УДК 332.05 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-68-72
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ GR-МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ*
Кайль доктор экономических наук, профессор кафедры управления
Яков персоналом и экономики в сфере образования, Волгоградский
Яковлевич государственный социально-педагогический университет (400066,
Россия, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 27). E-mail: [email protected] Шохнех доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
Анна и экономики образования, Волгоградский государственный
Владимировна социально-педагогический университет (400066, Россия,
г. Волгоград, пр. им. Ленина, 27). E-mail: [email protected] Епинина кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента,
Вероника Волгоградский государственный университет (400062, Россия,
Сергеевна г. Волгоград, пр-т Университетский, 100]. E-mail: [email protected]
Аннотация
Целью исследования является раскрытие потенциала развития GR-менеджмента с учетом расширения процессов цифровизации. Значимость GR-технологий определяется необходимостью раскрытия потенциальных возможностей бизнеса, важных для развития территорий в условиях цифровизации. Их трансформация сегодня тесно взаимосвязана с внедрением во все сферы жизнедеятельности новых электронно-цифровых техники и технологий. В статье даны классификационные признаки направлений развития GR-технологий в пространственной цифровизации. Особое место в GR-технологиях занимают вопросы поддержки бизнеса в части применения новейших цифровых технологий, поэтому авторами определена структура GR-менеджмента для развития рынков и отраслей территориальной и национальной экономики.
Ключевые слова: GR-менеджмент, GR-технологии, GR-взаимодействие, бизнес, органы государственной власти, цифровая экономика, развитие GR-менеджмента, взаимодействие государственной власти и бизнеса, территориальная и национальная экономика.
Политика цифровой экономики в концепции развития бизнеса как основного источника налоговых доходов государства должна быть направлена на повышение активности предпринимательских структур. Онтология механизмов взаимодействия и взаимопонимания между государством и бизнесом проявляется в аспектах исторической, правовой и экономической информационной обеспеченности. Государственная власть и бизнес как важнейшие институты обеспечения общества потребностями и безопасностью должны находиться в тесной взаимосвязи и понимании общих целей и задач [1, с. 48]. Необходимо учитывать, что к основным сферам влияния государства относятся: обеспечение стабильности и безопасности в обществе; организация и регулирование хозяйственной жизнедеятельности; социальное обеспечение; поддержка культурного наследия и его развития; обеспечение экологической безопасности [2, c. 186]. Из основных сфер влияния бизнеса можно выделить такие, как: обеспечение запросов общества на возмездной основе и безопасности института собственности; создание материальных благ; создание рабочих мест и охрана труда; формирование предложения на основе потребительского спроса и прочее [3, с. 34]. Объектом GR-менеджмента как раз и является сфера влияния государственной власти и бизнеса.
Задачи GR-технологий (финансовые и нефинансовые] направлены на решение проблем лоббирования приоритетных видов деятельности для государственной власти и бизнеса в условиях цифровизации. GR-технологии должны обеспечить понимание государства и бизнеса о приоритетных направлениях деятельности бизнеса для организации государственными органами поддержки и стимулирования [4, с. 57], где GR-взаимодействия могут проводиться в отношении: анализа направлений и отраслей, стратегически значимых для развития территорий (регионов] [5, с. 19]; анализа направлений и отраслей, стабильно развивающихся на территориях (в регионах] в условиях цифровизации [6, с. 95]; диагностики отраслей, попавших в фазу рецессии или упадка в условиях инновационно-технического отставания с позиции рыночного электронно-цифрового хозяйствования.
Значимость GR-технологий определяется необходимостью раскрытия потенциальных возможностей бизнеса, важных для развития территорий в условиях цифровизации. GR-технологии
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00103. The reported research was funded by Russian Foundation for Basic Research, grant №19-010-00103.
должны обеспечивать выявление точечных механизмов поддержки бизнеса для рациональной диверсификации экономики [7, с. 88; 8, с. 23]. В условиях цифровизации глобальную проблему для бизнеса представляет отсутствие понимания государственной власти о приоритетных направлениях развития предпринимательской деятельности.
Высокий потенциал применения электронных инструментов в цифровой экономике определяется всеобщей интеграцией электронно-цифрового пространства в жизнедеятельность социума. Такие тренды обуславливают СЯ-взаимодействия на основе применения современных коммуникативных технологий как фактора коммерческого успеха бизнеса [9, с. 599].
Исследования авторов позволили определить направления, которые входят в область СЯ-технологий в политике цифровой экономики: организационно-управленческое направление СЯ-технологий; финансовое направление СЯ-технологий; просветительское направление СЯ-технологий; исследовательское направление СЯ-технологий; СЯ-технологии в формировании благоприятных условий; информационное направление СЯ-технологий; СЯ-технологии в инновационной активизации; СЯ-технологии в инвестиционном стимулировании; маркетинговое направление СЯ-технологий; трансформационные направления СЯ-технологий в цифровой экономике; интеграционное направление СЯ-технологий в цифровой экономике; аналитическое направление СЯ-технологий в условиях цифровизации.
Исследования позволили выявить наиболее часто встречающие в науке классификационные признаки пространства взаимодействия государственной власти и бизнеса для формирования СЯ-технологий (см. рис. 1).
Классификационные признаки направлений GR-технологий в пространственной цифровизации
Составные элементы национального уклада Объекты пространственного ОЯ-взаимодействия органов власти и бизнеса Субъекты ОЯ- взаимодействия
■ Экономика ■ Социальная сфера ■ Экология ■ Административное устройство ■ Культура ■ Наука ■ Этноконфессиональ-ные элементы ■ Территориальные формирования (регионы, зоны, районы, агломерации) ■ Кластеры, экономические локусы, экономические сети ■ Инфраструктура ■ Деятельность корпоративных структур, малого и среднего бизнеса ■ Домохозяйства как субъекты бизнеса и трудовые ресурсы ■ Федеральные органы власти и управления ■ Органы власти регионов ■ Органы местного самоуправления ■ Субъекты бизнеса
Целевые приоритеты GR-технологий
■ Обеспечение административно-территориального единства и устойчивого развития в процессе ОЯ-взаимодействия органов власти и бизнеса; ■ Равномерность и сбалансированность на рынках в процессе ОЯ-взаимодействия органов власти и бизнеса; ■ Освоение новых видов бизнеса на отдаленных территориях в процессе ОЯ-взаимодействия; ■ Справедливое распределение экономических ресурсов в процессе ОЯ-взаимодействия; ■ Оптимальное пространственное размещение корпоративных структур, кластеров, субъектов общественного сектора, домохозяйств; ■ Адаптация административно-территориального устройства к трансформациям ОЯ-взаимодействия органов власти и бизнеса в условиях цифровизации.
Рис. 1. Классификационные признаки направлений GR-технологий в пространственной цифровизации Источник: сост. авт.
В процессе применения GR-технологий и для органов власти, и для бизнеса могут наступить риски реализации поставленных целей (что возможно прогнозировать], формирующие условия стратегического дрейфа (остановка развития, наступление несостоятельности, грани банкротства], что не позволит эффективно и доходно развиваться бизнесу. Однако GR-стратегии раскрывают и новые возможности [10, с. 118].
Особое место в GR-технологиях занимают вопросы поддержки бизнеса в части применения новейших цифровых технологий. Структура GR-менеджмента для развития рынков и отраслей территориальной и национальной экономики в условиях цифровизации представлена на рис. 2.
1. Секторы, отрасли, рынки в ОЯ-взаимодействиях конкретных субъектов бизнеса
Ц
2. Электронно-цифровые платформы ОЯ-менеджмента для развития рынков и отраслей территориальной и национальной экономики
— ____—
3. ОЯ-технологии нормативного регулирования, информационного и кадрового обеспечения органов власти и бизнеса
Рис. 2. Структура йЯ-менеджмента для развития рынков и отраслей территориальной и национальной экономики в условиях цифровизации. Источник: сост. авт.
Следует отметить, что электронно-цифровые платформы GR-менеджмента направлены на поддержку инновационного бизнеса для развития рынков и отраслей территориальной, национальной экономики, а также увеличения доли цифровизации в процентах к ВВП.
Основным объектом GR-менеджмента становится проблема решения конкретной задачи в треугольнике устойчивого развития, который обеспечивает три ключевых направления: экологический баланс, социальная устойчивость, экономическое равновесие. Фокус направлен на решение задач, а не на борьбу с конкурентами, что позволяет совершить скачок в ценности, обеспечивающие запросы общества. В таком GR-взаимодействии открываются новые виды деятельности, которые не включены в конкурентную борьбу, что позволяет создавать инновационные ценностные услуги. Инновационная ценность GR-менеджмента всегда должна оцениваться с позиции качества, практичности (качественные показатели] и ценой, расходами (количественные показатели).
Следовательно, в разработке и применении GR-технологий приоритетными направлениями взаимодействия государственной власти и бизнеса, отражающими потенциал развития GR-менеджмента в условиях цифровизации, являются:
- технологии, позволяющие обеспечить конкурентоспособность крупного, среднего и малого бизнеса на международных рынках в рыночном электронно-цифровом хозяйствовании;
- оптимальные механизмы управления имуществом, находящимся в собственности как у органов государственной власти, так и у бизнеса;
- механизмы нивелирования рисками организаций крупного, среднего и малого бизнеса в условиях цифровизации;
- технологии формирования и модернизации структур администрации и ассоциаций для координации взаимоотношений государственной власти и бизнеса в рыночном электронно-цифровом хозяйствовании;
- технологии взаимодействия государственной власти и бизнеса для развития инновационной политики в условиях цифровизации;
- технологии координации и поддержки инвестиционной привлекательности региона на условиях формирования благоприятного административного, финансового и налогового режимов в действительности рыночного электронно-цифрового Интернет-пространства;
- технологии развития и координации экологической политики на условиях открытого взаимодействия государственной власти и бизнеса;
- технологии кооперативной организации на условиях социального партнерства;
- механизмы развития и координации кадровой политики в сфере взаимодействия государственной власти и бизнеса;
- технологии развития информационной политики для открытого обмена информацией в условиях взаимодействия государственной власти и бизнеса;
- механизм формирования и координации комитета по GR-взаимодействию государственной власти и бизнеса в условиях цифровизации;
- технология аудита организации GR-менеджмента и GR-взаимодействий.
Подводя итоги можно резюмировать, что влияние GR-менеджмента на основные экономические показатели бизнеса существенно возрастает. GR-менеджмент является фокусом устойчивого развития бизнес-структур. Отсутствием прямого диалога органов власти с бизнесом определяются трудности и усугубляется устойчивое развитие бизнес-структур, и выходом из сложившихся экономических кризисных положений становится GR-менеджмент. Как показатель эффективности от результатов контрактации и вариативного взаимодействия органов публичной власти с крупным, средним и малым бизнесом выступает инновационная ценность GR-менеджмента.
Литература
1. Взаимодействие власти, бизнеса и общества в современных условиях: монография /Под ред. С.А. Стрижова. М.: Русайнс, 2016. 151 с.
2. Kayl I.I., Epinina V.S., Bakhracheva Y.S., Velikanov V.V., Korobova S.I. Effectiveness and efficiency of public management of socio-economic processes at the city level // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. 2017. P. 185-190.
3. Игнатова Т.В., Аширова М.Н. Рыночная рационализация предоставления государственных услуг // ФЭС: финансы, экономика, стратегия. 2015. № 2. С. 30-35.
4. Плотникова Н.А. Особенности взаимодействия бизнеса и власти в регулировании социально-экономических проблем территории // Концепт. 2014. №S28. С. 56-60.
5. GR и лоббизм: теория и технологии / Под ред. А.В. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой. М.: Издательство Юрайт, 2015. 315 с.
6. Рубцова Н.В., Чумакова Л.П. Некоторые особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в контексте цифровой экономики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 8. С. 94-98.
7. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С. GR-менеджмент: реалии и перспективы развития // Фундаментальные исследования. 2016. № 9-3. С. 597-600.
8. Морозова Н.И. Перспективы участия частного сектора в решении социально-экономических задач на государственном и муниципальном уровнях // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. №9. С. 21-29.
9. Игнатова Т. В., Гончарова, О. Ю., Лозовова Л. А. Публичное управление инновациями в предпри-
нимательстве и образовании // European journal of Social Sciences. 2014. № 8 (1). С. 440-448.
10. Шохнех А.В., Телятникова В.С., НасоноваЛ.И. Цифровая экономика: теория и методология интеграции субъектов в электронно-цифровое предпринимательское поле. Уфа: АЭТЕРНА, 2018. 170 с.
Kail Iakov iakovlevich, Doctor of Economic Science, Professor of the Department of Personnel Management and Economics in Education, Volgograd State Social and Pedagogical University (27, pr. Lenina, Volgograd, 400066, Russian Federation]. E-mail: [email protected]
Shokhnekh Anna Vladimirovna, Doctor of Economic Science, Professor of Management and Economics of Education, Volgograd State Social and Pedagogical University (27, pr. Lenina, Volgograd, 400066, Russian Federation]. E-mail: [email protected]
Epinina Veronika Sergeevna, Candidate of Economic Science, Docent of the Department of Management, Volgograd State University (100, pr. Universitetskiy, Volgograd, 400062, Russian Federation]. E-mail: [email protected]
POTENTIAL OF GR-MANAGEMENT DEVELOPMENT UNDER DIGITAL ECONOMY
Abstract
The aim of the study is to reveal the potential of the development of GR-management, taking into account the expansion of digitalization processes. The importance of GR-technologies is determined by the need to disclose potential business opportunities that are important for the development of territories in the conditions of digitalization. Their transformation is today closely interconnected with the introduction of new electronic-digital equipment and technologies into all spheres of life. The article presents the classification signs of the directions of development of GR-technologies in spatial digitalization. A special place in the GR-technologies is occupied by the issues of business support in terms of the application of the latest digital technologies, therefore the authors determined the structure of the GR-management for the development of markets and branches of the territorial and national economy.
Keywords: GR-management, GR technologies, GR interaction, business, public authorities, digital economy, GR management development, interaction of the government and business, territorial and national economy.
References
1. Vzaimodejstvie vlasti, biznesa i obshchestva v sovremennyh usloviyah: monografiya / Pod red. S.A. Strizhova. M.: Rusajns, 2016. 151 p.
2. Kayl I.I., Epinina V.S., Bakhracheva Y.S., Velikanov V.V., Korobova S.I. Effectiveness and efficiency of pub-lic management of socio-economic processes at the city level // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. 2017. P. 185-190.
3. Ignatova T.V., Ashirova M.N. Rynochnaya racionalizaciya predostavleniya gosudarstvennyh uslug // FES: finansy, ekonomika, strategiya. 2015. № 2. P. 30-35.
4. Plotnikova N.A. Osobennosti vzaimodejstviya biznesa i vlasti v regulirovanii social'no-ekonomicheskih problem territorii // Koncept. 2014. № S28. P. 56-60.
5. GR i lobbizm: teoriya i tekhnologii / Pod red. A.V. Achkasovoj, I.E. Mintusova, O.G. Filatovoj. M.: Iz-datel'stvo YUrajt, 2015. 315 p.
6. Rubcova N.V., CHumakova L.P. Nekotorye osobennosti pravovogo regulirovaniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti v kontekste cifrovoj ekonomiki / / Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2018. № 8. P. 94-98.
7. Kajl' YA.YA., Lamzin R.M., Epinina V.S. GR-menedzhment: realii i perspektivy razvitiya // Fundamen-tal'nye issledovaniya. 2016. № 9-3. P. 597-600.
8. Morozova N.I. Perspektivy uchastiya chastnogo sektora v reshenii social'no-ekonomicheskih zadach na
gosudarstvennom i municipal'nom urovnyah // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. 2013. №9. P. 21-29.
9. Ignatova T. V., Goncharova, O. YU., Lozovova L. A. Publichnoe upravlenie innovaciyami v predprini-matel'stve i obrazovanii // European journal of Social Sciences. 2014. № 8 (1]. P. 440-448.
10. SHohnekh A.V., Telyatnikova V.S., Nasonova L.I. Cifrovaya ekonomika: teoriya i metodologiya inte-gracii sub"ektov v elektronno-cifrovoe predprinimatel'skoe pole. Ufa: AETERNA, 2018. 170 p.
УДК 331.1:316.45 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-72-79
УПРАВЛЕНИЕ НОВЫМИ ОСОБЫМИ ЗНАНИЯМИ ПЕРСОНАЛА -ПАРАДИГМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Овчаренко доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Георгий Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии
Васильевич народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected] Некрасова кандидат экономических наук, зав. кафедрой менеджмента, Виктория Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Витальевна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected] Ларкина кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Наталья и коммуникаций в бизнесе, Южный федеральный университет Георгиевна (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42]. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье обозначена значимость и необходимость инновационного управления особыми знаниями персонала руководителями инновационной организации. Отражен опыт ООО «КЗ "Рост-сельмаш"» по воссозданию производственной науки с целью постоянного обновления интеллекта организации в контексте умений ее руководителей не только мотивировать персонал, но и привлечь его в управление на основе научных методов.
Ключевые слова: процесс-инновации, самореализация, управление знаниями, инновационное развитие, инновационное мышление, духовное единство коллектива, инновационное производство, креативное управление, научный подход.
Ключевым фактором развития инновационного интеллектуального потенциала организации становится инновационная модель управления знаниями, которая выступает самообучающейся системой для повышения гибкости процесс-инноваций с тонким умением руководителей улавливать изменения ситуации - спрос инноваций, которые обязаны осознавать необходи-мостьуправления человеческими знаниями на основе инновационной философии бизнеса - неомиссии и общности интересов участников процессов реализации инновационной деятельности (рис. 1) [1].