Вербальное формирование модели самооценки качества функционирования
предприятий и организаций Дата: 10/09/2010 Номер: (23) УЭкС, 3/2010
Аннотация: В настоящей работе рассмотрены теоретические подходы самооценки применительно к менеджменту качества предприятий и организаций, которые идентифицируются как процедуры повышения результативности систем менеджмента качества.
Ключевые слова:процессы, самооценка, качество, предприятие.
Abstract: In persisting work are considered theoretical approaches self-appraisal to management quality enterprise with reference to and organization, which are identified as procedures of increasing result systems of management quality.
Keywords: processes, self-appraisal, quality, enterprise.
Сизикин Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент Тамбовский государственный технический университет
Выходные данные статьи: Сизикин А.Ю. Вербальное формирование модели
самооценки качества функционирования предприятий и организаций // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 3 (23). - № гос. рег. статьи 0421000034/0041. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Развитие новых технологий производства, подъём уровня культуры и образования потребителей, появление новых потребностей у людей ставят качество продукции и услуг на первое место. Качество оказывается тем ключевым фактором, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе и обеспечивает преуспевающее положение промышленного предприятия (ПП) с постоянной ориентацией на потребителей, которые являются главными оценщиками качества.
Динамично изменяющаяся окружающаяся среда, в которой работают современные предприятия и организации, вынуждает менеджеров применять новые управленческие концепции, такие, как реинжиниринг, бенчмаркинг, делегирование полномочий, концепцию обучающегося ПП. Очевидно, что для успешного внедрения новых концепций в существующую организационную структуру, необходимы основа, рамки и процесс, позволяющие скомбинировать новые элементы с глубокими знаниями, накопленными в любом ПП. Любое ПП можно рассматривать как совокупность людей с огромным опытом, обладающих реальным богатством потенциальных решений. Главный вопрос - как подключить этот источник знаний и затем достроить существующие структуры или выбрать новые направления необходимо найти способ
введения этих элементов в структуру и понять, как выбрать систематический подход к совершенствованию. Самооценка признается обеспечивающей ключевые стратегические рамки и критерии для управления ПП и для выявления возможностей совершенствования независимо от вида ПП.
Самооценка представляет собой оценивание, проводимое самим руководством и персоналом ПП, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности ПП и его системы менеджмента качества (СМК). Самооценка может использоваться ПП для сравнения своей деятельности с лучшими достижениями других предприятий и организаций, а также показателями мирового уровня по данному виду деятельности.
В общем виде самооценка осуществляется в следующей последовательности: планируются работы, связанные с самооценкой; назначается руководитель проекта; определяется группа самооценки и разрабатывается положение о ее работе; распределяются ответственность и полномочия между участниками самооценки; создается экспертная группа; проводится самооценка; разрабатывается и реализуется план мероприятий по результатам самооценки; осуществляется контроль за выполнением мероприятий по совершенствованию менеджмента качества; проводится повторная самооценка [1].
Благодаря анализу таких важнейших факторов современного менеджмента качества, как личная вовлеченность руководителей в работу по качеству, стратегическое планирование, оценка удовлетворенности потребителей и персонала и других, можно получить объективную и точную картину достижения поставленных целей. Группам оценщиков рекомендуется также подмечать как сильные стороны организации, так и сосредоточивать внимание на ее недостатках. Выявленные сильные стороны должны быть доведены до сведения всех сотрудников. Это проводится в рамках распространения передового опыта.
Вышеизложенное соответствует идеологии TQM (Total Quality Management -всеобщего управления качеством) , которая не отделяет самооценку менеджмента качества от общей системы управления ПП [2].
Таким образом, модель самооценки качества функционирования предприятий и организаций, по нашему мнению, должна: отражать стратегический подход к качеству продукции/услуг; охватывать все аспекты управленческой деятельности; основываться на ключевых принципах TQM; служить инструментом диагностического анализа, обеспечивающего руководству ПП основу для стратегического и оперативного планирования; формировать возможности для выявления областей потенциальных улучшений в соответствии с потребностями и имеющимися ресурсами; быть доступной для понимания на всех уровнях управления ПП, иметь простые и понятные критерии и показатели оценки.
Библиографический список
1. Пономарёв, С.В., Мищенко, С.В., Белобрагин, В.Я. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества: Учебное пособие / С.В. Пономарёв, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, / М.: РИА «Стандарты и качество». - 2004. - 248 с.
2. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие / С.В. Пономарёв, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, С.А. Пахомова, О.С. Пономарёва. - М.: РИА «Стандарты и качество». - 2005. С. 218-219.
№ гос. рег. статьи 0421000034/0041
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=195