1998. - 310 с.

13. Korobov S.A., Epinina V.S., Aslanjan A.A. Implementation of QR-technology in academic process of management-education // European Journal of Natural History. - 2016. -№5. - P. 88-90.

14. Ropke J. "The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy", N.Y., 1998. - P. 11.

15. Thorp H., Goldstein B. The Entrepreneurial University // http://www.insidehighered.com/views/2010/ 09/27/thorp.

Kolyuka Marina Aleksandrovna, undergraduate (e-mail: lider_78@mail.ru)

Kail Yakov Yakovlevich, Doctor of Economics, Professor (e-mail: kailjakow@mail.ru)

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES IN EDUCATION

Abstract. The article proves the relevance of the development of entrepreneurial activity of educational institutions of higher education as a priority direction in the context of modernization of education policy. The authors come to the conclusion that the feasibility of the development of entrepreneurial activity of educational institutions of higher education can be characterized by the transformation of the organizational structure of entrepreneurship management, which puts the entrepreneurial approach at the forefront.

Keywords: entrepreneurial activity, education, educational organization of higher education, development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.