Научная статья на тему 'Экономический анализ формирования процедур делового совершенства менеджмента качества промышленных предприятий и организаций'

Экономический анализ формирования процедур делового совершенства менеджмента качества промышленных предприятий и организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА КАЧЕСТВА / INDUSTRIAL PLANTS MANAGEMENT QUALITY / FORMING OF BUSINESS PERFECTION PROCEDURES / INFORMATIONAL PARADIGM OF QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдукаримов Вячеслав Исматович, Герасимов Борис Иванович, Сизикин Александр Юрьевич

Рассмотрены процедуры делового совершенства применительно к менеджменту качества промышленных предприятий и организаций, которые обосновьшаются не только как социально-экономические, но и как процедурно-инструментальные ценности, и условия возрастания результативности системы менеджмента качества в рамках действия информационной парадигмы качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдукаримов Вячеслав Исматович, Герасимов Борис Иванович, Сизикин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic analysis of formation of procedures of business perfection of the quality management of the industrial enterprises and organizations

The article deals with the procedures of business perfection as applied to the quality management of industrial plants and organizations; such procedures are grounded as not only social-economic, but also as procedural-instrumental values, and conditions of efficiency increasing of quality management system within the limits of the informational paradigm of quality.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ формирования процедур делового совершенства менеджмента качества промышленных предприятий и организаций»

1. Малькова Т.Н. Методологические проблемы достаточности бухгалтерской информации аудита себестоимости // Известия СПбГУЭиФ. 1996. № 1. С.105.

2. Алибеков Ш.И. Аудит затрат на производство. СПб., 2004. С. 43.

3. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технологическая волна на Западе. М., 1986. С. 346.

4. Трофимова Р. П. Культура. Экономика. Финансы. М., 2006.

Поступила в редакцию 18.G2.2GG8 г.

Perezhogin V.Y., Gerasimov B.I. Formation and development of information reserves of quality improvement of production and services in commercial organization. The paper considers problems and mechanisms of interaction of economic categories «information» and «quality» from the point of formation, development and application of information reserves of quality improvement of production and services in a commercial organization.

Key words: information, reserves, quality.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

В.И. Абдукаримов, Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин

Рассмотрены процедуры делового совершенства применительно к менеджменту качества промышленных предприятий и организаций, которые обосновываются не только как социальноэкономические, но и как процедурно-инструментальные ценности, и условия возрастания результативности системы менеджмента качества в рамках действия информационной парадигмы качества.

Ключевые слова: менеджмент качества промышленных предприятий, формирования процедур делового совершенства, информационная парадигма качества.

Промышленная сфера экономики России находится в стадии эволюционного развития. Трехмерная вербальная модель в виде схемы управления промышленным предприятием (ПП) Сент-Геллена [1] отражает новую концепцию менеджмента качества, построенную на постулате взаимосвязи общего менеджмента ПП с менеджментом качества. В ней имеются три уровня управления: нормативный, стратегический, оперативный (текущий); три аспекта: структура, деятельность, поведение; три составляющие: результаты (затраты), качество, время. Модель работает на корпоративное развитие ПП. Качество оказывается тем ключевым фактором, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе и обеспечивает преуспевающее положение ПП [1] с постоянной ориентацией на потребителей, которые являются главными оценщиками качества. Системы качества ПП имеют, как правило, один и тот же набор элементов - подсистемы мотивации к всеобщему менеджменту качества (TQM -Total Quality Management), тотального обучения TQM (международных стандартов ка-

чества ИСО 9000, ИСО 14000, 9000), сер-

тификации и самооценки по моделям качества с соответствующими процедурами. Такие процедуры обеспечивают нормативно установленный (институциональный) порядок оценки результативности менеджмента качества по схеме, состояние которой в абсолютной форме выражает сущность и полноту процедур качества.

В рассматриваемом совершенстве заключен процесс, время и динамика, в которых оно возникло, процедуры в нем реализованы, но само оно уже состояние функционирования менеджмента качества, вершина и абсолют, существующей как таковой.

На различных уровнях научной абстракции проблемы менеджмента качества ПП исследовались по определенным направлениям.

Основным подходам к производственному управлению качеством посвящены труды зарубежных авторов: М. Вебера, В. Де-минга, И. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Т. Тагути, Ф. Тейлора, А. Фейгенбаума,

А. Шухарта, Дж. Харрингтона, а также совре-

менные отечественные исследования, среди которых широко известны работы Л.М. Бадалова, В.Я. Белобрагина, Б.И. Герасимова, В.Г. Версана, А.В. Гличева, Д.С. Демиденко,

A.Л. Денисовой, Е.М. Карлика, Д.С. Львова,

B.В. Окрепилова, С.В. Пономарева, Т.А. Салимовой, В.И. Синько, Н.С. Яшина и других авторов.

Проблемы эволюции взглядов на качество, связывая ее с развитием менеджмента, отражены в модели В.Е. Швеца, «лестнице и звездах качества» В.А. Лапидуса. Т. Конти, А.Е. Хачатуровым и Ю.А. Куликовым выявлены три этапа внутренней эволюции концепции TQM и подходов к развитию менеджмента качества от степени формализации качества (качество в производстве: качество продукции и производственного процесса и формализованное качество) до стадии развития (сертификация на соответствие ИСО 9001-2-3, формализованная система качества) - стратегический менеджмент качества: качество контроля и менеджмент процесса, стратегический бенчмаркинг, премия качества, диагностическая самооценка.

Премии качества выступают, с одной стороны, как современная тенденция развития системного подхода к управлению качеством, а с другой - как инструмент институционального регулирования деятельности ПП. Систематизация и классификация премий качества проведена Т. Конти, а также в работах М.К. Варгина, В.Н. Галеева, В.С. Дубинина, Ю.Р. Еналеевой, С.В. Рыбалкина, Т.А. Салимовой.

В основу любой премии качества заложены институциональные процедуры, каждая из которых имеет свою информационную нагрузку, причем в основу Европейской премии за качество положена европейская схема (модель) делового совершенства, учитывающая эволюцию подходов ПП к внедрению TQM, а также результативность и эффективность производственного менеджмента качества Японии и США.

Промышленное предприятие рассматривается как объект менеджмента качества. Промышленный сектор РФ развивается в направлении универсализации и интеграции при сосуществовании и согласовании стратегий развития со стратегиями сопредельных секторов экономики. Это происходит путем естественного отбора, т. е. в конкурентном

порядке или же в духе конвергенции. Конкуренция обеспечивает должное качество продукции, а сотрудничество позволяет рассчитывать на получение эффекта синергической связи, т. е. эффекта совместного действия участков (партнеров). ПП, нацеленное на развитие, функционирует по хаордическому сценарию Хабарова - Пригожина [2]:

а) требования порядка (order) относятся преимущественно к форме и структуре ПП, а допущения хаотичности - к его межсистем-ному функционированию;

б) в формировании структуры ПП необходимо обеспечивать соблюдение принципов эволюционности, в то время как в функционировании возможны качественные скачки;

в) при формировании хаордического ПП возможно появление особого вида системной симметрии - хаордической, когда область упорядочения рассматривается как симметричная неупорядоченная, при этом в пограничной зоне возникают возможности получения хаордического синергизма, т. е. эффекта совместного действия упорядоченной и неупорядоченной частей ПП, как системы.

В этом случае воспроизводственный цикл формирует двухуровневую систему управления качеством продукции ПП, причем качество выступает в роли экономического регулятора с институциональной уставкой, формирующейся за счет реализации стратегии TQM и внедрения в промышленную практику международных стандартов качества серии ИСО 9000:2000.

Институционально-структурные динамические изменения отраслей народного хозяйства РФ (1989-2005 гг.) сформировали институционально-бенчмаркинговое пространство адаптивного развития промышленной сферы России в функциональновременных координатах. При исследовании динамики ПП нами культивируется поведенческий подход к анализу качественнофункциональных характеристик ПП как динамической экономической системы. ПП выступает в форме самостоятельного экономического института качества продукции, причем любое изменение позиции отрасли должно восприниматься как изменение миссии, видения и кредо, а также уровня качества ПП.

Рис. 1. Функциональная структура адаптивной системы управления качеством ПП: 1 - продукция; 2 - регулятор потребностей (требования, ожидания, удовлетворенность); 3 - уставка регулятора, отражающая воздействие конкурентной среды на функционирование системы качества; 4 - процессы жизненного цикла ПП; 5 - менеджмент процессов; 6-ресурсы по концепции 6М; 7 - менеджмент ресурсов; 8 - менеджмент качества; 9 - миссия, видение и кредо ПП (институциональный регулятор); 10 - уставка регулятора, отражающая результаты позиционирования ПП во внешней среде; 11 - адаптер (камертон) процедур делового совершенства системы менеджмента качества.

В динамике выявлены следующие институционально-структурные сдвиги в сфере ПП на экономическом фоне других отраслей народного хозяйства: 1) возникновение целого каскада переходных процессов в рамках изучаемой предметной области; 2) наличие сильных экономических флуктуаций; 3) эффект начальных условий (эффект от инерционности наследования). Ранг отрасли ПП соответствует определенному уровню качества продукции, который отображается через «мультипликатор» как «стартовое» качество переходной функции непрерывного улучшения качества продукции в соответствии с установленными и предполагаемыми требованиями потребителей.

Динамика производства валовой добавленной стоимости и рентабельности ПП представляют собой переходные процессы «мультипликатора» как экономического регулятора развития ПП, оптимальные настройки которого обеспечивают заданную степень колебательности конъюнктуры рынка продукции ПП при минимуме интегрального квадратичного критерия качества, формализованного показателя качества институциональных процессов этапов преобразования и развития ПП. При этом институциональные резервы повышения качества продукции ПП позволяют реализовать на практике принцип инвариантности ПП как института качества продукции, поскольку отклонение качества продукции от заданного значения потребителем должно быть тождественно нулю при любых колебаниях конъюнктуры рынка продукции ПП.

Этапы трансформации состояния функционирования ПП в условиях наполнения информационной парадигмы качества настраивают кайзен стратегию его развития на формирование процедур менеджмента качества (рис. 1). Настройка системы качества осуществляется по результатам ее самооценки по процедурам модели (схемы) делового совершенства.

1. Хачатуров А.Е., Куликов Ю.А. Основы менеджмента качества. М., 2003. С. 76.

2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1982.

Поступила в редакцию 29.10.2007 г.

Abdukarimov V.I., Gerasimov B.I., Sizikin A.Yu. The economic analysis of formation of procedures of business perfection of the quality management of the industrial enterprises and organizations. The article deals with the procedures of business perfection as applied to the quality management of industrial plants and organizations; such procedures are grounded as not only social-economic, but also as procedural-instrumental values, and conditions of efficiency increasing of quality management system within the limits of the informational paradigm of quality.

Key words: industrial plants management quality, forming of business perfection procedures, informational paradigm of quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.