Научная статья на тему 'Повышение качества жизни населения как важнейшая цель социальной политики муниципального образования'

Повышение качества жизни населения как важнейшая цель социальной политики муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3237
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА / QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION / SOCIAL POLICY / MUNICIPAL FORMATION / MUNICIPAL SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кайль Яков Яковлевич, Епинина Вероника Сергеевна, Ламзин Роман Михайлович

В статье определяются основные направления деятельности администрации муниципального образования, связанные с повышением уровня качества жизни населения. Обеспечение комфортных условий жизни происходит на основе оказания муниципальных услуг по важнейшим сферам жизни населения. Процесс оказания данных услуг определяется спецификой экономической системы различных муниципалитетов. Авторы приходят к заключению о том, что повышение качества жизни населения обеспечивается на основе комплексного регулирования социально-экономических отношений со стороны органов местной администрации с учетом имеющихся ресурсов для удовлетворения потребностей местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кайль Яков Яковлевич, Епинина Вероника Сергеевна, Ламзин Роман Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF LIVING THE POPULATION AS THE MOST IMPORTANT PURPOSE OF THE SOCIAL POLICY OF MUNICIPAL EDUCATION

The article defines the main areas of activity of the administration of the municipal formation, related to the improvement of the quality of life of the population. Providing comfortable living conditions is based on the provision of municipal services in the most important spheres of life of the population. The process of providing these services is determined by the specifics of the economic system of the various municipalities. The authors conclude that improving the quality of life of the population is provided on the basis of integrated regulation of socio-economic relations by local authorities, taking into account the available resources to meet the needs of the local population.

Текст научной работы на тему «Повышение качества жизни населения как важнейшая цель социальной политики муниципального образования»

УДК 332.025 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-216-220

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАС ЕЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

Кайль доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом

Яков и экономики в сфере образования, Волгоградский государственный

Яковлевич социально-педагогический университет (400066, Россия, г. Волгоград,

пр. им. В.И. Ленина, 27]. E-mail: [email protected] Епинина кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Вероника Волгоградский государственный университет (400062, Россия, Сергеевна г. Волгоград, пр. Университетский, 100]. E-mail: [email protected] Ламзин старший преподаватель кафедры управления персоналом

Роман и экономики в сфере образования, Волгоградский государственный

Михайлович социально-педагогический университет (400066, Россия, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27]. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье определяются основные направления деятельности администрации муниципального образования, связанные с повышением уровня качества жизни населения. Обеспечение комфортных условий жизни происходит на основе оказания муниципальных услуг по важнейшим сферам жизни населения. Процесс оказания данных услуг определяется спецификой экономической системы различных муниципалитетов. Авторы приходят к заключению о том, что повышение качества жизни населения обеспечивается на основе комплексного регулирования социально-экономических отношений со стороны органов местной администрации с учетом имеющихся ресурсов для удовлетворения потребностей местного населения.

Ключевые слова: качество жизни населения, социальная политика, муниципальное образование, муниципальная услуга.

Привлекательность любого муниципального образования, степень благополучия местного населения, тенденции его будущего развития детерминированы показателем качества жизни населения. На государственном уровне официально задекларировано, что повышение качества жизни населения является ключевым приоритетом социальной политики, на достижение которого должно ориентироваться функционирование всей системы публичного управления.

Главным элементом в этой системе является муниципальное управление, органы которого напрямую взаимодействуют с населением подведомственной территории и сталкиваются напрямую с социальными проблемами горожан. Поэтому именно качество жизни выражает в полной мере результаты проводимой в муниципальном образовании социальной политики.

Социальная политика муниципального образования представляет собой сложную совокупность задач органов публичного управления административного, экономического и правового характера, которые реализуются в социальной сфере и направлены на формирование и развитие благоприятных условий жизни населения [9, c. 60]. Для эффективной реализации функций местной администрации необходим всесторонний анализ проблем, связанных с жизнью населения, с разработкой и оказанием адекватных муниципальных услуг. Разработка муниципальной социальной политики проводится в контексте социальной политики государства, расширяя и детализируя каждое направление, опираясь на социально-экономические особенности муниципального образования, местные традиции и др. [10, c. 52]. На основе действующего федерального и регионального законодательства исполнительные органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты в форме постановлений и распоряжений с целью решения конкретных социально-экономических проблем.

Муниципальная социальная политика ориентирована на предоставление населению необходимых условий жизни на данной территории, что связано с осуществлением деятельности органов местного самоуправления путем реализации соответствующих функций [1, c. 88; 2]. Данные функции следует разделить по нескольким направлениям, которые связаны с обеспечением развития жизни местного сообщества.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Волгоградской области в рамках научного проекта №16-12-34014 «Механизмы повышения результативности и эффективности публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города в системе показателей комфортности и энергоэффективности жизнедеятельности населения».

Важнейшей структурной составляющей качества жизни является здоровье населения. Поэтому первым направлением в рамках обеспечения качества жизни местного населения выступает формирование инновационной инфраструктуры муниципального здравоохранения. Переход к высоким стандартам качества жизни в области повышения здравоохранения может быть осуществлен только через предоставление качественных медико-диагностических услуг, обеспечение санаторно-курортного лечения, доступности учреждений для занятий спортом и физической культурой, создание условий для активного отдыха [3, с. 114; 10, с. 68].

Охрана здоровья жителей подразумевает регулярное осуществление профилактических мероприятий, раннюю диагностику заболеваний, лечение и диспансеризацию населения, проведение оздоровительной и реабилитационной работы. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья заключается в реализации комплексных экономических, социальных, правовых, культурных, научных, медицинских, санитарно-гигиенических, профилактических мероприятий, ориентированных на предоставление всем без исключения жителям муниципального образования медицинской помощи в случае утраты здоровья. Организация медицинской помощи предполагает оказание медицинских услуг на уровне не ниже государственных минимальных стандартов, выполнение которых государство гарантирует [11, с. 54].

Организация муниципального здравоохранения как важнейшей социальной отрасли подразумевает под собой создание развитой сети медицинских учреждений в пределах территории муниципалитета, их лекарственное, материально-техническое, технологическое, кадровое обеспечение. Необходимо соответствующее финансирование лечебно-профилактических и иных учреждений системы местного здравоохранения с оказанием качественных медицинских услуг по защите жизни и здоровья местных жителей. Указанные полномочия закреплены за органами администраций муниципальных районов и городских округов, которые осуществляют на своих территориях следующие функции:

1. Создание специальных подразделений (например, комитетов, департаментов] по выполнению специализированных функций управления организациями здравоохранения, что связано с набором персонала, обеспечением их взаимодействия и контроля над качеством оказываемых услуг медицинской и лечебно-профилактической деятельности.

2. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной] при соответствующем обеспечении современным транспортом и медицинском оборудовании.

3. Регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности особо опасных заболеваний.

Муниципальная власть должна принимать участие в развитии научных и образовательных учреждений медицинского профиля, поскольку именно они обеспечивают создание и распространение современных методов лечения, новых медицинских технологий, лекарственных средств, квалифицированных кадров [1, с. 72]. Очевидно, что такое содействие медицинской науке предоставит возможность для повышения качества жизни населения муниципального образования.

Еще одной немаловажной составляющей качества жизни населения является развитие образования населения. Поэтому вторым направлением в рамках обеспечения качества жизни местного населения необходимо выделить повышение качества деятельности муниципальных образовательных учреждений, а также образовательных организаций других форм собственности на территории муниципалитета.

Образовательный уровень населения - один из стержневых параметров социально-экономического развития муниципального образования, детерминирующих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность [5, с. 103]. Для роста образовательного уровня населения требуется длительное по продолжительности время и значительные финансовые вложения [13, с. 249]. Поэтому одной из крупных статей расходов местных бюджетов традиционно выступают расходы на образование.

Развитость институтов образования является важнейшим критерием качества жизни населения. В структуру системы образования входят дошкольное, среднее, среднее специальное, высшее профессиональное образование. Доступность данных уровней образования большей части населения муниципалитета подтверждает достижение нормального стандарта качества жизни. Высокое качество жизни подразумевает кроме перечисленных уровней образования обеспечение непрерывного профессионального образования. В целом к полномочиям органов муниципального управления в данном случае относятся:

1. Обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, а также направлениям специальной профессиональной подготовки. Данные направления образовательной деятельности могут определяться особенностями муниципальной экономической системы и потребностями муниципальных организаций в профессиональных кадрах и специалистов в отдельных отраслях сельского хозяйства, промышленности и оказания услуг населению.

2. Оказание образовательных и воспитательных услуг населению по дополнительному обучению детей с необходимым присмотром за ними с целью формирования благоприятного для развития личной культуры досуга.

3. Проектирование, планирование и непосредственное регулирование процессов функционирования муниципальных образовательных организаций с обеспечением востребованным имуществом, финансовыми средствами и условиями деятельности в муниципалитете.

4. Обеспечение безопасности процесса обучения с охраной зданий образовательных организаций и обустройство прилегающих к ним территорий.

5. Учет детей, нуждающихся в специализированных курсах обучения в соответствии с их состоянием здоровья, что определяется соответствующими программами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В сфере образования важно сохранить паритет доступности всех социальных слоев и территориальных групп населения муниципального образования к качественному образованию. Основными приоритетами в данном случае выступают рост качества образовательных услуг на основе совершенствования материально-технического и кадрового потенциала образовательных учреждений, соблюдение принципа непрерывности образования, повышения профессиональной компетентности выпускников и эффективного использования их знаний для динамичного развития экономики и социальной сферы муниципального образования.

Третьим направлением функций органов местного самоуправления по повышению качества условий жизни населения является муниципальное регулирование процессов использования и охраны объектов культурного наследия, имеющих историко-архитектурное, художественное, научное и мемориальное значение для местной культуры и поддержания местных уникальных традиций [3, с. 81], функционирования учреждений различных организационно-правовых форм в сферах охраны здоровья, образования и развития личности, культуры и охраны историко-культурного наследия, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики, культурно-массовой работы по месту жительства, деятельность которых призвана обеспечить комплексное повышение качества жизни населения. В сфере физической культуры и массового спорта востребовано планирование физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в соответствии с финансовыми возможностями муниципального бюджета.

Четвертым направлением функций органов местного самоуправления по повышению качества условий жизни населения выступает обеспечение занятости местного населения по вопросам участия жителей в общественных работах [4, с. 44]. Преимущественное право на участие в таких работах имеется у безработных граждан, которые не получают пособия по безработице и состоят на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Пятым направлением функций органов местного самоуправления по повышению качества условий жизни населения следует указать организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; библиотечного обслуживания населения и др.

Общим важнейшим элементом пяти указанных направлений функций органов местного самоуправления по повышению качества условий жизни населения выступает качественное предоставление различных муниципальных услуг [16, с. 210]. В этом контексте одним из важнейших направлений повышения комфортности жизнедеятельности населения выступает перевод оказания муниципальных услуг в электронную форму, что обеспечивает ускоренный порядок перемещения различных сведений при соответствующем электронном контроле уровня качества и сроков оказания данных услуг [6, с. 127]. Переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде существенно повышает их доступность, снижает коррупционные риски, сокращает временные и финансовые затраты государства и граждан.

Определяя стратегию социальной политики муниципального образования в качестве актуальных вопросов социального развития, без решения которых невозможно обеспечить его устойчивое развитие, можно выделить: проблему бедности, социального неблагополучия

отдельных категорий населения, порождающую социальную напряженность и социальные конфликты; проблему укрепления семьи, обеспечения защиты прав материнства и детства и гарантий подрастающему поколению [14, а 180].

Основным приоритетом в данном контексте выступает, по нашему мнению, необходимость совершенствования методов управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Содержание социальной политики муниципального образования должно заключаться в синхронном воздействии органов управления всех уровней власти (федерального, регионального и местного] на каждую из составляющих качества жизни населения [15, с 187] с целью придания последним позитивной направленности и положительной динамики. Для этого, на наш взгляд, необходимы:

- нейтрализация негативных последствий социального расслоения общества;

- непрерывный контроль качества предоставляемых медицинских услуг и продукции;

- нормализация и улучшение демографической ситуации, а также показателей здоровья населения, увеличение средней продолжительности жизни;

- обеспечение продовольственной, энергетической, экологической безопасности муниципального образования;

- обновление содержания образования и повышение качества образовательных услуг;

- поощрение позитивного отношения к здоровому образу жизни, к занятию активной физической культурой;

- применение современных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий для совершенствования культурно-образовательного потенциала территории;

- совершенствование управленческого и ресурсного обеспечения развития образования и здравоохранения;

- создание условий для повышения конкурентоспособности и реализация в максимальной степени трудового потенциала населения;

- сохранение и преумножение культурно-исторического наследия.

Таким образом, важнейшим приоритетом всех уровней публичного управления рассматривается повышение качества жизни населения. Для достижения данного приоритета необходимы целенаправленные действия со стороны органов публичной власти, ориентированные на рост уровня благосостояния населения, поддержку семьи, материнства и детства, укрепление здоровья населения, улучшение его уровня образованности. Повышение качества жизни населения обеспечивается на основе комплексного регулирования социально-экономических отношений со стороны органов местной администрации с учетом имеющихся материальных средств и финансовых ресурсов в соответствии с потребностями местного населения.

Литература

1. Анопченко Т.Ю., Мурзин А.Д., Чернышев М.А. Риск-менеджмент развития городских территорий: монография. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2016. - 190 с.

2. Белоусов В.М. Потребности населения как фактор конфликтогенного потенциала // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 5. С. 246-256.

3. Глазырин М.В. О создании системы комплексного развития муниципального образования // Экономист. 2014. №3. С. 79-84.

4. Дуканова И.В. Исследование потенциала социально-экономического развития муниципальных образований // Микроэкономика. 2011. №3. С. 112-117.

5. Иванова В.В., Кортунова В.С. Человеческий потенциал в инновационном развитии экономики России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2010. №8-1. С. 102-105.

6. Кайль Я.Я. О необходимости стандартизации (регламентации] государственных (муниципальных] услуг // Власть. 2011. № 7. С. 126-130.

7. Кайль Я.Я. Оказание государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №28. С. 48-55.

8. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Зарубежный опыт партисипативной ориентации публичного управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №2. С. 42-48.

9. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Результативность как основной критерий оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ // Власть. 2013. №9. С. 59-63.

10. Каткова М.А., Колядин Н.П. Методологические аспекты разработки стратегии социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. №5. С. 66-70.

11. Морозова Н.И. Планирование развития территориальных социально-экономических систем по критерию качества жизни населения // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №32. С. 52-59.

12. Нагимова А.М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения. - Казань: Ка-зан.гос. ун-т, 2009. 188 с.

13. Паздникова Н.П. Методический подход к оценке эффективности и рисков муниципальных программ // Экономика и предпринимательство. 2015. №3. С. 248-250.

14. Практика публичного управления социально-экономическими процессами на уровне муниципалитета: результативность и эффективность / Под общ. ред. Я.Я. Кайля. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. - 245 с.

15. Kayl I.I., Epinina V.S., Bakhracheva Y.S., Velikanov V.V., Korobova S.I. Effectiveness and Efficiency of Public Management of Socio-economic Processes at the City Level // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. 2017. P. 185-190.

16. Korobov S.A., Moseiko V.O., Marusinina E.Yu., Novoseltseva E.G., Epinina V.S. The substance of a rational approach to entrepreneurship socio-economic development // Integration and Clustering for Sustainable Economic Growth. Contributions to Economics. 2017. P. 207-223.

Kqyl Yakov Yakovlevich, Doctor of Economic Sciences, Professor of «Personnel management and economics in education»; Volgograd State social and pedagogical University (27, V. I. Lenin Ave., Volgograd, 400066, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Epinina Veronika Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Assistant professor of «Management»; Volgograd State University (100, University Ave., Volgograd, 400062, Russian Federation). E-mail: [email protected].

Lamzin Roman Mikhaylovich, Senior lecturer of «Personnel management and economics in education»; Volgograd State social and pedagogical University (27, V.I. Lenin Ave., Volgograd, 400066, Russian Federation). E-mail: [email protected]

IMPROVING THE QUALITY OF LIVING THE POPULATION AS THE MOST IMPORTANT PURPOSE OF THE SOCIAL POLICY OF MUNICIPAL EDUCATION

Abstract

The article defines the main areas of activity of the administration of the municipal formation, related to the improvement of the quality of life of the population. Providing comfortable living conditions is based on the provision of municipal services in the most important spheres of life of the population. The process of providing these services is determined by the specifics of the economic system of the various municipalities. The authors conclude that improving the quality of life of the population is provided on the basis of integrated regulation of socio-economic relations by local authorities, taking into account the available resources to meet the needs of the local population. Keywords: quality of life of the population, social policy, municipal formation, municipal service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.