Научная статья на тему 'Вербальное формирование модели самооценки качества функционирования предприятий и организаций'

Вербальное формирование модели самооценки качества функционирования предприятий и организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ / САМООЦЕНКА / КАЧЕСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / PROCESSES / SELF-APPRAISAL / QUALITY / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизикин Александр Юрьевич

В настоящей работе рассмотрены теоретические подходы самооценки применительно к менеджменту качества предприятий и организаций, которые идентифицируются как процедуры повышения результативности систем менеджмента качества.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сизикин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n persisting work are considered theoretical approaches self-appraisal to management quality enterprise with reference to and organization, which are identified as procedures of increasing result systems of management quality

Текст научной работы на тему «Вербальное формирование модели самооценки качества функционирования предприятий и организаций»

Вербальное формирование модели самооценки качества функционирования

предприятий и организаций Дата: 10/09/2010 Номер: (23) УЭкС, 3/2010

Аннотация: В настоящей работе рассмотрены теоретические подходы самооценки применительно к менеджменту качества предприятий и организаций, которые идентифицируются как процедуры повышения результативности систем менеджмента качества.

Ключевые слова:процессы, самооценка, качество, предприятие.

Abstract: In persisting work are considered theoretical approaches self-appraisal to management quality enterprise with reference to and organization, which are identified as procedures of increasing result systems of management quality.

Keywords: processes, self-appraisal, quality, enterprise.

Сизикин Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент Тамбовский государственный технический университет

sizikin.@bk.ru.

Выходные данные статьи: Сизикин А.Ю. Вербальное формирование модели

самооценки качества функционирования предприятий и организаций // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 3 (23). - № гос. рег. статьи 0421000034/0041. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Развитие новых технологий производства, подъём уровня культуры и образования потребителей, появление новых потребностей у людей ставят качество продукции и услуг на первое место. Качество оказывается тем ключевым фактором, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе и обеспечивает преуспевающее положение промышленного предприятия (ПП) с постоянной ориентацией на потребителей, которые являются главными оценщиками качества.

Динамично изменяющаяся окружающаяся среда, в которой работают современные предприятия и организации, вынуждает менеджеров применять новые управленческие концепции, такие, как реинжиниринг, бенчмаркинг, делегирование полномочий, концепцию обучающегося ПП. Очевидно, что для успешного внедрения новых концепций в существующую организационную структуру, необходимы основа, рамки и процесс, позволяющие скомбинировать новые элементы с глубокими знаниями, накопленными в любом ПП. Любое ПП можно рассматривать как совокупность людей с огромным опытом, обладающих реальным богатством потенциальных решений. Главный вопрос - как подключить этот источник знаний и затем достроить существующие структуры или выбрать новые направления необходимо найти способ

введения этих элементов в структуру и понять, как выбрать систематический подход к совершенствованию. Самооценка признается обеспечивающей ключевые стратегические рамки и критерии для управления ПП и для выявления возможностей совершенствования независимо от вида ПП.

Самооценка представляет собой оценивание, проводимое самим руководством и персоналом ПП, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности ПП и его системы менеджмента качества (СМК). Самооценка может использоваться ПП для сравнения своей деятельности с лучшими достижениями других предприятий и организаций, а также показателями мирового уровня по данному виду деятельности.

В общем виде самооценка осуществляется в следующей последовательности: планируются работы, связанные с самооценкой; назначается руководитель проекта; определяется группа самооценки и разрабатывается положение о ее работе; распределяются ответственность и полномочия между участниками самооценки; создается экспертная группа; проводится самооценка; разрабатывается и реализуется план мероприятий по результатам самооценки; осуществляется контроль за выполнением мероприятий по совершенствованию менеджмента качества; проводится повторная самооценка [1].

Благодаря анализу таких важнейших факторов современного менеджмента качества, как личная вовлеченность руководителей в работу по качеству, стратегическое планирование, оценка удовлетворенности потребителей и персонала и других, можно получить объективную и точную картину достижения поставленных целей. Группам оценщиков рекомендуется также подмечать как сильные стороны организации, так и сосредоточивать внимание на ее недостатках. Выявленные сильные стороны должны быть доведены до сведения всех сотрудников. Это проводится в рамках распространения передового опыта.

Вышеизложенное соответствует идеологии TQM (Total Quality Management -всеобщего управления качеством) , которая не отделяет самооценку менеджмента качества от общей системы управления ПП [2].

Таким образом, модель самооценки качества функционирования предприятий и организаций, по нашему мнению, должна: отражать стратегический подход к качеству продукции/услуг; охватывать все аспекты управленческой деятельности; основываться на ключевых принципах TQM; служить инструментом диагностического анализа, обеспечивающего руководству ПП основу для стратегического и оперативного планирования; формировать возможности для выявления областей потенциальных улучшений в соответствии с потребностями и имеющимися ресурсами; быть доступной для понимания на всех уровнях управления ПП, иметь простые и понятные критерии и показатели оценки.

Библиографический список

1. Пономарёв, С.В., Мищенко, С.В., Белобрагин, В.Я. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества: Учебное пособие / С.В. Пономарёв, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, / М.: РИА «Стандарты и качество». - 2004. - 248 с.

2. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие / С.В. Пономарёв, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, С.А. Пахомова, О.С. Пономарёва. - М.: РИА «Стандарты и качество». - 2005. С. 218-219.

№ гос. рег. статьи 0421000034/0041

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.