СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Christina: Klang erfahren - mit Klang professionell arbeiten. - Verlag Peter Hess, 2007. - P. 163-167.
5. Caballero Rodrigo. The resounding body : epistemologies of sound, healing, and complementary and alternative medicine on Canada's West Coast // Dissertation of University of British Columbia, Vancouver, 2013. - 206 p.
6. Cornell William F., Rubin Lore Reich, Wilhelm Reich and the Corruption of Ideals: A Discussion in the Context of Dusan Makavejev's // USABPJ. - 2009. - Vol. 8. - №.1. - P. 11-18.
7. DeMeo James. In Defense of Wilhelm Reich: Opposing the 80-Years' War of Mainstream Defamatory Slander Against One of the 20th Century's Most Brilliant Physicians and Natural Scientists - USA, Oregon, Works Ashland, 2013. - 228 P.
8. Goldsby Tamara L., Goldsby Michael E., Walters Mary Mc, Mills Paul J. Effects of Singing Bowl Sound Meditation on Mood, Tension, and Well-being: An Observational Study // Journal of Evidence-Based Complementary & Alternative Medicine. - 2017. - Vol. 22(3). - P. 401-406.
9. Grodin M., Piwowarczyk, L., Fulker D., Bazazi A., & Saper R. (2008). Treating Survivors of Torture and Refugee Trauma: A Preliminary Case Series Using Qigong and T'ai Chi. Journal Of Alternative & Complementary Medicine. -2008. - №14(7). - P. 801-806. doi:10.1089/acm.2007.0736
10. Hardt Nandi. Klangmassage in der Manuellen Lymphdrainage. / Hess Peter, Koller Christina. Klangmethoden in der therapeutischen Praxis. - Verlag Peter Hess, 2009. - P. 84-100.
11. Inacio Octavio, Henrique Luís, AntunesJose, The physics of Tibetan singing bowls. Revista de acústica // Revista de Acústica. - Vol. 35. - № 1-2. - P. 33-39.
12. Nahas Antonio Ricardo The Sound Effects of Singing Bowls in the Meridians of Vital Body // Dissertation of IQUIM, 2016. - 168 p.
13. Neher A. Auditory driving observed with scalp electrodes in normal subjects // Electroencephalography & Clinical Neurophysiology. - 1961. - №13(3). - P. 449-451. http://dx.doi.org/10.1016/0013-4694(61)90014-1
14. Pabst Maria Anna. Zellen und Klang. In: Fachzeitschrift // Klang-massage-therapie. - 2014. - №9. - P. 43-47.
15. Röhricht Frank. Body oriented psychotherapy. The state of the art in empirical research and evidence-based practice: A clinical perspective. // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. - 2009. - №4. - P. 135-156. 10.1080/17432970902857263.
16. Serafin S. The sound of friction: real time models, playability and musical applications // Dissertation of stanford university, 2004. - 224 p.
17. Shirani Naser. Abdollahimohammad Abdolghani, Firouzkouhi Mohammad reza, Masinaeinezhad Nosratollah, Shahraki-Vahed Aziz. The Effect of Reiki energy therapy on the severity of pain and quality of life in patients with rheumatoid arthritis: A Randomized clinical Trial Study. // Medical Science. - 2019. - №19. - P. 205-210.
18. Weber A. Musica e Acupuntura. - Säo Paulo: Rocca, 2004. - 184 p.
© OryM B.O., TapaceHKO A.A., 2019
УДК - 1
Чемодакова Е.С.
Магистрант 2 курса АлтГПУ, Г. Барнаул РФ. E-mail: [email protected] Научный руководитель: Мельникова Ю.А.
канд. психол. наук, доцент АлтГПУ, г. Барнаул, РФ. E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЮМОРА
Юмор всё больше приживается в современной культуре (СМИ, реклама, искусство), является
-( '6 )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
достоинством массовой культуры, возможностью развития и саморазвития личности, системой воздействия на общество.
Феномен юмора недостаточно исследован в советской и зарубежной психологии. Большинство работ по этой теме связано с областями не психологическими: литературой, искусством, социологией. До недавнего времени не было ни теоретических, ни экспериментальных исследований [1].
Юмор, смех и комическое начали привлекать свое внимание учёных и философов еще с древних времен.
Большой интерес юмору уделил в своих работах М.Т. Цицерон. Он считал, что юмор появляется из многих знаний и стараний.
М. Т. Цицерон одним из первых выделил приемы юмора:
1) смешное, происходящее из самого содержания предмета;
2) смешное, зависящее от форм слов и словосочетаний.
Во втором приеме он выделил двусмысленность, неожиданное умозаключение, аллегорию, метафору.
Юмор, по В. Далю «веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов и обычаев, удаль, разгул иронии».
Начало современного подхода в изучении юмора заложил Иммануил Кант. Он считал, что юмор относится к способности выделять и определять противоречия на уровне мышления, а также особенностями протекания телесных процессов, связанных с темпераментом. Кант говорил о том, что смех показывает некую эмоцию, которая является резким решением прекращения напряженного ожидания. Остроумие, по мнению И. Канта, это умение человека находить даже малейшие сходства и различия в окружающей действительности и связывает ее непременно с проницательностью [3].
Бергсон и Фрейд в начале XIX в. положили начало изучению юмора в рамках феномена смеха. Начиная с XX в. психологи стали включать чувство юмора в оценку личности.
По А. Бергсону, юмор находится между сферой эстетического и сферой повседневности, которая приводит восприимчивость к изменчивости жизни. Юмор можно понимать, как способ развития психики человека в истории [1].
Н.Г. Чернышевский считает, что комическое пробуждает в нас чувство собственного достоинства. Тот, кто иронически относится к ситуации или человеку, тем самым демонстрирует себе и другим свое превосходство, свою силу и неуязвимость.
Определение комического В.В. Ермилов рассматривает глубже. Он описывает юмор через противоречие между претензий на значительность и мелочью, ничтожностью.
Большое значение комическому придавали советские писатели И. Ильф и Е. Петров, Ф. Искандер, Р. Газматов и другие [3].
Как отмечал З. Фрейд, комическое доставляет удовольствие благодаря тому, что юмор позволяет сохранить некоторое количество нервной энергии и избежать торможения. Он говорит о том, что проявление комического зависит, в первую очередь, от источника удовольствия
З. Фрейд подметил, что юмор необходимо использовать очень осторожно, ведь он дает не только положительный результат, но и позволяет нам быть агрессивными, сохраняя при этом видимость приличий и достоинства. Сильным оружием в юморе Фрейд считал комедию, т.к. в комедии сатирой можно жестоко ранить человека.
З. Фрейд рассматривал 3 вида юмористических ситуаций и соответствующих им энергий, которые могут быть представлены следующим образом:
1) разрядка энергии вытеснения связана с остроумием;
2) разрядка мыслительной энергии осуществляется с помощью комического;
3) разрядка эмоциональной энергии соответствует собственно юмору [4].
Серьезным исследованием роли комического в наши дни является Ю.Б. Борев. Он разграничивает смешное и комическое и заявляет, что смешное значительно шире комического.
{ " }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Ю.Б. Борев разделает комическое на следующие виды: критика современности, эмоционально насыщенная критика, критическое противопоставление идеала реальности, утверждение радости бытия, неожиданность, оригинальность.
Он исследует юмор и сатиру как разные виды литературы. Он считает юмор существенной частью управленческой и педагогической способностей. Юмор сочетает насмешку и сочувствие. Сатира же высмеивает, уничтожает порочные явления, борется с недостатками личности и общества.
Большой интерес уделил юмору и сатире харьковский психолог А. Н. Лук. Юмор, по его мнению, это особый вид понимания мира - «метаотношение» к реальности, которое является одним из проявлений творческой души человека.
Большинство авторов, признавая, что чувство юмора - сложноорганизованное свойство личности, делают акцент на его какой-либо одной стороне.
Ю. Г. Тамберг, анализируя данный феномен, включает в его структуру моральный, эстетический, интеллектуальный и эмоциональный компоненты, считая, что чувство юмора предполагает наличие у индивида развитого образного, ассоциативного и логического мышления, воображения, наблюдательности, смекалки, знаний и даже смелости.
В наше время вклад в изучение проблемы юмора сделал В. Я. Пропп. Он разделяет смех на радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный и ряд других видов [3].
В. П. Шейнов классифицирует следующие функции юмора:
1) юмор, как специфическое средство общения и взаимодействия;
2) юмор, как средство совладания со стрессом;
3) юмор, как индикатор социально значимых проблем.
Юмор, как специфическая игра, которая включает следующие компоненты:
1) когнитивный (познавательный) - выражается в несоответствии смыслов забавных высказываний или действий людей;
2) эмоциональный - проявляется в эмоции радости;
3) поведенческий - реализуется в форме смеха;
4) исполнительский - реализуется с помощью эффекта внезапности, неожиданной развязки [4].
Польский автор Б. Дземидок считает смех острым оружием. Он разграничил теории комического по
важности для них роли субъекта или объекта комического. Все теории делятся на 1) объективистские (определяют независимые формы комического объекта); 2) субъективистские (комическое является продуктом субъективных способностей личности) и 3) реляционистские (определяют комическое как резуьтат взаимоотношений объективных свойств объекта и субъективных способностей личности).
I. Теории негативного качества; в психологическом плане - теория превосходства субъекта комического переживания над объектом. (Подобные теории выдвигают, например, Аристотель и Гоббс).
II. Теория деградации (например, теория Бейна).
III. Теория контраста (Кант, Спенсер).
IV. Теория противоречия (Шопенгауэр, Гегель, Чернышевский).
V. Теория отклонения от нормы (Грос, Обуэн).
VI. Теории смешанного типа или теории пересекающихся мотивов (Бергсон, Фрейд) [3].
Понятие «чувство юмора» берет свое начало в XIX веке. Прежде всего, чувство юмора, имело эстетический смысл, имея способность воспринимать и понимать юмор, затем чувство юмора определялось как одна из сторон характера, приобретая социально желательный смысл и стало восприниматься как неотъемлемая часть эффективного лидерства [2].
Е.И. Ульянова разделяет следующие подходы к изучению чувства юмора: когнитивный, экономный, межличностный и феноменологический, которые выделяются на основе критериев: субъективный-объективный и рациональный-иррациональный.
Д.А. Леонтьев считает, что главной для форм юмора является проявляющаяся во всех видах и специфичная для юмора бытийная форма его существования как конкретного проявления «здесь и теперь» [1].
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
В современном обществе люди стали использовать юмор для утверждения и поддержания своего статуса среди значимых для них лиц. Юмор может помочь в укреплении сплоченности и чувства групповой идентичности. С помощью юмора можно поддерживать хорошие отношения среди группы людей. Юмор может являться средством снятия стресса, когда начинает нарастать переутомление [2].
Юмор вносит в нашу жизнь положительные эмоции, хорошее настроение, которые в свою очередь являются психической потребностью человека. Юмор помогает людям в трудных жизненных ситуациях, приводит мысли в порядок, помогает погасить конфликт. В той мере, как люди преодолевают неприятные моменты своей жизни, можно с уверенностью сказать, что они научились находить смешное в неблагоприятных ситуациях, что позволяет быть выше всех проблем.
В настоящее время диапазон распространения юмора расширился. Если в прошлом столетии юмор размещался в газетах, журналах, книгах, рисунках, театральных постановках, то сейчас юмор набирает оборот в радиопередачах, в киноиндустрии, показывают выступления комиков, юмористов, которых становится всё больше. Появляются комиксы, сборники анекдотов, возможность интернета в распространения юмора огромны
Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод, что к настоящему времени не сложилось общей точки зрения на феномен юмора.
Список использованной литературы:
1. Юмор в контексте развития / И. С. Домбровская. СПб. : Неформат, 2014. - 280 с.
2. Сергеев, А. А. Исследование чувства юмора как элемента неформальной коммуникации / А. А. Сергеев, Л. С. Макарова, Л. А. Одинцова // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 73-77.
3. Юмор как средство психолого-педагогического воздействия: От смешного до серьезного - один шаг: Учеб. пособие / М. И. Станкин. - Москва : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 256 с.
4. Шейнов, В. П. Юмор как способ влияния / В. П. Шейнов. - СПб. : Питер, 2016. - 170 с.
© Чемодакова Е.С., 2019.
{ " }