Научная статья на тему 'Экономическое содержание платных образовательных услуг в системе нормативного финансирования вузов'

Экономическое содержание платных образовательных услуг в системе нормативного финансирования вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТОИМОСТЬ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / PAID SERVICES / THE EDUCATION SYSTEM / INCOME-GENERATING ACTIVITIES / THE COST OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паничкина Марина Васильевна, Масыч Марина Анатольевна, Бечвая Мария Раджевна

Проводимая в настоящее время реформа в сфере финансирования государственных (муниципальных) учреждений образования, направлена, прежде всего, на совершенствование механизма финансового обеспечения основных видов их деятельности, адекватного требованиям рыночной экономики, в том числе за счет привлечения дополнительных источников их финансирования и расширения прав по распоряжению доходами от приносящей доход деятельности. В этих условиях актуализируется роль платных образовательных услуг и появляется необходимость создания механизма определения их стоимости на основе экономического содержания платных услуг системы образования. В данной статье рассмотрена сущность и раскрыто основное содержание современного механизма финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений системы высшего профессионального образования, указаны проблемы финансирования деятельности вузов из альтернативных бюджету источников, представлена положительная динамика объема платных услуг системы образования, рассмотрены основные требования к предоставлению платных образовательных услуг исходя из нормативно-правовых актов Российской Федерации, из которых традиционно формируется цена на них для потребителя. Выделена специфика оказания разными типами высших учебных заведений платных образовательных услуг и порядок распоряжения доходами от их предоставления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паничкина Марина Васильевна, Масыч Марина Анатольевна, Бечвая Мария Раджевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CONTENT OF PAID EDUCATIONAL SERVICES IN THE REGULATORY FINANCIAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The ongoing reform in the sphere of financing of state (municipal) institutions of education, aimed at the improvement of the mechanism of financial support of their main activities, adequate to the requirements of market economy, including through attraction of additional sources of their financing and the extension of rights by the order of the revenues from the income-generating activities. In these conditions, updated the role of paid educational services and there is a need to create a mechanism for the determination of their value on the basis of the economic content of paid services to the education system. This article considers the essence and revealed the main content of the contemporary mechanism of financial support of the state (municipal) institutions of higher professional education, the issues of financing the activities of universities of the alternative budget sources, presents the positive dynamics of the volume of paid services of the education system, the main requirements for the provision of paid educational services on the basis of regulatory-legal acts of the Russian Federation and the components of which are traditionally formed the price for consumers. Specifics of rendering of different types of higher education institutions educational services and the procedure for disposal of income from their provision.

Текст научной работы на тему «Экономическое содержание платных образовательных услуг в системе нормативного финансирования вузов»

Раздел V. Экономика и менеджмент

УДК 338

М.В. Паничкина, М.А. Масыч, М.Р. Бечвая

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВУЗОВ

Проводимая в настоящее время реформа в сфере финансирования государственных (муниципальных) учреждений образования, направлена, прежде всего, на совершенствование механизма финансового обеспечения основных видов их деятельности, адекватного требованиям рыночной экономики, в том числе за счет привлечения дополнительных источников их финансирования и расширения прав по распоряжению доходами от приносящей доход деятельности. В этих условиях актуализируется роль платных образовательных услуг и появляется необходимость создания механизма определения их стоимости на основе экономического содержания платных услуг системы образования. В данной статье рассмотрена сущность и раскрыто основное содержание современного механизма финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений системы высшего профессионального образования, указаны проблемы финансирования деятельности вузов из альтернативных бюджету источников, представлена положительная динамика объема платных услуг системы образования, рассмотрены основные требования к предоставлению платных образовательных услуг исходя из нормативно-правовых актов Российской Федерации, из которых традиционно формируется цена на них для потребителя. Выделена специфика оказания разными типами высших учебных заведений платных образовательных услуг и порядок распоряжения доходами от их предоставления.

Платные услуги; система образования; приносящая доход деятельность; стоимость платных образовательных услуг.

M.V. Panichkina, M.A. Masych, M.R. Bechvaya

ECONOMIC CONTENT OF PAID EDUCATIONAL SERVICES IN THE REGULATORY FINANCIAL INSTITUTIONS OF HIGHER

EDUCATION

The ongoing reform in the sphere offinancing of state (municipal) institutions of education, aimed at the improvement of the mechanism offinancial support of their main activities, adequate to the requirements of market economy, including through attraction of additional sources of their financing and the extension of rights by the order of the revenues from the income-generating activities. In these conditions, updated the role of paid educational services and there is a need to create a mechanism for the determination of their value on the basis of the economic content of paid services to the education system. This article considers the essence and revealed the main content of the contemporary mechanism offinancial support of the state (municipal) institutions of higher professional education, the issues of financing the activities of universities of the alternative budget sources, presents the positive dynamics of the volume ofpaid services of the education system, the main requirements for the provision of paid educational services on the basis of regulatory-legal acts of the Russian Federation and the components of which are traditionally formed the price for consumers. Specifics of rendering of different types of higher education institutions educational services and the procedure for disposal of income from their provision.

Paid services; the education system; income-generating activities; the cost of educational services.

Проводимая в настоящее время реформа в сфере финансирования государственных (муниципальных) учреждений образования, направлена, прежде всего, на совершенствование механизма финансового обеспечения основных видов их деятельности, адекватного требованиям рыночной экономики, в том числе за счет привлечения дополнительных источников их финансирования и расширения прав по распоряжению доходами от приносящей доход деятельности [1]. В связи с тем, что учреждения системы профессионального образования наиболее конкурентоспособны в области образовательной деятельности, основное внимание уделяется приносящей доход деятельности, осуществляющейся на основе использования собственного потенциала образовательного учреждения, в форме:

♦ предоставления платных образовательных услуг (ПОУ) по основным программам сверх задания учредителя;

♦ дополнительных образовательных программ, не предусмотренных в задании учредителя.

На основании данных Госкомстата, отражающих структуру и динамику объема платных услуг населению можно сделать вывод, что объемы предоставления платных услуг системы образования, после стабилизации экономической ситуации в 2009 г. увеличиваются (табл. 1).

Таблица 1

Индексы физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) [2]

2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011

Объем платных услуг - всего 92,3 110,8 115,5 107,6 98,6 107,0 106,7

В том числе... системы образования 112,6 102,1 110,6 104,2 95,9 98,3 100,2

Определяя высшее профессиональное образование в качестве основы воспроизводства человеческого капитала современного общества, с высокой долей вероятности можно утверждать, что в связи с ориентацией населения на непрерывное совершенствование профессиональных и личностных качеств, в соответствии со структурой спроса рынка труда и потребностей общества, потенциал внебюджетных источников финансирования деятельности вузов будет повышаться, следовательно, вузы, в условиях самостоятельного их формирования и распределения, получают дополнительную возможность развития и совершенствования образовательного процесса.

В связи с изложенным актуализируется проблема получения на регулярной основе всеми стейкхолдерами развития системы высшего профессионального образования оперативной, достоверной и комплексной информации об эффективности деятельности вуза по оказанию ПОУ, включающей сведения как о системе организации ПОУ, получения, распределения и использования финансовых потоков от их оказания, так и об объемах, качестве и доступности платных образовательных услуг для потребителя. Многоаспектность приложения указанных данных предопределяет необходимость выделения подсистемы мониторинга платных образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования в рамках мониторинга качества финансового менеджмента вузов.

Кроме того, специфичность образовательных услуг, проявляющаяся в таких их характеристиках, как: нематериальность, несохраняемость во времени, длительность оказания, отсроченность выявления результативности, адресность, зависимость от степени участия потребителя в процессе их предоставления; восприятие услуги в качестве будущего дохода, инвестиций в деловой и личностный потенциал обучаемого; отсутствие жестких стандартов на процессы и результаты оказания; зависимость

стоимости от конкурентоспособности услуги, т.е. степени ее привлекательности на потребительском рынке, от стереотипов социального мышления и поведения потребителей; обособленность процессов оплаты услуг и их потребления, оплата предоставления услуг до их получения по факту и некоторые другие приводит к затруднению соизмерения стоимостных и качественных характеристик оказываемых вузом платных услуг, что также актуализирует необходимость их мониторирования.

Основными нормативно-правовыми актами РФ, определяющими порядок оказания ПОУ [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9] вузами, весь спектр платных образовательных услуг сегментируется на платные образовательные услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ, и дополнительные платные образовательные услуги. Таким образом, в приведенных нормативных актах действуют такие понятия, как «услуга, оказываемая на платной основе», и «платная услуга». Образовательные услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных учреждений и предоставляемые сверх установленного учреждению государственного задания или в случаях, определенных федеральными законами в пределах установленного государственного задания, но не в ущерб его выполнению, будут относиться к услугам, оказываемым на платной основе, а дополнительные платные образовательные услуги, как правило, сопровождают непосредственно оказание государственных услуг и предусматривают реализацию программ дополнительного обучения, за которые взимается плата с обучаемых.

На основании указанных документов основными требованиями к предоставлению ПОУ являются:

♦ отражение деятельности по оказанию ПОУ в уставе вуза;

♦ наличие лицензии на право ведения тех видов деятельности, которые будут организованы в данном учреждении в форме платных образовательных услуг;

♦ запрет на оказание ПОУ вместо основной образовательной деятельности или в ее рамках, финансируемой за счет средств федерального бюджета;

♦ наличие договорных отношений об оказании ПОУ между исполнителем и заказчиком (физическими и юридическими лицами), носящих добровольный характер;

♦ равноценность по уровню качества оказания ПОУ и услуг, оказываемых вузом бесплатно;

♦ прозрачность деятельности вуза по оказанию ПОУ.

В соответствии с положениями Ф3-83, Ф3-273, ФЗ-210 и ФЗ-174 в зависимости от выбранного типа учреждения высшего профессионального образования определена специфика оказания ими ПОУ и порядок распоряжения доходами от данной деятельности (табл. 2).

На основании данных таблицы можно сделать вывод, что законодательством установлены не только сходные принципы финансирования бюджетных и автономных образовательных учреждений, а также и порядок предоставления ПОУ, порядок определения платы, распределения и распоряжения доходами вуза от ПОУ.

До введения нормативно-подушевого финансирования основным методом формирования стоимости ПОУ являлся затратный метод, при котором цена складывается из затраченных на осуществление услуги ресурсов. Традиционно цена ПОУ для потребителя формируется из следующих составляющих:

♦ прямых затрат на ее производство, включающих заработную плату ППС, непосредственно участвующему в процессе разработки учебно-программной документации, методических и дидактических материалов и проведение занятий; закупку необходимых учебно-методических материалов; возможных затрат, связанных с арендой помещения и оборудования и др.;

♦ косвенных, связанных с расходами на рекламу, затратами на оплату деятельности административно-хозяйственного персонала, коммунальными расходами, амортизационными отчислениями, транспортными и другими хозяйственными расходами,

♦ налоговых затрат;

♦ планируемой прибыли, рассчитываемой на основании спроса на данный вид ПОУ на рынке и цен конкурентов.

Таблица 2

Специфика оказания разными типами вузов ПОУ и порядок распоряжения доходами [1, 3, 8, 9, 10] от их предоставления

Бюджетные Автономные

Условия предоставления ПОУ - предоставляются сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях - услуги, относящиеся к основной деятельности для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами

Порядок определения платы - устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (регламентировано 7-ФЗ: п. 4 ст. 9.2) - не требуется

Размер платы за платные услуги (работы) определяется на основании: - установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) при их наличии; - установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации методик (правил) формирования платы на платные услуги (работы); - размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание (выполнение) учреждением платных услуг (работ), а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом: анализа фактических затрат учреждения на оказание (выполнение) аналогичных платных услуг (работ) в предшествующие периоды; прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание (выполнение) муниципальным учреждением платных услуг (работ), включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий; анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них; анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы)

Порядок распределения и распоряжения доходами от ПОУ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения; БОУ имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения; АОУ имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности

Влияние доходов от ПОУ на процесс финансирования Не влияют на размер предоставляемых субсидии Не влияют на размер предоставляемых субсидии

На основании расчетов рентабельности оказываемой ПОУ и определяемой в виде частного от деления величины чистой прибыли на полные издержки производства ПОУ, с учетом количества получателей услуг и объема определялась экономическая эффективность их предоставления и производилось распределение полученной прибыли на развитие деятельности вуза, материальное стимулирование ППС.

С введением нового законодательства расширилась экономическая самостоятельность вузов, в том числе по оказанию ПОУ целевым потребителям, поэтому на последующих этапах реформы по внедрению рыночных механизмов финансового обеспечения деятельности вузов ожидалось, что перечень платных услуг и расчет их стоимости может быть определен вузами самостоятельно, что привело к опасениям общественности относительно возможностей вузов по наращиванию ПОУ в ущерб предоставления бесплатных. Однако в рамках ФЗ-83 было оговорено, что «порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом», а Приказ Минобрнауки РФ №1898 установил ограничение цены на образовательную услугу, обосновав указанное требование тем, что цена платной образовательной услуги не может быть ниже величины норматива финансового обеспечения такой же услуги, выполняемой в рамках государственного задания [12, 13, 14].

С целью более точного определения стоимости ПОУ вузов в настоящее время предложена методика их расчета на основании установления нормативов финансового обеспечения единицы такой же услуги, выполняемой в рамках государственного задания на одного студента.

Следует отметить, что развитие инструментария расчета финансового обеспечения образовательных услуг шло от «первоначальных» индивидуальных нормативов затрат по каждому бюджетному учреждению высшего образования, исходя из индивидуальных фактических затрат, без учета уровня и структуры затрат других вузов, через установление нормативных затрат в среднем по группе вузов (с использованием корректирующих коэффициентов), которые рассчитываются как отношение суммы нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по всем вузам, входящим в группу, на их количество, к формированию нормативов затрат в разрезе групп специальностей и направлений подготовки по всей совокупности подведомственных Минобрнауки вузов [13].

Привязка расчета стоимости ПОУ к величине субсидии, получаемой вузом на обучение одного бюджетного студента от государства, с учетом действующих правовых оснований, указывает на зависимость стоимости ПОУ от нормативов, дифференцированных по определенным группам вузов, специальностям (направлениям подготовки) и их приоритетности для общества; программам (уровням высшего образования); формам обучения; сложности, требуемого для оказания услуги лабораторного оборудования; численности студентов, приходящейся на одного преподавателя и др. Таким образом, может быть определена минимальная стоимость ПОУ.

В случае установления стоимости ПОУ выше рассчитанного норматива на ее оказание произойдет ограничение доступа малообеспеченных слоев населения к получению платного образования в вузах, а также перераспределение потока студентов, не набравших достаточно высокие баллы, из вузов с высоким рейтингом на бюджетные места в вузы с низким качеством предоставления услуг.

При установлении стоимости ПОУ на уровне ниже предельных издержек по их оказанию, с одной стороны, увеличивается доступность ПОУ для потребителей, с другой стороны, происходит перенасыщение ими рынка платных образовательных услуг, что ведет к снижению качества предоставляемых услуг и неокупаемо-сти вложений их потребителей в высшее образование [15].

Следовательно, установление стоимости ПОУ должно производиться не ниже рассчитанных нормативов финансирования образовательных услуг одного бюджетного студента с учетом специальностей и направлений подготовки. Таким образом, выявление экономического содержания платных образовательных услуг в условиях перехода вузов на механизм нормативного финансирования позволяет представить этапы определения их стоимости и определить непосредственные статьи затрат на предоставление образовательной услуги по обучению одного студента того или иного направления подготовки в зависимости от установленных учредителем нормативов затрат. Мониторинг платных образовательных услуг может выступать неотъемлемой частью определения результатов оказания ПОУ, их качества и прогнозирования потребности рынка труда с целью формирования дополнительных образовательных программ, программ повышения квалификации и переподготовки кадров, корректировки образовательных программ вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100193.

2. Официальный сайт Росстата // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.krsdstat.ru/ digital/region6/DocLib/2-%D0%B8%D1%84%D0%BE_%D0%BF% В0%ВВ%Б0%В0%Б1% 82_%Б 1%83 %Б 1 %81 °/<С0%ВВ°/<С 1 %83°/<С0%В3 .Мш.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW ;п= 146216.

4. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» //

Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=

doc;base=LAW;n= 121834.

5. Гражданский кодекс РФ // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=130765.

6. Закон РФ «О защите прав потребителей» // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/consuшerisш/?utш_caшpaign=lawdoc_dynaшic&utш_sourc e=google.adwords&utш_шediuш=cpc&utш_content=1&gclid=CMXшse3Y4LcCFYV8cAod4 AoANA.

7. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=57844.

8. Правила оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 3016);с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 181, от 28 декабря 2005 г. № 815, от 15 сентября 2008 г. № 682 // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=80070.

9. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144686.

10. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей» // Консультант Плюс.

Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/consuшerisш/?utш_caшpaign=

lawdoc_dynaшic&utш_source=google.adwords&utш_шediuш=cpc&utш_content=1&gclid=C MXmse3Y4LcCFYV8cAod4AoANA.

11. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" // Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=80070.

12. Приказ Минобрнауки от 20.12.2010г., №1898 // Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 109281.

13. Ястребова О.К., Цветкова А.В. Профессиональное образование: новые механизмы финансового планирования // Режим доступа: http://bujet.ru/article/200810.php.

14. Масыч М.А., Бечвая М.А. Институциональная платформа как фактор развития социально-трудовых отношений научно-педагогических кадров в сфере высшего образования // Глобальный мир: антикризисные императивы, модернизация, институты // Матер. Междунар. науч.-практ. конф.: в 3-х т. Т. 2 / Под ред. А.Ю. Архипова, Ю.М. Осипова, В.А. Алешина, В.Н. Овчинникова. - М.: Вузовская книга, 2012. - С. 192-200.

15. Клячко Т., Синельников-Мурылев С. О нормативах бюджетного финансирования и регулирования величины платы за обучение в государственных вузах // Экономика образования. - 2012. - № 6. - С. 137-164. Режим доступа: http://www.iep.ru/files/text/policy/ 2012_6Myachko.pdf.

Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор Т.В. Чернова.

Паничкина Марина Васильевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371742; кафедра экономики предприятия; к.э.н.; доцент.

Масыч Марина Анатольевна - e-mail: [email protected]; кафедра экономики предприятия; к.э.н. ; доцент.

Бечвая Мария Раджевна - e-mail: [email protected]; кафедра экономики предприятия; ассистент.

Panichkina Marina Vasilevna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371742; the department of business economics; cand. of ec. sc.; associate professor.

Masych Marina Anatolevna - e-mail: [email protected]; the department of business economics; cand. of ec. sc.; associate professor.

Bechvaya Mariya Radgevna - e-mail: [email protected]; the department of business economics; assistant.

УДК 330.142

Т.В. Седова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО

УРОВНЯ ПЕРСОНАЛА

Раскрыто понятие «интеллектуальная организация» и выделены ее отличительные особенности по сравнению с организациями другого типа. Определены ключевые факторы, обуславливающие успех деятельности интеллектуальной организации. Рассмотрены подходы к формированию стратегии управления интеллектуальным капиталом организации, которые могут способствовать росту качественного уровня персонала. Показано, что выбор подхода к формированию стратегии управления интеллектуальным капиталом определяется степенью зрелости организации. Реализация таких подходов позволит существенно расширить возможности менеджмента организации в сфере повышения качества интеллектуального капитала, диверсифицируя структуру этой составляющей капитала. Использование данных подходов эффективно в ситуации, когда разработка и реализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.