Научная статья на тему 'Цифровизация как приоритет трансформации публичного управления'

Цифровизация как приоритет трансформации публичного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПУБЛИЧНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ УСЛУГА / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / GR-МЕНЕДЖМЕНТ / INFORMATION RESOURCES / PUBLIC MANAGEMENT SERVICE / PUBLIC MANAGEMENT / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / PRIVATE BUSINESS / GR-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ламзин Роман Михайлович

В статье выявляется специфика современной цифровизации как совокупности процессов разработки, освоения в практической деятельности и эффективного применения цифровых технологий. В данном случае, цифровизация выступает одним из основных факторов дальнейшего развития публичного управления, а также конструктивного взаимодействия органов государственного и муниципального регулирования социально-экономических отношений с представителями частного предпринимательства. Автор приходит к выводу о том, что, цифровизация позволяет на высоком уровне обрабатывать и систематизировать информационные ресурсы с обеспечением устойчивых информационных коммуникаций между структурой публичного управления и представителями частного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ламзин Роман Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A PRIORITY OF PUBLIC ADMINISTRATION TRANSFORMATION

The article reveals the specificity of modern digitalization as a combination of the processes of development, development in practice and effective use of digital technologies. In this case, digitalization is one of the main factors in the further development of public administration, as well as constructive interaction of state and municipal regulation of social and economic relations with representatives of private entrepreneurship. The author comes to the conclusion that digitalization allows to develop and systematize information resources at a high level with provision of stable information communications between the structure of public administration and representatives of private business.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как приоритет трансформации публичного управления»

УДК 334.021

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ7 Ламзин Роман Михайлович, старший преподаватель

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

В статье выявляется специфика современной цифровизации как совокупности процессов разработки, освоения в практической деятельности и эффективного применения цифровых технологий. В данном случае, цифро-визация выступает одним из основных факторов дальнейшего развития публичного управления, а также конструктивного взаимодействия органов государственного и муниципального регулирования социально-экономических отношений с представителями частного предпринимательства. Автор приходит к выводу о том, что, цифровизация позволяет на высоком уровне обрабатывать и систематизировать информационные ресурсы с обеспечением устойчивых информационных коммуникаций между структурой публичного управления и представителями частного бизнеса.

Ключевые слова: информационные ресурсы, публично-управленческая услуга, публичное управление, цифровые технологии, цифровизация, частный бизнес, ОЯ-менеджмент.

Одним из ключевых результатов, который может быть получен посредством цифровой трансформации системы средств и методов публичного управления, способной в ускоренном режиме реагировать развития социально-экономических отношений в России и за рубежом.

Необходимость цифровизации деятельности государственных и муниципальных органов вызвана особенностями нестабильной рыночной ситуации, а также производственно-потребительскими проблемами в масштабе всей территории Российской Федерации, проблематикой экономического развития отдельных регионов, и вопросов местного значения различных муниципалитетов.

Указанная цифровая трансформация определяется тенденциями модернизации международных экономических отношений и разработки инновационных способов создания и использования различных информационных массивов:

1. Разработка, производство и широкое применение технологических средств передачи и получения сведений при незначительных финансовых затратах.

2. Практико-ориентированный и экономически обоснованный режим хранения и обработки информационных ресурсов, имеющий ключевое

6. 7 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ рамках научного проекта №19010-00103

7. The reported research was funded by Russian Foundation for Basic Research, grant №19-010-00103

значение среди остальных факторов производства в деятельности субъектов частного бизнеса и ресурсного обеспечения представителей общественного сектора экономики. [7, с. 134]

3. Высокий уровень результативности разработок элементов электронно-технической поддержки информационных коммуникаций между структурными единицами публичного управления, а также их взаимодействия с представителями частного бизнеса.

С учетом указанных тенденций необходимо выявить характеристики самого процесса цифровизации последовательности мероприятий по разработке и принятию управленческих решений государственными и муниципальными управленческими структурами на основе действующего законодательства. В частности, правовой аспект данных преобразований связан с построением электронно-цифровой среды информационного общества. [1]

Этими характеристиками является ряд признаков электронно-цифрового партнерства органов государственно-муниципального управления и представителей частного предпринимательства:

1. Освоение и применение цифровых технологий, позволяющих упрощать и ускорять операции поиска необходимых сведений для рассмотрения комплексных вопрос, касающихся регулирования различных сфер частного предпринимательства. Внедрение взаимосвязанных друг с другом федеральных, региональных и муниципальных цифровых платформ обеспечения непрерывного обмена сведениями, необходимых для устойчивых коммуникаций. [6, с. 125]

2. Информационно-управленческие коммуникации должны функционировать для эффективного выполнения государственных и муниципальных управленческих решений, а также для осуществления ОЯ-менеджмента отдельными частными компаниями в отношении деятельности структур официального регулирования экономики.

3. Современные цифровые технологии позволяют расширить межведомственные и межуровневые информационные контакты при взаимодействии структурных подразделений федеральных органов управления, органов государственного управления субъектов РФ и исполнительных органов местного самоуправления на отдельных территориях. Тем самым, происходит поддержание горизонтальных и вертикальных связей, которые в своей совокупности при электронно-цифровом обеспечении, формируют электронно-функциональную сеть как основу единого режима разработки и принятия публично-управленческих решений.

4. Расширение перечня государственных и муниципальных услуг, которые предоставляется при помощи электронного взаимодействия посредством деятельности многофункциональных центров на муниципальном уровне, а также посредством официальных сайтов в сети Интернет. Консолидация взаимодействующих информационных систем органов публичного регулирования экономических процессов с объединением их информационных ресурсов, что дополняется формированием и предоставлением

информационно-коммуникационных услуг по принципу «одного окна». [5, с. 65]

Указанную электронно-функциональную сеть, которая отражает порядок деятельности трансформирующегося публичного управления на цифровой основе, можно показать в следующей наглядной форме (Рисунок 1).

Правительство РФ

Ж

Министерство природных ресурсов и экологии Министерство промышленности и торговли А-К Министерство экономического развития

Ц—¥ Ц-/

ж

Администрация Волгоградской области

О

ж

Комитет природных ресурсов и экологии

О

Комитет промышленности торговли

Комитет экономической политики и развития

Администрация города Волгограда

о :

Департамент городского хозяйства

■О-

Департамент ЖКХ и топливно-энергетического комплекса

О-

Управление экономического развития и инвестиций

Цифровая платформа электронного взаимодействия органов государственного и муниципального управления

Рисунок 1 - Системы электронно-цифрового функционирования органов публичного управления Источник: сост. авт. по: [8, 9, 10]

На данном рисунке показано наличие трех уровней публичного управления (федеральный, региональный и местный) в Российской Федерации. В качестве примеров на каждом из трех уровней указаны три действующих органа управления, функции которых связаны с регулированием экономических, производственно-торговых и применения природных ресурсов. На уровне регионального управления взят пример органов Администрации

Волгоградской области. На муниципальном уровне - органы администрации города Волгограда. Взаимосвязь и функционирование указанных органов обеспечивается электронно-цифровыми коммуникациями, посредством которых происходит перемещение информационных сообщений, согласование различных точек зрения на стоящие проблемы. Эти электронные связи базируются на применении элементов цифровых платформ. Формирование и реализация таких платформ возможна в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление», который осуществляется в рамках деятельности Федерального министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. [11]

Цифровизация управленческих процессов в данной сфере экономики региона (или муниципалитета) позволяет сформировать современную организацию производственных процессов создания товаров в сфере сельского хозяйства. В свою очередь, такая организация в цифровом формате, может опираться на следующие принципы:

1. Информационно-цифровая модернизация информационного обеспечения деятельности структур публичного администрирования с учетом территориальных особенностей обработки земель, технологий возделывания сельскохозяйственных культур и специфики функционирования фермерских хозяйств.

2. Обеспечение электронно-цифровой взаимосвязи между субъектами сельхозпроизводства и поставщиками необходимых хозяйственных ресурсов (сельхозтехники, горюче-смазочных материалов для него, информации об изменении погоды, получения водных ресурсов и пр.) путем применения современных информационных сетей глобального и локального характера.

Это позволяет учесть различные факторы промышленно-производственного, сельскохозяйственного характера, развития торговли, которые характерны для отдельной территории (макрорегиона, если речь идет о том или ином федеральном округе, субъекта РФ или муниципалитета), а также факторов регулирования деятельности субъектов частного предпринимательства в масштабе национальной экономики.

Цифровые платформы (или единая платформа) государственного управления позволяют обеспечить следующие условия модернизации экономики:

1. Обеспечение доступа, режима взаимного использования, стандартизации и согласования информационных данных, используемых для достижения целей государственного управления в различных сферах жизни общества.

2. Формирование единого центра обработки информации на базе данных федеральных и региональных структур управления, а также деятельности исполнительных органов местного самоуправления для реализации пилотных программ по выработке и повышению эффективности решений, принимаемых в рамках налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, соци-

альной политик. Происходит разработка и реализация региональных, муниципальных и отраслевых курсов поддержания экономической активности предприятий и организаций различных форм собственности, в частности представителей частного бизнеса.

3. Реализация пилотных проектов по созданию системы управления субъектом РФ и муниципалитетом с учетом территориальных особенностей социально-экономических процессов. [4, с. 218]

4. Реализация пилотного проекта по разработке и реализации индикативного планирования и директивного плана для государственных компаний.

При этом, происходит электронно-цифровое преобразование предоставления государственно-муниципальных услуг:

1. Дальнейшее совершенствование работы межфункциональных центров с ускоренным и упрощенным порядком предоставления гражданам необходимых сведений, что должно сопровождаться развитием электронной защиты этих сведений и повышением уровня безопасности от различных сбоев и неполадок в работе программного обеспечения.

2. Поэтапное внедрение системы электронного профиля гражданина с целью реализации персонифицированных государственных услуг в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, реализации программ налогового стимулирования, но при условии необходимого дублирования важнейших электронных сведений в виде документов на бумажных носителях с целью предотвращения их возможной потери или искажения. [2, с. 58]

3. Реализация режима общей кибербезопасности формирования и хранения данных информационных систем, содержащих данные, что выражается в поддержании лицензирования, сертификации и регистрации прав, в т. ч. на недвижимое имущество, и др.

Современные процессы ускорения операций по сбору, накоплению, преобразованию и перемещению информационных ресурсов как одного из ключевых факторов производства определяют распространение современных цифровых технологий в частном секторе экономики. Данное распространение представляет собой цифровизацию социально-экономических отношений, что, в свою очередь, вызывает необходимость модернизации функционирования органов публичного управления с цель построения эффективной системы государственно-муниципального регулирования экономических процессов. [6, с. 125]

В свою очередь, отдельные частные компании на основе современных цифровых технологий осуществлять продуктивный ОЯ-менеджмент. Это направление организационно-управленческой деятельности направлено на формирование конструктивного взаимодействия с государственными органами власти и органами местного самоуправления, что, в частности, заключается в участии представителей бизнес-структур в разработки проек-

тов правовых актов, соответствующих экономическим интересам субъектов частного предпринимательства.

Доля государственных финансовых затрат на информационно-цифровые технологии в период с 2012 по 2015 год была примерно одинаковой и составляла 0,6-0,7%, что существенно уступает показателям стран-лидеров (например, США - 2,2%). Размер таких затрат в России в структуре ВВП сопоставима с Индией, Китаем и Центральной Европой, но в среднем в два раза ниже, чем в США, Западной Европе и Бразилии.[3, с. 129]

На разных уровнях публичного управления разрабатываются и принимаются меры по расширения объема и повышению уровнях качественных характеристик информационных данных, имеющих открытый характер в рамках установления и развития партнерства с частными компаниями и населением. Данный формат проведения электронно-цифровых инноваций позволяет публично-управленческих структур существенно снизить уровень затрат по предоставлению публичных информационных услуг гражданам.

Таким образом, цифровизация позволяет обеспечить тесно взаимодействие органов публичного управления на различных уровнях при разработке общей государственно политики в отношении регулирования современных экономических отношений, и, в частности, осуществлять всесторонне обоснованные решения в отношении оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса. Передовые цифровые технологии дают широкие возможности на высоком уровне обрабатывать и систематизировать информационные ресурсы с обеспечением устойчивых информационных коммуникаций между структурой публичного управления, представителями частного сектора экономики и населением.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 23.05.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» // СПС Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_162184/ (дата обращения 02.08.2019).

2. Епинина В. С. Трехуровневая система повышения результативности использования партисипативного механизма публичного управления субъектом РФ / В.С. Епинина, Я.Я. Кайль // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2013. - № 1 (22). - С. 56-64.

3. Кайль Я.Я. Практика публичного управления социально-экономическими процессами на уровне муниципалитета: результативность и эффективность / Я.Я. Кайль, Е.В. Зудина, Г.А. Плиев, В.С. Епинина, Р.М. Ламзин Р.М., В.В. Великанов // Коллективная монография / Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Волгоградский государственный университет. Волгоград: изд-во Волгоградский государственный университет, 2017. 244 с.

4. Кайль Я. Я. Проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления и пути их решения / Я.Я. Кайль, В.С. Епинина, А.А. Манякян // Региональная экономика. Юг России. 2013. - № 2 (2). - С. 216-224.

5. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Повышение качества жизни населения субъектов РФ как приоритет совершенствования государственного менеджмента / Я.Я. Кайль, В.С.

Епинина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. - № 9 (57). - С. 65.

6. Ламзин Р.М. Анализ и оценка социально-экономического развития городского округа - Волгоград // В сборнике: Повышение результативности и эффективности публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города Материалы I Международной научно-практической интернет-конференции. Волгоград: изд-во Волгоградский государственный университет, 2016. С. 120-127.

7. Ламзин Р.М. Специфика функционирования и развития муниципального управления социально-экономическими процессами // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономической науки: теоретический и практический взгляд. Сборник научных трудов. Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Факультет управления и экономическо-технологического образования, Кафедра управления персоналом и экономики в образовании. Волгоград: изд-во Волгоградский государственный университет, 2016. С. 130-140.

8. Официальный портал Волгоградской области. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.volgograd.ru/ (дата обращения: 10.08.2019).

9. Официальный сайт администрации Волгограда. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/d/Home/Index (дата обращения: 10.08.2019).

10. Правительство РФ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения: 10.08.2019).

11. Цифровое государственное управление. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://data-economy.ru/government (дата обращения: 10.08.2019).

Roman M. Lamzin, senior lecturer

Volgograd state social and pedagogical University

DIGITALIZATION AS A PRIORITY OF PUBLIC ADMINISTRATION TRANSFORMATION

The article reveals the specificity of modern digitalization as a combination of the processes of development, development in practice and effective use of digital technologies. In this case, digitalization is one of the main factors in the further development of public administration, as well as constructive interaction of state and municipal regulation of social and economic relations with representatives of private entrepreneurship. The author comes to the conclusion that digitalization allows to develop and systematize information resources at a high level with provision of stable information communications between the structure of public administration and representatives of private business.

Keywords: information resources, public management service, public management, digital technologies, digitalization, private business, GR-management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.