Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТОИМОСТЬ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова В.В., Зудина Е.В.

В статье рассматриваются проблемы предоставления платных услуг в образовательных организациях. Анализируется отечественный и зарубежный опыт предоставления платных образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова В.В., Зудина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PAID SERVICES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

In the article the problems of provision of paid services in educational institutions. Analyzes domestic and foreign experience of granting of paid educational services.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

УДК 378.142

Краснова В.В. магистрант

кафедра Управления персоналом и экономики в сфере факультет управления и экономико-технологического образования

Зудина Е.В., к.пед.н.

доцент

кафедра Управления персоналом и экономики в сфере образования факультет управления и экономико-технологического образования Волгоградский государственный социально-педагогический

университет Россия, г. Волгоград ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В статье рассматриваются проблемы предоставления платных услуг в образовательных организациях. Анализируется отечественный и зарубежный опыт предоставления платных образовательных услуг.

Ключевые слова: платные услуги; система образования; приносящая доход деятельность; стоимость платных образовательных услуг.

Krasnova V. V., student Department of Personnel Management and the economy in Faculty of Management and Economics and Technology Education

Volgograd State Pedagogical University

Russia, Volgograd

Zudina E. V., Associate Professor, Ph.D., Department of Personnel Management and Economics in the field of education Volgograd State Pedagogical University

Russia, Volgograd ORGANIZATION OF PAID SERVICES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE In the article the problems of provision of paid services in educational institutions. Analyzes domestic and foreign experience of granting of paid educational services.

Keywords: paid services; education; income generating activities; the cost of paid educational services.

В последние годы в образовательных учреждениях нашей страны оказываются платные услуги, однако, для многих учреждений эта деятельность является новой, и потому на данном этапе ее организация -особенно актуальной.

Актуальность данной деятельности, тем, что с 2012 года ряд образовательных организаций РФ стали бюджетными учреждениями, их

отличительной характеристикой стало осуществление приносящей доход деятельности в соответствии с учредительными документами. [2, с. 218]

По мнению Угрюмовоей Е.М., «платная образовательная услуга - это социально-экономическая категория, представляющая собой специфический вид товара, представленный в виде структурированной совокупности знаний и информации, направленный на всестороннее, в том числе и интеллектуальное, развитие личности, на приобретение профессиональных умений и навыков для их последующего применения в практической деятельности, производится за определенную плату» [7, с. 299]. Образовательная услуга оплачивается или государством в виде государственного или муниципального заказа, либо частными лицами, организациями. Платная образовательная услуга предоставляется в присутствии и при участии заказчика.

Образовательные услуги являются одной из разновидностей услуг населению. На основании данных Госкомстата, отражающих структуру и динамику объема платных услуг населению РФ можно сделать вывод, что объемы предоставления платных услуг системы образования увеличиваются (табл. 1).

Таблица 1

Объем платных услуг в системе образования России на душу _населения (руб.)

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Все оказанные услуги, из них: 34606,2 38756,4 42156,2 48272,8 51115,7 54989,7

Услуги системы образования 2282,8 2429,7 2646,1 3130,4 3330,4 3686,2

Источник: составлено автором, по [6].

Виды услуг в области образования, которые могут быть оказаны в России, определены Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. Перечень услуг достаточно обширный, в частности охватывает услуги, предоставляемые в детских садах, школах(в том числе спортивных, музыкальных), колледжах, высших учебных заведениях. В зависимости от того, к какому типу относится образовательное учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг.

Организация деятельности по оказанию платных образовательныхуслуг состоит из нескольких этапов [8, с. 45]:

Первый этап - планирование платной образовательной деятельности, включает в себя: проведение маркетингового исследования и расчет стоимости услуг.

Второй этап - нормативное обеспечение платной образовательной деятельности, включает в себя: анализ учредительных и разрешительных

документов и нормативную регламентацию услуг. [4, с. 42]

Третий этап - обеспечение образовательного процесса, включает в себя: методическое обеспечение оказания услуг; организация процесса обучения; кадровое обеспечение.

Четвертый этап - оказание услуг, включает в себя: 1) информирование потребителей; 2) оформление образовательных отношений; 3) контроль качества оказания услуг.

При организации платных услуг в отечественных образовательных организациях возникает ряд проблем:

Во-первых, подготовка нормативно-правовой базы (внесение изменений в устав, лицензия на оказание услуг, положение и т.д.).

Во-вторых, маркетинг образовательных услуг (мониторинг интересов и потребностей родителей и обучающихся). [9, с. 108]

В-третьих, материально-техническая база (обновление оборудования или его дооснащение в прямой взаимосвязи с развитием качественных образовательных услуг, пользующихся спросом потребителей в условиях рыночной конкуренции).

В-четвертых, оформление трудовых отношений с сотрудниками (заключение договоров, найма дополнительных сотрудников).

В-пятых, расчет стоимости услуги (спрос, себестоимость, прибыль, налоги).

Таким образом, целесообразно изучить зарубежный опыт предоставления платных образовательных услуг.

Подавляться доля университетов и колледжей США государственные, и обучение в них в рамках непосредственного учебного процесса бесплатное. Студенты уплачивают издержки, связанные с расходами учебных заведений на обеспечение учебного процесса, а также на обеспечение своей жизнедеятельности на период обучения(жилищно-бытовая, культурно-массовая, спортивная инфраструктура). Общая доля платежей студентов в приходной части университетов и четырехгодичных колледжей не выше 20%, а в коммунальных колледжах с более коротким сроком обучения платности практически нет. И еще одно обстоятельство, характерное для платности образовательных услуг как в США, и в других западных странах - широкое развитие системы кредитования студентов, причем в разных формах, но всегда на льготных условиях. [3, с. 599]

В Швеции государство полностью покрывает расходы родителей на школьное образование, включая расходы на здоровье и питание детей. Социальные гарантии удовлетворения важнейших потребностей населения в образовании обеспечиваются практически всем членам общества, а на платной основе обеспечивается удовлетворение спроса граждан на услуги образования сверх системы государственных гарантий. Правительство Швеции ввело систему ваучеров (skolpeng) в 1992 году, государство выдает всем родителям ваучеры, которые можно использовать для оплаты обучения детей в школе на их выбор. [5, с. 198]

Система образовательных кредитов в Швеции функционирует с 1960 гг. Высшее образование бесплатное, однако студент имеет возможность взять кредит, для покрытия расходов на проживание. Действительная ставка кредита равна нулю (процент по кредиту индексируется с учетом инфляции), платежи по кредиту зависят от дохода и составляют 4% от дохода.

В Германии также развито государственные кредитование. Кредит учащийся получает ежемесячно, а после окончания вуза отдает займ. Обучение в Германии бесплатное, однако, студентам нужно оплачивать посещение лабораторий, библиотек и спортзалов. Выплаты по кредиту начинаются после окончания вуза, после трудоустройства выпускника. Имеются разнообразные льготы, например, возврату подлежит только половина общей суммы кредита (т.е. оставшаяся часть представляет собой безвозмездный грант). Период погашения займа, как правило, доходит до 10 лет. Однако право на получение льгот имеют только студенты из малообеспеченных семей.

В Австралии существенный программой финансирования путем кредитования является схема содействия высшему образованию, в соответствии с ней студент может получить займ, полностью компенсирующий стоимость обучения. Номинальная ставка по кредиту отражает темп инфляции, т.е., как в Швеции, реальная ставка по кредиту равна нулю. Выплаты по кредиту представляют собой часть ежемесячной (или ежегодной) заработной платы. Обычно отчисления составляют от 3 до 6 процентов годового дохода. Платёж совершается через работодателя или совместно с налоговыми отчислениями по истечении года.

В России практика выдачи образовательных кредитов не очень распространена, что является характерной чертой аналогичного способа финансирования образовательных услуг. Необходимо отметить, что существующие в России условия образовательного кредита мало имеют общего с социально ориентированной системой кредитной поддержки студентов в ряде развитых стран.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что важной тенденцией развития учреждений в общем объеме их деятельности, становится увеличение объема предоставляемых образовательных услуг. Принимая во внимание интерес образовательных учреждений в дополнительных источниках доходов, необходимо сделать акцент на развитии сектора дополнительных платных услуг, доходами от которых они могут распоряжаться по собственному усмотрению.

Использованные источники:

1. Денисова Н.И. Формирование и оценка развития рынка платных образовательных услуг в области высшего профессионального образования [Текст]: Дис. ... канд. экон. наук / Н.И. Денисова. - Красноярск: [б.и.], 2010. -253 с.

2. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Совершенствование системы государственного управления и его влияние на состояние социально-экономического развития

субъектов рф (на примере субъектов РФ ЮФО) // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса, 2013, № 4 (25). - С. 216224.

3. Кайль Я.Я., Епинина В.С., Ламзин Р.М. GR-менеджмент: реалии и перспективы развития / Фундаментальные исследования. - 2016. - № 9-3. - С. 597-600.

4. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Инновационные информационные технологии государственного регулирования малого предпринимательства // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 4(47). Октябрь 2016. - С. 40-44.

5. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Система Информационного обеспечения как фактор повышения результативности публичного управления // Материалы международной научно-технической конференции «Перспективы применения инновационных технологий в сфере архитектуры и строительства» (посвященной 50-летию Самаркандского государственного архитектурно-строительного института) КНИГА II. - 2016. - С. 196-199.

6. Официальный сайт Росстата // Консультант Плюс. Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ent erprise/retail/#

7. Угрюмова Е. М. Организация платных образовательных услуг в автономном образовательном учреждении [Текст] / Е. М. Угрюмова // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 299-302. -ISBN 978-5-9907548-6-7.

8. Хромова К.В. Образовательные услуги и их специфика / К.В. Хромова // Юридические науки и политология. - 2014. - №4. - С. 44-46

9. Шилова Н.И. К вопросу об экономическом содержании, особенностях и классификации образовательных услуг / Н.И. Шилова // Экономические науки. - 2014. - №4. - С. 107-114.

УДК 37

Красулина С.Н. магистрант 1 курса факультет ИЕСЭН Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный

педагогический университет (НГПУ)» Россия, г. Новосибирск ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Статья посвящена истории развития дополнительного образования и его роли в удовлетворении познавательных, творческих и коммуникативных потребностей детей, в предоставлении им условий для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.