Научная статья на тему 'Матрица маркеров и ее применение для идентификации коньячной продукции'

Матрица маркеров и ее применение для идентификации коньячной продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Хуршудян С.А., Зайчик Б.Ц.

Предложенная методология позволяет на научных основах классифицировать фальсификаты пищевых продуктов, включая и коньяки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Markers matrix and its use for identification of cognac products

The offered methodology allows classifying falsification of food products including cognac on science basis.

Текст научной работы на тему «Матрица маркеров и ее применение для идентификации коньячной продукции»

Матрица маркеров и ее применение

для идентификации коньячной продукции

С. А. Хуршудян, Б. Ц. Зайчик

Московский государственный университет пищевых производств

Проблема обнаружения и изъятия из оборота фальсифицированных товаров (ФТ) имеет многовековую историю. Фальсификация товарной продукции существует практически столько же, сколько и ее производство. В настоящее время для предупреждения и обнаружения фальсификации наряду с созданием нормативно-правовой базы и разработкой методологических основ необходимо совершенствовать и товароведческие средства борьбы с фальсификацией [1-3].

К числу наиболее эффективных средств контроля за изготовлением и оборотом ФТ относится идентификация товаров, которая в международной практике идентификации рассматривается как один из важнейших элементов системы обеспечения качества продукции. Использование процедуры идентификации в контроле за изготовлением и оборотом ФТ потребовало введения ряда соответствующих законов и ГОСТов. В 1999 г. был утвержден ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения». В статье 1 Федерального закона «О техническом регулировании» даны термин и следующее определение: «Иденти-

фикация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам». Для идентификации продукции применяется ГОСТ Р 51747-03 «Продукты пищевые. Информация для потребителей». Данные нормативные документы даже в сочетании с другими ГОСТами не позволяют создать эффективную систему контроля за изготовлением и оборотом ФТ [2].

В соответствии с [3] идентификация продукции имеет пять основополагающих характеристик: ассортиментную, квалиметрическую (качественную), количественную, стоимостную и информационную, которые используются для определения фальсификации. Наиболее опасна квалиметрическая (качественная) фальсификация, которая непосредственно влияет на здоровье потребителей.

В процессе определения контрафактной и фальсифицированной пищевой продукции важную роль играют идентификационные признаки упаковки продукта — качество упаковочных материалов, информация на этикетке — с помощью которых можно обнаружить качественную, количествен-

Таблица 1

Тип фальсификации Характеристика

I Фальсификация по возрасту (завышение срока выдержки коньячных спиртов и готовой продукции)

II Фальсификация с использованием веществ (в том числе ароматизаторов, красителей, дистиллятов, произведенных не из виноградного сырья), запрещенных ПОСТ Р 51618-2000 «Коньяки российские. Общие технические условия» [7]

III Фальсификация с имитацией визуально наблюдаемых потребителем свойств продукта (цветность, прозрачность и т.п.), а также с отклонениями от идентификационных признаков упаковки продукта, связанных с материалом и технологией упаковки, полиграфией

Таблица 2

Тип матрицы Подлинный Некондиционный Суррогатный Поддельный

Характеристическая матрица + — — —

Видоизмененная матрица — — + +

Псевдоматрица — + — —

Ложная матрица — — — +

ПИ

НАПИТКИ

6•2008

46

ную и информационную фальсификации [4].

В связи с достижениями современной техники и технологии фальсификация продукции стала доступной и повсеместной, что привело к резкому увеличению объема ФТ на пищевом рынке страны [1]. Это потребовало принятия экстренных мер в различных направлениях [2, 5, 6].

Учитывая объемы потребления и стоимость коньячной продукции, коньяки стали объектами масштабных фальсификаций. Анализ рынка коньячной продукции позволяет выделить следующие типы ее фальсификации (табл. 1).

Информационная фальсификация может иметь место в связи с различием в употреблении терминов «бренди» и «коньяк» («коньяк российский» — термин, определенный ГОСТом). Строго говоря, коньяком может называться виноградное бренди, полученное в определенных районах юго-запада Франции (в окрестностях г. Коньяк), вся остальная продукция должна иметь маркировку «бренди». Бренди в России выпускается по ГОСТ 12494-77 «Коньяки (бренди), поставляемые для экспорта. Технические условия» [8].

«Коньяк российский» (по ГОСТ Р 51618-2000) — алкогольный напиток с характерным букетом и вкусом, приготовленный из коньячного спирта, полученного фракционной дистилляцией специальных коньячных винома-териалов и выдержанного в контакте с древесиной дуба не менее 3 лет. Коньяк — один из сложнейших для идентификации продуктов, что обусловлено его сложным химическим составом.

К сожалению, количество контролируемых по ГОСТу показателей требует дополнения. Коньяки, поступающие в торговлю и предварительно прошедшие испытание по соответствующим физико-химическим показателям, регламентируемым ГОСТом, по орга-нолептическим свойствам не всегда соответствуют своему наименованию. Органолептический анализ — один из определяющих факторов оценки качества винодельческой продукции, но он должен быть обязательно подтвержден дополнительными современными инструментальными методами анализа, которые, в свою очередь, требуют наличия надежных и достоверных методик работы.

Новые методологические подходы к идентификации пищевых продуктов преложены в работе [2], что позволяет сформировать единый подход в определении ФТ, их классификации. Согласно этому подходу подлинный продукт описывается характеристической ма-

Таблица 3

Продукт

Характеристика продукта

пищевого в целом

коньяка

Тип фальсификации продукта (по табл. 1)

Качественный продукт, характеризующийся набором маркеров — параметров, однозначно описывающих этот продукт в соответствии с нормативно-технической документацией

Продукт, параметры которого

изменены в результате разбавления, введения повышенной концентрации дешевых компонентов (за счет уменьшения концентраций редких или дорогостоящих компонентов)

Продукт, в котором некоторые компоненты заменены на сходные по свойствам, но иного происхождения, что приводит в основном к качественным изменениям в составе продукта

Продукт, в котором отсутствуют или существенно изменены значения параметров, определяющих его подлинность

Коньяк, удовлетворяющий требованиям ГОСТа с характерным набором маркеров, а также

с удовлетворительной органолептической оценкой

Коньяк, произведенный с некоторыми нарушениями технологических инструкций, в результате чего ряд важных параметров имеют минимальные или уменьшенные значения

Коньяк, произведенный с добавлением веществ, создающих сходную органолептику и внешний вид готового продукта, и/или с введением спирта-ректификата не из виноградного сырья

Коньяк, не удовлетворяющий требованиям ГОСТа, в частности не имевший контакта с древесиной дуба

III *

Суррогатные коньяки, в общем, можно считать безопасными, не оказывающими вредного влияния на здоровье человека.

* Коньяк данного типа фальсификации может иметь отрицательные последствия для здоровья потребителя.

Таблица 4

Тип матрицы Характеристика матрицы Параметры контроля качества коньяка

Количественный анализ состава

Характеристическая Матрица маркеров характерных спиртов, органических

матрица подлинного продукта кислот, сложных эфиров, альдегидов и фенольных веществ

Псевдоматрица Матрица маркеров подлинного продукта с частично измененными количественными характеристиками Количественный анализ состава характерных спиртов, органических кислот, сложных эфиров, альдегидов и фенольных веществ

Качественный и количественный анализ

Видоизмененная матрица Матрица маркеров подлинного состава спирта, определение наличия

продукта с частично измененными дополнительных компонентов

качественными характеристиками (ароматизаторов, красителей и других вспомогательных материалов)

Ложная матрица Матрица маркеров, которая описывает параметры компонентов, не характерных для подлинного продукта Качественный и количественный анализ компонентов, отсутствующих в ГОСТе

I

трицей. Фальсификация продукта приводит к изменению его состава и физико-химических параметров. В зависимости от вида и степени фальсификации ФТ описывается псевдоматрицей, видоизмененной или ложной матрицей, а сами ФТ можно соответственно разделить на некондиционные, суррогатные и поддельные (табл. 2).

Определения и характеристика пищевых продуктов в целом и коньяков в частности даны в табл. 3, а также указан соответствующий тип фальсификаций.

Характеристики матриц и параметры контроля качества коньяка приведены в табл. 4.

Анализ коньячной продукции для установления веществ, характерных для соответствующей матрицы, осуществляется методами газовой хроматографии и хроматомасс-спек-трометрии [9, 10], высокоэффективной жидкостной хроматографии [11], методами капиллярного электрофореза [12] и спектрофотометрии, а также методами, описанными в отраслевой литературе.

Предложенная методология позволяет на научных основах классифицировать фальсификаты пищевых продуктов, включая, и коньяки. Дальнейшее

внедрение метода матриц в практику идентификации требует согласования и утверждения маркеров для всех видов продукции (коньяков), что позволит однозначно устанавливать не только аутентичность продукции, но и тип фальсификации коньяка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хуршудян С. А. Матрица маркеров — основа идентификации натуральных продуктов//Пи-щевая промышленность. 2008. № 5. С. 13—14.

2. Хуршудян С. А. Фальсификация пищевых продуктов: научные, методологические и нормативно правовые основы противодействия //Пищевая промышленность. 2008. № 8. С. 56-57.

3. Николаева М. А. Идентификация как средство обнаружения фальсификации//Пище-вая промышленность. 2006. № 1. С. 6-8.

4. Хуршудян С. А. Идентификационные признаки упаковки в определении контрафактных и фальсифицированных пищевых продук-тов//Тара и упаковка. 2008. № 4. С. 46.

5. Осипова В. П. Коньячное производство в Рос-сии//Виноград и вино России. 2001. № 3. С. 32-33.

6. Точилина Р. П. Качество винодельческой продукции и проблемы ее идентификации//Ви-ноград и вино России. 2001. № 3. С. 8-9.

7. ГОСТ Р 51618-2000. Коньяки российские. Общие технические условия. — М.: Издательство стандартов, 2001.

8. ГОСТ 12494-77 Коньяки (бренди), поставляемые для экспорта. Технические условия. — М.: Издательство стандартов, 1978.

9. Зайчик Б. Ц., Ружицкий А. О., ХотченковВ. П., Щербаков С. С., Королева О. В. Сравнительные исследования их индивидуального состава как метод оценки их подлинности/ Сб. материалов V Междунар. конф. «Аналитические методы и приборы в пищевой промышленности» / Под ред. С. А. Хуршудяна. — М.: МГУПП, 2007. С. 25-31.

10. Проблемы идентификации алкогольсо-держащей продукции // Сб. трудов. — М.: Центр стандартизации и метрологии Республики Башкортостан, 2001. С. 92-109.

11. Савчук С. А., Власов В. Н. Идентификация винодельческой продукции методами высокоэффективной хроматографии и спек-трометрии//Виноделие и виноградарство. 2000. № 5. С. 5-13.

12. Якуба Ю. Ф., Гугучкина Т. И., Агеева Н. М. Последние достижения в области приме-н ен и я к а п и л л я р но г о э ле к т р о ф о р е з а дл я анализа винодельческой продукции/ /Вин о д е л и е и в и н о г р а д а р с т в о . 2 0 0 5 . № 6 . С. 21. &

6 • 2008

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.