Научная статья на тему 'Идентификация как средство обнаружения фальсификации'

Идентификация как средство обнаружения фальсификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1625
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева М. А.

В соответствии с законом «О техническом регулировании», приведены определение термина «идентификация продукции» и пять ее основных видов: ассортиментная, квалиметрическая, количественная, стоимостная и информационная идентификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification as means of detection of falsification

According to the law «On technical regulation», definition of term «identification of production» and five its basic forms is presented: assortment, gualimetrical, quantitative, cost and informational identification.

Текст научной работы на тему «Идентификация как средство обнаружения фальсификации»

КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

ТЕМА НОМЕРА

Обеспечение производства и реализации пищевой продукции, имеющей надлежащие показатели качества и безопасности - один из основных факторов обеспечения продовольственной безопасности населения страны. В данной рубрике представлены статьи, посвященные способам выявления некачественной продукции и контрафактных товаров и важнейшему инструменту выявления фальсифицированной продукции - ее идентификации. В рубрику также включена информация о международном опыте менеджмента безопасности в пищевой промышленности и преодоления кризисных ситуаций.

Идентификация

как средство обнаружения фальсификации

М.А. Николаева

Отраслевой центр повышения квалификации работников торговли

Проблема обнаружения и изъятия из товарооборота фальсифицированных товаров имеет многовековые корни, поскольку во все времена и у всех народов находились желающие разжиться за счет ближнего. Так, еще в Библии одна из заповедей Моисея гласит: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Библия. Книги Ветхого Завета. Каноны, гл. 25).

Злободневность проблемы в связи с массовыми подделками или ее затухание во многом определялось существующей системой наказаний. Так, во времена Петра I в Санкт-Петербурге и Москве действовали указы губернаторов, в которых предусматривались следующие наказания: «За продажу нездорового харча и мертвечины... за первую вину будет бит кнутом, за вторую - сослан на каторгу, за третью - учинена будет смертная казнь». Надзор за качеством продукции был возложен на полицию.

Не менее острой была проблема предотвращения реализации фальсифицированных товаров и за рубежом. Для борьбы с подделками (фальсификацией) товаров многие государства вводили нормативно-правовые акты разных уровней. Законы о фальсификации товаров были приняты во Франции (1851 г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), Германии (1879 г.), а затем в Англии, Австрии и Швейцарии. В этих законах предусматривались различные наказания: штрафы, лишение гражданских прав, почетных званий, арест и тюремное заключение.

В России проект закона о фальсификации был подготовлен в начале ХХ века, но так и не был принят. Однако борьба с фальсификаторами проводилась. Так, Указы, регламентирующие запреты подделок и меры наказания, принимались в 1722, 1837, 1841, 1855, 1861, 1890 гг. Одновременно издается ряд научных книг и статей, описывающих способы фальсификации разных пищевых продуктов и методы их обнаружения.

В СССР проблема фальсификации товаров была, но острота ее сглаживалась жесткими репрессивными мерами: фальсификация рассматривалась как вредительство и за нее можно было получить не только определенные сроки тюремного заключения, но и расстрел. Кроме того, все организации были государственными, и львиная доля незаконно полученной от фальсификации прибыли все равно доставалось государству, а реализация «левого» товара представляла большую опасность и рано или поздно обнаруживалась. Кроме того, снижение качества путем замены ценного сырья на менее ценное из-за нехватки первого узаконивалось нормативными актами.

Проблема фальсификации приобретает остроту в начале 90-х гг. прошлого века, когда в результате обвальной приватизации появляются негосударственные организации, стремящиеся накопить первичный капитал любыми, даже незаконными способами. Фальсификация товаров приобретает значительные масштабы в разных формах и видах. Самыми распространенными видами фальсификации были ассортиментная, при которой товар реализовывался под чужой торговой маркой и чужим товарным знаком (тогда в народе его называли «самопал», а сейчас называют юридическим термином - «контрафактная продукция»), и квалиметрическая, или фальсификация качества (пересортица, замена части дорогого сырья на более дешевое или недовложение ценного сырья и пр.). Любая фальсификация обязательно сопровождается недостоверной информацией, так как при достоверной информации товар не считается фальсифицированным. Так, масло, содержащее молочный и растительный жиры, реализуемое в торговле под названием «сливочное масло», является фальсификатом, а под малопонятным и малоизвестным российскому потребителю, но стандартизированным термином «спред» не может считаться фальсифицированным.

В середине 90-х гг. автор статьи выступил с предложением в Госторгинспек-ции Роскомторга разработать проект закона «О фальсификации пищевых продуктов», а позднее - с предложени-

ем включить в проект ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» специальную статью «Фальсификация пищевых продуктов». К сожалению, эти предложения не были приняты.

Остается надеяться, что при разработке и принятии специального технического регламента «О безопасности пищевых продуктов» будут установлены критерии идентификации, позволяющие своевременно выявлять фальсификацию продуктов. Без этого регламентируемая ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» ответственность за производство и реализацию фальсифицированных продуктов не может быть доказана.

Таким образом, для предупреждения и обнаружения фальсификации, наряду с созданием и совершенствованием нормативно-правовой базы в этой сфере, необходимы и товароведные средства борьбы с фальсификацией. К числу таких наиболее эффективных средств относится идентификация товаров.

10 лет назад в России об идентификации знал лишь узкий круг специалистов в области сертификации, управления качеством и товароведения, хотя в международных стандартах ИСО 9000, Руководстве ИСО/МЭК 2 и других нормативных документах процедура идентификации рассматривалась как один из элементов системы качества и важнейшая операция подтверждения соответствия при сертификации.

Однако в зарубежных источниках не указывалась взаимосвязь процедуры идентификации с обнаружением фальсификации. Акцентирование внимания на одной из основополагающих функций идентификации - установлении тождественности, соответствия, подлинности или несоответствия в форме фальсификации было сделано в книге М.А. Николаевой, Д.С. Лычникова и А.Н. Неверова «Идентификация и фальсификация пищевых продуктов», выпущенной 10 лет назад. Вслед за этим в Системе сертификации пищевых продуктов появляются показатели идентификации, а в схему проведения сертификации включена процедура идентификации, предшествующая лабораторным испытаниям по показателям безо-

пасности. В 1999 г. был принят ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения». В ФЗ «О техническом регулировании» определен термин «идентификация продукции», а также в число норм, устанавливаемых в технических регламентах, включена процедура идентификации продукции. Кроме того, появился ряд ГОСТов на методы испытаний,предназначенных для идентификации отдельных видов и подгрупп пищевых продуктов (например, на растительные масла).

Большой вклад в процедуру идентификации внесли терминологические стандарты, так как для установления тождественности на уровне группы, подгруппы, вида или иных ассортиментных группировок необходимо иметь некий эталон или описание товара. В области идентификации пищевых продуктов большую роль сыграл ГОСТ Р 51747-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителей» (изменение 1), в котором были даны идентифицирующие описания многих пищевых продуктов. На основе этих описаний возможно было подобрать органолепти-ческие и физико-химические показатели идентификации данных продуктов. К сожалению, в новой редакции ГОСТ Р 51747-2003 с тем же названием указанные идентифицирующие описания были исключены.

Что же такое идентификация и какие ее виды предназначены для обнаружения разных видов фальсификаций?

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 1): «Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам». Любая продукция имеет пять основополагающих характеристик: ассортиментную, квали-метрическую (качество), количественную, стоимостную и информационную, которые и определяют соответствующие виды идентификации. В качестве существенных признаков выступают идентификационные показатели.

Ассортиментная идентификация предназначена для установления тождественности товаров групповым или видовым признакам товара, а также подлинности продукции определенных торговых марок. При выявлении несоответствия идентифицирующим групповым или видовым признакам устанавливается ассортиментная фальсификация товара по принадлежности его к определенной группе и виду. Например, при фальсификации сливочного масла обычно используется маргарин. Сливочное масло относится к группе молочных товаров (подгруппа - масло и масляная паста из коровьего молока, вид - сливочное масло, ГОСТ Р 522532004), а маргарин - к группе пищевых жиров (подгруппа - маргариновая продукция, вид - маргарин). При частичной замене сливочного масла на маргарин появляется новый вид продукта, называемый ранее комбинированным

маслом, а в настоящее время - спре-дом.

Групповая и видовая ассортиментная идентификация - важнейшая процедура идентификационной экспертизы, применяемой для таможенных и сертификационных целей.

Ассортиментная идентификация продукции определенной торговой марки предназначена для выявления ее подлинности. Если товар с торговой маркой имеет зарегистрированный товарный знак, то при определении несоответствия этот подвид идентификации позволяет выявить контрафактную продукцию. В этом случае принадлежность продукции к определенным группе, подгруппе и виду не будет совпадать с подлинной продукцией. Расхождения будут касаться организаций изготовителя, а в ряде случаев и страны происхождения.

Контрафактной считается продукция, производимая и реализуемая с несанкционированным использованием чужой интеллектуальной собственности в форме товарного знака. При выпуске контрафактной продукции достаточно часто используются известные и престижные товарные знаки - бренды. При этом фальсификаторы не затрачивают средств на продвижение товара на рынке, а используют результаты маркетинговых усилий владельцев брендов.

Контрафактные товары могут быть аналогичными по качеству, но чаще всего они имеют пониженное качество, так как производятся из низкокачественного сырья и в кустарных условиях. В последнем случае владелец бренда несет ущерб и за счет утраты доверия потребителей, которым трудно, а иногда и невозможно определить контрафактную продукцию. Иногда выпуск низкокачественной контрафактной продукции используется как прием недобросовестной конкурентной борьбы.

При проведении ассортиментной групповой и видовой идентификации применяют органолептические и физико-химические показатели, а для отдельных товаров - анатомо-морфоло-гические и микробиологические. Более подробно об этих идентифицирующих показателях можно прочесть в литературе [5, 6].

К числу пищевых продуктов, у которых наиболее часто обнаруживается ассортиментная фальсификация, относятся все подгруппы, виды и наиболее известные бренды алкогольных напитков, чай, кофе, шоколад, мед, торты и пирожные, масло сливочное, сыры, колбасы, что объясняется, во-первых, высокими ценами на них, во-вторых, наличием дешевых заменителей с очень близкими органолептическими свойствами, поэтому рядовому потребителю трудно выявить подделку.

Квалиметрическая идентификация предназначена для установления тождественности товара определенным градациям качества (товарным сортам, классам качества, номерам, маркам,

типам и т. п.). При выявлении несоответствия установленным требованиям, определяющим градацию качества, обнаруживается квалиметрическая фальсификация, называемая в практике пересортицей. Причем этот вид фальсификации может иметь объективные и субъективные причины, в отличие от ассортиментной фальсификации, для которой характерны только субъективные причины.

Объективные причины квалиметри-ческой фальсификации вызваны процессами, протекающими при хранении ряда пищевых продуктов. Например, пересортица чая вызывается процессами старения; свежих плодов и овощей -механическими повреждениями и физиологическими болезнями; сыров -процессами их созревания и перезревания. Объективные причины пересортицы свойственны продуктам, у которых в основу деления на градации положен комбинированный принцип, а субъективные причины - продуктам с сырьевым и технологическим принципами деления на сорта. Одна из разновидностей квалиметрической фальсификации - реализация товаров с просроченными сроками годности, хранения или реализации.

Идентификация по количеству применяется в основном для такой количественной градации товара, как товарная партия, поэтому называется партионной идентификацией. Основными критериями идентификации служат информационные характеристики на транспортной и потребительской маркировке, а также в товарно-сопроводительных документах. Партионная фальсификация применяется для включения в состав основной товарной партии фальсифицированного товара: контрафактного, с просроченными сроками годности или с пересортицей.

Стоимостная идентификация или определение цены товара используется при оценочной экспертизе. Для пищевых продуктов применяется редко. Стоимостная фальсификация встречается в виде недостаточной информации о массе товара на ценнике, что является нарушением п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров. Согласно этому документу, цена за нефасованный товар должна указываться за единицу измерения (м, кг, л и т. п.), а на ценниках можно встретить цену за 0,5 или 0,3 кг, иногда даже без указания массы. Это вводит потребителя в заблуждение в отношении действительной цены за продукт. Данный вид фальсификации применяется в основном на предприятиях розничной торговли.

Общий для всех вышеуказанных видов фальсификации - информационная фальсификация, предназначенная для введения потребителей в заблуждение относительно основополагающих характеристик товара путем недостоверной и/или недостаточной, и/или недобросовестной информации.

J КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

► ТЕМА НОМЕРА

Недостоверная информация - это

ложная информация о действительных характеристиках товара (например, о предприятии-изготовителе, стране происхождения, ассортиментной принадлежности и т. п.). К недостаточной информации относятся сведения, в которых часть важной для потребителя информации отсутствует (например, сведения о наличии консервантов в определенных продуктах, о замене части ценного сырья на неполноценное и т. п.). Недобросовестная информация предназначена для обмана потребителей путем искажения определенных сведений (например, наличие надписи на маркировке «Без консервантов» при их фактическом введении в продукт).

Информационная идентификация должна быть обязательной процедурой при проведении сертификации, государственной регистрации и разных видов контроля, так как, в соответствии с федеральными законами [1, 2, 3], достоверность информации о товарах является обязательным требованием.

Поскольку любой вид фальсификации сопровождается недостоверной информацией, то производство, выпуск и реализация фальсифицированной продукции - нарушение обязательных требований и, в соответствии со ст. 26, 27, 28 ФЗ «О качестве и безо-

пасности пищевых продуктов», влечет уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность. В ст. 26 п. 3 регламентируется, что изготовление фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий и торговля ими влечет наложение штрафа: на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда (далее МРОТ) с конфискацией таких товаров или без конфискации; на индивидуальных предпринимателей - от 30 до 40 МРОТ с конфискацией или без конфискации товара; на должностных лиц или лиц, осуществляющих управленческие функции, - от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией или без конфискации товара.

В заключение следует отметить, что производство и реализация фальсифицированных товаров имеет ряд негативных социальных, экономических и правовых последствий для всех участников товародвижения. При этом наибольшие потери несет потребитель: экономические, моральные, материальные. Кроме того, потребление некоторых фальсифицированных продуктов, особенно опасных, может нанести вред жизни и здоровью потребителей.

Производители и продавцы фальсифицированных товаров также несут определенные потери: экономические (в

форме штрафов и конфискации товара), имиджевые (утрата имиджа и потребительских предпочтений) и социальные (банкротство предприятия или его закрытие при неоднократном обнаружении фальсифицированных товаров). Однако огромные прибыли, получаемые от реализации фальсифицированной, в том числе контрафактной продукции, заставляют фальсификаторов пренебрегать указанными потерями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «О защите прав потребителей». 07.02.1992 г. № 2300/1-1 с изменениями и дополнениями 1996, 1999, 2004.

2. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов». 02.01.2000 г. № 29-ФЗ.

3. Федеральный закон «О техническом регулировании». 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.

4. Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55.

5. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. - М.: Экономика, 1996.

6. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. - М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2005.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ в системе TRACE MODE

Двенадцатая конференция и выставка

Москва, 28 февраля - 2 марта 2006 г.

Центр Международной Торговли

Ad Ast г А Ч

PICBCARCM QeOUP. LfO щ!

SCADA АСУ ТП АСКУЭ Е A M

М Е S

Продукты и технологии 2005-2006 г. для автоматизации промышленных предприпти:

Новые разработки в TRACE MODE. TRACE MODE Mobile - операторский интерфейс для смартфонов и КПК;

TRACE MODE

Как правильно построить информационную систему производственно о предприятия?

...там, где рождаются технологии...

X ^—I, —■ л^И V»*/JV. -

>6

'FaG*

iSffiï c-ûews tMTipuwvBW rt.:1^

I 1

в

■ «ж. & failli '¡Ejjp* SSS™..

РЕГИСТРАЦИЯ; www.adastra.ru/expo/,

тел. (095) 737-59-33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.