Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зудина Елена Владимировна, Кайль Яков Яковлевич, Ламзин Роман Михайлович

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта поддержания необходимого уровня качества образовательной деятельности рассматриваются перспективы эффективного преодоления или снижения отрицательного воздействия факторов распространения заболеваемости COVID-19. Доказывается, что данные факторы имеют двойственное проявление и в связи с этим влияют на качество образования как положительно, так и отрицательно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зудина Елена Владимировна, Кайль Яков Яковлевич, Ламзин Роман Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING ON EDUCATION QUALITY IN THE CONDITIONS OF PANDEMIC

The article deals with the prospects of the efficient overcoming and reduction of the negative impact of the factors of the COVID-19 spread on the basis of the analysis of the native and foreign experience of keeping the necessary level of the quality of the educational activities. There is substantiated that these factors have a double-natured manifestation and for this reason influences on the education quality both positively and negatively.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

педагогические науки

Е.В. ЗУДИНА, Я.Я. КАйЛЬ, Р.М. ЛАМЗИН (Волгоград)

факторы, влияющие на качество образования в условиях пандемии

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта поддержания необходимого уровня качества образовательной деятельности рассматриваются перспективы эффективного преодоления или снижения отрицательного воздействия факторов распространения заболеваемости COVID-19. Доказывается, что данные факторы имеют двойственное проявление и в связи с этим влияют на качество образования как положительно, так и отрицательно.

Ключевые слова: качество образования, образовательная деятельность, электронно-цифровые технологии, COVЮ-19.

Распространение СОУГО-19 является одним из основных препятствий при функционировании практически всех категорий организаций секторов экономики. В частности, факторы расширения пандемии в границах отдельных государств и на международном уровне сдерживают процессы предоставления образовательных услуг на всех уровнях системы образования. Возникли существенные ограничения в деятельности различных учреждений среднего образования и функционировании организаций высшей школы. В связи с этим возникает необходимость идентификации эффективных средств сохранения и развития конструктивных контактов между участниками образовательного процесса в условиях активных мер по предотвращению дальнейшего распространения пандемии.

Прежде всего, следует отметить, что устанавливается многоаспектный характер проявления факторов распространения СОУГО-19 в дальнейшей модернизации деятельности различных образовательных организаций, прежде всего университетов. Это проявляется в отрицательных последствиях существенного ограничения или полного запрета уже устояв-

шихся форм взаимодействия преподавателей и обучающихся, что традиционно выступало основой для поиска новых форм данного взаимодействия, а также в технологической и коммуникационной модернизации осуществления образовательного процесса на базе применения цифровых средств преобразования и передачи информации.

В условиях пандемии СОУГО-19 различные образовательные организации в России и за рубежом восприняли перемены социально-экономического и организационного характера с разной степенью готовности. Сложнее всего пришлось школам из-за специфики работы с детьми школьного, в том числе младшего, возраста, тогда как организации высшего образования достаточно оперативно перешли на онлайн-формат посредством широкого применения электронно-цифровых технологий, обеспечивающих взаимодействие преподавательского состава и студентов Это обусловлено достаточно высокой подготовленностью и широкой свободой действий студентов во время учебного процесса, существованием различных форм обеспечения самостоятельного обучения и НИР студентов [4, с. 41].

Среди наиболее острых проблем, связанных с переходом на дистанционное обучение, можно назвать отсутствие доступа к современным технологиям у наименее обеспеченных слоев населения, технические неполадки электронных платформ, используемых для связи, нестабильность доступа к сети Интернет, а также затруднения в использовании современных технических ресурсов у преподавательского состава.

Устранение или снижение негативного влияния данных проблем на практике потребовало реализации различных направлений реагирования, мер и способов образовательно-технологической и электронно-коммуникационной трансформации функционирования образовательных организаций. На наш взгляд, следует отметить несколько важнейших векторов практико-ориентированных мероприятий, направленных на изменения в порядке предоставления образовательных услуг в условиях проявления факторов пандемии СОУГО-19 (рис. 1).

О Зудина Е.В., Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., 2021

Рис. 1. Соотношение факторов пандемии и реализуемых соответствующих мероприятий (составлено авторами по: [3, с. 327; 6, с. 44; 7, с. 19; 12, с. 96])

Таким образом, формируются следующие соотношения названных факторов и реализуемых мероприятий:

1) изменение устоявшейся системы и формата международного партнерства по организации обучения иностранных студентов, что было связано с расширением применения электронно-цифровых коммуникаций, направленных на продолжение обучения представителей других государств;

2) преобразование системы реализуемых научных исследований в направлении всесторонней оценки степени влиянии эпидемии, развитие электронно-цифрового партнерства университетов разных стран в едином информационном пространстве;

3) внесение изменений и поправок в действующее законодательство, определивших процесс значительного расширения партнерства вузов по вопросам методической поддержки использования цифровых инструментов в обучении [14, с. 109];

4) поиск и анализ способов эффективного использования финансовых средств университетами для поддержания своей стабильной работы с учетом повышенной вероятности уменьшения уровня государственного финансирования и снижения доходов от предоставления платных образовательных услуг.

Для обеспечения конструктивного международного партнерства учреждений высшей школы между собой, а также поддержания устойчивого взаимодействия университетов и студентов необходимо комплексное использование практико-ориентированных мер по изменению структурных элементов и процедур образовательного процесса и его финансирования. Организационно-функциональная и экономическая эффективность данных мер напрямую зависит от специфики сотрудничества структур государственно-муниципального управления (в частности, ими являются министерства и другие специальные органы государственного администрирования по вопро-

зарубежный опыт преодоления отрицательных последствий

распространения COVID-19 при взаимодействии органов государственно-муниципального управления и университетов

Государство Содержание мер, принимаемых совместно органами государственно-муниципального управления и университетов

США Упрощение системы приема абитуриентов при расширении онлайн-технологий сдачи экзаменов и продление сроков подачи заявлений о приеме на обучение. При взаимодействии с университетами Китая происходит разработка и дальнейшее усовершенствование онлайн-программ и обучающих курсов для китайских и американских студентов. Создан специальный фонд для оказания финансовой помощи иностранным студентам, оставшимся в стране

Австралия Предоставление прямой финансовой поддержки студентам (иностранцам и австралийским гражданам), оказавшимся в сложной экономической ситуации

Польша Организован специальный отдел для помощи иностранным студентам. Повышение уровня академической мобильности, что, в частности, проявляется в продлении даты подачи заявлений для обучения по программам бакалавриата и магистратуры

Турция Сформирована специальная служба поддержки по онлайн-обучению для студентов при электронном взаимодействии родителей и представителей учебных заведений

Составлено авторами по: [1; 5, с. 43; 9, с. 14; 13, с. 25]

сам развития системы образования) и университетов. Можно указать на различные варианты такого партнерства на примере ряда стран (см. табл. выше).

В таблице кратко представлены несколько практических мероприятий, которые были приняты в разных странах для дальнейшего поддержания образовательного процесса, а также с целью оказания социальной поддержки как являющимся гражданами данной страны студентам, так и студентам-иностранцам в рамках сохранения международного образовательного партнерства. Посредством использования современных достижений в электронно-цифровом обеспечении деловых коммуникаций происходит разработка образовательных программ при партнерстве университетов различных государств. тем самым обеспечивается многовариантное противодействие отрицательным вызовам со стороны пандемии СОУГО-19 для университетов при поддержании устойчивых коммуникаций с уже обучающимися студентами, абитуриентами и иностранными студентами.

Вместе с тем следует подчеркнуть неоднозначный и разносторонний характер влияния указанной пандемии, что выражается в наличии как отрицательных, так и в определенной степени положительных эффектов при функционировании образовательных организаций. отрицательные последствия, в частности, выразились в том, что многие студенты испыты-

вают стресс от невозможности непосредственного общения с однокурсниками и преподавателями, и по этой причине для них важно регулярно получать объективную информацию о ситуации с коронавирусом, а также о происходящих изменениях в рамках процесса обучения [10, с. 105].

Вместе с тем надо отметить ряд стимулов для расширения и усовершенствования единого информационного пространства посредством использования электронно-цифровых технологий в деятельности отдельных университетов и партнерства между ними в пределах территории одного государства, а также формирования устойчивого электронно-коммуникационного сотрудничества университетского образования на международном уровне. Указанный неоднозначный характер влияния обозначенных факторов на качество образования можно представить на рис. 2.

На рис. 2 показаны два противоположных эффекта проявления факторов распространения СОУГО-19. Положительный эффект выражается в повышении качества образовательных услуг за счет значительного расширения применения электронно-цифровых технологий, что позволяет использовать и преобразовывать значительные массивы информации при подготовке образовательного материала для проведения занятий с наглядным представлением научно-образовательного материала. При этом значительно расширился круг

ри. 2. Характер влияния факторов распространения СОУГО-19 на качество образования (составлено авторами по: [11, с. 101; 15, с. 93; 16, с. 8])

лиц, которые могут получать образовательные услуги: в онлайн-режиме это могут быть сразу несколько групп студентов. Положительные тенденции поддерживаются посредством изменений в законодательной базе, позволяющих формально закрепить практико-ори-ентированные способы предоставления образовательных услуг в электронном режиме, что одновременно направлено на противодействие отрицательным явлениям, вызванных пандемией. Расширение электронно-цифрового пространства применения современных образовательных технологий и электронно-цифровых коммуникаций между участниками образовательной деятельности также имеет двойственный характер - относительно в равной степени это вызвало проблемы и дополнительные препятствия в общении преподавателей и студентов, что связано с технической и электронно-технологической неготовностью многих образовательных организаций и снижением уровня финансового обеспечения образовательной деятельности.

Указанные разнонаправленные явления в системе высшего образования выступают од-

ним из ключевых факторов существенного изменения в функционировании органов публичного управления, определяющих порядок предоставления образовательных услуг. Так, в условиях распространения вируса СОУГО-19 Правительством РФ при тесном взаимодействии с другими органами государственного управления на федеральном и региональном уровнях была разработана целая система мер, направленных на значительное расширение дистанционных форм образовательного взаимодействия и трудовых отношений при функционировании системы образования. Это происходит посредством расширения различных форм применения цифровых технологий, обеспечивающих анализ, систематизацию и преобразование значительных информационных массивов в рамках электронно-коммуникационного обеспечения процессов предоставления образовательных услуг. Данные технологии обеспечивают дальнейшее конструктивное использование профессионального опыта преподавательского состава университетов в рамках образовательного информационного пространства [2, с. 17].

При результативной организации борьбы с пандемией значительно расширяется масштаб электронно-цифрового взаимодействия посредством информационного обеспечения деятельности органов публичного управления и образовательных организаций на основе использования электронных платформ. Достаточно эффективной мерой способна стать административная децентрализация полномочий органов государственно-муниципального регулирования предоставления образовательных услуг, что обеспечивается с помощью электронно-цифровой модернизации удаленного взаимодействия представителей местной администрации, университетов, преподавательского состава как важнейшей категории сотрудников и студентов по образовательно-воспитательным, социально-экономическим и организационным вопросам совместной деятельности.

Осуществление данного разностороннего электронного взаимодействия должно быть реализовано посредством комплексной оценки располагаемых имущественных, финансовых и информационных ресурсов с анализом выявленных рисков усиления распространения СОУГО-19, что должно дополняться использованием электронно-цифровых средств ведения эпидемического надзора и ускоренной диагностики при отслеживании состояния здоровья различных категорий сотрудников образовательных организаций и обучающихся. В частности, это может проявляться в электронном формате самостоятельного получения сведений указанными сотрудниками и студентами о своем самочувствии по результатам электронного тестирования с передачей этих данных в медицинские организации и соответствующие учебные заведения.

Деятельность органов государственного и муниципального управления в сфере регулирования процессов развития образовательной деятельности в условиях распространения заболеваемости СОУГО-19 претерпела ряд изменений, что выразилось в развитии следующих направлений:

1) разработка качественно новых и существенная доработка уже действующих нормативно-правовых актов при поддержании электронного формата организации онлайн-обуче-ния [2, с. 17];

2) предоставление вузам информационно-консультационной и финансовой поддержки, позволяющей осуществлять образовательную деятельность с оказанием необходимой социальной помощи различным категориям студентов [8, с. 103];

3) выявление перспектив и разработка экономически обоснованных решений для сохранения и дальнейшего расширения международных научно-образовательных связей, позволяющих продолжать оказывать образовательные услуги иностранным студентам на платной основе.

Широкое использование электронно-цифровых средств обучения во многом отрицательно отразилось на взаимодействии преподавателей и студентов. Отмечается снижение качества преподавания и организации занятий, что дополняется пока еще низкой степенью готовности существенной доли преподавателей продуктивно использовать названные электронные средства. Кроме того, не во всех научно-образовательных сферах (например, таких как медицина, технические и творческие специальности) электронные технологии способны обеспечить полноценное формирование практических компетенций и прикладных навыков у обучающихся.

Таким образом, факторы, влияющие на систему образования в условиях пандемии, имеют двойственное проявление и в связи с этим оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. Положительный эффект проявился в расширении форм электронного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Это проявляется в расширении способов использования современных цифровых технологий для всестороннего освещения значительного объема образовательного материала для большого числа обучающихся лиц, взаимодействие с которыми происходит не в ограниченной по площади и числу посадочных мест аудитории, а посредством электронных коммуникаций. отрицательный эффект отразился на качестве предоставляемых образовательных услуг из-за недостаточно полной подготовки многих образовательных организаций к взаимодействию со студентами и деловыми партнерами в режиме онлайн.

список литературы

1. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ [Электронный ресурс]. URL: https://www.ntf. ru/sites/default/files/Vliyanie%20pandemii%20COVID-19%20m%20sektoi%20vysshego°/o20obrazovamya°/o20 i%20magistraturu.pdf (дата обращения: 28.02.2021).

2. Галиуллин Р.Ф. Развитие предпринимательства в вузах России // Вестн. Удмурт. ун-та. 2015. Т. 25. Вып. 3. С. 15-21.

3. Громова Н.М., Михалкина Т.К. Принципы предпринимательства в системе дополнительного профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 326-329.

4. Кайль Я.Я., Епинина В.С., Ламзин Р.М. Основные тенденции и проблемы развития GR-менеджмента // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 37-43.

5. Кайль Я.Я., Зудина Е.В., Ламзин Р.М. Инновационные образовательные технологии в преподавании экономических дисциплин // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 9(122). С. 41-46.

6. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Сущность, структура и отличительные особенности системы публичного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 4. С. 41-47.

7. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С. Эффективность и результативность применения инновационных технологий в государственном управлении: отечественный и зарубежный опыт // Региональная экономика. Юг России. 2016. № 3(13). С. 15-24.

8. Кузьмина Т.Н. Формы взаимодействия с бизнес-партнерами // Интеграция профессионального образования, науки и бизнеса: опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. Межрегион. науч.-практ. конф. 1-2 окт. 2014 г. Чебоксары, 2014. С. 99-105.

9. Ламзин Р.М., Наумова Е.Ю. Функциональные ресурсы современного публичного управления // Инновационные методы решения социально-экономических проблем образования и науки: сб. ст. по итогам Всерос. конкурса исследоват. работ магистрантов и аспирантов. Уфа, 2017. С. 13-16.

10. Минакова И.В., Быковская Е.И., Баро-ян А.А., Гололобова М.А. К вопросу трансформации существующей системы миропорядка // Вестн. Алт. академии экономики и права. 2019. № 5-3. С. 102-107.

11. Нигматуллина Ю.Ф. Цифровая экономика в России: ключевые результаты оценки готовности страны к цифровой экономике // Перспективы развития российской экономики в цифровую эпоху: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Зарайский. 2018. С. 100-102.

12. Паршутина И.Г., Шапорова О.А., Кирпи-ченко Е.А. Повышение инвестиционной привлекательности регионов путем формирования особых экономических зон и территориально-производственных кластеров // Вестн. ОрелГИЭТ. 2019. № 2(48). С. 94-98.

13. Пидоря И.А., Петрова Я.В. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2016. № 8.8. С. 25-27.

14. Положенцева Ю.С. Комплексная оценка международной дифференциации социально-эко-

номического развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 7(41). С. 105-115.

15. Практика публичного управления социально-экономическими процессами на уровне муниципалитета: результативность и эффективность: кол. моногр. / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Я.Я. Кайля. Волгоград, 2017.

16. Рубин Ю.Б. Возможности и перспективы обучения индивидуальному предпринимательству в организациях СПО // Среднее профессиональное

образование. 2016. № 2. С. 3-21.

* * *

1. Vliyanie pandemii COVID-19 na sektor vys-shego obrazovaniya i magistratura: mezhdunarodnyj, nacional'nyj i institucional'nyj otvet [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.ntf.ru/sites/default/files/Vliya nie%20pandemñ%20TOVro-19%20na%20sektor%20 vysshego%20obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf (data obrashcheniya: 28.02.2021).

2. Galiullin R.F. Razvitie predprinimatel'stva v vuzah Rossii // Vestn. Udmurt. un-ta. 2015. T. 25. Vyp. 3. S. 15-21.

3. Gromova N.M., Mihalkina T.K. Principy predprinimatel'stva v sisteme dopolnitel'nogo professio-nal'nogo obrazovaniya // Fundamental'nye issledova-niya. 2014. № 3. S. 326-329.

4. Kajl' Ya.Ya., Epinina V.S., Lamzin R.M. Osnovnye tendencii i problemy razvitiya GR-me-nedzhmenta // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2017. № 3. S. 37-43.

5. Kajl' Ya.Ya., Zudina E.V., Lamzin R.M. Inno-vacionnye obrazovatel'nye tekhnologii v prepodava-nii ekonomicheskih disciplin // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 9(122). S. 41-46.

6. Kajl' Ya.Ya., Lamzin R.M. Sushchnost', struk-tura i otlichitel'nye osobennosti sistemy publichno-go upravleniya // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2016. № 4. S. 41-47.

7. Kajl' Ya.Ya., Lamzin R.M., Epinina V.S. Ef-fektivnost' i rezul'tativnost' primeneniya innovacion-nyh tekhnologij v gosudarstvennom upravlenii: ote-chestvennyj i zarubezhnyj opyt // Regional'naya ekonomika. Yug Rossii. 2016. № 3(13). S. 15-24.

8. Kuz'mina T.N. Formy vzaimodejstviya s biz-nes-partnerami // Integraciya professional'nogo obra-zovaniya, nauki i biznesa: opyt, problemy, perspektivy: sb. st. Mezhregion. nauch.-prakt. konf. 1-2 okt. 2014 g. Cheboksary, 2014. S. 99-105.

9. Lamzin R.M., Naumova E.Yu. Funkcional'nye resursy sovremennogo publichnogo upravleniya // In-novacionnye metody resheniya social'no-ekono-micheskih problem obrazovaniya i nauki: sb. st. po itogam Vseros. konkursa issledovat. rabot magistrantov i aspirantov. Ufa, 2017. S. 13-16.

10. Minakova I.V., Bykovskaya E.I., Baro-yan A.A., Gololobova M.A. K voprosu transforma-cii sushchestvuyushchej sistemy miroporyadka // Vestn. Alt. akademii ekonomiki i prava. 2019. № 5-3. S. 102-107.

11. Nigmatullina Yu.F. Cifrovaya ekonomika v Rossii: klyuchevye rezul'taty ocenki gotovnosti strany k cifrovoj ekonomike // Perspektivy razvitiya rossijskoj ekonomiki v cifrovuyu epohu: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. / otv. red. A.A. Zarajskij. 2018. S. 100-102.

12. Parshutina I.G., Shaporova O.A., Kirpichen-ko E.A. Povyshenie investicionnoj privlekatel'no-sti regionov putem formirovaniya osobyh ekonomi-cheskih zon i territorial'no-proizvodstvennyh klaste-rov // Vestn. OrelGIET. 2019. № 2(48). S. 94-98.

13. Pidorya I.A., Petrova Ya.V. Gosudarstvennoe regulirovanie malogo i srednego biznesa v Rossijskoj Federacii: problemy i perspektivy // Molodoj uchenyj. 2016. № 8.8. S. 25-27.

14. Polozhenceva Yu.S. Kompleksnaya ocen-ka mezhdunarodnoj differenciacii social'no-ekonomi-cheskogo razvitiya // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. № 7(41). S. 105-115.

15. Praktika publichnogo upravleniya social'no-ekonomicheskimi processami na urovne municipali-teta: rezul'tativnost' i effektivnost': kol. monogr. / pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. Ya.Ya. Kajlya. Volgograd, 2017.

16. Rubin Yu.B. Vozmozhnosti i perspektivy ob-ucheniya individual'nomu predprinimatel'stvu v orga-nizaciyah SPO // Srednee professional'noe obrazova-nie. 2016. № 2. S. 3-21.

Factors influencing on education quality in the conditions of pandemic

The article deals with the prospects of the efficient overcoming and reduction of the negative impact of the factors of the COVID-19 spread on the basis of the analysis of the native and foreign experience of keeping the necessary level of the quality of the educational activities. There is substantiated that these factors have a double-natured manifestation and for this reason influences on the education quality both positively and negatively.

Key words: education quality, educational activities, electronic digital technologies, COVID-19.

(Статья поступила в редакцию 09.03.2021)

и.А. Макарова, о.а. сержантова

(Волгоград)

тьюторскоЕ сопровождение как условие успешного обучения младших школьников в ОнЛАйн-шкОЛЕ

Обоснована необходимость тьюторского сопровождения как условия успешного обучения младших школьников в дистанционном формате. Рассмотрены особенности младшего школьного возраста, а также понятия «тьютор» и «онлайн-тьютор».

Ключевые слова: тьютор, онлайн-тьютор, дистанционное обучение, младший школьник, тьюторское сопровождение.

Сложная эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в мире на сегодняшний день, существенно повлияла на систему образования. Дистанционный формат, появившийся как вынужденная и временная мера, стал одним из форматов обучения и, как показывает практика, не собирается сдавать свои позиции.

В соответствии со ст. 16 ч. 1 «Закона об образовании», дистанционные образовательные технологии - это «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [8]. Реализация дистанционного формата обучения, помимо вышеуказанной статьи, на сегодняшний день регулируется и «Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [10].

Весной прошлого года было опубликовано Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций», где представлена примерная модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ в дистанционном формате [11]. Данные рекомендации позволяют руководителям образовательных

О Макарова И.А., Сержантова О.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.