Научная статья на тему 'Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ: состояние, проблемы, перспективы'

Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2564
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / СУБЪЕКТ РФ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / STANDARD OF LIVING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кайль Яков Яковлевич, Епинина Вероника Сергеевна

В статье обосновано, что ключевым приоритетом региональной политики является сокращение существующих различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. Дана характеристика существующему состоянию государственного регулирования социально-экономического развития субъектов РФ, выявлены проблемы и определены основные направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кайль Яков Яковлевич, Епинина Вероника Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS

The article identifies reduce the existing differences in the level of socio-economic development of the Russian Federation as the key priority of regional policy. The characteristics of the existing state of the state regulation of social and economic development of the Russian Federation, the problems identified and the main directions of their decision are justified.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование социально-экономического развития субъектов РФ: состояние, проблемы, перспективы»

References

1. Shejn Je. Organizacionnaja kul'tura i liderstvo. M., 2012.

2. Kameron K., Kuinn R. Diagnostika i izmenenie organizacionnoj kul'tury. SPb., 2002.

3. Ouchi U. Metody organizacii proizvodstva. Teorija Z. Japonskij i amerikanskij podhody. M.: Nauka, 1993.

4. Piters T., Uotermen R. V poiskah sovershenstva: Uroki samyh uspeshnyh kompanij Ameriki. M.: Al'pina Pablisher, 2014.

5. Krasovskij Ju.D. Sociokul'turnye osnovy upravlenija biznes-organizaciej. M.: Juniti-Dana, 2012.

УДК 338.242.4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ*

Кайль доктор экономических наук,

Яков профессор Института дополнительного образования,

Яковлевич Волгоградский государственный университет

(400062, Россия, г. Волгоград, пр. Университетский, 100). E-mail: kailjakow@mail.ru

Епинина старший преподаватель кафедры «Менеджмент», Вероника Волгоградский государственный университет Сергеевна (400062, Россия, г. Волгоград, пр. Университетский, 100). E-mail: v.epinina@rambler.ru

Аннотация

В статье обосновано, что ключевым приоритетом региональной политики является сокращение существующих различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. Дана характеристика существующему состоянию государственного регулирования социально-экономического развития субъектов РФ, выявлены проблемы и определены основные направления их решения.

Ключевые слова: государственное регулирование, социально-экономическое развитие, региональная политика, субъект РФ, уровень жизни населения.

Повышение эффективности системы государственного управления РФ является одной из самых важных стратегических задач проводимых административных преобразований, направленных на ускорение темпов развития страны [1, с. 45]. Усиливающаяся неравномерность социально-экономического развития регионов РФ на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной проблемой. Нивелировать существующие различия и объективную разницу между уровнями их социально-экономического развития призвано разумное государственное регулирование, стимулирующее развитие перспективных отраслей экономики, повышающее финансовую самодостаточность территорий и приводящее в конечном итоге к устойчивому развитию территорий и страны в целом.

По мнению ученых-исследователей в области государственного управления, обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона является центральной функцией органов публичной власти субъектов РФ, для реализации которой имеется большой арсенал инструментов и методов государственного регулирования социально -экономического развития.

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ №13-32-01009 «Совершенствование государственного менеджмента в условиях инновационного развития экономики как направление повышения социально-экономического уровня и качества жизни населения субъекта РФ».

*

Как правило, государственное регулирование регионального развития подразумевает управление политическим, экономическим, социальным, демографическим, экологическим, инновационным и иным развитием страны в пространственном, т.е. региональном аспекте, направленное в целом на поиск компромисса в регионах между экономической эффективностью производства и социальной справедливостью, выравнивание региональных социально-экономических и других диспропорций. Государственная политика призвана поддерживать устойчивое развитие социально-экономической системы государства, всех ее составных элементов, ориентировать органы государственной власти, хозяйствующих субъектов и институты гражданского общества в направлении реализации стратегических и текущих общественно значимых задач [2]. Зарубежная и отечественная практика подтверждает наличие прямой зависимости между приоритетами государственного регулирования социально -экономического развития регионов и целями и задачами собственно региональной политики, реализуемой в требованиях стратегий территориального развития, политической и социально-экономической конъюнктуры.

Для социально-экономического пространства России характерны объективные различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов, возрастание неравномерности развития и исключительно глубокая дифференциация между регионами. Исторически сложившаяся неоднородность значительно влияет на стратегию и тактику институциональных преобразований при проведении государственной экономической политики. Поэтому в настоящее время ключевой ориентир деятельности органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ - равные во всех регионах политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, закрепленных в Конституции РФ, федеральных законах, а также гарантия получения всеми гражданами минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты. Для этого, с одной стороны, требуется максимальное использование имеющихся преимуществ каждого региона, что предполагает выявление и раскрытие потенциала их развития, а с другой - принятие мер, направленных на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а также формирование таких режимов регулирования экономики, которые стимулировали бы и гарантировали бы устойчивый экономический рост как в РФ, так и в ее субъектах. При определении преимуществ региона основное значение для государственного территориального регулирования имеет определение перспектив развития данного региона с общегосударственных позиций.

Несмотря на то, что социально-экономическое развитие России является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти, развитие страны в целом невозможно без учета статуса региональных ее составляющих - эффективного функционирования социальной и экономической сфер субъектов РФ [3]. Интеграционная роль региональной политики как в экономической, так и социальной сфере (табл. 1) состоит в сохранении целостности и единства страны, ослаблении социального напряжения, что обусловливает необходимость последовательного повышения уровня жизни населения путем диагностики и поэтапного решения выявленных социальных проблем, выработки механизмов эффективного использования бюджетных средств. В результате реализации целенаправленной региональной политики создаются необходимые условия для социально-экономического развития субъектов РФ, вырабатываются предпосылки для развития потенциала территорий, формирования привлекательного социального имиджа и положительного инвестиционного климата в субъектах РФ.

Региональные различия в социально-экономическом развитии в конечном итоге влияют на объем правового регулирования социально-экономического развития в каждом конкретном регионе. Так, каждый регион имеет сферу самостоятельного регулирования экономических отношений, принимаемых под свою ответственность решений с учетом собственных ресурсов (природно-климатических, финансовых, институциональных и др.).

Таблица 1

Основные цели региональной политики в экономической и социальной сферах

Экономические цели Социальные цели

Оживление и повышение конкурентоспособности регионального производства в депрессивных регионах, создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства, рациональное использование экономических возможностей регионов и их муниципальных образований, объективных преимуществ территориального распределения труда и экономической кооперации регионов, усиление межрегиональной экономической интеграции Улучшение социальной инфраструктуры, обеспечение достойного уровня благосостояния, увеличение занятости, расширение доступности общественных благ, создание примерно равных жизненных шансов для всех граждан независимо от места их рождения и жительства

Осуществление региональной политики и развитие федеративных отношений основываются на положениях Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и реализуются федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти устанавливают для каждого территориального уровня конкретный перечень налоговых, административных и иных рычагов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов федерального и иного уровня независимо от вмешательства в его деятельность территориальных органов власти за пределами их законных компетенций. Активное участие в достижении результатов региональной политики принимают органы местного самоуправления и институты гражданского общества.

Социально-экономическое развитие регионов как процесс необходимо прогнозировать, планировать, регулировать, контролировать, т.е. необходимо разрабатывать программу социально-экономического развития, обеспечивать и контролировать ее реализацию. Исходным условием для успешного решения этих задач является наличие соответствующей нормативно-правовой базы.

За последние десять лет в области правового обеспечения государственного регулирования социально-экономического развития субъектов РФ было сделано достаточно много. В 2003 г. в законодательную практику были введены новые институты конституционного, муниципального и бюджетного права - временная финансовая администрация в субъекте РФ и временная финансовая администрация в муниципальном образовании. В 2010 г. было принято Постановление Правительства РФ № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ», в котором под государственной программой понимается система мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [4].

В 2012 г. произошло существенное изменение системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Указом Президента РФ № 1199 и Постановлением Правительства РФ № 1142 о его реализации заложен принципиально новый подход, ориентирующий органы исполнительной власти субъектов РФ на достижение 12 ключевых показателей социально-экономического развития территорий. Установление правовой регламентации целеполагания развития регионов на федеральном уровне способно взаимоувязать вопросы развития того или иного региона не только с оценкой показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, но и с социально -экономическим развитием РФ в целом.

В соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., совершенствование региональной политики является одним из приоритетных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. В связи с этим главными задачами государственного регулирования социально-экономического развития субъектов РФ определены сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами, а региональной политики - сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов РФ, низкий уровень межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов, уровне жизни населения.

Создание необходимых (приемлемых) условий для нормальной жизнедеятельности человека (полноценное образование, доступное здравоохранение, качество питания, жилья и т.д.) как конечная цель функционирования национальной экономики определяет уровень жизни населения в качестве одного из важнейших элементов социально-экономического развития региона. В сложившихся условиях повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу [5]. Тем самым подчеркивается обязательность обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и достижение высокой степени удовлетворения потребности в этих благах.

В аспекте исследуемого вопроса следует отметить важную роль индикативного управления экономикой и социальной сферой, близкого по концептуальным установкам к управлению по результату. В ряде субъектов РФ (в отличие от федерального уровня публичного управления) система индикативного управления развивается очень активно. В качестве одного из примеров такого управления можно сослаться на опыт в решении указанных вопросов в Республике Татарстан: внедрение системы индикативного управления экономикой позволило эффективно оценивать уровень системности принимаемых управленческих решений органов государственной власти республики. В настоящее время в республике создан полноценный механизм государственного регулирования экономики, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления.

От уровня социально-экономического развития региона зависит благосостояние и качество жизни населения, экономическое развитие потенциала и инвестиционная привлекательность региона. Оценка уровня развития позволяет выделить функциональные области, имеющие стратегически важное значение для развития территории, а также позиции, по которым следует проводить более активные действия, направленные на коррекцию позиции региона и усиление взаимодействия региональной власти и бизнес-структур [6].

В табл. 2 представлен мониторинг субъектов РФ Южного федерального округа по сводным индексам согласно ежегодным докладам о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ. По результатам данного мониторинга можно сказать, что на протяжении рассматриваемого периода среди регионов Южного федерального округа, имеющих максимальное значение по рассматриваемым сводным индексам, стабильную позицию занимает Краснодарский край, а среди регионов, имеющих минимальное значение - республики Калмыкия и Адыгея, а также Волгоградская область. Данный факт подчеркивает актуальность для данных субъектов РФ реализации эффективных стратегических мер по социально-экономическому развитию.

Таблица 2

Мониторинг оценки субъектов РФ Южного федерального округа по сводным индексам (согласно оценке Минрегионразвития)

Год Критерий Сводный индекс

социально-экономического развития реального сектора экономики инвестиционной привлекательности доходов и занятости населения бюджетной системы

2010 Регионы, имеющие максимальное значение Краснодарский край, Астраханская область Астраханская область Краснодарский край Краснодарский край, Ростовская область

Регионы, имеющие минимальное значение Республика Калмыкия, Волгоградская область Республика Калмыкия Республика Адыгея, Волгоградская область Волгоградская область, Республика Калмыкия Республика Калмыкия

2011 Регионы, имеющие максимальное значение Краснодарский край Краснодарский край Краснодарский край, Ростовская область Краснодарский край

Регионы, имеющие минимальное значение Республика Калмыкия, Волгоградская область Волгоградская область, Республика Адыгея, Краснодарский край Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Волгоградская область Республика Калмыкия Волгоградская область, Республика Калмыкия

2012 Регионы, имеющие максимальное значение Краснодарский край Астраханская область Краснодарский край Краснодарский край -

Регионы, имеющие минимальное значение Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Волгоградская область Республика Калмыкия, Волгоградская область, Краснодарский край Республика Адыгея, Республика Калмыкия Республика Калмыкия Республика Адыгея

2013 Регионы, имеющие максимальное значение Краснодарский край - Краснодарский край, Астраханская область Краснодарский край -

Регионы, имеющие минимальное значение Республика Калмыкия, Волгоградская область Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Ростовская область Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Волгоградская область Республика Калмыкия Республика Калмыкия, Республика Адыгея

2014 Регионы, имеющие максимальное значение Краснодарский край - Краснодарский край Краснодарский край -

Регионы, имеющие минимальное значение Республика Калмыкия, Волгоградская область Республика Калмыкия, Волгоградская область Волгоградская область Республика Калмыкия Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Волгоградская область

В федеральных округах приняты и реализуются стратегии социально-экономического развития. Южный федеральный округ не является исключением - в 2009 г. Постановлением Правительства РФ была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года», в которой определены стратегические цели, задачи, приоритеты его развития (в первую очередь - устойчивое развитие экономики, стабильный рост уровня жизни населения округа), а также пути и механизмы их достижения, разработан и представлен сбалансированный и научно обоснованный сценарий социально-экономического развития, даны предложения по совершенствованию пространственной структуры экономики округа с учетом тенденций социально-экономического развития входящих в его состав субъектов РФ [7].

В среднесрочной перспективе социально-экономическое развитие Южного федерального округа в значительной степени зависит от уровня конкурентоспособности региональной экономики, а в долгосрочной перспективе - от характера и полноты использования всего перечня его выявленных и потенциальных конкурентных преимуществ, благоприятных внутренних и внешних факторов экономического роста, а также от наличия возможностей преодоления имеющихся ограничений и решения ключевых проблем регионального развития. В табл. 3, составленной автором на основании [8] по данным на 29.04.2014 г., представлены основные стратегические приоритеты социально-экономического развития субъектов РФ Южного федерального округа до 2020 г.

Для социально-экономического развития субъектов РФ Южного федерального округа особую значимость составляет интеграция с приграничными территориями сопредельных государств. Например, для Астраханской области эффективным является использование географического положения - на пересечении крупных транспортных коридоров, а также высокого потенциала в сфере приграничного взаимовыгодного сотрудничества со странами Каспийского бассейна, что способствует выходу компаний Южного федерального округа на рынки Прикаспийских государств, стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии.

Следует отметить, что в государственном регулировании социально-экономического развития субъектов РФ в настоящее время можно выделить ограничения, требующие устранения. Так, практическая деятельность по регулированию носит фрагментарный, а не комплексный характер и до сих пор ориентирована на решение задач текущего момента. Вследствие того, что система целевых ориентиров развития не определена, образование комплексной системы обеспечения безопасного социально-экономического развития РФ не представляется возможным.

В структуре финансовых пропорций в современных условиях происходят резкие изменения. Главным тормозом дальнейшего социально-экономического развития становится недостаток финансовых ресурсов. Особенно важны дорожные карты взаимодействия государства и бизнеса в кризисные годы [9, с. 11-16].

Регламентация планирования и реализации социально-экономического развития РФ должна осуществляться строго на основе конституционных принципов, причем не только равенства форм собственности, свободы труда и предпринимательской деятельности, но и демократии, федерализма, правового государства. Не случайно В.В. Путин подчеркнул, что планирование социально-экономического развития субъектов РФ - это, прежде всего, задача их органов государственной власти. И излишняя регламентация со стороны министерств ни к чему. В то же время конечные цели деятельности органов государственной власти как регионального, так и федерального уровня обязаны быть едиными.

Таблица 3

Основные стратегические приоритеты социально-экономического развития субъектов РФ Южного федерального округа до 2020 г.

№ п/п Субъект РФ Южного федерального округа Приоритеты

1 Республика Адыгея Ускоренное развитие туристско-рекреационного комплекса, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительной индустрии, формирование эффективной транспортной и энергетической инфраструктуры, опережающий рост отраслей социальной инфраструктуры на основе кластерного подхода с учетом комплексных межотраслевых связей, добыча топливно-энергетических ресурсов с внедрением инновационных технологий и развитие альтернативных источников энергогенерации

2 Республика Калмыкия Развитие сельского хозяйства, транспорта и связи, оптовой и розничной торговли; разработка научно обоснованной системы мероприятий по предотвращению деградации водно-болотных ландшафтов территории Волго-Ахтубинской поймы, восстановление нерестилищ обитающих частиковых рыб, развитие экологического туризма и регулирование рекреационной нагрузки на природные сообщества

3 Краснодарский край Развитие агропромышленного, транспортного, курортно-рекреа-ционного и туристического комплексов, а также промышленного, строительного и топливно-энергетического комплексов, сектора информационных и коммуникационных технологий

4 Астраханская область Развитие агропромышленного комплекса и рыбоводства на основе кластерного подхода, комплексное развитие транспортной инфраструктуры и логистических услуг, ускоренный рост (с внедрением инновационных технологий) машиностроения, химической промышленности, судостроения, отраслей социальной сферы

5 Волгоградская область Внедрение инновационных технологий при модернизации добывающих и обрабатывающих производств, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры, отраслей социальной сферы, комплексное развитие агропромышленного комплекса, туризма, рекреации

6 Ростовская область Формирование территорий интенсивного экономического развития и технопарков, создание в агропромышленном секторе, сельскохозяйственном машиностроении и легкой промышленности конкурентоспособных кластеров, комплексное развитие туризма и производства строительных материалов, технологическая модернизация на крупных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, машиностроения, угольной промышленности, развитие высокотехнологичных производств и транспортной инфраструктуры

Для совершенствования государственного регулирования социально-экономического развития субъектов РФ, на наш взгляд, требуется:

- развитие финансового налогового регулирования и индикативного планирования, подкрепляемого экономическими стимулами;

- повышение ответственности региональной исполнительной власти при реализации крупных региональных программ;

- использование государством таких форм прямого инвестиционного участия в формировании новой территориальной структуры экономики, как: развитие предприятий смешанных форм собственности в базовых и приоритетных отраслях, создание специализированных компаний, консорциумов, фирм с государственным, частным, смешанным капиталом;

- уточнение распределения компетенций и сфер ответственности государственных органов управления по вертикали наряду с упорядочением функций представительной и исполнительной власти на каждом уровне (федеральные органы власти - регулирование процессов организации производства в экстремальных районах и районах нового освоения, реализация крупномасштабных программ, межрегиональных экономических связей; региональные и местные органы власти - регулирование использования локальных ресурсов, рационализация структуры хозяйства, решение экологических и социальных проблем);

- определение региональных преимуществ не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг (финансовых, страховых, консультационных, аудиторских, медицинских, услуг связи, информатики, образования), что также будет способствовать региональному развитию в современных условиях.

Литература

1. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Актуальные проблемы системы государственного управления и направления их решения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 45-52.

2. Государственное регулирование сфер общественной жизнедеятельности [Электронный ресурс] // http://www.telenir.net/gosudarstvo_i_pravo/sistema_ gosudarstvennogo_upravlenija/p8.php.

3. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М.: Городец, 2004. 384 с.

4. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 №588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 09.08.2010. № 32. Ст. 4329.

5. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Повышение качества жизни населения как приоритет совершенствования государственного менеджмента [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 57 // www.uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/2327-2013-09-04-06-18-46.

6. Лобанова А.В. Оценка уровня социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа как показатель взаимодействия региональной власти и бизнес-структур // Проблемы современной экономики, №3 (47), 2013 [Электронный ресурс] // http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4687.

7. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 №1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 19.09.2011. № 38. ст. 5400.

8. Доклады о социально-экономическом положении субъектов РФ за 2010-2014 гг. // Мониторинг социально-экономического развития субъектов РФ [Электронный ресурс] // http://www.minregion.ru/region_dev_monitor?locale=ru.

9. Игнатова Т.В. Формирование комплекса мер управления антикризисным взаимодействием государства и бизнеса // Российское предпринимательство. 2012. № 5 (203). С. 11-16.

K#yl Yakov Yakovlevich - doctor of economic, professor of Institute of additional education, Volgograd State University (100, Universitetsky Ave., Volgograd, 400062, Russian Federation). E-mail: kailjakow@mail.ru

Epinina Veronika Sergeevna - senior lecturer of Cathedra «Management», Volgograd State University (100, Universitetsky Ave., Volgograd, 400062, Russian Federation). E-mail: v.epinina@rambler.ru

STATE REGULATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION: STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS

Abstract

The article identifies reduce the existing differences in the level of socio-economic development of the Russian Federation as the key priority of regional policy. The characteristics of the existing state of the state regulation of social and economic development of the Russian Federation, the problems identified and the main directions of their decision are justified. Keywords: government regulation, socio-economic development, regional policy, the subject of the Russian Federation, the standard of living.

References

1. Kajl' Ja.Ja., Epinina V.S. Aktual'nye problemy sistemy gosudarstvennogo upravlenija i napravlenija ih reshenija // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye za-piski SKAGS. 2014. № 1. S. 45-52.

2. Gosudarstvennoe regulirovanie sfer obshhestvennoj zhiznedejatel'nosti [Jelektronnyj resurs] // http://www.telenir.net/gosudarstvo_i_pravo/sistema_ gosudarstvennogo_upravlenija/p8.php.

3. Mazaev V.D. Publichnaja sobstvennost' v Rossii: konstitucionnye osnovy. M.: Gorodec, 2004. 384 s.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2010 №588 «Ob utverzhdenii Porjadka razrabotki, realizacii i ocenki jeffektivnosti gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 09.08.2010. № 32. St. 4329.

5. Kajl' Ja.Ja., Epinina V.S. Povyshenie kachestva zhizni naselenija kak prioritet sovershenstvovanija gosudarstvennogo menedzhmenta [Jelektronnyj resurs] // Upravlenie jeko-nomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2013. № 57 // www.uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/2327-2013-09-04-06-18-46.

6. Lobanova A.V. Ocenka urovnja social'no-jekonomicheskogo razvitija regionov Central'nogo federal'nogo okruga kak pokazatel' vzaimodejstvija regional'noj vlasti i biznes-struktur // Problemy sovremennoj jekonomiki, №3 (47), 2013 [Jelektronnyj resurs] // http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4687.

7. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 05.09.2011 №1538-r «Ob utverzhdenii Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Juzhnogo federal'nogo okruga do 2020 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 19.09.2011. № 38. st. 5400.

8. Doklady o social'no-jekonomicheskom polozhenii sub#ektov RF za 2010-2014 gg. // Monitoring social'no-jekonomicheskogo razvitija sub#ektov RF [Jelektronnyj resurs] // http://www.minregion.ru/region_dev_monitor?locale=ru.

9. Ignatova T.V. Formirovanie kompleksa mer upravlenija antikrizisnym vzaimodejstviem gosudarstva i biznesa // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2012. № 5 (203). S. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.