Научная статья на тему 'Библиометрический анализ электронных образовательных ресурсов для сферы медицины и здравоохранения'

Библиометрический анализ электронных образовательных ресурсов для сферы медицины и здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
212
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОБЪЕДИНЕННЫЙ ФОНД ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ "НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ" / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MEDICAL EDUCATION / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / UNITED FUND OF ELECTRONIC RESOURCES "SCIENCE AND EDUCATION"

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кадырова Эльвира Алиевна

В статье рассматриваются результаты библиометрического анализа сведений об ЭОР для сферы медицины и здравоохранения, хранящихся в базе данных Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кадырова Эльвира Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the results of a bibliometric analysis of information on electronic educational resources for the sphere of medicine and public health stored in the database of the United Fund for Electronic Resources "Science and Education" (OFERNiO).

Текст научной работы на тему «Библиометрический анализ электронных образовательных ресурсов для сферы медицины и здравоохранения»

Библиометрический анализ электронных образовательных ресурсов для сферы медицины и здравоохранения

Кадырова Эльвира Алиевна канд. пед. наук., доцент, ассистент кафедры математики, физики и медицинской информатики ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России (4912) 46-08-93 eMra.kadvrova2017@vandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются результаты библиометрического анализа сведений об ЭОР для сферы медицины и здравоохранения, хранящихся в базе данных Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО).

This article is devoted to the results of a bibliometric analysis of information on electronic educational resources for the sphere of medicine and public health stored in the database of the United Fund for Electronic Resources "Science and Education" (OFERNiO).

Ключевые слова

информационные технологии в медицинском образовании, электронные образовательные ресурсы, Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование»

information technologies in medical education, electronic educational resources, United Fund of Electronic Resources «Science and Education»

Введение

Разработка и практическое внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебный процесс ряда российских медицинских университетов сопровождается их регистрацией в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО), функционирующем в составе ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования. К настоящему времени здесь накоплен значительный опыт деятельности по регистрации различных видов электронных ресурсов, созданных в сфере отраслевой науки и образования, а также за ее пределами. Объем статистических сведений о зарегистрированных разработках, хранящихся в базе данных ОФЭРНиО, является достаточным для проведения анализа состояния и тенденций развития актуального потока ЭОР, в том числе, сформированного в сфере медицины и здравоохранения [3; 4]

ОФЭРНиО - двухуровневая структура, включающая наряду с головным отделением (Москва), 20 региональных и 7 специализированных отделений, организованных на базе образовательных учреждений в ряде регионов, в числе которых медицинские образовательные организации. Вся поступающая по восходящему потоку информация, формируемая в процессе регистрации ЭОР, доступна по адресу: www.ofernio.ru.

Электронные образовательные ресурсы как составная часть информационно-образовательной среды медицинских университетов

Использование ЭОР при реализации образовательных программ в системе медицинского образования на всех ступенях и уровнях образования по различным медицинским специальностям является актуальным, в той же мере, как профессионально-ориентированные информационные технологии приобретают все большее распространение в практической медицине. Создание нормативной правовой базы для Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», подписанного президентом России 30 июля 2017 года, является сегодня приоритетным и охватывает три основных направления: формирование Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), легализация электронных медицинских документов и применение телемедицинских технологий [1].

Как следствие происходящих изменений образовательный процесс в медицинских университетах модернизируется посредством внедрения качественно новых средств и технологий, использования современной компьютерной техники, разработки электронных образовательных ресурсов. В целом ряде медицинских вузов России (в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И. Пирогова, Санкт-Петербургском, Северном, Ростовском, Рязанском, Уральском и других университетах) для поддержки учебного процесса используются дистанционные образовательные технологии.

В рамках исследования обеспеченного образовательной деятельности в сфере медицины различными видами ЭОР акцентируются следующие направления:

• создание и совершенствование ЭОР для всех уровней профессионального медицинского образования (среднего, высшего, дополнительного);

• использование ЭОР в процессе преподавания профильных дисциплин, что требует разработки и апробации соответствующих обучающих технологий и методик;

• применение современного инструментария и интернет-сервисов для проектирования и разработки ЭОР, организации доступа к ним;

• повышение эффективности использования ЭОР соответствующей отраслевой как составляющей современной информационно-образовательной среды.

Характеристика методов библиометрического анализа в контексте исследования развития потока ЭОР

Согласно определению, библиометрия трактуется как количественное измерение параметров определенной части документального потока для выявления тенденций его развития [6]. Содержание библиометрии определяется как количественное отображение изменяющихся связей между единицами информации об объекте в локализованном предметном и информационном поле по избранным индикаторам. Современная библиометрия базируется на применении двух основных групп методов:

• библиографические методы, включающие поиск, отбор и систематизацию источников информации для точного формирования анализируемых массивов документов;

• количественные методы (частотный анализ текстов, корреляционный, факторный, кластерный анализ, метод главных компонент и др.) [5].

Прикладное библиометрическое исследование потока ЭОР медицинской тематики позволяет решить следующие задачи:

• исследовать темпы роста потока ЭОР по годам в рассматриваемый временной отрезок;

• оценить темпы создания и внедрения разработок рассматриваемой предметной области в различных образовательных организациях страны, которые на этапе массового внедрения в учебный процесс предусматривают процедуру регистрации ЭОР в ОФЭРНиО как обязательную;

• изучить распределение выявленного массива ЭОР по различным критериям.

• выявить круг авторов-разработчиков с определенной оценкой их вклада в разработку ЭОР рассматриваемого тематического направления;

В соответствие с методикой библиометрического анализа все ЭОР из выявленного массива можно выстроить в соответствии с определенной системой координат. Наиболее характерными координатами исследуемого потока регистрируемых разработок могут быть шкала времени (по году регистрации); типо-видовая шкала (по типам и видам разработок); тематическая шкала (по индексам отраслевых рубрик Государственного рубрикатора научно-технической информации -ГРНТИ); географическо-организационное распределение (по регионам, внутри регионов по образовательным учреждениям); по специальностям и направлениям подготовки [6].

Некоторые результаты библиометрического анализа сведений ЭОР для сферы медицины и здравоохранения

В настоящее время базы данных ОФЭРНиО являются одним из важнейших отечественных вторичных информационных источников, востребованным среди специалистов-разработчиков ЭОР для сферы образования. Пользователями ОФЭРНиО являются следующие учреждения в сфере медицинской науки и образования: Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко; Коми филиал Кировской государственной медицинской академии в г. Сыктывкаре; Кемеровский государственный медицинский университет; Новокузнецкий муниципальный кустовой медицинский информационно-аналитический центр; Новосибирский государственный медицинский университет; Омский государственный медицинский университет; Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;. Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; Саратовский государственный медицинский университет; Тверская государственная медицинская академия; Ульяновский медицинский колледж №2; Уральский государственный медицинский университет; Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования; Научно-исследовательский институт медицины труда; Челябинская государственная медицинская академия и др.

Ниже приводятся результаты библиометрического анализа сведений об ЭОР, хранящихся в базе данных ОФЭРНиО за 2013-2018 г.г.

Всего из массива 23 7000 записей о зарегистрированных ЭОР 448 относятся к сфере медицины и здравоохранения. Анализ зарегистрированых в ОФЭРНиО электронных ресурсов по отраслевым рубрикам ГРНТИ за последние 5 лет наглядно демонстрирует приоритет разработок в области медицины и здравоохранения (см.: рисунок 1).

Распределение ЭОР по отраслям

(непроизводственная сфера)

: : ::: ::

Ш X X

ш

X

го £1 X О О

ш 01

X X

го <и

ш

IX

о го и

С!

по

Ш ш

2 о ^ н

огок

ГО™!^ ^^^

ОО1^ 11,2 И

X <и X X О X

^ГО

ш

Го о

О-

ш

О ГО

ш *

го 5 о

I-

Оо°

Х1--&

со

о ^

ш

ш о

X X

ш о со

ш

К^КГОШ

^го^асо ^х^^х

ЬХОЬ-О

М I и

¡5 ^ §

й I £ ^

к к

го го

X X

£1 Т

го X

X X

^ к

1 р

IX X

ш

гошге

I £ ¡5

Л

ш

Рис. 1 Распределение ЭОР, зарегистрированных в ОФЭРНиО в 2013-2018 гг. по

отраслям

Анализ развития потока по годам убедительно демонстрирует, что заметный рост количества разрабатываемых и регистрируемых ЭОР для сферы медицинского образования совпадает по времени с началом реформирования и модернизацией системы высшего профессионального образования. Количество ЭОР с 2013 года повышается и к настоящему времени развивается относительно стабильно, что свидетельствует об устойчивом интересе организаций и авторов-разработчиков к вопросам информатизации и цифровизации медицины.

Результаты анализа отраслевого потока электронных образовательных ресурсов позволяют увидеть их распределение по уровням образования (см. рисунок 2).

Рис.2 Распределение потока медицинских ЭОР по уровням образования

Распределение зарегистрированных разработок по уровням высшего образования (специалитет, бакалавриат, магистратура) представлено на рисунке 3.

Распределение ЭР по уровням высшего образования

бакалавриа т

[страту

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

■ магистратура ■ специалитет ■ бакалавриат

Рис. 3. Распределение потока медицинских ЭОР по уровням высшего

образования

Анализ данных по показателю «форма обучения» (очное, очно-заочное, заочное, дистанционное, смешанное) показывает, что использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в медицинских образовательных учреждениях носит фрагментарный характер, в то время как в соответствии с действующим законодательством [1; 2] развитие электронного обучения является актуальным направлением. Наиболее активно ДОТ применяются в системе послевузовского дополнительного образования для повышения квалификации и переподготовки медицинских специалистов, что подтверждает тенденцию, впервые отмеченную в 2006 году [7].

Результаты исследования отраслевого потока по показателю «вид/тип ЭОР» для сферы медицинской науки и образования позволяют констатировать, что по классификации ЭОР (включает более 700 видов электронных ресурсов), в базе данных ОФЭРНиО представлены сведения о 106 разновидностях, предназначенных для сферы медицины и здравоохранения. Видовая структура наиболее приоритетных разработок, зарегистрированных в рассматриваемый период, представлена на рисунке 4.

Вместе с тем, анализ зарегистрированных ЭОР по показателю «инструментарий» свидетельствует о недостаточном использовании в процессе их создания преподавателями-разработчиками из медицинских образовательных учреждений современных инструментальных программных средств. Такое отставание объективно отражается на оценке качества большинства ЭОР.

учебники и учебные пособия

I программные продукты

I учебно-методические пособия

¡дистанционный учебный курс

I мультимедийные издания

¡тестирующие системы

Рис. 4. Распределение потока медицинских ЭОР по приоритетным видам зарегистрированных разработок

Анализ организационно-фирменной структуры демонстрирует состав образовательных и научных учреждений, активно разрабатывающих дистанционные учебные курсы и реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для всех форм обучения (очное, заочное, дистанционное, смешанное). Распределение наиболее активных вузов по количеству регистрируемых разработок представлено на рисунке 5.

Рис. 5 Организационная структура потока медицинских ЭОР

Отметим, что все сведения о зарегистрированных ЭОР находятся в открытом доступе на информационном портале ОФЭРНиО. Работа с базами данных и электронными информационными изданиями ОФЭРНиО не требует специальной регистрации пользователей, однако использование предоставленных в открытый доступ информационных сведений допустимо при наличии соответствующих ссылок на портал.

Заключение

Важность инновационной составляющей в деятельности образовательного учреждения по созданию и использованию ЭОР как части информационно-образовательной среды предполагает расчет доли собственных разработок, внедряемых в учебный процесс. В складывающейся ситуации возрастает роль ОФЭРНиО, имеющего развитую сеть региональных и специализированных отделений, в части осуществляемой им деятельности по организации учета, хранения и регистрации создаваемых разработок. В дополнение к этому добавим, что наряду с регистрацией ОФЭРНиО осуществляет функцию качественного отбора ЭОР, оценивая поступающие в фонд разработки с учетом показателей «новизна» и «приоритетность», а также устанавливает права собственности и авторства.

Выводы

1. Медицинское образование - особая отрасль, требующая значительных усилий и затрат времени со стороны обучающихся, значительная часть которого отводится освоению практических навыков, поэтому возможности широкого внедрения моделей электронного обучения здесь ограничены.

2. Результаты исследования свидетельствуют, что практика создания и внедрения электронных разработок получили наибольшее распространение в высшем медицинском образовании, где заинтересованность в использовании новых образовательных технологий становится сегодня заметной тенденцией.

3. Фактор наличия собственных ЭОР подтверждает инновационную активность ряда отечественных медицинских университетов, характеризует инновационно-креативный потенциал их сотрудников и профессорско-педагогического состава.

Литература

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья»

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Ш73-Ф3 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429

3. Галкина А.И., Бобкова Е.Ю. Бурнашева Е.А. Методологические подходы к отраслевой регистрации произведений науки как инструменту управления системой образования / А.И. Галкина, Е.Ю. Бобкова, Е.А. Бурнашева // Человек и образование. - 2016. - № 4.- С. 43-48

4. Галкина А.И., Кадырова Э.А. Библиометрический анализ электронных образовательных ресурсов для дистанционного обучения (по материалам ОФЭРНиО) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук Ч.Ш: Мат-лы I Международ. науч. конф. «Вопросы педагогики». - М., 2014. - №12 (71). - С.146-153

5. Гордукалова Г.Ф. Библиометрия, наукометрия и вебометрия - от числа строк в работах Аристотеля // Научная периодика: проблемы и решения. - 2014. - Том 4. -№ 2. - с. 40-46[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bgscience.ru/lib/10215

6. Гордукалова Г.Ф. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации: учеб.-практ. пособие / Г.Ф. Гордукалова. - СПб: Профессия, 2015. - С. 124-13

7. Ягубянц Э.А. Методические указания по применению информационных ресурсов для дистанционного обучения в медицине // Компьютерные учебные программы и инновации. - 2006. - №7 (43).- С. 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.