Научная статья на тему 'Факторы стоимости образовательных программ высшей школы российской Федерации'

Факторы стоимости образовательных программ высшей школы российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТОИМОСТЬ / СПЕЦИФИКА / ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халин В.Г., Чернова Г.В.

Статья посвящена обоснованию и анализу факторов стоимости образовательных программ российской высшей школы, учет и взаимосвязь которых должны определять реальную стоимость конкретных профессиональных образовательных программ. Выделено две группы факторов, отражающих специфику образовательных программ, а также определены условия их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халин В.Г., Чернова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы стоимости образовательных программ высшей школы российской Федерации»

Удк 378.3

факторы стоимости образовательных программ высшей школы

российской федерации

В. Г. ХАлин,

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных систем в экономике E-mail: vhalin@yandex. ru

г. в. Чернова,

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой управления рисками и страхования E-mail: chernovagalina@yandex. ru Санкт-Петербургский государственный университет

Статья посвящена обоснованию и анализу факторов стоимости образовательных программ российской высшей школы, учет и взаимосвязь которых должны определять реальную стоимость конкретных профессиональных образовательных программ. Выделено две группы факторов, отражающих специфику образовательных программ, а также определены условия их реализации.

Ключевые слова: образовательная программа, стоимость, специфика, факторы, условия.

Переход российской высшей школы на двухуровневую систему обучения и изменение механизмов финансирования образования1 в числе прочих обозначает проблему определения стоимости реализации отдельной профессиональной образовательной программы, реализуемой в рамках той или иной ступени или уровня образования (бакалаври-

1 С 2012 г. российская высшая школа перешла на нормативно-подушевое финансирование. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 (ред. от 30.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (отказ от сметного принципа финансирования и введение субсидирования образовательной деятельности российских вузов).

ата, специалитета, магистратуры и аспирантуры) конкретным российским вузом.

На стоимость реализации любой образовательной программы существенное влияние оказывают самые разные факторы. Далее авторами будут рассмотрены вопросы обоснования и анализа факторов стоимости образовательных программ российской высшей школы, учет и взаимосвязь которых должны определять реальную стоимость конкретных профессиональных образовательных программ.

Как показывает анализ, на размер затрат по реализации отдельной профессиональной образовательной программы существенное влияние оказывают две группы факторов, отражающих ее специфику (первая группа факторов) и условия ее реализации (вторая группа факторов)2. При этом первая группа объединяет факторы, определяющие

2 Для упрощения анализа не рассматриваются особенности

финансирования вузов, расположенных в регионах, в которых действуют специальные районные коэффициенты и надбавки, предусмотренные ст. 41 Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ «Об образовании». Термин «стоимость образовательной программы» используется в контексте перехода на субсидирование образования, а термин «стоимость образовательной услуги» отождествляется с величиной субсидии, которую государство должно выделить вузу на реализацию конкретной образовательной программы.

особенности образовательной программы, связанные с ее содержанием, которые так или иначе влияют на размер затрат по реализации рассматриваемой программы, а вторая группа объединяет факторы, отражающие влияние условий реализации на стоимость реализации рассматриваемой образовательной программы.

Далее авторами будут рассмотрены указанные группы факторов, которые оказывают существенное влияние на стоимость образовательных программ в российской высшей школе.

Факторы, отражающие специфику образовательных программ. Группа факторов, характеризующих специфику образовательных программ и оказывающих существенное влияние на стоимость их реализации, включает следующие составляющие:

- фактор № 1 - образовательный ценз профессиональной программы. Известно, что к профессиональным программам относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования3;

- фактор № 2 - вид образовательной программы. Образовательные программы в Российской Федерации помимо образовательных уровней (цензов) подразделяются на основные и дополнительные. Важность учета данного фактора можно проиллюстрировать следующим примером. В соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 13.03.1987 N° 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» и от 06.02.1988 № 166 «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства» соотношения численности преподавателей и студентов вводились в зависимости от формы обучения: по очной форме - 1:8; по вечерней - 1:15, по заочной - 1:35; по аспирантам -1:9 (очные аспиранты) и 1:12 (заочные аспиранты). Соотношение числа преподавателей и слушателей факультетов повышения квалификации (ФПК и ИПК) по дополнительным профессиональным образовательным программам было установлено на 25 % ниже по отношению к установленному соотношению числа преподавателей и студентов дневного отделения. Это подтверждает признание

3 Пункт 4 ст. 9 Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ «Об образовании».

более высокой стоимости реализации программ дополнительного профессионального образования по сравнению с соответствующими основными образовательными программами.

Далее особое внимание будет уделено основным и дополнительным профессиональным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, которые реализуются в российских вузах4;

фактор № 3 - уровень (ступень) образовательной программы. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования могут быть реализованы по уровням (ступеням): бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура. Дифференциация объема затрат по реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в разрезе уровней (ступеней) обучения также должна учитываться для определения размеров субсидий при нормативно-подушевом финансировании. В качестве иллюстрации важности учета данного фактора можно воспользоваться как ранее приведенным примером, так и примером по фактору № 4;

фактор № 4 - профессиональная направленность (или фондоемкость) образовательной программы. Понятие «фондоемкость образовательной программы» (или ее профессиональная направленность) является уже достаточно устойчивым специальным термином, который широко применяется как в российской, так и в зарубежной образовательной литературе [1], и связан прежде всего с удорожанием бюджетных услуг в зависимости от особенностей направления или специальности подготовки. Так, например, сложившийся в 1990-х гг. коэффициент удорожания (фондоемкости) образовательных программ технических вузов составлял 1,6 относительно педагогических вузов, что означало увеличение финансирования технических вузов по сравнению с педагогическими в 1,6 раза. Далее, в 2005 г. в Российской Федерации в рамках разработки модели нормативно-подушевого финансирования образовательных программ высшего профессионального образования для определения нормативов подушевого финансирования были

4 В дальнейшем основные и дополнительные профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования будут называться либо профессиональными образовательными программами, либо просто образовательными программами в зависимости от контекста обсуждения.

приняты следующие поправочные коэффициенты дифференциации стоимости образовательных программ в зависимости от фондоемкости специальности (направления) обучения: по стандартным специальностям и направлениям подготовки — 1; по фондоемким программам — 2,1. Эти два уровня дифференциации были введены исключительно для облегчения модельных расчетов по определению нормативов подушевого финансирования. При этом в данной модели в денежном эквиваленте расчетный норматив подушевого финансирования для базовой программы бакалавриата или специалиста принимался равным 24 тыс. руб. в год в расчете на одного студента, а для соответствующих программ магистратуры — норматив на одного студента бакалавриата (специалитета) брался с поправочным коэффициентом 3, т. е. был равен 72 тыс. руб. на 1 чел. в год.

В целях дифференциации норматива подушевого финансирования в зависимости от направления обучения (специальности) в большинстве зарубежных государств используются тарифные сетки или соответствующие коэффициенты дифференциации нормативов финансирования (Дания, Нидерланды, Швеция, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Чили). Так, например, в Швеции наиболее дорогой образовательной программой является подготовка врачей, которая в 1,7 раза дороже, чем подготовка специалистов технических вузов и в 4,1 раза дороже, чем подготовка специалистов гуманитарных вузов соответственно. В Австралии образовательные программы подготовки магистров, например, делятся на 3 класса, по которым осуществляется дифференциация бюджетного финансирования. К первому классу таких программ отнесены следующие направления: «Бухгалтерский учет», «Экономика», «Юриспруденция», «Статистика» и другие гуманитарные и социальные науки; ко второму классу - направления «Информационные технологии», «Лингвистика» и др., а к третьему классу - направления «Инженерное дело», «Технические науки», «Агрономия», «Стоматология», «Медицина», «Ветеринария», соответственно. При этом коэффициент дифференциации нормативов финансирования образовательных программ первого класса равен 1,0; второго - 1,3; третьего - 2,1, соответственно [1].

Дифференциация бюджетного финансирования образовательных программ с учетом их фондоемкости и сложности позволяет выделить внутри каждого отдельного уровня или ступени высшего или

послевузовского профессионального образования классы образовательных программ.

Например, к разным классам таких программ следует отнести образовательные программы подготовки бакалавров по направлению «Экономика» и по направлению «Физика», поскольку при подготовке бакалавров по направлению «Физика» необходимо использование уникального дорогостоящего оборудования, проведение специальных лабораторных практикумов, а при реализации программы подготовки бакалавров по направлению «Экономика» этого не требуется. Именно в этом контексте и учитывается проявление фактора профессиональной направленности образовательной программы, которое осуществляется, прежде всего, в ее фондоемкости и влиянии на стоимость реализации. Именно это и приводит к выделению классов образовательных программ в зависимости от профессии, которую получает выпускник вуза (филолог, химик, физик и пр.). При этом в один класс образовательных программ определенного уровня (бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры) объединяются те программы, которые имеют одинаковую фондоемкость, т. е. те, для которых затраты на подготовку выпускников оцениваются как одинаковые.

Так, если на уровне бакалавриата реализуются программы / = 1,..., I, то они по значению показателя фондоемкости образовательной программы, отражающего их профессиональную направленность, могут быть разбиты на классов (рис. 1). При этом для определенности классы необходимо упорядочить по возрастанию коэффициента норматива бюджетного финансирования образовательных программ (по значению их показателя фондоемкости).

В 1-й класс основных образовательных программ ВПО подготовки бакалавров вошли все основные образовательные программы ВПО подготовки бакалавров {ООПБ11ВПО; 1=1,., L}, для которых значение показателя фондоемкости является одинаковым и имеет наименьшее по всем программам бакалавриата значение. Во 2-й класс войдут программы подготовки бакалавров, также имеющие одинаковое для всех программ этого класса значение фондоемкости, но само это значение фондоемкости будет уже больше, чем значение фондоемкости для программ 1-го класса. В последний 5-й класс войдут все программы подготовки бакалавров с единым для всех программ этого класса значением фондоемкости, которое является

рис. 1. Классы программ бакалавриата, выделенные по значению показателя фондоемкости

образовательных программ: 1 = 1,..., L - номер программы подготовки бакалавров внутри 1-го класса программ бакалавриата, для которого значение показателя фондоемкости всех программ этого класса является одинаковым и принимает минимальное значение; т = 1,., М - номер программы подготовки бакалавров внутри 5-го класса программ бакалавриата, для которого значение показателя фондоемкости всех программ этого класса является одинаковым и принимает максимальное значение

максимальным для всех бакалаврских программ. Естественно, что суммарное количество программ, входящих во все классы программ бакалавриата, выделенные по значению показателя фондоемкости (£+... +М), равно общему числу программ подготовки бакалавров I: Ь+...+М = I.

По аналогии с ранее изложенным могут быть выделены классы образовательных программ по уровням специалитета, магистратуры и аспирантуры.

Общая схема дифференциации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования с учетом воздействия факторов 1, 2, 3 и 4 представлена на рис. 2.

По аналогии с бакалавриатом суммарное количество программ, входящих во все классы программ специалитета, выделенные по значению показателя фондоемкости (Т+... +Q), равно общему числу программ подготовки специалистов Н: T+...+Q = Н, а суммарное количество программ, входящих во все классы программ магистратуры, выделенные по значению показателя фондоемкости (Ц+.. ,+Р), равно общему числу программ подготовки магистров N и+..ЛУ = N.

Заметим, что число классов образовательных программ по разным уровням может различаться. Так, подготовка бакалавров по показателю профессиональной направленности программы может требовать выделения 4-х классов, а подготовка магистров - выделения только 3-х классов.

Выделение классов образовательных программ внутри каждого уровня подготовки кадров (бакалав-

риата, специалитета, магистратуры и аспирантуры) позволяет учесть влияние специфики профессиональной направленности (фондоемкости) этих программ на стоимость их реализации.

Для того чтобы учесть влияние показателя профессиональной направленности (фондоемкости) на стоимость реализации любой образовательной программы, внутри каждого уровня подготовки кадров: бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, необходимо выбрать в качестве базы образовательную программу с наименьшим значением этого показателя. Например, среди программ подготовки бакалавров в качестве базы следует выбрать такие программы подготовки бакалавров, как подготовка бакалавров по направлениям «Философия», «Юриспруденция» или «Экономика».

Для того чтобы определить стоимость образовательных программ определенного уровня образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) любого другого класса, например 5-го класса бакалавриата (СтООП^^), необходимо стоимость базовой программы бакалавриата СтООПБП умножить на df - коэффициент удорожания бакалаврских программ 5-го класса:

СтООПБП = dъ • СтООП™0.

Заметим, что значения коэффициентов удорожания образовательных программ разных уровней (бакалавриата, специалитета и т. д.) могут устанавливаться как на основе специально принятых нормативов, так и на основе сложившейся практики реализации этих образовательных программ в вы-

Виды образовательных программ ВПО

Основные о 5разовательные программы ВПО

(ООП ВПО)

Дополнительные образовательные программы ВПО (ДОП ВПО)

Основные образовательные программы ВПО, реализуемые на уровне бакалавриата ВПО

{ООПБ! ; I = 1,..., 1}

1-й класс программ бакалавриата, выделенный по значению показателя фондоемкости программ (минимальное значение)

Реализуемые программы бакалавриата:

„ВПО

{ООПБ11 ;

l = 1,

, L}

5-й класс программ бакалавриата, выделенный по значению показателя фондоемкости программ (максимальное значение)

Реализуемые программы бакалавриата:

„ВПО {°ОПБ8т

-- 1,..., М}

Основные образовательные программы ВПО, реализуемые на уровне специалитета ВПО

{°опа, ;

h = 1,.

, H}

Основные образовательные программы ВПО, реализуемые на уровне магистратуры ВПО

{оопип ; п = 1,., Щ

1-й класс программ специалитета, выделенный по значению показателя фондоемкости программ (минимальное значение)

К-й класс программ специалитета, выделенный по значению показателя фондоемкости программ (максимальное значение)

Реализуемые программы специалитета:

{ооп(впо

CKq '

q = U-, Q}

Программы повышения квалификации

1-й класс программ магистратуры, выделенный по значению показателя фондоемкости программ (минимальное значение)

Реализуемые программы магистрату-

впо

ры: {ООПмы ; и = 1,..., U}

й-й класс программ магистратуры, выделенный по значению фондоемкости программ (максимальное значение)

Программы получения дополнительной квалификации (преподаватель, переводчик в сфере профессиональных коммуникаций), МВА и др.

Программы профессиональной переподготовки

Рис. 2. Дифференциация образовательных программ вуза с учетом воздействия факторов 1, 2, 3 и 4: h = 1,..., Н - номер класса программ специалитета; п = 1,., N - номер класса программ магистратуры; г=1,..., Т - номер программы подготовки специалистов внутри 1-го класса программ специалитета, для которого значение показателя фондоемкости всех программ этого класса является одинаковым и принимает минимальное значение; q = 1,., Q - номер программы подготовки специалистов внутри К-го класса программ специалитета, для которого значение показателя фондоемкости всех программ этого класса является одинаковым и принимает максимальное значение; и = 1,., и - номер программы подготовки магистров внутри 1-го класса программ магистратуры, для которого значение показателя фондоемкости всех программ этого класса является одинаковым и принимает минимальное значение; V = 1,., V - номер программы подготовки магистров внутри ,К-го класса программ магистратуры, для которого значение показателя фондоемкости всех программ этого класса является одинаковым и принимает максимальное значение

сшей школе Российской Федерации или экспертным путем на основе статистических данных.

Коэффициенты удорожания стоимости программ выделенных классов образовательных программ, которые удобно представлять в виде соответствующего вектора, могут быть построены и рассчитаны для программ специалитета, магистратуры и аспирантуры аналогично тому, как это было сделано ранее для программ бакалавриата.

Факторы, отражающие условия реализации образовательных программ. Группа факторов, характеризующих условия реализации образовательных программ, которые существенно влияют на стоимость их реализации, состоит из следующих составляющих:

- фактор № 5 - форма обучения по образовательной программе. Основные профессиональные образовательные программы могут осваиваться обучающимися в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника вуза с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната5. Форма обучения по конкретной образовательной программе оказывает существенное влияние на стоимость ее реализации. В настоящий момент для расчета приведенного контингента студентов, обучающихся в вузе, при определении госбюджетных расходов (стоимости) на реализацию основных программ высшего профессионального образования используются следующие коэффициенты: для очной формы обучения — 1,0; для очно-заочной (вечерней) формы обучения — 0,5; для заочной формы обучения — 0,25; для экстерната — 0,1;

- фактор № 6 - основа обучения по образовательной программе. Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования могут реализовываться на госбюджетной или на договорной (платной) основе обучения. Этот фактор также оказывает существенное влияние на стоимость реализации этих образовательных программ, поскольку обучение студента за счет средств госбюджета предполагает выполнение ряда государственных обязательств и льгот, которые предусмотрены действующим законодательством (например, стипендии, пособия и другие обязательные социально-культурные выплаты)6. При реали-

5 Пункт 8 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

6 Статья 29 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

зации аналогичных образовательных программ на платной основе эти обязательные выплаты, вообще говоря, могут и не включаться в смету расходов на платное обучение. Как показывает анализ, объем общих затрат на обучение студентов на платной основе может удешевить их стоимость на 10-15 % по сравнению со стоимостью обучения госбюджетных студентов по соответствующим специальностям и направлениям, если из их сметы затрат будут исключены все расходы на осуществление государственных гарантий для госбюджетных студентов;

- фактор № 7 - контингент обучающихся по данной образовательной программе. Контингент (или численность) обучающихся по данной образовательной программе является фактором, который влияет на затраты по ее реализации. Он существенно сказывается, например, на организации учебного процесса (объем лекционных, семинарских и практических занятий, лабораторных работ; проведение и организация учебных и производственных практик; контроль за знаниями и проведение итоговой государственной аттестации);

- фактор № 8 - уровень средней заработной платы профессорско-преподавательского состава (ППС). Анализ различных моделей финансирования высшего образования в зарубежных странах показывает, что существенную роль в общих затратах на обучение студентов занимает фонд оплаты труда ППС и обеспечивающего персонала, который составляет от 55 до 70 % от всех затрат [2]. При расчетах стоимости основных и дополнительных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования на основе нормативно-подушевого подхода объем фонда заработной платы ППС является ключевым показателем, определяющим норматив подушевого финансирования [3]. Для расчета фонда оплаты труда ППС вуза используется показатель уровня средней заработной платы ППС, который становится фактором, существенно влияющим на стоимость реализации образовательной программы. При этом при расчете фонда оплаты труда ППС должно быть принято во внимание следующее:

- в настоящий момент вследствие отмены с 01.01.2005 ст. 54 Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ «Об образовании» отсутствуют на федеральном уровне документы, регламентирующие оплату труда в образовательных учреждениях;

- в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (ред. от 17.12.2010) «О

введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений») (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) с 01.12.2008 отменено действие единой тарифной сетки (ЕТС) в государственных вузах и введена новая система оплаты труда, при которой значительно расширились полномочия вузов в установлении заработной платы своим работникам. При этом допускается очень значительная дифференциация размера госбюджетной заработной платы одинаковым категориям работников одного и того же вуза;

- на встрече премьер-министра РФ В. В. Путина с ректорами ведущих вузов страны в августе 2011 г. было отмечено, что средняя зарплата преподавателей в российских вузах составляет 21,7 тыс. руб., что ниже средней по экономике «в целом».

Все сказанное позволяет сделать следующий вывод: даже при отсутствии общероссийских нормативов на уровень средней заработной платы ППС сам вуз, исходя из имеющихся ресурсов, может самостоятельно принимать решение об уровне заработной платы своих преподавателей как по вузу в целом, так и при реализации конкретных приоритетных образовательных программ;

- фактор № 9 - статус вуза, реализующего образовательную программу. На стоимость реализации образовательной профессиональной программы оказывает влияние и такой фактор, как статус вуза. При этом речь идет не о том статусе вуза, который отражает его особенности и специфику охвата им образовательных программ (тип вуза -. институт, академия, университет), а о том, который непосредственно влияет на действующий порядок получения вузом госбюджетного финансирования. В последнее время в российской высшей школе произошли значительные институциональные изменения, в том числе относящиеся к статусу и виду ряда высших учебных заведений РФ, касающиеся присвоения ряду вузов особого статуса, формиро-

вания федеральных и национальных исследовательских университетов, а также системообразующих и инновационных вузов. Так, за последние 2-3 года из 673 государственных (и муниципальных) вузов 40 вузов получили особый статус (2 ведущих университета: МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ, 9 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов). Эти вузы (каждый) получили дополнительную государственную поддержку в следующих объемах: 5, 3 и 1,8 млрд руб. соответственно. Помимо этого, в рамках высшей школы реализуются такие федеральные целевые проекты и программы, как приоритетный национальный проект «Образование», целевая программа «Государственная поддержка ведущих университетов» и др. Общая сумма государственной поддержки ведущих университетов в 2010-2012 гг. составит дополнительно 90 млрд руб.7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учет статуса вуза при определении стоимости реализации отдельной образовательной профессиональной программы необходим потому, что он влияет на закрепленное за вузом соотношение численности ППС и обучающихся, на сложившуюся материально-техническую базу вуза, а также на возможности вуза по установлению средней заработной платы ППС и на реализацию образовательных программ по собственным образовательным стандартам. Это означает, что реализация одинаковых образовательных программ в вузах с разным статусом требует разных затрат. В вузах с более высоким статусом на реализацию конкретной программы, например, нужно больше единиц ППС (чем выше статус вуза, тем меньшее соотношение числа обучающихся, которые приходятся на одного преподавателя). При этом уровень средней заработной платы в таких вузах также, как правило, устанавливается более высоким, чем в других российских вузах.

Статус вуза может влиять на уровень средней заработной платы ППС, что указывает на взаимосвязь этих факторов, существенно влияющих на стоимость образовательных программ;

- фактор № 10 - доля расходов на заработную плату всех категорий работников вуза с начислениями8 в общих затратах на реализацию

7 Доклад министра образования А. Фурсенко на заседании коллегии Минобрнауки России 19.03.2010.

8 Расходы по ст. 210 включают в себя затраты на оплату труда ППС, учебно-вспомогательного, административно-управленческого и прочего обслуживающего персонала вуза, а также начисления на заработную плату.

образовательной программы. Как показывает анализ структуры затрат на обучение, независимо от применяемых моделей финансирования высшего образования структура затрат на обучение студентов является практически одинаковой, причем не только по составу элементов (заработная плата III 1С, заработная плата обеспечивающего персонала, начисления на заработную плату, текущие расходы и капитальные затраты), но и по соответствующей доле каждого из этих элементов в общих затратах. Так, например, в общей структуре государственных расходов на одного студента в российских вузах в 2007 г. расходы на заработную плату с начислениями (расходы по статье 210) составляли 56 %, расходы на стипендиальное и социальное обеспечение - 23 %, расходы на прочие текущие расходы - 14 %, капитальные затраты - 7 %.

Использование капитальных затрат и прочих расходов вузов довольно подробно регламентируется действующими нормативными актами и поэтому может быть количественно определено. Оставшаяся же доля в структуре общих затрат на реализацию образовательных программ приходится на заработную плату всех категорий работников вуза с начислениями (статья 210). Это означает, что норматив статьи 210 (доля заработной платы работников вуза всех категорий с начислениями) в смете общих расходов является основной для определения всей стоимости реализации отдельной образовательной программы, что говорит о существенности данного фактора -доли расходов на заработную плату всех категорий работников вуза с начислениями в общих затратах -для реализации образовательных программ.

К примеру, анализ расходов на обучение студентов в СПбГУ за последние 10 лет показал, что расходы по статье 210 в общих расходах на обучение составляют в среднем около 61 % для обучающихся на госбюджетной основе и около 70 % для обучающихся на платной основе.

Выводы. Стоимость профессиональных образовательных программ российской высшей школы формируется под воздействием двух групп факторов. При этом между собой эти факторы могут быть как зависимыми, так и независимыми.

Первая группа факторов, которая отражает специфику образовательных программ, включает в себя:

- фактор № 1 - образовательный ценз профессиональной программы;

- фактор № 2 - вид образовательной программы;

- фактор № 3 - уровень (ступень) образовательной программы;

- фактор № 4 - профессиональная направленность (или фондоемкость) образовательной программы.

Вторая группа факторов, которая отражает условия реализации образовательных программ, включает:

- фактор № 5 - форма обучения по образовательной программе;

- фактор № 6 - основа обучения по образовательной программе;

- фактор № 7 - контингент обучающихся по данной образовательной программе;

- фактор № 8 - уровень средней заработной платы ППС;

- фактор № 9 - статус вуза, реализующего образовательную программу;

- фактор № 10 - доля расходов на заработную плату всех категорий работников вуза с начислениями в общих затратах на реализацию образовательной программы.

Все перечисленные факторы существенно влияют на стоимость реализации образовательных программ в высшей школе Российской Федерации и должны учитываться при расчете объема государственных субсидий, которые вузы будут получать на реализацию государственных образовательных услуг в современных условиях финансирования образования.

Список литературы

1. Беляков С. А., Беляков Н. С., Клячко Т. Л. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов. М.: МАКС Пресс. 2008. Сер. «Управление. Финансы. Образование». 193 с.

2. Климов А. А. Нормативно-подушевое финансирование вузов. URL: http://www. smb. ru/ analitics. html?id=meg_klimov (дата обращения: 10.04.2011).

3. Халин В. Г. Модернизация национальной системы высшего образования в контексте выбора управленческих решений. СПб.: Изд-во СПб. ун-та. 2008. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.