Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии и инновационное образовательное пространство бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов'

Современные педагогические технологии и инновационное образовательное пространство бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
NBI-technologies
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / БИЗНЕС-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ECONOMICS / EDUCATION / BUSINESS-ORIENTED TRAINING / HUMANIZATION OF EDUCATION / ACTIVITY APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайль Яков Яковлевич, Великанов Василий Викторович, Епинина Вероника Сергеевна

Бизнес-ориентированная подготовка представляет собой интеграцию экономической и предпринимательской подготовки и направлена на получение предпринимательских знаний, развитие профессионально значимых качеств, формирование профессиональной компетентности. При разработке структуры бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза необходимо исходить из того, что основной целью проектируемого процесса является повышение уровня предпринимательских знаний, умений и навыков, воспитание и развитие инициативной, творческой личности, формирование внутренней готовности к организации и реализации бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайль Яков Яковлевич, Великанов Василий Викторович, Епинина Вероника Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AND INNOVATIVE EDUCATIONAL SPACE OF BUSINESS-ORIENTED TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Business-oriented training is the integration of economic and entrepreneurial training and aimed at obtaining business knowledge, develop professionally significant qualities, formation of professional competence. When designing the structure of the business-oriented training of future teachers in innovative educational space of the university must proceed from the fact that the main purpose of the designed process is to increase entrepreneurial knowledge and skills, education and development initiative, creative personality, the formation of the internal readiness for the organization and implementation of business. For the implementation of the disciplinary and technological aspects need to improve the content of education, to deepen the theoretical and practical foundations of the business-oriented training of future teachers, to enhance cognitive independence of students of pedagogical change process. Research has shown that relevant to this is the problem of optimization and intensification of direct relevance to the pedagogical process. Intensification due to the application of the basic requirements for a scientific organization of the learning process. However, there are factors related to the intensification of the learning process: improved motivation, increased interest in upcoming activities; acceleration of the pace of educational activity, without adverse congestion; implementation of methods of training and education, activating cognitive activity. Thus, in designing the structure of business-oriented training necessary to assume that the main goal of the designed process is to increase the level of entrepreneurial knowledge, abilities and skills, the education and development of creative personality, the formation of the internal readiness of the organization and implementation of business-based educational institution, with the involvement of students in practical business training.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии и инновационное образовательное пространство бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов»

www.volsu.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu10.2016.1.1

УДК 377 ББК 74

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО БИЗНЕС-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ 1

Яков Яковлевич Кайль

Доктор экономических наук,

профессор кафедры управления персоналом,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет kailjakow@mail.ru, up@vspu.ru

просп. им. В.И. Ленина, 27, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация

Василий Викторович Великанов

Кандидат экономических наук,

^ доцент кафедры управления персоналом,

^ Волгоградский государственный социально-педагогический университет

0 kailjakow@mail. т, up@vspu. т

? просп. им. В.И. Ленина, 27, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация

1

И Вероника Сергеевна Епинина

я

Ю Кандидат экономических наук,

2 старший преподаватель кафедры менеджмента,

« Волгоградский государственный университет

§ v.epinina@rambler.ru, econmanag@volsu.ru

® просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Бизнес-ориентированная подготовка представляет собой интеграцию экономической и предпринимательской подготовки и направлена на получение предпринимательских знаний, развитие профессионально значимых качеств, формирование

профессиональной компетентности. При разработке структуры бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза необходимо исходить из того, что основной целью проектируемого процесса является повышение уровня предпринимательских знаний, умений и навыков, воспитание и развитие инициативной, творческой личности, формирование внутренней готовности к организации и реализации бизнеса.

Ключевые слова: инновационное образовательное пространство, экономическое образование, педагогика, бизнес-ориентированная подготовка, гуманизация обучения, деятельностный подход, образовательный процесс.

Общемировые тенденции развития образования, ситуация, складывающаяся в российской системе высшей школы, настоятельно требуют глубокого и всестороннего обновления структуры и содержания высшего образования, последовательного и незамедлительного внедрения инновационных технологий обучения и воспитания, модернизации всей государственной образовательной политики, пересмотра не только законодательных основ функционирования высшего образования, но и переосмысления самой миссии высшей школы, ее целеполагания и стратегических задач.

Ужесточение борьбы между вузами за лидерство, за обеспечение большего числа абитуриентов, необходимость постоянно утверждать свою востребованность, жизнеспособность и перспективность, свой имидж и престиж своего диплома, переход на самофинансирование стимулируют руководство вуза к поиску оптимальных путей его дальнейшего развития, к внедрению инновационных методик обучения и воспитания, современных образовательных технологий. Зачастую именно такой поиск приводит к созданию инновационного образовательного пространства вуза [13, а 43].

Инновационное образовательное пространство, на наш взгляд, представляет собой структурные компоненты, которые взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и обеспечивают осуществление личностных изменений субъектов образовательного процесса. В качестве субъектного компонента инновационного образовательного пространства выступает будущий педагог. Информационным компонентом является источник знаний. Также следует выделить компонент, который отражает отношения (взаимодействие) между субъектами образования, и компонент,

содержанием которого являются объекты, используемые в процессе образования (например, студенческий бизнес-инкубатор) [9, с. 8]. Главной функцией структурных компонентов инновационного образовательного пространства может быть обозначена профессиональная подготовка специалистов.

Анализ теоретических взглядов на развитие инновационного образовательного пространства позволяет рассматривать его через подготовку современных специалистов сферы образования, науки, управления, производства, разработку новых образовательных технологий на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности, формирование единого интеллектуального, экономического и культурного пространства [5, с. 25]. Как следствие, основное направление образовательной деятельности таких вузов будет выражаться во внедрении в учебный процесс различных форм проектной, научно-исследовательской деятельности, активных методов обучения, в усилении бизнес-подготовки молодых специалистов посредством инновационных структур, таких как бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, учебно-технологические центры, технопарки, технополюсы и т. д.

На высшем государственном уровне инновационное образовательное пространство рассматривается как интеграция образования и экономики, а это, в свою очередь, определяет применение новых форм образовательной деятельности, таких как студенческие бизнес-инкубаторы. Особое внимание уделяется внедрению этой инновации в сферу образования, главной целью которой будет являться бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов на этапе их профессионального становления.

Отличительной особенностью студенческого бизнес-инкубатора педагогического уни-

верситета является то, что будущие педагоги имеют возможность апробировать и внедрять свои бизнес-проекты в систему работы уже действующих образовательных учреждений, имеющих определенные ресурсы для поддержки таких проектов [12, с. 76]. Новый аспект в подготовке будущего педагога способствует формированию положительной мотивации к будущей педагогической деятельности и повышению качества образования.

Считается, что экономическое образование призвано сформировать систему рационального мышления и поведения молодежи в условиях рыночного хозяйства. Однако для социализации, адаптации, формирования человека нового типа этого недостаточно. Такого человека необходимо воспитать. Он должен иметь не только теоретическую базу, но и практические умения и навыки. Ему необходимо деловое образование, предпринимательская подготовка. Данные опроса показали, что свыше 70 % педагогов не различают понятия «предпринимательская подготовка», «экономическая подготовка», «бизнес-ориентированная подготовка» [1, с. 120].

В настоящее время под экономической подготовкой часто подразумевается изучение экономической теории. Следует отметить, что, по мнению многих исследователей, экономическая подготовка к предпринимательской деятельности носит в наших школах незаслуженно «дискриминационный» характер, поэтому важно четко различать понятия «экономическая подготовка» и «предпринимательская подготовка». Основа для подобного различия очевидна и базируется на формах, средствах и методах экономической и предпринимательской деятельности.

Предпринимательская подготовка многогранна и включает в себя большой перечень знаний и умений из различных областей человеческой деятельности. К ним относятся маркетинг, менеджмент, бухгалтерский учет, налогообложение и др., которые базируются на экономической теории, но являются самостоятельными видами деятельности, а в совокупности представляют собой предпринимательскую подготовку.

Бизнес-ориентированная подготовка -это интеграция экономической и предпринимательской подготовки; она направлена на по-

лучение предпринимательских знаний, развитие профессионально значимых качеств, формирование профессиональной компетентности в ходе практического обучения организации малого бизнеса.

Исследования зарубежной и отечественной бизнес-ориентированной подготовки позволяют представить бизнес-ориентированную подготовку как один из структурных элементов инновационного образовательного пространства [14, с. 140].

Проведя теоретический анализ развития образования, экономики страны, мы считаем, что дальнейшее развитие, совершенствование бизнес-ориентированной подготовки, проектирование инновационного образовательного пространства связаны прежде всего с организацией бизнес-инкубирования в вузах.

Становлению бизнес-инкубирования способствует поддержка Правительства Российской Федерации, которая выражается в развитии малых студенческих инновационных форм бизнеса, а также появление таких форм в высших учебных заведениях.

Главной целью бизнес-ориентированной подготовки педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза является систематизация и закрепление полученных знаний на практике, развитие профессионально значимых качеств личности, профессиональных компетенций, формирование положительной мотивации к будущей педагогической деятельности [2; 3; 6].

В качестве субъекта бизнес-ориентированной деятельности необходим педагог, который имел бы специальную экономическую подготовку в системе образования, обладал достаточной мотивацией к организации бизнеса в образовательных учреждениях. Причем необходимо отметить, что будущий выпускник должен быть замотивирован на организацию бизнеса в той сфере деятельности, в которой он является компетентным специалистом.

Большие возможности для реализации этих идей находятся внутри предметов-бизнес-ориентированной подготовки. Речь идет о внутренней взаимосвязи и нерасторжимости естественнонаучной, социально-экономической, технической и технологической бизнес-ориентированной подготовок молодежи, необходимых для решения проблемы производственной

направленности современного этапа экономического развития общества.

Тенденции гуманизации, формирующиеся на фоне глобальных проблем современности, свойственны как научному, так и учебному познанию [7, с. 49]. Вопросы обновления содержания бизнес-ориентированной подготовки непосредственно связаны с осмыслением специфики глобальных проблем современного мира и названных тенденций в научном познании.

Гуманитарная парадигма в контексте бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза преследует цель достижения целостной картины мира в сознании субъектов, получающих образование, где синтез знаний на локальном уровне формируется каждым циклом знаний.

При разработке модели бизнес-ориентированной подготовки будущего педагога в инновационном образовательном пространстве вуза необходимо отметить два основополагающих аспекта : концептуально-теоретический и дисциплинарно-технологический. Концептуально-теоретический аспект (дидактическая сторона) позволяет глубже проникнуть в процесс обучения; дисциплинарно-технологический аспект (прикладная сторона) обеспечивает создание условий развития личности и осознание процессов формирования системы знаний [4, с. 43].

Важнейшим условием начала процесса самоорганизации является формирование в педагогической системе инновационного образовательного пространства, обеспечивающего открытость, неравновесность, локальные связи между элементами. Локальные связи и неравновесность проявляются в использовании принципа организации совместной деятельности обучаемого и обучающего. Преподаватель управляет развитием образовательного процесса, создавая обучающемуся условия достижения необходимого уровня знаний, также обеспечивается возможность выбора учебных, воспитательных и развивающих задач.

Дисциплинарно-технологический аспект раскрывает новое толкование качества образования как способности понять происходящее, определиться в отношении к нему через самоанализ, самореализацию, самоопределение. Для этого совершенствуется содержание

образования, углубляются теоретические основы изучаемых дисциплин, активизируется самостоятельность обучаемых. Научное мировоззрение становится системообразующим фактором формирования содержания образования и средством реализации дидактического принципа системности образования.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что отбор содержания образования, форм и методов обучения должен носить лич-ностно-ориентированный характер, что является основной тенденцией гуманистической педагогики. Своих целей она достигает за счет создания инновационного образовательного пространства, установления конструктивных межличностных отношений в учебном процессе, разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности студентов, наконец, обеспечения становления адекватной ментальности будущего педагога [8, с. 125].

Проблема, решаемая в идеале, - создание целостного и всеобъемлющего представления об окружающем мире и его связях и, как частный случай, - формирование представлений, касающихся бизнес-ориентированной деятельности. Задача поиска универсального общего знания в области бизнеса поможет сформировать у будущего педагога представления о теории синергетики, что, в свою очередь, способствует выработке новых подходов к конструированию содержания бизнес-ориентированной подготовки в инновационном образовательном пространстве вуза: отказу от излишней вербализации содержания и переводу его восприятия и уяснения в область постановки проблемы и экспериментальной проверки; сочетанию рационального с иррациональным; признанию вероятностного направления осуществления процесса учения и принципа его саморегуляции в условиях действия определенных регламентирующих дидактических подходов (законов), основополагающих конструирование содержания.

В содержании межинтегративного обучения в качестве ведущих составляющих выступают несколько основополагающих положений и теорий, которые в той или иной мере проявляются в различных областях бизнес-ориентированной деятельности и имеют большое значение, в том числе и философское (формы орга-

низации предпринимательской деятельности, прибыль, маркетинг и т. д.). Учебные предметы бизнес-ориентированной подготовки содержат в себе вышеуказанные компоненты.

Важными аспектами гуманизации обучения в этом процессе являются: деятельность студента, направленная на саморазвитие, самосовершенствование и самоактуализацию, и деятельность педагогов вуза, направляющая их содружественное, совместное действие, основывающееся на согласованном функционировании частей и отражающееся в поведении системы как целого. В результате развитие и воспитание личности студента происходит на основе активной деятельности и творческого взаимодействия, формирования самостоятельности в организации, ведении и обучении бизнес-ориентированной деятельности. Такой подход реализует концептуально-теоретический аспект бизнес-ориентированной подготовки будущего педагога, обеспечивает лич-ностно-ориентированный и деятельностный подходы к ней [10, с. 193].

Деятельностный подход подразумевает, что не может быть эффективного образования без организации опыта продуктивной деятельности. Для этого необходим поиск путей организации личного опыта студентов в осуществлении интегративной деятельности. Приобретение такого опыта требует индивидуального, личностного подхода, а в сложном процессе подготовки педагога-предпринимателя - личностно-ориентированного с выстраиванием индивидуального образовательного маршрута для студента.

Для реализации дисциплинарно-технологического аспекта необходимо совершенствовать содержание образования, углубить теоретические и практические основы бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов, активизировать познавательную самостоятельность студентов, изменить педагогический процесс. Исследование показало, что актуальными для этого являются проблемы оптимизации и интенсификации, имеющие прямое отношение к педагогическому процессу.

Интенсификация обусловлена применением основных требований к научной организации процесса обучения. Вместе с тем действуют факторы, направленные непосредственно на интенсификацию процесса обучения:

- усиление целенаправленности педагогического процесса, повышение напряженности задач;

- обучение до максимально возможного уровня при одновременном соблюдении доступности задач для каждого;

- углубление мотивации деятельности, повышение интереса к предстоящей деятельности;

- увеличение информативной емкости каждого занятия при сохранении максимума необходимой информации, объема и сложности, с учетом уровня подготовленности обучаемых и доступности материала;

- ускорение темпа образовательной деятельности без нежелательных перегрузок;

- внедрение методов обучения и воспитания, активизирующих познавательную деятельность;

- применение технических средств обучения, повышающих результативность деятельности;

- всемерное развитие навыков и умений самообразования и самовоспитания.

Таким образом, при разработке структуры бизнес-ориентированной подготовки будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза необходимо исходить из того, что основной целью проектируемого процесса является повышение уровня предпринимательских знаний, умений и навыков, воспитание и развитие инициативной, творческой личности, формирование внутренней готовности к организации и реализации бизнеса на базе образовательного учреждения, с привлечением обучающихся для практического обучения бизнесу.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Волгоградской области в рамках научного проекта №№16-12-34014.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бадьина, Н. П. Формирование готовности педагогов-психологов к психологическому сопровождению инновационной деятельности в образовательном учреждении / Н. П. Бадьина, Л. А. Де-

ментьева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2. - С. 119-126.

2. Бахрачева, Ю. С. Исследование инновационного потенциала холдинга ОАО «Российские железные дороги» / Ю. С. Бахрачева, Е. В. Акатова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10, Инновационная деятельность. -2014. - № 5. - С. 6-11. - DOI: 10.15688/jvolsu10.2014.5.1.

3. Бахрачева, Ю. С. Проектная деятельность как методологическая основа подготовки студентов по направлению «Инноватика» / Ю. С. Бахрачева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10, Инновационная деятельность. - 2014. -№ 2. - С. 94-97. - DOI: 10.15688/jvolsu10.2014.2.13.

4. Белкин, A. C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 171 с.

5. Великанов, В. В. Проектное обучение в формировании базовых и профессиональных компетенций студентов / В. В. Великанов // Инновационные подходы к проблеме развития личности обучающихся в высшей школе: критерии, научно-организационные механизмы, координация : материалы Междунар. сетевой науч. конф. Рос. акад. образования «Педагогика в пространстве соц. и антрополог. наук», Россия, г. Волгоград, 28 сент. - 4 окт. 2015 г. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2015. - С. 23-28.

6. Кайль, Я. Я. Особенности инновационного подхода в российском бизнес-образовании / Я. Я. Кайль, Р. М. Ламзин, В. С. Епинина // Теория и практика современной науки : (междунар. науч.-практ. журн.). - 2016. - № 2. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://modern-j.ru/domains_ data/files/8/Kayl %20Ya.Ya., %20Lamzin %20R.M., %20Epinina%20V.S.%20(0BRAZ0VANIE%20I %20PEDAG0GIKA). pdf. - Загл. с экрана.

7. Кайль, Я. Я. Применение инновационных педагогических технологий в бизнес-образовании России / Я. Я. Кайль, Р. М. Ламзин, В. С. Епинина // Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф., 25 февраля 2016 г. -Электрон. текстовые дан. - Н. Новгород : Профессиональная наука, 2016. - С. 44-51. - Режим доступа: http://scipro.ru/wp-content/uploads/2015/11/26_ 02_15_education.pdf. - Загл. с экрана.

8. Кайль, Я. Я. Средства государственного регулирования и поддержки процессов модернизации бизнес-образования / Я. Я. Кайль, В. С. Епини-на // Предпринимательство: перспективы, приоритеты и ограничения : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф., 25 февр. 2016 г. -Электрон. текстовые дан. - Н. Новгород : Профессиональная наука, 2016. - С. 120-128. - Режим доступа: http://scipro.ru/wp-content/uploads/2015/11/ 26_02_15_entrepren1.pdf. - Загл. с экрана.

9. Лазарев, В. С. Критерии и уровни готовности педагога к исследовательской деятельности / В. С. Лазарев, Н. Н. Ставринова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 4. - С. 6-11.

10. Мазурина, М. В. Предпосылки готовности педагога к инновационной деятельности / М. В. Мазурина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. -№5. - С. 192-195.

11. Медведев, Р. С. Применение статистических методов управления качеством для оптимизации производства по ремонту пути / Р. С. Медведев, Ю. С. Бахрачева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10, Инновационная деятельность. - 2014. - № 3 (12). - С. 93- 97. -DOI: 10.15688/jvolsu10.2014.3.11.

12. Правдюк, В. Н. Бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов профессионального обучения в инновационном образовательном пространстве вуза / В. Н. Правдюк, В. С. Тенетило-ва, Л. И. Губарева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1-2. - С. 72-80.

13. Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49.

14. Тимофеев, А. В. Принципы проектирования содержания билингвального компонента линг-вориторической подготовки будущих инженеров и критерии готовности к профессиональной деятельности / А. В. Тимофеев // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 4. - С. 138-140.

REFERENCES

1. Badina N.P., Dementeva L.A. Formirovanie gotovnosti pedagogov-psihologov k psihologicheskomu soprovozhdeniyu innovatsionnoy deyatelnosti v obrazovatelnom uchrezhdenii [Formation of educational psychologists ready to psychological support innovation in the educational institution]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific support of skills development system], 2011, no. 2, pp. 119-126.

2. Bahracheva Yu.S., Akatova E.V Issledovanie innovatsionnogo potentsiala kholdinga OAO "Rossiyskie zheleznye dorogi" [Study of the innovative potential of the holding JSC "Russian Railways"]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 10, Innovatsionnaya deyatelnost [Science Journal of Volgograd State University. Innovation Activity], 2014, no. 5, pp. 6-11. DOI: 10.15688/jvolsu10.2014.5.1.

3. Bahracheva Yu. S. Proektnaya deyatelnost kak metodologicheskaya osnova podgotovki studentov

po napravleniyu "Innovatika" [Project activity as a methodological basis for training students in the direction "Innovation"].Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 10, Innovatsionnaya deyatelnost [Science Journal of Volgograd State University. Innovation Activity], 2014, no. 2, pp. 94-97. DOI: 10.15688/jvolsu10.2014.2.13.

4. Belkin A.C. Kompetentnost. Professionalizm. Masterstvo [Competence. Professionalism. Skill]. Chelyabinsk, Yuzh.-Ural. Publishing House, 2004. 171 p.

5. Velikanov V.V. Proektnoe obuchenie v formirovanii bazovykh i professionalnykh kompetentsiy studentov [Project-based learning in the formation of basic and professional competencies of students]. Innovacionnye podhody k probleme razvitiya lichnosti obuchayushchihsya v vysshej shkole: kriterii, nauchno-organizatsionnye mekhanizmy, koordinatsiya: materialy Mezhdunarodnoy setevoy nauchnoy konferentsii [Innovative approaches to the development of personality of students in higher education: the criteria of scientific and institutional mechanisms, coordination": materials of the International scientific conference network]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2015, pp. 23-28.

6. Kayl Ya.Ya., Lamzin R.M., Epinina V.S. Osobennosti innovatsionnogo podkhoda v rossiyskom biznes-obrazovanii [Features an innovative approach in the Russian business education]. Teoriya i praktika sovremennoy nauki (mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal) [Theory and practice of modern science (international scientific and practical journal)], 2016, no. 2. Available at: http://modern-j.ru/ domains_data/files/8/Kayl%20Ya.Ya.,%20Lamzin %20R.M.,%20Epinina %20VS.%20(0BRAZ0VANIE %20I %20PEDAGOGIKA).pdf.

7. Kayl Ya.Ya., Lamzin R.M., Epinina V.S. Primenenie innovatsionnykh pedagogicheskikh tehnologiy v biznes-obrazovanii Rossii [The use of innovative pedagogical technologies in the Russian business education]. Teoriya i metodika sovremennogo uchebno-vospitatelnogo protsessa: sbornik nauchnykh trudov po materialam I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 25 fevralya 2016 g. [Theory and Methods of Modern educational process: collection of scientific papers based on the I International scientific-practical conference February 25, 2016]. Nizhny Novgorod, Professional Science Publ., 2016, pp. 44-51. Available at: http://scipro.ru/wp-content/ uploads/2015/11/26_02_15_education.pdf.

8. Kayl Ya.Ya., Epinina V.S. Sredstva gosudarstvennogo regulirovaniya i podderzhki protsessov modernizatsii biznes-obrazovaniya [Means of state regulation and support the process of

modernization of business education]. Predprinimatelstvo: perspektivy, prioritety i ogranicheniya: sbornik nauchnykh trudov po materialam I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 25 fevralya 2016 [Business: prospects, priorities and limitations: a collection of scientific papers based on the I International scientific-practical conference February 25, 2016]. Nizhny Novgorod, Professional Science Publ., 2016, pp. 120-128. Available at: http://scipro.ru/ wp-content/uploads/2015/11/26_02_15_ entrepren1.pdf.

9. Lazarev V.S., Stavrinova N.N. Kriterii i urovni gotovnosti pedagoga k issledovatelskoy deyatelnosti [Criteria and levels of teacher preparedness research], Munitsipalnoe obrazovanie: innovatsii i eksperiment [Municipality: innovation and experiment], 2008, no. 4, pp. 6-11.

10. Mazurina M.V. Predposylki gotovnosti pedagoga k innovatsionnoy deyatelnosti [Background of teacher readiness for innovation]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik Saratov State Socio-Economic University], 2011, no. 5, pp. 192-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Medvedev R.S., Bahracheva Yu. S. Primenenie statisticheskih metodov upravleniya kachestvom dlya optimizatsii proizvodstva po remontu puti [The use of statistical methods of quality management to optimize production on track repair]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 10, Innovatsionnaya deyatelnost, 2014, no. 3 (12), pp. 9397. DOI: 10.15688/jvolsu10.2014.3.11.

12. Pravdjuk V.N., Tenetilova V.S., Gubareva L.I. Biznes-orientirovannaya podgotovka budushchikh pedagogov professionalnogo obucheniya v innovatsionnom obrazovatelnom prostranstve vuza [Business-oriented training of future teachers of vocational training in innovative educational space of the university]. Izvestiya TulGU , 2012, no. 1-2, pp. 72-80.

13. Slastenin V.A., Podymova L.S. Gotovnost pedagoga k innovatsionnoy deyatelnosti [Ready for teacher innovation]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal , 2007, no. 1, pp. 42-49.

14. Timofeev A.V. Printsipy proektirovaniya soderzhaniya bilingvalnogo komponenta lingvoritoricheskoy podgotovki budushchikh inzhenerov i kriterii gotovnosti k professionalnoy deyatelnosti [Principles of designing of the maintenance component of bilingual linguistic rhetorical training of future engineers and criteria for readiness for professional work]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2012, no. 4, pp. 138-140.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AND INNOVATIVE EDUCATIONAL SPACE OF BUSINESS-ORIENTED TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Yakov Yakovlevich Kayl

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Department of Staff Management,

Volgograd State Socio-Pedagogic University

kailjakow@mail.ru, up@vspu.ru

Prosp. Lenina, 27, 400066 Volgograd, Russian Federation

Vasiliy Viktorovich Velikanov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Department of Staff Management,

Volgograd State Socio-Pedagogic University

kailjakow@mail.ru, up@vspu.ru

Prosp. Lenina, 27, 400066 Volgograd, Russian Federation

Veronika Sergeevna Epin^

Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor,

Department of Management,

Volgograd State University

v.epinina@rambler.ru, econmanag@volsu.ru

Prosp. Universitesky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. Business-oriented training is the integration of economic and entrepreneurial training and aimed at obtaining business knowledge, develop professionally significant qualities, formation of professional competence. When designing the structure of the business-oriented training of future teachers in innovative educational space of the university must proceed from the fact that the main purpose of the designed process is to increase entrepreneurial knowledge and skills, education and development initiative, creative personality, the formation of the internal readiness for the organization and implementation of business.

For the implementation of the disciplinary and technological aspects need to improve the content of education, to deepen the theoretical and practical foundations of the business-oriented training of future teachers, to enhance cognitive independence of students of pedagogical change process. Research has shown that relevant to this is the problem of optimization and intensification of direct relevance to the pedagogical process.

Intensification due to the application of the basic requirements for a scientific organization of the learning process. However, there are factors related to the intensification of the learning process: improved motivation, increased interest in upcoming activities; acceleration of the pace of educational activity, without adverse congestion; implementation of methods of training and education, activating cognitive activity.

Thus, in designing the structure of business-oriented training necessary to assume that the main goal of the designed process is to increase the level of entrepreneurial knowledge, abilities and skills, the education and development of creative personality, the formation of the internal readiness of the organization and implementation of business-based educational institution, with the involvement of students in practical business training.

Key words: innovative educational environment, economics, education, business-oriented training, humanization of education, activity approach, the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.