Научная статья на тему 'Совершенствование предпринимательских возможностей образовательной организации высшего образования в условиях развития цифровой экономики'

Совершенствование предпринимательских возможностей образовательной организации высшего образования в условиях развития цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / ENTREPRENEURSHIP / DIGITAL ECONOMY / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конон Алексей Васильевич, Кайль Яков Яковлевич

Трансформация экономической системы страны в вектор рыночных условий хозяйствования инициировала возникновение в системе российского образования факторов для осуществления предпринимательства. Обеспечение взаимных интересов всех участников данного процесса является одним из условий реализации предпринимательских возможностей в системе образования для формирования и развития образовательного потенциала общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ENTREPRENEURIAL BUSINESS OPPORTUNITIES OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT

The transformation of the country's economic system into a vector of market economic conditions triggered the emergence of factors for entrepreneurship in the Russian education system. Ensuring the mutual interests of all participants in this process is one of the conditions for implementing entrepreneurial opportunities in the education system for the formation and development of the educational potential of society.

Текст научной работы на тему «Совершенствование предпринимательских возможностей образовательной организации высшего образования в условиях развития цифровой экономики»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Конон Алексей Васильевич, магистрант

(e-mail: konon@vspu.ru) Кайль Яков Яковлевич, д.э.н., профессор (e-mail: kailjakow@mail.ru) Волгоградский государственный социально-экономический университет,

г.Волгоград, Россия

Трансформация экономической системы страны в вектор рыночных условий хозяйствования инициировала возникновение в системе российского образования факторов для осуществления предпринимательства. Обеспечение взаимных интересов всех участников данного процесса является одним из условий реализации предпринимательских возможностей в системе образования для формирования и развития образовательного потенциала общества.

Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, предпринимательство, цифровая экономика, малое инновационное предприятие

В современных условиях развития цифровой экономики в системе российского образования происходят трансформационные процессы, инициированные предоставлением образовательным организациям высшего образования большей автономии и сокращением бюджетного финансирования в общем объеме ресурсов, и объективно обусловившие актуальность развития рынка образовательных услуг как источника финансовой устойчивости и конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования.

Актуализация использования рыночных механизмов повышения эффективности системы образования для решения современных задач подчеркивает целесообразность усиления роли предпринимательской составляющей образовательной деятельности.

В результате анализа 3 образовательных организаций высшего образования Волгоградской области (Волгоградский государственный технический университет (ВГТУ), Волгоградский государственный аграрный университет (ВолГАУ), Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ)) по 4 критериям (см. табл. 1) выявлено, что наибольшее количество предоставляемых платных образовательных программ предоставляет ВГТУ (228 программ), наименьшее - ВГСПУ (47 программ). ВолГАУ не реализует очно-заочную форму обучения - все программы реализует только по очной (59 программ) и заочной (49 программ) форме обучения.

Таблица 1 - Сравнение 3 образовательных организаций высшего образования Волгоградской области

Критерии сравнения ВГТУ ВолГАУ ВГСПУ

1. Количество платных 228 108 47

образовательных программ для абитуриентов, из них:

-очная форма обучения 124 59 23

-очно-заочная форма обучения 14 - 7

-заочная форма обучения 90 49 17

2. Количество предоставляемых 128 59 25

платных образовательных

программ для абитуриентов по

уровню подготовки, из них:

-бакалавриат/ специалитет 48 34 17

-магистратура 22 14 4

-аспирантура 58 11 4

3. Общая стоимость

образовательных услуг по уровню подготовки и формам обучения,

руб.

3.1. Бакалавриат/специалитет:

-очная форма обучения 3 292 724 3 372 698 1 661 150

-очно-заочная форма обучения 275 440 - 147 500

-заочная форма обучения 568 500 299 912 401 800

3.2. Магистратура

-очная форма обучения 2 336 650 1 261 773 491 900

-очно-заочная форма обучения 169 790 - 119 550

-заочная форма обучения 150 800 541 595 196 756

3.3. Аспирантура

-очная форма обучения 6 609 680 1 032 218 306 360

-заочная форма обучения 3 596 000 391 306 76 590

4. Объем образовательной 479 544 500 233 097 700 123 140 000

деятельности, финансовое

обеспечение которой

осуществляется по договорам об

образовании за счет средств

физических и (или) юридических лиц, руб.

Источник: сост. авт. по: [5-7].

Анализ количества предоставляемых платных образовательных программ для абитуриентов по уровню подготовки показывает, что по уровню бакалавриата/специалитета ВолГАУ реализует 34 программы, что

на 14 программ меньше, чем в ВГТУ, и на 17 больше, чем в ВГСПУ. ВГСПУ также предоставляет наименьшее количество платных образовательных программ по уровню магистратуры (4 программы) и аспирантуры (4 программы), когда в других вузах этот показатель значительно выше.

По общей стоимости образовательных услуг по уровню подготовки и формам обучения ВГТУ и ВолГАУ имеют практически одинаковую общую стоимость подготовки по уровню бакалавриат/специалитет - 3 292 724 руб. и 3 372 698 руб. соответственно. Общая стоимость подготовки уровня бакалавриат/специалитет в ВГСПУ составляет 1 661 150 руб., что практически в 2 раза ниже, чем у других анализируемых вузов.

ВолГАУ не реализует очно-заочную форму подготовки. При этом имеет самый низкий показатель стоимости заочного обучения уровня бакалавриат/специалитет среди рассмотренных вузов - 299 912 руб. ВГСПУ успешно приближается по этому показателю к ВГТУ - общая стоимость уровня бакалавриат/специалитет по заочной форме обучения составляет 401 800 руб. и 568 500 руб. соответственно.

В ВГТУ совокупная стоимость освоения образовательных программ магистратуры очной формы обучения равна 2 336 650 руб., что превышает в 2 раза тот же показатель в ВолГАУ (1 261 773 руб.) и в 5 раз превышает этот показатель в ВГСПУ (491 900 руб.).

ВолГАУ не имеет очно-заочной магистратуры. А разница между ВГТУ и ВГСПУ в этом аспекте не так существенна - 169 790 руб. для ВГТУ и 119 550 руб. для ВГСПУ.

Схожая картина между двумя описанными выше вузами наблюдается и при рассмотрении заочной формы магистратуры. Так, общая стоимость всех образовательных программ заочной магистратуры ВГСПУ составляет 196 756 руб. - она даже немного превосходит этот показатель у ВГТУ (150 880 руб.). Однако ВолГАУ опережает эти вузы в 2,5 и 3,3 раза соответственно - общая стоимость программ заочной магистратуры в ВолГАУ составляет 541 595 руб.

Наибольшая разница в общей стоимости предоставляемые платных образовательных услуг видна при анализе программ подготовки аспирантов. Так, по очной форме обучения общая стоимость образовательных программ в ВГТУ составляет 6 609 680 руб., это в 6,6 раз выше, чем в ВолГАУ (1 032 218 руб.) и в 21 раз выше, чем в ВГСПУ (306 360 руб.). Похожая картина наблюдается и по стоимости обучения заочной аспирантуры. Так, в ВГТУ она составляет 3 596 000 руб. при реализации 58 образовательных программ, что в 10 раз выше, чем в ВолГАУ (391 306 руб.) при реализации 11 образовательных программ. В ВГСПУ этот показатель является самым низким - 76 590 руб. при реализации 4 образовательных программ заочной аспирантуры.

Реальные доходы от реализации платных образовательных программ в ВГТУ составляют 479 544 500 руб. Это в 2 раза выше, чем в ВолГАУ

(233 097 700 руб.) и в 3,8 раза выше, чем доходы ВГСПУ (123 140 000 руб.). Таким образом, ВГСПУ имеет самый низкий показатель доходов от реализации платных образовательных услуг.

Таким образом, обоснована прямая взаимосвязь между получением доходов от реализации платных образовательных услуг и количеством реализуемых платных образовательных программ. Также важным фактором получения доходов от реализации платных образовательных программ может быть выделено предоставление различных форм обучения (очная, очно-заочная, заочная) и обеспечение реализации этих программ на разных образовательных уровнях (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура).

В результате анализа литературы [1-4, 8-9] были выявлены следующие проблемы формирования предпринимательских структур в образовательных организациях высшего образования:

-ориентация большинства образовательных организаций высшего образования только на подготовку кадров, но не на проведения научных исследований;

-крайне высокая степень корреляции от государства при определении векторов деятельности;

-отсутствие развитой инновационной учебной бизнес-среды образовательных организаций высшего образования, необходимой для вырабатывания предпринимательских компетенций у будущих выпускников;

-дефицит системного взаимодействия образовательных организаций высшего образования с бизнесом;

-крайне низкая степень предпринимательской культуры у преподавателей образовательных организаций высшего образования; -нехватка опыт предпринимательской деятельности у преподавателей. Несомненно, предпринимательские структуры в каждой из рассматриваемых образовательных организаций высшего образования развиты достаточно слабо. Поэтому одним из мероприятий, направленных на совершенствование их предпринимательских возможностей в условиях развития цифровой экономики, должна стать активизация процесса создания на базе образовательной организации высшего образования малых инновационных предприятий как звена, связующего научную сферу с реальным сектором экономики.

Для развития создаваемых малых инновационных предприятий руководству образовательных организаций высшего образования необходимо организовать работу по сопровождению их деятельности и помощи в вопросах привлечения инвестиций, правовых и финансовых консультаций.

Кроме того, в качестве мероприятий, направленных на совершенствование предпринимательских возможностей

образовательных организаций высшего образования в условиях развития цифровой экономики, предлагаются:

1. Разработка и внедрение программы повышения квалификации «Научно-инновационная деятельность вуза в условиях функционирования малого предприятия» (для решения проблемы дефицита знаний в области коммерциализации инновационных технологий у сотрудников и обучающихся образовательной организации высшего образования).

2. Создание межвузовских мультидисциплинарных совместных проектов и научных коллективов (для наращивания портфеля объектов интеллектуальной собственности и стимулирования исследований).

3. Активизация процесса создания на базе образовательных организаций высшего образования малых инновационных предприятий.

4. Разработка и реализация совокупности мероприятий по активизации преподавателей для осуществления инновационной деятельности.

Список литературы

1. Буняк Н.М. Предпринимательский университет // JUVENIS SCIENTIA. - 2016. -№2. - С. 144-147.

2. Дьяков И.И. Особенности предпринимательской деятельности организаций высшего образования: теоретический аспект // Альманах современной науки и образования. - 2016. - №12. - С. 46-49.

3. Кучковская Н.В. Роль социальных инвестиций в укреплении экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. -Т.6. - №2. - С. 51-57.

4. Лукашевич Е.В., Храмцов А.Л. Проблемы и перспективы инновационного предпринимательства в вузах на примере ФГБОУ ВПО Московский государственный технологический университет «Станкин» // Инновации. - 2013. - №10. - С. 6-9.

5. Официальный сайт Волгоградского государственного аграрного университета. URL: http://www.volgau.com.

6. Официальный сайт Волгоградского государственного социально-педагогического университета. URL: http://www.vspu.ru.

7. Официальный сайт Волгоградского государственного технического университета. URL: http://www.vstu.ru.

8. Пустыльник М.Л. Об управлении интеллектуальной собственностью и инновациями в научных и образовательных организациях гуманитарного профиля // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1. - №1. - С. 142-159.

9. Сошенко И. И. Коммерциализация образовательных разработок в гуманитарном вузе (из опыта работы ТПГУ) // Научно-педагогическое обозрение. - 2015. - №1. -С. 81-89.

Konon Alexey Vasilievich, undergraduate (e-mail: konon@vspu.ru)

Volgograd State Social-Pedagogical University, Volgograd, Russia Kail Iakow Iakowlevich, Doctor of Economic Sciences, professor (e-mail: kailjakow @mail.ru)

Volgograd State Social-Pedagogical University, Volgograd, Russia

IMPROVEMENT OF ENTREPRENEURIAL BUSINESS OPPORTUNITIES OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT

Abstract. The transformation of the country's economic system into a vector of market economic conditions triggered the emergence offactors for entrepreneurship in the Russian education system. Ensuring the mutual interests of all participants in this process is one of the conditions for implementing entrepreneurial opportunities in the education system for the formation and development of the educational potential of society.

Keywords: educational organization of higher education, entrepreneurship, digital economy, small innovative enterprise

УДК 336

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИИ Машкина Наталья Алексеевна, к.э.н., доцент (e-mail: t.natusia@yandex.ru) Халина Анастасия Сергеевна, студент (e-mail: boxmini1999@gmail.com) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В статье рассматриваются основные теоретические аспекты развития страхования, проводится анализ рынка страхования, рассмотрен перспективный прогноз структуры рынка страхования до 2022 года. Предложены пути развития страхования в России.

Ключевые слова: страхование; ОСАГО; КАСКО; рынок страхования, индикаторы и показатели страхового рынка, страховой бизнес.

В силу того, что Россия является страной с рыночной экономикой, система страхования выступает в качестве её важной и неотъемлемой части. Однако в условиях кризиса, множества санкций со стороны США и стран ЕС наиболее уязвимыми являются фондовый и страховой рынки [6]. Текущее состояния страхового рынка России можно охарактеризовать как нестабильное, поскольку большая часть страховых фирм столкнулась не только с потребностью быстрого реагирования на быстро изменяющуюся экономическую конъюнктуру, но и с необходимостью оценки рисков как клиентов, так и партнеров, и акционеров [1, с. 215].

Рынок страховых услуг по итогам 2018 года увеличился на 15%, а выручка компаний стала больше на 13%. Жалобы страховщиков на истощение капитала, однако не подтвердились, поскольку цифры показывают явное снижение объема выплат по страховым случаям почти на 7%. В отрасли наметилась явная реструктуризация. Несмотря на агрессивную политику включения страховок в автокредитование, на первое место по содержанию этого сектора услуг вышло страхование жизни.

Учитывая активную пропаганду частного финансового обеспечения и мощную поддержку государственного института прогнозы по отрасли на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.