Научная статья на тему 'Модель определения стоимости образовательных программ в высшей школе российской Федерации'

Модель определения стоимости образовательных программ в высшей школе российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ФАКТОРЫ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ФАКТОРЫ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халин В. Г., Чернова Г. В.

Статья посвящена обоснованию и анализу влияния факторов стоимости образовательных программ российской высшей школы и модели определения стоимости отдельной образовательной программы, учитывающей их влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель определения стоимости образовательных программ в высшей школе российской Федерации»

Финансы образования

Удк 06.71.45, 14.01.75

модель определения стоимости образовательных программ в высшей школе

российской федерации

В. Г. ХАЛИН, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных систем в экономике E-mail: vhalin@yandex. ru

Г. В. ЧЕРНОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления рисками и страхования E-mail: chernovagalina@yandex. ru Санкт-Петербургский государственный университет

Статья посвящена обоснованию и анализу влияния факторов стоимости образовательных программ российской высшей школы и модели определения стоимости отдельной образовательной программы, учитывающей их влияние.

Ключевые слова: стоимость образовательных программ; факторы специфики образовательных программ; факторы условий реализации образовательных программ; модель определения стоимости образовательной программы высшего профессионального образования.

На стоимость профессиональных образовательных программ, реализуемых на уровне вуза, существенное влияние оказывает ряд факторов. Поэтому целью исследования является построение модели определения стоимости образовательной программы, реализуемой конкретным российским вузом и учитывающей влияние этих факторов.

Факторы стоимости образовательных программ. Все факторы, существенно влияющие на

стоимость реализации определенной образовательной программы, могут быть разбиты на 2 группы:

- факторы, которые определяют специфику образовательной программы;

- факторы, которые связаны с условиями ее реализации.

Далее рассмотрим группу факторов, учитывающих специфику профессиональной образовательной программы.

Фактор 1 - образовательный ценз профессиональной программы, который может принимать значения, представленные на рис. 1.

Фактор 2 - вид образовательной программы (рис. 2).

Фактор 3 - уровни (ступени) образовательных программ1 (рис. 3).

Фактор 4- профессиональная направленность (или фондоемкость) образовательных программ.

1 В дальнейшем основное внимание будет уделено анализу образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.

рис. 1. Варианты значений фактора 1, влияющие на стоимость образовательной программы

Известно, что фактор профессиональной направленности образовательной программы существенно влияет на стоимость реализации образовательных программ. При этом удорожание стоимости реализации образовательных программ может происходить как внутри каждого образовательного уровня -стоимость подготовки бакалавров по физике будет выше стоимости подготовки бакалавров по истории, так и при переходе от одного образовательного уровня к другому - стоимость подготовки магистров по экономике в год будет выше годовой стоимости подготовки бакалавров по экономике.

Анализ международного и российского опыта определения затрат (стоимости) на реализацию

основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в зависимости от их уровней и профессиональной направленности позволяет предложить их некоторую классификацию (табл. 1).

Таблица 1

классы основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в зависимости от их уровней и профессиональной направленности

Фактор 2 - вид образовательной программы

+

Основные образова- Дополнительные образо-

тельные программы вательные программы

рис. 2. Варианты значений фактора 2, влияющие на стоимость образовательной программы

рис. 3. Варианты значений фактора 3, влияющие на стоимость образовательных программ

класс Бакалавры (специалисты)* Магистры Аспиранты

1 Бухгалтерский учет, экономика, менеджмент, юриспруденция, международные отношения, история, политология, филология, философия и другие гуманитарные науки Бухгалтерский учет, экономика, менеджмент, юриспруденция, международные отношения, история, политология, филология, философия и другие гуманитарные науки, педагогика, математика, статистика, психология, социология и другие социальные науки Бухгалтерский учет, экономика, менеджмент, юриспруденция, международные отношения, история, политология, филология, философия и другие гуманитарные науки, педагогика, математика, статистика, психология, социология и другие социальные науки, информационные технологии, астрономия, география, картография, лингвистика, экология

2 Педагогика, математика, статистика, психология, социология и другие социальные науки

3 Информационные технологии, астрономия, география, картография, лингвистика, экология Информационные технологии, астрономия, география, картография, лингвистика, экология

4 Биология, геология, почвоведение, физика, химия, инженерное дело и технические науки Биология, геология, почвоведение, физика, химия, инженерное дело и технические науки, агрономия, ветеринария, медицина, стоматология Биология, геология, почвоведение, физика, химия, инженерное дело и технические науки, агрономия, ветеринария, медицина, стоматология

5 Агрономия, ветеринария, медицина, стоматология

* Для упрощения авторы сознательно объединили уровни «бакалавриат» и «специалист», так как затраты на подготовку одного бакалавра и одного специалиста в год совпадают.

Таблица 2

коэффициенты удорожания стоимости реализации программ подготовки бакалавров (и специалистов) для классов разной профессиональной направленности

Параметр Иомер класса

1 2 3 4 5

Коэффициент удорожания стоимости = 1,0 ё2б = 1,3 ё3б = 1,6 ё4б = 2,2 ё5б = 2,7

Примечание: ^ - коэффициент удорожания бакалаврских программ (и программ специалитета) я-го класса по сравнению со стоимостью бакалаврских программ (и программ специалитета) 1-го класса.

Таблица 3

коэффициенты удорожания стоимости реализации программ магистратуры для классов разной профессиональной направленности

Параметр Иомер класса

1 2 3

Коэффициент удорожания стоимости реализации программ магистратуры по классам программ профессиональной направленности = 1,0 ё2м = 1,3 ё3м = 2,12

Примечание: - коэффициент удорожания магистерских программ я-го класса по сравнению со стоимостью магистерских программ 1-го класса.

Таблица 4

коэффициенты удорожания стоимости реализации программ аспирантуры для классов разной профессиональной направленности

Параметр Иомер класса

1 2

Коэффициент удорожания стоимости реализации программ аспирантуры по классам программ профессиональной направленности ёа = 1,0 ё2а = 2,35

Примечание: - коэффициент удорожания программ я-го класса подготовки аспирантов по сравнению со стоимостью бакалаврских программ 1-го класса.

Все образовательные программы подготовки бакалавров (и специалистов) условно разбиваются на 5 классов по профессиональной направленности с учетом разной стоимости подготовки одного обучающегося в год по конкретной образовательной программе из данного класса. При этом коэффициенты удорожания образовательных программ уровня бакалавриата (специалитета) по выбранным классам приведены в табл. 22.

Значение коэффициента, равное 1, показывает, что стоимость реализации программ 1-го класса является наименьшей и ее можно брать за базу определения стоимостей образовательных программ остальных классов. Коэффициент 1,6 для 3-го класса бакалаврских программ профессиональной направленности показывает, что годовые затраты по образовательным программам 3-го класса будут в 1,6 раза выше, чем годовые затраты по образовательным программам 1-го класса.

Значения коэффициентов удорожания образовательных программ магистратуры и аспирантуры определены экспертным способом и представлены в табл. 3 и 43. Так, на уровне магистратуры образовательные программы предлагается разделить по этому признаку на 3 класса. При этом значение коэффициента, равное 1, установлено для класса магистерских программ, имеющих наименьшую стоимость.

Аналогичным образом образовательные программы аспирантуры можно условно разделить на 2 класса по признаку профессиональной направленности. При этом значение коэффициента, равное 1, установлено для класса тех аспирантских программ, которые имеют наименьшую стоимость (см. табл. 4).

Сводная таблица (табл. 5) содержит обоснованные, по мнению экспертов-специалистов, коэффициенты удорожания годовой стоимости программ

2 Беляков С. А., Беляков Н. С., Клячко Т. Л. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов. М.: МАКС Пресс. 2008. Сер. «Управление. Финансы. Образование». С. 66.

3 Халин В. Г. Финансирование российской высшей школы: состояние и перспективы // Вестн. СПб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2011. Вып. 1. С. 47-53.

Таблица 5

сводная таблица коэффициентов удорожания образовательных программ высшего профессионального образования

класс программы Уровни или ступени обучения в высшей школе

Бакалавриат (специалитет) Магистратура Аспирантура

Класс 1 <б = 1,0 = 1,7 <а = 2,6

Класс 2 Й266 = 1,3

Класс 3 й366 = 1,6 й2бм = 2,2

Класс 4 = 2,2 й3бм = 3,6 й2ба = 6,1

Класс 5 = 2,7

Примечание: й6'6, й_б'м, й^* - коэффициенты удорожания программ я-го класса подготовки бакалавров, магистров и аспирантов соответственно по сравнению со стоимостью бакалаврских программ 1-го класса.

Таблица 6

коэффициенты приведения контингента обучающихся по разным формам обучения к очной форме

Параметр Форма обучения

Очная Очно-заочная (вечерняя) Заочная Экстернат

Коэффициенты приведения разных форм обучения к очной форме С = 1,0 С« = 0,5 к^ = 0,25 кэпр = 0,1

любого из образовательных уровней по сравнению с базовой (минимальной) стоимостью реализации образовательных программ - годовой стоимостью подготовки бакалавров по программам 1-го класса профессиональной направленности (бакалавров истории, экономики и т. п.).

Далее рассмотрим группу факторов, отражающих условия реализации образовательной программы. Заметим, что факторы этой группы могут быть как независимыми, так и зависимыми между собой.

Фактор 5 - форма обучения по образовательной программе. Основные образовательные программы высшего профессионального образования (ВПО) могут осваиваться обучающимися в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника вуза с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната4. В настоящее время для расчета приведенного контингента обучающихся вуза при определении госбюджетных расходов на реализацию основных и дополнительных программ высшего и послевузовского профессионального образования используются коэффициенты приведения

4 Пункт 8 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N° 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

разных форм обучения к очной форме (кдр, кЛр, к^, кэ11р), представленные в табл. 65.

Фактор 6 - основа обучения по образовательной программе. Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования могут реализовываться на госбюджетной или на договорной (платной) основе обучения. Этот фактор также оказывает существенное влияние на стоимость реализации этих образовательных программ, поскольку обучение студента за счет бюджетных средств предполагает выполнение ряда государственных обязательств и льгот, которые предусмотрены действующим законодательством (например стипендии, пособия и другие обязательные социально-культурные выплаты)6. При реализации аналогичных образовательных программ на платной основе эти обязательные выплаты, вообще говоря, могут и не включаться в смету расходов на обучение.

Для отражения возможной разности суммарных затрат для разных основ обучения могут использоваться коэффициенты к^ - коэффициент сум-

5 Беляков С. А., Беляков Н. С., Клячко Т. Л. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов. М.: МАКС Пресс. 2008. Сер. «Управление. Финансы. Образование». С. 86.

6 Статья 29 Федерального закона от 22.08.1996 №№ 125-ФЗ «О

высшем и послевузовском профессиональном образовании».

марных затрат на обучение по бюджетной основе обучения, и - коэффициент суммарных затрат на обучение по платной основе обучения. Базовым является значение коэффициента £бюд, равное 1 (^бюд = 1,0), так как бюджетная основа обучения включает самый широкий перечень затрат. Конкретные значения £°л определяются для платной основы обучения и по сравнению с бюджетным перечнем затрат, как правило, имеют значения, не больше 1.

Фактор 7 - статус вуза, реализующего образовательную программу. Как уже отмечалось ранее, факторы, существенно влияющие на стоимость реализации образовательной программы, могут быть между собой зависимыми и независимыми. Данный фактор относится к числу тех, которые не только самостоятельно влияют на стоимость реализации образовательной программы (на порядок бюджетного финансирования вуза), но и оказывают влияние на другие факторы, также определяющие стоимость реализации программы (на нормативное соотношение численности профессорско-преподавательского состава (ППС) и обучающихся, на фактор средней заработной платы ППС).

В последнее время в российской высшей школе произошли значительные институциональные изменения, в том числе относящиеся к статусу и виду ряда высших учебных заведений России, а именно: присвоение ряду вузов особого статуса, формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, системообразующих и инновационных вузов. Так, за последние 2-3 года из 673 государственных (и муниципальных) вузов особый статус получили 2 ведущих университета -МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ (статус вуза - 1), 9 Федеральных университетов (статус вуза - 2), 29 Национальных исследовательских университетов (статус вуза - 3), 55 вузов, которым Правительством РФ утверждены стратегические программы своего развития (статус вуза - 4)7.

Фактор 8 - нормативное соотношение численности ППС и обучающихся. Нормативное соотношение числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, по группам специальностей8

7 Доклад министра А. А. Фурсенко на заседании Коллегии Минобрнауки России от 18.02.2012. URL: http://mon. gov. ru/ruk/ministr/dok/9298.

8 «О внесении изменений и дополнений в Программу экономии государственных расходов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.1998 № 600»: постановление Правительства РФ от 11.12.1998 № 1486.

или нормативы для высших учебных заведений по специальностям, для которых установлены индивидуальные соотношения числа студентов, приходящихся на одного преподавателя, существенно влияют на стоимость реализации образовательных программ.

В настоящее время порядок определения необходимой численности ППС вуза для обучения конкретного контингента обучающихся происходит на основе установленного для этого вуза нормативного соотношения числа обучающихся, приходящихся на 1 преподавателя вуза, который будем обозначать следующим образом:

бппе : 0обуч = (1 : 4обуч), (1)

где бППС - численность ППС отдельного вуза;

бобуч - численность обучающихся в этом

вузе;

добуч - количество студентов, закрепленное за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одним преподавателем данного вуза.

В целом соотношения численности преподавателей и контингента обучающихся по разным формам и категориям (студенты и аспиранты) устанавливаются министерством по каждому вузу индивидуально с учетом его категории и статуса. Так, например, для Санкт-Петербургского государственного политехнического университета они равны: 1:8, 1:15, 1:35 - для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения, 1:9 и 1:12 - для аспирантов дневной и заочной форм обучения9, а постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.1997 N° 1379 Санкт-Петербургскому госуниверситету установлено соотношение между преподавателями и студентами, обучающимися по дневной форме обучения, равное 1:4.

Как уже отмечалось ранее, на конкретное значение соотношения (1), устанавливаемое для отдельного вуза, существенное влияние оказывают следующие факторы: статус вуза, уровень (ступень), форма обучения и профессиональная направленность образовательной программы10.

Фактор 9 - контингент обучающихся по программе (Q ). Контингент, или численность обучающихся по конкретной образовательной программе, существенно влияет на величину затрат на ее реали-

9 ВасильевЮ. С., ГлуховВ. В., ФедоровМ.П., ФедотовА.В. Управление развитием вуза. От политехнического института к техническому университету. СПб.: Изд-во СПбГТУ 1997. 283 с.

10 Так, например, для студентов, изучающих редкие языки, в Санкт-Петербургском госуниверситете установлено соотношение 1:3,2.

зацию (в том числе и на потребность в численности III 1С, задействованных в ее реализации).

Фактор 10 - уровень средней заработной платы ППСп (ЗПППС). Как показывает мировой и отечественный опыт, объем фонда оплаты труда (ФОТ) ППС и прочего персонала вуза составляет 50-70 % в общих расходах вуза на обучение12. Для расчета ФОТ ППС вуза, как правило, используется показатель средней заработной платы ППС, который становится фактором, существенно влияющим на стоимость реализации любой образовательной программы. При этом необходимо заметить, что в настоящее время в российской высшей школе на федеральном уровне с 2005 г. вследствие отмены ст. 54 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» отсутствуют нормативные документы, регламентирующие уровень средней заработной платы не только ППС вузов, но и в сфере образования в целом. Вместе с тем на уровень средней заработной платы ППС существенное влияние оказывает фактор статуса вуза - чем он выше, тем больше возможностей установления ее на более высоком уровне. Кроме этого, сам вуз, исходя из имеющихся ресурсов, может самостоятельно принимать решение об уровне заработной платы своих преподавателей как по вузу в целом, так и при реализации конкретных приоритетных образовательных программ.

Фактор 11 - доля расходов на заработную плату всех категорий работников вуза с начислениями13 в общих затратах на реализацию образовательных программ ( й™). Норматив статьи 210 (доля заработной платы работников вуза всех категорий с начислениями) в смете общих расходов является основой для определения всей стоимости реализации отдельной образовательной программы.

Данный норматив N210 может иметь разные значения, в зависимости от статуса вуза и основы обучения. Так, например, в СПбГУ данный норматив для обучающихся на госбюджетной основе в последние годы составил в среднем около 0,61, а для обучающихся на платной основе - около 0,7.

11 Среднемесячной начисленной заработной платы.

12 Климов А. А. Нормативно-подушевое финансирование вузов. URL: http://www. smb. ru/analitics. html?id=meg_klimov.

13 Расходы по ст. 210 включают в себя затраты на оплату труда ППС, учебно-вспомогательного, административно-управленческого и прочего обслуживающего персонала вуза, а также начисления на заработную плату.

Что касается обычного российского вуза, данный норматив для обучающихся на бюджетной основе в 2007 г. составлял около 0,56.

Общая идея предлагаемого подхода. Так как стоимость затрат на реализацию конкретных образовательных программ определяется влиянием на нее 11 указанных ранее факторов, то важно научиться учитывать варианты проявления этих факторов в каждом конкретном случае. Необходимо уметь определять ценз образовательной программы (программа начального, среднего, высшего или послевузовского образования), вид (основная или дополнительная), ее уровень (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), класс программ профессиональной направленности, к которому относится данная программа (например бакалавр экономики или бакалавр физики), форму обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат) и основу обучения (госбюджетная или платная). Также необходимо уточнить другие условия реализации данной программы. Это необходимо потому, что конкретные значения параметров, отражающих влияние выделенных факторов, позволят определить затраты (стоимость) на реализацию конкретной образовательной программы.

На следующем шаге с учетом влияния факторов статуса вуза, класса программ и уровня образовательной программы определяется нормативное соотношение числа обучающихся, закрепленных за одним преподавателем, отвечающее рассматриваемой образовательной программе.

Вместе с данными о контингенте обучающихся по образовательной программе оно будет использовано для определения численности ППС, участвующей в реализации данной образовательной программы.

Для определения фонда оплаты труда ППС, помимо требуемой численности ППС, используется уровень средней заработной платы ППС. Он может определяться нормативно и быть связан со статусом вуза, но может определяться и самим вузом самостоятельно.

Найденный размер ФОТ ППС по данной образовательной программе используется для определения общего фонда оплаты труда всех категорий работников вуза (профессорско-преподавательского состава (ППС), административно-управленческого персонала (АУП), учебно-вспомогательного персонала (УВП), прочего обслуживающего персонала (ПОП), участвующих в реализации этой программы. Общий фонд оплаты труда всех работников вуза со

всеми начислениями отражается в ст. 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» сметы затрат на реализацию рассматриваемой программы.

Объем затрат по ст. 210 является основанием для определения общих затрат на реализацию образовательной программы. При этом норматив отношения ст. 210 к общей смете затрат на реализацию образовательных программ может быть дифференцирован по статусу вуза и по основе обучения, а может также учитывать приоритеты развития самого вуза.

Найденный объем общих затрат на реализацию данной образовательной программы должен быть скорректирован с учетом профессиональной направленности программы.

Затраты на реализацию каждой из образовательных программ позволяют определить общие затраты на реализацию всех образовательных программ вуза. Кроме этого, полученный результат может быть использован при планировании приема и для оценки будущих затрат на образовательную деятельность вуза, а также для обоснования объема госбюджетного финансирования вуза и оценки достаточности предполагаемого объема субсидий.

Изложенный подход к определению затрат на реализацию образовательной программы может быть представлен в виде алгоритма (см. рисунок).

1-й этап. Определение специфики образовательной программы, определяемой влиянием первых 6 факторов. Оценка влияния обозначенных ранее 6 факторов на стоимость реализации исследуемой образовательной программы предполагает следующие действия:

1.1. Определение ценза образовательной программы (фактор 1). В общем случае исследуемая образовательная программа может быть программой начального, среднего, высшего или послевузовского профессионального образования. В исследовании акцент сделан на рассмотрении образовательных программ высшего профессионального образования (ВПО) и послевузовского профессионального образования (ППО), поэтому анализируемая образовательная программа может быть отнесена либо к программам ВПО, либо к программам ППО;

1.2. Определение вида образовательной программы, т. е. отнесение ее к числу основных или дополнительных образовательных программ профессионального образования (фактор 2). Исследуемая образовательная программа может быть основной или дополнительной программой ВПО или ППО;

1.3. Определение уровня (или ступени) образовательной программы (фактор 3). Образовательная программа может быть основной или дополнительной программой подготовки бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов;

1.4. Определение класса профессиональной направленности образовательной программы (фактор 4). Внутри каждого уровня подготовки может быть выделено различное число классов профессиональной направленности, к одному из которых будет относиться рассматриваемая программа;

1.5. Определение формы обучения (фактор 5). Рассматриваемая образовательная программа может относиться к очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения или к экстернату;

1.6. Определение основы обучения по данной программе (госбюджетная или платная) (фактор 6). Рассматриваемая образовательная программа может быть реализована на основе одной из них.

Результатом реализации 1-го этапа алгоритма является совокупность значений факторов 1-6, определяющих специфику рассматриваемой образовательной программы.

2-й этап. Выбор нормативного соотношения числа студентов, приходящихся на 1 преподавателя, который осуществляется с учетом результатов 1-го этапа. Результатом выбора будет некоторое соотношение (1: ч^), например соотношение

л . ос ВПО 3 \

(1: Чм к ), установленное для основных образовательных программ (У - основные программы) высшего профессионального образования (1 - ВПО), реализуемых национальным исследовательским университетом (статус вуза - 3) для подготовки магистров (/ - магистры) к-го класса программ

а=к).

3-й этап. Определение нормативной численности ППС по образовательной программе. Для определения численности ППС по данной программе необходимо выполнение следующих действий:

3.1. На основе заданного контингента обучающихся по исследуемой программе Qпp и отвечающего заданной программе нормативного соотношения (1: Ял,г), определяется численность ППС по данной программе QППСпp, реализуемой по очной форме обучения.

Из соотношения ^Спр : QПp = 1: следует:

ЙтСпр = Qпp = Чу .

3.2. Численность ППС для реализации рассматриваемой программы с учетом формы обучения

йтСпр (где ) - форма обучения по выбранной образовательной программе) должна быть получена с помощью корректировки (умножения) численности ППС, найденной по очной форму обучения ОПшпр, на коэффициент приведения)-й формы обучения к

очной кп :

ОПП С пр к) ' ОППС пр .

Общая формула численности ППС по реализации рассматриваемой образовательной программы б1ППСпр, учитывающая нормативное соотношение числа обучающихся, закрепленных за одним преподавателем, а также форму обучения, т. е. отражающая оба указанных ранее шага, имеет вид: О7 = к• О0 = к• О : а"г

^ППСпр "7 ^ППСпр "7 ^пр • Чг) •

4-й этап. Определение ФОТППС данной образовательной программы. Фонд оплаты труда ППС данной образовательной программы рассчитывается как произведение средней заработной платы ППС

ЗПЦЦС на рассчитанную для данной программы численность профессорско-преподавательского

состава ЙППСПР :

ФОТ = ЗПср • О7

ППС пр ППС ППС пр

5-й этап. Определение общего фонда оплаты труда всех работников (ППС, АУП, УВП, ПОП), участвующих в реализации программы. Общий фонд оплаты труда всех работников, участвующих в реализации конкретной программы, должен определяться как сумма ФОТ профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, прочего обслуживающего персонала и административно-управленческого персонала: ФОТ пр = {ФОТппс пр + ФОТувп пр +

+ ФОТлОПпр + ФОТАулпр}.

Заметим, что каждое слагаемое этой суммы определяется по своим правилам, определяемым специальным образом.

6-й этап. Определение общих затрат по реализации программы без учета ее профессиональной направленности. Для определения ОЗПбпн - размера общих затрат по реализации образовательной программы без учета ее профессиональной направленности (без учета фактора 4), найденный размер общего фонда оплаты труда всех работников, участвующих в реализации программы ФОТпр, делится на долю общего фонда оплаты труда во всей сумме затрат по программе (на норматив статьи 210 в смете общих расходов на реализацию данной программы Л^210:

ОЗПб.пн = ФОТпр: ^210-

7-й этап. Определение стоимости реализации программы с учетом ее профессиональной направленности. Для определения стоимости реализации конкретной образовательной программы с учетом ее профессиональной направленности СР найденную без учета влияния фактора профессиональной направленности сумму общих затрат по этой программе ОЗПбпн надо умножить на соответствующий коэффициент удорожания Куд.пр, взятый либо из соответствующих специфике программ (см. табл. 2-4), либо из сводной таблицы коэффициентов удорожания программ (см. табл. 5):

СРпр = ОЗПб.пн • Кудпр. Выводы. Модель определения стоимости реализации отдельной образовательной программы описывается:

1) совокупностью факторов, влияющих на размер затрат по реализации отдельной образовательной программы, представленных конкретными возможными значениями;

2) описанием общей идеи подхода к определению стоимости реализации программы;

3) алгоритмом определения размера затрат по реализации отдельной образовательной программы.

Предложенная модель позволяет определить общую стоимость реализации всех образовательных программ вуза. Она может применяться также и для оценки планируемых затрат, для принятия окончательного решения о наборе реализуемых образовательных программ, а также для обоснования размера госбюджетного финансирования.

Список литературы 1. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Изд-во «Экономика». 2003. 428 с.

4. Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ. 2010. 492 с.

5. Сенашенко В., ХалинВ. О тенденциях реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 9-22.

6. Халин В. Г. Модернизация национальной системы высшего образования в контексте выбора управленческих решений: научное издание. СПб.: Изд-во СПб. ун-та. 2008. 264 с.

7. Халин В. Г. Вопросы бюджетного финансирования оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов Российской Федерации // Экономические науки. 2006. № 5 (18). С 89-98.

8. URL: http://www. mon. gov. ru.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.