Научная статья на тему 'Методика развития проприорицепции дыхательного аппарата в процессе обучения эстрадному вокалу'

Методика развития проприорицепции дыхательного аппарата в процессе обучения эстрадному вокалу Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
961
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ДЫХАТЕЛЬНОЙ ПРОПРИОРЕЦЕПЦИИ (ВИБРАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ) / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОЩУЩЕНИЙ / ОБУЧЕНИЕ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ / METHOD OF RESPIRATORY PROPRIOCEPTION (VIBRATORY SENSATIONS) / MECHANISMS OF SENSATION DEVELOPMENT / LEARNING VOCAL VARIETY ART

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пронин Андрей Михайлович

Предложена система развития дыхания у вокалистов. На основе общепринятых методик постановки певческого дыхания предложена авторская методика, апробированная в процессе обучения студентов, обучающихся по специальностям «актерское искусство» и «музыкальное искусство эстрады».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF PROPRIORICEPTION OF BREATHING APPARATUS IN LEARNING OF VOCAL VARIETY ART

The system of breathing of singers is offered. Based on common methods of singing a performance breathing the author’s technique is offered, tested in students training in the field of “performing arts” and “musical art of variety”.

Текст научной работы на тему «Методика развития проприорицепции дыхательного аппарата в процессе обучения эстрадному вокалу»

УДК 781.7(574)

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОПРИОРИЦЕПЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ

© Андрей Михайлович ПРОНИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры актерского искусства, e-mail: andreympronin@gmail.com

Предложена система развития дыхания у вокалистов. На основе общепринятых методик постановки певческого дыхания предложена авторская методика, апробированная в процессе обучения студентов, обучающихся по специальностям «актерское искусство» и «музыкальное искусство эстрады».

Ключевые слова: метод дыхательной проприорецепции (вибрационные ощущения); механизмы развития ощущений; обучение эстрадному вокалу.

Певческое дыхание - это сложный процесс в понимании, освоении и ощущении, т. к. является одним из основных полемик среди профессиональных исполнителей и преподавателей. Существуют различные системы и правила обучения и использования дыхания, закономерность в обучении. Дыхательная система неразрывно связана с резо-наторной. Дыхание и резонаторы являются совокупностью главного эстетического процесса. Дыхательный певческий аппарат традиционно считается пневматической системой, которая служит для обеспечения под-связочного давления, функция которой заключается в обеспечении колебания связок. На современном этапе обучения дыханию существует огромное количество проблем в освоении и применении певческого дыхания, тем самым замедляя процессы освоения и обучения. Как правило традиционные методики освоения дыхания имеют свой хороший результат, т. к. представляют свою эстетическую и историческую значимость. На современном этапе применения существующих методик т. н. постановки дыхания в обучении эстрадному вокалу используются приемы и методики, использующиеся в академическом или хоровом искусстве, которые имеют совершенно разную эстетическую составляющую. Очень часто это приводит к тому, что исполнитель не может на должном уровне использовать соответствующую технику исполнения, соответствующую новой эстетической принадлежности.

Обращаясь к истории вокальной педагогики, мы видим что в итальянском вокальном

искусстве XVII и XVIII вв. в т. н. старой итальянской школе дыханию в пении уделялось большое внимание. В эту эпоху, когда мастерство определялось техникой рулад, трелей, пассажей и каденций, певцы изумляли слушателей исключительно долгим певческим дыханием. Владение голосом строилось на грудном типе дыхания, создававшем возможности для длительного дыхания при умении его сберегать. История достаточно хорошо демонстрирует сходство технической базы с современной манерой исполнения. Вдох производился без толчков и без раздутия живота, а грудь должна подниматься и опускаться незаметно, чтобы набранного воздуха хватало на возможно долгое время. Во второй половине XIX в. новая итальянская школа провозгласила иные правила. Умеренный набор воздуха сменялся более полным вдохом, а тип дыхания становится более низким. В процессе пения было нужно незаметно опускать плечи, расширять грудобрюшную преграду и мускулы живота.

Этот грудодиафрагматический тип дыхания характерен для вокальной техники всех национальных школ, начиная примерно с середины XX в. В настоящее время в России на уроках эстрадного вокала преподается брюшной тип дыхания, или диафрагматиче-ский, абдоминальный. Грудная клетка неподвижна. Вдох осуществляется только опусканием диафрагмы, и живот при этом выпячивается вперед. Рассматривая подробнее основной принцип использования дыхания, необходимо концентрировать внимание на диафрагме, без поднятия грудной клетки.

Перед учащимися открываются хорошие навыки использования дыхания, при этом закрывая способность к использованию основы системы эстрадного пения. Рассматривая глубже эту проблему, мы обращаемся к физиологическому процессу формирования дыхания. Диафрагма расположена в районе солнечного сплетения и имеет вид купола: при вдохе верхушка купола вдавливается и диафрагма расправляется, а при выдохе, расслабляясь, возвращается в прежнее состояние. Какие же возможности дает использование брюшного типа дыхания? При использовании данного типа дыхания появляется более полное использование межреберных мышц для пропевания более длинных фраз, т. к. следует знать, что при пении, когда купол диафрагмы уйдет полностью вверх, исполнитель почувствует необходимость немедленного вдоха, ибо воздух закончился, при этом музыкальная фраза еще не закончилась. При этом в легких еще достаточно воздуха. Таким образом, привлекаются мышцы нижних ребер и пресса (дышать животом), а в момент взятия дыхания ощущая небольшое натяжение мышц нижних ребер, придерживать диафрагму в состоянии вдоха, тем самым контролируя длину музыкальной фразы. Использование такого типа дыхания необходимо для исполнения сложных классических арий великих композиторов.

Далее стоит отметить, что тип дыхания должен быть резонаторным. При использовании данного типа дыхания и резонаторов возникает новая необходимость: такое понятие, как пение на зевке или купол, профессиональным языком - натянутое мягкое небо, которое удерживает гортань в положении вдоха, приводит к острейшей проблеме академического вокала, нечеткой дикции. Соответственно, использование данного типа дыхания на уроках эстрадного вокала может привести к проблеме артикуляции, которая не выстраивается только речевыми упражнения, скороговорками, артикуляционными упражнениями. Многие педагоги разрабатывают ряд артикуляционных упражнений, которые нарушают общую систему звукоиз-влечения. Известный французский ученый Рауль Юссон охарактеризовал такие попытки: «Некоторые педагоги предполагают, что можно создать метод вокального воспитания, обучая певца тому или иному способу арти-

куляции... Артикуляция любых согласных, особенно язычных, всегда сопровождается движением языка, которое разрушает на какое-то время вокальную настройку ротоглоточного рупора. Когда формирование согласной закончено, рупор должен деформироваться снова, чтобы подготовиться к фонации следующей гласной» [1]. Одной из ведущих проблем использования дыхания, которая отрицательно в дальнейшем сказывается на осуществлении обучения специфической технике эстрадного вокала, при постановке правильных ощущений, является трехступенчатая стадия обучения певческому дыханию. В настоящей практике очень часто используется эта модель, которая, по нашему мнению, не имеет хорошей результативности, а впоследствии приводит к различным дефектам звукообразования, но в некоторых случаях зажимает гортань за счет ее припод-нятия. Здесь можно привести работу И. Исаевой «Певческое дыхание, выработанное специально, как, впрочем, и естественное, состоит из трех стадий: вдох (инспирация), задержка набранного воздуха (пауза), выдох (экспирация)» [2]. Данное применение не должно быть основоположным, такое применение может быть только в разовых случаях, для ощущения внутренней позиции. Также стоит отметить, что вдох должен быть быстрый, это при задержке дыхания создаст небольшую напряженность брюшных мышц и расслабленность в горловой части. Вот что пишет по поводу использования данной структуры при постановке дыхания, а именно его задержки известный английский преподаватель вокала Линда Маркуорт «При обычных обстоятельствах вы не должны задерживать дыхание во время практических занятий вокалом» [3, с. 52].

Методика развития ощущения дыхания на уроках вокала

Методика интенсивного обучения эстрадному вокалу включает в себя новую модель обучения и постановки дыхания, которая разрабатывалась и апробировалась не только в вокальном классе, но и принимала участие с применением в различных международных конкурсах, в работе с артистами в профессиональных студиях при создании ряда известных на данный момент проектов.

На современном этапе на уроках вокала все чаще применяется понятие «пение в ре-

чевой позиции», что характерно использованию двух типов дыхания, один из которых грудной тип (реберный, костальный и его разновидность - ключичное, клавикулярное, верхнегрудное). При использовании данного типа дыхания осуществляется за счет расширения и поднятия главным образом верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за ее движениями, т. е. выключена из своей активной вдыхательной функции. Живот при этом типе вдоха втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и иногда плечи заметно приподнимаются; и грудобрюшной тип дыхания, смешенный, костоабдоминальный, реберно и нижнереберно-диафрагматический. Во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки, и диафрагма. Данный тип дыхания способствует использованию такого понятия, как мелодика языка, пение в речевой позиции, исключая физиологическую проблему понятия дикции. Правильное использование смешенного и грудного типа дыхания дает возможность пению или мелодикломации на струе за счет подвижной гортани, при этом гортань не должна подниматься, т. к. здесь могут задействоваться внешние мышцы гортани, которые отвечают за глотание, а при необходимости могут слегка приопускаться. Гортань имеет огромное значение в изучении и освоении резонаторного дыхания в речевой позиции. Гортань связана с диафрагмой, и исключать значение гортани при использование дыхания нельзя. Гортань так же, как и диафрагма участвует в процессе дыхания. При вдохе она опускается, расширяется и пропускает воздух в легкие, а при выдохе поднимается, сужается и помогает выпустить воздух. Такая работа гортани параллельно работе диафрагме позволяет посылать звук на струю к губам, что упрощает работу языка, нашей дикции. Тем самым снижается проблема артикуляции, т. к. процесс звукообразования происходит на выдохе за счет попадания звука в струю на кончиках губ, ощущая резонанс в мягком небе. Такое применение исключает применение нижнего диафрагматического типа дыхания, что упрощает артикуляционную и резонаторную работу при пении в эстрадной манере, при пении в речевой позиции.

Модель постановки дыхания, а именно развитие ощущений осуществляется двумя основными механизмами. Рассматривая сис-

тему детально, следует подчеркнуть о необходимости на первых уроках до усвоения и закрепления материала занятия проводить в положении сидя, при этом спина должна быть ровной, без различных перегибов и наклонов.

1. Механизм активного формирования вдоха на звуке: при вдохе слегка приподнимается грудная клетка, звук формируется за счет работы связок в обратную сторону. Вдох должен формироваться медленно, постепенно, не спеша. Следует отметить и необходимость динамического развития вдоха к крещендо. Данный механизм вдоха демонстрирует возможность ощутить в обратную сторону (пение на вдохе) небольшую струю звука, такое ощущение в дальнейшем формирует ощущение опоры, при близком речевом звуке. Также при данном вдохе, как показало дальнейшее исследование, при использовании данного механизма, полностью расслабляется гортань, что является главной цепочкой в освоении системы интенсивного обучения эстрадному пению. Также следует отметить, что на первых занятиях ощущается сильное головокружение за счет активной гипервентиляции в голову. Практика показывает, что данное ощущение через некоторое время проходит, тем самым развивая ощущение резонаторов. В 9 из 10 случаев с разными исполнителями ощущались легкие покалывания губ и кончиков пальцев рук. На следующих этапах формировалось легкое покалывание конечностей ног. Необычные ощущения покалывания в дальнейшем развивают способность развития воздействия резонаторов на дыхание, а дыхание - на резонаторы, способность ощущать вибрацию, а в дальнейшем - резонаторы в местах покалывания. Данный механизм вдоха способен за кротчайшие сроки научить использовать дыхание в виде звуковой волны (озвученное дыхание).

Вот что говорят о озвученном дыхании опытные вокалисты: М.М. Мирзоева: «Пойте с дыханием, чтобы в вашем представлении звук был как бы «продутым» (т. е. как будто вы вдыхаете не воздух, а звук)» [4].

Вдох носит не однонаправленный характер, имеет не одномодальные связи по характеру воздействующей силы, т. е. пневматический принцип, а носит двухсторонний характер, а значит разномодальный. Дыхание воз-

действует на гортань, а следовательно, гортань - на резонаторы, тем самым возникает обратная связь воздействия резонаторов на дыхание, также воздействия резонаторов на гортань, а следовательно, гортань - на дыхание, образуя тем самым двухстороннее воздействие (рис. 1).

Вдох воздействует на гортань, которая находится в состоянии расслабления за счет акустического воздействия дыхания, это можно увидеть наглядно - гортань находится слегка в приспущенном состоянии. За счет расслабленного состояния гортани формируется ощущение струи, после чего происходит активное воздействия за счет звуковой волны на резонаторы, тем самым сопровождая обратное воздействие резонаторов на гортань, а именно на голосовые связки и, следовательно, на дыхание, формирующее резонансные ощущения в нижней части диафрагмы.

Вдох, несущий разномодальный характер связи резонаторов с гортанью и дыханием, по нашему мнению, ориентируясь на практический результат, является наиболее эффективным в освоении резонаторного дыхания, в дальнейшем его значимость мы будем рассматривать в освоении системы, которая является основным компонентом освоения системы эстрадного пения.

2. Механизм активного формирования выдоха на звуке через глиссандо к ощущению струи: при выдохе слегка опускается немного приподнятая грудная клетка, корпус остается прямым. Выдох протекает медленно, не спеша, равнозначно вдоху, исходная нота должна быть в примарной зоне учащегося, не

выше до второй октавы у девочек, до первой -у мальчиков. Глиссандо делается от исходной ноты до самой низкой ноты диапозона параллельно движению грудной клетки. Оценка правильности выполняемого действия заключается в мягком, непрерывном движении вниз, без толчков и прерывания струи воздуха. Данный механизм способствует выработке мягкого звука, который хорошо резонирует в грудной части, придавая голосу выразительность, теплоту, эластичность, вырабатывая способность ощущать струю, при этом умение расслаблять брюшной пресс способствует активности диафрагмы.

Механизм активного формирования выдоха на звуке через глиссандо к ощущению струи направлен на важность работы диафрагмы. В современной вокальной педагогике существует понятие «мы поем диафрагмой». Умение использовать самую сильную мышцу вокального аппарата является сложнейшей задачей, особенно в современном стилистическом исполнении жанровой музыки уже XXI в. При использовании данного механизма выдоха вырабатывается способность во время пения регулировать подсвя-зочное давление и воздействовать за счет артикуляционного аппарата на гортань, приводя ее в певческое состояние, а нижние и верхние резонаторы формируют при этом вибрационные ощущения, которые способствуют контролировать свободную, не зажатую работу голосового аппарата, тем самым вырабатывая еще одну способность связи работы диафрагмы с гортанью.

Рис. 1. Схема связей резонаторов с гортанью и дыханием по В.П. Морозову. Связи двухсторонние, разномодальные. Против часовой стрелки показаны силы прямого воздействия, по часовой стрелке - силы обратного воздействия

Упражнение № 1

Jill JIM

t * ,-Н Ь " " * * J * # * “!57

) Р \ “ 1 ’ г ~ ■

upl

Упражнение № 2

Упражнение № 3

Упражнение № 4

Рис. 2. Пение в себя и из себя

Выдох, как и вдох носит разномодальный характер связи резонаторов с гортанью и дыханием (рис. 1).

Данный механизм осуществляется в разработанном комплексе упражнений: дыхание -опора - диафрагма - позвоночник. Метод дыхательной проприорецепции.

Комплекс № 1:

Дыхание - опора - диафрагма - позвоночник.

Метод дыхательной проприорецепции.

Основу комплекса составляет два основных механизма дыхания, на основе дыхательной проприорецепции, вибрационных ощущений дыхательных мышц, ощущения опоры за счет работы подвижной диафрагмы при ровном позвоночнике.

Весь комплекс необходимо проводить в положении сидя, при ровном положении позвоночника. Такая необходимость выражена в необходимости снятия напряжения для возможности ощущения вибрационных импульсов, как струи звука и дыхания, так и вибрационных ощущений импульса диафрагмы. Значимость данного положения заключается в исключении перегнутого позвоночника, который не способен поддерживать тело, что приводит к одной из главных проблем вокальной педагогики - работу мышц, предназначенных для других целей, это самая распространенная проблема на занятиях в вокальных студиях в центрах и домах творчества. Положение сидя при ровном положении тела способствует снижению напряжения в нижней части позвоночника, которое исключает использование мышц живота, ко-

торые необходимы для работы диафрагмы, снижение напряжения в верхней части позвоночника, которое исключает работу грудных мышц, которые необходимы для того, чтобы поддерживать грудную клетку и плечевой пояс. Ровный позвоночник необходим в данном комплексе для выработки положения выравнивания шейных позвонков, способность держать голову для прохождения свободного звука во избежание включения работы группы мышц челюсти, языка, гортани, губ, бровей для поддержки головы, за что отвечают шейные позвонки. Поэтому неправильное положение позвоночника приводит к зажиму важнейших органов голосового аппарата, разрушая протекание проприоциных процессов и один из важных, эмоционально рефлекторных импульсов.

Пение в себя и из себя, не меняя высоты тона на гласные У И Э О А (рис. 2).

Выполняется при вдохе на каждую ноту за счет механизма формирования вдоха на звуке. Пропевается на гласную Э при первом пропевании, на гласную и согласную Э - ВЭ при повторном пропевании.

1. Юссон Р. Певческий голос М., 1977.

2. Исаева И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения. Ростов н/Д, 2009.

3. Маркуорт Л. Самоучитель по пению М., 2008.

4. Яковлева А. С. В классе М.М. Мирзоевой // Вопросы вокальной педагогики. М., 1984. Вып. 7.

Поступила в редакцию 14.08.2012 г.

UDC 781.7(574)

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF PROPRIORICEPTION OF BREATHING APPARATUS IN LEARNING OF VOCAL VARIETY ART

Andrey Mikhailovich PRONIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Senior Lecturer of Actor’s Art Department, e-mail: andreympronin@gmail.com

The system of breathing of singers is offered. Based on common methods of singing a performance breathing the author’s technique is offered, tested in students training in the field of “performing arts” and “musical art of variety”.

Key words: method of respiratory proprioception (vibratory sensations); mechanisms of sensation development; learning vocal variety art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.