Научная статья на тему 'Особенности профессиональной моторной специфики в вокале как системы проявления телесного Я'

Особенности профессиональной моторной специфики в вокале как системы проявления телесного Я Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
625
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / ВОКАЛЬНОЕ ТЕЛЕСНОЕ Я / МОТОРНАЯ СПЕЦИФИКА / ПЕВЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ / ''BODINESS'' / VOCAL BODILY EGO / MOTORIC SPECIFICITY / SINGING COORDINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаткая Ольга Валерьевна, Бондарчук Тимур Петрович

В данной статье представлены результаты анализа проблем телесного Я в профессиональном плане, с акцентом вопросов экологического и оздоровительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL MOTORIC SPECIFICITY IN VOCAL AS MANIFESTATION OF BODILY EGO

This article presents the results of an analysis of the problems of Bodily Ego in the professional aspect with a focus on questions of ecological and health-improving complex.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной моторной специфики в вокале как системы проявления телесного Я»

УДК 159.92

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТОРНОЙ СПЕЦИФИКИ В ВОКАЛЕ КАК СИСТЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕЛЕСНОГО Я

©2015 О.В.Шатская, Т.П.Бондарчук

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова

Статья поступила в редакцию 02.10.2014

В данной статье представлены результаты анализа проблем телесного Я в профессиональном плане, с акцентом вопросов экологического и оздоровительного комплекса.

Ключевые слова: телесность, вокальное телесное Я, моторная специфика, певческая координация.

В прикладной психологии наиболее разработаны методологические основы готовности к тому или иному виду профессиональной деятельности (Е.А.Климов, Э.Ф.Зеер). Вокал, как специфическая по моторике профессиональная деятельность, требует, на наш взгляд, особого внимания к вопросам формирования навыков (психологически - это структура телесного Я). Главная проблема вокальной педагогики состоит в том, что, строго говоря, вокальные ощущения - сенсорика певческого аппарата - являясь ещё большими абстракциями, чем понятийный аппарат современной математики, не могут лежать в основе методологии обучения. Анализ певческой практики показал, что психологической основой формирования вокальных навыков может служить индивидуальная моторная специфика как совокупная система проявлений телесного Я1. Изучение вокальной моторной специфики в связи с этим обладает особой актуальностью и новизной - по обозначенной теме имеются данные лишь в двух категориях профессиональной деятельности: в спорте и среди рабочих специальностей производственного сектора. Связь индивидуальных особенностей телесного Я и мышечного опыта, как устойчивая форма реактивности, -сложная самостоятельная проблема. Для выделения певческих аспектов оговоренного характера

Шаткая Ольга Валерьевна, педагог по вокалу. E-mail: olga-shatskaya@yandex. ru

Бондарчук Тимур Петрович, гл.специалист ФКУ ЦНТЛ ФСИН, г. Москва. E-mail: lnbond@yandex. ru

1 Сорокоумова, Е.А. Структура психолого-педагогического обеспечения личностно-ориентирован-ного

обучения вокалу в системе дополнительного

образования / Е.А.Сорокоумова, О.В.Шатская // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том 15. -№2(2). - С409 - 412; Шатская, О.В. Экспериментальное исследование проявления функциональной межполу-шарной асимметрии мышления школьников / О.В.Шатская, Т.П.Бондарчук // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том 15. - №2(4). - С.992 - 996.

проследим развитие проблематики телесного Я в психологии.

Телесное Я, особенно - процесс его формирования не только в ходе роста и развития, но и на стадии обучения, в свете концепции понимания смысла собственной деятельности, может быть отнесено к тому же кругу явлений, что и самосознание (Е.А.Сорокоумова). Несмотря на то, что осознание своей телесной сущности формируется на самых ранних этапах онтогенеза и остаётся достаточно стабильным в течение всей жизни человека, при формировании профессиональных вокальных навыков система представлений индивида о себе, как составной элемент самосознания, значительным образом меняется, и, в соответствии с Телесным Я, меняются и другие компоненты структуры самосознания. При обучении пению активируется весь мышечно-координационный комплекс человека, прежде всего - древние (экстрапирамидные) пути ЦНС и эмоционально-смысловые структуры сознания. Например, когда говорят, что чей-то голос - безжизненный, бесцветный, уставший, хриплый, прокуренный, глухой, дрожащий, каркающий, низкий, шамкающий, визгливый, ломающийся, осиплый, сальный, липкий, сорванный, скрипучий, гортанный, сдавленный, чёткий, громогласный; или - бодрый, шикарный, приятный, сексуальный, бархатистый, сильный, волнующий, поставленный, молодой и т.д.; - отмечают не только свойства голоса, но и, опосредованно, характеризуют Телесное Я его обладателя, с одновременной демонстрацией эмоционально-оценочной позиции слушателя.

Онтологически именно актуализация проблематики телесного Я стимулировала возникновение психоанализа. По З.Фрейду - отмечавшему огромную роль тела, как психологического объекта в развитии эго-структур и психопатологии индивида - соматические проявления «языка тела» не только символичны, но и отражают его органиче-

скую симптоматику. Вокальная практика также показывает, что при отсутствии или ограниченности вокальных данных в процесс обучения включаются детерминанты психопатологии, что является самостоятельной социально-психологической проблемой, которая в вокале также не изучалась. Адлер выделял пять основных областей жизнедеятельности, в которых может возникнуть чувство неполноценности (при наличии как истинной, так и воображаемой ущербности): физическая, умственная, психологическая, социальная или экономическая неполноценность. Таким образом, Адлер непосредственно ставил вопросы о существовании тесной связи между телесным Я человека и его влиянием на формирование личности2. Опираясь на то, что телесность, в отличие от эмоциональности, социального статуса и т.д., - обладает материальными признаками, то есть, доступна непосредственному восприятию, концепция тела, как формальное знание о его частях, функциях и взаимоотношениях, может быть исследована объективно. В современной западной психологии телесное Я (как и вокальное телесное Я - в фониатрии) характеризуется чаще всего в медицинских терминах, пришедших из телесно-ориенти-рованных методов клинической психологии, перенесённых на новую основу в системах психотелесной подготовки к деятельности. В.Райх, основатель соматической психологии и терапии, базирующихся, по его представлениям - на телесных ощущениях, как пути к соматическому бессознательному, освобождающему человека от болезненного личного панциря, провозгласил единство тела и духа. Панцирь, состоящий из 7 сегментов, он призывал ослабить с помощью специальных упражнений. Последователи Райха создали различные модифицированные практики ослабления личного панциря, в каждой из которых акцентируется некоторый компонент самосознания, связанный с телесным Я. А.Лоуэн3, побуждал пациентов мобилизовать эмоции, наблюдая, какие из них вызывают напряжение в мышцах (по теории Райха мышечные напряжения связаны с болезненными эмоциями), а затем -учиться расслаблять их. Особый смысл в этой практике придается комплексным движениям при глубоком (диафрагмальном) дыхании. Методика М.Фель-денкрайза - самопознание через движение (в русском переводе - осознание через движение) - мысленно моделирует движение, чтобы помочь индивиду устранить мышечное напряжение:

2 Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер. - М.: НПО «Прагма», 1997. - 175 с.

3 Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А.Лоуэн; пер. с англ. С.Коледа. - М.: Ин-т общегу-ман. иссл., 2002. - 208 с.

при исполнении этого движения (на стадии расслабления) напряжение проходит как бы само по себе, автоматически, если делать его по специальной программе4. Рольфинг - ещё одна методика «панцирной» системы, предполагает преобразование осанки прямым физическим воздействием, иногда - весьма болезненным.

Сравнение телесно-ориентированных методов с академическим вокалом показывает, что в этих случаях моторика соединена с глубоким, но лёгким - естественным - дыханием, с изменением пропорций вдоха/выдоха. Под естественным глубоким дыханием понимается его диафрагмальный тип, а не гипервентиляция лёгких: при гипервентиляции в первую очередь принудительно заполняется верхний, ключично-грудной, отдел лёгких, а при глубоком лёгком дыхании - как и при постановке правильного певческого дыхания в академическом вокале - этот отдел заполняется естественно, с проникновением вдыхаемого воздуха в нижнерёберное пространство грудной клетки. Пропорции фаз вдох/выдох в методе Фельденкрайза также сдвинуты в сторону выдоха - такой тип дыхания обеспечивает насыщение крови углекислым газом, мышечный каркас расслабляется, а тренировка тела, как выработка двигательно-моторных приемов, делает этот психотелесный курс аналогом вокально-моторных автоматизмов. Дыхательный комплекс К.Бутей-ко5, также основан на биохимическом механизме расслабления мышц при задержке дыхания на выдохе: первым элементом данной методики является освоение диафраг-мального типа дыхания (дыхание «в живот»). Опора на телесность способствует доступности психотелесных методик, и одновременно - показывает актуальность изучения телесного Я при обучении вокалу.

Ценность отдельных частей тела и его качеств, как компонентов телесного Я, при определенных условиях - под влиянием социально - общественных связей или в соответствии с профессионально-направленной ориентацией - может существенно измениться. Вокальное телесное Я (как часть телесного Я) при обучении вокалу изменяет телесные свойства индивида и акцентирует их по-новому, включая в орбиту ценностных характеристик тела такие его свойства, как мышечная координация; тембр голоса, умение управлять не только им, но и телом; состояние мышечной и сосуди-

4 Фельденкрайз, М. Осознание через движение: 12 практических уроков / М.Фельденкрайз; пер. с англ. М.Папуш. - М.: Ин-т общегуман. иссл., 2001. - 160 с.

5 Бутейко, К.П. Метод Бутейко: опыт внедрения в

медицинскую практику. Сб. / сост. К.П.Бутейко. - М.: Патриот, 1990. - 227 с.

стой систем и т.д. Например, увеличение на 1 см подвижности диафрагмы увеличивает суммарный объём лёгких на 200 мл (у профессионалов экскурсия диафрагмы составляет 5 - 8 см, способствуя массажу внутренних органов). С позиций академического вокала телесное Я обладает рядом качеств, аномальных с точки зрения обыденного (непрофессионального) восприятия. Столь популярные ныне занятия фитнесом, по данным статистики Центра мануальной терапии Департамента здравоохранения г.Москвы, у 87% занимающихся организованы неправильно, так как они подвергают себя большим и неравномерным физическим нагрузкам, что противопоказано любому человеку, не только вокалисту6. Так как в вокале выработка навыков основана на работе внутреннего мышечного каркаса, который мы не ощущаем - коротких мышцах гортани, спины, шеи, грудного отдела; тренировать эти мышцы следует особым образом, косвенно, - путем циклических тренировок - без веса или с малым весом и большим числом подходов. Подчеркнем: все фитнес-оборудование предназначено для тренировки видимого - внешнего -мышечного каркаса. Обладатели красивого рельефа тела часто в вокальном отношении профессионально непригодны - длинные и мощные наружные мышцы требуют большого объема кислорода, их напряжение препятствует растягиванию коротких межреберных мышц, что не позволяет контролировать ни фазу вдоха, ни - тем более - фазу выдоха (на вдохе в этом случае образуется высокое подсвязочное давление, и - как следствие - высокое местное давление в подчелюстных сосудах, с застоем венозной крови, что препятствует формированию эластичного выдоха).

Ещё одной важной особенностью вокального телесного Я является разная функциональная морфология его певческих систем: например, некоторые резонаторы - полости носа и придаточных пазух, трахея и бронхи - неизменны по объему в пределах своего возраста, а другие (рото-и-носоглотка) - изменяют свой объем, и можно научиться за счет мелкой моторики управлять этими изменениями. С рассматриваемых позиций в вокальном телесном Я можно выделить три функциональные системы вокализации: дыхательную, голосообразующую и артикуляционную, где каждой соответствует свой анатомический отдел. К функциональному уровню, например, в дыхательной системе относятся пропорции вдоха-выдоха в пении по сравнению с речью. В голосообразующей системе - это анатомически разное положение

6 Ситель А.Б. Скульптурная гимнастика для мышц суставов и внутренних органов / А.Б.Ситель. - М.: ЭКСМО, 2014. - 299 с.

гортани (опускание данного голосообразующего органа в пении как раз и вызвано формированием особых вокальных мышц, которые начинают развиваться примерно к 5-ти годам). Наиболее выражены функциональные отличия артикуляционного отдела, связанные с темброво-частотной вариабельностью вокальных жестов в пении (9 речевых функциональных позиций жестовой моторики против 228 певческих): в пении базовые артикуляционные навыки имеют характер стилевых особенностей и состоят в умении выстраивать два типа звуков: 5 «чистых» тонально-высотных гласных (А, О, Э, Ы, У) и 34 фонемы сложного спектра. С нейропсихологических позиций певческая артикуляция связана не только с речевыми и слухорече-выми зонами коры, но и стимулирует образование специфических слуховых и двигательно-артикуляционных проекций, с одновременным формированием динамики подкорки, так как выработка артикуляционных автоматизмов (условных рефлексов) в вокале происходит, в основном, под контролем левого полушария. При этом в коре образуются временные связи, замкнутые на высшие вегетативные центры (продолговатый мозг и подкорковая область); периферические узлы и сплетения (шейный отдел спинного мозга). Связующим звеном певческой и речевой артикуляции является ритм дыхания. В академическом пении, как нигде, подтверждается экспериментальный вывод И.П.Пав-лова о том, что грань между «физиологическим» и «психическим» стёрта. Единство психического и физического и есть наше телесное Я, где конструкция каждого органа тесно связана с его функцией. Функциональные связи позволяют выявить единую моторно-физиоло-гическую природу вокального телесного Я.

Вокальное телесное Я на функциональном уровне связано с регистровым строением голоса: у детей грудной звук - яркий и сильный, богатый обертонами, в нем, с учетом основного тона, присутствует до 10 гармоник (у взрослых - до 20); спектрально обеднен детский фальцет - его образуют только 2 - 3 гармоники; соответственно, и певческая артикуляция у детей, поющих в этом регистре, страдает, поскольку требуется не менее 3-х спектральных составляющих для генерирования гласных Э, И, Ы7. Этот пример показывает, что еще на уровне регистрового строения вокального телесного Я формируется разное восприятие звучащего детского голоса, так как кора функционально пока не развита и регуляция голосовых складок происходит при помощи одной из двух мышечных систем: внутренней - при фальцетном типе голоса;

7 Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П.Стулова. - М.: Прометей,1992. - 270 с.

и за счет внешних мышц-размыкателей, - при его грудном регистровом строении, что определяет разную стратегию формирования вокального телесного Я.

На естественное вокальное телесное Я немалое значение оказывают особенности национальной речи: в языках, где изобилие гласных (украинцы, итальянцы) формируются лучшие певческие навыки; и, наоборот, - у англичан, вокальные жесты которых содержат много согласных, ярко выраженные способности к пению встречаются реже.

Пение, при строгом соблюдении правил экологической охраны голоса, оказывает благотворное влияние на весь организм, являясь своеобразной гимнастикой, способствующей правильному развитию грудной клетки, первичного мышечного каркаса коротких - поперечно-полосатых и гладких - мышц (не только голосового аппарата), регуляции функций сердечно-сосудистой системы и стимуляции самосознания. Пение совершенствует артикуляционный аппарат и осуществляет координацию и тренировку всех 43-х лицевых мышц человека, обеспечивая многообразие демонстрации психических состояний - в настоящее время зафиксировано около 10 тысяч мимических масок, что является основой выразительности исполнения не только в пении, но и в речи. Обогащая тембровый состав голоса при его правильном ведении, академический вокал усиливает не только эмоционально-выразительную профессиональную, но и коммуникативно-речевую, сторону.

Телесное Я может быть структурировано следующим образом: телесное бессознательное; функциональное телесное (схема тела); анатомическая концепция профессиональных качеств Телесного Я (в нашем случае - концептуально-когнитивное понимание строения вокального аппарата); образ тела (эмоционально-ценностный компонент телесного Я, в том числе - с профессиональных по-

зиций). Объединив две последние характеристики структуры профессионального телесного Я в одну, интегративную, назовём её концептуальным образом тела. Методически важно, что «схема тела» в вокале - это проприоцептивный опыт, тогда как концептуальный «образ тела» - результат осознанного или неосознанного психического отражения (экстероцептивной и интероцептивной природы по морфологии)8. На основании анализа основных закономерностей формирования вокального телесного Я, можно утверждать, что певческая координация является установлением соответствия между схемой тела и его концептуальным образом, и психологический механизм понимания играет здесь ведущую роль - как при осознании бессознательного, так и при формировании концепции тела (его концептуального образа). В таком контексте проблема координации в вокале - не только техническая, но и психологическая. Из-за того, что педагоги не учитывают психологические закономерности данного явления, у учеников долгое время сохраняются такие координационные ошибки, как перепирание дыхания, абсолютизация технической стороны вокальных жестов, «химия» - неправильно сформированный координационно-двигательный контроль, чаще всего - по функциональному типу. С методической стороны не меньший интерес связан с поиском корреляций между тембральным составом голоса и мышечным каркасом певца, особенностями его телесной конституции. Наиболее остро эта проблема стоит при обучении вокалистов-мужчин.

8 Шатская О.В. Анализ психологических механизмов восприятия и особенностей формирования индивидуальных представлений при когнитивно-направленном обучении академическому вокалу / О.В.Шатская // Ж. «Вестник МГУКИ». - М.: 2011. - №5. -С. 200 - 205.

FEATURES OF PROFESSIONAL MOTORIC SPECIFICITY IN VOCAL AS MANIFESTATION

OF BODILY EGO

© 2015 O.V.Shatskaya, T.P.Bondarchuk°

Sholokhov Moscow State University for the Humanities

This article presents the results of an analysis of the problems of Bodily Ego in the professional aspect with a focus on questions of ecological and health-improving complex.

Keywords: 'bodiness', Vocal Bodily Ego, motoric specificity, singing coordination.

Olga Valerievna Shatskaia, Vocal teacher, Postgraduate of Department of social and pedagogical psychology. E-mail: olga-shatskaya@yandex. ru

Timur Petrovich Bondarchuk, Chief specialist of Department of FSICSTL FPS of Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.