Научная статья на тему 'Особенности развития ВУЗа как субъекта предпринимательской деятельности'

Особенности развития ВУЗа как субъекта предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1684
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МАРКЕТИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВУЗОВ / HIGHER EDUCATION / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / DEVELOPMENT STRATEGY / MARKETING / BUSINESS EFFICIENCY / COMPETITIVENESS AND EFFECTIVENESS OF UNIVERSITIES / HEI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиуллин Т. Р.

В статье отражены основные тенденции в сфере высшего образования. Раскрываются содержание понятия «предпринимательский университет», основные направления и формы предпринимательской деятельности высших учебных заведений. Раскрыты особенности ВУЗа как субъекта предприниматель-ской деятельности и его отличия от коммерческой организации. Рассмотрена взаимосвязь понятий эффективность, конкурентоспособность, качество и результативность предпринимательской деятельности ВУЗа. Определена содержательная основа предпринимательского университета и сделаны выводы о значимости развития предпринимательской деятельности в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF UNIVERSITY DEVELOPMENT AS A SUBJECT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article describes the major trends in higher education. The article is devoted to identifying the concept of "entrepreneurial university", main directions and forms of entrepreneurship in HEI. We consider the features of the university as a business entity and its differences from the commercial organizations. We also consider the correlation between the terms “efficiency”, “competitiveness”, “quality” and “effectiveness” of business activities of the university. We define the substantive basis of the entrepreneurial university and draw conclusions about the importance of entrepreneurship in higher educational institution

Текст научной работы на тему «Особенности развития ВУЗа как субъекта предпринимательской деятельности»

УДК 378

Т.Р.Набиуллин

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВУЗА КАК СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье отражены основные тенденции в сфере высшего образования. Раскрываются содержание понятия «предпринимательский университет», основные направления и формы предпринимательской деятельности высших учебных заведений. Раскрыты особенности ВУЗа как субъекта предприниматель-ской деятельности и его отличия от коммерческой организации. Рассмотрена взаимосвязь понятий эффективность, конкурентоспособность, качество и результативность предпринимательской деятельности ВУЗа. Определена содержательная основа предпринимательского университета и сделаны выводы о значимости развития предпринимательской деятельности в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: ВУЗ, высшее образование, предпринимательская деятельность, предпринимательский университет, стратегия развития, маркетинг, эффективность предпринимательской деятельности, конкурентоспособность и результативность вузов.

T.R.Nabiullin THE FEATURES OF UNIVERSITY DEVELOPMENT AS A SUBJECT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY.

The article describes the major trends in higher education. The article is devoted to identifying the concept of "entrepreneurial university", main directions and forms of entrepreneurship in HEI. We consider the features of the university as a business entity and its differences from the commercial organizations. We also consider the correlation between the terms "efficiency", "competitiveness", "quality" and "effectiveness" of business activities of the university. We define the substantive basis of the entrepreneurial university and draw conclusions about the importance of entrepreneurship in higher educational institution.

Keywords: HEI, higher education, entrepreneurship, entrepreneurial university, development strategy, marketing, business efficiency, competitiveness and effectiveness of universities.

Сфера образования в настоящее время является одной из наиболее быстро развивающихся сфер, обладающей высоким потенциалом и перспективными формами экономической деятельности. Объем спроса и предложения на образовательные продукты и услуги растет высокими темпами, особенно в высшем профессиональном образовании, достигая 10-15% в год в наиболее динамично развивающихся странах мира. В связи с этим особую роль получает развитие рыночных отношений, которое коренным образом отражается на условиях функционирования высших учебных заведений, предлагая последним занимать активную рыночную позицию, развивать самостоятельность и повышать эффективность собственной деятельности. Особенность экономических отношений в системе высшего образования заключается, прежде всего, в двойственной экономической природе производимых образовательных услуг. Являясь, с одной стороны, общественными благами, образовательные услуги все чаще рассматриваются зарубежными и отечественными специалистами как частное благо, поскольку его получение является сферой творческого, профессионального развития личности. Следовательно, можно сделать вывод о необходимости функционирования, как общественного сектора высшего образования, так и частного сектора, которые, развиваясь совместно, не вступали бы в противоречия. Возникает необходимость сочетания рыночного и государственного регулирования сектора высшего профессионального образования, как более эффективного варианта развития ВУЗов. Таким образом, в сложившихся социально-экономических условиях функционирования ВУЗов установились следующие объективные тенденции:

1. Развитие частного сектора в сфере образования, и как следствие, возрастание уровня конкуренции на рынке образовательных услуг;

2. Снижение уровня государственного финансирования;

3. Изменение структуры спроса на образовательные продукты;

4. Возникновение новых форм и методов обучения;

5. Интеграция в международное образовательное сообщество.

На сегодняшний день представленные тенденции на рынке услуг высшего образования являются крайне актуальными. Перед ВУЗами встает задача поиска новых направлений повышения самофинансирования и более эффективного самоуправления. В таких условиях одним из перспективных стратегических направлений развития высшей школы выступает развитие предпринимательской деятельности ВУЗа, создание высших учебных заведений предпринимательского типа.

Одним из первых, кто предпринял попытку системного научного обоснования понятия «предпринимательский университет» был Бертон Р. Кларк, который ввел в оборот термин «Enterpreneurial University» (предпринимательский университет). Бертон Р. Кларк определил наиболее значимые особенности «предпринимательского университета»:

1. Повышение роли управленческого ядра университета;

2. Налаживание связей с организациями за пределами ВУЗа;

3. Расширение источников финансирования;

4. Стимулирование предпринимательской активности подразделений ВУЗа;

5. Развитие комплексной предпринимательской культуры [5, с.53].

Университет предпринимательского типа необходимо рассматривать как университет, принявший предпринимательский способ управления и укрепляющий внешними и внутренними связями с целью увеличения ресурсов для успешного функционирования и развития уставной деятельности. Другой специалист П.Шульце отмечает два направления развития предпринимательского университета. Во-первых, подготовка будущих специалистов - профессионалов, которые в будущем будут способны вести собственно дело и, во-вторых, предпринимательская деятельность самого университета, которая подразумевает вовлечение студентов и преподавателей в предпринимательство, оказывая им всевозможную информационно-консультативную и ресурсную поддержку [9, с.188.].

Таким образом, под предпринимательской деятельностью государственного ВУЗа понимается самостоятельная, инициативная, рисковая деятельность, приносящая прибыль и нацеленная на решение его уставных задач. Необходимо отличать понятия «предпринимательская деятельность ВУЗа» и «внебюджетная деятельность ВУЗа». Зачастую исследователи отождествляют данные понятия, либо не дают четкого их разграничения, что не дает возможности иметь адекватное восприятие данных терминов и создает различного рода проблемы при проведении анализа эффективного управления предпринимательской деятельностью ВУЗом. Итак, внебюджетная деятельность ВУЗа представляет собой деятельность, источником финансирования которой выступают не средства государственного бюджета. К внебюджетной деятельности ВУЗа относится предоставление образовательных услуг на платной основе, проведение различного рода подготовительных курсов и секций, предоставление имущества в аренду, производство работ и услуг структурными подразделениями и другое. При этом к предпринимательской деятельности относится только деятельность ВУЗа, связанная с самостоятельностью, риском, инициативой, получением чистого дохода в рамках правового поля, периодичностью денежных потоков, необходимостью налогового планирования. Следовательно, предпринимательская деятельность ВУЗа является частью внебюджетной деятельности ВУЗа и представляет собой более узкое понятие.

Американские исследователи Х.Торп и Б.Гольдштейн выделяют особенности ВУЗов как субъектов предпринимательской деятельности, отмечая, что ВУЗ не становится в большей мере предпринимательским, если отказывается от своих исторических традиций, устоев и культуры. По мнению специалистов, ВУЗ представляет собой уникальное образовательное сообщество, обладающее исторически сложившимися традициями, некой особенной корпоративной культурой, которая предстает в качестве движущей силы развития предпринимательского духа университета [10]. Американский экономист Дж.Ропке отмечает, что ВУЗ предпринимательского типа должен демонстрировать предпринимательское поведение как организация, а взаимодействие между ВУЗом и его внешней средой должно приводить к «структурному сопряжению» ВУЗа и региона. Экономическое развитие выступает следствием успешной деятельности предпринимательского университета [8, с11]/

В настоящее время ведущие ВУЗы все в большей мере направлены на формирование инфраструктуры для эффективной предпринимательской деятельности студентов и преподавателей в процессе образования. Одной из форм ведения предпринимательской деятельности в ВУЗах становится создание различного рода Предпринимательских центров, Центров развития проектов, Бизнес-инкубаторов, которые могут, как входить в структуру университета, так и управляться иными компаниями. Данные центры создаются с целью развития студентами деловых контактов, предпринимательской культуры, реализации творческих идеи. В рамках предпринимательских центров по заказам коммерческих организаций могут формироваться студенческие команды для выполнения определенного проекта в профильной сфере ВУЗа. При этом деятельность студентов может сопровождаться поддержкой профессоров ВУЗа. Созданный таким образом продукт или услуга предлагается организации-заказчику либо выставляется на рынок. Подобная практика широко распространена в зарубежных ВУЗах, так, например, при Оксфордском университете работает около 300 компаний с общим годовым оборотов в 4 млрд. долл., из которых четверть приходится на долю ВУЗа. В Гарвардском университете ресурсный капитал, вовлеченный в предпринимательскую деятельность, составляет порядка 15 млрд. долл. Университет Дж.Вашингтона направляет на предпринимательство около 500 млн. долл. Среди отечественных ВУЗов можно выделить Бизнес - инкубатор, созданный при РЭУ им. Г.В.Плеханова, где создаются благоприятные условия для развития проектной и предпринимательской деятельности.

Таким образом, в настоящее время возникают объективные предпосылки для развития предпринимательской деятельности ВУЗов с рыночной, конкурентной ориентацией. Однако в условиях постоянно варьирующегося спроса на услуги и непрерывного научно-технического развития экономики меняются формы взаимодействия производителей и потребителей. В связи с этим высокую значимость приобретает деятельность ВУЗа, направленная на удовлетворение изменяющего потребительского спроса, который не ограничивается лишь спросом на основной образовательный продукт. ВУЗ должен представить на рынке так называемое совокупное предложение собственных продуктов и услуг, которые отличаются разнообразием и возможностью комбинирования при приобретении. Можно сделать вывод о том, ВУЗ сегодня представляет собой схожий с производственным предприятием субъект, готовый предложить рынку продукцию и услуги собственного производства и при эффективной ее реализации получать прибыль. Однако необходимо выделить особенности предпринимательской деятельности бюджетного ВУЗа, отличающие его от деятельности коммерческого юридического лица:

^Предпринимательская деятельность может осуществляться только в соответствии с целью создания вуза (п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях») [1];

2.Виды предпринимательской деятельности строго регламентированы, основные из которых:

а) продажа товаров, выполнение работ и оказание платных услуг (гл.25 НК РФ, п. 3 ст.161 БК РФ, п.2 ст.24 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»), которые относятся к предпринимательской лишь в нереинвестируемой непосредственно в данное образовательное учреждение части;

б) использование основных фондов и имущества (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»);

в) инвестиционно-финансовая деятельность (п. 2 ст. 24 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»);

г) торговля покупными товарами, оборудованием, оказание посреднических услуг, иные виды внереализационных доходов. [1]

В соответствии с рассмотренными особенностями принцип самостоятельности ведения деятельности, который выступает одним из главных условий признания деятельности предпринимательской, реализуется не в полной мере. Таким образом, можно сказать, что предпринимательская деятельность вуза по своей форме представляет собой относительно самостоятельную, регламентированную уставом образовательного учреждения и не запрещенную законодательством об образовании в Российской Федерации деятельность, имеющую целью получение желаемого результата в виде прибыли для обеспечения устойчивого развития ВУЗа, в частности для обеспечения образовательного процесса. Если исследовать предпринимательскую деятельность в ее наиболее общем виде, представляя ее как процесс создания новых комбинаций всех видов ресурсов для получения наилучших результатов, то вся хозяйственная деятельность ВУЗа в рыночных условиях относится к предпринимательской, со всеми вытекающими из этого последствиями. Следовательно, предпринимательская деятельность вуза по своему содержанию - это инновационно-хозяйственная деятельность в рыночных условиях, направленная на увеличение эффективности образовательного процесса и качества образовательных и иных услуг в результате управления ключевыми факторами конкурентоспособности, внутренними процессами и необходимыми ресурсами.

Исходя из вышесказанного, у государственных ВУЗов назревает необходимость в развитии системы управления на основе внедрения современных методов менеджмента. Менеджмент подразумевает более высокую степень свободы руководителя и подчиненных, что дает возможность пересмотра старых и появлению новых методов хозяйствования, открывающих перед ВУЗами широкий простор в обеспечении эффективного функционирования в условиях рынка, определяющих новые качественные характеристики системы управления и ставящих новые задачи перед ВУЗами. В рассмотренных условиях становления предпринимательской деятельности ВУЗов повышается важность правильного выбора стратегии развития ВУЗа, как комплексного инструмента управления, включающий определение миссии ВУЗа, прогнозирование рыночных изменений, долгосрочное планирование, ресурсное обеспечение поставленных задач, а также контроль результатов. Данный инструмент способен стать важнейшим средством адаптации ВУЗа к нестабильной и постоянно изменяющейся рыночной среде. Все это дает высшему учебному заведению возможность уверенно развивать сферу предпринимательства и двигаться вперед. Кроме того, формируется ключевая роль маркетинга, как средства реализации стратегии в вышеназванном понимании. Грамотное позиционирование ВУЗа на рынке, правильный выбор средств продвижения его образовательных и иных услуг, адекватно организованные каналы внешних и внутренних взаимодействий, благоприятный имидж образовательного учреждения, успешная организация рекламной деятельности выступают важнейшими составляющими эффективной предпринимательской деятельности ВУЗа. В условиях изменяющегося спроса и повышающейся конкуренции на рынке стратегическое управление деятельностью ВУЗа с применением средств маркетинга становится важнейшим фактором эффективного долгосрочного развития. Таким образом, одним из коренных вопросов предпринимательской деятельности ВУЗа становится понятие эффективности хозяйствования. При открытости рынка и расширении конкурентной среды эффективность функционирования ВУЗа становится средством, дающим возможность сохранять и укреплять присутствие на рынке, а также одним из важнейших средств повышения предпринимательского дохода. Понятие «эффективность» достаточно часто используется как аналог категорий «конкурентоспособность», «результативность» и «качество». Применительно к высшему учебному заведению как особому субъекту предпринимательской деятельности такое отождествление нельзя считать справедливым. Так, понятие конкурентоспособность выступает характеристикой самого ВУЗа, результат представляет собой меру достижения конкретной цели или удовлетворения потребности, а качество является характеристикой результата деятельности ВУЗа. Необходимо отметить, что применительно к ВУЗу, цель - это субъективная категория, определяемая накопленным опытом, а потребность - объективная категория. Категории эффективности деятельности, конкурентоспособность и результативности ВУЗа и качества предоставляемых услуг тесно взаимосвязаны. Они определяют причинно-следственные связи и их характеристики, представленные на рисунке 1.

Качество

Удовлетворенность

Рис. 1. Причинно - следственная связь объектов исследования и их характеристик

В процессе насыщения рынка, его глобализации и возрастания конкуренции особое внимание следует уделять качеству предоставляемых услуг. Качество из категории стратегического преимущества переросло в элемент конкурентной необходимости, определяя уровень удовлетворенности потребителя как первостепенного оценщика эффективности функционирования и конкурентоспособности ВУЗа предпринимательского типа.

Таким образом, результатами эффективной предпринимательской деятельности высшего учебного заведения выступает повышение доли рынка образовательных услуг, формирование конкурентных преимуществ, повышение нормы рентабельности или обеспечение стабильной доходности, повышение спроса на предоставляемые услуги. Предпринимательская деятельность представляет собой относительно новую сферу деятельности ВУЗов, которая в силу своей специфики и особенностей значительно отличается от предпринимательской деятельности коммерческих предприятий. В связи с этим развитие данной сферы деятельности ВУЗов, ее связи с образовательными и исследовательскими процессами, возникновение новых процессов и новых составляющих инфраструктуры высших учебных заведений предпринимательского типа в настоящее время выступают важными направлениями работы, как для каждого конкретного ВУЗа, так и для России в целом.

Литература

1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 02.11.2013) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013);

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013);

3. Емельянова Е. А., Аксенова Ж. Н., Богомолова А. В. Современные подходы к планированию инновационно-предпринимательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 3;

4. Atkinson, R.C., and Pelfrey, P.A. "Science and the Entrepreneurial University," Issues in Science

& Technology, 2010, pp 39-48;

5. Clark, Burton R. "Creating Enterpreneurial Universities: Organizational Pathways of Transormation. London and New York: International Association of Universities Press and Pergamon-Elsevier Science", 1998;

6.Clark Burton R., "Sustaining Change in Universities, Society for Research into Higher Education", Open University Press, London, 2004;

7. Johnson A. Joan H. "Identifying "Entrepreneurial Domains" in Higher Education" // EUROPEAN EDUCATIONAL RESEARCH ASSOCIATION, 2012;

8. Ropke J. "The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy", N.Y., 1998.

9. Schulte P. "The entrepreneurial university: a strategy for institutional development" // Higher education in Europe. V.29. - P. 187-193;

10. Thorp H., Goldstein B. The Entrepreneurial University / / http: / / www.insi dehighered.c om/vi ews / 2010/ 09/27/thorp.

1. Federal'nyj zakon ot 12.01.1996 N 7-FZ (red. ot 02.07.2013, s izm. ot 02.11.2013) "O nekommercheskih organizacijah" (s izm. i dop., vstupajushhimi v silu s 01.09.2013);

2. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 25.11.2013) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstupajushhimi v silu s 05.12.2013);

3. Emel'janova E. A., Aksenova Zh. N., Bogomolova A. V. Sovremennye podhody k planirovaniju innovacionno-predprinimatel'skoj dejatel'nosti / / Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2012. - № 3;

4. Atkinson, R.C., and Pelfrey, P.A. "Science and the Entrepreneurial University," Issues in Science

& Technology, 2010, pp 39-48;

5. Clark, Burton R. "Creating Enterpreneurial Universities: Organizational Pathways of Transormation. London and New York: International Association of Universities Press and Pergamon-Elsevier Science", 1998;

6.Clark Burton R., "Sustaining Change in Universities, Society for Research into Higher Education", Open University Press, London, 2004;

7. Johnson A. Joan H. "Identifying "Entrepreneurial Domains" in Higher Education" // EUROPEAN EDUCATIONAL RESEARCH ASSOCIATION, 2012;

8. Ropke J. "The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy", N.Y., 1998.

9. Schulte P. "The entrepreneurial university: a strategy for institutional development" // Higher education in Europe. V.29. - P. 187-193;

10. Thorp H., Goldstein B. The Entrepreneurial University // http://www.insidehighered.com/views/ 2010/ 09/27/thorp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.