Научная статья на тему 'Роль платных образовательных услуг в новом формате финансового обеспечения вузов'

Роль платных образовательных услуг в новом формате финансового обеспечения вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
981
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / HIGHER EDUCATION / BUDGETARY FINANCING / PAID EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паничкина Марина Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения высшего профессионального образования в условиях переориентации государственной модели управления бюджетными ресурсами с затратного на результативный подход; представляются проблемы финансирования расходов вузов из альтернативных бюджету источников, существенное место в которых определяется деятельности по предоставлению платных образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of paid educational services in the new vision of financial security of the universities

The paper reviews the financial support of higher education in conditions of reorientation of a state model in the management of budgetary resources with the cost to effective approach. It represents the problems of the costs financing of higher educational institutions of the alternative budget sources. The significant part of them is determined by the activity of providing paid educational services.

Текст научной работы на тему «Роль платных образовательных услуг в новом формате финансового обеспечения вузов»

УДК 336.531.2:378

ББК 65.261.55

П 16

М.В. Паничкина

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог. Тел.: (928) 182 73 07;

e-mail: pani chkina @inbox . ru.

Роль платных образовательных услуг в новом формате финансового обеспечения вузов

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения высшего профессионального образования в условиях переориентации государственной модели управления бюджетными ресурсами с затратного на результативный подход; представляются проблемы финансирования расходов вузов из альтернативных бюджету источников, существенное место в которых определяется деятельности по предоставлению платных образовательных услуг.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование; бюджетное финансирование; платные образовательные услуги.

M.V. Panichkina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Business Economics Department,

Southern Federal University, Taganrog. Ph. (928)182 73 07, e-mail: [email protected].

The role of paid educational services in the new vision of financial security of the universities

Abstract. The paper reviews the financial support of higher education in conditions of reorientation of a state model in the management of budgetary resources with the cost to effective approach. It represents the problems of the costs financing of higher educational institutions of the alternative budget sources. The significant part of them is determined by the activity of providing paid educational services.

Keywords: higher education; budgetary financing; paid educational services.

Экономической основой деятельности учреждений системы высшего профессионального образования является интегрированная совокупность следующих основных компонентов: средств бюджета (государственного или муниципального учредителя) и средств, поступающих из внебюджетных источников (спонсорских средств, пожертвований и средств, зарабатываемых вузами на основе использования собственного потенциала от основной или связанной с ней деятельностью, предоставляемой в виде услуг за плату, и иной, приносящей доход, деятельности).

Таким образом, экономическое положение высшего учебного заведения обусловлено разностью между потребностью в средствах для осуществления образовательной деятельности и фактическим его финансированием из всех имеющихся источников.

Статистические данные об объемах финансирования учреждений системы высшего профессионального образования, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о стабильности финансовых поступлений лишь из бюджетных источников с некоторым снижением темпов в 2010 г.

Таблица 1

Динамика объемов финансирования вузов [1]

2007 г. 2009 г. 2010 г.

Объем средств всего (млрд р.) 408 581 565

Бюджетные средства (млрд р.) 198 294 302

Внебюджетные средства (млрд р.) 204 288 252

Из них: населения (млрд р.) 111 210 189

Однако в рыночных условиях средств бюджета оказалось явно недостаточно для организации учебного процесса, содержания и эксплуатации имущества, приобретения оборудования, поэтому, несмотря на стабильность бюджетного финансирования, вузы для покрытия дефицита финансирования расходов и удовлетворения обоснованной потребности в средствах вынуждены были их компенсировать из альтернативных бюджету источников.

Переход от финансирования содержания бюджетных и автономных организаций системы высшего профессионального образования к финансированию оказываемых ими услуг с учётом структуры и объемов платного обучения подтверждает переориентацию государственной модели управления бюджетными ресурсами с затратного на результативный подход и свидетельствует о повышении значимости для указанных учреждений «внебюджетной» составляющей.

Что касается внебюджетных средств, большей частью полученных за оказание образовательных услуг от населения, то, по данным таблицы 1, с 2010 г. наблюдается уменьшение их объемов, что связано с последствиями финансового кризиса, снижением доходов населения, демографическим спадом, приведшим к изменению численности обучающихся, в том числе в системе высшего профессионального образования (ВПО), а, следовательно, к уменьшению участвующих в финансировании деятельности вузов семей.

Результатом влияния указанных факторов является модификация всего рынка образовательных услуг вузов, который из экстенсивно расширяющегося, способного удовлетворять спрос населения и соответственно, привлекать дополнительные средства финансирования, превращаться, по характеристике современных исследователей, в сжимающийся рынок [2].

Обзор статистических данных о потребительских расходах на образование указывает на приоритетность данного вида услуг для населения, что подтверждается стабильностью ежегодных отчислений на образовательные услуги в этот период (табл.2).

Таблица 2

Динамика объема платных услуг в системе образования[1]

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Объем платных услуг в системе образования (млрд р.) 153 193 242 288 310 327 339

Объем платных услуг в системе образования на душу населения (р.) 1075 1364 1700 2026 2186 2285 2372

Финансовый кризис и демографический спад стали причиной изменения спроса населения на платные образовательные услуги, что подтверждается некоторым снижением темпов роста их объема в 2010, 2011 гг.

Изложенный вывод может быть подтвержден также данными об изменении количества учреждений ВПО, структуры и численности студентов как в государственных, так и в негосударственных вузах (табл. 3).

Таблица 3

Динамика количества учреждений ВПО, структуры и численности студентов вузов [1]

2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009 2009/ 2010 2010 /2011

Гос. имуниц.учреждений ВПО (ед) 660 658 660 662 653

Всего студентов гос. и муниц. учреждений ВПО 6,13 6,21 6.21 6.14 5.85

Из них: обучающихся с полным возмещением затрат, млн чел. 3,14 3,28 3.36 3.37 3.23

негосударственных учреждений ВПО (ед). 430 450 474 452 462

Всего студентов негосударственных учреждений ВПО 1,18 1,25 1.30 1.28 1.20

Как видно из таблицы 3, результатом повышения коммерциализации учреждений ВПО явилась тенденция роста в них до 2010 г. контингента обучающихся с полным возмещением затрат, часто за счет сокращения приема на бюджетной основе, и увеличение количества негосударственных вузов, что, однако, не привело к ожидаемому повышению численности обучающихся в них студентов.

Таким образом, в условиях изменения государственного механизма финансового обеспечения вузов и снижения средств, получаемых ими из внебюджетных источников, для поддержания конкурентоспособности вузам необходима эффективная политика изыскания дополнительных возможностей финансирования образовательной, научной и др. деятельности.

С учетом трансформации финансово-экономических механизмов обеспечения деятельности государственных профессиональных образовательных учреждений, в том числе и вузов, важнейшими функциями финансового менеджмента бюджетных и автономных организаций системы профессионального образования становятся: выявление приоритетных направлений привлечения дополнительных источников финансирования их деятельности; сохранение целевого характера распределения средств, полученных из этих источников, и оценка эффективности расходов учреждения с учетом рисков, сопряженных с получением и управлением дополнительными финансовыми ресурсами.

В этой связи актуализируется деятельность государственных учреждений высшего профобразования по развитию системы платных образовательных услуг (ПОУ), связанная с организацией и реализацией процессов их производства на основании эффективного использования имеющегося образовательного, инновационного, финансового, кадрового и др. потенциалов вуза.

Являясь основным источником внебюджетных поступлений, ПОУ занимают существенное место в системе приносящей доход деятельности вуза, следовательно, с учетом выявленных трендов рынка образовательных услуг ВПО, для повышения эффективности процесса привлечения финансовых ресурсов деятельность вузов по оказанию ПОУ должна быть ориентирована на потребности экономики и подготовку выпускников высокого качества с компетенциями, востребованными бизнес-сообществом конкретных территорий [3]. Однако, качество подготовки зависит в том числе от удовлетворения потребностей вуза в финансовых средствах.

Нормативно-правовое сопровождение деятельности вуза по оказанию ПОУ [4, 6, 7, 8] касается порядка их оказания, регулирования стоимости, распоряжения доходами учреждений системы высшего образования от указанной деятельности. В частности, осуществляя функцию регулирования, государство в качестве основных критериев цены ПОУ определяет следующие: цена формируется на основе экономически обоснованных

затрат, с учетом качества оказываемых услуг и конъюнктуры рынка и должна быть не ниже бюджетного финансирования аналогичной услуги [8].

Однако анализ результатов Мониторинга размера и порядка оплаты образовательных услуг, оказываемых государственными учреждениями профессионального образования Минобрнауки России сверх государственного задания, проведенного в 2011-2012 уч. году, и Интерактивного мониторинга стоимости обучения по договорам с оплатой сверх государственного задания, (т.е. ПОУ) государственных учреждений профессионального образования (бюджетных и автономных), проведенного осенью 2012 г., выявили ряд проблем, острота и значимость решения которых очевидна для формирования перспектив развития системы профессионального образования с учетом сложившихся трендов на рынке образовательных услуг вузов.

В качестве объектов наблюдения за соответствием деятельности бюджетных и автономных учреждений профессионального образования требованиям ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ и приказа Министра образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. №1898 в части регулирования платных услуг для участия в интерактивном мониторинге было привлечено 2258 учреждений: 283 вуза Минобрнауки, 180 вузов ФОИВ, 24 вуза субъектов Российской Федерации, 30 самостоятельных учреждений СПО ФОИВ и 903 самостоятельных учреждений СПО субъектов РФ [9], которыми в совокупности реализуется 30511 платных услуг.

Соответствие деятельности вузов Минобрнауки РФ требованиям Порядка Приказа №1898 без учета наличия государственного задания выглядит следующим образом: из 283 вузов Минобрнауки 97,5% вузов размер оплаты установили по всем услугам с указанием затрат. Однако при установлении размера оплаты услуг, который в соответствии с Порядком, заданным Приказом №1898, должен определяться на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг с учетом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка [8], только в 100 вузах Минобрнауки, участвующих в мониторинге, размер оплаты установлен не ниже существующего норматива, а в 62% вузов размер оплаты хотя бы по одной услуге установлен ниже норматива. С учетом наличия государственного задания - КЦП 95,4% вузов провели расчет оплаты по всем услугам с указанием затрат. При этом в 64% вузов Минобрнауки размер оплаты по всем услугам установлен не ниже норматива, а у 31% вузов размер оплаты хотя бы по одной услуге установлен ниже норматива. По филиалам вузов данные представлены следующим образом: без учета наличия государственного задания из 587 филиалов вузов 71,5% учреждений соответствуют нормам Закон №7-ФЗ и Приказу Минобрнауки №1898, а с учетом наличия государственного задания - КЦП из 409 декларировавших КЦП филиалов вузов указанным нормативно-правовым актам соответствуют 82,6%.

Таким образом, отдельные вузы, не имеющие государственного задания и соответственно, бюджетного финансирования по специальностям (направлениям подготовки), а также некоторые вузы, им обеспеченные, установили размер платы за обучение ниже определенной Минобрнауки величины, т.е. в данном случае имеет место нарушение установленных приказом Минобрнауки РФ от 27.06.2011 г. №2070 нормативов. В соответствии с этим приказом в 2012/2013 учебном году норматив затрат на одно бюджетное место на первом курсе установлен в размере 60,2 тыс. р., а в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 г. №1898, размер оплаты за обучение с полным возмещением затрат обучаемым, т.е. на коммерческой основе, не может быть установлен ниже величины финансового обеспечения аналогичных государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания. Следовательно, занижение размера оплаты за обучение указанными вузами может свидетельствовать о недостаточности кадровых и материальных ресурсов, а, следовательно, о возможном снижении качества предоставляемых ими образовательных услуг.

Следует отметить, что негосударственные вузы также имели возможность участвовать

в мониторинге, но сведений по ним для анализа недостаточно. Являясь полноправными участниками рынка образовательных услуг высшего профессионального образования, негосударственные вузы до 2012 г. могли предложить своим студентам только обучение с полным возмещением затрат (на коммерческой основе). В настоящее время в рамках новой стратегии финансирования негосударственные вузы могут участвовать в конкурсе на получение государственных средств для организации обучения студентов на бюджетных местах. Основным условием является предоставление сведений о способности негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию, проводить качественное обучение, т.е. о материальной базе, кадровом составе, научной и международной деятельности, качестве подготовки выпускников и их востребованности на рынке труда. Из 85 частных вузов, подавших заявки на конкурс в 2012 г., 54 вуза были признаны соответствующими критериям Министерства образования и науки РФ и получили бюджетные места. Однако, некоторые негосударственные вузы, получив бюджетные места, оставили за собой право устанавливать стоимость обучения «студентов-платников», хотя на основании принципов нормативно-подушевого финансирования стоимость обучения по специальностям (направлениям подготовки) для студентов на бюджетных местах и студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, должна быть одинаковой. Анализ данных о размере оплаты за обучение говорит о несоответствии стоимости обучения на платных отделениях некоторых негосударственных институтов нормам законодательства. Так, из 43 частных вузов по направлению «Экономика», представленных на сайте РИА новости «Вузы России: навигатор абитуриента» и указавших стоимость обучения, у 37,2% вузов размер платы за обучение установлен ниже существующего норматива - 60,2 тыс. руб. В связи с тем, что образовательный процесс с надлежащим качеством может осуществляться только при обеспечении его необходимыми финансовыми ресурсами, возникают сомнения в обеспечении необходимых условий для реализации учебного процесса и успешности подобного обучения.

С учетом демографической ситуации, нестабильности доходов населения и выявленных трендов развития рынка образовательных услуг ВПО, изменение самими вузами размера оплаты, как в сторону понижения, так и повышения, может привести к снижению их инвестиционной привлекательности для абитуриентов, недобору студентов, сокращению количества учреждений высшего образования, не обеспечивающих надлежащего качества обучения. Таким образом, расчет размера платы за обучение по принципам, установленным Порядком приказа №1898, будет способствовать активизации процессов реструктуризации сектора высшего образования.

Соответствие принятым нормам финансирования может быть особенно выгодно вузам, как государственным, так и частным, осуществляющим обучение студентов по техническим (инженерным) специальностям (направлениям подготовки), которыми не насыщен рынок труда. С учетом приоритетности для экономики конкретного региона обучение на этих специальностях будет приносить вузам больше средств на развитие деятельности, чем обучение студентов на непрофильных направлениях.

Таким образом, ориентация отечественной экономики на инновационный путь развития требует высокого качества подготовки выпускников ВПО [10], что возможно только при обеспечении достаточного объема финансовых средств. Новый формат финансового обеспечения учреждений высшего профессионального образования позволяет вузам совмещать преимущества рыночной организации предоставления образовательных услуг с государственными гарантиями финансирования. Конкуренция высших учебных заведений за студентов, повышение качества образовательных услуг, в том числе и платных, их ориентация на общественные потребности территорий и индивидуальные потребности обучающихся будет способствовать привлечению финансовых средств на развитие деятельности вуза.

Примечания:

1. Платное обслуживание населения в России: стат. сб. / Росстат. M., 2011.

2. Дисбаланс спроса и предложения на рынке профессионального образования в современной России / И.В. Абанкина,Т.В. Абанкина, Л.М. Филатова [и др.]. URL: http://regconf.hse.ru/uploads/2c77439a80bfe861ee25abaa612522e181a727e8.doc

3. Паничкина М.В. Управление взаимодействием системы образования и бизнес-сообщества. Организационно-структурное совершенствование процесса на основе информационно-аналитического обеспечения. Берлин: LAPLAMBERTAcademicPublishingGmbH&Co.KG, 2012. 205 S.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл с экрана.

5. Правила оказания платных образовательных услуг: утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505: [с изм. и доп., внесенными Постановлениями Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 181, от 28 декабря 2005 г. № 815, от 15 сентября 2008 г. № 682] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 3016.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл с экрана.

7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл с экрана.

8. Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания: приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 1898 // СПС КонсультантПлюс. М., 2013. Загл с экрана.

9. Результаты мониторинга платных услуг (прием на первый курс 2012-2013 учебного года). URL: http://www. stat-mon.ru/Home/Results

10. Масыч М.А., Паничкина М.В., Задорожняя Е.К. Проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов // Известия ЮФУ Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. № 3. С. 93-103.

References

1. Paid services to the population in Russia: stat. collection / Rosstat. M., 2011. Russian statistics / Rosstat. M., 2011.

2. The imbalance of supply and demand in the market of professional education in modern Russia / I.V. Abankina, T.V Abankina, L.M. Filatova [etc]. URL: http://regconf.hse.ru/uploads/2c77439a80bfe861ee25abaa612522e181a727e8.doc

3. Panichkina M.V. Managing the interaction of the education system and the business community. Organizational-structural improvement process on the basis of information-analytical support. Berlin: LAPLAMBERTAcademicPublishingGmbH&Co.KG. 2012. 205 p.

4. On education in the Russian Federation: the Federal law of 29.12.2012 No. 273-FZ // ILS ConsultantPlus. M., 2013. Title from the screen.

5. Rules of providing paid educational services: approved by decree of the Government of the Russian Federation of July 5, 2001 No. 505: [amended and supplemented by Resolutions of the RF Government on April 1, 2003, No.1, of December 28, 2005, No.5, of September 15, 2008, No. 682] // Collected legislation of the Russian Federation. 2001. No. 29. Art. 3016.

6. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with improvement of the legal status of state (municipal) institutions: the Federal law of 08.05.2010 83-FZ // ILS ConsultantPlus. M., 2013. Title from the screen.

7. On the organization of public and municipal services: the Federal law of 27.07.2010 No.

210-FZ // ILS ConsultantPlus. M., 2013. Title from the screen.

8. On approval of the Procedure for determining payment for physical persons and legal entities for services (works) related to the main activities of the Federal budgetary institutions under the jurisdiction of the Ministry of education and science of the Russian Federation, provided by them beyond the established state job, as well as in the cases specified by Federal laws, within the established state target: the order of the Minister of education and science of the Russian Federation of 20 December 2010 No. 1898 // ILS ConsultantPlus. M., 2013. Title from the screen.

9. The results of the monitoring of paid services (admission for the first course of the 20122013 academic year). URL: http://www.stat-mon.ru/Home/Results

10. Masych M.A., Panichkina M.V., Zadorozhnaya E.K. Problems of training competitive specialists // Izvestiya of the YuFU. Iss. "Information and humanitarian technologies in the management of economic and social systems". Taganrog: TTI YuFU Publishing House, 2009. No.3. P. 93-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.