КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ
ТЕМА НОМЕРА
Обеспечение производства и реализации пищевой продукции, имеющей надлежащие показатели качества и безопасности - один из основных факторов обеспечения продовольственной безопасности населения страны. В данной рубрике представлены статьи, посвященные способам выявления некачественной продукции и контрафактных товаров и важнейшему инструменту выявления фальсифицированной продукции - ее идентификации. В рубрику также включена информация о международном опыте менеджмента безопасности в пищевой промышленности и преодоления кризисных ситуаций.
Идентификация
как средство обнаружения фальсификации
М.А. Николаева
Отраслевой центр повышения квалификации работников торговли
Проблема обнаружения и изъятия из товарооборота фальсифицированных товаров имеет многовековые корни, поскольку во все времена и у всех народов находились желающие разжиться за счет ближнего. Так, еще в Библии одна из заповедей Моисея гласит: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Библия. Книги Ветхого Завета. Каноны, гл. 25).
Злободневность проблемы в связи с массовыми подделками или ее затухание во многом определялось существующей системой наказаний. Так, во времена Петра I в Санкт-Петербурге и Москве действовали указы губернаторов, в которых предусматривались следующие наказания: «За продажу нездорового харча и мертвечины... за первую вину будет бит кнутом, за вторую - сослан на каторгу, за третью - учинена будет смертная казнь». Надзор за качеством продукции был возложен на полицию.
Не менее острой была проблема предотвращения реализации фальсифицированных товаров и за рубежом. Для борьбы с подделками (фальсификацией) товаров многие государства вводили нормативно-правовые акты разных уровней. Законы о фальсификации товаров были приняты во Франции (1851 г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), Германии (1879 г.), а затем в Англии, Австрии и Швейцарии. В этих законах предусматривались различные наказания: штрафы, лишение гражданских прав, почетных званий, арест и тюремное заключение.
В России проект закона о фальсификации был подготовлен в начале ХХ века, но так и не был принят. Однако борьба с фальсификаторами проводилась. Так, Указы, регламентирующие запреты подделок и меры наказания, принимались в 1722, 1837, 1841, 1855, 1861, 1890 гг. Одновременно издается ряд научных книг и статей, описывающих способы фальсификации разных пищевых продуктов и методы их обнаружения.
В СССР проблема фальсификации товаров была, но острота ее сглаживалась жесткими репрессивными мерами: фальсификация рассматривалась как вредительство и за нее можно было получить не только определенные сроки тюремного заключения, но и расстрел. Кроме того, все организации были государственными, и львиная доля незаконно полученной от фальсификации прибыли все равно доставалось государству, а реализация «левого» товара представляла большую опасность и рано или поздно обнаруживалась. Кроме того, снижение качества путем замены ценного сырья на менее ценное из-за нехватки первого узаконивалось нормативными актами.
Проблема фальсификации приобретает остроту в начале 90-х гг. прошлого века, когда в результате обвальной приватизации появляются негосударственные организации, стремящиеся накопить первичный капитал любыми, даже незаконными способами. Фальсификация товаров приобретает значительные масштабы в разных формах и видах. Самыми распространенными видами фальсификации были ассортиментная, при которой товар реализовывался под чужой торговой маркой и чужим товарным знаком (тогда в народе его называли «самопал», а сейчас называют юридическим термином - «контрафактная продукция»), и квалиметрическая, или фальсификация качества (пересортица, замена части дорогого сырья на более дешевое или недовложение ценного сырья и пр.). Любая фальсификация обязательно сопровождается недостоверной информацией, так как при достоверной информации товар не считается фальсифицированным. Так, масло, содержащее молочный и растительный жиры, реализуемое в торговле под названием «сливочное масло», является фальсификатом, а под малопонятным и малоизвестным российскому потребителю, но стандартизированным термином «спред» не может считаться фальсифицированным.
В середине 90-х гг. автор статьи выступил с предложением в Госторгинспек-ции Роскомторга разработать проект закона «О фальсификации пищевых продуктов», а позднее - с предложени-
ем включить в проект ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» специальную статью «Фальсификация пищевых продуктов». К сожалению, эти предложения не были приняты.
Остается надеяться, что при разработке и принятии специального технического регламента «О безопасности пищевых продуктов» будут установлены критерии идентификации, позволяющие своевременно выявлять фальсификацию продуктов. Без этого регламентируемая ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» ответственность за производство и реализацию фальсифицированных продуктов не может быть доказана.
Таким образом, для предупреждения и обнаружения фальсификации, наряду с созданием и совершенствованием нормативно-правовой базы в этой сфере, необходимы и товароведные средства борьбы с фальсификацией. К числу таких наиболее эффективных средств относится идентификация товаров.
10 лет назад в России об идентификации знал лишь узкий круг специалистов в области сертификации, управления качеством и товароведения, хотя в международных стандартах ИСО 9000, Руководстве ИСО/МЭК 2 и других нормативных документах процедура идентификации рассматривалась как один из элементов системы качества и важнейшая операция подтверждения соответствия при сертификации.
Однако в зарубежных источниках не указывалась взаимосвязь процедуры идентификации с обнаружением фальсификации. Акцентирование внимания на одной из основополагающих функций идентификации - установлении тождественности, соответствия, подлинности или несоответствия в форме фальсификации было сделано в книге М.А. Николаевой, Д.С. Лычникова и А.Н. Неверова «Идентификация и фальсификация пищевых продуктов», выпущенной 10 лет назад. Вслед за этим в Системе сертификации пищевых продуктов появляются показатели идентификации, а в схему проведения сертификации включена процедура идентификации, предшествующая лабораторным испытаниям по показателям безо-
пасности. В 1999 г. был принят ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения». В ФЗ «О техническом регулировании» определен термин «идентификация продукции», а также в число норм, устанавливаемых в технических регламентах, включена процедура идентификации продукции. Кроме того, появился ряд ГОСТов на методы испытаний,предназначенных для идентификации отдельных видов и подгрупп пищевых продуктов (например, на растительные масла).
Большой вклад в процедуру идентификации внесли терминологические стандарты, так как для установления тождественности на уровне группы, подгруппы, вида или иных ассортиментных группировок необходимо иметь некий эталон или описание товара. В области идентификации пищевых продуктов большую роль сыграл ГОСТ Р 51747-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителей» (изменение 1), в котором были даны идентифицирующие описания многих пищевых продуктов. На основе этих описаний возможно было подобрать органолепти-ческие и физико-химические показатели идентификации данных продуктов. К сожалению, в новой редакции ГОСТ Р 51747-2003 с тем же названием указанные идентифицирующие описания были исключены.
Что же такое идентификация и какие ее виды предназначены для обнаружения разных видов фальсификаций?
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 1): «Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам». Любая продукция имеет пять основополагающих характеристик: ассортиментную, квали-метрическую (качество), количественную, стоимостную и информационную, которые и определяют соответствующие виды идентификации. В качестве существенных признаков выступают идентификационные показатели.
Ассортиментная идентификация предназначена для установления тождественности товаров групповым или видовым признакам товара, а также подлинности продукции определенных торговых марок. При выявлении несоответствия идентифицирующим групповым или видовым признакам устанавливается ассортиментная фальсификация товара по принадлежности его к определенной группе и виду. Например, при фальсификации сливочного масла обычно используется маргарин. Сливочное масло относится к группе молочных товаров (подгруппа - масло и масляная паста из коровьего молока, вид - сливочное масло, ГОСТ Р 522532004), а маргарин - к группе пищевых жиров (подгруппа - маргариновая продукция, вид - маргарин). При частичной замене сливочного масла на маргарин появляется новый вид продукта, называемый ранее комбинированным
маслом, а в настоящее время - спре-дом.
Групповая и видовая ассортиментная идентификация - важнейшая процедура идентификационной экспертизы, применяемой для таможенных и сертификационных целей.
Ассортиментная идентификация продукции определенной торговой марки предназначена для выявления ее подлинности. Если товар с торговой маркой имеет зарегистрированный товарный знак, то при определении несоответствия этот подвид идентификации позволяет выявить контрафактную продукцию. В этом случае принадлежность продукции к определенным группе, подгруппе и виду не будет совпадать с подлинной продукцией. Расхождения будут касаться организаций изготовителя, а в ряде случаев и страны происхождения.
Контрафактной считается продукция, производимая и реализуемая с несанкционированным использованием чужой интеллектуальной собственности в форме товарного знака. При выпуске контрафактной продукции достаточно часто используются известные и престижные товарные знаки - бренды. При этом фальсификаторы не затрачивают средств на продвижение товара на рынке, а используют результаты маркетинговых усилий владельцев брендов.
Контрафактные товары могут быть аналогичными по качеству, но чаще всего они имеют пониженное качество, так как производятся из низкокачественного сырья и в кустарных условиях. В последнем случае владелец бренда несет ущерб и за счет утраты доверия потребителей, которым трудно, а иногда и невозможно определить контрафактную продукцию. Иногда выпуск низкокачественной контрафактной продукции используется как прием недобросовестной конкурентной борьбы.
При проведении ассортиментной групповой и видовой идентификации применяют органолептические и физико-химические показатели, а для отдельных товаров - анатомо-морфоло-гические и микробиологические. Более подробно об этих идентифицирующих показателях можно прочесть в литературе [5, 6].
К числу пищевых продуктов, у которых наиболее часто обнаруживается ассортиментная фальсификация, относятся все подгруппы, виды и наиболее известные бренды алкогольных напитков, чай, кофе, шоколад, мед, торты и пирожные, масло сливочное, сыры, колбасы, что объясняется, во-первых, высокими ценами на них, во-вторых, наличием дешевых заменителей с очень близкими органолептическими свойствами, поэтому рядовому потребителю трудно выявить подделку.
Квалиметрическая идентификация предназначена для установления тождественности товара определенным градациям качества (товарным сортам, классам качества, номерам, маркам,
типам и т. п.). При выявлении несоответствия установленным требованиям, определяющим градацию качества, обнаруживается квалиметрическая фальсификация, называемая в практике пересортицей. Причем этот вид фальсификации может иметь объективные и субъективные причины, в отличие от ассортиментной фальсификации, для которой характерны только субъективные причины.
Объективные причины квалиметри-ческой фальсификации вызваны процессами, протекающими при хранении ряда пищевых продуктов. Например, пересортица чая вызывается процессами старения; свежих плодов и овощей -механическими повреждениями и физиологическими болезнями; сыров -процессами их созревания и перезревания. Объективные причины пересортицы свойственны продуктам, у которых в основу деления на градации положен комбинированный принцип, а субъективные причины - продуктам с сырьевым и технологическим принципами деления на сорта. Одна из разновидностей квалиметрической фальсификации - реализация товаров с просроченными сроками годности, хранения или реализации.
Идентификация по количеству применяется в основном для такой количественной градации товара, как товарная партия, поэтому называется партионной идентификацией. Основными критериями идентификации служат информационные характеристики на транспортной и потребительской маркировке, а также в товарно-сопроводительных документах. Партионная фальсификация применяется для включения в состав основной товарной партии фальсифицированного товара: контрафактного, с просроченными сроками годности или с пересортицей.
Стоимостная идентификация или определение цены товара используется при оценочной экспертизе. Для пищевых продуктов применяется редко. Стоимостная фальсификация встречается в виде недостаточной информации о массе товара на ценнике, что является нарушением п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров. Согласно этому документу, цена за нефасованный товар должна указываться за единицу измерения (м, кг, л и т. п.), а на ценниках можно встретить цену за 0,5 или 0,3 кг, иногда даже без указания массы. Это вводит потребителя в заблуждение в отношении действительной цены за продукт. Данный вид фальсификации применяется в основном на предприятиях розничной торговли.
Общий для всех вышеуказанных видов фальсификации - информационная фальсификация, предназначенная для введения потребителей в заблуждение относительно основополагающих характеристик товара путем недостоверной и/или недостаточной, и/или недобросовестной информации.
J КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ
► ТЕМА НОМЕРА
Недостоверная информация - это
ложная информация о действительных характеристиках товара (например, о предприятии-изготовителе, стране происхождения, ассортиментной принадлежности и т. п.). К недостаточной информации относятся сведения, в которых часть важной для потребителя информации отсутствует (например, сведения о наличии консервантов в определенных продуктах, о замене части ценного сырья на неполноценное и т. п.). Недобросовестная информация предназначена для обмана потребителей путем искажения определенных сведений (например, наличие надписи на маркировке «Без консервантов» при их фактическом введении в продукт).
Информационная идентификация должна быть обязательной процедурой при проведении сертификации, государственной регистрации и разных видов контроля, так как, в соответствии с федеральными законами [1, 2, 3], достоверность информации о товарах является обязательным требованием.
Поскольку любой вид фальсификации сопровождается недостоверной информацией, то производство, выпуск и реализация фальсифицированной продукции - нарушение обязательных требований и, в соответствии со ст. 26, 27, 28 ФЗ «О качестве и безо-
пасности пищевых продуктов», влечет уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность. В ст. 26 п. 3 регламентируется, что изготовление фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий и торговля ими влечет наложение штрафа: на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда (далее МРОТ) с конфискацией таких товаров или без конфискации; на индивидуальных предпринимателей - от 30 до 40 МРОТ с конфискацией или без конфискации товара; на должностных лиц или лиц, осуществляющих управленческие функции, - от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией или без конфискации товара.
В заключение следует отметить, что производство и реализация фальсифицированных товаров имеет ряд негативных социальных, экономических и правовых последствий для всех участников товародвижения. При этом наибольшие потери несет потребитель: экономические, моральные, материальные. Кроме того, потребление некоторых фальсифицированных продуктов, особенно опасных, может нанести вред жизни и здоровью потребителей.
Производители и продавцы фальсифицированных товаров также несут определенные потери: экономические (в
форме штрафов и конфискации товара), имиджевые (утрата имиджа и потребительских предпочтений) и социальные (банкротство предприятия или его закрытие при неоднократном обнаружении фальсифицированных товаров). Однако огромные прибыли, получаемые от реализации фальсифицированной, в том числе контрафактной продукции, заставляют фальсификаторов пренебрегать указанными потерями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ «О защите прав потребителей». 07.02.1992 г. № 2300/1-1 с изменениями и дополнениями 1996, 1999, 2004.
2. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов». 02.01.2000 г. № 29-ФЗ.
3. Федеральный закон «О техническом регулировании». 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.
4. Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55.
5. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. - М.: Экономика, 1996.
6. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. - М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2005.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ в системе TRACE MODE
Двенадцатая конференция и выставка
Москва, 28 февраля - 2 марта 2006 г.
Центр Международной Торговли
Ad Ast г А Ч
PICBCARCM QeOUP. LfO щ!
SCADA АСУ ТП АСКУЭ Е A M
М Е S
Продукты и технологии 2005-2006 г. для автоматизации промышленных предприпти:
Новые разработки в TRACE MODE. TRACE MODE Mobile - операторский интерфейс для смартфонов и КПК;
TRACE MODE
Как правильно построить информационную систему производственно о предприятия?
...там, где рождаются технологии...
X ^—I, —■ л^И V»*/JV. -
>6
'FaG*
iSffiï c-ûews tMTipuwvBW rt.:1^
I 1
в
■ «ж. & failli '¡Ejjp* SSS™..
РЕГИСТРАЦИЯ; www.adastra.ru/expo/,
тел. (095) 737-59-33