Научная статья на тему 'Развитие музыкального слуха у студентов актёрской специализации'

Развитие музыкального слуха у студентов актёрской специализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEVELOPING А VOICE / DEVELOPING АN EAR FOR MUSIC / РАЗВИТИЕ ГОЛОСА / РАЗВИТИЕ СЛУХА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельская Е. В.

В статье описаны формы и методы аудиторной работы студента с педагогом и внеаудиторной самостоятельной работы студента по развитию певческого голоса и музыкального слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING AN EAR FOR MUSIC AMONG STUDENTS MAJORING IN ACTING

The article includes the description of forms and methods of classroom work between a teacher and a student and that of extracurricular independent work of a student aimed at developing singing voice and an ear for music.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкального слуха у студентов актёрской специализации»

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М., 2008.

2. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов. - М., 2008.

3. Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / Н.В. Суслова, В.М. Подуровский. - М., 2001.

4. Белинская, Е.П. Идентичность личности в условиях социальных изменений : диссертация ... доктора психологических наук. - М., 2006.

5. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. - М., 1986.

6. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 2003.

7. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. - М., 1994.

8. Цыпин, Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. - М., 2011.

9. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.

10. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб., 2008.

Bibliography

1. Vihgotskiyj, L.S. Psikhologiya iskusstva. - M., 2008.

2. Petrushin, V.I. Muzihkaljnaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2008.

3. Suslova, N.V. Psikhologicheskaya korrekciya muzihkaljno-pedagogicheskoyj deyateljnosti / N.V. Suslova, V.M. Podurovskiyj. - M., 2001.

4. Belinskaya, E.P. Identichnostj lichnosti v usloviyakh socialjnihkh izmeneniyj : dissertaciya ... doktora psikhologicheskikh nauk. - M., 2006.

5. Khekkhauzen, Kh. Motivaciya i deyateljnostj: v 2 t. - M., 1986.

6. Teplov, B.M. Psikhologiya muzihkaljnihkh sposobnosteyj. - M., 2003.

7. Cihpin, G.M. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti: problemih, suzhdeniya, mneniya. - M., 1994.

8. Cihpin, G.M. Scenicheskoe volnenie i drugie aspektih psikhologii ispolniteljskoyj deyateljnosti. - M., 2011.

9. Bodrov, V.A. Psikhologiya professionaljnoyj prigodnosti. - M., 2001.

10. Iljin, E.P. Differencialjnaya psikhologiya professionaljnoyj deyateljnosti. - SPb., 2008.

Статья поступила в редакцию 25.12.13

УДК 378.14 Belskaya E.V. DEVELOPING AN EAR FOR MUSIC AMONG STUDENTS MAJORING IN ACTING. The article includes the description of forms and methods of classroom work between a teacher and a student and that of extracurricular independent work of a student aimed at developing singing voice and an ear for music.

Key words: developing а voice, developing аn ear for music, independent work.

Е.В. Бельская, доц. каф. академического хора АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У СТУДЕНТОВ АКТЁРСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

В статье описаны формы и методы аудиторной работы студента с педагогом и внеаудиторной самостоятельной работы студента по развитию певческого голоса и музыкального слуха.

Ключевые слова: развитие голоса, развитие слуха, самостоятельная работа.

По требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования у студентов актёрской специализации должно быть сформировано профессиональное певческое голосообразование. Будущие актёры должны владеть определённой базовой постановкой голоса, и достаточно хорошими навыками ансамблевого пения.

Базовая постановка голоса - это выработка определённых характеристик, которые являются обязательными для любого вокала. Основные характеристики поставленного голоса - это ощущение опоры дыхания и отсутствие каких-либо вокальных зажимов. В базовую постановку входит нахождение качественного звучания голоса при помощи работы над опорой и регулировки тембровых характеристик на примарных (наиболее удобных) тонах. Это начальный этап. Следующий этап предполагает увеличение диапазона голоса, преодоление регистрового порога с обязательным сохранением и улучшением тембральных качеств, полученных на первом этапе.

Как показывает практика, освоение студентом базовых умений и навыков в постановке голоса вполне хватает для успешной работы в драматическом театре. Подобная вокальная подготовка актёра вполне отвечает всем требованиям, которые предъявляет современный драматический театр.

Возможна ли, и нужна ли самостоятельная работа студента актёрского факультета при изучении вокальных дисциплин? В советской вокальной академической методике самостоятельная работа, особенно на начальном этапе обучения не только не приветствовалась, но и просто запрещалась. Считалось, что на первых курсах музыкальных училищ и консерваторий студент ещё не обладает внутренним эталоном качественного звучания и, занимаясь пением самостоятельно, может «напеть» себе не тот звук, который нужен с точки зрения педагога. Самостоятельно студент может выучить только текст произведения и мелодию, если он владеет игрой на фортепиано. Но на вокальные

отделения музыкальных учебных заведений принимались и принимаются юноши и девушки с ярко выраженной музыкальностью и обладающие профессиональными голосовыми данными.

На актёрскую специализацию поступают молодые люди, как имеющие разный уровень довузовской музыкальной подготовки, так и не имеющие его вообще. Так же различается у первокурсников степень развития музыкального слуха. Поэтому требуется индивидуальный подход к каждому студенту.

Есть разные причины так называемого отсутствия музыкального слуха. Они бывают как физиологические, так и психологические:

• отсутствие необходимых знаний о строении голоса и мышечных навыков при преодолении регистрового порога;

• зажимы мышц нижней челюсти и горла в результате очень большого вдоха;

• стрессовая ситуация - публичное пение;

• неправильная установка: хорошее пение - это громкое пение. В результате возникают те же мышечные зажимы.

Всё это может являться причиной фальшивого пения и у человека с хорошим слухом, который слышит, что он поёт фальшиво. В этом случае нужно дать студенту определённый объём теоретических знаний и убирать имеющиеся вокальные и психологические зажимы. Но бывает, что у человека не развит музыкальный слух, то есть у него не возникает никаких пространственных ассоциаций со словами ниже и выше, сказанных применительно к его голосу. На музыкальный факультет его не примут ни при каких обстоятельствах, посоветуют поступать в другое учебное заведение, скажем, в кулинарный техникум. Поэтому в методических разработках по развитию голоса не встречается советов по развитию слуха. На музыкальных факультетах никто не занимается развитием слуха. Однозначно считается, что учиться петь имеет право человек, обладающий музыкальным слухом. Но, как показывает опыт автора статьи, возможно

развитие музыкального и вокального слуха в таких, казалось бы, безвыходных ситуациях. И развитие слуха в таких случаях тоже зависит от развития голоса. То есть: развиваем голос, убираем психологические и голосовые мышечные зажимы - проявляется, развивается музыкальный слух.

Среди студентов актёрской специализации такие случаи не являются редкостью. На каждом курсе есть люди, у которых не проявлен музыкальный слух. При поступлении они показали свою актёрскую одарённость, яркую эмоциональность, они понравились художественному руководителю курса, так что педагогу по вокалу остаётся только одно - искать и развивать музыкальные способности этих студентов. . Здесь необходима особая, «довокальная» начальная стадия, на которой работа по развитию голоса идёт параллельно с развитием музыкального и вокального слуха. На этой стадии решаются многие технологические и эстетические задачи, связанные с возникновением новой певческой функцией голосового аппарата. Формирование и развитие новых навыков всех органов голосового аппарата обязательно приводит к развитию музыкального слуха.

Голос и слух - это две неразрывные части единой системы звуковой передачи информации. Голос может выразить только то, что вошло в мозг через слух или то, что возникло в мозгу, благодаря слуховой информации. Человек, не слушающий музыку, не подружившийся с ней в детстве, вырастает музыкально глухим. У такого человека нет музыкальных представлений, которые он мог бы выразить голосом. Исследования психолингвистов, которые наблюдали детей, выросших в изоляции и поэтому не умеющих говорить, указали на то, что если в надлежащее время не произошло овладения языком, участок мозга, в норме предназначенный для речи, может подвергнуться функциональной атрофии. (Исследования были изложены в книге американских авторов Ф. Блума, А. Лейзерсона и Л. Хофстедтер [1]). По аналогии с речью можно предположить, что если у ребёнка не развивать музыкальные способности, то через несколько лет у взрослого человека эти способности могут быть атрофированы. Причём ни исследование музыкальных способностей после повреждения мозга, ни изучение музыкального восприятия у здоровых людей не позволило связать эти способности с тем или иным полушарием. Составляющие музыки разнообразны и сложны: мелодия, звуковысотность, тембр, гармония, ритм. Ни у левого, ни у правого полушария нет главенствующей роли в осуществлении музыкальных функций.

Голос с раннего детства формируется подражательно. Ребёнок подражает голосам отца, матери, и другим членам семьи, а эти голоса могут иметь свои недостатки или проблемы. В процессе взросления ребёнка прибавляются другие образцы для подражания - учителя, сверстники, солисты любимых рок-групп и т. д. В современном человеческом обществе голос является объектом постоянных запретов и ограничений. Не умеешь петь - лучше помолчи. Нельзя говорить громко, эмоционально, тихий голос считается проявлением благовоспитанности и самообладания. Школьники уже в средних классах не могут громко и выразительно прочитать стихотворение или прозу - голос не имеет способности к модулированию, т.е. голос теряет способность выражать эмоции. А часы, отведённые на уроки музыки в общеобразовательных школах, не могут обеспечить развитие музыкального слуха. В результате взрослый человек имеет речевой и певческий голос, который может абсолютно не соответствовать природе его голосового аппарата.

Студентка С. в начале первого курса имела «сипоток» в разговорном голосе, что наводило на мысль о «прокуренном басе», хотя эта скромная 17-летняя девушка никогда не курила. Певческий же голос состоял из сплошного сипа, при диапазоне 5-6 звуков. При попытках взять звуки ниже или выше этих нот, гортань издавала такие громкие и резкие звуки, от которых желание петь у студентки тут же пропадало. К концу второго года работы над голосом сип почти пропал (иногда появлялся на некоторых звуках), диапазон вырос до полутора октав. В процессе работы проявился хороший музыкальный слух.

Студентка Т. - крупная, высокая девушка - говорила и пела (она окончила музыкальную школу) таким высоким и тоненьким голоском, что это вызывало комический эффект. К концу первого курса, в результате включения в работу грудного резонатора, оказалось, что Т. обладает довольно большим и красивым меццо-сопрано, что вполне соответствовало её внешнему виду.

Зажатый психологическими и социальными тисками голос оказывает отрицательное воздействие на слух. По всей види-

мости, срабатывает правило обратной связи: сначала слух пробуждает голос, а потом голос действует на слух. Слово «зажатый» используется здесь не в образном и переносном смысле, а в буквальном. Голос (не только певческий, но и разговорный) суживается до предела. У автора статьи был опыт работы со студентами - юношами, у которых уже закончилась мутация, но грудной резонатор в певческом звуке полностью отсутствовал. Мелодия любой песни умещалась на двух-трёх звуках. Именно в таких случаях понятие звуковысотности не может быть применимо: человек не понимает, что такое «выше или ниже» в отношении голоса. Нарушена координация между слухом и голосом. Слух не улавливает ни тембра фортепианного звучания, ни разницы между голосом преподавателя и звучанием собственного голоса. Традиционные приёмы по развитию певческого голоса, наработанные преподавателя ми музыкальных факультетов здесь бессильны. Мало того, попытки спеть обычные вокальные упражнения и распевки приводят к появлению новых психологических и мышечных зажимов. В таких случаях необходима работа, направленная на освобождение нижней челюсти, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, осознание студентами некоторых процессов работы дыхания, гортани. И, конечно, необходимо слушать хороших певцов, слушать хорошую музыку. Такая работа приводит к тому, что вместе с развитием голоса, начинает проявляться музыкальный слух.

На этом этапе работы внеаудиторная самостоятельная работа студента просто необходима.

По поводу самостоятельной работы при развитии голоса в последнее время пишется довольно много. В.В. Емельянов -певец, вокальный педагог, методист, врач-фониатр, разработал многоуровневую обучающую программу «Фонопедический метод развития голоса». Его кандидатская диссертация посвящена нахождению алгоритма самостоятельной работы для студентов музыкально-педагогических факультетов. Но, как было сказано выше, это студенты, имеющие развитый музыкальный слух. Есть достаточно полные мультимедийные учебники по самостоятельному обучению пению. Например, учебники А. Егоровой, Т. Рамзиной, С. Риггза. Огромный плюс этих учебников в том, что они снабжены аудио приложениями, так как при обучении пению только теоретической информации явно недостаточно.

Самостоятельная работа студента должна начинаться с первого, начального этапа постановки голоса.

На первых занятиях нужно дать студенту теоретический минимум. Во-первых, это - сведения о дыхании: как делать вокальный вдох и сколько брать воздуха. Если студент на занятиях с педагогом поймёт важность этих принципиальных моментов (как, сколько), то он успешно будет делать самостоятельно те упражнения, которые помогут ему выработать нужный тип дыхания.

Дыхание - фундамент голоса. Тот факт, что природа соединила главнейшие функции организма, обеспечивающие выживание индивида, в одном органе, свидетельствует об огромной важности для человека голосовой функции, и зависимости её от законов дыхания. Дыхание очень тонко регулируется вегетативной нервной системой при помощи гладкой мускулатуры. Механизм образования звука (до конца неразгаданный учёными) является очень тонким, и любое грубое вмешательство со стороны произвольной (поперечнополосатой) мускулатуры оказывает отрицательное воздействие на качество звучания. При усилении воздушного давления, мембранозная часть трахеи (ряд исследователей полагают, что звук возникает в бронхиальной системе и в этой части трахеи, а голосовые складки его уже модулируют) начинает прилегать к передней стенке пищевода, что приводит к искажению звука.

Есть ещё очень важная причина того, что перебор воздуха при вдохе мешает пению и оказывается вредным для голоса. Во время обычной работы (при молчании) дыхательный аппарат работает так: вдох - стенки грудной клетки расширяются, увеличивая объем грудной полости, а диафрагма опускается; выдох -стенки грудной клетки спадают, а диафрагма поднимается. Но при фонации (разговор или пение) работа межрёберной мускулатуры и диафрагмы заметно усложняется. Русский учёный-ларинголог и фониатр Л.Д. Работнов в результате своих исследований (в 1932 году был опубликован после 25-летней исследовательской работы труд «Основы физиологии и патологии голоса певцов») показал, что у певцов, обладающих высокой техникой голосообразования, стенки грудной клетки и живота во время фонации остаются неподвижными. Работнов назвал подоб-

ный тип дыхания парадоксальным. Во время фонации необходимо поддерживать определённый уровень подсвязочного давления. Работнов считал, что регулирующая функция гладкой мускулатуры бронхов и диафрагмы наилучшим образом проявляется именно при неподвижности стенок грудной клетки и живота. Дальнейшие исследования работы диафрагмы во время фонации с помощью рентгеновского метода (проф. Н.И. Жин-кин, 1958 г.) позволили обнаружить движения диафрагмы, которые он также назвал парадоксальными. Во время фонации диафрагма делала несколько «выдохов и вдохов». Дело в том, что различные гласные и согласные требуют создания различного подсвязочного давления. В создании этого давления диафрагма и помогает, поднимаясь и опускаясь. Диафрагма, гортань, все резонаторы, рецепторы артикуляционных органов снабжены единой «системой управления», состоящей из многих чувствительных и двигательных нервов, сходящихся в центрах головного мозга. Есть прямая зависимость между певческим тонусом диафрагмы и высоким положением мягкого нёба. При максимальном же вдохе, под влиянием сильного давления в лёгких и максимального раздвижения рёбер диафрагма уплощается, опускается и не может совершать свои регулирующие, парадоксальные движения, которые имеют рефлекторную природу. Большой, максимальный вдох и есть то грубое вмешательство сознания в отлаженную работу рефлексов и работу гладкой мускулатуры.

На самой начальной стадии обучения необходимо объяснить студенту, что глубокий полный вдох мешает пению, приводит к появлению мышечных зажимов в горле и делает невозможным взятие высоких нот. Певческому вдоху нужно научиться, и после объяснения преподавателем, необходимо выполнять определённые упражнения самостоятельно.

Певческий вдох должен быть очень небольшой, это как бы легчайшее вдыхание нежнейшего аромата. Появляется ощущение расширения внутри носа, очень часто раздуваются ноздри, ощущается холодок на мягком нёбе и на задней стенке глотки. При таком вдохе расслабляется корень языка, опускается гортань и увеличивается полость в глубине рта (так называемый полузевок). Одновременно с вдохом напрягается тазовая диафрагма, благодаря чему устанавливается внутрибрюшное давление. После вдоха, как только студент ощутит мышечное напряжение (работает живот, а горло свободно!), нужно пропеть гласную «О», «А» или «Е» (оборотное). Необходимость задержки дыхания (момент между вдохом и начинающимся пением, т.е. фонационным выдохом), так же нужно объяснить студенту. Пропеть этот гласный звук нужно на самой удобной высоте и средней громкости. Но пропеть его нужно как можно дольше и ровнее. Пусть это будет 10-12 секунд, но они должны быть ровные по звучанию, т. е. должна соблюдаться ровность выдоха. После того, как студент научится петь гласные на удобных звуках, при почти неподвижных стенках груди и живота, можно переходить к более высоким и низким тонам, сохраняя при этом найденный тембр голоса. Для успешного освоения этого упражнения, нужно расслабиться физически и психологически: опустить плечи, принять удобное положение, думать не о 12 секундах, а чём-либо приятном.

Со временем, выполнение подобных упражнений подводит студента к опёртому звучанию, к пению на опоре. При опёртом звучании голос становится звонким, округлым, появляется вибрато. Чувство опоры не может быть врождённым, оно появляется по мере освоения вокальной техники. Вырабатывая у себя технические навыки, студент обязательно придёт к опоре, которая и есть совокупность этих навыков. Субъективное ощущение опоры у каждого студента может быть различно. Одни ощущают это как определённое напряжение дыхательных мышц и мышц брюшного пресса, другие как столб воздуха, идущий от диафрагмы в голову, третьи как устойчивое положение гортани. Все эти ощущения являются проявлением опоры звучания. Эти технические навыки, опробованные в классе с помощью педагога, необходимо закреплять в самостоятельной работе. Для достижения успеха в занятиях очень важен соответствующий психологический настрой. При выработке нового навыка необходимо забыть все текущие проблемы, внимание должно быть сосредоточено на правильном выполнении упражнения. Дыхание лёгкое, все мышцы, в первую очередь горла и артикуляционного аппарата расслаблены.

Следующий комплекс упражнений помогает справиться с проблемой раскрытия рта. Существует довольно распространённое заблуждение, что, чем больше раскрыт рот в области

передних зубов, тем лучше для голоса. Когда нам надо откусить большой кусок от большого яблока, рот мы раскрываем именно так. Но при таком раскрытии рта в области гортани возникает множество зажимов, удобное звукоизвлечение становится весьма проблематичным. Надо научиться раскрывать рот так, чтобы челюсть шла вниз, начиная от коренных зубов. Аналогично тому, как у нас раскрывается рот в конце акта зевания. Горло расслабляется, корень языка вместе с гортанью опускаются, при этом в глубине рта образуется пустое пространство - «внутренний рот». Этот «внутренний рот» надо научиться держать открытым без напряжения и зажимов. Именно такое расслабление нижней челюсти и раскрытие рта подключает к работе грудной резонатор, начинает звучать трахея, голос становится гораздо свободнее и насыщенней. Чтобы студент лучше почувствовал раскрытие «внутреннего рта», можно использовать приём на закрытие этого рта. Нужно предложить ему попытаться произнести непрерывно согласную «К». Это не получится, так как корень языка перекрывает проход воздушному потоку. «Внутренний рот» закрыт.

Правильному раскрытию рта поможет комплекс упражнений «Артикуляционная гимнастика», разработанный В.В. Емельяновым [2]. В этой гимнастике даются упражнения не только на разработку мышц артикуляционного аппарата, но и для всех лицевых мышц. Выполнение этих упражнений поможет студенту сделать свои лицевые мышцы более независимые друг от друга. Практика показывает, что у большинства молодых людей лицевые мышцы очень связаны между собой. При попытке расслабить горло и опустить челюсть одновременно опускаются все лицевые мышцы, и на лице появляется напряжённо-плаксивое выражение. А для выхода в головной резонатор, для удобного пропевания верхних нот нужно, чтобы мышцы верхней части лица были расслаблены. Мимические мышцы должны быть свободными, лицо - «светлым».

Также представляется необходимым поработать над разъединением мышц «второго подбородка» и языка. При пении мышцы «второго подбородка» должны быть опущены вместе с челюстью и гортанью, а язык должен чётко и активно двигаться при произнесении согласных. Для достижения такой свободы используется длительное произнесение «Р» при опущенной челюсти.

Все варианты упражнений, описанные выше, относятся к числу «довокальных». Нельзя приступать к исполнению вокальных произведений, не подготовив, хотя бы в минимальной степени, свой голосовой аппарат. Это общее правило для людей всех творческих профессий. Великий польский композитор и пианист Ф. Шопен писал: «Самое главное - это простота. После того, как поиграешь громадное количество упражнений, появляется во всём своём очаровании простота, как венец искусства. Кто хочет добиться этого сразу, никогда не доберётся до неё; нельзя начинать с конца» [3, с. 177].

Первые вокальные произведения не должны быть сложны. Пение высоких и низких нот приводит к появлению новых зажимов. Над несложными песнями, студент может поработать самостоятельно еще и потому, что современная звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура вполне доступна, у каждого студента есть ноутбук или смартфон. Можно записать в классе мелодию песни в удобной тональности и работать над песней самостоятельно.

Как было отмечено выше, параллельно с развитием голоса, по мере освобождения от мышечных зажимов голосового аппарата, начинает развиваться музыкальный слух. Студент начинает слышать, когда его голос не сливается со звуком инструмента, когда он начинает фальшивить. Чаще всего, в начале, он больше ощущает фальшь через появляющееся мышечное напряжение, чем через слух. Постепенно ухо всё больше и больше включается в аналитическую работу, студент начинает слышать не только фальшь, но и меняющийся тембр, т. е. начинает работать не только музыкальный слух, но и вокальный.

На занятиях по вокалу в классе студенты поют в сопровождении фортепиано. Но в театре им придётся петь под фонограмму. Поэтому во время обучения необходимо давать студентам возможность практики пения под фонограмму. Тем более, что сейчас можно найти почти любую фонограмму. В интернете также есть программы, с помощью которых фонограмму можно поднять или опустить до нужной тональности. Это, конечно, положительные моменты, которые способствуют популяризации певческого искусства, и увеличивают возможности самостоятельной работы студентов по развитию голоса и слуха.

Библиографический список

1. Блум, Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. - М., 1988.

2. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 2000.

3. Шопен, Ф. Письма: в 2 т. - М., 1976. - Т. 1.

Bibliography

1. Blum, F. Mozg, razum i povedenie / F. Blum, A. Leyjzerson, L. Khofstedter. - M., 1988.

2. Emeljyanov, V.V. Razvitie golosa. Koordinaciya i trening. - SPb., 2000.

3. Shopen, F. Pisjma: v 2 t. - M., 1976. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 20.01.14

УДК 378.14

Grynevych L.A. MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL CONTENTS WITH THE INTRODUCTION OF TECHNOLOGIES WEB 2.0 IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article considers the Web 2.0 technology to implement it in the learning process with the aim of upgrading the educational content. The potential of the Web 2.0 technology in pedagogical practices, as well as possible mechanisms for the use of the Web 2.0 services for the expansion of new creative approaches to teaching are studied.

Key words: educational process, education, Web 2.0 educational technology, blog, Wiki.

Л.А. Гриневич, канд. пед. наук, ст. преп. АГАКИ, E-mail: [email protected]

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА С ВНЕДРЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ WEB 2.0 В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье рассматриваются технологии Web 2.0 для внедрения их в учебный процесс с целью модернизации образовательного контента. Возможности технологии Web 2.0, в педагогической практике, а так же возможные механизмы использования сервисов Web 2.0 для расширения новых творческих подходов к обучению.

Ключевые слова: учебный процесс, образование, образовательный контент технологии Web 2.0, блог, Wiki.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивая распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

В процессе модернизации образовательного контента одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество и сетевое сообщество.

Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых пользователей. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

«Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для формирования следующих умений:

Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.

Толерантность. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте в одно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей децентрализации и экологических стратегий.

Критичность мышления. Коллективная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать студентам о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной» [2].

Существенный сдвиг в развитии Интернет произошел с появлением группы сервисов, основанных на активном участии пользователей в формировании контента. Основное внимание уделяется организации взаимодействия между пользователями сервиса в виде публичного обмена информационными ресурсами (текстовыми сообщениями, фотографиями, видеофрагментами и др.), взаимного оценивания и маркировки содержания. Эти сервисы получили название «социальных сервисов» и составили основу современной концепции развития сети Интернет, которая получила название Web 2.0. Основным источником информации в Web 2.0 являются обычные пользователи, каждый из которых может принять участие в развитии сети.

Технологии Web 2.0 сейчас напоминают огромную корпорацию знаний с привлечением пользователей из разных уголков мира. Однако данные технологии не являются только способом предоставления информации, они также предполагают сотрудничество заинтересованных пользований в образовании информационно-коммуникативных ресурсов. Такое развитие сопровождается необходимостью в формировании новых инструментов манипуляции цифровыми данными и, несомненно, инструментами управления, полученными знаниями и опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.