Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование самооценки менеджмента качества предприятий и организаций'

Теоретическое обоснование самооценки менеджмента качества предприятий и организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / САМООЦЕНКА / КАЧЕСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизикин А. Ю.

В статье рассмотрены процессы самооценки применительно к менеджменту качества промышленных предприятий и организаций, которые идентифицируются как процедуры повышения результативности систем менеджмента качества в рамках действия информационной парадигмы качества продукции и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сизикин А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование самооценки менеджмента качества предприятий и организаций»



ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

А. Ю. СИЗИКИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества E-mail: [email protected]. Тамбовский государственный технический университет

В статье рассмотрены процессы самооценки применительно к менеджменту качества промышленных предприятий и организаций, которые идентифицируются как процедуры повышения результативности систем менеджмента качества в рамках действия информационной парадигмы качества продукции и услуг.

Ключевые слова: процесс, самооценка, качество, предприятие.

В настоящее время промышленная сфера экономики России находится в стадии эволюционного развития. Трехмерная вербальная модель в виде схемы управления промышленным предприятием Сент-Геллена [1] отражает новую концепцию менеджмента качества, построенную на постулате взаимосвязи общего менеджмента промышленного предприятия с менеджментом качества. В ней имеются:

- три уровня управления (нормативный, стратегический, оперативный или текущий);

- три аспекта (структура, деятельность, поведение);

- три составляющие (результаты или затраты, качество, время).

Модель работает на корпоративное развитие предприятия, причем именно качество в ней оказывается тем ключевым фактором, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе и обеспечивает преуспевающее положение предприятия с постоянной ориентацией на потребителей, которые являются главными оценщиками качества.

Системы качества промышленного предприятия имеют, как правило, один и тот же набор элементов — подсистемы мотивации к всеобщему менеджменту качества (TQM — Total Quality Management), тотальному обучению TQM и международным стандартам качества ИСО серии 9000, сертификации и самооценки по моделям качества с соответствующими процедурами. Такие процедуры обеспечивают нормативно установленный (институциональный) порядок оценки результативности менеджмента качества по схеме, состояние которой в абсолютной форме выражает сущность и полноту процедур качества.

На различных уровнях научной абстракции проблемы самооценки менеджмента качества промышленного предприятия исследовались по определенным направлениям.

Например, А. Е. Хачатуровым и Ю.А. Куликовым выявлены три этапа внутренней эволюции концепции TQM и подходов к развитию менеджмента качества от степени формализации качества (качество в производстве: качество продукции и производственного процесса и формализованное качество) до стадии развития (сертификация на соответствие ИСО 9001 (2, 3), формализованная система качества) — стратегический менеджмент качества: качество контроля и менеджмент процесса, стратегический бенчмаркинг, премия качества, диагностическая самооценка [4].

Премии качества выступают, с одной стороны, как современная тенденция развития системного подхода к управлению качеством, а с другой — как

инструмент институционального регулирования деятельности промышленного предприятия. Систематизация и классификация премий качества проведена в работах Ю.Р. Еналеевой, Т. А. Сали-мовой, О. С. Щукина и др. [2, 5].

В основу любой премии качества заложены институциональные процедуры, каждая из которых имеет свою информационную нагрузку, причем в основу Европейской премии качества положена европейская схема (модель) делового совершенства, учитывающая эволюцию подходов промышленного предприятия к внедрению TQM, а также результативность и эффективность производственного менеджмента качества Японии и США.

Промышленное предприятие рассматривается как объект менеджмента качества. Промышленный сектор РФ развивается в направлении универсализации и интеграции при сосуществовании и согласовании стратегий развития со стратегиями сопредельных секторов экономики. Это происходит путем естественного отбора, т. е. в конкурентном порядке или же в духе конвергенции. Конкуренция обеспечивает должное качество продукции, а сотрудничество позволяет рассчитывать на получение эффекта синергической связи, т. е. эффекта совместного действия элементов системы (партнеров). Промышленное предприятие, нацеленное нараз-витие, функционирует по хаордическому сценарию Хабарова — Пригожина: требование порядка (order) относится преимущественно к форме и структуре предприятия, а допущения хаотичности — к его межсистемному функционированию. В формировании структуры предприятия необходимо обеспечивать соблюдение принципов эволюционности, в то время как в функционировании возможны качественные скачки. При формировании хаор-дического предприятия возможно появление особого вида системной симметрии — хаордической, когда область упорядочения рассматривается как симметричная неупорядоченная, при этом в пограничной зоне возникают возможности получения хаордического синергизма, т. е. эффекта совместного действия упорядоченной и неупорядоченной частей, каксистемы [1].

В этом случае воспроизводственный цикл формирует двухуровневую систему управления качеством продукции промышленного предприятия, причем качество выступает в роли экономического регулятора с институциональной установкой, формирующейся за счет реализации стратегии TQM и внедрения в промышленную практику международных стандартов качества серии ИСО 9001:2008.

При исследовании динамики менеджмента качества промышленного предприятия нами культивируется поведенческий подход к анализу качественно-функциональных характеристик предприятия как динамической экономической системы. Промышленное предприятие выступает в форме самостоятельного экономического института качества продукции, причем любое изменение позиции отрасли должно восприниматься как изменение миссии, видения и кредо, а также уровня качества.

В динамике качества функционирования промышленной сферы экономики России выявлены следующие институционально-структурные сдвиги: возникновение целого каскада переходных процессов в рамках изучаемой предметной области; наличие сильных экономических флуктуаций; эффект начальных условий (эффект от инерционности наследования). Ранг отрасли промышленного предприятия соответствует определенному уровню качества и конкурентоспособности продукции, который отображается через мультипликатор как «стартовое» качество переходной функции непрерывного улучшения качества продукции в соответствии с установленными и предполагаемыми требованиями потребителей.

При самооценке менеджмента качества предприятия важными являются вопросы снижения цены при одновременном сохранении или даже повышении качества продукции и услуг. Оптимизацию уровня качества продукции К, выпускаемой предприятием, предложено осуществлять на основе решения следующей задачи: ТУ

К =-^ тах,

ц

где ТУ — технический уровень продукции (показатели назначения, надежности, эргономические, экологические, патентно-правовые и

др-);

Ц— цена продукции;

Функциональная связь качества продукции КП, потребительной стоимости ПС и полезного эффекта ПЭ представляетсобой функцию: ПС=/(КП, ПЭ).

Одной из главных задач самооценки менеджмента качества промышленного предприятия является повышение ее оперативности, т. е. своевременное обнаружение допустимых дефектов (отклонений) в процессе работы и их предотвращение.

Если воспользоваться терминами и обозначениями, принятыми в общей теории управления, то относительно менеджмента качества предприятия эту задачу можно формализовать следующим образом:

вопроси

30 (195) - 2010

С

Начало

Блок-схема идентификации процедур самооценки менеджмента качества предприятий и организаций

Формирование команды качества на предприятии

Обучение специалистов по качеству

Определение плана самооценки менеджмента качества

План работы, график документооборота, ответственные работники

Подготовка проекта анализа качества Формирование

функционирования предприятия системы критериев и

+ самооценки

Проведение самооценки менеджмента

качества на предприятии ---—"

+

Анализ результатов Письменный отчет

(удовлетворенность потребителей, акционеров и общества в целом) _______

Разработка системы корректирующих действий

Определение наиболее существенных критериев и показателей системы менеджмента качества предприятия

Определение целей и приоритетов в области менеджмента качества

Разработка документации по самооценке менеджмента качества предприятия

Руководство по качеству

Создание системы внутреннего аудита качесвта

Корректирующие действия

-Ч Отчеты

Анализ функционирующей системы

___--

Повышение результативности и эффективности менеджмента качества

Совершенствование самооценки менеджмента качества

(1)

где Д К— изменение значения показателя качества; К^ — текущее значение одного из параметров, характеризующих фактическое состояние объекта управления;

Кз — значение параметра, заданное программой управления.

Разность является основанием для выработки управленческого решения при получении обратной информации о состоянии предприятия. При соблюдении неравенства управленческое решение должно быть направлено на поддержание существующего (фактического) состояния объекта управления. В противном случае (|Д^[ < Д где Z — предельно допустимое отклонение значения параметра К^ от заданного) это решение должно предусматривать такое управляющее воздействие на объект управления, которое восстановит условие, выраженное формулой (1).

На состояние системы управления качеством оказывают влияние не только целенаправленные управляющие воздействия, но и помехи, факторы непредвиденного характера, вызывающие недопустимые отклонения значения К^ от Кз (неритмичная работа служб, перебои в снабжении материалами, продуктами, разладка технологического оборудования, нарушение трудовой дисциплины и т. д.). Эти помехи и факторы обусловливает возникновение дефектов и снижение качества продукции.

Этапы трансформации состояния функционирования предприятия в условиях наполнения информационной парадигмы качества настраивают стратегию его развития на идентификацию процедур самооценки менеджмента качества

(см. рисунок). Настройка системы менеджмента качества предприятий и организаций осуществляется по результатам ее самооценки по процедурам модели (схемы) делового совершенства [2, 5].

Таким образом, на самооценку менеджмента качества возлагаются следующие функции:

- получение достоверной и точной информации о значениях параметров К^,

- определение величины и знака Д К;

- передача соответствующего донесения субъекту управления для выработки оптимального управленческого решения;

- команда, предусматривающая реализацию намеченного управляющего воздействия.

В целом подход к управлению качеством на основе процедур самооценки выступает как циклически повторяющаяся система долгосрочных управленческих решений, каждый цикл которой начинается с формирования политики и стратегии и заканчивается оценкой результатов деятельности.

На базе анализа всех составляющих самооценки должна осуществляться как постановка целей в области качества, так и идентификация основных и вспомогательных производственных процессов и обеспечивающих их ресурсов.

Однако задачи самооценки шире, чем просто выявление возможностей для усовершенствований. При проведении самооценки происходит выяснение представлений и мотивов предприятия (чего мы хотим), собственных качеств (какие мы есть), положения дел в организации (о чем мы думаем, чему придаем значение) и отношения к основной деятельности (как мы работаем) [3].

Список литературы

1. ПригожинИ., СтенгерсИ. Порядокизхаоса. М.: Прогресс, 1982.

2. Салимова Т. А., Еналеева Ю. Р. Самооценка деятельности организации: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2006.

3. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учеб. пособие / C.B. Пономарев, C.B. Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов и др. М.: Стандарты и качество, 2005.

4. ХачатуровА. Е., Куликов Ю.А. Основы менеджмента качества. М: Дело и сервис, 2003.

5. Щукин О. С. Самооценка деятельности организации по центрированной модели: концептуально-методологические основы адаптивного подхода: монография. Воронеж: ВГУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.