Научная статья на тему 'Геометрический образ развития моделей самооценки менеджмента качества предприятий и организаций'

Геометрический образ развития моделей самооценки менеджмента качества предприятий и организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ПРЕДПРИЯТИЕ / РАЗВИТИЕ / САМООЦЕНКА / QUALITY MANAGEMENT / ENTERPRISE / DEVELOPMENT / SELF-APPRAISAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизикин Александр Юрьевич

В статье представлен геометрический образ стратегии развития моделей самооценки менеджмента качества предприятий и организаций, которая направлена на выявление слабых и сильных сторон деятельности предприятий в области качества, относительно поставленных задач; планирование необходимых улучшений и нововведений в соответствии с его возможностями; использование полученных оценок в процессах оперативного и стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сизикин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOMETRICAL IMAGE OF DEVELOPMENT OF MODELS OF SELF-APPRAISAL QUALITY MANAGEMENT OF ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS

In article the geometrical image of development strategy of models of self-appraisal of quality management of enterprises and organizations which is directed on revealing weak and strong parts of activity of enterprises in the field of quality concerning tasks in view is presented; planning of necessary improvements and innovations according to its possibilities; use of the received estimations in processes of operative and strategic planning.

Текст научной работы на тему «Геометрический образ развития моделей самооценки менеджмента качества предприятий и организаций»

УДК 65.018

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

© Александр Юрьевич СИЗИКИН

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества,

e-mail: [email protected]

В статье представлен геометрический образ стратегии развития моделей самооценки менеджмента качества предприятий и организаций, которая направлена на выявление слабых и сильных сторон деятельности предприятий в области качества, относительно поставленных задач; планирование необходимых улучшений и нововведений в соответствии с его возможностями; использование полученных оценок в процессах оперативного и стратегического планирования.

Ключевые слова: менеджмент качества; предприятие; развитие; самооценка.

Современные воззрения на менеджмент качества предприятий и организаций определяют самооценку как важнейший инструмент непрерывного улучшения деятельности. Однако задачи самооценки шире, чем просто выявление возможностей для усовершенствований. При проведении самооценки происходит выяснение представлений и мотивов предприятия (чего мы хотим), собственных качеств (какие мы есть), положения дел в организации (о чем мы думаем, чему прида-

ем значение) и отношения к основной деятельности (как мы работаем) [1].

Модели самооценки менеджмента качества, в которых воплотилось наиболее детальное и всестороннее использование принципов TQM (Total Quality Management - Глобальный менеджмент качества) - это модели национальных премий за качество. Наиболее престижными в мире премиями качества являются национальная премия США, Европейская награда за качество, Японская пре-

мия качества и Российская премия качества. Основная идея данных моделей состоит в том, что удовлетворение всех категорий потребителей и влияние IIII на общество достигается через лидерство в политике и стратегии, управлении персоналом, ресурсами и процессами.

Каждая организация может иметь собственные практические решения, собственную модель самооценки, разработанную на основе принципов TQM. Критерии премий качества помогают организации выделить приоритеты в своей деятельности и структурировать систему менеджмента качества (СМК) в форме международной принятой модели.

Самооценка, направленная на повышение качества продукции и услуг, нацелена на вовлечение в экономическую сферу II различного рода резервов. Резерв, как правило, представляет собой запас чего-либо, создаваемый и сохраняемый до наступления определенных событий, с которыми связана необходимость привлечения того, что было зарезервировано. Резервирование направлено на минимизацию рисков, обусловленных: а) непредвиденными обстоятельствами - событиями внешними по отношению к экономическому субъекту рынка, которые IIII в состоянии предвидеть, но, зачастую, не в силах избежать; б) предвиденными обстоятельствами - целенаправленными действиями самого II по реализации стратегии TQM.

Предприятия и организации взаимодействуют друг с другом через соответствующие поля менеджмента качества, реализуя индивидуальные и (или) коллективные экономические цели (видение IIII) [2, с. 11]. Более того, подобное определение в значительной степени соответствует варианту, предложенному Г. Джонсом, согласно которому самоорганизация является ответом на нужды индивидуумов, представляя собой средство их удовлетворения посредством создания ценности [3, с. 4]. Такое состояние IIII соответствует «звезде» самооценки менеджмента качества (рис. 1) [4, с. 101-110].

Экономический анализ работ, раскрывающих те или иные элементы теоретикометодического аппарата самооценки отдельных показателей СМК, показывает, что проблема оценки СМК разработана лишь по отдельным направлениям. Многие теоретические и научно-прикладные вопросы развития

СМК в силу их многогранности и много-уровневости не учитывают особенности систем качества отдельной отрасли и соответственно особенности выпускаемой продукции

[2, 3].

Реализация стратегии развития самооценки менеджмента качества ПП требует разработки концепции развития ее модели, основу которой составляют следующие положения: главная цель - построение эффективной СМК ПП, позволяющей обеспечить высокое качество продукции; основная задача - повышение эффективности всех процессов ПП; методы решения - выбор модели управления ПП, охватывающей все аспекты управленческой деятельности; разработка комплекса критериев, позволяющих оценить эффективность управления процессами и предоставить информацию для их совершенствования; ожидаемые результаты - повышение степени удовлетворенности внутренних и внешних потребителей, сокращение издержек, экономическое и социальное развитие ПП [4].

Анализ институционально-структурных динамических изменений качества функционирования промышленной сферы РФ (предприятие ^ СМК ^ продукция) позволяет выделить этапы реформирования и развития «пирамиды» самооценки менеджмента качества промышленной сферы России: I - этап децентрализации (формирование качества); II - приватизационный этап (обеспечение качества); III - социальный этап (контроль качества); IV - институционально-программный этап (программно-целевое управление качеством); V - этап робастности СМК предприятий (устойчивость показателей качества во времени).

«Пирамида» самооценки (Пс) менеджмента качества 1111 (рис. 2) формируется посредством системного объединения качества 1111 (Кпп), качества продукции (КП) и качества СМК (КСМК): ПС = КПП и КП и КСМК.

Динамика адаптивного развития качества в сфере 1111 выявляет трансформацию «пирамиды» самооценки менеджмента качества вследствие возникновения целого каскада переходных процессов качества, наличия сильных экономических флуктуаций процессов качества и эффекта начальных условий («стартовое» качество - от инерционности наследования).

_________Самооценка менеджмента качества предприятия___________

Качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев, акционеров, потребителей и служащих

Платформа Трм и СМК

Рис. 1. «Звезда» самооценки менеджмента качества предприятий и организаций

Ксмк

Кпп

Рис. 2. Схема «пирамиды» самооценки менеджмента качества 1111: Я - ядро системного объединения феноменологии качества, информации и самооценки

Ранг менеджмента качества ПП соответствует определенному уровню развития «пирамиды» самооценки, который отображается через «мультипликатор» как «стартовое» качество ^-образных функций развития качества ПП, качества продукции и качества СМК (рис. 3-5).

Комплементарность жизненных циклов качества развития ПП, продукции и СМК выделяет самооценку как экономический ре-

гулятор качества ПП и качества продукции (рис. 6).

Конвергенция полей развития Прпп, ПРП

и ПРСМК (рис. 3-5) в «пирамиде» самооценки менеджмента качества ПП выявляет комплементарное взаимодействие жизненных циклов предприятия, продукции и самооценки СМК (рис. 7).

Рис. 3. ^-образная функция развития качества ПП: (КППН, тн); (КППК, тк) - координаты начальной и конечной точек развития качества ПП; ПР - поле развития качества ПП

Рис. 4. ^-образная функция развития качества продукции: (КПН, тн); (КПК, тк) - координаты начальной и конечной точек развития качества продукции; ПРП - поле развития качества продукции

Рис. 5. ^-образная функция развития качества СМК: (КСМКн, тн); (КСМКк, тк) - координаты начальной и конечной точек развития качества СМК; ПР - поле развития качества СМК

г РСМК г

Рис. 6. Структура взаимодействия ПП и самооценки СМК: 1 - предприятие; 2 - СМК; 3 - институциональная уставка (настройка); 4 - обратная связь; 5 - индикатор качества СМК

Развитие

Рис. 7. Жизненный цикл развития менеджмента качества ПП: 1 - жизненный цикл качества СМК; 2 - жизненный цикл качества ПП; 3 - жизненный цикл качества продукции; 51, 52, 53 - ^-образная кривая качества развития СМК, ПП и продукции (положительная фаза развития); 54, 55, 56 - отрицательная фаза качества развития СМК, ПП и продукции; УКР - устойчивое качество развития ПП на временном лаге: Дт = т2 - т1; т - продолжительность жизненного цикла, лет

а)

СМК

ф

Л А

v

б)

-ЬШг

-+Ш2

+Ш3

Рис. 8. Структура построения самооценки СМК ПП: а - радиальная: 1 - концепция TQM; 2-4 ■ надсистемы CMК; 5-9 подсистемы CMК; б - шинная: Ш1 - Ш3 - двунаправленные шины

Рис. 9. Геометрический образ «контрольной карты» самооценки менеджмента качества: 1, 2,

3 - верхний, средний и нижний уровни развития менеджмента качества, соответственно; 4 - изменение СМК во времени; 5, 6 - процессы СМК вне зоны вариации: оперативное принятие управленческих решений

Рис. 10. Структура адаптивной модели самооценки менеджмента качества ПП: 1 - продукция; 2 - регулятор потребностей (требования, ожидания, удовлетворенность); 3 - уставка регулятора, отражающая воздействие конкурентной среды на функционирование CMK; 4 - процессы жизненного цикла ПП; 5 - менеджмент процессов; б - ресурсы по концепции б «M» (материалы (materials) - M1; машины, оборудование (mashines) - M2; персонал (man) - M3; методы (methods) - M4; измерения (metrology) - M5; окружающая среда (media) - Ms)); 7 - менеджмент ресурсов; В - менеджмент качества; 9 - миссия, видение и кредо ПП (институциональный регулятор); 1O - уставка регулятора, отражающая результаты позиционирования ПП во внешней среде; 11 - адаптер (камертон) процедур делового совершенства CMK

so

Cамооценка качества функционирования CMK выявляет структуру CMK (состояние) и обязанность (способность) выполнять функции качества (функционирование). фрукту -ра самооценки CMK формируется на этапе ее проектирования по миссии, видению и кредо CMK, сформированных по результатам позиционирования конъюнктуры рынка. По данному признаку структуры самооценки CMK целесообразно разделить на: построенные по радиальной (рис. 8, а) и шинной структуре (рис. 8, б).

Caмооценкa менеджмента качества ПП, сформированная по n-й шинной структуре, (рис. 8, б) (n - количество шин обеспечения робастности CMK) по сравнению с радиальной структурой (рис. 8, а) обладают рядом встроенных преимуществ: а) CMK создает аппарат самонастраивания рыночных процессов на затраты и изменения института предприятия, что повышает стабильность, сбалансированность и гибкость реагирования промышленной сферы РФ; б) CMK обеспечивают систему самонаведения на выполнение потребностей покупателей, т. к. в рыночной экономике побеждает тот, кто производит покупаемые, а не лишние товары; в) широкая экономическая интеграция, чтобы CMK стала языком международного общения, а методология управления качеством продукции предприятия, принятая во всем мире, позволяет предприятию легче войти в мировое хозяйственное пространство [5].

Caмооценку менеджмента качества предприятий и организаций целесообразно осуществлять в виде «контрольных карт» качества по Шьюхарду, геометрический образ которой представлен на рис. 9.

В целом самооценка СМК предприятия, построенная по шинной структуре (рис. 8, б) и отвечающая требованиям контрольной карты (рис. 9), обеспечивает нормальное состояние его функционирования, характеризующее устойчивое качество развития менеджмента ПП по результатам оценки результативности. Данные процедуры соответствуют структуре адаптивной модели самооценки менеджмента качества (рис. 10).

Можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует необходимость разработки соответствующей методологии развития моделей самооценки, определения результативности и эффективности критериев и показателей менеджмента качества ПП [6]. К их решению необходимо подходить комплексно, с учетом степени удовлетворенности различных групп, заинтересованных в устойчивом функционировании предприятия.

1. Просветов Г.И. Управление качеством: задачи и решения. M., 2009.

2. Шастико А.Е. Экономическая теория организации. M., 2007.

3. Jones G. Organizational Theory. Text and Cases. N. Y., 1995.

4. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. M., 2000.

5. Салимова Т.А., Еналеева Ю.Р. Caмооценкa деятельности организации. M., 2006.

6. Щукин О.С. Caмооценкa деятельности организации по центрированной модели: концептуально-методологические основы адаптивного подхода: монография. Воронеж, 2007.

Поступила в редакцию 28.0б.2011 г.

UDC 65.018

GEOMETRICAL IMAGE OF DEVELOPMENT OF MODELS OF SELF-APPRAISAL QUALITY MANAGEMENT OF ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS

Aleksander Yuryevich SIZIKIN, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Economic Analysis and Quality Department, e-mail: [email protected]

In article the geometrical image of development strategy of models of self-appraisal of quality management of enterprises and organizations which is directed on revealing weak and strong parts of activity of enterprises in the field of quality concerning tasks in view is presented; planning of necessary improvements and innovations according to its possibilities; use of the received estimations in processes of operative and strategic planning.

Key words: quality management; enterprise; development; self-appraisal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.