Научная статья на тему 'Музыкальные медитации с "поющими чашами" в психическом и физическом оздоровлении организма человека'

Музыкальные медитации с "поющими чашами" в психическом и физическом оздоровлении организма человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2021
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕДИТАЦИЯ / "ПОЮЩИЕ ЧАШИ" / БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ / СОМАТИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ БОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Огуй В. О., Тарасенко А. А.

В данной статьей собраны актуальные данные научных исследований зарубежных рецензируемых трудов последних двух десятилетий, посвящённых психическим и физическим эффектам «поющих чаш», а также бинауральным ритмам и медитативным техникам, которые, наряду со стандартными методами групповой и индивидуальной психотерапии, позволяют добиться клинически выраженного противотревожного и анксиолитического эффектов. Выявленные физиологические эффекты, такие, как снижение показателей кровяного давления, значимая редукция уровня соматической боли, ликвидация мышечного спазма позволяют расширить показания для применения медитаций с «поющими чашами» у группы пациентов с психосоматической патологией или с сопутствующими хроническими заболеваниями. Данный вид медитации прост в применении на практике ввиду того, что звуки «поющих чаш» вызывают изменения электрической активности головного мозга, приводя к автономному состоянию глубокой релаксации, которую, зачастую, бывает сложно добиться у некоторых групп пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Огуй В. О., Тарасенко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные медитации с "поющими чашами" в психическом и физическом оздоровлении организма человека»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

Список использованной литературы

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

2. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. - М.: АСВ, 2004. -224 с.

3. Молчанова О.Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость?// Психология: журнал высшей школы экономики. - 2006. - Т. 3 - №2, с. 23 - 51.

4. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. - 2006. - №2. - с.224 - 234.

© Зобнина Т.В., Кислякова Л.П., 2019

УДК 159.99; 159.98; 159.9.07

В.О. Огуй

Независимый исследователь, г.Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected] А. А. Тарасенко Независимый исследователь, г.Новочеркасск, РФ E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕДИТАЦИИ С "ПОЮЩИМИ ЧАШАМИ" В ПСИХИЧЕСКОМ И ФИЗИЧЕСКОМ ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В данной статьей собраны актуальные данные научных исследований зарубежных рецензируемых трудов последних двух десятилетий, посвящённых психическим и физическим эффектам «поющих чаш», а также бинауральным ритмам и медитативным техникам, которые, наряду со стандартными методами групповой и индивидуальной психотерапии, позволяют добиться клинически выраженного противотревожного и анксиолитического эффектов. Выявленные физиологические эффекты, такие, как -снижение показателей кровяного давления, значимая редукция уровня соматической боли, ликвидация мышечного спазма - позволяют расширить показания для применения медитаций с «поющими чашами» у группы пациентов с психосоматической патологией или с сопутствующими хроническими заболеваниями. Данный вид медитации прост в применении на практике ввиду того, что звуки «поющих чаш» вызывают изменения электрической активности головного мозга, приводя к автономному состоянию глубокой релаксации, которую, зачастую, бывает сложно добиться у некоторых групп пациентов.

Ключевые слова:

медитация, «поющие чаши», бинауральные ритмы, соматическая патология, психические эффекты, тревожность, физическая боль.

«Поющие чаши» за последние два десятилетия стали предметом многих отечественных и зарубежных научных исследований, ввиду того, что их эффекты, которые ранее относились только лишь к категориям эзотерики и целительства, стали обретать психотерапевтическую и клиническую значимость в контексте оказываемых их звуками психических и соматических эффектов, которые обусловлены их звучанием. Разнообразные положительные модификации, возникающие под влиянием ритмов «поющих чаш» в организме человека, нашли отображение в целом ряде научных публикаций зарубежных авторов, которые изучали потенциальные и реальные свойства звуков в моделируемых экспериментах. Наряду с

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

накопившейся теоретический и эмпирической базой зарубежных исследований, нашим коллективом авторов ранее была предложена авторская немедикаментозная методика вибрационно - акустического массажа для уменьшения симптомов тревожных и инсомнических нарушений, которая оправдала себя в результате проведённого исследования и позволила рекомендовать её применение в условиях медицинских, оздоровительных и психологических центров, а также для преподавания массажистам широкого профиля [8, с. 56].

Согласно современным эпидемиологическим данным, тревожные и психосоматические расстройства являются одними из самых распространенных групп психопатологических симптомов и заболеваний в мире. Так, в мета - анализе эпидемиологических исследований, проведенных в разных странах мира за последние 30 лет, усредненная оценка распространенности тревожных расстройств была выше, чем других психических расстройств (включая аффективные расстройства и зависимости) с распространенностью в населении 6,7 % в течение года и 12,9 % в течение жизни [7, с.2], что делает актуальным поиск новых путей немедикаментозной психокоррекции и психомодуляции, которые имели бы больше показаний к применению в индивидуальной и групповой психотерапии, чем противопоказаний.

Изучению бинауральных ритмов отведен целый ряд научных работ. Бинауральные ритмы генерируются, когда синусоиды в близком диапазоне представлены к каждому уху по отдельности. Например, когда тональный сигнал 400 Гц подается в левое ухо, а тональный сигнал 440 Гц направлен в правое, воспринимается общий ритм 40 Гц, который субъективно оказывается расположенным «внутри» головы.

Из современных зарубежных исследований, посвящённых бинауральным ритмам, отметим наиболее значимые в плане интерпретации конечных результатов. Так, в одной из работ, демонтировался убедительный эффекты бинауральных ритмов, при которых мозг захватывает разницу герц между тонами, воспроизводимыми в каждом ухе, инициируя переход мозговой активности в состояние глубокой релаксации, что сопровождалось появлением бета- и тета-волн, которые регистрировались на протяжении всего эксперимента с помощью ЭЭГ и сопровождались трансовым состоянием [6, с.59].

Прослушивание бинауральных записей на протяжении 4 недель в исследовании Calbrese C, Zwickey Н.(2007), привело к значительному снижению показателя тревожности у всех участников исследования, что было зарегистрировано каждым из них в специальных ежедневных дневниках. Количество раз, когда участники слушали записи за 4 недели, варьировалось от 10 до 17 (в среднем от 1,4 до 2,4 раза в неделю) в течение примерно 30 минут на сеанс [3, с.26].

В ещё одном недавнем исследовании были изучены анксиолитические эффекты бинаурального ритма у пациентов, перенесших операцию по удалению катаракты под местной анестезией [12, с. 1408]. В проспективное рандомизированное клиническое исследование были включены 141 пациентов, перенесших операцию. Пациенты были рандомизированы на три группы; музыкальная группа бинаурального ритма, группа вмешательства с обычной музыкой и контрольная группа. В результатах исследования убедительно доказано, что бинауральный ритм снижает уровень тревожности и систолическое АД. Также регистрировалось дополнительное снижение частоты сердечных сокращений у отдельных участников испытания [9, с. 275].

В другом исследовании, были изучены психологические и физиологические критерии (до и после 60-дневного эксперимента с бинауральными ритмами). Психологические критерии: депрессия (Inventory-2 Beck Depression Inventory-2), тревожность (State-Trait Inventory), настроение (Profile of Mood State), поглощение (Tellegen Absorption Scale) и качество жизни (World Health Organization-Quality of Inventory). Физиологические эффекты: кортизол, дегидроэпиандростерон, мелатонин, инсулиноподобный фактор роста-1, серотонин, дофамин, адреналин, норэпинефрин, вес, артериальное давление, высокочувствительный С-реактивный белок. Наблюдались следующие значимые результаты исследования: снижение тревожности (р = 0,004), повышение субъективного качества жизни (р = 0,03), снижение инсулиноподобного фактора роста-1 (р = 0,01) и дофамина (р = 0,02) [2, с.26].

Аллен и Шили (2005) [1, с. 6] изучали влияние «поющей чаши» на электродермальные реакции участников исследования, которые авторы регистрировали. В результате анализа записей

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

электродермальных ответов из сорока точек меридиан акупунктуры, был сделан вывод, что звуки «поющих чаш» приводят к значимым изменениям исходных показателей электрической активности тела человека.

Другое исследование было посвящено потенциальному влиянию «поющих чаш» кварцевого типа на восприятие боли, но оно выявило смешанные результаты, ввиду малой выборки испытуемых [13, с. 131].

В недавнем рандомизированном перекрестном исследовании было обнаружено, что звуки «поющей» тибетской (или гималайской) чаши снижают кровяное давление и частоту сердечных сокращений при их патологических показателях и не изменяют таковые при физиологических величинах [5, с. 307].

Звук «поющих чаш» наполнен обертонами, которые важно рассмотреть более подробно в контексте тематики медитативной техники.

Обертон - (нем. оЬейоп, от ober - верхний и Ton - тон), синусоидальная составляющая периодические колебания сложной формы с частотой, более высокой, чем основной тон. Любое периодическое колебание можно представить, как сумму основного тона и обертонов, причём частоты и амплитуды этих обертонов определяются как физическими свойствами колебательной системы, так и способом её возбуждения. Если частоты всех обертонов - целые, кратные основной частоте, то такие обертоны называются гармоническими, или гармониками. Если же частоты зависят от основной частоты более сложным образом, то говорят о негармонических обертонах. В этом случае периодическое колебание также может быть представлено как сумма гармоник, но это разложение будет приближённым, тем более точным, чем большее число гармоник взято. Если частота основного тона f (первый обертон), то частота второго обертона равна 2f или близка к этому значению, частота третьего - 3f и т. д.

Итак, звучание обертонового звукоряда, в отличие от гармонического, более привычного в нашей культуре, помогает человеку снять психическое и нервно-мышечное напряжение, а также достичь измененных состояний сознания, которые могут использоваться с психотерапевтической целью или же для личного разрешения эмоциональных проблем.

Еще одно свойство обертонов - воздействовать на устойчивые во времени нейронные связи в структурах мозга, отвечающие за наши привычки, стереотипы, блоки. Непривычность, неповторимость, порой непредсказуемость звуковых сочетаний не позволяет родиться ассоциативным цепочкам в слуховой памяти, которые могут иметь различную эмоциональную фиксацию.

Обертоны не создают диссонансов, т.к. не образуют в большинстве своем регулярные гармонические последовательности. Это позволяет не прерывать заданного состояния клиента неосторожным или фальшивым звуком. Созвучия мнимо «негармоничных» звуков образуют своеобразные «аккорды», принимающие, тем не менее, эмоциональный окрас, как минорные или мажорные оттенки в гармонических созвучиях.

В 2017 году было проведено первое значимое обсервационное исследование, предназначенное для изучения психических и физических эффектов медитации с «поющими чашами». Авторами эксперимента ставились задачи изучить анксиолитический эффект «поющих чаш», их вероятная способность устранения нервно-психического напряжения, тревожности, улучшения общего субъективного психического благополучия, а также выявить наличие или отсутствие эффекта облегчения соматической боли.

Участники исследования заполняли стандартизированные вопросники до и после медитации, в том числе короткую анкету «Профиль состояний настроения» (POMS-SF) [10, с. 305] для оценки напряжения, тревожности, гнева и растерянности, Шкалу тревожности и депрессии (HADS) [11, с.30] для оценки подавленного настроения и тревожности, а также оценку хронического заболевания из 10 пунктов - шкалу так называемого духовного благополучия (FACIT-SP) [4, с. 202].

Кроме того, до медитации, участники заполнили демографическую анкету, которая включала вопросы относительно любого предшествующего опыта с медитацией или «поющими чашами», употреблением психоактивных веществ, любых лекарственных средств или травяных добавок. В опроснике спрашивалось, испытывают ли участники в настоящее время какую-либо физическую боль или дискомфорт в теле. Если они испытывали соматическую боль, их спрашивали о типе боли и оценивали интенсивность боли по шкале от 1 до 5.

Участники ложились на коврики для йоги, направив головы в сторону музыкальных инструментов,

-( » )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

которые были размещены на полу рядом с их головами.

Музыкальные инструменты состояли из тибетских «поющих чаш», хрустальных «поющих чаш», гонгов, тинг-шасов (крошечных цимбал), драж (колоколов), диджериду и других маленьких колокольчиков. Большинство тибетских поющих чаш (приблизительно 90%) состояли из крупногабаритных чаш Джамбати, которые имели размеры от 9 до 12 дюймов и вес от 3 до 5 фунтов. Приблизительно 5% «поющих чаш» были маленькими чашами Тадобати, размером приблизительно 4,5 дюйма и весом 0,5 фунта. Оставшиеся 5% «поющих чаш» были большими чашами Джамбати, размером от 12 до 14 дюймов и весом от 6 до 8 фунтов.

«Поющие чаши» были основным инструментом, на котором играли во время медитаций, играли в течение приблизительно 95% времени, в то время как дополнительные инструменты играли в течение приблизительно 5% сеанса медитации. Основным методом создания звука и вибрации из «поющих чаш» было постукивание или удары по чашам молоточком, который использовался примерно в 95% случаев. Продолжительность звуковой медитации составляла 60 минут.

В начале звуковой медитации ведущий поручил участникам лечь, и, если они захотят уснуть - им нужно не сопротивляться. Затем он попросил просто наблюдать любые ощущения, которые они испытывают в теле во время медитации, не анализируя их. По окончании медитации ведущий поручил участникам осторожно осознать свое окружение. Участники также были проинструктированы не спешить с адаптацией к состоянию сознания.

Значительная разница была обнаружена во всех заключительных точках исследования, по сравнению с изначальными данными. Шкала модификации напряжения, в частности, показала наиболее значимые эффекты для участников исследования после медитации, тем самым подтверждая гипотезу о том, что звуковая медитация способна усиливать психическое и нервно-мышечное расслабление, наряду с уменьшением чувства стресса.

Кроме того, показатели депрессии и настроения по шкале HADS были значительно снижены после медитации с «поющими чашами» по сравнению с предварительной медитацией без них. Более того, баллы по FACIT выявили появление чувства духовного и психического благополучия сразу после звуковой медитации. Таким образом, нежелательные состояния психики, такие как напряжение, тревожность и депрессия, достоверно снижались после медитации, а потенциально желательные переменные, такие как чувство духовного благополучия, релаксация и спокойствие - увеличивались.

Также выявилось, что наличие или отсутствие предыдущего опыта медитаций с «поющими чашами» также оказалось фактором, влияющим на результаты исследования. Участники, которые ранее никогда не испытывали подобный вид медитации, продемонстрировали достоверно более выраженный противотревожный эффект, чем те, кто испытал подобные медитации впервые.

Участники в возрасте от 40 до 59 лет показали самые значительные положительные изменения по всем параметрам, в том числе, среди них наблюдалось наибольшее снижение физической боли, по сравнению с другими возрастными группами.

Единственным недостатком данного исследование выступает тот факт, что это было нерандомизированное обсервационное исследование без контрольной группы. Исследование, однако, обеспечивает фундамент для будущих изысканий, касающихся влияния медитации под «поющие чаши» на физические и психические эффекты.

Как обнаружил Ландри [5, с. 307], данная форма медитации также может существенно снижать кровяное давление и частоту сердечных сокращений, поэтому также есть большие перспективы для исследований влияния медитации с «поющими чашами» в области психотерапии больных с сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В целом, результаты теоретического обзора многообещающие для возможности использования медитации с «поющими чашами» на психотерапевтических сеансах, как групповых, так и индивидуальных, а также для немедикаментозного устранения тревожности, которая не сопровождается серьёзной психопатологией. Ввиду вегето- и кардиотропного действия, данный вид медитации можно применять для терапии вегетососудистых проявлений психосоматических заболеваний, а также для снижения проявлений

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

стресса и депрессий, однако, последние две категории ещё нуждаются в дополнительных исследованиях в контексте данной тематики.

Данный вид медитации прост в применении на практике, так как специальных дисциплинарных навыков для вхождения в изменённое состояние сознания участнику не требуется.

Будущие рандомизированные контрольные испытания необходимы для дальнейшего изучения влияния медитации с «поющими чашами» на различные психические аспекты высшей нервной деятельности в более масштабных выборках. Кроме того, исследования в этом направлении в перспективе помогут более полно изучить влияние медитации на различные возрастные группы с целью подбора оптимальных звуковых эффектов, исходя из клинической ситуации. Выраженный противотревожный эффект медитации с «поющими чашами» может в перспективе иметь доказанные преимущества перед некоторыми фармакологическими препаратами, как действенный способ психокоррекции в отдельных клинических ситуациях, не осложнённых сопутствующей тяжёлой психопатологией.

Список использованной литературы:

1. Allen L, Shealy N. An exploration of the effects of toning and quartz crystal bowls on the energetic balance in the body as measured electrically through the acupuncture meridians. Subtle Energies Energy Med. 2005;16(2):5-8.

2. Binaural beat technology in humans: a pilot study to assess psychologic and physiologic effects.Wahbeh H, Calabrese C, Zwickey H.J Altern Complement Med. 2007 Jan-Feb;13(1):25-32.

3. Calbrese C, Zwickey H. Binaural beat technology in humans: A pilot study to assess psychologic and physiologic effects. J Altern Complement Med. 2007; 13 (1), 25-32. [PubMed]

4. Cella D. Manual of the Functional Assessment of Chronic Illness Therapy (FACIT) Scales, 1997.

5. Landry JM. Physiological and psychological effects of a Himalayan singing bowl in meditation practice: a quantitative analysis. Am J Health Promot. 2014;28:306-309. [PubMed]

6. Le Scouarnec RP, Poirier RM, Owens JE, Gauthier J, Taylor AG, Foresman PA. Use of binaural beat tapes for treatment of anxiety: A pilot study of tape preference and outcomes. Altern Ther Health Med. 2001. January; 7(1), 58-63. [PubMed]

7. Незнанов Н. Г., Мартынихин И. А., Мосолов С. Н. Диагностика и терапия тревожных расстройств в Российской Федерации: результаты опроса врачей - психиатров // Современная терапия психических расстройств. - 2017. - № 2. - С. 2 - 13.

8. Огуй В.О. Вибрационно - акустический массаж в коррекции тревожных и инсомнических нарушений. Внедрение в науку и практику / Огуй В.О., Свирщ Е.Н., Тарасенко А.А. // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Проблемы внедрения результатов инновационных разработок» (Самара, 22.06.2018 г.) / в 2. ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2018. - С.56-59

9. Padmanabhan R, Hildreth AJ, Laws D. A prospective, randomized, controlled study examining binaural beat audio and pre-operative anxiety in patients undergoing general anaesthesia for day case surgery. Anaesthesia. 2005; 60: 874-877. Doi: 10:1111/j.1365-2044.2005.04287.x. [PubMed]

10. Shacham S. A shortened version of the Profile of Mood States. J Pers Assess. 1983. June; 47(3):305-6. [PubMed]

11. Snaith RP. The Hospital Anxiety and Depression Scale. Health Qual Life Outcomes. 2003, 1:29. [PMC free article] [PubMed]

12. The effect of music with and without binaural beat audio on operative anxiety in patients undergoing cataract surgery: a randomized controlled trial.Wiwatwongwana D, Vichitvejpaisal P, Thaikruea L, Klaphajone J, Tantong A, Wiwatwongwana A; Medscape. Eye (Lond). 2016 Nov;30(11):1407-1414. doi: 10.1038/eye.2016.160. Epub 2016 Oct 14.

13.Wepner F, Hahne J, Teichmann A, Bera-Schmid G, Hordinger A, Friedrich M. Treatment with crystal singing bowls for chronic spinal pain and chronobiologic activities—a randomized controlled trial [in German]. Forsch Komplementmed. 2008;15:130-137. [PubMed]

© Огуй В.О., Тарасенко А.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.