я.я. КАйЛЬ, Е.В. ЗУДИНА, В.С. ЕПИНИНА (Волгоград)
развитие эффективной модели повышения квалификации персонала в области государственного и муниципального управления*
Представлены содержательно-процессуальные аспекты модульного курса повышения квалификации «Модели и технологии государственного и муниципального управления». Сделан вывод о том, что для развития современного общества крайне актуально непрерывное образование, обусловливающее необходимость обучения «через всю жизнь».
Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации, государственное и муниципальное управление, модульный курс, профессионализм.
В настоящее время модернизация системы российского образования предполагает необходимость повышения его эффективности и качества на всех уровнях - от общего до дополнительного. В данном контексте на первый план выходят вопросы обеспечения качества российского образования, которое должно отвечать меняющимся потребностям и стратегическим задачам развития российского общества и экономики.
Развитие непрерывного образования обусловлено появлением новых форм, технологий и содержания повышения квалификации. Сегодня обучение «через всю жизнь», трансформированное в непрерывное образование, признано во всем мире [8, с. 240].
Одним из основных аспектов развития кадровой политики современной организации (частной или государственной) является совершенствование профессиональной компетенции ее персонала, в реализации которого можно выделить три направления:
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Волгоградской области в рамках научного проекта № 16-12-34014 «Механизмы повышения результативности и эффективности публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города в системе показателей комфортности и энергоэффективности жизнедеятельности населения».
О Кайль я.я., Зудина Е.В., Епинина B.C., 2018
кие науки -
1) повышение профессиональной компетентности в процессе получения высшего образования;
2) повышение уровня профессионализма путем самообразования;
3) развитие профессионального уровня при обучении на краткосрочных и долгосрочных курсах повышения квалификации [5, с. 60].
Получение высшего образования дает уникальные знания и навыки, которые делают человека профессионалом в определенной области. Изменения, происходящие в современном мире, активное внедрение новых технологий, быстрое устаревание знаний диктуют объективную необходимость приобретения новых знаний, постоянного обновления умений и навыков, повышения компетентности в том или ином вопросе [3, с. 104]. Поэтому непрерывное образование создает условия для самообразования и всестороннего развития сотрудника организации. В свою очередь, курсы повышения квалификации позволяют персоналу организации актуализировать знания, сформировать профессионально важные навыки и в целом соответствовать квалификационным требованиям.
В настоящее время целесообразность повышения квалификации персонала в области государственного и муниципального управления обусловлена, с одной стороны, развитием гражданской службы, связанным с изменением функций, выполняемых гражданскими служащими, и необходимостью повышения эффективности профессиональной служебной деятельности [10, с. 187], а с другой - возрастающим год от года количеством желающих работать в органах государственной и муниципальной власти [1, с. 35]. Все это подтверждает актуальность модульного курса повышения квалификации «Модели и технологии государственного и муниципального управления».
Целью курса является повышение профессионального уровня и развитие профессиональных компетенций гражданских служащих, что способствует наиболее эффективному и качественному исполнению должностных обязанностей, а также совершенствование подготовки и приобретение дополнительных знаний, умений и навыков в сфере государственного и муниципального управления, формирование и развитие способностей, необходимых для осуществления нового вида про-
фессиональной служебной деятельности для лиц с высшим образованием, планирующих работать в органах государственной и муниципальной власти.
В ходе изучения курса осуществляются:
- актуализация знаний теоретических основ функционирования системы государственного и муниципального управления;
- структурирование на основе информационно-коммуникационных технологий содержательных и процессуальных характеристик организации процесса государственного и муниципального управления;
- овладение технологиями, формами, методами анализа особенностей процесса управления и принятия решений на государственном и муниципальном уровнях, применения системного подхода при совершенствовании функционирования органов государственной и муниципальной власти в РФ.
В структуре курса выделено три модульных раздела (см. табл. 1), имеющих специфическую направленность. Объем времени, отводимый на освоение модульного курса, составляет 72 часа. При этом практическая часть курса занимает 50 %.
В первом разделе «Государственное и муниципальное управление» рассматриваются содержательные и процессуальные вопросы функционирования системы государственного и муниципального управления, правовой и организационной деятельности органов государственной и муниципальной власти и унитарных предприятий, разработки, реализации и оценки эффективности государственных и муниципальных программ, государственной политики в области противодействия и профилактики коррупции на современном этапе, а
также развития GR-менеджмента в России как взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти. Следует отметить, что GR-менеджмент сегодня является крайне актуальным направлением и предполагает деятельность по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества бизнеса с органами государственной и муниципальной власти в целях успешного социально-экономического развития как организаций, так и территорий [7, с. 600; 11, с. 210], что фактически обусловливает важную роль GR-менеджмента для бизнеса и для государства в целом.
Во втором разделе курса «Организационно-правовые основы государственной гражданской и муниципальной службы» представлены особенности правового положения государственного и муниципального служащего, место государственной (муниципальной) службы в системе государственной (муниципальной) власти и управления, специфика социальной защиты государственной и муниципальной службы, кадровые технологии и методы управления персоналом в системе государственной и муниципальной службы, методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих, в том числе общественная оценка, актуальная в условиях использования партисипативного механизма публичного управления [2, с. 59].
Необходимость третьего раздела «Инфор-мационно-документационное обеспечение государственного и муниципального управления» обусловлена потребностью в углублении представлений слушателей об основных информационно-коммуникационных технологиях в системе государственного и муниципального управ-
Таблица 1
Учебный план модульного курса повышения квалификации «Модели и технологии государственного и муниципального управления»
№ п/п Всего часов В том числе Форма контроля
Наименование разделов лекции практические занятия внеаудиторные занятия
1. Государственное и муниципальное управление 32 12 16 4 Входная диагностика
Организационно-правовые основы
2. государственной гражданской и муниципальной службы 24 8 12 4
3. Информационно-документационное обеспечение государственного 14 4 6 4 Итоговая диагностика
и муниципального управления
4. Итоговая контрольная работа 2 2
итого 72 24 36 12
ления, об основах информационной безопасности в системе государственного и муниципального управления, о специфике формирования электронного правительства в РФ, о принципах и методах документационного обеспечения государственного и муниципального управления.
Методические особенности построения учебных занятий определяются необходимостью освоения слушателями практических умений, что достаточно четко отражено как в учебном плане модульного курса (см. табл. 1), так и в его содержании (см. табл. 2 на с. 22).
обучение построено на модели компетенций [4, с. 105], необходимых для эффективной работы государственного (муниципального) служащего. Данная модель позволяет структурировать имеющиеся теоретические и получить новые знания и навыки:
- знание сущности и содержания основных понятий, категорий государственного и муниципального управления, особенностей конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
- знание роли, функций и задач современного государственного и муниципального служащего, правовых и нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности, основных принципов организации делопроизводства и документооборота в органах государственной и муниципальной власти, основных административных процессов и принципов их регламентации [6, с. 127];
- владение методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль), навыками работы с правовыми актами;
- владение профессиональными навыками анализа различных явлений, фактов, норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, методами планирования служебной карьеры;
- умение ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;
- умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, интегрировать в деятельность подразделения по-
кие науки -
ложения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы.
особое внимание уделяется самостоятельной работе слушателя в рамках внеаудиторных занятий, которая представляет собой завершающий этап изучения слушателем тем раздела и должна быть выполнена как самостоятельное и завершенное исследование поставленной проблемы, имеющей практическую значимость. Целью данной формы занятий является формирование и развитие у слушателей навыков логического мышления, выявления и анализа проблем, постановки целей и задач и выработки рекомендаций по решению проблем.
Построение модульного курса повышения квалификации «Модели и технологии государственного и муниципального управления» основано на сочетании лекционных, практических и внеаудиторных занятий, включающих широкое использование активных форм (что предполагает применение различных источников, в том числе ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет): работа в малых группах по решению проблем, разбор конкретных ситуаций на основе методов выработки сложных решений, проектные методы с использованием информационных технологий и презентаций, стимулирующих субъективную позицию слушателей, повышающих их инициативность в образовательном процессе, развивающих потребность в самообразовании [9, с. 177]. Организация учебных занятий ориентирована на создание интеллектуально напряженной, но при этом и эмоционально комфортной атмосферы.
Освоение образовательной программы не исключает и дистанционного обучения, что позволяет индивидуализировать процесс обучения. сегодня использование дистанционных образовательных технологий представляет собой эффективный и экономически целесообразный вариант подготовки и непрерывного поддержания профессионального уровня специалистов.
Таким образом, в современных условиях особая значимость придается таким качествам специалистов, как высокая квалификация, профессиональная компетентность, стремление к развитию, соответствие вызовам времени. Непрерывное образование, предполагающее процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, выступает неотъемлемой частью профессионального и личностного раз-
Таблица 2
содержание модульного курса
№ п/п Наименование разделов Содержание разделов
1. Государственное и муниципальное управление Содержание системы государственного и муниципального управления. Основные хозяйственные модели государственного управления в ведущих странах мира. Сущность государственного управления. Система государственного управления в ведущих странах мира. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти. Органы законодательной власти (Федеральное Собрание). Концепция и сущностные признаки местного самоуправления. Исторический путь местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления. Муниципальная деятельность и муниципальная политика. Сущность и формы унитарных предприятий. Имущество унитарного предприятия. Методология программно-целевого планирования. Порядок разработки целевых программ развития в Российской Федерации. Оценка эффективности и результативности реализации целевой программы, плана развития. Правовые основы противодействия коррупции. Типичные коррупционные правонарушения. Гражданское общество против коррупции. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции. GR-связи с государством в западных странах. Коммуникационные механизмы и технологии GR-деятельности. Особенности взаимодействия бизнеса с органами исполнительной власти в РФ. Модели партнерского взаимодействия в рамках GR-коммуникаций.
2. Организационно-правовые основы государственной гражданской и муниципальной службы Характеристика правого регулирования государственной службы РФ. Понятие и признаки государственной службы в РФ. Виды государственной службы в РФ. характеристика основных прав и обязанностей государственных гражданских служащих РФ. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой. Принципы построения и функционирования системы государственной службы РФ. Реформирование системы государственной службы России. Организация и проведение конкурса при поступлении на гражданскую службу. Испытательный срок. Реализация обязанностей государственной службы. Аттестация государственных гражданских служащих. Формирование кадрового резерва. Прекращение государственной службы. Социальная защищенность государственного служащего. Реализация принципа правовой и социальной защищенности муниципальных служащих. Механизм реализации принципов социальной защиты. Пути и меры повышения уровня социальной защищенности государственных служащих. Понятия «муниципальная служба» и «муниципальный служащий». Правовая регламентация муниципальной службы. Требования к муниципальным кадрам. Прохождение муниципальной службы. Оценка эффективности профессиональной деятельности госслужащих как процесс.
3. Информационно- документационное обеспечение государственного и муниципального управления Информационные технологии государственного управления. «Электронная демократия». Интегрированные коммуникации и полимедиа в системе современных политических коммуникаций. Информационное общество и власть. Основные понятия информационной безопасности. Виды защищаемой информации в сфере государственного и муниципального управления. Законодательство в сфере информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности в сфере государственного и муниципального управления. Способы и методы защиты информации. Основы делопроизводства. Организация документооборота. Ступени унификации документов. Архивное дело. Предпосылки появления электронного правительства. Текущее состояние развития электронных правительств в мире. Электронное правительство в России.
вития любого специалиста и является одним из ключевых компонентов устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации. Реализация курсов повышения квалификации персонала в области государственного и муниципального управления через модульную программу обеспечивает повышение результативности образовательного процесса и является эффективной моделью
для создания необходимых условий развития профессионализма слушателей.
список литературы
1. Багратуни К.Ю. Актуальные аспекты реформирования системы дополнительного профессионального образования для государственных гражданских служащих РФ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12-3. С. 34-36.
педагогические науки
2. Епинина В.С., Кайль Я.Я. Трехуровневая система повышения результативности использования партисипативного механизма публичного управления субъектом РФ // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3: Экономика. Экология. 2013. № 1. C. 56-64.
3. Иванова В.В., Кортунова B.C. Человеческий потенциал в инновационном развитии экономики России // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 9: Исследования молодых ученых. 2010. № 8-1. С. 102-105.
4. Ильина А.В. Содержательно-процессуальные аспекты разработки и реализации модульных курсов в дополнительном профессиональном образовании // Исследования молодых ученых. 2014. № 1. С. 98-108.
5. Ильинская Я.А. Региональная система дополнительного непрерывного образования как ресурс профессионального развития личности: дис. ... д-ра пед. наук. Петропавловск-Камчатский, 2016.
6. Кайль Я.Я. О необходимости стандартизации (регламентации) государственных (муниципальных) услуг // Власть. 2011. № 7. С. 126-130.
7. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С. GR-менеджмент: реалии и перспективы развития // Фундаментальные исследования. 2016. № 9-3. С. 597-600.
8. Мкртчян В.С., Пономарева О.Н. Непрерывное профессиональное образование: возможности повышения квалификации педагогов на основе сервис-ориентированного взаимодействия // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 239-248.
9. Шиврина Т.Б., Байбакова Т.В. Использование деловых игр при подготовке экономистов-менеджеров // Казанская наука. 2010. № 3. С. 175180.
10. Kayl I.I., Epinina V.S., Bakhracheva Y.S., Ve-likanov V.V., Korobova S.I. Effectiveness and Efficiency of Public Management of Socio-economic Processes at the City Level // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. 2017. P. 185-190.
11. Korobov S.A., Moseiko V.O., Marusini-na E.Yu., Novoseltseva E.G., Epinina V.S. The substance of a rational approach to entrepreneurship socioeconomic development // Integration and Clustering for Sustainable Economic Growth. Contributions to
Economics. 2017. P. 207-223.
* * *
1. Bagratuni K.Ju. Aktual'nye aspekty reformi-rovanie sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija dlja gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih RF // Gumanitarnye, social'no-jekono-micheskie i obshhestvennye nauki. 2014. № 12-3. S. 34-36.
2. Epinina V.S., Kajl' Ja.Ja. Trehurovnevaja sistema povyshenija rezul'tativnosti ispol'zovanija parti-
sipativnogo mehanizma publichnogo upravlenija sub# ektom RF // Vestn. Volgogr. gos. un-ta. Ser. 3: Jeko-nomika. Jekologija. 2013. № 1. S. 56-64.
3. Ivanova V.V., Kortunova V.S. Cheloveche-skij potencial v innovacionnom razvitii jekonomiki Rossii // Vestn. Volgogr. gos. un-ta. Ser. 9: Issledovanija molodyh uchenyh. 2010. № 8-1. S. 102-105.
4. Il'ina A.V. Soderzhatel'no-processual'nye aspekty razrabotki i realizacii modul'nyh kursov v do-polnitel'nom professional'nom obrazovanii // Issledovanija molodyh uchenyh. 2014. № 1. S. 98-108.
5. Il'inskaja Ja.A. Regional'naja sistema dopol-nitel'nogo nepreryvnogo obrazovanija kak resurs pro-fessional'nogo razvitija lichnosti: dis. ... d-ra ped. na-uk. Petropavlovsk-Kamchatskij, 2016.
6. Kajl' Ja.Ja. O neobhodimosti standartizacii (reg-lamentacii) gosudarstvennyh (municipal'nyh) uslug // Vlast'. 2011. № 7. S. 126-130.
7. Kajl' Ja.Ja., Lamzin R.M., Epinina V.S. GR-menedzhment: realii i perspektivy razvitija // Fundamental'nye issledovanija. 2016. № 9-3. S. 597600.
8. Mkrtchjan V.S., Ponomareva O.N. Nepreryv-noe professional'noe obrazovanie: vozmozhnosti povyshenija kvalifikacii pedagogov na osnove servis-orientirovannogo vzaimodejstvija // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. 2013. № 3. S. 239-248.
9. Shivrina T.B., Bajbakova T.V. Ispol'zovanie delovyh igr pri podgotovke jekonomistov-mened-zherov // Kazanskaja nauka. 2010. № 3. S. 175180.
Development of effective model of further training of staff in the field of state and municipal administration
The article presents the contents and process of the modular further training course "Models and technologies of state and municipal administration". It is concluded that the continuous education is highly relevant for the development of the modern society, which determines education "through life".
Key words: continuous education, further training, state and municipal administration, modular course, professionalism.
(Статья поступила в редакцию 14.11.2017)