Видовая классификация электронных образовательных ресурсов: опыт разработки в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование"
Галкина Александра Ивановна, старший научный сотрудник федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» (495) 625-20-24, (915) 285-74-64 galkina3 @yandex. ru
Бурнашева Екатерина Александровна, научный сотрудник федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования (495) 625-20-24, (909) 659-57-76 esoshnikova! @yandex.ru
Гришан Игорь Александрович программист-администратор федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» (495) 625-20-24, (903) 829-27-49 [email protected]
Кадырова Эльвира Алиевна старший научный сотрудник, к.п.н., доцент «Институт управления образованием Российской академии образования»
(495) 625-20-24 [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы разработки многоаспектной системы классификации электронных образовательных ресурсов с использованием фасетного метода классифицирования для оптимизации их проектирования, разработки и регистрации в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование».
The article discusses the development of a multidimensional system of classification of electronic educational resources using the method of facet classification to optimize their design, development and registration in the Joint Fund of electronic resources "Science and education".
Ключевые слова
информационные технологии в образовании, электронные образовательные ресурсы, объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» information technologies in education, electronic educational resources, United Fund of Electronic Resources «Science and Education»
Введение
Проблема классификации и рубрикации слабоструктурированной информации об электронных образовательных ресурсах (ЭОР) является одной из ключевых в деятельности объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО), призванного аккумулировать и предоставить научно-педагогическому сообществу структурированную полную и достоверную информацию об электронных разработках образовательного назначения, созданных в образовательных учреждениях разного уровня и отраслевой принадлежности.
ОФЭРНиО - двухуровневая структура, включающая наряду с головным отделением (Москва), 20 региональных и 7 специализированных отделений, организованных на базе образовательных учреждений в ряде регионов. Вся поступающая по восходящему потоку информация, формируемая в процессе регистрации ЭОР, находится в открытом доступе на портале ОФЭРНиО по адресу: www.ofernio.ru. Пользователями ОФЭРНиО в настоящее время являются более 600 учреждений, более 60000 авторов, специалисты из 98 стран мира.
Попытки разработки универсальных классификаций электронных ресурсов предпринимались неоднократно, прежде всего, в библиотечной и научно -информационной деятельности, однако их основными недостатками в аспекте задач ОФЭРНиО является ограничение рамками библиотечно-информационных услуг. В то же время активизация интереса к разработке отраслевой классификации ЭОР отражает существенные изменения в образовательной деятельности, рассматриваемые как следствие процессов информатизации и виртуализации данной сферы.
Решение вопросов оперативного, полноформатного, общедоступного оповещения научно-педагогического сообщества о зарегистрированных ЭОР сопровождается реализацией следующих основных процессов, осуществляемых в ОФЭРНиО:
■ сбор и обработка слабоструктурированной информации об ЭОР;
■ автоматизация классификации и рубрикации сведений об электронных образовательных ресурсах;
■ автоматизация формирования контента информационных изданий через систему семантического поиска и отбора информации;
■ автоматизация редакционно-издательской обработки и публикации информационных изданий.
Теоретико-методологические подходы к разработке отраслевой классификации ЭОР
В современных условиях создание и использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) является одним из приоритетных направлений. В рамках данного направления акцентируются следующие позиции:
• создание и совершенствование ЭОР для всех уровней образования (школьного, вузовского, дополнительного) - творческий процесс в сфере педагогических наук;
• использование ЭОР в процессе преподавания различных дисциплин, что требует разработки и апробации соответствующих обучающих технологий и методик;
• применение современного инструментария и интернет-сервисов для проектирования и разработки ЭОР, организации доступа к ним;
• повышение эффективности использования ЭОР как составляющей современной информационно-образовательной среды.
Практическая реализация обозначенных выше направлений актуализирует выявление и разработку ряда вопросов теоретико-методологического характера, среди которых представляется целесообразным особо выделить следующее.
1. Как область ускоренного развития, раздел Педагогики, изучающий информационно-коммуникационные технологии в образовании, характеризуется разнообразием подходов, отсутствием общепринятой терминологии, многозначностью определений, что требует комплексного рассмотрения и интегрирования существующих трактовок, раскрытия базовых понятий, создания единой терминологической системы для сферы производства и распространения ЭОР.
2. С учетом многообразия видов и форм ЭОР возникает проблема их классификации, которая необходима для точной ориентировки в существующем массиве для их практического применения.
Процесс упорядочения объектов с целью отражения отношений между ними и составления классификационной схемы осуществляется методом классифицирования. Известно, что суть построения классификационных схем любых объектов состоит в выборе и научном обосновании существенных оснований их дифференциации. Эти основания можно определить на основе обобщения практического опыта (для эмпирических классификаций), либо методом восхождения от абстрактного к конкретному (для теоретических классификаций). Создаваемые схемы должны отвечать классическим требованиям классифицирования, а именно, требованиям единства основания деления, полноты, непересекаемости, непрерывности деления.
Попытки разработки отраслевых классификаций применительно к ЭОР предпринимались неоднократно, большинство из них появились в период с 1987 по 2007 годы. Вследствие стремительного развития информационных образовательных технологий, появления все новых разновидностей и форм ЭОР в многочисленных публикациях осуществлялась их корректировка.
Многоуровневая классификация типов информационных ресурсов для сферы образования, охватывающая, в том числе, электронные ресурсы, предложена в монографии [1]. В качестве классификаторов ЭОР можно рассматривать соответствующие разделы нормативных документов. Например, важные аспекты характеристики ЭОР включены в ГОСТ 7.83-2001, ГОСТ Р 52656-2006 [3; 4]. Классификационные признаки (критерии), раскрытые в указанных ГОСТах (по целевому уровню и ступени образования; форме обучения; тематике; целевой аудитории; типу ЭОР; целевому назначению; функции, выполняемой в образовательном процессе; степени дидактического обеспечения специальности; виду образовательной деятельности; характеру представления информации; степени интерактивности; степени соответствия действующим государственным образовательным стандартам), применимы к широкому спектру информационных ресурсов образовательного назначения. Инфологическая модель классификации информационных ресурсов для сферы образования, предложенная специалистами ОФЭРНиО в статье [2], представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Инфологическая модель классификации электронных ресурсов для
сферы образования
Проведенный анализ публикаций по вопросу показал различие подходов, что во многом объясняется целями и сферой использования, применительно к которым они разрабатывались, а также технологическими достижениями, порождающими соответствующие педагогические инновации.
Отметим, что в предлагаемых классификациях, как правило, авторы используют линейные схемы, где в качестве основания деления используется какой-либо критерий. Ряд критериев, принимаемых в качестве основания деления в различных классификациях, можно принять в качестве дополнительных к набору признаков, используемых в ГОСТах. Среди них отметим такие, как: форма организации учебного процесса; содержание учебной информации; методическое назначение; категория пользователей; функция в учебном процессе; среда распространения и использования; специальные потребности и др.
Разработка многоаспектной классификации ЭОР
Результаты общения существующих подходов свидетельствуют, что ни в одном из существующих вариантов нет исчерпывающей классификации. Вместе с тем, несмотря на отсутствие общепризнанной классификации ЭОР, большинство авторов склоняются к разностороннему описанию существующих видов и форм, для чего предлагают различные аспекты их характеристик. Наблюдаемое, вполне оправданное
различие существующих подходов ставит перед необходимостью разработки многоаспектной и непротиворечивой классификации ЭОР.
Необходимость обоснования многоаспектной классификации обусловлена, прежде всего, потребностями сложившейся в практике ОФЭРНиО процедуры регистрации авторских разработок, в ходе которой предъявляются особые требования в составлению и грамотному оформлению регистрационных документов. Становится очевидным, что для грамотного описания потребительских качеств создаваемой разработок необходимо знание основных аспектов их видовой характеристики. Более того, самим разработчикам для создания качественных ЭОР необходимо полное и детальное представление об их основных параметрах. Для такого описания (параметрирования) также нужна многоаспектная схема характеристики.
В свете сказанного предпочтительным вариантом видится построение видовой классификации ЭОР с применением фасетного метода, которая в теории и практике классифицирования объектов используется гораздо реже.
Как известно, фасетная система классификации в отличие от иерархической, позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетами. Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение [4]. Схема построения фасетной системы классификации в виде таблицы отображена на рисунке 2.
Фасеты
__Л__
Г ] ф. Ф^
Я О • • • • •
: • • * • •
? и ; ■ • • ■
1к • *
Рис. 2. Схема построения фасетной системы классификации
Фасетная система классификации обладает рядом достоинств, поскольку создаваемые в результате схемы являются многоаспектными; классифицируемые объекты выстраиваются в них на пересечении ряда признаков, образующих фасетную структуру. Каждый классификационный признак в такой схеме может служить основанием для образования отдельного фасета.
Фасетный метод классификации предполагает, что исходное множество ЭОР может быть разбито на подмножества группировок по независимым между собой признакам классификации (фасетам). Фасетная система классификации значительно облегчает создание многоаспектного описания ЭОР и позволяет определить его видовую принадлежность к конкретному виду на основе сочетания любого количества признаков.
В ходе разработки фасетной классификации ЭОР в ходе предпринятого контент-анализа публикаций по вопросу были определены аспекты для многосторонней характеристики электронных ресурсов на основе выявленных классификационных признаков, необходимых и достаточных для описания их свойств. Далее, согласно изложенной методике, построение многоаспектной классификации
предусматривает выбор какого-либо одного признака в качестве ведущего, остальные признаки могут выступать в качестве дополнительных.
Заключение
Эмпирическая, сложившаяся в результате многолетней практики ОФЭРНиО классификация электронных образовательных ресурсов является фасетной классификаций, ядром которой является формо-функциональный признак, сопровождаемый дополнительными признаками: а именно, психолого-педагогическими, эргономическими, программно-техническими признаками. Фасет может пополняться сколь угодно дополнительными признаками, востребованные временем и уровнем развития информационных технологий.
Выводы:
1. Начиная с 2016 года наличие в образовательных организациях собственных ЭОР учитывается в числе показателей мониторинга образовательных организаций и научно-педагогических работников.
2. Электронные образовательные ресурсы - это результат творчества в области педагогических наук, вследствие чего должны учитываться в показателях научно-педагогической деятельности образовательных организаций и научно-педагогических работников.
3. Классификация ЭОР в ОФЭРНиО, подтвержденная 30-летней практикой, отвечает потребностям системы образования, но не является догмой, гибко подстраиваясь под потребности и запросы системы образования.
Литература
1. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: «Европ. Центр по качеству», 2003. - 384 с.
2. Галкина А.И. Галкина А.И. К вопросу о статусе публикации по итогам регистрации в ОФЭРНиО // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №3. С. 325332. Режим доступа: (дата обращения 15.03.2018). DOI:10.5281/zenodo.1198786
3. ГОСТ 7.83—2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»: [ Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gsnti-norms.ru
4. ГОСТ Р 52657-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200053104 Автоматизированные информационные технологии: учебник для вузов: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fakit.narod.ru/uch2003/p4_2_1_2.html