УДК 323 (470+571):338.24 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-30-38
СПЕЦИФИКА И МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА*
Кайль доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом,
Яков Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Яковлевич (400066, Россия, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27]. E-mail: [email protected]
Ламзин старший преподаватель кафедры управления персоналом,
Роман Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Михайлович (400066, Россия, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27]. E-mail: [email protected]
Аннотация
Основной целью написания статьи является определение специфических признаков и модели порядка функционирования органов государственного и муниципального управления как единой системы публичного регулирования социально-экономических отношений в России на современном этапе развития информационных технологий и становления информационного общества. Результатом исследования выступает то, что процесс разработки и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий на основе отечественного и зарубежного опыта в системе публичного управления. Данный подход в России связан с необходимостью повышение уровня информационной активности государственных и муниципальных служащих и граждан РФ по использованию различных информационных контентов для решения социально-экономических проблем. Выводом по данному исследованию является то, что в деятельности государственных и муниципальных органах управления востребовано обеспечение согласованности в использовании информационных сведений при разработке и реализации управленческих решений.
Ключевые слова: информационная система информация, информационно-коммуникационная технология, информационное общество, модель, публичное управление, электронное правительство.
Деятельность государственных и муниципальных органов управления в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимосвязей указанных административных структур с представителями субъектами предпринимательской деятельности, гражданским обществом, общественными организациями, и отдельными гражданами по вопросам решения имеющихся социально-экономических проблем путем применения специальных средств накопления, обобщения, обработки и перемещения информационных ресурсов публичного управления.
Реализация принятых управленческих решений обусловлена комплексом конкретных действий органов публичного управления по применению конкретных ресурсов управления, чему предшествует выполнение следующих действия:
1. Анализ достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию.
2. Определение цели и принятие решений на основе имеющейся информации.
3. Создание технологий управленческого воздействия на социально-экономические процессы.
4. Информационное сопровождение реализации действующих правовых норм [4].
Модель функционирования публичного управления в структуре современных информационных коммуникаций в России можно представить как систему, состоящую из следующих элементов:
1. Совокупность информационных каналов как средств передачи информационных сообщений, их накопление и обобщение для решения комплексных вопросов социально-экономического характера, формирование самих каналов перемещения сообщений с дальнейшей модер-
*
Статья написана в рамках гранта №16-12-34014 «Механизмы повышения результативности и эффективности публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города в системе показателей комфортности и энергоэффективности жизнедеятельности населения».
низацией коммуникационного процесса, как внутри структур государственного и муниципального управления, так при их взаимодействии с частными организациями и гражданами [1].
2. Разработка и реализация ответных мер структурами администрирования на происходящие изменения в социально-экономических процессах. В данном случае, необходимы информационные средства сбора отдельных сведений с их последующим общением для разработки управленческих решений [9, с. 157].
3. Осуществление комплексного анализа сведений различного характера с целью создания специализированных информационных массивов, каждый из которых посвящен определенному кругу вопросов публичного управления на федеральном, региональном или местном уровне (данные массивы могут быть связаны с изучением общественного мнения по отдельным имеющимся экономическим проблемам].
4. Разработка и принятия управленческих решений на основе анализа собранной информации.
5. Совокупность правовых норм, регулирующих порядок деятельности органов публичного администрирования по вопросам сбора и обработки необходимых информационных ресурсов. Обеспечение согласованной и взаимосвязанной работы всех структурных элементов органов управления с обозначением круга полномочий для этих элементов при разработке управленческих решений [12].
Одним из основных инструментов повышения уровня эффективности публичного управления в соответствии с развитием элементов информационного общества выступает реализация средств функционирования «электронного правительства», что связано с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, различных сетевых технологий и ресурсов всемирной сети Интернет [8, с. 17].
В свою очередь, данное использование тесно связано с проявлением экономических и общественных инициатив со стороны частного предпринимательства и общественных организаций при взаимодействии с органами государственного и муниципального управлении при устранении социально-экономических проблем.
В государствах Европейского союза осуществляется поиск баланса между контролем со стороны государства и свободой рыночных отношений при рациональном сочетании государственного регулирования экономических процессов. Это определяется спецификой телекоммуникаций, применяемых при поддержании взаимодействия между государственным управлением и функционированием частного бизнеса. На примере Франции указанная проблема игнорируется, так как осуществляется план централизованного развития инфраструктуры формирующегося информационного общества. В то время как в Нидерландах, Швеции, Финляндии, Дании реализуется политика широкой либерализацией информационно-телекоммуникационных систем.
Деятельность структур публичного управления в государствах Европы тесно связана с обеспечением поддержания бесперебойного использования информационных коммуникаций (например, в Германии, Испании, Франции расширяется использование интерактивных систем в регулировании торговых отношений, что сокращается необходимость функционирования административных и организационных структур; в Австрии расширяется производство технических средств с целью развития электронных коммуникаций; в Норвегии, Швеции и Финляндии усматривается самый высокий уровень подключений к Интернету субъектов государственно-частного партнерства] [3].
Рассматривая процесс построения информационного общества, необходимо выделить пять основных моделей, которые отличаются в зависимости от специфики государственного регулирования социально-экономических отношений:
1. Англосаксонская модель - обеспечение полной либерализации рыночных отношений на основе эффективных информационных технологий. Функции публичного управления сводится только к защите конкурентной среды. Поддержание технического обеспечения электронных сетей при формировании информационных супермагистралей. Осуществляется гибкое правовое регулирование с проявлением самостоятельных экономических инициатив. В США происходит формирование модели социально-экономического развития, в которой функции государственных органов сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц активизируется. В Великобритании отдается приоритет построению информационных сетей, на основе которых впоследствии развивать сферу услуг
2. Континентальная модель - поиск баланса между административными способами регулирования рынка и свободой экономической деятельности с высокой вероятностью дальнейшей
либерализацией информационно-телекоммуникационного сектора экономики при сохранении системы государственного воздействия. (В Швеции приоритет отдается развитию предоставления электронных услуг населению и структурам частного предпринимательства. В Дании и Нидерландах повышенное внимание отдается модернизации информационных сетей. Во Франции реализуется план централизованного развития инфраструктуры информационного общества.]
3. Азиатская модель - поддержание сотрудничества системы государственного регулирования и частного предпринимательства. Представители государственных структур принимают активное участие в принятии решений по вопросам крупных вложений частного капитала в развитие информационных телекоммуникаций, что, например, в Китие, Южной Корее, Сингапуре. В частности, в Индии происходит отказ от приватизации элементов информационно-телекоммуникационного сектора.
4. Латиноамериканская модель - построение информационного сообщества на основе приватизации информационных коммуникаций при устранении барьеров для вхождения на рынок информационно-коммуникационных технологий новых участников, которые должны составлять конкуренцию крупным предпринимательским структурам. Это происходит при контроле со стороны государственных органов управления. (Примерами, в данном случае, являются Чили и Аргентина].
5. Африканская модель - осуществляется государственно-управленческий курс на строгое государственное регулирование и контроль информационно-телекоммуникационного сектора экономики при частичной либерализации под давлением ведущих мировых держав, стремящихся закрепиться на африканском информационном рынке. (Например, в ЮАР создана эффективная информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Также лидерами в этой сфере являются Тунис и Марокко. В Западной Африке такими государствами выступают Сенегал, Гана, Камерун и Габон] [19, с. 43].
Возможности электронного правительства расширяют спектр возможностей участия граждан в устранении социально-экономических проблем посредством широкого доступа к информации по всем направлениям деятельности структур официального управления.
Вместе с этим происходит построение эффективного кибернетического пространства как совокупности социально-экономических отношений на основе использования электронных компьютерных сетей с целью обработки информационных различного характера для принятия эффективных управленческих решений.
Основным компонентом информационного общества выступают системы коммуникаций как средства организации информационного обеспечения процесса публичного управления, способствующие своевременному поступлению необходимой и достоверной информации в функционирующие элементы системы управления, нуждающиеся в ней [7, с. 42]. Эти системы также представляют собой совокупности носителей и технических средств обработки различных сведений и каналов их перемещения.
Примерами официальных документов, содержащих государственные решения по вопросам развития управленческих информационных систем в России, выступают: 1] Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года; 2] Указ Президента РФ «Об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии» [1].
В соответствии с Концепцией развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года выделяются следующие механизм электронной демократии:
1. Электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т. д.].
2. Средства сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме on-line.
3. Способы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий.
4. Механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, в частности, по разработке социально востребованных решений.
5. Средства общественного онлайн-управления на муниципальном уровне [10].
Цель реализации указанных элементов электронной демократии заключается в повышение эффективности публичного взаимодействия граждан с органами исполнительной за счет внедрения практику взаимодействия информационно-коммуникационных технологий. Также это укрепляет горизонтальные связи между населением и структурами публичного управления
специфической совокупности норм создания и развития сетевой коммуникации, ориентированной на партнерскую модель доверительного взаимодействия.
Названные механизмы можно представить в виде применения специальных информационных технологий в процессе деятельности органов публичного управления в субъектах РФ, составляющих Южный федеральный округ (далее - ЮФО], с целью эффективного выполнения своих функций, что следует представить в виде таблицы (таблица].
На основе показателей, представленных в таблице, можно утверждать, что во всех субъектах РФ ЮФО используются различные информационные технологии, на основе которых реализуется взаимодействие органов государственного и муниципального управления, а также укрепляются взаимосвязи органов публичного управления и населения с целью эффективного решения социально-экономическим проблем. Следует подчеркнуть лидирующее положение Краснодарского края и Ростовской области в применении специальных средств электронного правительства. Также определенные достижения усматриваются в Волгоградской и Астраханской областях, что касается оказания государственных услуг в электронной форме. В остальных субъектах РФ указанного макрорегиона происходит организация электронных средств обмена информацией между отдельными органами государственного управления с расширением предоставляемых услуг населению в электронной форме.
Цель реализации указанных направлений публичного администрирования заключается в сочетании централизованного руководства с инициативой, творческой активностью и высокой ответственностью в государственном и муниципальном управлении.
Основными факторами, определяющими эффективность информационных систем органов государственного и муниципального регулирования и уровня качества принимаемых управленческих решений, являются:
1. Обеспечение единой концепции построения и функционирования информационных систем и служб по вертикали и горизонтали осуществления публичного администрирования.
2. Формирование максимально полной информации и комплексность информационной поддержки всех контуров управления в соответствии со структурой объектов публичного регулирования на всех этапах решения социально-экономических проблем - от анализа проблемных ситуаций до реализации, контроля исполнения и оценки эффективности принимаемых решений [2].
3. Обеспечение согласованности процессов создания, внедрения, практического использования и последующей модернизации информационных систем, что происходит на единой методологической основе разработки и внедрения системных и прикладных программных продуктов, а также внедрения современных методов и средств организации баз данных.
Основная функция информационного обслуживания структур публичного управления должна выполняться специализированными информационно-аналитическими центрами. Данные центры обеспечивают:
Унификацию технических и технологических решений при стандартизации проектирования информационных технологий [11, с. 58].
1. Развитие аппаратных и программных средств связи между структурами управления.
2. Интеграцию новых баз данных с уже используемыми информационными системами.
3. Непрерывное совершенствование ресурсной базы программных и аппаратных средств.
Внедрение электронного взаимодействия для реализации функций публичного управления в России на федеральном, региональном и местном уровнях связано с анализом возможностей значительного спектра технологических и программных решений, таких как:
1. Системы управления отношениями с клиентами (частными организациями и гражданами].
2. Технологии обеспечения функционирования множества электронных каналов по предоставлению публичных услуг и интеграции информационных систем [13, с. 35].
3. Системы поддержки заполнения и работы с электронными формами, которые используются в деятельности органов публичного администрирования.
4. Системы управления электронными записями и использования цифровых архивов.
5. Обеспечение регистрации и авторизации граждан на получение услуг в электронной форме [23].
Таблица
Использование информационных технологий в публичном управлении на уровне субъектов РФ в составе Южного федерального округа
Применяе- Субъект федерации в составе ЮФО
мые инфор- Краснодар- Ростовская об- Волгоградская об- Астраханская Республика Республика Республика Севастополь
мационные ский край ласть ласть область Адыгея Калмыкия Крым
технологии
Механиз- • Портал • Паспорт ин- • Электронная си- • Портал «Гос- • Портал • Портал • Главная • Портал
мы элек- «Система об- форматизации стема предостав- ударственные и «Приоритет- «Информа- страница «Информа-
тронного щественных Ростовской об- ления электрон- муниципальные ные нацио- ционные ба- Портала Пра- ционный
прави- советов при ласти ных государствен- услуги»; нальные зы данных» вительства центр»
тельства органах ис- • Корпоратив- ных услуг по раз- • Портал проекты в • Портал Республики
полнитель- ная сеть теле- личным категори- «Электронная Республике электрон- Крым
ной власти на коммуникаци- ям регистратура»; Адыгея»; ных сообще- • ГОСКОМ-
федеральном онной связи • Порталы орга- • Портал «Си- • Портал ний при РЕГИСТР Рес-
и региональ- • Портал нов Администра- стема управле- «Интернет- предостав- публики
ном уровне»; «Центр обработ- ции Волгоградской ния проекта- приемная»; лении госу- Крым
• Портал ки данных» области; ми»; • Портал дарственных • Активный
«Оценка ре- • Портал «Ин- • Региональная • Портал «Еди- «Государ- и муници- Гражданин
гулирующего формационные навигационно- ная система ственные пальных Правитель-
воздействия» системы» информационная идентификации услуги»; услуг в элек- ство Респуб-
система и аутентифика- • Бизнес-на- тронной лики Крым
ции» вигатор МСП форме
Средства • Портал ор- • Центральный • Региональная • Автоматизи- • Интернет • Порталы • Портал • Портал
оператив- ганов испол- телекоммуника- система межве- рованная си- приемная «Контакты», «Контактная «Контакты»;
ных ком- нительной ционный узел» домственного стема «Форми- Админи- «Проектное информация»; • Портал
муника- власти • Каналы связи, электронного вза- рование и веде- страции управле- • Система «Обраще-
ций в ор- • Портал обеспечиваю- имодействия Вол- ние реестра по- Адыгеи ние»; использова- ния»;
ганам пуб- «Средства щие соединение гоградской обла- ставщиков со- • Портал • Портал ния элек- • Портал
личного оперативных всех телекомму- сти; циальных «Публичные «Открытые тронных «Инфо-
управле- коммуника- никационных • Портал «Кон- услуг»; слушания» данные» подписей; центр»;
ния ций» узлов троль исполнения • Реестр ин- • Портал • Порталы
административ- формационных «Подведом- «Полномо-
ных регламентов систем Астра- ственные ор- чия» и
предоставления ханской области ганизации»; «Электрон-
государственных и • Портал ный бюд-
муниципальных «Персональ- жет»
услуг» ные данные»
Средства • Портал и • Серверы и ра- • Муниципальные • Программ- • Интернет • Портал • Портал • Портал
обработки Единый пор- бочие станции системы межве- ный комплекс приемная «Бизнес- «График при- «Контак-
данных в тал государ- ЦОД: Серверы домственного «Региональная Админи- навигатор ема граж- ты»;
органах ственных и компаний IBM и электронного вза- система учета страции МСП»; дан»; • Портал
публичной муниципаль- Hewlett-Packard имодействия; государствен- Адыгеи; • Портал • Портал «Обраще-
власти ных услуг • Информацион- ных и муници- • Универ- «Центр граж- «Предостав- ния»;
(функций), в ная система до- пальных плате- сальные данской за- ление бес- • Портал
информаци- ставки структури- жей»; электрон- щиты»; платной «Инфо-
онные систе- рованных сообще- • Автоматизи- ные карты; • Система юридической центр»;
мы участни- ний рованная си- • Портал взимания помощи»; • Портал
ков межве- стема «Управ- «Реестра, платы «Пла- • Портал «Открытое
домственного ление государ- банки дан- тон»; «Реестр ад- Правитель-
информаци- ственным и му- ных» • Портал министра- ство»
онного взаи- ниципальным «Оценка регу- тивных ре-
модействия имуществом» лирующего воздействия» гламентов»
Элементы • Система • Портал «Нор- • Автоматизиро- • Программ- • Портал Система • Портал • Портал
электрон- электронного мативные ак- ванная система ный комплекс «Единое «Электрон- «Кадровая «Контак-
ного до- документо- ты»; электронного до- «Хранилище- хранилище ный бюд- политика»; ты»;
кументо- оборота • Портал «Про- кументооборота: КС»; докумен- жет» • Портал • Портал
оборота "СИНКОПА- граммное обес- Новые функцио- • Автоматизи- тов» «Работа с об- «Обраще-
ДОКУМЕНТ" печение»; нальные возмож- рованная си- ращениями ния»;
• Система • Портал «Об- ности версии 3.5.4 стема «Форми- граждан и • Портал
электронного мен электрон- • Руководство рование и веде- организаций» «Инфо-
документо- ными докумен- пользователя. Мо- ние получате- центр»;
оборота "Ко- тами с ФОИВ дуль интеграции с лей социальных Портал
декс: Доку- (МЭДО)» iPad услуг» «Открытое
ментообо- Правитель-
рот". ство»
Источник: сост. авт. по: [14, 15, 17, 18, 20, 21, 24, 25].
Конкретным примером проявления информационных технологий в деятельности структур государственного регулирования является функционирование web-сайтов отдельных органов управления, эффективность которых должна обеспечиваться путем реализации последовательных мероприятий:
1. Начальное формирование сведений о соответствующей структуре управления, то есть наличие web-сайта, объединяющего все необходимые для потребителей публичных услуг информационные данные, а также, ссылки на другие органы власти, подразделения данного органа.
2. Текущее применение информации - непрерывное расширение содержания web-сайта с наличием: 1] архивов документов (нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность, отчетов реализации запланированных мероприятий пр.); 2] текущей информации, баз данных (например, статистических сведений], раздела текущих новостей, раздела часто задаваемых вопросов; 3] сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта [16].
3. Интерактивное развитие, что связано с возможностями пользователей загружать и копировать формы, необходимые для получения оказываемых органом исполнительной власти публичных услуг. Для удобства получения публичных услуг, получателям услуг должны быть представлены образцы этих форм, контактной информации с возможностью связаться с представителями государственного органа через электронную почту и по телефону. Данная информация может быть дополнена аудио- и видеофайлами для наглядной демонстрации процесса деятельности соответствующего органа управления.
4. Транзакционное расширение - обеспечение двустороннего взаимодействия органов публичного администрирования с населением и частными организациями с целью получения управленческих услуг без необходимости последующего очного обращения в данный орган (например, по вопросам запроса и получения документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем].
5. Сетевое обеспечение - наличие специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в обсуждение и принятие управленческих решений в виде: 1] web-форм размещения комментариев; 2] инструментов онлайновых консультаций с населением; 3] дискуссионных форумов по вопросам реализуемых функций; 4] возможности подписаться на получение информации по электронной почте [22].
Немаловажное значение имеет партисипативный подход к функционированию системы публичной власти, что проявляется посредством реализации концепции «Открытого правительства» [5, с. 57], выражающейся в широком смысле в обеспечении свободного доступа гражданского общества к работе правительственных и государственных структур. Указанный доступ, в частности, проявляется в участии граждан к более активной «борьбе с коррупцией в структуре использовании информационных ресурсов» [6, с. 219] органами государственного управления.
Таким образом, разработка и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий на основе отечественного и зарубежного опыта в системе публичного управления в России связаны с необходимостью повышение уровня информационной активности государственных и муниципальных служащих и граждан по использованию различных информационных контентов научно-технического, социально-экономического, правового, общественного характера для решения существующих социально-экономических проблем в Российской Федерации. В связи с этим в деятельности государственных (муниципальных] органах управления востребовано обеспечение согласованности в использовании информационных технологий при разработке управленческих решений.
Литература
1. Российская Федерация. Президент. Об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии: Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 г. N 1202. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.01.17].
2. Анохин Е.В. Анализ процессов развития муниципального маркетинга в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-protsessov-razvitiya-munitsipalnogo-marketinga-v-rossii (дата обращения: 03.01.17].
3. Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/0/1f41ce7df933b2dfc32568c50027cde3?OpenDocument (дата обращения: 06.01.17].
4. Гончарова М.А. Инновационные технологии развития системы государственного управления в регионе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rane-brf.ru/conference/2012/goncharova.pdf (дата обращения: 03.01.17].
5. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Актуализация партисипативного подхода к формированию системы публичной власти в современной России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность 33 (174]. 2012. С. 57-63.
6. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Совершенствование системы государственного управления и его влияние на состояние социально-экономического развития субъектов рф (на примере субъектов РФ ЮФО] // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса. 2013. № 4 (25]. С. 216-224.
7. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Инновационные информационные технологии государственного регулирования малого предпринимательства // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 4(47]. Октябрь 2016. С. 40-44.
8. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Эффективность и результативность применения инновационных технологий в государственном управлении: отечественный и зарубежный опыт // Региональная экономика. Юг России. 2016. № 3 (13]. С. 15-24.
9. Кайль Я.Я., Максимчук О.В., Зудина Е.В., Першина Т.А., Епинина В.С., Ламзин Р.М., Бахрачева Ю.С., Великанов В.В. Методология публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города // Коллективная монография / Под общей редакцией Я.Я. Кайля. - Волгоград, 2016. - 224 с.
10. Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/087/96153.php (дата обращения: 05.01.17].
11. Косовец А.А. Электронное правительство как материальная основа информатизации информационной безопасности государственного управления // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 5. С. 57-64.
12. Кубанова А.Э., Тухватуллина М.А. Информационные средства обеспечения процесса принятия и реализации управленческих решений органами местной власти. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/639/3902 (дата обращения: 03.01.17].
13.Ламзин Р.М. Локальный уровень применения инновационных технологий бизнес-образования // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2016. №2(45]. С. 33-39.
14. Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfo.rk.gov.ru/rus/epodpis (дата обращения: 05.01.17].
15. Министерство информационных технологий и связи Ростовской области. Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http://minsvyaz.donland.ru/Default.aspx?pageid=56245 (дата обращения: 05.01.17].
16. Никифорова Л.Е., Леонов В.В. Концептуальная модель системы публичного управления социально-экономическим развитием территорий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.misbfm.ru/sites/all/files/str42_55.pdf (дата обращения: 03.01.17].
17. Открытое правительство Краснодарского края. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://open.krasnodar.ru/ (дата обращения: 05.01.17].
18. Официальный портал Губернатора и Администрации Волгоградской области. Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gosuslugi.volganet.ru/portal/rgu/category_list.gsp (дата обращения: 05.01.17].
19. Панцерев К.А. Современные модели информационного общества: типологическая характеристика // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011. Сер. 6 Вып. 1. С. 39-45.
20. Правительство Севастополя. Официальный портал органов государственной власти Севастополя. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sevastopol.gov.ru/contacts/ (дата обращения: 05.01.17].
21. Республика Адыгея. Официальный сайт исполнительных органов государственной власти. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adygheya.ru/ (дата обращения: 05.01.17].
22. Сморгунов Л.В. В поисках управляемости: трансформация теории публичного управления в XXI веке // Вестник Санкт-петербургского университета. 2011. Сер. 6. Вып. 4. С. 85-96.
23. Соколова М. Электронное правительство в Беларуси: инфраструктура создана - что дальше? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sympa-
by.eu/sites/default/Шes/library/policy_paper_e-administration_bipartpdf (дата обращения: 03.01.17].
24. Управление по развитию электронного правительства Республики Калмыкия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.egov08.ru/about/infsist.html (дата обращения: 05.01.17].
25. Электронное правительство Астраханской области. Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://egov.astrobl.ru/stranica-sayta/e-government (дата обращения: 05.01.17].
Kayl Yakov Yakovlevich, Doctor of Economic Sciences, Professor of «Personnel management»; Volgograd State social and pedagogical University (27, V. I. Lenin Ave., Volgograd, 400066, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Lamzin Roman Mikhaylovich, Senior lecturer of «Personnel management»; Volgograd State social and pedagogical University (27, V.I. Lenin Ave., Volgograd, 400066, Russian Federation). E-mail: [email protected]
SPECIFICS AND MODELS FUNCTIONING OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FORMATION OF THE INFORMATION SOCIETY: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE
Abstract
The main purpose of writing this article the authors, is to determine the specific features and models about the functioning of state and municipal management as a system of public regulation of social and economic relations in Russia at the present stage of development of information technologies and the information society. The result of research is the fact that the development and introduction of modern information and communication technologies on the basis of domestic and foreign experience in the public administration system. This approach in Russia is the need to increase the level of information activity of state and municipal employees and citizens of the Russian Federation on the use of different information content to address socio-economic problems. The conclusion from this study is that in the work of state and municipal governing bodies demand to ensure consistency in the use of information data in the development and implementation of management decisions.
Keywords: information system information, information and communication technology, information society, model, public administration, e-government.
УДК 351.71 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-38-42
РАЗРАБОТКА КРИТЕР ИЕВ ОТНЕСЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ К СТРАТЕГИЧЕСКИМ КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ
Мартыненко доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Татьяна и предпринимательства, Южно-Российский институт управления -
Васильевна филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected] Аннотация
Приватизация в последние годы целого ряда российских предприятий, по всем признакам относящихся к стратегическим объектам, ставит на повестку дня вопрос о целесообразности разработки многофакторных критериев, которые позволят более обоснованно исключать предприятия и организации из списка стратегических объектов и выставлять их на приватизацию. В статье рассматриваются действующие в Российской Федерации критерии отнесения предприятий и организаций к стратегическим объектам, дается их классификация по различным признакам. Автор считает необходимым учитывать последствия для страны приватизации таких предприятий и предлагает дополнить действующие критерии.
Ключевые слова: стратегические предприятия, критерии, показатели, управление, экономика, приватизация, законодательство.
За годы реформирования российской экономики произошло резкое сокращение стратегических предприятий. Эта тенденция может негативно сказаться на состоянии российской экономики.
Проверка Счетной палатой РФ Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева показала, что стратегическая отрасль российской экономики находится в плачевном состоянии. Аудитор Счетной палаты РФ А.А. Пискунов отмечает, что в 1999 г. Космический Центр им. М.В. Хруничева за 68 млн долл. передал в США исключительные