УДК 159.92
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТОРНОЙ СПЕЦИФИКИ В ВОКАЛЕ КАК СИСТЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕЛЕСНОГО Я
©2015 О.В.Шатская, Т.П.Бондарчук
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова
Статья поступила в редакцию 02.10.2014
В данной статье представлены результаты анализа проблем телесного Я в профессиональном плане, с акцентом вопросов экологического и оздоровительного комплекса.
Ключевые слова: телесность, вокальное телесное Я, моторная специфика, певческая координация.
В прикладной психологии наиболее разработаны методологические основы готовности к тому или иному виду профессиональной деятельности (Е.А.Климов, Э.Ф.Зеер). Вокал, как специфическая по моторике профессиональная деятельность, требует, на наш взгляд, особого внимания к вопросам формирования навыков (психологически - это структура телесного Я). Главная проблема вокальной педагогики состоит в том, что, строго говоря, вокальные ощущения - сенсорика певческого аппарата - являясь ещё большими абстракциями, чем понятийный аппарат современной математики, не могут лежать в основе методологии обучения. Анализ певческой практики показал, что психологической основой формирования вокальных навыков может служить индивидуальная моторная специфика как совокупная система проявлений телесного Я1. Изучение вокальной моторной специфики в связи с этим обладает особой актуальностью и новизной - по обозначенной теме имеются данные лишь в двух категориях профессиональной деятельности: в спорте и среди рабочих специальностей производственного сектора. Связь индивидуальных особенностей телесного Я и мышечного опыта, как устойчивая форма реактивности, -сложная самостоятельная проблема. Для выделения певческих аспектов оговоренного характера
Шаткая Ольга Валерьевна, педагог по вокалу. E-mail: olga-shatskaya@yandex. ru
Бондарчук Тимур Петрович, гл.специалист ФКУ ЦНТЛ ФСИН, г. Москва. E-mail: lnbond@yandex. ru
1 Сорокоумова, Е.А. Структура психолого-педагогического обеспечения личностно-ориентирован-ного
обучения вокалу в системе дополнительного
образования / Е.А.Сорокоумова, О.В.Шатская // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том 15. -№2(2). - С409 - 412; Шатская, О.В. Экспериментальное исследование проявления функциональной межполу-шарной асимметрии мышления школьников / О.В.Шатская, Т.П.Бондарчук // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том 15. - №2(4). - С.992 - 996.
проследим развитие проблематики телесного Я в психологии.
Телесное Я, особенно - процесс его формирования не только в ходе роста и развития, но и на стадии обучения, в свете концепции понимания смысла собственной деятельности, может быть отнесено к тому же кругу явлений, что и самосознание (Е.А.Сорокоумова). Несмотря на то, что осознание своей телесной сущности формируется на самых ранних этапах онтогенеза и остаётся достаточно стабильным в течение всей жизни человека, при формировании профессиональных вокальных навыков система представлений индивида о себе, как составной элемент самосознания, значительным образом меняется, и, в соответствии с Телесным Я, меняются и другие компоненты структуры самосознания. При обучении пению активируется весь мышечно-координационный комплекс человека, прежде всего - древние (экстрапирамидные) пути ЦНС и эмоционально-смысловые структуры сознания. Например, когда говорят, что чей-то голос - безжизненный, бесцветный, уставший, хриплый, прокуренный, глухой, дрожащий, каркающий, низкий, шамкающий, визгливый, ломающийся, осиплый, сальный, липкий, сорванный, скрипучий, гортанный, сдавленный, чёткий, громогласный; или - бодрый, шикарный, приятный, сексуальный, бархатистый, сильный, волнующий, поставленный, молодой и т.д.; - отмечают не только свойства голоса, но и, опосредованно, характеризуют Телесное Я его обладателя, с одновременной демонстрацией эмоционально-оценочной позиции слушателя.
Онтологически именно актуализация проблематики телесного Я стимулировала возникновение психоанализа. По З.Фрейду - отмечавшему огромную роль тела, как психологического объекта в развитии эго-структур и психопатологии индивида - соматические проявления «языка тела» не только символичны, но и отражают его органиче-
скую симптоматику. Вокальная практика также показывает, что при отсутствии или ограниченности вокальных данных в процесс обучения включаются детерминанты психопатологии, что является самостоятельной социально-психологической проблемой, которая в вокале также не изучалась. Адлер выделял пять основных областей жизнедеятельности, в которых может возникнуть чувство неполноценности (при наличии как истинной, так и воображаемой ущербности): физическая, умственная, психологическая, социальная или экономическая неполноценность. Таким образом, Адлер непосредственно ставил вопросы о существовании тесной связи между телесным Я человека и его влиянием на формирование личности2. Опираясь на то, что телесность, в отличие от эмоциональности, социального статуса и т.д., - обладает материальными признаками, то есть, доступна непосредственному восприятию, концепция тела, как формальное знание о его частях, функциях и взаимоотношениях, может быть исследована объективно. В современной западной психологии телесное Я (как и вокальное телесное Я - в фониатрии) характеризуется чаще всего в медицинских терминах, пришедших из телесно-ориенти-рованных методов клинической психологии, перенесённых на новую основу в системах психотелесной подготовки к деятельности. В.Райх, основатель соматической психологии и терапии, базирующихся, по его представлениям - на телесных ощущениях, как пути к соматическому бессознательному, освобождающему человека от болезненного личного панциря, провозгласил единство тела и духа. Панцирь, состоящий из 7 сегментов, он призывал ослабить с помощью специальных упражнений. Последователи Райха создали различные модифицированные практики ослабления личного панциря, в каждой из которых акцентируется некоторый компонент самосознания, связанный с телесным Я. А.Лоуэн3, побуждал пациентов мобилизовать эмоции, наблюдая, какие из них вызывают напряжение в мышцах (по теории Райха мышечные напряжения связаны с болезненными эмоциями), а затем -учиться расслаблять их. Особый смысл в этой практике придается комплексным движениям при глубоком (диафрагмальном) дыхании. Методика М.Фель-денкрайза - самопознание через движение (в русском переводе - осознание через движение) - мысленно моделирует движение, чтобы помочь индивиду устранить мышечное напряжение:
2 Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер. - М.: НПО «Прагма», 1997. - 175 с.
3 Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А.Лоуэн; пер. с англ. С.Коледа. - М.: Ин-т общегу-ман. иссл., 2002. - 208 с.
при исполнении этого движения (на стадии расслабления) напряжение проходит как бы само по себе, автоматически, если делать его по специальной программе4. Рольфинг - ещё одна методика «панцирной» системы, предполагает преобразование осанки прямым физическим воздействием, иногда - весьма болезненным.
Сравнение телесно-ориентированных методов с академическим вокалом показывает, что в этих случаях моторика соединена с глубоким, но лёгким - естественным - дыханием, с изменением пропорций вдоха/выдоха. Под естественным глубоким дыханием понимается его диафрагмальный тип, а не гипервентиляция лёгких: при гипервентиляции в первую очередь принудительно заполняется верхний, ключично-грудной, отдел лёгких, а при глубоком лёгком дыхании - как и при постановке правильного певческого дыхания в академическом вокале - этот отдел заполняется естественно, с проникновением вдыхаемого воздуха в нижнерёберное пространство грудной клетки. Пропорции фаз вдох/выдох в методе Фельденкрайза также сдвинуты в сторону выдоха - такой тип дыхания обеспечивает насыщение крови углекислым газом, мышечный каркас расслабляется, а тренировка тела, как выработка двигательно-моторных приемов, делает этот психотелесный курс аналогом вокально-моторных автоматизмов. Дыхательный комплекс К.Бутей-ко5, также основан на биохимическом механизме расслабления мышц при задержке дыхания на выдохе: первым элементом данной методики является освоение диафраг-мального типа дыхания (дыхание «в живот»). Опора на телесность способствует доступности психотелесных методик, и одновременно - показывает актуальность изучения телесного Я при обучении вокалу.
Ценность отдельных частей тела и его качеств, как компонентов телесного Я, при определенных условиях - под влиянием социально - общественных связей или в соответствии с профессионально-направленной ориентацией - может существенно измениться. Вокальное телесное Я (как часть телесного Я) при обучении вокалу изменяет телесные свойства индивида и акцентирует их по-новому, включая в орбиту ценностных характеристик тела такие его свойства, как мышечная координация; тембр голоса, умение управлять не только им, но и телом; состояние мышечной и сосуди-
4 Фельденкрайз, М. Осознание через движение: 12 практических уроков / М.Фельденкрайз; пер. с англ. М.Папуш. - М.: Ин-т общегуман. иссл., 2001. - 160 с.
5 Бутейко, К.П. Метод Бутейко: опыт внедрения в
медицинскую практику. Сб. / сост. К.П.Бутейко. - М.: Патриот, 1990. - 227 с.
стой систем и т.д. Например, увеличение на 1 см подвижности диафрагмы увеличивает суммарный объём лёгких на 200 мл (у профессионалов экскурсия диафрагмы составляет 5 - 8 см, способствуя массажу внутренних органов). С позиций академического вокала телесное Я обладает рядом качеств, аномальных с точки зрения обыденного (непрофессионального) восприятия. Столь популярные ныне занятия фитнесом, по данным статистики Центра мануальной терапии Департамента здравоохранения г.Москвы, у 87% занимающихся организованы неправильно, так как они подвергают себя большим и неравномерным физическим нагрузкам, что противопоказано любому человеку, не только вокалисту6. Так как в вокале выработка навыков основана на работе внутреннего мышечного каркаса, который мы не ощущаем - коротких мышцах гортани, спины, шеи, грудного отдела; тренировать эти мышцы следует особым образом, косвенно, - путем циклических тренировок - без веса или с малым весом и большим числом подходов. Подчеркнем: все фитнес-оборудование предназначено для тренировки видимого - внешнего -мышечного каркаса. Обладатели красивого рельефа тела часто в вокальном отношении профессионально непригодны - длинные и мощные наружные мышцы требуют большого объема кислорода, их напряжение препятствует растягиванию коротких межреберных мышц, что не позволяет контролировать ни фазу вдоха, ни - тем более - фазу выдоха (на вдохе в этом случае образуется высокое подсвязочное давление, и - как следствие - высокое местное давление в подчелюстных сосудах, с застоем венозной крови, что препятствует формированию эластичного выдоха).
Ещё одной важной особенностью вокального телесного Я является разная функциональная морфология его певческих систем: например, некоторые резонаторы - полости носа и придаточных пазух, трахея и бронхи - неизменны по объему в пределах своего возраста, а другие (рото-и-носоглотка) - изменяют свой объем, и можно научиться за счет мелкой моторики управлять этими изменениями. С рассматриваемых позиций в вокальном телесном Я можно выделить три функциональные системы вокализации: дыхательную, голосообразующую и артикуляционную, где каждой соответствует свой анатомический отдел. К функциональному уровню, например, в дыхательной системе относятся пропорции вдоха-выдоха в пении по сравнению с речью. В голосообразующей системе - это анатомически разное положение
6 Ситель А.Б. Скульптурная гимнастика для мышц суставов и внутренних органов / А.Б.Ситель. - М.: ЭКСМО, 2014. - 299 с.
гортани (опускание данного голосообразующего органа в пении как раз и вызвано формированием особых вокальных мышц, которые начинают развиваться примерно к 5-ти годам). Наиболее выражены функциональные отличия артикуляционного отдела, связанные с темброво-частотной вариабельностью вокальных жестов в пении (9 речевых функциональных позиций жестовой моторики против 228 певческих): в пении базовые артикуляционные навыки имеют характер стилевых особенностей и состоят в умении выстраивать два типа звуков: 5 «чистых» тонально-высотных гласных (А, О, Э, Ы, У) и 34 фонемы сложного спектра. С нейропсихологических позиций певческая артикуляция связана не только с речевыми и слухорече-выми зонами коры, но и стимулирует образование специфических слуховых и двигательно-артикуляционных проекций, с одновременным формированием динамики подкорки, так как выработка артикуляционных автоматизмов (условных рефлексов) в вокале происходит, в основном, под контролем левого полушария. При этом в коре образуются временные связи, замкнутые на высшие вегетативные центры (продолговатый мозг и подкорковая область); периферические узлы и сплетения (шейный отдел спинного мозга). Связующим звеном певческой и речевой артикуляции является ритм дыхания. В академическом пении, как нигде, подтверждается экспериментальный вывод И.П.Пав-лова о том, что грань между «физиологическим» и «психическим» стёрта. Единство психического и физического и есть наше телесное Я, где конструкция каждого органа тесно связана с его функцией. Функциональные связи позволяют выявить единую моторно-физиоло-гическую природу вокального телесного Я.
Вокальное телесное Я на функциональном уровне связано с регистровым строением голоса: у детей грудной звук - яркий и сильный, богатый обертонами, в нем, с учетом основного тона, присутствует до 10 гармоник (у взрослых - до 20); спектрально обеднен детский фальцет - его образуют только 2 - 3 гармоники; соответственно, и певческая артикуляция у детей, поющих в этом регистре, страдает, поскольку требуется не менее 3-х спектральных составляющих для генерирования гласных Э, И, Ы7. Этот пример показывает, что еще на уровне регистрового строения вокального телесного Я формируется разное восприятие звучащего детского голоса, так как кора функционально пока не развита и регуляция голосовых складок происходит при помощи одной из двух мышечных систем: внутренней - при фальцетном типе голоса;
7 Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П.Стулова. - М.: Прометей,1992. - 270 с.
и за счет внешних мышц-размыкателей, - при его грудном регистровом строении, что определяет разную стратегию формирования вокального телесного Я.
На естественное вокальное телесное Я немалое значение оказывают особенности национальной речи: в языках, где изобилие гласных (украинцы, итальянцы) формируются лучшие певческие навыки; и, наоборот, - у англичан, вокальные жесты которых содержат много согласных, ярко выраженные способности к пению встречаются реже.
Пение, при строгом соблюдении правил экологической охраны голоса, оказывает благотворное влияние на весь организм, являясь своеобразной гимнастикой, способствующей правильному развитию грудной клетки, первичного мышечного каркаса коротких - поперечно-полосатых и гладких - мышц (не только голосового аппарата), регуляции функций сердечно-сосудистой системы и стимуляции самосознания. Пение совершенствует артикуляционный аппарат и осуществляет координацию и тренировку всех 43-х лицевых мышц человека, обеспечивая многообразие демонстрации психических состояний - в настоящее время зафиксировано около 10 тысяч мимических масок, что является основой выразительности исполнения не только в пении, но и в речи. Обогащая тембровый состав голоса при его правильном ведении, академический вокал усиливает не только эмоционально-выразительную профессиональную, но и коммуникативно-речевую, сторону.
Телесное Я может быть структурировано следующим образом: телесное бессознательное; функциональное телесное (схема тела); анатомическая концепция профессиональных качеств Телесного Я (в нашем случае - концептуально-когнитивное понимание строения вокального аппарата); образ тела (эмоционально-ценностный компонент телесного Я, в том числе - с профессиональных по-
зиций). Объединив две последние характеристики структуры профессионального телесного Я в одну, интегративную, назовём её концептуальным образом тела. Методически важно, что «схема тела» в вокале - это проприоцептивный опыт, тогда как концептуальный «образ тела» - результат осознанного или неосознанного психического отражения (экстероцептивной и интероцептивной природы по морфологии)8. На основании анализа основных закономерностей формирования вокального телесного Я, можно утверждать, что певческая координация является установлением соответствия между схемой тела и его концептуальным образом, и психологический механизм понимания играет здесь ведущую роль - как при осознании бессознательного, так и при формировании концепции тела (его концептуального образа). В таком контексте проблема координации в вокале - не только техническая, но и психологическая. Из-за того, что педагоги не учитывают психологические закономерности данного явления, у учеников долгое время сохраняются такие координационные ошибки, как перепирание дыхания, абсолютизация технической стороны вокальных жестов, «химия» - неправильно сформированный координационно-двигательный контроль, чаще всего - по функциональному типу. С методической стороны не меньший интерес связан с поиском корреляций между тембральным составом голоса и мышечным каркасом певца, особенностями его телесной конституции. Наиболее остро эта проблема стоит при обучении вокалистов-мужчин.
8 Шатская О.В. Анализ психологических механизмов восприятия и особенностей формирования индивидуальных представлений при когнитивно-направленном обучении академическому вокалу / О.В.Шатская // Ж. «Вестник МГУКИ». - М.: 2011. - №5. -С. 200 - 205.
FEATURES OF PROFESSIONAL MOTORIC SPECIFICITY IN VOCAL AS MANIFESTATION
OF BODILY EGO
© 2015 O.V.Shatskaya, T.P.Bondarchuk°
Sholokhov Moscow State University for the Humanities
This article presents the results of an analysis of the problems of Bodily Ego in the professional aspect with a focus on questions of ecological and health-improving complex.
Keywords: 'bodiness', Vocal Bodily Ego, motoric specificity, singing coordination.
Olga Valerievna Shatskaia, Vocal teacher, Postgraduate of Department of social and pedagogical psychology. E-mail: olga-shatskaya@yandex. ru
Timur Petrovich Bondarchuk, Chief specialist of Department of FSICSTL FPS of Russia. E-mail: [email protected]