Научная статья на тему 'ВИДЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ'

ВИДЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4174
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТОВАРА / ПОДЛИННОСТЬ ТОВАРА / ПОДДЕЛКА / ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абуталиева В.Р., Игнатова Д.Ф.

В статье авторы пытаются определить масштабность проблемы подлинности и фальсификации товаров, а также предлагают ряд рекомендаций по борьбе с данной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ»

УДК-33

Абуталиева В. Р., студент Оренбургский государственный аграрный университет (г. Оренбург)

Игнатова Д.Ф., студент Оренбургский государственный аграрный университет (г. Оренбург)

Научный руководитель: Тутаева Л. А., к.э.н., доцент кафедры Экономики АПК и ЭБ ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ

ВИДЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

Аннотация

В статье авторы пытаются определить масштабность проблемы подлинности и фальсификации товаров, а также предлагают ряд рекомендаций по борьбе с данной проблемой.

Ключевые слова:

фальсификация, идентификация товара, подлинность товара, подделка, обман потребителя.

На сегодняшний день на рынке представлено достаточно широкое количество предлагаемых товаров. В связи с этим стало появляться большое количество фальсификатов, которые предлагаются потребителю. Все, так или иначе, сталкивались как с подлинными, так и с фальсифицированными товарами, но не все могут их различить. Именно поэтому эта тема актуальна.

Подлинность товаров - это набор характерных, специфических показателей, отличающих данное изделие от других. При этом необходимо помнить, что все производимые однородные товары всегда имеют подлинный (утвержденный) образец, на основе которого готовится вся проектно-технологическая документация, и затем данный образец просто тиражируется.

Важно различать между собой понятия идентификации и подлинности товаров. Если устанавливается принадлежность данного представителя однородного товара к той или иной группе однородных товаров, это мы называем идентификацией. Если же мы устанавливаем характерные особенности того или иного товара, то этот процесс называется установлением его подлинности [3, с. 15]. Поэтому экспертиза (исследование) подлинности товара проводится с целью установления характерных показателей, отличающих подлинный (натуральный) продукт от подделки. При этом подделка может иметь как худшие показатели качества, так и лучшие показатели.

Для достижения этой цели при данной экспертизе могут ставиться следующие задачи:

1. Имеет ли данное изделие показатели, характерные для подделок подлинного (натурального) товара;

2. Насколько соответствует названное изделие показателям, характерным для данной однородной группы товаров;

3. Соответствует ли маркировка данного изделия требованиям, предъявляемым к ней в нормативно-технической документации, Законе «О защите прав потребителя»;

4. Соответствует ли внутренняя и внешняя упаковка данного изделия предъявляемым требованиям;

5. Соответствуют ли стоимость, сопроводительные документы данному изделию, а также производителю, стране, от имени которых он поступил [5, с. 26].

Таким образом, экспертиза подлинности товара преследует определенные цели, и для достижения этих целей могут ставиться разные задачи. При установлении подлинности товара могут быть получены как положительные, так и отрицательные результаты. Однако заявлять сразу же о том, что при отрицательном результате вами выявлена фальсификация, нельзя.

Результатом идентификации служит подтверждение соответствия или установление несоответствия ассортиментных, качественных, количественных характеристик и товарной информации. При выявлении

несоответствия продукция относится к фальсифицированной.

Фальсификация - действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью [1, с. 46]. Термин «фальсифицированная продукция (пищевые продукты, материалы и изделия)» определен в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» как «умышленно измененные (поддельные) или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной и недостоверной» [2, с. 16].

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств. Фальсификация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например, внешнего вида при общем ухудшении или утрате остальных, наиболее значимых свойств пищевой ценности, в том числе и безопасности.

Понятие «фальсифицированные товары» иногда путают с понятиями «товары-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары». Это не случайно, так как заменители и дефектные товары широко используются для целей фальсификации, при этом получателю и потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация.

Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным, если на маркировке или в товаросопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению (например, кофейные напитки с таким наименованием не являются фальсификатами).

При фальсификации подделке обычно подвергается одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации:

1. Ассортиментная (видовая);

2. Квалиметрическая;

3. Количественная;

4. Стоимостная;

5. Информационная [4, с. 87].

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Квалиметрическая фальсификация - подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.

Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товаросопроводительных документах, маркировке и рекламе.

Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене товаров больших размеров.

Это самый распространенный вид фальсификации, так как совмещается со всеми другими видами фальсификации. Более того, именно стоимостная фальсификация является главной целью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль, путем незаконного повышения цен.

Наглядно фальсификацию товаров по видам можно рассмотреть на Рис. 1.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»» ISSN 2410-700X № 1 / 2021 -

Фальсификация товаров по видам на 2019-2020 г.г.

■ Стоимостная ■ Количественная ■ Информационная

■ Квалиметрическая ■ Ассортиментная (видовая)

Рисунок 1 - Фальсификация товаров по видам, данные «Центра по контролю качества и сертификации товаров»

За изготовление фальсифицированных товаров различной направленности законодатель назначает широкий спектр наказаний. Однако изготовление фальсификата необходимо сначала доказать с юридической точки зрения. Согласно Закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» изготовление и реализация фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними, влечет административную ответственность в форме наложения штрафов: на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией товаров и без нее, на индивидуальных предпринимателей - от 30 до 40 МРОТ и на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ или на юридических лиц от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой [4, с. 86].

Выявление фальсифицированных товаров может осуществляться как в рамках специально проводимых тестов в различных лабораториях, так и самими потенциальными покупателями. Если речь идет о действиях самих покупателей, то такой метод называется органолептическим, то есть основанным на использовании для проверки собственных органов чувств. Такой метод доступен всем пользователям товарного рынка, однако не всегда может быть объективен. Для того, чтобы он был использован с максимальной пользой, следует анализировать не только внешние, но и внутренние признаки. К внешним относятся:

1. Общий внешний вид товара, в том числе наличие на упаковке знаков товарного отличия и подтверждения качества;

2. Наличие знаков сертификационной защиты;

3. Возможности проведения анализа представленного продукта с использованием низкотехничного приборного контроля.

Проблема заключается в том, что далеко не всегда получается обратиться в официальный магазин. И поэтому приходится задумываться над совершением покупки в обычных торговых сетях. Делать это необходимо осторожно.

Для каждой категории товара существуют свои секреты и рекомендации. Но есть и общие особенности поддельной продукции. Вот несколько рекомендаций: для начала стоит обратить внимание на упаковку. Оригинальная продукция упаковывается на заводах. Поэтому целлофан на коробках с товарами будет плотно прилегать к упаковке. Видны неровности? Пузыри? Упаковка вовсе отсутствует? Тогда перед покупателем точно поддельная продукция. Исключение составляют такие товары, как одежда и обувь. Она, как правило, упаковывается после примерки. Поэтому с этой продукцией все намного сложнее.

У оригинальных товаров коробка изготавливается из качественного картона. Кроме того, логотипы и наклейки выглядят аккуратно. Зачастую о подделках говорит информация о производителе и штрих-коды.

Некоторые способны визуально отличить оригиналы от подделок. Эта возможность распространяется на все - от одежды до техники. Если внимательно рассмотреть товар и пощупать его, разница между оригиналом и его поддельным аналогом будет заметна сразу.

Цена так же играет важную роль, дело все в том, что зачастую поддельные товары продаются намного дешевле оригиналов. Но сейчас все чаще и чаще изучаемые категории продукции имеют одинаковую стоимость. Подозрительно низкая цена на, казалось бы, фирменный товар? Лучше спросить у продавца, в чем дело. Не исключено, что перед покупателем оригинал, но с каким-нибудь браком. К сожалению, чаще всего низкая стоимость указывает на подделку.

Если соблюдать данные рекомендации, то можно избежать приобретения фальсифицированной продукции. Когда этого избежать не удалось, то в качестве защитника потребителя выступает Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей». Если все же был приобретен фальсифицированный товар, то покупатель имеет право защитить свои права вернув товар сразу же после того, как было обнаружено, что он носит поддельный характер, обратиться за получением компенсации к продавцу со специально составленной претензией о возврате денежных средств; в случае, если претензия в порядке досудебного урегулирования не была удовлетворена, можно обратиться в суд с иском о защите потребительских прав [2, с. 39].

Список использованной литературы:

1. Елисеева Л. Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: учебник. - М.: МЦФЭР, 2006.

2. Ильенков С. Д. Управление качеством: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

3. Николаев М. А. Товароведение потребительских товаров. «Теоретические основы» учебник для вузов. -М.: НОРМА, 2010.

4. Парамонова Т. Н. Экспресс-методы оценки качества продовольственных товаров. - М.: НОРМА, 2008.

5. Пономарева В. Е. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. - Белгород: Изд-во БУПК, 2011.

© Абуталиева В. Р., Игнатова Д.Ф., 2021

УДК 336.74

Гаджиева С.А.

Доцент, к.п.н.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный университет»

Россия, г. Махачкала Зугумова А.А.

Магистрант, 1 курс, направление: «Информационная бизнес аналитика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный университет»

Россия, г. Махачкала

ANALYSIS OF THE STATE OF THE ELECTRONIC MONEY MARKET IN RUSSIA

Summary

The article considers the market of electronic money in Russia, analyzes the state of the market and reveals prospects of e-money in Russia and identify the key trends in digital cash.

Keywords: electronic money, digital cash, e-Commerce.

The relevance of the topic of this work is very high, since money is the most important attribute of the market

-( 8 )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.