К вопросу оценки новизны произведений науки в форме информационных ресурсов
Галкина Александра Ивановна почетный работник науки и техники России, руководитель Объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование" федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (915) 285-74-64 galkina3 @yandex.ru
Бурнашева Екатерина Александра Александровна научный сотрудник федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (909) 659-57-76 esoshnikova! @yandex.ru
Гришан Игорь Александрович программист, админ, федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (903) 2829-27-49 [email protected]
Кадырова Эльвира Алиевна старший научный сотрудник, к.п.н., доцент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова"
(495) 625-20-24 elvira [email protected]
Аннотация
Рассматривается проблема оценки новизны произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов (ЭОР), раскрываются методологические и технологические подходы к ее решению в условиях регистрации электронных образовательных операций в Объединенном фонде электронных ресурсов "Наука и образования" (ОФЭРНиО). Considers the problem of determining the novelty of works of science in the form of electronic educational resources (EER), reveals the methodological and technological approaches to its solution in the conditions of registration of development of Russian universities in the joint Fund of electronic resources "Science and education" (OFERNiO).
Ключевые слова
авторское право, новизна, произведение науки, публикация, образовательные учреждения, регистрация, оценка, электронные образовательные ресурсы copyright, originality, a work of science, publication, educational institutions, the registration, evaluation, e-learning resources
Введение
Для многих российских образовательных учреждений показатель "наличие собственных электронных образовательных ресурсов" фиксируется по результатам их отраслевой регистрации в Объединенном фонде электронных ресурсов "Наука и образования" (ОФЭРНиО) на основании анализа и оценки содержания соответствующей сопроводительной документации. Определение "собственные" предполагает подтверждение прав собственности на ЭОР, а также подтверждение новизны ЭОР с целью исключения дублирования, случаев заимствования, нелегального копирования и др. Вопросы анализа и оценки новизны ЭОР решаются в ходе процедуры их отраслевого учета и регистрации [1;2; 3].
Методика оценки новизны произведений науки в форме электронных образовательных ресурсов
В условиях современной образовательной среды ЭОР являются одним из видов произведений научной и образовательной деятельности университетов и одновременно могут рассматриваться как быстро развивающаяся разновидность информационной продукции образовательного назначения. Необходимость оценки новизны ЭОР вызвана тем обстоятельством, что их разработка осуществляется по ряду совпадающих характеристик, а именно:
^ по специальностям/направлениям подготовки; ^ по уровням образования; ^ по наименованию учебных дисциплин/курсов; ^ по формам обучения.
Рис. 1. Основные виды объектов интеллектуальной собственности
университетов
Подходы к оценке новизны электронного образовательного ресурса, реализуемые в ОФЭРНиО, базируются на применительности авторского права на литературные произведения и авторского права на произведения науки и, как следствие, тождественности общих характеристик литературного произведения и ЭОР (см.: Таблицу 1). Для произведения науки его форма, охраняемая авторским правом, вторична, а ключевым является содержание, под правовую охрану не подпадающее. В то же время для ЭОР его форма имеет немалое значение, так как определяется с учетом уровня/этапа обучения, объема учебного материала, формы обучения и проч., например, приведем для сравнения:
• учебник "Информационная безопасность", содержащий теоретический материал для начального уровня/этапа обучения по очной, заочной, очно-заочной формам обучения;
• учебно-методический комплекс "Информационная безопасность", сочетающий учебные и методические материалы и включающий, например, рекомендации по выполнению практических заданий, их оформлению (для второго углубленного уровня обучения по очной, заочной, очно-заочной формам);
• массовый обучающий онлайн-курс "Информационная безопасность", предоставляющий учебный материал для дистанционной формы обучения, а также систему регистрации обучаемых, систему контроля выполнения заданий, инструменты для итогового контроля знаний, среду для коммуникации с обучаемыми и т.д.
Таблица 1
Тождественность характеристик произведения литературы, произведения науки
и ЭОР
Характеристика произведения литературы Характеристика произведения науки Характеристика электронного образовательного ресурса
ФИО автора/авторов ФИО автора/авторов ФИО автора/авторов
название название наименование
место издания место издания (разработки) место разработки
дата издания дата завершения дата завершения разработки
язык язык инструментальные средства разработки
форма форма форма
ключевые слова ключевые слова ключевые слова
Приведенный пример наглядно иллюстрирует ситуацию, когда форма ЭОР соответствует форме обучения (очное, очно-заочное, заочное, дистанционное, смешанное), уровню обучения (начальный, углубленный, продвинутый).
Полная информация о видах и формах ЭОР, которые подлежат учету и регистрации в ОФЭРНиО, представлена на официальном портале Отраслевого фонда по адресу: http://ofernio.ru/portal/docs/obj_reg.php (около 700 разновидностей).
Анализ и оценка новизны конкретного ЭОР осуществляется с учетом его комплексной характеристики, включающей следующие элементы: ФИО
автора/авторов, наименование и место разработки, дата завершения разработки, инструментальные средства, форма ресурса и проч.
Отраслевая регистрация ЭОР осуществляется в несколько этапов с привлечением региональных отделений ОФЭРНиО на основании анализа и оценки регистрационных данных, содержащих формальное и содержательное описание ЭОР, без предъявления разработки в головное отделение. Такой подход обусловлен тем, что электронные разработки, как правило, имеют единственную реализацию, с последующим размещением в локальных сетях образовательных учреждений, т.е. относятся к категории "непубликуемые документы". В этой связи к регистрационным документам, содержащим описание ЭОР, предъявляются необходимые требования в аспекте их соответствия критериям полноты, достаточности, достоверности предоставляемых разработчиками сведений [4].
На предварительном этапе процедуры регистрации рассматривается полный комплект регистрационных документов, представленном в электронной форме, оценивается их соответствие формальным требованиям.
Обязательным для всех разработчиков является условие, регламентирующее генерацию стандартного пакета регистрационных документов с использованием специальной программы "RegOFERNiO", что обеспечивает точность и полноту предоставляемых сведений, их унификацию, а также подлинность с учетом авторства, соответствия формы документов заявленной форме собственности на ЭОР.
Критерии оценки ЭОР на предварительном этапе их регистрации представлены на рисунке 2. По результатам предварительного этапа регистрации осуществляется оценка новизны ЭОР с применением поисковых процедур в базе данных ОФЭРНиО, а также методов статистической обработки и контент-анализа, с последующей дифференциацией значений сравниваемых потребительски-ориентированных показателей, интерпретацией результатов с оценкой приоритетности и качества потребительских свойств регистрируемых разработок.
Рис. 2. Критерии оценки документов на электронный образовательный ресурс на предварительном этапе регистрации в ОФЭРНиО
На рисунке 3 приведена обобщённая модель оценки ЭОР. Поиск аналогов электронного образовательного ресурса осуществляется посредством обращения к отраслевой базе данных с использованием разработанного специалистами ОФЭРНИО "Конструктора запросов", в форме запроса которого предусмотрен набор полей, учитывающих всю совокупность элементов характеристики ЭОР (см.: Таблицу 2)
Блок I. Прием
комплекта
документов (КД)
в электронной ■
форме от
заявителя
Блок 4, оценка качества документов ■Соответствие элементов КД
форме регистрации 1 Досто верность, достаточность н полнота содержимого всех элементов КД
Блок 5 О цен к а новизны и качества ЭР Наличие аналогов в в БД ОФЭРНнО Соблюдение норматива с о отн ошения авторского тенета и заотдетвонаии н к тексте
PIO
Блок 6. Оформление результатов экспертизы
•перемещение в пул
■'До пущенные " -отправка сообщения с вердиктом: о результатах, экспертизы
заввнтыю
Рис. 3. Обобщенная модель оценки электронных ресурсов
Таблица 2
Номенклатура характеристик ЭОР
Характеристика электронного образовательного ресурса
ФИО автора/авторов Наименование Место разработки Дата завершения разработки Инструментальные средства разработки Форма Ключевые слова
Формулировка и ввод информационных запросов осуществляется путем составления поискового предписания на основе комплексирования всей совокупности характеристик ЭОР и заполнения соответствующих полей (см.: рисунок 4).
Поисковые процедуры с использованием "Конструктора запросов" на основании совокупности общих характеристик ЭОР реализуется через морфологический поиск аналогов, который организован без учёта морфологии слова. Сравнительный анализ найденных аналогов ЭОР осуществляется экспертным и аналитическим методами. В настоящее время ведется работа по автоматизации соответствующих аналитических процедур, реализации методов сематического анализа, обеспечивающих интеллектуальный поиск и классификацию информации.
Дчмили». чянцчвм!_ 1 '_Иояииаст»;_ _УчИик сити*, чяч;
Рис.4. Поля формы "Конструктора запросов"
На втором этапе оценки новизны ЭОР рассматриваются его характеристики, обеспечивающие его ориентировано-потребительское качество и, следовательно, эффективность применения в образовательном процессе: программно-технические, психолого-педагогические, эргономические характеристики. Применяемая оценочная модель является результатом исследовательской и практической деятельности лабораторий, осуществляющих разработку программ для ЭВМ (в целях сертификации), апробированная многолетней практикой отраслевой регистрации и адаптированная применительно к ЭОР, а именно:
• испытательной лаборатории Российского фонда компьютерных учебных программ;
• испытательной лаборатории Отраслевого фонда алгоритмов и программ;
• системы добровольной сертификации АПИКОН (Рег. номер: РОСС RU.Д149.04АО00).
Оценка психолого-педагогических характеристик в части педагогической составляющей предусматривает учет совокупности педагогических, методических и дидактических аспектов характеристики ЭОР. Однако если педагогическое содержание ЭОР стандартизировано, то методические решения в большинстве случаев индивидуальны и оригинальны. Дидактические решения базируются на целесообразности подачи учебного материала в целях эффективности его изучения.
Комплексная оценка сведений, осуществляемая в процессе регистрации разработок в ОФЭРНиО, позволяет получить синтезированную информацию для последующей разработки диагностических и прогнозных решений с практически полезными рекомендациями, ориентированными на решение задач мониторинга образовательных организаций. В частности, применение технологий информационной
диагностики и прогнозирования позволяют получить выводное знание о развитии анализируемых объектов, представить ресурсный, технологический, ассортиментный и иные аспектные прогнозы развития современного образования (определение перспективных направлений разработок; выявление новых учебных курсов и дисциплин, новых видов и форм ЭОР; определение тенденций в развитии новых форм и технологий обучения и др.)
На заключительном этапе процедуры регистрации определяется оригинальность текста полноформатного документа "Рекламно -техническое описание" (РТО) электронного образовательного ресурса. В качестве допустимого нижнего уровня чужих заимствований в тексте РТО ЭОР, отвечающего требованиям новизны, устанавливается уровень 30%. Это требование является одним из зафиксированных выводов десятилетней научно-исследовательской программы "Оценка качества программ для ЭВМ" (1980-1990 гг.) и в настоящее время транспонировано на документы, содержащие описания ЭОР.
Заключение
Отметим, что фактор наличия у образовательного учреждения собственных электронных образовательных ресурсов как компонентов формирующейся информационно-образовательной среды и их регистрации в ОФЭРНиО характеризует исследовательскую активность профессорско-педагогического состава, во многом определяет его имидж и репутацию в научно-педагогическом сообществе.
Литература
1. О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования" на 2013-2020 годы": Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 года № 376 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/27070. Дата обращения: 06.04.2017
2. Галкина А.И., Бобкова Е.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в ОУ РФ в рамках развития инновационной составляющей образовательного процесса / А.И. Галкина, Е.Ю. Бобкова - USA, Missouri, Saint-Louis: Publishing House Science and Innovation Center, 2016. - С. 133-149
3. Галкина, А.И. Бобкова Е.Ю. Актуальные проблемы отраслевой регистрации произведений науки, создаваемых работниками научных и образовательных учреждений и организаций / А.И. Галкина, Е.Ю. Бобкова. - БЪЛГАРИЯ, гр. Варна: Издател: "ЦЕНТЪР ЗА НАУЧНИ ИЗСЛЕДВАНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ "ПАРАДИГМА" // Електронно научно списание "Парадигма".- 2016. - №2
4. Галкина А.И., Бобкова Е.Ю. Бурнашева Е.А. Методологические подходы к отраслевой регистрации произведений науки как инструменту управления системой образования / А.И. Галкина, Е.Ю. Бобкова, Е.А. Бурнашева // Человек и образование. - 2016. - № 4.- С. 43-48
5. Галкина А.И., Кадырова Э.А. Библиометрический анализ электронных
образовательных ресурсов для дистанционного обучения (по материалам ОФЭРНиО) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук Ч.Ш: Мат-лы I Международ. науч. конф. "Вопросы педагогики". - М., 2014. - №12 (71). - С.146-153