Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова Г.А., Зудина Е.В.

В статье рассматривается специфика реализации различных видов частной предпринимательской деятельности в сфере предоставления качественных услуг образования. Выделяются важнейшие направления предпринимательства по вопросам разработки современных технологий обучения. Таким образом, авторы рассматривают специфику взаимодействия частного предпринимательства с процессами осуществления образовательной деятельности в системе среднего и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with the specifics of the implementation of various types of private enterprise in the provision of quality education services. Highlight important business direction for the development of advanced learning technologies. Thus, the authors discuss the specifics of private business interaction with the processes of implementation of educational activities in secondary and higher education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Literature:

1. Beetle MG .. Criminalistic aspects of economic security ZH85 state: Monograph/ M.G.Zhuk; Ed. G.A.Zorina. - Grodno: YKSUG 2003. - 115 to 2003

2. Kiyko M. Evaluation of the shadow economy // Problems of the theory and practice of management. 2014. number 2.

3. Vakulenko KE Underground Economy: Causes and forms. The impact on the economic system // Current research and innovation. 2013. number 4.

УДК 37.072

Свиридова Г.А. магистрант

кафедра Менеджмента и экономики образования факультет управления и экономико-технологического образования

Зудина Е.В., к.пед.н.

доцент

кафедра Управления персоналом и экономики в сфере образования факультет управления и экономико-технологического образования Волгоградский государственный социально-педагогический

университет Россия, г. Волгоград ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье рассматривается специфика реализации различных видов частной предпринимательской деятельности в сфере предоставления качественных услуг образования. Выделяются важнейшие направления предпринимательства по вопросам разработки современных технологий обучения. Таким образом, авторы рассматривают специфику взаимодействия частного предпринимательства с процессами осуществления образовательной деятельности в системе среднего и высшего образования.

Ключевые слова: образование, предпринимательская деятельность, профессиональная образовательная организация, факторы конкурентоспособности, экономическая самостоятельность.

Sviridova G.A., undergraduate Faculty of Management and Economics and Technology Education

Volgograd State Pedagogical University Zudina E. V., Associate Professor, Ph.D., Department of Personnel Management and Economics in the field of education Volgograd State Pedagogical University

Russia, Volgograd CHARACTERISTICS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with the specifics of the implementation of various types of private enterprise in the provision of quality education services. Highlight important business direction for the development of advanced learning technologies. Thus, the authors discuss the specifics of private business interaction with the processes of implementation of educational activities in secondary and higher education.

Key words: education, entrepreneurship, professional educational organization, competitive factors, the economic independence.

Формирование и развитие рыночных механизмов в экономике опосредованно отобразилось и на сфере образования. Преобразования профессиональных образовательных организациях определили активное осуществление учреждениями не только образовательной, но и предпринимательской, а также иной приносящей доход экономической деятельности. Образовательное предпринимательство в системе профессионального образования - это процесс, обеспечивающий как создание нового товара - знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся для качественного выполнения ими трудовых функций путем вкладывания в этот процесс определенных ресурсов, использования новых возможностей для научной и учебно-методической активности преподавателей, освоения новых рынков образовательных услуг, поиска новых образовательных технологий, так и получения прибыли, одновременно неся на себе риск за процесс и результат образовательной деятельности.

Основой предпринимательской деятельности в образовании является согласование экономических интересов всех участников и обеспечение движения услуг от производителя к потребителю. Рассмотрим основные направления предпринимательской деятельности, которые связанны с деятельностью профессиональной образовательной организации (рис. 1).

Рисунок 1

Основные направления предпринимательской деятельности образовательной организации

Как следует из данного рисунка существует следующие возможности, позволяющие профессиональной образовательной организации вести предпринимательскую деятельность:

1. Разработка и реализация различных образовательных программ для различных клиентов; консалтинговые услуги; средства от использования недвижимости; доходы от производства и торговли; использование результатов научной деятельности высших учебных заведений в качестве дополнительного источника прибыли;

2. Дополнительные средства, получаемые от государства; привлечение средств из других источников, к которым относятся (работодатели и предприятия; российские и международные гранты и донорские программы; обучаемые (оплата);

3. Родители обучаемых;

4. Выпускники учебного заведения, занимающие положение спонсоров и иные спонсоры). [4, с. 598]

Предпринимательская деятельность профессиональной

образовательной организации содержит образовательное

предпринимательство и прочие виды предпринимательской деятельности.

Предпринимательство в системе образования - это инновационная, креативная, инициативная деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества, и достижение тем самым социально-экономического эффекта на микро- и макроуровнях.

Таким образом, товаром образовательного бизнеса или предпринимательства в системе образования является образовательная услуга, которая позволяет ее потребителю приобрести определенные компетенции для выполнения желаемой трудовой функции.

Предпринимательскую деятельность образовательного учреждения можно разделить на предпринимательскую деятельность по форме и предпринимательскую деятельность по содержанию. Где предпринимательская деятельность образовательной организации по форме - это в некоторой степени самостоятельная, соответствующая уставу образовательного учреждения и не запрещенная законодательством об образовании деятельность с целью получения предполагаемого результата в виде прибыли для обеспечения образовательного процесса.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях образовательные услуги подразделяются на основные (в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета) и дополнительные (за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, осуществляемые с привлечением внебюджетных средств).

Основные образовательные услуги, оказываемые за счет средств бюджетного финансирования, предпринимательской деятельностью не являются. Дополнительные образовательные услуги, оказываемые за счет внебюджетных поступлений от лиц, не связанных непосредственно с потребителями образовательных услуг (от спонсоров, дарителей, благотворителей т. п.), также не являются предпринимательской деятельностью, поскольку нет встречной реализации в адрес оплачивающего эти услуги лица (услуги нельзя признать платными, оказываемые на возмездной основе). Средства, полученные от спонсоров, дарителей, благотворителей на оказание дополнительных образовательных услуг сторонним потребителям, рассматриваются как целевые поступления.

К платным дополнительным образовательным услугам относятся:

• углубленное изучение предметов (изучение специальных дисциплин сверх часов программы данной дисциплине, предусмотренной учебным планом);

• репетиторство с обучающимися из другого образовательного учреждения (при желании со стороны потребителей образовательных услуг возможно репетиторство и с обучающимися данного образовательного учреждения);

• различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышение квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в т. ч. вождения автомобиля, машинопись, стенография);

• различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу,

кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т. д.;

• создание различных студий, групп, школ, факультетов по обучению и приобщению обучающихся к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д.;

• создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

• создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (подготовка к школе);

• создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.). [6, с. 196]

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может быть расширен как путем конкретизации каждой позиции, поименованной в перечне, так и путем добавления к нему иных видов платных дополнительных образовательных услуг, на которые имеются спрос и которые не финансируются за счет средств бюджета. На практике широкое распространение получил такой вид услуг, как "особые условия обучения" (организация платных классов, дробление на группы меньшей наполняемости с комфортными условиями обучения и содержания обучающихся / воспитанников, индивидуальное обучение на дому детей с ослабленным состоянием здоровья, услуги логопеда и психолога сверх профинансированных из бюджета, проведение экзаменов в системе экстерната и т. д.).

В законодательных и нормативных актах образовательные услуги негосударственных образовательных учреждений не подразделяются на основные и дополнительные, поскольку вся образовательная деятельность таких учреждений, как правило, ведется на платной основе. Однако наиболее продвинутые в организационном плане негосударственные образовательные учреждения предпочитают в учредительных документах, иных внутренних локальных актах, договорах с потребителями разделять предоставляемые услуги на две группы:

1. Основные образовательные услуги, оказываемые в рамках реализации основных образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся / воспитанников во время пребывания в образовательном учреждении в соответствии с государственными стандартами (по профилю учреждения).

2. Дополнительные образовательные услуги, оказываемые отдельным потребителям по их желанию в требуемых объемах сверх основных услуг за отдельную плату или в составе комплекса реализуемых образовательных услуг. Данное разделение весьма разумно с финансовой точки зрения, поскольку позволяет предусмотреть стандартную плату за обучение фиксированного размера и дополнительную плату, варьируемую по размеру в отношении конкретных потребителей.[3, с. 221]

Образовательная деятельность негосударственного образовательного

учреждения, осуществляемая за счет финансирования учредителей и иных поступлений от лиц, не связанных непосредственно с потребителями образовательных услуг (спонсоры, дарители, благотворители и т. д.), не является предпринимательской по тем же основаниям, что и в государственных образовательных учреждениях.[5, с. 41]

Бизнес-образование позитивным образом влияет на повышение элемента конкурентоспособности фирмы в целом, поэтому ему уделяется все большее количество внимания. Поэтому в прессе, а также в научной литературе затраты на обучение, а также повышение самой квалификации специалиста считается совершенно адекватным и соответственным. Отдача капитала должна рассчитываться соответствующе. То есть, это не должны быть какие-то абстрактные затраты, адресованные неизвестно кому. Бизнес-образование - это профессиональное образование, а также обучение людей, которые участвуют в исполнении определенных приказов руководства, играют какие-то важные роли и функции как на самих предприятиях, так и на их филиалах. Оно проводится непосредственно в условиях рынка, главное его цель - получение большей прибыли по нарастающей.

В связи с двойным толкованием понятия конкуренции возникает необходимость в определении конкурентоспособности и конкурентности.

Так как конкуренция представляет собой процесс соперничества, соревнования в достижении определенных целей, то конкурентоспособность - это способность вести борьбу с соперниками-производителями товара для достижения поставленной цели, которая не всегда заканчивается победой. Это всего лишь возможность выйти на рынок и предложить свой товар. Такую возможность должны иметь все участники цивилизованного рынка, все производители продукции или услуг.

Понятие «конкурентность», по нашему мнению, - это определенный статус товара или его производителя, обладающего достаточными силами для победы на рынке. Конкурентность товара появляется тогда, когда товар, выходящий на рынок, обладает определенными качественными характеристиками (низкой ценой, высоким качеством, новизной, оригинальностью и др.). Но этого недостаточно для ведения конкурентной борьбы. Необходим рыночный инструментарий для выхода на рынок, предложения товара, совершения непосредственно процесса купли-продажи.

Система дополнительного профессионального образования находится на стадии вступления в рынок предоставления образовательных услуг, поэтому также нуждается в определенном рыночном инструментарии, который наряду с общепринятыми понятиями характеризуется специфичностью. [7, с. 19]

Конкурентоспособностью в системе дополнительного профессионального образования можно назвать возможность или способность вести конкурентную борьбу с образовательными и др. учреждениями, которые оказывают аналогичные образовательные услуги.

Конкурентность или конкурентный потенциал в системе

дополнительного профессионального образования - это многоаспектное понятие, означающее соответствие предоставляемой образовательной услуги (товара) условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). [2]

Реформа сферы образования по западному образцу, с выпуском магистров и бакалавров, привела к сокращению сроков обучения по основным образовательным программам, что привело к снижению уровня профессиональной подготовки выпускников вузов. Учитывая это и сложную демографическую ситуацию в стране, решить проблему дефицита квалифицированных кадров только за счет выпускников высшей школы нереально.

Рыночные отношения, переход к новым формам собственности, процессы реструктуризации, перевооружение и модернизация основного оборудования требуют высококвалифицированных специалистов. В быстро меняющихся рыночных условиях высшее образование попросту не в силах успеть за потребностями бизнеса. Работодатели заинтересованы в квалифицированных кадрах, обладающих специальными знаниями и умениями и способными их реализовать в конкретной высокопрофессиональной деятельности, гарантирующими высокий уровень зарплаты и ясные перспективы профессионального роста для самих работников.[1, с. 236] Многие крупные отечественные компании, проводящие кадровую политику в соответствии с передовыми тенденциями современного менеджмента, рассматривают знания и квалификацию наемного работника как принадлежащий организации и приносящий прибыль «человеческий капитал», а затраты на обучение - как доходные капиталовложения. Поэтому компании создают системы корпоративного обучения, решающие задачу практической направленности обучения, формирующие у работников основы корпоративной этики, базовых и специальных компетенций.

Предпринимательская деятельность образовательной организации по содержанию - это инновационно-хозяйственная деятельность в рыночных условиях, направленная на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате организации и управления ключевыми параметрами конкурентоспособности, а также процессами внутри учреждения и производственными ресурсами.

Таким образом, можно выделить условия, необходимые для реализации предпринимательской деятельности в профессиональной образовательной организации:

1. Экономическая самостоятельность профессиональной образовательной организации во владении (пользовании, распоряжении) имуществом, привлечении ресурсов (в т. ч. кадровых и интеллектуальных);

2. Правовые гарантии неприкосновенности добросовестного

бизнеса со стороны органов власти и управления;

3. Ответственность профессиональной образовательной организации как предпринимательской организации, являющейся полноправным субъектом экономики, перед потребителями образовательных услуг и обществом как единым целым;

4. Разнообразие не защищенных законом видов предпринимательской деятельности, осуществляемых профессиональной образовательной организацией;

5. Единовременная реализация частных и общественных экономических интересов в процессе оказания образовательных и иных услуг профессиональной образовательной организацией.

Первая особенность, характерная для сферы образования, это ее ориентация на новые (инновационные) формы и методы деятельности, позволяющие занимать более прочные позиции на рынке благ, т.к. образовательная организация, с одной стороны, формирует и несет новые знания, умения, компетенции, с другой - сама постоянно совершенствуется в своих организационных и учебно-методических подходах к оказанию образовательных услуг.

Вторая особенность присущая сфере профессионального образования, условная свобода предпринимательства, заключающаяся не только в возможности заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам. Это проявляется также в определенной узаконенности предпринимательской деятельности, так как процесс оказания образовательных услуг в системе профессионального образования государственно регламентирован, ее права как производителя образовательных услуг и обязательства по отношению к потребителю законодательно защищены.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что предпринимательская деятельность в профессиональной образовательной организации - это предусмотренная уставом образовательного учреждения и не запрещенная законодательством об образовании инновационно-хозяйственная деятельность, направленная на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате управления ключевыми факторами конкурентоспособности, внешними и внутренними ресурсами образовательного учреждения. Спецификой предпринимательства в сфере образования является возможность, целесообразность и социальная необходимость функционирования прибыльных и бесприбыльных образовательных структур, являющихся субъектами предпринимательства.

Использованные источники:

1. Бюджетная политика и качество жизни населения России / Под ред. д.э.н., профессора А.Н. Ващенко, д.э.н., профессора С.П. Сазонова - Волгоград: Изд-во ПринТерра-Дизайн, 2012. - 350 с.

2. Великанов В., Самсонова М. В. Повышение квалификации сотрудников

организации и эффективности предпринимательской деятельности с помощью современных педагогических технологий. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1463032726.pdf.

3. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Совершенствование системы государственного управления и его влияние на состояние социально-экономического развития субъектов рф (на примере субъектов РФ ЮФО) // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса, 2013, № 4 (25). - С. 216224.

4. Кайль Я.Я., Епинина В.С., Ламзин Р.М. GR-менеджмент: реалии и перспективы развития / Фундаментальные исследования. - 2016. - № 9-3. - С. 597-600.

5. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Инновационные информационные технологии государственного регулирования малого предпринимательства // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 4(47). Октябрь 2016. - С. 40-44.

6. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Система Информационного обеспечения как фактор повышения результативности публичного управления // Материалы международной научно-технической конференции «Перспективы применения инновационных технологий в сфере архитектуры и строительства» (посвященной 50-летию Самаркандского государственного архитектурно-строительного института) КНИГА II. - 2016. - С. 196-199.

7. Ламзин Р.М., Александрова В.В. Инновационные способы повышения эффективности деятельности персонала // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - С. 16-21.

УДК 539.12.01

Севрюк В. П., к ф. -м. н.

доцент Россия, г. Уссурийск МЕСТО ОСНОВОНОГО УРАВНЕНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИКО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ

Аннотация. С привлечением геометрий расслоенных пространств внутренних степеней свободы [6],[7] («пространств с опорным элементом» в терминологии Лаптева Б. Л или «составных пространств» в терминологии Вагнера В. В.) устанавливается место основного уравнения общей теории относительности (ОТО) в общей системе физико-геометрических знаний.

Ключевые слова: тензор, кривизна, пространство, гравитация, метрика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.