Научная статья на тему 'Электронное рефлексивное портфолио преподавателя университета в диаграммах, таблицах, графиках'

Электронное рефлексивное портфолио преподавателя университета в диаграммах, таблицах, графиках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / UNIVERSITY / КАЧЕСТВО / QUALITY / КОЛИЧЕСТВО / QUANTITY / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL DEVELOPMENT / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАУКИ / WORKS OF SCIENCE / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Александра Ивановна, Бурнашева Екатерина Александровна, Гришан Игорь Александрович, Кадырова Эльвира Алиевна

Настоящая статья посвящена вопросам формирования электронного рефлексивного портфолио преподавателя вуза на основе материалов Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» с отображением в диаграммах, таблицах, графиках. Анализируются электронные ресурсы науки и образования, разработанные преподавателями российских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Александра Ивановна, Бурнашева Екатерина Александровна, Гришан Игорь Александрович, Кадырова Эльвира Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the formation of the reflective portfolio of the University teacher on the basis of the materials of the joint Fund of electronic resources "Science and education" with the display in charts, tables, graphs. Electronic resources of science and education developed by teachers of Russian universities are analyzed.

Текст научной работы на тему «Электронное рефлексивное портфолио преподавателя университета в диаграммах, таблицах, графиках»

Электронное рефлексивное портфолио преподавателя университета в диаграммах, таблицах, графиках

Галкина Александра Ивановна, старший научный сотрудник федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (915) 285-74-64 galkina3 @yandex. ru

Бурнашева Екатерина Александровна, научный сотрудник федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (909) 659-57-76 esoshnikova! @yandex.ru

Гришан Игорь Александрович программист, админ федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт управления образованием Российской академии образования" (495) 625-20-24, (903) 829-27-49. [email protected]

Кадырова Эльвира Алиевна старший научный сотрудник, к.п.н., доцент "Институт управления образованием Российской академии образования"

(495) 625-20-24

Аннотация

Настоящая статья посвящена вопросам формирования электронного рефлексивного портфолио преподавателя вуза на основе материалов Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» с отображением в диаграммах, таблицах, графиках. Анализируются электронные ресурсы науки и образования, разработанные преподавателями российских университетов.

This article is devoted to the formation of the reflective portfolio of the University teacher on the basis of the materials of the joint Fund of electronic resources "Science and education" with the display in charts, tables, graphs. Electronic resources of science and education developed by teachers of Russian universities are analyzed.

Ключевые слова

Вуз, качество, количество, личностное развитие, преподаватель, произведение науки, портфолио, результативность, рефлексия, электронные образовательные ресурсы

University, quality, quantity, personal development, teacher, works of science, portfolio, effectiveness, reflection, electronic educational resources

Введение

В соответствии с Приказом Минобрнауки России №1399 от 09.11.2016 "О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования" образовательных организаций внесен показатель "Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов"[1]. База Данных Объединенного фонда электронных ресурсов «Науки и образования» (ОФЭРНиО) содержит информацию об электронных и информационных ресурсах, разработанных 745 учреждениями и организациями, среди которых 672 университета страны. В соответствии с проектом №27.9383.2017/БЧ разрабатывается автоматизированная аналитическая система электронных образовательных ресурсов (ЭОР) образовательных организаций (ОО), разработанных пользователями ОФЭРНиО -университетами, колледжами, школами страны, что позволит органам управления образования использовать данные ОФЭРНиО в качестве электронного рефлексивного портфолио конкретного преподавателя, отслеживая его профессиональный, научный и личностный рост.

Объект, предмет, методы и цель научного исследования

В свете последних постановлений правительства Российской Федерации в отношении электронных ресурсов образования и представления их на сайтах образовательных учреждений, возникает необходимость оценки электронных ресурсов, как компонентов информационной научно-образовательной среды и научно-педагогических работников в плане эффективности их деятельности, включая разработку электронных и информационных ресурсов образования университета, в частности:

Рис. 1 Инфологическая модель классификации электронных ресурсов в сфере педагогики и педагогических наук

Объектом данного исследования, выполненного в рамках проекта №27.9383.2017/БЧ, являются научно-педагогические работники - преподаватели университетов - разработчики электронных ресурсов.

Предметом исследования являются электронные образовательные ресурсы, разработанные научно-педагогическими работниками вузов.

Методы исследования - совокупность статистического, контент-аналитического, экспертного методов.

Цель исследования - совершенствование инструментария управления сферой образования посредством рефлексивного портфолио научно-педагогических работников университета.

За период с 1991года по настоящее время в Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО) обратилось более 60000 авторов -научно-педагогических работников страны.

Совершенствование методов управления сферой образования, модернизация информатизации сферы образования, формирование единого информационного научно-образовательного пространства сраны, цифровая экономика сферы образования - условия, требующие личностного роста преподавателей российских

вузов. Личностный рост преподавателя демонстрируется и констатируется его электронным портфолио, разновидности которого определяются содержанием портфолио:

Рис. 2 Разновидности портфолио преподавателя вуза

где:

портфолио достижений - акцент делается на документы, подтверждающие успехи в той или иной деятельности;

тематическое портфолио - акцент делается на представлении творческих работ в одной или нескольких сферах деятельности;

рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития преподавателя, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане;

методическое портфолио, в которое помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, его педагогические исследования, материалы по исследованию методической проблемы;

портфолио комплексное - содержит в себе все элементы вышеперечисленных портфолио;

информационное портфолио - как форма организации работы с информационными материалами;

научно- исследовательское портфолио - связанное с написанием реферата, научно-исследовательской работы, подготовкой к выступлению на конференции [2].

Произведения науки, разработанные преподавателями и зарегистрированные в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» формируют электронное рефлексивное портфолио, позволяя проанализировать личностный рост преподавателя в части разработки электронных образовательных ресурсов, электронных ресурсов науки, прочих электронных ресурсов в соответствии со следующей классификацией:

Рис. 3 Инфологическая модель электронного рефлексивного портфолио

преподавателя

Содержимое базы данных Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» позволяет оценить личностный рост преподавателей за период с 1991 по настоящее время в форме диаграмм, таблиц, графиков.

В качестве примера рассмотрены электронные ресурсы, разработанные М-ным П.Г. (РУДН, Москва) в 2005-2017 годах, формирующие его электронное рефлексивное портфолио.

С 2005 года по 2017 год, включительно, данным автором зарегистрирован 91 электронный ресурс, распределение которых по годам демонстрирует рисунок 3 с линейной аппроксимацией данных:

25 20

0

ß 15

и

01 х S

5 ю

X

5

2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018

Годы

Расп| эедел г ние соличества

¡TpfiptpE ;аннь«х 3 ujeKjpqH^xf ^ерурс OB

ПС > годам т

=

i

z 1

\ / \ Г

1 t—

А - V- ■ч'

Л —" 1 г

ч J 4 и— / / -

Рис. 4 График распределения зарегистрированных электронных ресурсов с 2005

по 2017 год (включительно)

которая характеризует рост количества регистрируемых произведений науки в форме электронных ресурсов по годам.

Контент-анализ совокупности зарегистрированных ресурсов, выявляет 99 соавторов М-ина П.Г. - преподавателей, студентов, аспирантов:

Таблица 1.

Перечень соавторов М-ина П.Г. с количественным распределением по

авторам.

ФИО автора Кол-во

1. М-ин П.Г. 91

2. Грачева О.А. 20

3. Матяш Г.А. 17

4. Салтыкова О.В. 17

5. Куринин И.Н. 11

6. Пугачева Е.А. 10

7. Руженцева Т.С. 7

8. Запорожец В.В. 6

9. Провоторова Е.А. 6

10. Исаева И.Э. 5

11. Мухина О.А. 5

12. Саркисова С.О. 5

13. Горбачев Л.Л. 4

14. Кончева В.А. 4

15. Лагуткина М.Д. 4

16. Малаховская В.В. 4

17. Микулич М.М. 4

ФИО автора Кол-во

18. Попова В.А. 4

19. Попова Н.А. 4

20. Рыжова Т.А. 4

21. Титова Е.П. 4

22. Чайникова Е.С. 4

23. Анохина Е.В. 3

24. Мельников Д.В. 3

25. Певницкая Е.В. 3

26. Тугой И.А. 3

27. Аникина Е.О. 2

28. Вилка Ч-М.Б. 2

29. Исмаилова Х.Э. 2

30. Панова А.В. 2

31. Прокопец Н.С. 2

32. Сапожникова Л.Е. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Тугой А.И. 2

34. Шубина Н.А. 2

ФИО автора Кол-во

35. Эльсгольц С.Л. 2

36. Юрош Т.Д. 2

37. Якушев В.В. 2

38. Аббасова П.Т. 1

39. Абрамов Б.Э. 1

40. Андриянов Ю.В. 1

41. Астафьева Л.К. 1

42. Бабаева Э.М. 1

43. Бабинцева Е.А. 1

44. Бантюшевский Н.Г. 1

45. Бегова А.Ч. 1

46. Боброва Ю.С. 1

47. Богачева В.А. 1

48. Ванарх Е.Е. 1

49. Васильчев Е.И. 1

50. Герасимова А.В. 1

51. ГорбачевЛ.Л. 1

52. Гроза А.А. 1

53. Жирнова Д.В. 1

54. Завадская О.А. 1

55. Изосимова Т.А. 1

56. Исанова М.М. 1

57. Калинин И.С. 1

58. Киреев А.В. 1

59. Клюева А.В. 1

60. Кожаева Д.А. 1

61. Комиссарова Н.В. 1

62. Кузина Л.Е. 1

63. Кузнецова Ю.В. 1

64. Левичева С.В. 1

65. Леханова О.Л. 1

66. Луканина Е.В. 1

67. Луцкий А.В. 1

ФИО автора Кол-во

68. Лысенко В.А. 1

69. Малых Е.А. 1

70. Маматова Р.М. 1

71. Маслов К.А. 1

72. Медведева О.Д. 1

73. Михлик М.М. 1

74. Морозова Ю.С. 1

75. Муравьева И.Э. 1

76. Надежкин И.Н. 1

77. Наполова Е.А. 1

78. Николова А.Г. 1

79. Новиков О.Н. 1

80. Оганесян Р.В. 1

81. Пастухова Л.И. 1

82. Пескина Н.В. 1

83. Поташникова О.А. 1

84. Савельева М.Н. 1

85. Сауляк В.Е. 1

86. Сербиев М.И. 1

87. Сикорский А.Ю. 1

88. Синягина Н.И. 1

89. Ситина В.С. 1

90. Ситников А.В. 1

91. Сорокина Т.В. 1

92. Темирова А.Р. 1

93. Тихонов М.М. 1

94. Ткаченко Д.И. 1

95. Федотова Д.А. 1

96. Хегай В.К. 1

97. Цой Т.С. 1

98. Чугианова У.П. 1

99. Щелина О.А. 1

100. Эльсгольц С.Л 1

что демонстрирует М-ина П.Г. как активного преподавателя, вовлекающего преподавателей, студентов, аспирантов в научно-исследовательскую деятельность с фиксированием в ОФЭРНиО новаторских педагогических идей,

технологий, методических решений, реализованных в электронных образовательных ресурсах.

Формо-функциональный анализ электронных ресурсов, зарегистрированных М-иным П. Г., демонстрирует 100% присутствие электронных образовательных ресурсов:

Таблица 2.

Количественное распределение электронных ресурсов по пулам.

ФОРМО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫИ ПРИЗНАК КОЛИЧЕСТВО

1. Электронные образовательные ресурсы 100%

2. Электронные ресурсы науки 0%

3. Прочие электронные ресурсы 0%

Далее анализируются только электронные образовательные ресурсы, разработанные М-иным П.Г.

Дальнейший анализ электронных образовательных ресурсов по формо-функциональному признаку демонстрирует преимущество электронных ресурсов учебного назначения:

Рис. 5 Количественное распределение электронных образовательных ресурсов по формо-функциональному признаку

Электронные ресурсы учебного назначения, имеющие преимущественное представление среди зарегистрированных электронных образовательных ресурсов, разработаны в поддержку следующих 34-х учебных дисциплин:

Рис. 6 Распределение электронных ресурсов учебного назначения по учебным дисциплинам

Рассматривая ретроспективу учебных дисциплин, поддерживаемых электронными образовательными ресурсами, констатируем следующее развитие и трансформацию:

Рис. 7. Тренд предметной части электронных образовательных ресурсов

Дальнейший анализ демонстрирует преимущественное представление электронных образовательных ресурсов, предназначенных для высшего образования:

Рис.8 Количественное распределение электронных образовательных ресурсов по уровням образования

Рассматривая ретроспективу изменения электронных образовательных ресурсов по уровням образования, отмечаем следующую динамику:

Рис. 9 Тренд электронных образовательных ресурсов по уровням

образования

Ниже представлено количественное распределение электронных образовательных ресурсов, предназначенных для высшего образования, по подуровням высшего образования:

Рис. 10 Диаграмма распределения ЭОР, предназначенных для высшего образования, по подуровням высшего образования

Диаграмма демонстрирует, почти равнозначное распределение электронных образовательных ресурсов для высшего образования для подуровней: бакалавриат, магистратура/специалитет, что характеризует профессионализм данного преподавателя и его всесторонность как педагога.

Продолжая анализировать электронные образовательные ресурсы данного автора, выявляем следующее распределение их по видам средств обучения:

Распределение по формам средств обучения

■ 1.Пособие

■ 2. Информационно-научный ресурс

■ 3. Комплект программ

■ 4. Комплекс учебно-информационных материалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ 5. Комплект средств информационно-методической поддержки б. Визуализированный обучающий комплекс

■ 7. Информационная структура

■ 8. Информационный образовательный ресурс 9. Пакет программ

■ 10. Программная система 11. Программный комплекс

Рис. 11 Диаграмма распределения ЭОР по формам средств обучения

Диаграмма демонстрирует преимущество формы средств обучения -пособие. Если провести ретроспективный анализ формы регистрируемых электронных образовательных ресурсов, то констатируем следующий тренд:

Рис. 12 Тренд электронных образовательных ресурсов по формам средств

обучения

Трансформация форм средств обучения от более сложных к более простым объясняется появлением и широким распространением оболочек дистанционного образования и информационных научно-образовательных сайтов, берущих на себя широкий функционал работы преподавателя со студентом.

Отмечая преимущественное представление средства обучения в форме

пособия, анализируем тип пособий:

Количественное распределение ЭОР в форме пособия по типу пособия

■ 1 учебное ■ 2 методическое I 3 информационное ■ 4 программное

■ 5 дидактическое ■ 6 новое средство I 7 программное

Рис. 13 Диаграмма количественного распределения ЭОР в форме пособий по типам средств обучения

Ретроспективное рассмотрение изменение электронных образовательных ресурсов в форме пособий по типам выявляет следующий тренд от учебного к учебно-методико-дидактическому.

Данный тренд характеризует данного преподавателя, как педагога, прошедшего путь от составителя пособия до разработчика электронного образовательного ресурса, наполненного учебным содержанием в соответствии с ФГОС, методически проработанного в соответствии с личным накопленным педагогическим опытом, и решающего дидактические задачи в целях оптимизации и эффективности обучения:

•УЧЕБНОЕ

- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

• УЧЕБНОЕг ИНФОРМАЦИОННОЕ, ПРОГРАММНОЕ

• МЕТОДИЧЕСКОЕ. ДИДАКТИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ, ПРОГРАММНОЕ

-УЧЕБНОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ, ДИДАКТИЧЕСКОЕ

Рис. 14 Тренд изменения ЭОР в форме пособий по типам средств обучения

Анализ форм обучения, которые поддерживаются рассмотренными выше электронными образовательными ресурсами, демонстрирует следующее количественное распределение:

Количесвенное распределение ЭОР по формам обучения

■ 1. Очное ■ 2. Дистанционное ■ 3. Экстернат

Рис. 15 Диаграмма количественного распределения ЭОР в форме пособий

по формам обучения

Как демонстрирует диаграмма - доминирует очное обучение, что естественно в настоящих условиях. В настоящее время образование сопровождается выработкой определенных навыков. В связи с отставанием создания и разработки тренажеров, эмуляторов и симуляторов, обеспечивающих получение практических навыков при дистанционной форме обучения, будет происходить процесс превалирования очной формы обучения над дистанционной.

Заключение

На примере одного преподавателя продемонстрированы некоторые возможности комплектования электронного рефлексивного портфолио

преподавателя университета. Полноформатно электронное рефлексивное портфолио может включать 34 среза Базы Данных ОФЭРНиО. Анализу подвергается период с 1991 года по настоящее время. Электронное рефлексивное портфолио формируется в режиме реального времени в форме совокупности динамических витрин для более чем 60 000 научно-педагогических работников.

В целях формирования электронного рефлексивного портфолио разработано программное обеспечение [3], осуществляющее автоматизацию его формирования.

Резюмируя все вышесказанное, формируются следующие выводы:

1. С 2016 года электронные образовательные ресурсы являются показателями мониторинга образовательных организаций и научно-педагогических работников.

2. Электронное рефлексивное портфолио преподавателя, раскрывающее динамику личностного развития преподавателя на основе материалов Объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование» позволяет отследить количественную и качественную результативность деятельности преподавателя в части разработки электронных образовательных ресурсов.

3. Электронное рефлексивное портфолио преподавателя - современный инструмент оценки эффективности деятельности научно-педагогического работника - механизм совершенствования управления сферой образования.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1399 "О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 14"

2. Колобродова И.В. «Электронное портфолио преподавателя вуза в первом приближении от Колобродовой И.В.» Режим допуска: http://docplayer.ru/41725814-Elektronnoe-portfolio-prepodavatelya-vuza-v-pervom-priblizhenii-ot-kolobrodovoy-i-v.html . Дата допуска 21.03.20184.

3. Галкина А.И., Гришан И.А. Программа со11еС:ог_8Ш V. 1.0 /М.: ЦИТИС - № АААА-А17-117041810029-2 от 23.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.