Научная статья на тему 'Идентификация упаковки в определении контрафактных и фальсифицированных пищевых продуктов'

Идентификация упаковки в определении контрафактных и фальсифицированных пищевых продуктов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
534
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПАКОВКА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / КОНТРАФАКТ / ФАЛЬСИФИКАТ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ ПРИЗНАК

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Хуршудян С.А.

Представлена последовательность шагов идентификации с учетом возможных вариантов несоответствия идентификационных признаков упаковки исследуемого продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of the Packaging in the Definition of Counterfeit and Falsified Food Products

Shows the sequence of steps of identification including possible variants of inconsistencies of identifying pack features of the investigational product.

Текст научной работы на тему «Идентификация упаковки в определении контрафактных и фальсифицированных пищевых продуктов»

и

УПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

ТЕМА НОМЕРА

УДК 666.9.059 - 614.3

Идентификация упаковки

в определении контрафактных и фальсифицированных пищевых продуктов

С.А. Хуршудян, д-р техн. наук, профессор

ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности

Последнее десятилетие характеризуется резким увеличением количества контрафактных и фальсифицированных пищевых продуктов. Данная тенденция является общемировой, но в России, в силу ряда экономических причин, проблема принимает социальный оттенок. Это вызвано тем, что наибольшее количество фальсификата наблюдается в сегменте пищевых продуктов (ПП) низкой стоимости, основные потребители которых- пенсионеры и люди с низким уровнем жизни. На конференции Торгово-промышленной палаты РФ «Организация экс-

Ключевые слова: упаковка; идентификация; пищевые продукты; контра-факт; фальсификат; идентификационный признак.

Key words: pack, identification, food products, counterfeit, fake, identification feature.

В процессе определения фальсификата и контрафакта идентификационные признаки упаковки продукта (ИПУП) играют существенную роль.

пертизы качества и безопасности пищевой продукции в связи с вступлением в ВТО» (Москва, 8 октября 2012 г.) объем фальсификата ПП на российском продовольственном рынке был оценен на уровне не менее 50 %, а по отдельным группам -70 % и выше. Существующая правовая база по выявлению контрафактных и фальсифицированных ПП имеет существенные пробелы - отсутствуют или нечетко сформулированы соответствующие статьи в Уголовном и Гражданском кодексах РФ, Кодексе РФ об административных нарушениях и других нормативных документах, что реально ограничивает эффективность борьбы с фальсификацией ПП. Анализ соответствующих нормативно-правовых документов дан в [1]. В значительной степени данная проблема возникла из-за отсутствия основополагающих работ по классификации фальсификата по степени вреда, наносимого здоровью человека, что не позволяет определить степень ответственности

производителя фальсифицированного ПП. При определении фальсифицированных ПП предложено использовать матрицу маркеров, характеризующую концентрационный состав пищевого продукта, его физико-химические и органолептичес-кие параметры [2]. На основе теории матрицы маркеров можно выделить три типа фальсифицированных ПП -некондиционный, суррогатный или поддельный продукт, которые могут быть положены в основу изменений нормативно-правовых документов [3].

Следует обратить внимание на два аспекта, которые возникают при проведении идентификации и требуют уточнения:

определение терминов «контра-факт» и «фальсификат»;

применение термина «идентификационный признак».

Термины «контрафакт» и «фальсификат» (соответственно контрафактный и фальсифицированный продукт) часто используются как синонимы [4]. Это имеет место в обиходе, нормативно-правовых документах и специальной литературе, в средствах массовой информации. Аналогичная картина отмечалась на 1-м Международном форуме «Кон-трафакт-2012» (Москва, 22-23 октября) в выступлениях ряда модераторов, хотя на сайте форума [5] была дана следующая трактовка терминов:

«В российском законодательстве «контрафактом» называются материальные носители, изготовление, распространение или иное использование, а также импорт которых влечет

нарушение прав авторов или правообладателей. Таким образом, кон-трафакт- это правовая категория, устанавливаемая судом и не связанная с качеством продукции.

В то же время фальсификат и некачественные товары нарушают права потребителей. Некачественные продукты питания, лекарства, запчасти сложной техники несут в себе реальную угрозу, в том числе и жизни людей.

Общим у них является то, что и контрафакт и фальсификат незаконны и негативно влияют на экономику и функционирование рынка, а соответственно на качество жизни граждан».

Существуют веские основания для четкого разделения понятий и случаев применения данных терминов относительно ПП. Таким основанием служит необходимость разработки в ближайшее время основных элементов национальной системы борьбы с производством и оборотом фальсифицированных ПП, внесения изменений в соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях по привлечению к ответственности производителей и распространителей по степени фальсификации пищевого продукта и т.д. Под «контрафактом» необходимо понимать ПП, выпущенный в оборот с использованием чужой торговой марки или знака, а также на основе нормативно-технической документации без согласия владельца данной документации. Такое определение термина «контрафакт» согласуется с юридической трактовкой [6]. Термин «фальсификат» определяет продукт, выпущенный с отклонением параметров (характеристик) ПП от определенных значений, зафиксированных в нормативно-технической документации, включая данные изготовителя. В этом случае «контра-факт» можно рассматривать как определенную разновидность информационной фальсификации. Необходимо отметить следующее:

контрафактный ПП может быть подделкой, суррогатом или некондиционным по типу фальсификации его состава;

вероятность того, что контрафактный ПП по своему составу является подлинным, маловероятна.

Определение термина «идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий» дано в ст. 1 «Основные понятия» Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [7]. Под идентификацией понимается «деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах, материалах и об изделиях, содержащейся в прилагаемых к ним документах и этикетках». Более короткое определение термина «идентификация продукции» дано в ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения». В обоих документах не приводится характеристика термина «идентификационный признак», который весьма важен в повседневной практике проведения идентификации [3]. Отсутствие определения данного термина и обязательного указания всех идентификационных признаков, характерных для конкретного ПП, позволяет производителям фальсифицированных ПП не указывать полный набор идентификационных признаков (параметров ПП), что позволяет недобросовестным производителям вводить в заблуждение потребителей.

Ведение классификации фальсифицированных ПП на основе маркеров позволит также четко определить термин «идентификационный признак». В этом случае идентификационный признак (ИП) может быть определен как маркер - один из параметров, определяющих подлинность пищевого продукта. Естественно, что матрице маркеров будет соответствовать совокупность (набор) идентификационных признаков. Пищевой продукт может иметь идентификационные признаки и не связанные с маркерами, например такие как упаковка. Кажущееся противоречие может быть легко устранено, если четко различать ИП продукта и ИП упаковки продукта, и последние ввести в набор обязательных ИП данного продукта. В этом случае маркеры однозначно будут идентификационными признаками ПП.

В процессе определения фальсификата и контрафакта, как информационного фальсификата, идентификационные признаки упаковки продукта (ИПУП) играют существенную роль, особенно на начальной стадии идентификации. В число ИПУП могут

PACKAGING AND LOGISTICS

Пошаговая последовательность идентификации с учетом возможных вариантов несоответствия ИПУП исследуемого продукта

ИПУП подлинного ПП ИПУП исследуемого ПП Предположение/Действия

Упаковочный материал Использован иной упаковочный материал 1. Большая вероятность подделки Идентифицируются маркеры ложной матрицы 2. Возможен суррогат Проверяются маркеры видоизмененной матрицы

Упаковка Упаковка не соответствует упаковке подлинного ПП 1. Большая вероятность подделкии Идентифицируются маркеры ложной матрицы 2. Высокая вероятность количественной фальсификации Идентифицируется маркер (вес) характеристической матрицы 3. Возможен суррогат Проверяются маркеры видоизмененной матрицы

Полиграфия низкого качества 1. Большая вероятность подделкии Идентифицируются маркеры ложной матрицы 2. Возможен суррогат Проверяются маркеры видоизмененной матрицы 3. Возможен контрафакт Проверяются информационные данные производителя

Этикетка Изменен текст 1. Большая вероятность суррогатаа Проверяются маркеры видоизмененной матрицы 2. Возможна подделка Идентифицируются маркеры ложной матрицы 3. Возможен контрафакт Проверяются информационные данные производителя

Не полностью указана или изменена информация о составе ПП 1. Большая вероятность суррогатаа Проверяются маркеры видоизмененной матрицы 2. Высокая вероятность некондиционного продуктаа Идентифицируются маркеры характеристической матрицы 3. Возможна подделка Идентифицируются маркеры ложной матрицы 4. Возможен контрафакт Проверяются информационные данные производителя

быть введены признаки, связанные с материалом упаковки, полиграфией и т. д. В соответствии с теорией матрицы маркеров разным типам фальсификации ПП соответствует определенная матрица - псевдоматрица для некондиционного продукта, видоизмененная матрица для суррогатного продукта и комбинация видоизмененной и ложной матриц для поддельного ПП. Идентификация упаковки позволяет выбрать стратегию проведения анализа маркеров ПП соответствующей матрицы, что существенно снижает стоимость проведения идентификации и время ее проведения. Стратегия заключается в том, что идентифицируются не все признаки подлинного продукта, описываемого характеристической матрицей [3], а только те, которые входят в состав псевдоматрицы, видоизмененной или ложной матрицы в соответствии с нарушенными ИППУП.

В таблице представлена последовательность шагов идентификации с учетом возможных вариантов несоответствия ИПУП исследуемого продукта.

Как следует из таблицы, ИПУП позволяют решать ряд практических задач идентификации, а вывод о наличии и типе фальсификации осуществляется на основе анализа идентификационных признаков самого продукта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хуршудян, С.А. Фальсификация пищевых продуктов: научные, методологические и нормативно-правовые основы противодействия/С.А. Хуршудян//Пищевая промышленность. - 2008. - № 9. -С. 56-57.

2. Хуршудян, С.А. Матрица маркеров - основа идентификации натуральных продуктов/С.А. Хуршудян// Пищевая промышленность. -2008. - № 5. - С. 13-14.

3. Хуршудян, С.А. Идентификационные признаки пищевых продуктов/ С.А. Хуршудян//Пищевая промышленность. - 2008. - № 11. - С. 40-41.

4. Аронов, И.З. Об идентификации продукции/И.З. Аронов, А.М. Рыбакова, А.Л. Теркель//Методы оценки соответствия. - 2008. - № 4. - С. 22-25.

5. www.forum-antikontrafakt.ru

6. Панова, А.С. Юридические аспекты ответственности за контрафакт и фальсификацию продукции, работ, услуг/А.С. Панова//Методы оценки соответствия. - 2008. -№ 4. - С. 19-20.

7. Федеральный закон от 2 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями от 30 декабря 2006 г.)// Собрание законодательства РФ.-2000. - №2. - С. 150; 2007. - №1. -Ч. 1. - С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.