Научная статья на тему 'Речевые нарушения и их коррекция методом телесно-ориентированной терапии'

Речевые нарушения и их коррекция методом телесно-ориентированной терапии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1786
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧИ РАССТРОЙСТВА / SPEECH DISORDERS / ЛОГОНЕВРОЗ / LOGONEUROSIS / ДИЗАРТРИЯ / DYSARTHRIA / АФАЗИЯ / APHASIA / ДИСЛАЛИЯ / DYSLALIA / ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / BODY-ORIENTED THERAPY / КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ / CORRECTION OF PRONUNCIATION / МЫШЦЫ / MUSCLE / НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NEURAL ACTIVITY / РЕЛАКСАЦИЯ / RELAXATION / ДВИЖЕНИЯ / MOVEMENT / МИМИКА / FACIAL EXPRESSIONS / РЕФЛЕКС / REFLEX

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ревуцкая Ирина Викторовна

В статье рассмотрена проблема речевых нарушений, виды речевых нарушений, а также причины их возникновения с точки зрения нейропсихологии, логопедии, педагогики и психологии. Предложен, рассмотрен и описан невербальный подход к коррекции речевых нарушений методом телесно-ориентированной терапии. Описаны приемы выполнения коррекционных методов телесно-ориентированной терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ревуцкая Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of speech disorders, types of speech disorders and their causes from the point of view of neuropsychology, logopedics, pedagogics and psychology. Proposed, considered and described non-verbal approach to the correction of speech disorders by the method of body-oriented therapy. Described are methods of performing the corrective methods of body-oriented therapy.

Текст научной работы на тему «Речевые нарушения и их коррекция методом телесно-ориентированной терапии»

10. Степаносова О.В. Современные представления об интуиции / О.В. Степаносов // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 133-143.

11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

Ревуцкая Ирина Викторовна,

ст. преподаватель кафедры психологии ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 15.21.41

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ И ИХ КОРРЕКЦИЯ МЕТОДОМ ТЕЛЕСНО-

ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ

SPEECH DISORDERS AND THEIR CORRECTION BY THE METHOD OF BODY-ORIENTED THERAPY

В статье рассмотрена проблема речевых нарушений, виды речевых нарушений, а также причины их возникновения с точки зрения нейропсихологии, логопедии, педагогики и психологии.

Предложен, рассмотрен и описан невербальный подход к коррекции речевых нарушений методом телесно-ориентированной терапии. Описаны приемы выполнения коррекционных методов телесно-ориентированной терапии.

Ключевые слова: речи расстройства, логоневроз, дизартрия, афазия, дислалия, телесно-ориентировочная терапия, коррекция произношения, мышцы, нервная деятельность, релаксация, движения, мимика, рефлекс.

The article considers the problem of speech disorders, types of speech disorders and their causes from the point of view of neuropsychology, logopedics, pedagogics and psychology.

Proposed, considered and described non-verbal approach to the correction of speech disorders by the method of body-oriented therapy. Described are methods of performing the corrective methods of body-oriented therapy.

Key words: speech disorders, logoneurosis, dysarthria, aphasia, dyslalia, body-oriented therapy, correction of pronunciation, muscle, neural activity, relaxation, movement, facial expressions, reflex.

В последние годы неуклонно растет количество детей с различными нарушениями речи. В своем большинстве, это дети с дизартриями, дислалиями, афазиями и логоневрозом. Дизартрия - нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. Проявляется в ограничении

66

подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Стертая дизартрия характеризуется нарушением произнесения только шипящих и свистящих звуков. Дислалия - неправильное произношение отдельных звуков вследствие функциональных расстройств. Афазия - расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью или понимания обращенной речи. Логоневроз (заикание) - сопровождается сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающие различные отделы речевого аппарата.

Изучению речевых расстройств посвящены работы таких психологов как: Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.М. Панферов, Б.М. Теплов и др., медиков: Б.С. Алякринского, М.П. Бехтерева; физиолога И.П. Павлова и др.

Безусловно, нарушение речи представляет серьезную медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную проблему, ведь психоневрологическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие, оптимальную социальную адаптацию в обществе, коллективе, школе, семье. Общение является необходимым условием любой деятельности человека, имеющей общественную природу [5]. На основе речи развиваются и формируются такие познавательные психические процессы, как восприятие, мышление, воображение, память. Поэтому нарушения речи неизбежно ведут за собой отставание и в «неречевой сфере». В.М. Панферов утверждает, что «любая человеческая деятельность невозможна вне общения» [7].

Целью данной статьи является рассмотрение и описание телесно -ориентированной терапии как метода коррекции расстройств речи.

Ученые, которые занимаются изучением речевых расстройств, дают следующие объяснения этой проблемы. Нейропсихологи, опираясь на свои исследования речевых процессов, установили, что причиной речевых нарушений является относительная слабость одного из полушарий головного мозга [6]. Т.Г. Визель, занимаясь изучением афазий у детей, считает, что именно конфликт между полушариями головного мозга становится причиной речевых расстройств [3]. М.И. Жинкин, М. Зейман, В.М. Шкловский считают, что причиной речевых нарушений является нарушение взаимодействия между корой головного мозга и подкорковыми структурами. Логопеды и педагоги Ю.А. Поворинский, М.Е. Хватцев, Ю.А. Флоренская, С.С. Ляпидевский относят нарушения речи к неврозам [8]. Представитель науки психологии, а именно А.А. Леонтьев, считает, что сущность человеческой речи исключительно психическая. Существование и развитие речи обусловлено

чисто психическими законами. Речь как психическое явление существует только в человеческих душах. Л.С. Выготский, рассматривая причины нарушения речи, отмечал, что всякий телесный недостаток не только изменяет отношение человека к миру, но имеет социальные последствия, поэтому важной является социально-психологическая реализация речи [4].

Проблема коррекции нарушения речи привлекает внимание многих исследователей, поскольку этот вопрос имеет большое научное и практическое значение. Г. Юнова (1975), занимаясь проблемами логоневроза, отмечала, что максимальный психотерапевтический эффект в коррекции речевых расстройств можно получить благодаря объединению невербальных методов с вербальными. Ведь в последнее время невербальные техники стали неотъемлемой частью психотерапевтических школ и направлений, таких как арт-терапия, телесная терапия, логоритмика и др. [8. с. 27].

Эффективным методом коррекции речевых нарушений является телесно-ориентированная терапия - направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.

Важным звеном воздействия на речевые расстройства является выявление и коррекция зафиксированных психологических защитных механизмов. В. Райх назвал эти защитные механизмы «мышечный панцирь», исходя из того, что страхи и другие эмоции человека подавляются не только в подсознание (бессознательное), но и в мышцы, образуя тем самым мышечные «зажимы» и лишние психологические защиты, которые приводят к невротическим расстройствам. В. Райх описал «мышечный панцирь» области рта: мышцы подбородка, шеи и затылка. Он говорит о том, что зажимы в этих зонах являются причиной гнева, который ребенок не может выразить [9].

Для устранения речевых нарушений по методу телесно -ориентированной терапии, В. Райх предложил работу с оральным сегментом, который включает мышцы подбородка, шеи и затылка. Челюсть может быть слишком зажатой или неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение ужимок, плача, крика, гнева, кусания, сосания. Отправной точкой является детский возраст 2-6 лет, когда у ребенка есть одновременно желание высказаться и нежелание или страх говорить, что приводит к появлению агрессии. Провоцирующими факторами того, почему ребенок заикается, могут быть следующие: присутствие доминантных для ребенка лиц — родителей, авторитетных взрослых; сильный испуг; если ребенку с ранних лет не дают высказывать свое мнение в самых простых вопросах; если просьбы и желания ребенка игнорируют, не учитывают,

ребенок находится в постоянных запретах и говорить для него становится трудно. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки.

В. Райх предлагает расслабить защитный панцирь путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизацией губ, кусанием, рвотных движений, а также через прямую работу с соответствующими мышцами. Еще один сегмент, который может быть причиной речевых нарушений, включает глубокие мышцы шеи (горла), языка. Защитный панцирь в горле удерживает в основном гнев, крик и плач. Но поскольку прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, важным средством распускания панциря являются крики, вопли и т.п. [9].

Следующий метод телесной терапии предложил основатель психосоматической медицины Ф.М. Александер. В молодости будущий психоаналитик был актером, но страдал от повторяющейся потери речи, его голос пропадал во время спектаклей. Молодой человек стал наблюдать за собой в зеркало и обнаружил, что, произнося речь, он совершает непроизвольное покачивание головой вперед - назад - вниз, при этом напрягая мышцы шеи. Александер предположил, что именно эта привычка создаёт чрезмерное напряжение в горле и является причиной развития потери речи, и он научился подавлять эту привычку. Он выполнял определённые упражнения, которые в дальнейшем стали техникой работы с шеей (горлом). Данная техника состоит из указаний тренера. Основные команды-указания: думайте о том, что шея свободна; думайте о том, что шея гибкая; расслабьте шею (избегайте чрезмерного расслабления); думайте о том, что голова идет вверх и вперед; думайте о том, что спина удлинилась и расширилась. В результате Александер избавился от потери речи, а также улучшил свое общее самочувствие. Проблема потери речи помогла молодому Ф.М. Александеру создать методику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенности положения между головой и позвоночником, которая состоит из комплексов двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных положений [1].

Также в работе с речевыми расстройствами телесно-ориентированная терапия использует техники массажа. Массаж - это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям через поглаживания, растирания, вибрации, постукивания, нажатия. Рассмотрим артикуляционный массаж и глубинный массаж лица. И артикуляционный, и глубинный массаж имеет большое значение в нормализации функционального состояния высшей нервной деятельности. Они через нервную ткань оказывают влияние на динамику нервных процессов,

повышают работоспособность мышц, снижают тонус в спазмированных мышцах или повышают при вялом порезе (частичный паралич) артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии (нарушение координации мимики), а также синкинезии (затруднение произвольного ослабления органов речевого аппарата), достигается релаксация речевой мускулатуры. В частности, высвобождается дополнительная энергия, процесс сопровождается выплеском эмоций, глубоко спрятанных, но разбуженных в ходе массажа, улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность. Массаж выполняется на уровне периферических двигательных нервов, иннервирующих мышц речевого аппарата (губ, челюсти, шеи, глотки, диафрагмы, грудной клетки). Снимаются мышечные зажимы в зоне челюсти [8].

Эффективным в коррекции речевых нарушений является сочетание невербальных и вербальных методов. То есть сочетание методов телесной терапии и методов логопедии. Такое сочетание осуществляется посредством синхронизации речи с движениями тела - движением пальцев ведущей руки. Данный способ успешно используется при лечении как невротического, так и неврозоподобного логоневроза. Движения руки при лечении заикания используются такими специалистами, как Н.И. Жинкин, А.В. Богомолова, А.Г. Шембель, С.С. Ляпидевский, Л.И. Арутюнян (Андронова). М.И. Жинкин, в коррекции речевых нарушений применял жесты руками для расслабления и отвлечения от акта речи. Использовать жесты ладонями в тех же целях предлагают А.В. Богомолова, А.Г. Шембель и С.С. Ляпидевский, они отрабатывают выработку рече-двигательного рефлекса. Л.И. Арутюнян обнаружила, что использование моторных движений пальцев ведущей руки, предупреждает произнесение каждого слога, ведет речь за собой [2].

Опишем систему занятий по коррекции заикания с помощью руки. Она состоит из нескольких этапов.

На первом этапе, в течение пяти дней, формируется связь навыка свободного звукоизвлечения и слоговыговаривания с состоянием мышечной релаксации, спокойствием и параллельно развивается мелкая моторика, ведущая рука готовится к роли естественного синхронизатора речи.

На втором этапе продолжительностью в два-три дня проходит обучение большого пальца ведущей руки технике правильного извлечения звуков на уровне слога, элементарного интонационного опыта, продолжается совершенствование техники расслабления.

Третий этап (пять - шесть дней) заключается в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки уже на уровне слов, несложных фраз.

Усложняется работа над интонацией и соответственно повышаются технические требования к рукам. Кроме того, совершенствуются навыки, полученные на предыдущих этапах работы.

Четвертый, заключительный, этап (10 дней) связан с окончательным формированием в новые рече-двигательные навыки алгоритма вещания, синхронизированного с движениями пальцев ведущей руки. Здесь используется речевой материал в большей степени сложности, происходит первичное закрепление навыка. Продолжается работа над интонацией. Стойкость речи в стрессовом воздействии проверяется через систему функциональных тренировок [3].

Проведенное нами исследование дает возможность говорить о том, что телесно-ориентированная терапия - это набор техник, которые позволяют решить проблемы речевых нарушений, как у детей, так и взрослых. Более того, будучи невербальным методом коррекции, его можно сочетать с вербальными методами, что способствует наилучшему результату в коррекции речевых нарушений.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в расширенном анализе коррекции речевых нарушений с помощью метода телесно-ориентированной терапии, поскольку телесно-ориентировочная терапия насчитывает более пятидесяти теоретико-методологических подходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александер Ф.М. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / Пер. с англ. С. Могилевского. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 352 с.

2. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 1993 - 160 с.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель - М.: АСТ Астрель; Транзиткнига, 2005. - 384 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Том 2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский - М.: Книга по Требованию, 2012. - 504 с.

5. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

6. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. - М.: Издательство МПСИ, МОДЭК, 2008. - 64 с.

7. Панферов В.Н. Психология человека. Учебное пособие / В.Н. Панферов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2000. - 160 с.

8. Шевцова Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е.Е. Шевцова. - М.: В. Секачев, ИОИ, 2009. - 272 с.

9. Robert Frager, James Fadiman. «Personality & Personal Growth», 5th ed., 2002. - 395 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.