СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.99; 159.98; 159.9.07
В.О. Огуй
Независимый исследователь, г.Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected] А.А. Тарасенко Независимый исследователь, г.Новочеркасск, РФ E-mail: [email protected]
ВИБРОАКУСТИЧЕСКИЙ МАССАЖ В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАНОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДА «ПОЮЩИХ ЧАШ»)
Аннотация
В статье исследуется история использования телесно-ориентированных практик (ТОП), начиная с момента их возникновения и заканчивая современностью. Автор акцентирует внимание на возможности применения в них разнообразных эффектов, возникающих в организме человека при звуковом и виброакустическом воздействии, производимом посредством древнего инструмента восточных духовных и медитативных практик - «поющих чаш». Показываются реальные примеры современных медицинских акустических и телесно-ориентированных практик, основанных на работе с «поющими чашами» и перспективы в данной области.
Ключевые слова:
телесно-ориентрованные практики, «поющие чаши», звук, акустика, вибрации, телесное воздействие, медитация, массаж.
Viktor Ogui
Independent researcher, (Nizhny Novgorod), RUS
VIBROACOUSTIC MASSAGE BODILY-ORIENTED PRACTICE ON THE EXAMPLE
(on the example of the «singing bowls» method)
Abstract
The article explores the history of the use of body-oriented practices (TOP), from the moment of their occurrence to modernity. The author focuses on the possibility of applying in them the various effects that occur in the human body during the sound and vibroacoustic effects produced by the ancient instrument of Eastern spiritual and meditative practices - "singing bowls". Shown are real examples of modern medical acoustic and body-oriented practices based on work with "singing bowls" and prospects in this area.
Key words:
body-oriented practices, "singing bowls", sound, acoustics, vibrations, body impact, meditation, massage.
Мы живем в пору, когда наука открывает для себя новые пласты знаний прежде считавшиеся антинаучными и относившиеся скорее к духовной и эзотерической областям. Не исключением являются и многочисленные медицинские методики, базирующиеся на народных медицинских традициях, например, многочисленные практики, привнесенные из «тибетской медицины» и в частности использование для воздействия на организм человека так называемых «поющих чаш».
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Другие методики, также долгое время отвергавшиеся официальной медициной, относятся к так называемым телесно-ориентированным практикам (ТОП), исходно базирующихся на разработках западных психотерапевтов. Хотя сегодня и они в значительной мере претерпели синтез с восточными представлениями о потоках жизненной энергии.
Но для принятия к практическому использованию все эти практики должны пройти строгий отбор, по крайней мере по критерию «не навреди». Конкретные же медицинские результаты, достигаемые посредством применения таких методик должны стать объектом настоящих научных исследований, подтверждаемых объективными показателями.
Истоки возникновения и базовые постулаты, телесно-ориентированные практик
Телесно-ориентированные практики имеет долгую историю и опирается на обширные знания о сложности функционирования ума и тела. Специалисты по телесно-ориентированным практик в своей медицинской деятельности с общей предпосылкой, что ум и тело, психика и сома не являются отдельными, а неразрывно связанными аспектами всего существа человека и циркулирующей в теле особой энергии.
Здесь нельзя не отметить вклад основателя первой методики ТОП, Вильгельма Райха, являвшего учеником Зигмунда Фреда. Уже концу 30-х годов ХХ века он оставил позади психоаналитический стиль словесных свободных ассоциаций и словесных толкований и переходит к «vegetotherapy» (терапии вегетативной автономной нервной системы) [7]. В дальнейшем долгие годы медицинское применение телесно-ориентированных практик было основана именно на его теориях: постулате о способности сохранения предыдущих психических переживаний в «телесной броне» и привнесение им в западную науку представлений об особой «вегетативной энергии» циркулирующей в человеческом организме.
В первом случае он предположил, младенцы и дети, более естественно чувствуют удовольствие и готовы протянуть руку миру. Если же эти внешние импульсы оказываются расстроены или несут негативный эффект, то ребенок разрабатывает собственные методы адаптации к стрессу. Если разочарования продолжаются, эти оборонительные реакции будут хроническими и переносятся на взрослую жизнь, даже когда в них больше нет необходимости.
Во-втором, он сформулировал предположение, что помимо установленных к тому времени систем человеческого тела существует и особая биопсихическая энергия, от нормального распределения которой в организме зависит не только психическое, но и физическое здоровье. Если нарушить свободное протекание данной энергии, то это способно привести к особому виду неврозов и болезненному изменению в мышечных тканях. С медицинской точки зрения это должно проявляться в фактической мышечной жесткости (мышечной броне), которая сдерживает нестерпимые или неприемлемые эмоции, такие как гнев, страх или печаль, либо боле редко встречаемую излишнюю мышечную расслабленность.
Райх стал утверждать, что зачастую, физические проблемы, такие как головные боли, «жесткая» шея, или боль в спине, часто укоренены внутри из-за подавляемых раннее эмоций, которые не находят удовлетворительного решения, а позже мешают физическому здоровью, эмоциональной жизни и энергетической разрядке. Как ответ на эту проблему им был предложен новый метод лечения неврозов, основанный на восстановлении и нормализации течения биопсихической эмоциональной энергии, для чего были разработаны особые способы, воздействующие на специальные участки тела (расположенные по представлениям Райха в семи секторах тела) в которых и блокируется ее нормальное течение. Это достигается путем работы непосредственно с телом, его движениями, «узорами мускульной брони», в том числе и с использованием дыхательных упражнений [6]. Именно этот метод и стал первой телесно-ориентированной практикой.
Развитие телесно-ориентированные практик и разнообразие их современных концепций
Во второй половине ХХ веки и особенно в веке XXI, несмотря отсутствие признания со стороны официальной медицины, телесно-ориентированные практики продолжали динамично развиваться.
Сначала это были люди, поддерживавшие Райха и его последователи. Например, Александра Лоуэн разрабатывает собственные методы биоэнергетической терапии, хотя и пользуясь теоретическими предпосылками Райха, но значительно их видоизменяя. Он уже вводит в ТОП ряд специальных поз и упражнений, направленных на собирание в теле биоэнергии, которая и должна избавить пациента от
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
эмоциональных и мышечных «зажимов». Фактические начинается привнесение в ТОП восточных медитативных практик из йоги.
Наиболее точно старался следовать изначальным методикам Майрон Шараф, чей стиль терапии был гораздо ближе к Райху, чем у Лоуэна. Не случайно именно Шараф стал главным биографом Рейха. В кратком описании Шарафа его терапевтического опыта с Райхом фиксируется особенности их клинической работы.
В дальнейшем понятие ТОП начинает толковаться предельно широко, фактически как любые методы работы непосредственно с телом человека направленные на использование его внутренней энергии. В его рамках создается не только множество методик развивающих в той или иной мере классический ТОП (Л. Марчер, И. Рольф, А. Янов, М. Розен и др.), но и пришедшие из атр-терапии - методы танцевальной терапии, расслабляющих движений и пластики здорового тела (ассоциации Танцевально-двигательной терапии ряда европейских стран) включающих работу с использованием двигательной импровизации и «диалогом» тел, направленных на укрепление внутреннего энергетического потенциала и чтобы мобилизовать организм, для освобождения от груза накопленных негативных эмоций.
Наконец, XXI век характеризуется наполнением ТОП методами, пришедшими из множества восточных практик. К последним относятся многочисленные восточные разновидности массажа, работа с энергией Рейки (Япония), жизненной энергией Ци (Китай и Корея) и Витальной энергией (Индия), а соответственно привнесение в ТОП и соседствующего инструментария.
Очень часто современные методики ТОП включают и медитационные процедуры. Ведь медитация -это изобретенный в глубокой древности простой процесс освобождения человеческого тела от напряжения. Медитация часто приносит состояние внутреннего покоя, и успокаивает ум. Традиционно считается, что она позволяет внутренней энергии течь в нужном для нормального функционирования человеческого тела направлении, а не это ли одна из главных целей ТОП.
Фактически сегодня ТОП разделяется, на два основных направления. К первому относятся неорайхисты и сторонники психотерапевтического подхода, настаивающие на телесном воздействии на динамику напряжения-расслабления и использующие процесс катарсиса, с целью облегчения и ослабления «жестких поз» и связанных с ними моделей отношений, чтобы мобилизовать и освободить эмоциональные процессы, идущие внутри человеческого организма [15].
Вторые же представлены реформистским движением, признающим необходимость использования наравне с наработанным в рамках ТОП и иных методов телесной работы, в частности с учетом множества успешных традиционных восточных методик. В частности, признавая эффективность традиционной массаж-терапии для быстрого благотворного воздействия на мышечные структуры и как полезный инструмент деэскалации для снижения стресса и тревоги. Это же относится и к использованию движений из йоги и других восточных гимнастик. В частности, Гродин пропагандирует привнесение в ТОП практик ци-гун и тай-тзы, поскольку они способствуют увеличению «телесного сознания» и психического внимания, содействуя заживлению травм, связанных с психологическими нарушениями [9].
Не исключением в реформистском крыле ТОП является и использование «поющих чаш» призванных успокоить внутреннее напряжение и выпустить всю накопленную негативную энергию.
«Поющие чаши» как источники звуковых волн
Целительную силу звука, музыки, пения люди на интуитивном уровне поняли уже на заре своего существования в качестве существ, наделенных разумом.
Причем одним из самых древних звукопроизводящих инструментов достоверно использовавшихся в исцелении, являются «поющие чаши». Первые археологические находки этих предметов в Китае датируются 560-180 гг. до н.э [16]. В более поздний период они были найдены в храмах, монастырях и комнатах для медитации почти во всех странах Дальнего Востока. При изготовлении каждая чаша забивается вручную сверх тщательно обработанные заливочные круглые формы, чтобы она могла производить именно гармоничные тона и вибрации. Постепенно вырабатывается и несколько канонов (Тибетский, Непальский и т.д), когда для их производства используются несколько особых видов сплавов, включающих от пяти до семи металлов, таких как золото, серебро, ртуть, медь, железо, олово и свинец в
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
различных соотношениях, поскольку считается, что каждый из этих металлов производит индивидуальный звук, в том числе частичных гармоник, но только эти звуки вместе дают исключительный «певческий» звук чаши.
Причем практически все исследователи сходятся во мнении, что «поющие чаши» способны производить различные тона, в зависимости от состава сплава, их формы, размера и веса.
С музыкальной точки зрения она представляет собой тип стоящего колокола. Можно согласится с мнением, что наиболее важным легко определяемым компонентом является используемая техника звука, либо это ударная нагрузка, или трение, или обе техники одновременно [11]. Так же надо учитывать местоположение возбуждения и характеристика твердости и размера фрикционной возбуждающей палочки, называемый пуджа, которая обычно сделана из дерева и покрыта мягкой кожей.
С точки зрения восприятия, звук тибетской чаши имеет две основные характеристики: длинные устойчивые звуки и сильные характерные биения, которые возникают из-за небольшой асимметрии формы чаши. Без этих асимметрий, возникнет явление, называемое в английской терминологии «degeneracy», в котором все режимы имеют одинаковую частоту [16]. Различные пики отчетливо проявляются в спектре частот, соответствующие различным колебательным явлением в звучащей чаше.
Использование «Поющих чаш» в лечебных процедурах
«Поющие чаши» традиционно использовались для церемониальных и медитативных целей, но сегодня все чаще находят свое применение и в современных медицинских практиках и отнюдь не только в странах Востока, что в свою очередь вызвало к ним повышенный научно-исследовательский интерес.
По мнению ряда ученых, «поющие чаши» могут оказывать терапевтический эффект в самых различных областях человеческого здоровья, от воздействия на психическое состояние до лечения весьма сложных заболеваний. Некоторые энтузиасты доходили до того, что пытались лечить при помощи «поющих чаш» даже рак. Нам кажется такое подобное поведение крайне неосмотрительным и должно в любом случае сопровождаться обычной медицинской помощью (особенно в случае раковых заболеваний), иначе могут наступить серьезные негативные последствия для здоровья.
Эффекты, вызываемые «поющими чашами» пытались объяснить с самых различных точек зрения.
Еще в 1961 году А. Нехер высказал предположение, что вибрирующий резонанс тибетских чаш коррелирует с генерацией альфа-состояния мозговых волн [13].
Р. Кабалльеро в своем обширном исследовании рассматривая человеческое тело приходит к выводу, что оно вибрирует во всех своих структурах человек действует как вибрационный трансформатор, который производит и принимает звуковые и виброакустические колебания [5], в том числе производимые «поющей чашей».
Согласно Янсен, различные гармоники и субгармоники, которые генерируются «поющими чашами», выполняют своего рода «массаж» во всех клетках человеческого тела [3].
Не обошли стороной эффекты, вызываемые «поющими чашами» и отечественные специалисты и исследователи. Так, Б.Н. Анисимова и Н.В. Карбышева (в соавторстве) зарегистрировали несколько патентов на медицинские процедуры, основанные на резонансно-акустических колебаниях с использованием в качестве резонаторов «поющих чаш». Один из подобных патентов предполагающий восстановление работоспособности и адаптационных возможностей спортсменов на курортной стадии в рамках программы резонансно-акустических колебаний (ПРАВ) был разрешен к применению Минздравом России [2]. Но, данная методика, как и большинство ее зарубежных аналогов, акцентируются на дистанционном (бесконтактном) воздействии.
Использование «Поющих чаш» в технологиях контактного лечебного воздействия
Акустическое воздействие «поющих чаш», преобразуюсь в вибрацию могут передаваться непосредственно в организм человека через кожу.
По словам Аугусто Вебера звуковые волны могут иметь в некоторых случаях лучшие эффекты в биологических системах при непосредственном контакте. Он объясняет это тем, что они имеют механическую природу, требующую распространения в физической структуре, в этот случай в теле, и в отличие от волн электромагнитных могут передаваться в самые глубокие участки организма [18].
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Более того кожа человека имеет особые рецепторы для определителя вибрации, которые способны воспринимать звук. Так же вибрационные рецепторы присутствуют во всех тканях человеческого организма, но их количество различно. В основном они расположены в зонах, которые эволюционно наиболее приспособлены для восприятия информации, связанной с механическим воздействием: руки, ступни ног и т. д. Большие скопления вибрационных рецепторов присутствуют в области гортани, в области рта и носа, в околоносовых пазухах. Удивительным образом скопление вибрационных рецепторов соответствует основным акупунктурным точка на которые ориентируется не только иглоукалывание, но и многие виды массажа.
Возможности применения «поющих чаш» в телесно-ориентированных практиках
Как уже говорилось выше синтез ТОП и восточных оздоровительных практик (в частности медитации) зачастую приводит к более положительному результату, чем использование методов классических ТОП.
Как пример, в 2017 году было опубликовано исследование целой группы авторов, одобренное Университетом Калифорнии (Сан-Диего), изучавших эффекты, вызываемые звуками «поющей чаша» (в совокупности с медитацией) на настроение и напряженность пациентов. В этом исследовании принимали участие и женщины и мужчины различных возрастов (в средним около 50 лет). Участники заполняли стандартизированные анкеты до и после процедуры, в том числе, чтобы оценить напряженность, гнев и замешательство, и с использованием американской больничной шкалы тревоги и депрессии (HADS) оценить депрессивное настроение и тревогу. Кроме того, до процедуры у участников спрашивали, испытывают ли они дискомфорт или физическую боль. Если они испытывали физическую боль, указывался тип боли, и ее сила по шкале от 1 до 5. Аналогичные вопросы задавались после процедуры. В результате выяснилось, что практически по всем параметрам наблюдались положительные тенденции, причем все 29 участников, заявивших о наличие боли, отметили уменьшение ее уровня [8].
Немалую роль «поющие чаши» зачастую играют и в методологиях с применением энергии Рейки, которая все плотнее срастается с современными ТОП. Причем совсем свежее исследование 2019 года указывает на эффективность исцеления энергий Рейки как способа контролировать боль и улучшить качество жизни пациентов. Клиническое исследование было проведено у 40 больных, которые были случайным образом разделены на контрольную группу и группу рейки. Данные были собраны с использованием вопросника демографической информации, вопросника качества жизни (SF-36) и визуальной аналоговой шкалы (VAS) для обезболивания. Результаты: средний балл боли были достоверно выше в группе исцеления рейки по сравнению с контрольной группой по показателям физического функционирования, энергии/усталости, эмоционального благополучия, ограничения роли вследствие физического нездоровья [17].
Тем более, что терапевтические эффекты «поющих чаш» не ограничиваются псих-эмоциональным воздействием. Например, звуки вибрации, передаваемые в виде упорядоченных импульсов к телу, могут вызвать расслабление тканей и снятие натяжения, чему уделяется исключительное внимание именно в телесно-ориентированных практиках. Ведь это может способствовать снижению физического напряжения и нервно-мышечной блокады. Физиотерапевт Александр Бойтел, изучил сходство между звуко-аккустическим массажем и классическим массажем и обнаружил, что звуковой массаж вызывает регуляцию тонуса поперечнополосатых мышц, способствует легкости кровообращения и усилению обмена веществ
[4].
Ханди Хард также указывают на сходстве между лимфодренажным массажем и звуковым массажем [10]. А доктор Мария Анна Пабст исследовала возможный эффект ритмично-однородных структурных волн «поющей чаши» на стимуляцию процессов регенерации мышечной ткани [14].
Весьма экзотическую теорию, с традиционной точки зрения, выдвигает для объяснения эффекта «поющих чаш» Антонио Нахас. Он опирается на древнюю восточную теорию о строении человеческого тела, в соответствии с которой жизненное тело образовано сетью меридианов с текущей по ним «жизненной энергией». При этом он ссылается на признание официальной медициной иглоукалывания как самостоятельного направления в оздоровлении человека. Так, в СССР иглоукалывание получило свое
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
признание как медицинский метод еще в 1954 г. когда вышел соответствующий Приказ Минздрава СССР № 106 [1]. При этом по сути иглоукалывание (если исходить из традиционного взгляда) было обращено к дисбалансам жизненного тела и его меридианной системы, с размещением игл в особых узловых (акупунктурных) точках. Нахас предлагает направить виброакустическое воздействие чаш именно на эти узлы [12].
При этом его недавнее исследование (2016 г.) с научной точки зрения, было весьма глубоким и правильно выстроенным с научной точки зрения. Во-первых, четырнадцать участников обоих полов, возрастом от 16 до 80 лет, были разбиты на две группы: опытную и контрольную. Во-вторых, измерение результатов производилось не только посредством довольно субъективного анкетирования пациентов, но путем снятия показаний с биоэлектрических датчиков закрепленных на нескольких контрольных точках на теле испытуемых подвергавшийся процедуре и контрольной группы. В результате у подвергавшихся процедурам было замечено улучшение с уменьшением как состояния гипоактивности, так и гиперактивности [12]. Кроме того, им сделана попытка измерения энергетического состояния меридианов у его пациентов, и по его данным экспериментальная группа показала положительный результат биоэнергетического баланса в результате применения «поющих чаш». А это результат, который несомненно должен заинтересовать практиков ТОП.
Некоторые выводы
Сегодня мы можем наблюдать как ранее непризнанные медицинские методы и практики пробивают себе дрогу к жизни.
Выработанный Райхом метод лечения разработанный на основе наблюдений за движением и закупоркой энергии в организме, воплотился в первичную телесно-ориентированную практику. Но время не стоит на месте и сегодня его теория биоэнергетической саморегуляции, основанная на представлении, что тело, освобожденное от «брони» накопленных негативных эмоций, будет двигаться естественно - как у здорового ребенка, преобразилась, впитывая в себя приемы и методы из иных (в основном традиционных восточных) целительных практик. И сегодня в рамках широкого толкования как ТОП, могут рассматриваться любые методы работы непосредственно с телом человека, направленные на использование его внутренней энергии.
Все чаще специалисты в области медицины прибегают и к помощи такого древнего инструмента как «поющая чаша». Причем ее использование помогает не только достичь успокоения, но нормализует и синхронизирует мозговую активность, улучшает состояние мышечной, лимфатческой и кровеносной систем. Имея механическую природу, звуковые волны могут иметь в некоторых случаях лучшие эффекты в биологических системах при непосредственном контакте. Вибрационный массаж давно получил признание. А виброакустическое воздействие с помощью «поющих чаш» может рассматриваться как одна из форм такого массажа, причем сопряженного с продолжительным эффектом от звукотерапии.
Наконец, множество теорий о возможности оздоровляющего воздействия в рамках разнообразных современных ТОП, а также методов с применением «поющих чаш», побуждают и в дальнейшем продолжать исследование в этой области, чтобы отделить «зерна от плевел», а научное от эзотерического и духовного. Тем более, что объединение методов ТОП и техник, использующих «поющие чаши» способно дать, при умелом подходе, заметный синергетический эффект.
Список использованной литературы:
1. Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1959 г. № 106 «О применении метода иглотерапии в стационарных и амбулаторных лечебно-профилактических учреждениях» [Электронный ресурс] // ИПО Гарант. - URL: https://base.garant.ru/4186176/
2. Разрешение Комиссии по новым медицинским технологиям Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 октября 2002 г., протокол № 3 и Регистрационное свидетельство №229 / 03031002 / 4633-02 от 26 декабря 2002 г. // Сертификационный центр «Невасерт» -https://nevacert.ru/files/med_reestr/62508_mk.pdf
3. Руди Янсен Е. Поющие чаши. Практическое руководство по применению / Пер. с англ. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. - 96 с.
4. Beutel Alexander. Klangmassage in der kombinierten Anwendung mit der klassischen Massage. / Koller,
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Christina: Klang erfahren - mit Klang professionell arbeiten. - Verlag Peter Hess, 2007. - P. 163-167.
5. Caballero Rodrigo. The resounding body : epistemologies of sound, healing, and complementary and alternative medicine on Canada's West Coast // Dissertation of University of British Columbia, Vancouver, 2013. - 206 p.
6. Cornell William F., Rubin Lore Reich, Wilhelm Reich and the Corruption of Ideals: A Discussion in the Context of Dusan Makavejev's // USABPJ. - 2009. - Vol. 8. - №.1. - P. 11-18.
7. DeMeo James. In Defense of Wilhelm Reich: Opposing the 80-Years' War of Mainstream Defamatory Slander Against One of the 20th Century's Most Brilliant Physicians and Natural Scientists - USA, Oregon, Works Ashland, 2013. - 228 P.
8. Goldsby Tamara L., Goldsby Michael E., Walters Mary Mc, Mills Paul J. Effects of Singing Bowl Sound Meditation on Mood, Tension, and Well-being: An Observational Study // Journal of Evidence-Based Complementary & Alternative Medicine. - 2017. - Vol. 22(3). - P. 401-406.
9. Grodin M., Piwowarczyk, L., Fulker D., Bazazi A., & Saper R. (2008). Treating Survivors of Torture and Refugee Trauma: A Preliminary Case Series Using Qigong and T'ai Chi. Journal Of Alternative & Complementary Medicine. -2008. - №14(7). - P. 801-806. doi:10.1089/acm.2007.0736
10. Hardt Nandi. Klangmassage in der Manuellen Lymphdrainage. / Hess Peter, Koller Christina. Klangmethoden in der therapeutischen Praxis. - Verlag Peter Hess, 2009. - P. 84-100.
11. Inacio Octavio, Henrique Luís, AntunesJose, The physics of Tibetan singing bowls. Revista de acústica // Revista de Acústica. - Vol. 35. - № 1-2. - P. 33-39.
12. Nahas Antonio Ricardo The Sound Effects of Singing Bowls in the Meridians of Vital Body // Dissertation of IQUIM, 2016. - 168 p.
13. Neher A. Auditory driving observed with scalp electrodes in normal subjects // Electroencephalography & Clinical Neurophysiology. - 1961. - №13(3). - P. 449-451. http://dx.doi.org/10.1016/0013-4694(61)90014-1
14. Pabst Maria Anna. Zellen und Klang. In: Fachzeitschrift // Klang-massage-therapie. - 2014. - №9. - P. 43-47.
15. Röhricht Frank. Body oriented psychotherapy. The state of the art in empirical research and evidence-based practice: A clinical perspective. // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. - 2009. - №4. - P. 135-156. 10.1080/17432970902857263.
16. Serafin S. The sound of friction: real time models, playability and musical applications // Dissertation of stanford university, 2004. - 224 p.
17. Shirani Naser. Abdollahimohammad Abdolghani, Firouzkouhi Mohammad reza, Masinaeinezhad Nosratollah, Shahraki-Vahed Aziz. The Effect of Reiki energy therapy on the severity of pain and quality of life in patients with rheumatoid arthritis: A Randomized clinical Trial Study. // Medical Science. - 2019. - №19. - P. 205-210.
18. Weber A. Musica e Acupuntura. - Säo Paulo: Rocca, 2004. - 184 p.
© OryM B.O., TapaceHKO A.A., 2019
УДК - 1
Чемодакова Е.С.
Магистрант 2 курса АлтГПУ, Г. Барнаул РФ. E-mail: [email protected] Научный руководитель: Мельникова Ю.А.
канд. психол. наук, доцент АлтГПУ, г. Барнаул, РФ. E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЮМОРА
Юмор всё больше приживается в современной культуре (СМИ, реклама, искусство), является
-( '6 )-