СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.923
Т.В. Зобнина
Доктор психол. наук, доцент ШФ ИвГУ, г. Шуя, Ивановской обл.РФ E-mail: [email protected] Л.П. Кислякова Канд. технич. наук, доцент ШФ ИвГУ, г. Шуя, Ивановской обл.РФ E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования влияния самооценки на мотивацию достижений студентов - будущих педагогов. Выявлено, что у студентов встречаются все виды самооценки (неадекватная завышенная, адекватная, неадекватная заниженная), однако среднее арифметическое значение самооценки приближается к диапазону высоких значений. Показано, что среди респондентов с одинаковой частотой встречаются студенты с преобладанием мотивации достижений над мотивацией избегания неудач, и студенты, у которых мотивационный полюс ярко не выражен. Установлено, что уровень самооценки студентов является предиктором уровня их мотивации достижений.
Ключевые слова Самооценка, мотивация достижений, студенты - будущие педагоги
С целью изучения влияния самооценки на мотивацию достижений студентов - будущих педагогов нами было проведено исследование со студентами первых курсов ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал). В исследовании приняли участие 122 студента первых курсов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, в возрасте 17-18 лет.
Первой задачей нашего исследования стало изучение уровня самооценки у студентов-педагогов. Для решения этой задачи мы использовали методику «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (С.А. Будасси). Полученные в ходе исследования результаты располагались в диапазоне от 0 до 1. Диапазон значений от 0,7 до 1 включительно свидетельствовал о завышенной самооценке, диапазон значений от 0,4 до 0,6 включительно являлся показателем адекватной самооценки, диапазон значений от 0,1 до 0,3 говорил о заниженной самооценке респондентов.
Исследование показало, что среднее арифметическое значение уровня самооценки по выборке студентов составило 0,68, приближаясь к диапазону высоких значений. Среднее значение самооценки в группе студентов-юношей составило 0,65; среднее арифметическое значение самооценки в группе студентов-девушек оказалось равным 0,67. Статистически значимых различий в уровне самооценки между студентами-юношами и студентами-девушками выявлено не было.
Изучение распределения студентов по подгруппам в зависимости от уровня самооценки показало, что у студентов - первокурсников встречаются все виды самооценки: неадекватная завышенная, адекватная, неадекватная заниженная. Большинству студентов, принявших участие в нашем исследовании (60,3% от общего числа опрошенных), присуща завышенная самооценка, у 32,1% от общего числа выборки выявлена адекватная самооценка, незначительное количество студентов-педагогов (7,6% от числа выборки) характеризуется неадекватной заниженной самооценкой. Подсчет значения критерия согласия Пирсона выявил неравномерность эмпирического распределения студентов в зависимости от уровня самооценки (х2=54,5; p<0,001). Тенденция к завышению самооценки, характерная как для студентов-юношей, так и для
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
студентов-девушек, объясняется, очевидно, тем, что первокурсники лишь недавно успешно сдали вступительные испытания, прошли отборочный конкурс и стали студентами университета.
Следующей задачей нашего исследования стало изучение у студентов - будущих педагогов мотивации достижений, в структуре которой выделяют мотив достижения (мотив добиться успеха) и мотив избегания неудачи. Исследование проводилось с помощью методики «Мотивация достижения успеха и мотивации избегания неудач» (МУН) (автор А.А. Реан). Исследование показало, что среди респондентов с одинаковой частотой встречаются студенты, характеризующиеся преобладанием мотивации достижений над мотивацией избегания неудач (50%), и студенты, у которых мотивационный полюс ярко не выражен (50%). Мотивация избегания неудач у будущих педагогов выявлена не была.
С целью изучения тесноты, направления и формы связи между уровнем самооценки и мотивации достижений у будущих педагогов нами использовался корреляционно - регрессионный анализ. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программного пакета «SPSS Statistic 17.0».
Корреляционный анализ показал, что между этими психическими свойствами существует тесная положительная взаимосвязь: значение коэффициента корреляции Пирсона составило 0,278 (p<0,01). Это дает основание говорить о том, что чем выше самооценка студентов, тем сильнее выражен у них мотив достижения успеха.
С целью изучения формы взаимосвязи между данными свойствами мы применили регрессионный анализ. В нашем случае регрессия являлась однофакторной (парной); в качестве зависимой переменной (результативного признака) была выделена мотивация достижений, в качестве независимой переменной (факторного признака) была определена самооценка студентов. Тем самым проверялась гипотеза о том, что уровень самооценки студентов - будущих педагогов влияет на уровень их мотивации достижений.
Учитывая то, что при проведении регрессионного анализа результативный признак должен подчиняться закону нормального распределения, а факторный признак может иметь произвольное распределение, мы проверили распределение значений мотивации достижений на нормальность распределения с помощью одновыборочного критерия Z Колмогорова-Смирнова. Статистика данного критерия составила 0,696. Вероятность Асимпт. знч. (двухсторонняя) в распределении значений данного свойства была равна 0,239; это значение превышало 0,05, следовательно, ряд эмпирических данных не имел в нашем случае отклонений от нормального распределения.
Значение коэффициента детерминации (R-квадрат) составило в нашем случае 0,278. Это свидетельствовало о том, что вариация показателей мотивации достижений студентов объясняется вариацией показателей уровня самооценки примерно на 28%, остальные 72% объясняются воздействием других, не учтенных в исследовании, факторов.
Из таблицы «Коэффициенты» были получены значения коэффициента регрессии k, показывающего, насколько изменится в среднем значение результативного признака при увеличении факторного признака на единицу своего значения, и свободного члена b, отражающего усредненное влияние на результативный признак неучтенных факторов. В нашем случае k=4,020; b=10,208, следовательно, линейное уравнение регрессии имеет вид:
«Мотивация достижений» = 4,020 х «Самооценка» + 10,208
Из данной таблицы были взяты также значения стандартизированного коэффициента регрессии (Бета), критерия t-Стьюдента и его уровень значимости, т.к. в уравнение регрессии принимаются только те регрессионные коэффициенты, которые являются статистически значимыми.
Значение стандартизированного коэффициента регрессии (Бета), служащего показателем вклада независимой переменной в регрессионную модель, составило 0,278. Значение критерия t - Стьюдента было равно 3,175; эти коэффициенты значимы (0,002), следовательно, они были приняты в уравнение регрессии.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень самооценки студентов - будущих педагогов является предиктором уровня их мотивации достижений, нашла свое эмпирическое подтверждение.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
Список использованной литературы
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
2. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. - М.: АСВ, 2004. -224 с.
3. Молчанова О.Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость?// Психология: журнал высшей школы экономики. - 2006. - Т. 3 - №2, с. 23 - 51.
4. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. - 2006. - №2. - с.224 - 234.
© Зобнина Т.В., Кислякова Л.П., 2019
УДК 159.99; 159.98; 159.9.07
В.О. Огуй
Независимый исследователь, г.Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected] А. А. Тарасенко Независимый исследователь, г.Новочеркасск, РФ E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕДИТАЦИИ С "ПОЮЩИМИ ЧАШАМИ" В ПСИХИЧЕСКОМ И ФИЗИЧЕСКОМ ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
В данной статьей собраны актуальные данные научных исследований зарубежных рецензируемых трудов последних двух десятилетий, посвящённых психическим и физическим эффектам «поющих чаш», а также бинауральным ритмам и медитативным техникам, которые, наряду со стандартными методами групповой и индивидуальной психотерапии, позволяют добиться клинически выраженного противотревожного и анксиолитического эффектов. Выявленные физиологические эффекты, такие, как -снижение показателей кровяного давления, значимая редукция уровня соматической боли, ликвидация мышечного спазма - позволяют расширить показания для применения медитаций с «поющими чашами» у группы пациентов с психосоматической патологией или с сопутствующими хроническими заболеваниями. Данный вид медитации прост в применении на практике ввиду того, что звуки «поющих чаш» вызывают изменения электрической активности головного мозга, приводя к автономному состоянию глубокой релаксации, которую, зачастую, бывает сложно добиться у некоторых групп пациентов.
Ключевые слова:
медитация, «поющие чаши», бинауральные ритмы, соматическая патология, психические эффекты, тревожность, физическая боль.
«Поющие чаши» за последние два десятилетия стали предметом многих отечественных и зарубежных научных исследований, ввиду того, что их эффекты, которые ранее относились только лишь к категориям эзотерики и целительства, стали обретать психотерапевтическую и клиническую значимость в контексте оказываемых их звуками психических и соматических эффектов, которые обусловлены их звучанием. Разнообразные положительные модификации, возникающие под влиянием ритмов «поющих чаш» в организме человека, нашли отображение в целом ряде научных публикаций зарубежных авторов, которые изучали потенциальные и реальные свойства звуков в моделируемых экспериментах. Наряду с